Институт права существует в каждом государстве, поэтому закономерно, что время от времени у простых граждан, которые столкнулись с несправедливым отношением к ним чиновников, возникает вопрос, для чего нужно право, если оно соблюдается только по отношению к отдельным категориям населения. В принципе, этот вопрос настолько обширен, что его обсуждают политики и юристы, исполнители и граждане, но в то же время, абсолютно все понимают, что права человеку необходимы.

Законодательство, регулирующее права

С момента рождения, человек приобретает конкретные права, которые закреплены в Конституции РФ, а также в Международной Конвенции по правам человека – этот документ ратифицирован, как Россией, так и другими государствами, входящими в состав СНГ. Все законы, которые принимаются в государстве, обязательно должны учитывать данный документ, впрочем, как и Конституцию. Человек, который не имеет прав, не является личностью – ранее таких прав не имели рабы, которые являлись собственностью зажиточных граждан на начальном этапе развития правоотношений на нашей планете. Крепостное право, которое существовало в Царской России, также не подразумевало многих прав для крепостных крестьян. После его отмены, многие крестьяне, которые стали вольными, не понимали, зачем нужно право на свободное перемещение, на переезд и на прочие привилегии, которых у них раньше не было.

Конечно же, в наши дни, каждый гражданин понимает, что без определенных прав, закрепленных в Конституции, он бы не существовал. Так, все мы имеем право на образование, которое закреплено в вышеуказанном документе. Другое дело, что одни родители распоряжаются этим правом совсем иначе, чем необходимо, лишая возможности ребенка посещать школу. За такие нарушения прав ребенка, их лишают родительских прав, забирая детей в специализированные учреждения. Другие родители всеми возможными способами пытаются реализовать право ребенка на обучение, давая ему возможность получить образовательные и профессиональные знания.

Зачем нужно право?

Почему людям нужны одинаковые права? Достаточно сказать лишь одно – мы живем в демократическом государстве, поэтому и права у каждого человека должны быть одинаковыми. Равенство граждан перед законами должно быть несомненно, ведь, если в результате противоправных действий одного гражданина наносится моральный, материальный или физический ущерб другому члену правового общества, то нанесший ущерб должен понести наказание. Право предусматривает несколько видов наказания – административное и уголовное. При отсутствии равенства прав в государстве, одни правонарушители будут отвечать перед законом, а другие нет.

Вероятнее всего, вопрос о том, зачем человеку нужны права, возникает тогда, когда человек на себе ощущает дискриминацию со стороны государства или отдельных представителей исполнительной власти. Но в то же время, права человеку необходимы для того, чтобы жить и работать, учиться и совершать другие действия, не противоречащие установленным в обществе законам.

Государства, как главные субъекты международного права, по определению наделены способностью обладать правами и нести обязанности по международному праву. Такие права и обязанности могут основываться на различных источниках международного права, включая и . Возникает вопрос: существуют ли права и обязанности, неотъемлемо связанные с созданием и самой сущностью государства, и, таким образом, независимые от других источников правовых обязательств договорного или обычного, частного или общего характера. Этим объясняется необходимость использования выражения фундаментальные или основные права и обязанности государств (в отличие от прав и обязанностей государств как таковых, которые охватывают все международное право).

Теория основных прав и обязанностей возникла в XVII веке, когда государства окончательно провозгласили свою независимость и суверенитет с высшей и неоспоримой институциональной властью над социальными явлениями, происходящими в их юрисдикции, на ряду с постепенным созданием системы взаимных отношений с другими государствами. Считается, что этот исторический период начался в 1648 году после Тридцатилетней войны, закончившейся заключением . Государства, с одной стороны, подтвердили свою независимость от папства и империи, а, с другой стороны, установили исключительное господство над территориальными сообществами, тем самым обуславливая упразднение различных центров феодальной и общинной власти, сложившихся в течение предыдущих столетий.

