Ликвидировать несостоятельное предприятие можно только одним законным способом – объявить его банкротом. Причем не важно, какие и перед кем долги у юридического лица. Ликвидация компании, когда стало ясно, что восстановить платежеспособность невозможно, может быть проведена по упрощённой схеме.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для юридических лиц процедура предусмотрена (), ею могут воспользоваться две категории предприятий-должников:

У ликвидируемого предприятия не хватает имущества, чтобы рассчитаться с кредиторами
  • В этом случае ликвидатор (ликвидационная комиссия) . Если комиссия еще не создана, подать заявление имеет право учредитель или руководитель предприятия.
  • Решение о признании предприятия банкротом принимает арбитражный суд после рассмотрения заявления, затем открывается . Кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в течение месяца.
Юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность, руководитель должника отсутствует или его невозможно найти
  • В этом случае заявление в арбитражный суд подает кредитор, налоговая служба или другой орган, прокурор. Кредиторы уведомляются о ликвидации отсутствующего должника конкурсным управляющим. Им также дается месяц, чтобы предъявить свои требования по долгам.
  • Но если в течение проведения упрощённой процедуры у должника обнаружится имущество, которое можно , предприятие будут объявлять банкротом по общей схеме, о переходе к которой перед арбитражным судом будет ходатайствовать .

Ускоренный порядок процедуры банкротства утвержден Постановлением Правительства России за № 476 (22.05.1998 г.), в тексте документа также рассматриваются условия и порядок проведения упрощённой схемы.

Условия проведения

Упрощённую схему, которая позволит ликвидировать предприятие в течение полугода можно применить, если выполняются два условия:

  • ликвидация ООО была начата по общей схеме, но у должника не хватает имущества на погашение задолженностей;
  • отсутствуют по отношению к должнику не вступившие в силу решения суда.

Подавать заявление на признание предприятия банкротом можно, если нет расчета по долгам в течение 3 месяцев , и сумма задолженности превысила 100000 рублей .

Упрощённая процедура отличается от обычной ликвидации тем, что заявление и пакет подтверждающих документов подаются в арбитражный суд ликвидационной комиссией после того, как она сообщила о начале процедуры банкротства в налоговую службу, а «Вестник государственной регистрации» опубликовал об этом сообщение.

Алгоритм

Упрощённая процедура банкротства включает несколько этапов:

  • Собрание учредителей принимает решение о том, что предприятие необходимо ликвидировать по причине неплатежеспособности. Затем выбирается ликвидационная комиссия во главе с управляющим. Он подает информацию в Федеральную налоговую службу о начале ликвидационного процесса. «Вестник» печатает предоставленную информацию о том, что у предприятия меняется статус.
  • Оформляется заявление для подачи в арбитражный суд и собираются .
  • Когда суд рассмотрит документы, он принимает решение о несостоятельности предприятия, после чего начинается упрощённая процедура.
  • Открывается конкурсное производство, проводится собрание кредиторов, сотрудники ставятся в известность о несостоятельности предприятия. Происходит увольнение работников.
  • Проводится инвентаризация и оценка имущества, после чего оно реализуется.
  • За счет проданного имущества покрывается дебиторская задолженность. Долги выплачиваются кредиторам и внебюджетным организациям.
  • Отчет о проведенных мероприятиях передается управляющим в арбитражный суд.
  • Конкурсное производство по решению суда завершается, а долги перед третьими лицами признаются выплаченными.
  • Арбитражный суд передает в Федеральную налоговую службу информацию о погашении долгов предприятия, на основании чего его исключают из .

Упрощённая процедура удобна тем, что позволяет быстро ликвидировать предприятие с долгами. В результате предприятие-должник избавляется от своего статуса, что позволяет ему не проходить длительную процедуру наблюдения и финансового оздоровления, а кредиторы снимают свои претензии.

Отношения с судом

На этапе, когда применяется упрощённая процедура банкротства для предприятия-должника, кредитор может обратиться в арбитражный суд с заявлением о том, чтобы процедура прошла на общих основаниях. Поводом являются признаки банкротства, оговоренные законом «О несостоятельности» в статье 3.

Если заявление о признании несостоятельности подает ликвидационная комиссия, ей придется доказать, что имущества предприятия-должника недостаточно, чтобы удовлетворить требования кредиторов. Когда заявление подает кредитор, он не должен доказывать, что у должника не хватает имущества.

Причем, если к этому моменту ликвидационная комиссия уже создана, то дело будет рассматриваться судом по упрощённой схеме, на которую претендует должник. Но, если комиссии еще нет, тогда суд примет решение о проведении процедуры на общих основаниях.

Детали схемы

Для проведения процедуры должник обязан подготовить пакет документов.

