Двухполосная дорога, транспортные потоки разделены сплошной линией разметки 1.1. Автобус совершает остановку для высадки и посадки пассажиров на неизвестное время. Автомобиль сзади совершает объезд и пересекает разметку. Разберем эту ситуацию подробно. На примере этого случая подробно рассмотрим определение “Препятствие” и выясним, что остановка в местах, где остановка запрещена не всегда является нарушением Правил дорожного движения .

Сразу отметим, что водитель автомобиля является заложником нарушений других лиц. Либо недопустимая организация дорожного движения, либо водитель автобуса осуществляет посадку или высадку вне остановочного пункта.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Это требование Правил дорожного движения не имеет исключений из чего следует, что данный маневр выполнен с нарушением требований ПДД.

Основной вопрос это правильно квалифицировать нарушение. Конфликт между двумя частями статьи 12.15 КоАП РФ(актуальный текст на декабрь 2014 года – 2015 год):

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей .

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев .

Разница в ответственности внушительная, а в случае повторного нарушения с ответственностью по части 4 статьи 12.15 лишение права управления уже будет на один год без возможности оплаты штрафа. Задача поставлена – определить является ли автобус в такой ситуации препятствием или нет.

Является ли автобус на остановке препятствием?

Препятствие имеет определение в Правилах дорожного движения:

“Препятствие” – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

  • Может ли автомобиль продолжить движение по полосе? – нет.
  • Остановился ли автобус в соответствии с требованиями Правил? – нет.

Если первое утверждение не вызывает сомнений, то второе следует пояснить. Часто фразу “в соответствии с требованиями Правил” трактуют как “без нарушения Правил” и ввиду нарушения водителем автобуса п.12.4 который запрещает остановку, если до сплошной линии разметки менее 3 метров не применяют второй абзац из определения “Препятствие”. Почему такая трактовка неверная?

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В тексте Правил в принципе не могут рассматриваться случаи, подразумевающие нарушение этих Правил. То есть фраза “остановившееся на этой полосе движения” в дописке “в соответствии с требованиями Правил” не нуждается, это исходит из п.1.3. Что же означает эта дописка в определении “Препятствие” и какой в ней смысл?

Остановка и остановка

“Остановившееся” транспортное средство и совершившее “Остановку” или “Стоянку” это разные понятия.

“Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. “Пассажир” – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Транспортное средство остановившееся в заторе, не совершает остановку и не является препятствием. Аналогично не являются препятствием, не совершают остановку и транспортные средства, остановившиеся в соответствии с требованиями Правил, а именно :

3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Если вас инспектор остановил в месте, где остановка запрещена он не сможет наказать за нарушение правил остановки, потому что это не преднамеренное прекращение движения, а остановка в соответствии с требованиями Правил

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16)

Например, представьте, светофор установлен в зоне действия знака “Остановка запрещена”, а вы остановились в этой зоне, далее первого ряда, ближе 3 метров от сплошной линии разметки и ближе 5 метров перед пешеходным переходом.


11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться , чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет – не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 м до ближайшего рельса.

При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться .

Как видно “Остановка в соответствии с требованиями Правил” не является “Остановкой” по определению. “Вынужденная остановка” также не является “Остановкой” по определению, лишь с той разницей, что имеет отдельный термин.

Итак, сколько бывает случаев прекращения движения, описанных в Правилах?

Прекращение движения:

  • при совершении остановки – преднамеренное прекращение движения по определению;
  • при совершении стоянки – преднамеренное прекращение движения на длительное время по определению;
  • при совершении вынужденной остановки – вынужденное прекращение движения по определению;
  • в заторе;
  • в соответствии с требованиями Правил.

Препятствие или нет?

Возвращаясь к определению “Препятствие” – не является препятствием только два из пяти случаев прекращения движения – в заторе и в соответствии с требованиями Правил.

Остановка, вынужденная остановка и стоянка, на полосе движения не позволяющие продолжить движение по ней – являются препятствием.

На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.

Достаточно типичный случай: вы едете по двухполосной дороге (одна полоса в одном направлении, другая в обратном, встречные направления разделены сплошной линией разметки, справа по ходу движения - обочина и тротуар) и вдруг упираетесь в застывшие на дороге автомобили после ДТП. Как объехать препятствие?

Давайте рассмотрим варианты.

Для начала обратимся к тексту и посмотрим, что является препятствием.

Препятствие - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Машины после аварии под этот термин вполне подходят. А можно ли их в этом случае, не нарушая ПДД?

Пунктом 9.1(1), который появился в Правилах этим летом. Хотя и раньше такой маневр был под запретом, просто сейчас запрет прописали более детально.