Что касается разработки письменных правовых документов, касающихся основных прав и обязанностей государств, то в течение 20-го века были достигнуты определенные результаты. Конвенция Монтевидео 1933 года стала одной из первых попыток включения «прав и обязанностей» государств в многосторонний юридически обязательный документ, однако она не получила широкой поддержки и насчитывает всего несколько подписантов. За этой попыткой последовал разработанный Комиссией международного права ООН и представленный Генеральной Ассамблеи в 1949 году Проект Декларации о правах и обязанностях государств . Тем не менее, из-за недостаточного интереса к нему проект Декларации был на первом этапе отложен и впоследствии Генеральная Ассамблея к нему больше не возвращалась. Многие права и обязанности государств, содержащиеся в проекте декларации, были позднее подтверждены в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами , единогласно принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 году (резолюция ГА ООН 2625). Вышеуказанные документы вместе с Уставом ООН являются важнейшими инструментами, определяющими основные права и обязанности государств.

Основные права государств.

Основные права государства - это те права, которыми государства обладают и пользуются в соответствии с основными принципами международного права. Эти права существуют в силу международного правопорядка, способного определять права своих субъектов. К числу основных прав государства относятся:

Право на независимость.

Право на независимость является основополагающим правом государства. В статье 1 Проекта декларации о правах и обязанностях государств 1949 года независимость определяется как способность государства обеспечивать свободное осуществление, без диктата со стороны какого-либо другого государства, всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной формы государственного управления. Необходимость подчиняться нормам международного права не является отступлением от независимости.

Независимость является правовой категорией. Любая политическая или экономическая зависимость, которая может существовать в действительности, не влияет на правовую независимость государства, если только данное государство не вынуждено официально подчиняться другому государству, в таком случае имеет место зависимый статус.

Право на независимость в международном праве подразумевает ряд прав и обязанностей, например: право государства осуществлять юрисдикцию над своей территорией и постоянным населением или право участвовать в акте самообороны в определенных ситуациях. Оно также подразумевает обязанность не вмешиваться во внутренние дела других суверенных государств.

Право на суверенитет.

Право на суверенитет тесно связано с правом на независимость. По сути, эти два понятия иногда интерпретируются как разные стороны одного и того же атрибута. Это отражается, в частности, на традиционной квалификации независимости как «внешнего суверенитета» государства. Считается, что как атрибут государства, суверенитет, как правило, требует наличия определенной территории и постоянного населения, которыми управляет организованная политическая власть. Право на суверенитет не зависит от власти, которой обладает государство для обеспечения его осуществления, а обусловлено лишь фактом существования самого государства как субъекта международного права.

Суверенитет имеет два аспекта. Во-первых, он означает, что государство обладает высшей неделимой властью над своей территорией – данный аспект является проявлением концепции территориального суверенитета. Во-вторых, суверенитет означает способность государства по собственному усмотрению вступать в двусторонние и многосторонние отношения с другими государствами, такие как отправлять и принимать дипломатических представителей, участвовать в заключении договоров, а также пользоваться определенными привилегиями и иммунитетами от юрисдикции других государств – этот аспект связан с концепцией .

Суверенитет сегодня имеет гораздо более ограничительное значение, чем в XVIII и XIX веках, когда с появлением могущественных национальных держав право суверенитета было в некоторой степени ослаблено. В настоящее время вряд ли найдется государство не готовое в интересах международного сообществ пойти на определенные ограничения в отношении своей свободы действий. В самом деле право на осуществление суверенитета сегодня не является абсолютным. Государства ограничивают свои суверенные полномочия либо в соответствии с международными договорами или решениями международных организаций, членами которых они является, либо по собственному согласию.

Право на юрисдикцию.

Право на юрисдикцию вытекает из права на суверенитет. Право на юрисдикцию состоит в возможности государства осуществлять власть над своей территорией (сушей, внутренними и территориальными водами и национальным воздушным пространством) и над всеми лицами и вещами, находящимися в пределах его территории, а также в отношении своих граждан, находящихся за ее пределами. Эта власть подразумевает компетенцию государства в принятии законов, обеспечении их соблюдения и вынесении судебных решений в отношении лиц и событий, происходящих в его границах.