Арбитражный суд будет рассматривать заявление вместе с пакетом документов, который должен состоять из:

  • устава предприятия или другого учредительного документа;
  • свидетельства регистрации;
  • индивидуального налогового номера;
  • документа, подтверждающего создание юридического лица;
  • документа, подтверждающего назначение руководителя;
  • ликвидационного баланса с расходно-доходными ведомостями;
  • копий документов, удостоверяющих личности руководителя, главбуха и учредителей;
  • уведомлений из ФСС, ПФ, ФОМС и других;
  • кодов отраслевой статистики.
Что включено в упрощённую процедуру банкротства, когда должник добровольно принял решение о подаче заявления на ликвидацию предприятия:
  • к ликвидируемому предприятию-должнику применяются статьи закона о банкротстве 224-226;
  • упрощённая процедура для такого должника не должна включать этап наблюдения, санации, внешнего управления;
  • инициировать признание предприятия банкротом должен ликвидатор;
  • основанием для подачи заявления в суд является долг перед третьими лицами и экономическая несостоятельность предприятия;
  • когда ликвидатор выявляет признаки банкротства, он подает заявление в течение 10 дней ;
  • признаки банкротства могут выявиться, когда будет создана промежуточная финансовая смета;
  • за несвоевременную подачу заявления должник понесет субсидиарную ответственность;
  • в течение месяца лица, заинтересованные в погашении задолженности, должны заявить свои требования, как только суд признает несостоятельность предприятия.
Если должник является отсутствующим, упрощённая схема будет включать:
  • определение юридического лица, которое прекратило свое существование и стало неизвестно, где находится, регламентируется законом о банкротстве по ст. 227;
  • инициировать упрощённую схему банкротства может государственный орган, конкурсный управляющий;
  • государственный орган может быть инициатором процесса, если готов оплачивать издержки, которые возникнут в результате процедуры признания;
  • на временного управляющего возлагается ответственность проверки возможностей предприятия-должника;
  • управляющий подает заявление в арбитражный суд, когда на стадии наблюдения выявляются признаки банкротства должника, который перестал существовать;
  • подачу заявления управляющий объясняет так:
    1. должник отсутствует;
    2. у него образовалась задолженность;
    3. сумма, необходимая для погашения кредиторской задолженности отсутствует.
  • вместе с заявлением управляющий может подать в суд документ, подтверждающий отсутствие гражданина (руководителя, учредителя) по месту проживания, решение суда о без вести пропавшем;
  • предоставленные доказательства будут служить основанием, чтобы суд принял решение о применении упрощённой схемы или отказал в этой просьбе.

Особенности упрощённой процедуры банкротства

Упрощённая процедура характеризуется сокращенным порядком действий во время ее проведения. Юридические лица, к которым применима схема, уже давно перестали функционировать и получать прибыль.

В другом случае схема применяется, когда у лица недостаточно имущества для покрытия долгов. Также применить схему можно к предприятию с нулевым балансом, у которого в процессе хозяйственной деятельности отсутствуют доходы и расходы на протяжении года.

Сроки и стоимость

Обычно сроки дела на проведение процедуры по упрощённой схеме колеблются в пределах полугода, но не более 9 месяцев .

В течение этого периода:

  • предварительно анализируется документация и ведомости должника;
  • принимается решение о ликвидации;
  • подготавливается заявление, собираются документы;
  • ликвидация предприятия проводится добровольно;
  • арбитражный суд рассматривает заявление и принимает решение;
  • проводится конкурсное производство.

В течение всего периода ликвидации по упрощённой схеме до момента полной ликвидации юридического лица ежемесячный платеж может составить 40000-60000 рублей . В эту сумму входит стоимость процедуры и вознаграждение управляющему.

Причины отказа

В некоторых случаях ускорить процесс банкротства невозможно. Важнее всего в этом вопросе, в какой очередности были поданы документы.

Когда заявление на проведение процедуры оформляется раньше, чем инициируется само банкротство, то суд решит проводить несостоятельность в общем порядке. Ведь правом подачи заявления обладает не только ликвидатор или руководитель предприятия, но и кредитор.

Именно его действия должник проконтролировать не может. Также кредиторам не всегда выгодно, чтобы их должник проводил банкротство по упрощённой схеме. Ведь в этом случае финансовый анализ не проводится, а срок, в течение которого следует выставить претензии должнику, сокращается с 2 до 1 месяца . Поэтому кредитор может поторопиться и подать заявление первым.

Препятствием для отсутствующего должника для проведения упрощённой схемы могут стать выявленные признаки финансовой деятельности меньше чем за 1 год до начала процедуры. К такому признаку можно отнести даже отчетность, которая была сдана в налоговую службу.

Порядок рассмотрения

Юридическое лицо должно сформировать ликвидационную комиссию и выбрать ее руководителя, который направляет заявление о признании несостоятельности в суд. Конкурсное производство будет установлено по решению суда, если доводы юрлица обоснованы. Конкурсное производство включает инвентаризацию имущества, оценку его стоимости и реализацию на торгах.