Право на суверенное равенство.

В соответствии с правом на суверенное равенство все государства занимают одно и тоже положение в международном сообществе, имеют одинаковую правоспособность и обладают равными правами и обязанностями независимо от их размера, военного, экономического или политического могущества и других различий. Это право, в частности, закреплено, в . Правило, согласно которому par in parem non habet imperium , т. е. ни одно государство не может законно претендовать на юрисдикцию над другим государством, обычно считается одним из конкретных проявлений рассматриваемого принципа.

Право на суверенное равенство также присутствует в законодательстве международных организаций. Например, в рамках системы ООН все государства имеют право на один голос. Однако существуют важные исключения, поскольку, только пять государств – Россия, США, Китай, Франция и Великобритания имеют право заседать в качестве членов Совета Безопасности на постоянной основе, а также обладают правом вето на его решения непроцедурного характера. Еще более очевидные отступления существуют в международных финансовых организациях (в частности, МБРР и МВФ), где право голоса определяется размером взноса страны в их капитал. Еще одним отходом от данного принципа является Совет Европейского сообщества, где каждому государству-участнику предоставляется определенное число голосов в зависимости от его демографического и экономического потенциала.

Право на самооборону.

Право государства на самооборону признается международным обычным правом, а также статьей 51 Устава ООН. Однако это право может осуществляться государством, только если на него будет совершено вооруженное нападение и до тех пор, пока Совет Безопасности не примет меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности. Правомерность реализации права на самооборону обусловлена соблюдением критериев необходимости и пропорциональности (соразмерности).

Хотя относительно предмета самообороны ведутся оживленные споры, в частности по таким вопросам: что именно представляет собой вооруженное нападение, когда конкретно начинается вооруженное нападение, и может ли государство предпринимать какие-либо меры перед лицом неминуемого вооруженного нападения, само право на самооборону является общепризнанным, и остается наиболее значимым исключением из общего запрета на применение силы в международных отношениях.

Основные обязанности государств.

Обладание правами непременно предполагает существование определенных обязанностей. Все государства должны соблюдать свои обязанности по международному праву. Несоблюдение государством своих обязанностей является нарушением международного права, за которое оно несет ответственность. Среди основных обязанностей государства можно выделить следующие:

Обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения.

Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций и влекут за собой международную ответственность. Данный принцип, в частности, закрепляется в Декларации о дружественных отношениях 1970 года и дополнительно подтверждается в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года .

Обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения включает в себя ряд обязательств, таких как:

  • не побуждать, не поощрять и не оказывать содействие другим государствам в применении силы или угрозы силой в нарушение Устава ООН;
  • воздерживаться от организации и подстрекательства террористических или подрывных действий, включая действия наемников;
  • воздерживаться от военных, политических, экономических или любых других форм принуждения, направленных против политической независимости или территориальной целостности любого государства;
  • воздерживаться от пропаганды агрессивных войн;
  • осуществлять сотрудничество в целях ослабления международной напряженности, укрепления международного правопорядка и безопасности;
  • принимать эффективные меры, направленные в конечном итоге на достижение всеобщего и полного разоружения.

Однако применение силы допускается и считается законным в соответствии с международным правом в том случае, если оно осуществляется для самообороны, по решению Совета Безопасности ООН, на случай угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

Обязанность решать любые международные споры мирными средствами.

Принцип мирного разрешения споров неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. В статье 2.3 Устава ООН записано что все государства-участники решают свои международные споры исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. В главе 6 Устава ООН приводится механизм выполнения этой обязанности государствами.

В соответствии с этой обязанностью государства должны стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров любыми мирными средствами по своему выбору. В зависимости от обстоятельств и характера спора это могут быть, например: переговоры, обследование, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям.

Обязанность невмешательства в дела других государств.

Государства не должны прямо или косвенно вмешиваться во внутренние и внешние дела любого другого государства, независимо от их взаимоотношений. Любые вмешательства в дела другого государства являются нарушением международного права. Государства обязаны воздерживаться от применения экономических, политических или других мер в целях добиться подчинения себе другого государства и получения таким образом преимуществ любого рода. Государства не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве и организовывать или поощрять любую деятельность, направленную на насильственное свержение режима другого государства.

Обязанность сотрудничать с другими государствами.

Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений в соответствии с целями и принципами ООН. Такое сотрудничество должно способствовать взаимопониманию и добрососедству между народами, а также содействовать сокращению различий в уровнях экономического развития стран.

Обязанность добросовестно выполнять свои международные обязательства.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН и, общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе с международными соглашениями. Осуществляя свои суверенные права, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Обязанность уважать права и основные свободы человека.

Государства обязаны уважать международно-признанные права и основные свободы каждого человека без различия расы, пола, языка и религии. Государства должны поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод. Обязанность уважать права и основные свободы человека требует от государств принятие соответствующих законодательных, административных, бюджетных, судебных и иных мер в целях полной реализации таких прав и создания механизмов, гарантирующих их эффективную защиту.

Заключение.

Несмотря на наметившуюся в последнее время тенденцию к снижению роли теории основных прав и обязанностей государств, нельзя отрицать, что нормы международного права, касающиеся таких принципов как независимость, суверенитет и равенство государств, по-прежнему занимают центральную роль в международном правопорядке. Такое положение, однако, не может быть обосновано их иерархическим статусом, но, скорее, должно объясняться из-за особого содержания рассматриваемых прав и обязанностей. По сути, основные права и обязанности государств по-прежнему имеют решающее значение для функционирования международного правопорядка, поскольку они обеспечивают набор основных обязательств, которые поддерживают мирное сосуществование независимых и суверенных государств.

Каждого человека без исключения можно рассматривать не только с его социальной стороны, но также биологической. Вдобавок к этому люди постоянно взаимодействуют между собой посредством различных институтов, ими же созданных. Одним из них является право. Это специфическое явление появилось достаточно давно в процессе поиска людьми наилучшего способа контроля себе подобных. Как показала история, поиски не были напрасны.

Сегодня благодаря праву осуществляется практически весь круговорот жизни населения планеты. Более того, это социальное явление множество раз видоизменялось, что привело к появлению большого числа видов права. Но в данной статье автор хотел бы остановиться на вопросе взаимодействия человека и государства, которое осуществляется посредством той или иной правовой отрасли. Следует отметить, что указанное взаимодействие существует благодаря неотъемлемым атрибутам, которыми наделен каждый без исключения человек, гражданин или объединения физических лиц. Этими атрибутами являются права и обязанности.

Понятие права

Права и обязанности человека - это элементы, дающие каждому возможность взаимодействовать в той или иной сфере жизнедеятельности. Однако все эти элементы нерушимо связаны с одним явлением - правом. Поэтому, прежде чем рассмотреть понятия права, обязанностей, нужно для начала разобраться в сути общего термина.

Как уже говорилось ранее, это явление существует для регуляции общественных отношений. В классической теории право - это система общепринятых, общеобязательных, гарантированных государственными органами власти норм, которые непосредственно регулируют отношения общества в той или иной сфере деятельности. В каждой существующей на сегодняшний день стране право имеет свои характерные особенности. Поэтому достаточно сложно выделить две совершенно идентичных системы права. Следует помнить, что этот регулятор общественных отношений является структурированным, поэтому необходимо рассмотреть в отдельности его основополагающие элементы.

Система права

Непосредственно процесс регулирования правом осуществляется через основные элементы данной системы. Учёные обычно выделяют три наиболее главных элемента права: отрасль, институт, норма. Отрасль права - это совокупность наиболее схожих между собой общественных отношений, объединенных единым предметом. Они обеспечивают регулирование в одной конкретной отрасли. В свою очередь, отрасль права - это также отдельная система, состоящая из институтов и норм. Таким образом, в общей юридической структуре именно благодаря отраслям конкретные общепринятые человеческие рамки находят своё применение.