Вырученные от реализации средства направляются на погашение задолженностей, для чего существует определенный порядок. За время проведения процедуры решаются не только вопросы по долговым обязательствам, но также погашается зарплата сотрудникам.

Конкурсный управляющий, который руководит процессом, обязан:

  • опубликовать в течение 10 дней информацию о том, что в отношении данного юрлица начато конкурсное производство;
  • уведомить кредиторов о том, что к предприятию будет применена упрощённая процедура банкротства, чтобы они составили перечень требований;
  • провести меры по формированию конкурсной массы, включающей имущество, обнаруженное в начале конкурсного производства и в процессе;
  • открыть единственный банковский счет, куда будут поступать вырученные от реализации имущества средства;
  • совершить полный расчет с кредиторами по правилам, указанным в законе о банкротстве в .

Упрощенная процедура банкротства – это процедура банкротства предприятия-должника, которая позволяет провести все необходимые этапы процесса с минимальными денежными потерями для собственников и в максимально сокращенные сроки.

Ликвидация организации по упрощенной схеме детально регламентируется главой 11 Закона о банкротстве (Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Так, параграф 1 этой главы детализируются особенности банкротства организации-должника по упрощенной процедуре, на основании которых можно выделить следующие отличия упрощенной схемы банкротства от общей:

  • Недостаточность имущества предприятия для осуществления расчетов по долгам с кредиторами (что является главным основанием для подачи соответствующего заявления о банкротстве предприятия).
  • Наличие решения о начале процедуры ликвидации организации-должника, которое принимается ее участниками (свидетельствует о нецелесообразности дальнейшего ведения деятельности).
  • Срок предъявления требований о взыскании долгов кредиторами ограничен одним месяцем (по общей процедуре банкротства – 2 месяца).
  • На основании заявления о банкротстве предприятия сразу начинается конкурсное производство, в обход процедуры наблюдения.

Проведение банкротства организации по упрощенной процедуре возможно при единовременном наличии двух главных условий:

  • Заявление о признании соответствующей организации банкротом после принятия решения о формировании состава ликвидационной комиссии и выборе ликвидатора направлено непосредственно в арбитражный суд.
  • Стоимость движимого и недвижимого имущества организации-должника, в отношении которого принято решение о проведении ликвидации, недостаточна для погашения всех долгов перед кредиторами.

Условия, указанные выше, являются общими и касаются всех юридических лиц, однако, каждая организация имеет свои причины для проведения процедуры банкротства, разную структуру бухгалтерского баланса и финансовое состояние. Поэтому для определения условий, которые необходимы для ликвидации конкретного предприятия по упрощенной процедуре, необходимо проанализировать его материальное состояние, а также структуру кредиторский и дебиторской задолженности.

Ликвидация организации-должника по упрощенной схеме банкротства проходит в несколько основных этапов:

  • Предбанкротная подготовка ликвидируемой организации : представляет собой детальный анализ бухгалтерских и финансовых документов на предмет соответствия ведомостей, которые в них содержатся фактическим данным, рассмотрение возможности списания активов организации, которые числятся в бухгалтерском балансе, но фактически отсутствуют, сверку с внебюджетными фондами и налоговыми органами, изучение кредиторской и дебиторской задолженности.
  • Досудебный этап ликвидации организации : принятие решения участниками организации или акционерами о добровольной ликвидации и назначение ими ликвидатора, или состава ликвидационной комиссии, уведомление органа регистрации юридических лиц о начале ликвидационной процедуры, публикация в местных СМИ информации о ликвидации организации, формирование временного (промежуточного) ликвидационного баланса, составление и направление арбитражному суду заявления о признании организации-должника банкротом с указанием кандидатуры на должность арбитражного управляющего, которого привлекают для осуществления банкротства организации по упрощенной процедуре (проведения конкурсного производства).
  • Этап проведения упрощенной процедуры банкротства (этап конкурсного производства) : начинается с принятия судьей арбитражного суда решения о признании организации-должника банкротом и открытия этапа конкурсного производства, которое проводится в срок до шести месяцев. Арбитражный управляющий во время этого этапа проводит все необходимые юридические действия для расчетов с долгами перед кредиторами за счет имеющегося имущества организации. После окончания расчетов конкурсный управляющий должен предоставить судьям арбитражного суда своей отчет о результатах и порядке проведения конкурсного производства предприятия. После рассмотрения этого отчета судьи арбитражного суда принимают определение о завершении этапа конкурсного производства.
  • Заключительный этап : исключение организации-должника из Единого государственного реестра юридических лиц с одновременным прекращением всех ее обязательств перед кредиторами и третьими лицами, которое проводится на основании определения судей арбитражного суда о завершении этапа конкурсного производства.