Субъекты права

Регулирование является структурированным и целевым процессом. Его конкретной «мишенью» является отдельный субъект права. Этокатегория, которая характеризует конкретное физическое или юридическое лицо, на которое распространяется действие норм конкретной правовой отрасли. Следует учесть, что каждое без исключения лицо является субъектом национальной системы права. И только при выборе конкретной сферы деятельности человек или же организация становятся объектом действия конкретных правовых норм. Таким образом, субъект права - это категория, которая показывает распределение отдельных лиц в правовых сферах.

Что такое права и обязанности?

Учитывая вышеупомянутые данные, можно ответить на вопрос о том, что такое права и обязанности. Это составляющие юридического режима в той или иной отрасли. Благодаря правам и обязанностям физические или юридические лица могут реализовывать свои интересы на законном регламентированном уровне, в той мере, в которой это дозволено государством.

Чтобы избежать большого количества заблуждений, нужно отметить один достаточно интересный факт. Права и обязанности регулируются на трёх основных уровнях: международном, общенациональном и отраслевом. Международные права человека защищены и гарантируются специальными конвенциями, договорами и т. п. На национальном уровне права и обязанности закреплены в государственных конституциях. Отраслевой регламент - это сфера специального законодательства, которое применяется в конкретных случаях. В свою очередь, правами человека обладают все без исключения люди. Поэтому именно они представляют наибольший интерес для юристов-практиков.

Международное право в области прав человека

Прежде всего, нужно отметить особенности прав человека на международном уровне. Ключевая особенность в том, что на сегодняшний день сформирована целая совокупность принципов и норм, которые регулируют и создают своего рода защиту прав человека. Именно на основе этих норм сформировалась международно-правовая отрасль, закрепляющая и регулирующая права человека. Международная отрасль фактически появилась из существующих нормативных актов в данной сфере, а именно: пактов, договоров, конвенций и т. д. Основными субъектами, которые организовывают реализацию международно-правовой отрасли, являются всемирные организации, такие как ООН, Совет Европы, Африканский союз, Организация американских государств и т. п.

Декларация прав человека

Формирование механизма регулирования в сфере прав человека началось после окончания Второй мировой войны. В этот период произошли ключевые изменения в человеческом восприятии мира. Во всех странах мира поняли, что права человека - это основной приоритет развития всемирной политики. Если смотреть ещё более глобально, то это наиболее правильный и удачный путь в будущее. Поэтому в 1948 году была создана Всеобщая декларация прав человека. Для государств этот документ не является обязательным для исполнения, хотя многие юристы рассматривают его как

Положения декларации являются рекомендационными, хотя именно на их основе были разработаны обязательные для исполнения нормативные акты: Международные пакты о гражданских, политических, культурных, социальных и экономических правах. В декларации присутствует лишь несколько императивных норм о запрете рабства и пыток.

Конечно, помимо декларации прав человека существует ряд иных нормативных актов, которые были изданы Организацией Объединённых Наций по вопросам защиты и реализации прав человека. Таким образом, для мирового сообщества права человека - это наиболее приоритетная сфера развития международной отрасли права в целом.

Российская Федерация, национальный уровень реализации прав человека

Как и любые правовые демократические государства на сегодняшний день, Российская Федерации идёт по пути развития и обеспечения прав человека. На просторах отечества этот институт юридических правомочностей закреплён в самом главном нормативном акте - Конституции РФ. Следует отметить, что благодаря существованию данного нормативного акта можно говорить, что государство и право - это две схожих и взаимосвязанных социальных формации. Их развитие напрямую зависит от каждого в отдельности человека. Поэтому права людей необходимо не просто учитывать, но и обеспечивать.

Российский институт прав человека неразрывно связан с Конституцией России. Поэтому его изучение должно проходить через рассмотрение представленного нормативного акта. Ведь правовое право - это прежде всего санкционированное государством правило поведения, а основой любого государства является ключевой наивысшей юридической силы закон.

Общие сведения о конституционных правах человека в России

Сегодня права человека в России - это наиболее спорный вопрос. Более того, различные политические силы пытаются придать ему крайне необычные окраски. Основной нормативный акт, а именно Конституция, закрепил в себе этот юридический институт. Глава вторая «Права и свободы человека и гражданина» даёт детальное описание всем санкционированным в России правомочностям. Подобного рода строгий регламент на национальном уровне попросту необходим, так как совокупность дозволенного характеризует стойкую связь человека и державы, что называется гражданством.

Эта связь является структурой прав и обязанностей человека и гражданина. Следует отметить, что последние два термина также не являются тождественными. Человеческие права - это та природная свобода действий, которая принадлежит каждому от рождения. А гражданские права - это нормы, санкционированные государством, обрамленные определёнными рамками, обязанностями.

Классификация гражданских прав

Все права гражданина можно классифицировать в зависимости от общественных отношений, которые они непосредственно регулируют. Согласно Конституции Российской Федерации существует шесть основных блоков гражданских и соединённых с ними человеческих прав, а именно:

Обязанности гражданина России

Защита права - этоспецифический механизм регулирования, который возникает вследствие нарушений установленных государством рамок. Данный механизм существует благодаря специально созданным юридическим рамкам, в которых находятся абсолютно все граждане РФ. Они носят название обязанности. К основным обязанностям гражданина причисляются следующие:

  • соблюдение законов;
  • забота о недееспособных родителях после 18 лет;
  • получение общего образования;
  • охрана исторических памятников;
  • уплата налогов.

Следует отметить, что обязанности могут дополняться теми или иными нормативно-правовыми актами.

Контроль со стороны государства в сфере прав и обязанностей человека

Следует помнить, обязанности и права - это специально созданные государственные границы, позволяющие тому или иному гражданину действовать, не выходя за них. Чтобы не допустить нарушения этих рамок, органы власти Российской Федерации разработали массу всевозможных противодействующих факторов, которые искореняют любые нарушения прав и невыполнение обязанностей. Ведь нарушенное право - это негативное явление, которое рушит устои Конституции. К противодействующим факторам можно отнести нормативные акты административной и криминальной отраслей права, работу органов полиции, прокуратуры, государственной безопасности, институт уполномоченного по правам человека в РФ и т. п. С каждым годом подобных организаций и должностей становится все больше, так как Российская Федерация является современным правовым государством.

Заключение

Итак, автор рассмотрел в статье такие понятия, как обязанности и юридическое право. Это позволяет выделить специфические особенности данных конструкций, а также понять механизм их реализации в реальной плоскости.

Что первичнее, право или обязанность? В паблике ни с того, ни с сего мне написала девушка, сказав, что она учится учится в МГУ и все, кто сидит в этом паблике, мягко говоря, глупые, потому что утверждали, что право первичнее обязанности. Я сказала, что обязанность вытекает из права, как и право из обязанности, но на меня посыпалась куча оскорблений. Я только закончила первый курс по специальности юриспруденция, пока ещё мало чего знаю и мало в чём разбираюсь. Что скажете вы?

Мария

Есть ответ

Отвечает
Гущин Евгений Олегович Юрист

Нужно сразу оговориться, что на такие вопросы в юриспруденции не бывает окончательных ответов.

Речь идет о субъективном праве и юридической обязанности. Эти понятия означают немного другое, чем просто право и обязанность. Они особые. Эти понятия (назову их для краткости СП и ЮО) всегда стоят рядом, СП и ЮО существуют ТОЛЬКО в связке друг с другом. То есть: всегда, когда есть обязанность что то сделать, есть и право и наоборот.

НО: ключевое здесь то, что СП и ЮО находятся не у одного лица, они разводятся по разным субъектам: если у вас есть право, то у кого-то должна быть обязанность. иначе это не право, а простая дозволенность (можно то, что не запрещено), поскольку она не обеспечена возможностью исполнения.