Вышеописанное упрощенное банкротство организации-должника позволяется на законных основаниях, абсолютно легально прекратить деятельность юридического лица с одновременным списанием непогашенных им долгов перед кредиторами и других обязательств перед третьими лицами.

Плюсы и минусы

Прекращение деятельности организации по упрощенной схеме банкротства имеет свои существенные плюсы по сравнению с общим порядком банкротства:

  • Упрощенная схема позволяет сэкономить денежные средства собственников, так как не проводится финансово затратная процедура наблюдения, также нет необходимости проводить материальное (финансовое) оздоровление и внешний контроль должника, что выгодно для собственников организации, которые приняли окончательное решение о прекращении деятельности организации-должника и не желают заниматься реорганизацией ее платежеспособности. Общая экономия денежных средств по упрощенной процедуре банкротства может достигать 35-45%.
  • Сокращение сроков процедуры банкротства, так как упрощенная схема предоставляет возможность введения сразу же этапа конкурсного производства, общие сроки могут сократиться вплоть до 3-8 месяцев.
  • При упрощенной схеме нет необходимости в проведении первого собрания кредиторов должника. Арбитражного управляющего очень легко сменить при чередовании процедур банкротства организации, чего при упрощенной схеме банкротства не происходит и процесс ликвидации организации не затягивается недовольными кредиторами на долгие месяцы.
  • Упрощенная процедура обладает и всеми преимуществами стандартной процедуры банкротства: носит законный (официальный) характер, предполагает гарантированную ликвидацию предприятия и исключение ведомостей о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Основной минус упрощенной процедуры состоит в том, что применять ее можно не во всех случаях. Собственникам предприятия для ликвидации необходимо обязательно соблюдать следующие условия:

  • Наличие единственного (мажоритарного) участника или акционера для принятия решения о ликвидации организации.
  • Отсутствие у организации к моменту начала процедуры ликвидации значительных активов (при отчуждении активов необходимо помнить о существовании риска оспаривания заключаемых сделок и признания их недействительными).
  • Организации желательно иметь неплатежеспособный (неликвидный) баланс.
  • Существование обширной задолженности организации по налоговым платежам или вступивших в силу судебных решений о взыскании долгов с ликвидируемой организации (в таких случаях организацией теряется возможность использовать альтернативные ликвидационные схемы).

Упрощенная процедура банкротства – это основная альтернатива так называемым «серым» схемам ликвидации предприятий, так как она позволяет более экономично и быстро ликвидировать предприятие, а также предоставляет собственникам и директору организации возможность минимизировать риски «серой» ликвидации.

Сроки и примерная стоимость

Сроки проведения процедуры ликвидации организации через упрощенную схему банкротства обычно не превышают девяти месяцев, хотя в среднем занимают от 5 до 7 месяцев. Общий срок осуществления ликвидационного процесса по упрощенной схеме включает в себя:

  • Предварительный анализ документации и ведомостей.
  • Принятие решения о ликвидации организации.
  • Подготовку и написание заявления о банкротстве, сбор пакета необходимых документов.
  • Проведение добровольной ликвидации организации.
  • Рассмотрение арбитражным судом заявления о банкротстве и принятие соответствующего решения.
  • Проведение этапа конкурсного производства.

При осуществлении ликвидации организации-должника по упрощенной процедуре банкротства ее стоимость определяется как фиксированная ежемесячная сумма до момента самой юридической ликвидации организации (исключение записи об организации из Единого государственного реестра юридических лиц) и составляет от 40 000 рублей ежемесячно.

Закон от 29.06.2015 154-ФЗ «О банкротстве физических лиц», несмотря на положительную судебную практику, не пользуется у граждан популярностью. Причина кроется в довольно высокой стоимости этой процедуры — чтобы признать себя банкротом, гражданин должен будет потратить не меньше 40 тысяч рублей. С учетом услуг юристов и в зависимости от отдельных факторов, сумма затрат на банкротство может доходить и до 100 000 рублей. Именно поэтому и была рассмотрена упрощенная процедура банкротства физического лица в 2018 году, отличающаяся большей доступностью. Попробуем разобраться, что это такое, принят ли закон и кто может им воспользоваться.

Что такое упрощенная процедура банкротства физических лиц

Законопроект об упрощенном банкротстве предусматривает значительное снижение затрат граждан, решивших стать банкротами. Таким образом, закон об упрощенном банкротстве спасет тех должников, которые сегодня просто не в состоянии оплатить свое банкротство.

«Недоступность банкротства для большей части граждан вынудило правительство разработать новую схему. Будет ли она эффективна и востребована — покажет время».
Арбитражный управляющий Маргарита Холостова.