ЧЕЛОВЕКА

Одна из особенностей развития прав человека на современном этапе - все более тесная взаимосвязь прав человека с его обязанностями. Как отмечает член-корреспондент Национальной Академии Беларуси Л.Ф. Евменов, « человека просто не существуют без его обязанностей. И, наоборот. Более того, они есть внутренний источник реализации, движения и развития прав человека. А человека - внутренний источник реализации обязанностей»1. Впервые об обязанностях сказано в статье 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». И все же в документах международного сообщества до последнего времени проблеме обязанностей не уделялось достаточного внимания.

Обязанность - это основа прогресса общества . Прогресс общества определяется выполнением трудовых обязанностей людьми. Люди выполняют свою обязанность трудиться из поколения в поколение, непрерывно побуждая человечество к прогрессу, расцвету и совершенству. Развитие общества к более демократическому и гуманному является результатом выполнения людьми обязанности трудиться.

Обязанность - это предпосылка обеспечения права. Но их полное осуществление может быть гарантировано не государством и не обществом в целом, а лишь исполнением каждым конкретным человеком своих обязанностей. Именно исполнение обязанностей и является основной предпосылкой обеспечения прав человека. Общество и государство могут гарантировать права человеку лишь на основе выполнения им своих обязательств получать , активно трудиться, исполнять воинскую повинность, сознательно уплачивать налоги и т.д. Только так мы сможем непрерывно реализовывать наши потенциальные права.

Обязанность - это обеспечение стабильности общества.

Общество - это огромная и сложная система, состоящая из множества людей. Поэтому оно должно быть стабильным - это установление и требование сущности человека. В противном случае вобществе воцарятся неустойчивость и невероятный хаос, что уничтожит его. Согласованность и стабильность общества зависят во-первых, от процветания экономики, материального обеспечения жизни общества, гарантии мирной и спокойной жизни; во-вторых, от установленных законодательных актов, этики, морали, обычаев и нравов и т.д.

Для обеспечения стабильности жизни общества перечисленные общественные механизмы контроля должны сознательно соблюдаться и исполняться людьми. Каждый член общества должен активно и серьезно исполнять свои юридические и моральные обязанности. Тогда согласованность и стабильность общества смогут получить свое реальное обеспечение.

Выделяют три группы обязанностей человека .

I. Обязанности личности перед обществом.

Обязанность уважать мир и безопасность.

Отдельное лицо обязано поддерживать меры по полному запрещению ядерного оружия, а также разработки, и накопления химического и бактериологического оружия; воздерживаться от пропаганды войны, национальной, расовой или религиозной ненависти.

Обязанность уважать международное . Личность обязана уважать нормы международного права, в частности Устав ООН, международные в области прав человека. Каждый человек также обязан уважать международное гуманитарное , т.е. , применяемое в период вооруженных конфликтов.

Обязанность защищать окружающую среду. Человек должен противодействовать возникновению пожаров, истреблению животного мира, загрязнению вод и т.д., участвовать в мероприятиях по посадке лесонасаждений, созданию уголков природы и т.п.

Обязанность содействовать развитию культуры. Культура является наивысшим социальным и историческим выражением духовного мира человека. В силу этого каждый человек обязан содействовать ее развитию, а также строить свои взаимоотношения с другими людьми в духе братства.

Обязанности, вытекающие из права на труд. Человек прежде всего должен нести ответственность за разумное искоренение форм принудительного труда и эксплуатации детского труда, соблюдение трудовой дисциплины и выполнение трудового соглашения.

Обязанности, вытекающие из права на образование. Каждый человек обязан в ходе обучения и получения образования бороться с насилием в качестве средства достижения экономических, социальных и политических целей. Цель же системы образования - внушение ее слушателям, что борьба мирными средствами и защита каждого лица от несправедливости и ошибок в интересах всех является не только правом, но и обязанностью.

Прочие обязанности перед обществом, которые могут быть предусмотрены в национальном законодательстве:

а) знать законы в соответствии с принципом «незнание не является оправданием»;

б) сотрудничать с государством в деле социального обеспечения;

в) платить налоги и нести совместные расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий;

г) не злоупотреблять правами и руководствоваться в своих действиях здравым смыслом;

д) заботиться о сохранении исторических мест, памятников и культурных ценностей и защищать их и пр.