Действующая редакция закона No154-ФЗ хотя и снизила в 2018 году госпошлину в 20 раз (300 рублей против 6 тысяч), сделать эту процедуру по-настоящему доступной для основной массы должников не смогла. И немудрено, ведь если доходы гражданина чуть больше прожиточного минимума, то взять средства на инициацию банкротства ему просто неоткуда. В итоге долги гражданина остаются незакрытыми, а его жизнь существенно осложняется работниками ФССП и коллекторами .

Основное нововведение закона об упрощенном банкротстве физических лиц — привлечение арбитражного управляющего не обязательно. Один только этот фактор снижает цену банкротства минимум на 25 тысяч рублей — именно столько стоят его услуги, причем оплачиваются они физ. лицом в момент подачи заявления в суд.

Пошаговая инструкция по упрощенному банкротству будет выглядеть следующим образом:

  1. Составление и подача заявления в суд.
  2. Подача объявления в информационный источник.
  3. Самостоятельная продажа имущества.
  4. Признание судом банкротства.

Бесплатная консультация

В чем отличие?

Напомним, что поправки в закон о банкротстве физических лиц 2017 снизили госпошлину, но при этом оплата услуг финуправляющего осталась неизменной: 25 тысяч рублей, вносимых одним платежом на депозитный счет Арбитражного суда.

Упрощение процедуры банкротства позволило отказаться от услуг арбитражного управляющего, сэкономив тем самым минимум 25 000 рублей.

Так, упрощенный порядок банкротства физического лица имеет следующие отличия:

  • применяется только к физлицам, не имеющим статуса ИП и акций (долей) в АО, ООО;
  • упрощенное банкротство физлица инициируется только им самим;
  • реструктуризация не предусмотрена — только реализация имущества.

Кроме этого, упрощенный порядок банкротства физлиц займет меньше времени — срок рассмотрения дела не может превышать 4 месяцев.

Условия применения упрощенной процедуры банкротства

Упрощенная процедура банкротства станет доступна для следующих граждан:

  1. Если общая задолженность от 50 до 700 тысяч рублей.
  2. За 6 месяцев до инициации банкротство возникло не более 25% долговых обязательств.
  3. Ежемесячный доход должника не превышает размер потребительской корзины более чем в 3 раза.
  4. У должника не более 10 кредиторов.
  5. За год до начала банкротства гражданин не отчуждал имущество стоимостью более 200 тысяч рублей на безвозмездной основе.
  6. У банкрота нет судимости за экономические преступления, либо она погашена.
  7. Гражданин признавался банкротом более 5 лет назад.
  8. Упрощенная процедура банкротства граждан проводилась в отношении должника более 10 лет назад.

При несоответствии заданным условиям упрощенная система банкротства физического лица будет заменена на обычную, со всеми вытекающими из этого финансовыми затратами. На некоторых профильных форумах нередко всплывала информация о том, что упрощенная процедура возможна при долгах до 1 000 000 рублей. Это не так: общая сумма задолженностей не должна превышать 700 тысяч.

Однако нет гарантии, что когда вступит в силу законопроект, его условия останутся прежними. С момента его разработки уже было одно серьезное изменение, снизившее максимальную сумму задолженности с 900 до 700 тысяч рублей. Поэтому лучшим вариантом для должников будет пока отслеживать свежие новости об упрощенном банкротстве физических лиц.

Стоимость упрощенного банкротства физических лиц

Естественно, законодательство не предлагает гражданам стать банкротом совершенно бесплатно. Ориентировочно упрощенная схема банкротства физических лиц обойдется должникам в сумму порядка 15 000 рублей. В нее войдет:

  • госпошлина — 300 рублей;
  • расходы на корреспонденцию — порядка 5 тысяч;
  • публикация сведений в газете Коммерсантъ — около 10 тысяч.

Упрощенное банкротство физ лиц, когда оно вступит в силу, позволит большей части населения страны с низким уровнем дохода избавиться от проблемных задолженностей.

Упрощенная процедура банкротства физического лица: когда вступит в силу?

Стоит ли ждать гражданам, когда будет принят закон, и не проще ли начать процедуру уже сейчас? Последние новости указывают на то, что ФЗ о несостоятельности (банкротстве) по упрощенной схеме станет возможным не раньше конца 2018 года. И многие финансовые консультанты рекомендуют гражданам не обострять отношения с кредиторами и подавать документы на банкротство уже сейчас.

К тому же, когда вступает в силу новый закон, неизбежны многочисленные сложности при его практическом применении, в то время как по стандартной процедуре уже наработана обширная судебная практика. Что касается последствий упрощенного банкротства, то в этом плане процедура ничуть не отличается от стандартной.

Но важно учитывать, что ошибки при подаче заявления могут привести к отказу в банкротстве или переводу его на стандартную процедуру. Чтобы этого избежать, следует воспользоваться услугами профессиональных юристов, знающих о банкротстве все.

Видео по банкротству физических лиц от Верховного Суда

Бесплатная консультация

Получите ответ на любой вопрос по банкротству физических лиц

После ликвидации через банкротство к вам не придут за долгами. Точно.

    Банкротство

    по упрощенной процедуре:

    Банкротство

    Дешевле и быстрее классического банкротства

    по упрощенной процедуре:

    Надежнее "альтернативной" ликвидации

    Полностью законно при наличии задолженности

    Минимизирует риски руководителей должника

Упрощенная процедура банкротства – один из наиболее эффективных способов ликвидации организации. Возможно применить в случае, когда в процессе добровольной ликвидации выявляются признаки банкротства. Как правило, этот способ актуален в случаях, когда заказчик намерен ускорить процедуру банкротства. В упрощенной процедуре банкротства нет стадии наблюдения, организация сразу переходит в конкурсное производство (основную и завершительную стадию банкротства).

Обязательные требования

Для упрощенного банкротства и последующей ликвидации юридического лица с гарантированным, основанным на законе прекращением абсолютно всех обязательств без возможности последующего оспаривания, необходимо одновременно наличие следующих условий:

  • Организация или индивидуальный предприниматель приняли решение о добровольной ликвидации и уведомили об этом налоговую инспекцию;
  • В процессе ликвидации выявлена задолженность перед бюджетом и (или) кредиторами, которую невозможно погасить из-за недостаточности имущества;
  • Руководство обоснованно опасается привлечения к субсидиарной (личной) ответственности по долгам юридического лица.

Как уже отмечалось, в упрощенной процедуре нет восстановительных стадий банкротства (финансовое оздоровление, внешнее управление, наблюдение), что значительно ускоряет всю процедуру банкротства и последующей ликвидации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Порядок банкротства по упрощенной процедуре

  • Общее собрание учредителей принимает решение о ликвидации юридического лица. Назначается ликвидатор (ликвидационная комиссия), которая уведомляет налоговую инспекцию о начале процедуры. На основании полученного заявления налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о начавшемся процессе ликвидации юридического лица. С этого момента руководителем юридического лица становится ликвидатор.
  • Ликвидатор публично уведомляет о своей ликвидации, для чего публикует сообщение о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации» и непосредственно уведомляет каждого кредитора, внебюджетные фонды, иных заинтересованных лиц.
  • Ликвидатором уточняются сведения об имуществе предприятия, для чего направляются запросы в налоговую инспекцию, Росреетр, Роспатент, иные органы, обладающие информацией об имуществе; с налоговыми органами проводится сверка по оплате налогов. Для уточнения налоговых требований сотрудники налогового органа имеют право провести внеочередную выездную проверку ликвидируемого юридического лица (ст. 87 НК РФ).
  • Одновременно в налоговый орган направляется промежуточный баланс, в котором указываются сведения о том, что задолженность юридического лица составляет более 300 000 рублей и имущества юридического лица недостаточно для ее погашения. На основании этого и в соответствии со ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ликвидатор в течение 10 дней обязан подать в арбитражный суд заявление о признании организации банкротом.
  • Арбитражный суд рассматривает поданное заявление, признает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) банкротом, открывает конкурсное производство и назначает конкурсного управляющего из числа предложенных ликвидатором кандидатур. В процессе конкурсного производства конкурсным управляющим публикуются сведения о признании ликвидируемого должника банкротом. Кредиторы имеют право заявить о своих требованиях к должнику в течение месяца со дня опубликования объявления о банкротстве. Арбитражный (конкурсный) управляющий в ходе процедуры банкротства проводит инвентаризацию имущества, взыскивает дебиторскую заложенность, удовлетворяет требования кредиторов в соответствии с очередностью погашения требований, закрывает расчетный счет (счета) и отчитывается о совершенных действиях.
  • На основании отчетности арбитражного управляющего суд выносит определение об окончании конкурсного производства, на основании чего налоговая инспекция исключает должника из ЕГРЮЛ и выдает свидетельство о ликвидации юридического лица. С момента ликвидации юридического лица все долги считаются погашенными и взыскать их становится невозможно ни с юридического лица, ни с руководителей (учредителей) либо иных лиц.

Упрощенная процедура банкротства юридического лица характеризуется отсутствием таких стадий, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. О том, как проводится упрощенный процесс и в каких случаях он может быть проведен, расскажем в настоящей статье.

В чем заключается процедура упрощенного банкротства юридического лица

Процедуры банкротства юридического лица регламентируются профильным законом «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. При этом существует общая процедура банкротства, которая состоит из четырех стадий и обычно включает в себя:

  • наблюдение (глава IV ФЗ № 127);
  • финансовое оздоровление (глава V ФЗ № 127);
  • внешнее управление (глава VI ФЗ № 127);
  • конкурсное производство (глава VII ФЗ № 127).