II. Обязанности личности перед другими людьми

Обязанность уважать права другого .

Соблюдение прав другого человека особенно важно в настоящее время. Пока же жизнь полна обратных примеров. Так, к примеру, право владения собственностью захватывает небольшая часть населения, подавляющая часть лишается его. Те, кто участвует в «прихватизации», явно забывают, что и у «молчаливого большинства» есть право на собственность. Или такой пример. Родители все чаще действуют в отношении своих детей как собственники, забывая, что и дети тоже имеют права.

Обязанность оказывать помощь и проявлять солидарность. В статье 1 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Все люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Солидарность всегда должна являться социальным фактом, который подразумевает долг каждого человека1 подчиняться воле общества. Считается также, что каждый человек, обязан защищать более слабого от более сильного, угнетенного - от угнетателя. Такая позиция чрезвычайно важна для нашего общества, когда человека пытаются заставить жить по принципу: каждый за себя.

Обязанность защищать нормы, касающиеся запрещения пыток и защиты человеческого достоинства. В соответствии со статьей 5 Всеобщей декларации прав человека и статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый человек обязан защищать личную неприкосновенность и человеческое достоинство любого другого лица. В Резолюции № 2 Комиссии по правам человека 1963 г. содержится положение о том, что ни один арестованный или содержащийся под стражей не должен подвергаться физическому или психологическому принуждению, пыткам, угрозам или влиянию какого бы то ни было рода, воздействию наркотиков или любых других средств, способных нарушить или ослабить свободу его действий или решений, его память или его способность суждения. В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 9 декабря 1975 г. особое вниманиеуделяется обязанностям (этнического, уголовного, дисциплинарного характера) должностных лиц, стоящих на страже соблюдения закона, и других лиц, участвующих в процессах ареста, содержания под стражей и тюремного заключения.

Обязанность пересматривать и противодействовать. Каждый человек обязан противодействовать требованиям общества, несовместимым с задачами и принципами Устава ООН, деклараций и конвенций в области прав человека. Однако борьба с незаконными действиями и мерами в принципе не должна выходить за рамки законности. Каждый обязан воздерживаться от нанесения ущерба природным экологическим системам.

Обязанность соблюдения закона. Каждый человек обязан подчиняться законам и другим распоряжениям органов власти своей страны или той страны, в которой он проживает. Обязанность соблюдать законы известна с древних времен. Однако какие законы должно соблюдать отдельное лицо? Справедливые и обоснованные законы, которые защищают каждого человека без какой-либо дискриминации и служат на благо всех людей; законы, основанные на демократической конституции, а также на принципах справедливости, равенства и честности. Отдельное лицо имеет право проанализировать правомерность любых приказов, отданных ему, и не подчиниться закону прежде всего в тех случаях, когда власти не соблюдают, а точнее, нарушают законы.

Кроме этого, существуют обязанности иностранцев и беженцев.Иностранец обязан зарегистрироваться в государственных органах, наряду с гражданами этого государства исполнять гражданские обязанности по защите общества, в котором он живет, от эпидемий, стихийных бедствий, других опасных явлений, возникающих не в результате войн. Он также обязан не вмешиваться в политическую жизнь государства, в котором проживает. В соответствии с положениями Конвенции о статусе беженца данные лица, а также лица, не имеющие гражданства, обязаны подчиняться законам и постановлениям страны, в которой они проживают, а также мерам, применяемым для поддержания общественного порядка. Государства, предоставляющие убежище, не должны позволять лицам, получившим убежище, заниматься деятельностью, противоречащей планам и принципам ООН.

III. Обязанности перед самим собой

Обязанность быть ответственным за свою жизнь. Отвечать за свою жизнь - это значит не иметь вредных привычек, уделять внимание качеству жизни, изучать культуру и заниматься науками, полезными для общества делами и не быть обузой для других.