Что касается упрощенной процедуры, то она регулируется отдельно — главой XI ФЗ № 127 — и исключает прохождение организацией таких стадий банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление . То есть, например, принявший согласно статье 230.2 ФЗ № 127 заявление должника или его кредиторов арбитраж, признав его обоснованным, сразу вводит в отношении первого процедуру конкурсного производства, минуя предыдущие стадии, применяемые в общем случае.

Процедура может быть инициирована путем обращения в арбитражный суд:

  • кредиторов в случае невозможности организации в течение 3 месяцев погасить имеющиеся у нее долги;
  • самого должника, которому очевидно, что ввиду недостаточности средств он не может погасить задолженность по заработной плате или налоговым платежам, перед контрагентами и т. д.

Основания для проведения упрощенной процедуры банкротства

Упрощенная процедура банкротства применяется в следующих случаях:

  1. Если должник находится в стадии ликвидации и его имущества не хватает для удовлетворения требований кредиторов (статья 224 ФЗ № 127). При этом следует помнить, что организация может ликвидироваться, согласно статье 61 ГК РФ, как по решению ее учредителей или участников, так и принудительно (по решению суда при нарушении лицензионных требований, осуществлении запрещенной законом деятельности и т. д.).
  2. Если руководитель должника отсутствует либо его место пребывания установить невозможно, а возглавляемая им организация фактически прекратила свою хозяйственную деятельность (статья 227 ФЗ № 217). Начало упрощенной процедуры в отношении такой организации может быть инициировано финансовым управляющим как при возбуждении стандартной процедуры банкротства, так в ходе ее проведения (например, во время наблюдения или санации).
  3. Если речь идет о специальных субъектах, которыми являются специализированные общества и ипотечные агенты. Согласно статье 15.1 закона «О рынке…» от 22.04.1996 № 39-ФЗ, целью деятельности специализированных обществ является выкуп денежных требований, возникших из кредитных, лизинговых и других сделок, с последующим выпуском облигаций, которые обеспечены приобретенными правами требования. Ипотечные агенты осуществляют аналогичную деятельность в отношении ипотечных сделок и закладных. Деятельность данных субъектов регулируется статьей 8 закона «Об ипотечных…» от 11.11.2003 № 152-ФЗ.

Порядок проведения упрощенной процедуры

Порядок проведения конкурсного производства определен главой VII ФЗ № 127. В частности, статья 124 определяет, что открытие данной стадии означает юридическое признание должника банкротом, т. к. применение каких-либо иных процедур к должнику для его финансового спасения уже не имеет практического смысла. При этом предельный срок конкурсного производства составляет полгода, хотя в исключительных случаях может быть продлен судом еще на полгода.

При применении конкурсного производства в упрощенном банкротстве имеется одна особенность, касающаяся порядка формирования реестра требований кредиторов. При обычной процедуре данный вопрос разрешается на стадии наблюдения, в порядке, предусмотренном статьей 71 ФЗ № 127. Кредиторам с момента опубликования сообщения о банкротстве предоставляется 1 месяц для направления своих претензий к должнику.

Если же применяется упрощенная процедура банкротства и список кредиторов не сформирован, им также предоставляется 1 месяц для направления своих требований должнику или конкурсному управляющему. В частности, именно такой порядок предусмотрен в отношении ипотечных агентов и специализированных обществ статьей 230.2 ФЗ № 127.

Ограничения при упрощенном банкротстве

На организации, в отношении которых применяется упрощенное банкротство, автоматически распространяются обязанности и ограничения, которые определены статьей 126 ФЗ № 127. Так, прекращаются полномочия всех руководящих органов должника, после чего директор организации обязан в течение 3 дней передать всю документацию, штампы, печати и материальные ценности конкурсному управляющему.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 126 ФЗ № 127:

  • сроки исполнения по всем платежам и обязательствам должника считаются наступившими;
  • прекращается начисление штрафов, пеней, неустоек и прочих финансовых санкций в отношении организации;
  • прекращаются принудительные действия по исполнительным документам;
  • снимаются ранее наложенные судом аресты на имущество должника;
  • сделки с имуществом, которые связаны с отчуждением или могут повлечь уменьшение конкурсной массы, могут совершаться только с письменного согласия конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий и его полномочия

При введении конкурсного производства арбитраж, в соответствии со статьей 127 ФЗ № 127, должен назначить конкурсного управляющего (члена СРО). Срок полномочий данного лица ограничивается окончанием конкурсного производства. С момента утверждения кандидатуры управляющему предоставляется 10 дней для опубликования в реестре банкротств сведений о должнике, перечень которых определяется в статье 128 ФЗ № 127.

  • принять от руководства должника имущество, печати, штампы и документацию, а также в течение 3 месяцев осуществить их инвентаризацию;
  • привлечь при необходимости оценщика для оценки стоимости принадлежащего организации имущества;
  • принять меры для обеспечения сохранности имущества организации, а также предпринять действия, направленные на выявление и возврат имущества должника, которое находится у третьих лиц;
  • заявлять возражения и иным образом отстаивать интересы должника в суде при предъявлении к нему требований кредиторами.

Кроме того, пункт 3 статьи 128 ФЗ № 127 наделяет управляющего правами:

  • по управлению имуществом должника;
  • увольнению работников организации;
  • направлению в суд исков о расторжении и признании недействительными сделок, совершенных должником;
  • принятию иных мер для возврата имущества должника.

Имущество и счета должника

Все имущество должника, которое было выявлено конкурсным управляющим, включается, согласно статье 131 ФЗ № 127, в конкурсную массу. Не включаются в нее лишь:

Не знаете свои права?

  • объекты, изъятые из оборота;
  • права, которые тесно взаимосвязаны с должником (например, лицензионные);
  • социально значимые объекты, памятники истории и культуры, которые реализуются путем проведения открытых торгов, согласно требованиям статьи 110 ФЗ № 127.

В силу статьи 133 ФЗ № 127 управляющий имеет право использовать только 1 счет должника. Все иные его счета, обнаруженные конкурсным управляющим, подлежат закрытию. Имеющиеся же на них средства зачисляются на основной счет.

Таким образом, на основной счет должника зачисляются все средства, полученные от реализации имущества, и именно с него производятся выплаты кредиторам. Управляющий периодически (по требованию кредиторов или суда) обязан отчитываться о движении средств по данному счету.

Расчеты с кредиторами

Согласно требованиям статьи 142 ФЗ № 127, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении 2 месяцев с начала конкурсного производства. На основании данных реестра управляющим осуществляется погашение долгов перед кредиторами.

Очередность погашения обозначена в статье 64 ГК РФ, согласно которой долги погашаются в следующей последовательности:

  1. Выплаты за причиненный действиями организации вред здоровью и жизни граждан.
  2. Долги перед работниками организации по заработной плате, выходным пособиям, авторским вознаграждениям.
  3. Задолженности по налоговым платежам и взносам в бюджет и внебюджетные фонды.
  4. Долги перед прочими кредиторами.

При этом требования кредиторов, согласно статье 142 ФЗ № 127, удовлетворяются последовательно, т. е. переход к следующей очереди осуществляется только после удовлетворения требований предыдущей. В том случае, если средств на удовлетворение всех кредиторов очереди не хватает, деньги распределяются пропорционально обязательствам перед ними.

Удовлетворенные требования кредиторов считаются погашенными. Также погашенными признаются требования, по которым достигнуто соглашение об отступном или зачете, а также неудовлетворенные требования, на погашение которых имущества должника не хватило.

Отчет управляющего

После завершения всех расчетов с кредиторами управляющий представляет в арбитраж отчет о проделанной работе. К нему прилагаются документы о продаже имущества, реестр требований с указанием тех, которые были удовлетворены, документы о погашении требований и прочие бумаги, перечисленные в статье 147 ФЗ № 127.

Отчет управляющего в силу статьи 149 ФЗ № 127 рассматривается и утверждается судом, после чего выносится определение о прекращении конкурсного производства. Затем арбитраж, согласно пункту 2 статьи 149 ФЗ № 127, в срок от 30 до 60 дней (если определение о прекращении конкурсного производства не обжаловано) направляет определение в налоговую инспекцию, и оно служит основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности обанкротившейся организации. Срок для внесения записи в ЕГРЮЛ составляет 5 дней с момента получения определения арбитража.

После внесения записи в ЕГРЮЛ обанкротившаяся организация считается ликвидированной.

Мировое соглашение

Практикам необходимо помнить, что при упрощенной процедуре банкротства может быть заключено и мировое соглашение. Сторонами его, соответственно, являются руководство должника (конкурсный управляющий) и собрание кредиторов.

Данное соглашение, согласно статье 150 ФЗ № 127, утверждается арбитражем и вступает в силу со дня его утверждения. С этого момента процедура банкротства прекращается, должник может вернуться к нормальной хозяйственной деятельности.

Важно отметить, что мировое соглашение непременно должно исполняться должником. Если условия утвержденного судом документа игнорируются, процедура банкротства возобновляется.

Таким образом, фактически отдельной специальной упрощенной процедуры банкротства не существует. Анализируя положения главы XI ФЗ № 127, можно прийти к выводу о том, что упрощенный порядок признания организации несостоятельной позволяет, минуя наблюдение, санацию и внешнее управление, сразу перейти к завершающей стадии — конкурсному производству. Процедура же протекает по общим правилам, предусмотренным ФЗ № 127, с небольшими поправками в части формирования реестра требований кредиторов.