Объехать по обочине? Тоже не вариант, пункт 9.9 Правил запрещает такой маневр. Есть, правда, один нюанс. Пункт 12.1 ПДД допускает остановку на обочине. Поэтому можно немного схитрить. Съехать на обочину, остановиться, можно даже выйти из машины и посочувствовать пострадавшим. Ну а затем продолжить движение.

Если ширина обочины не позволяет совершить такой маневр, то остается объехать по тротуару. Но и этого делать нельзя. Запрет установлен все тем же пунктом 9.9.

Формально, движение по любой траектории является нарушением и карается штрафом. Траектория 1 - часть 3 статьи 12.15 КоАП, штраф 1000–1500 рублей. Траектория 2 - часть 1 статьи 12.15 КоАП, штраф 1500 рублей. Траектория 3 - часть 2 статьи 12.15 КоАП, штраф 2000 рублей.

Формально, движение по любой траектории является нарушением и карается штрафом. Траектория 1 - часть 3 статьи 12.15 КоАП, штраф 1000–1500 рублей. Траектория 2 - часть 1 статьи 12.15 КоАП, штраф 1500 рублей. Траектория 3 - часть 2 статьи 12.15 КоАП, штраф 2000 рублей.

Может быть, сдать назад? Так вряд ли вы далеко отъедете. Ведь на перекрестках, пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах и эстакадах, на ж/д переездах, там, где ограничена видимость и в местах остановок общественного транспорта. То есть уедете вы явно недалеко.

Если препятствием являются машины, попавшие в аварию, можно подождать, пока участники происшествия вспомнят о своих обязанностях и переставят машины на обочину. Ведь пункт 2.6.1 Правил именно этого и требует. Правда, машины могут быть сильно повреждены, и оттащить их нет никакой возможности. Да и потом, вместо них на дороге может оказаться все что угодно - яма, куча снега... Остается ждать приезда ДПС. Но сколько на это уйдет времени - несколько минут или час? Так, может, объехать аккуратно по указанным траекториям?

А если за препятствие вы примете автобус или троллейбус на остановке (когда нет парковочного кармана и проехать невозможно), то в этом случае применяться будет уже часть 4 статьи 12.15 КоАП, предусматривающая штраф 5000 рублей или лишение прав на 4–6 месяцев. Ведь остановившийся для посадки-высадки пассажиров общественный транспорт препятствием не считается.

Это с одной стороны. А с другой, нормальный просто не имеет права заниматься оформлением штрафов в такой ситуации. Его главная задача - предупреждать правонарушения и обеспечивать беспрепятственный проезд. Поэтому, если появится инспектор, то действуем по его указаниям. Если инспектора нет, то единственный вариант - объехать препятствие. К примеру, по траектории 1. Конечно же, убедившись в безопасности. Но помните, что ПДД это запрещают. Да и подставы со стороны ГИБДД тоже иногда бывают.

Даже самый добросовестный водитель в процессе передвижения на автомобиле может попасть в ситуацию, при которой дальнейшая поездка невозможна без нарушения ПДД. К таким обстоятельствам относится объезд препятствия через сплошную линию разметки, нарушение которой влечет за собой до 4-6 месяцев запрета права управления транспортным средством.

Тем не менее, возможны определенные исключения, при которых наказания за подобные действия не последуют.

Основные понятия

Научиться правильно толковать и применять ПДД – основная задача любого человека, севшего за руль.

К числу понятий, которые часто путают при трактовке норм при выезде на полосу встречного движения, отделенную сплошной, относятся обгон и объезд:

  • Обгон транспортного средства, идущего спереди, с левой стороны, с выездом через сплошную на полосу встречного направления, является грубым нарушением, которое карается лишением права вождения.
  • Объезд представляет собой вынужденный маневр, вызванный возникшим на пути следования препятствием, не позволяющим продолжить движение. Успех данного маневра целиком зависит от навыков и реакции водителя, способного сделать верную оценку ситуации.

Положения, касающиеся объезда, не всегда находят правильное толкование у водителей. Так, остановившийся у остановки общественного транспорта пассажирский автобус, даже при отсутствии специальных карманов, не может считаться препятствием, позволяющим обойти запрет на пересечение сплошной. В данной ситуации речь идет исключительно об обгоне.

Возможные препятствия

Объезд может быть вызван только наличием препятствия, т.е. неподвижного объекта, но не транспорта на дороге.

Следующие обстоятельства позволят расценить маневр как объезд препятствия:

  1. Впереди стоящий автомобиль неспособен двигаться ввиду поломки, о чем сигнализирует включенная аварийка. Подобное препятствие должно быть устранено, как можно скорее, минимизируя риск образования затора на дороге.
  2. На полосе движения находится какой-либо предмет, не позволяющий двигаться вперед в прямом направлении.
  3. Дорожное полотно имеет серьезные дефекты (например, открытый колодец), проезд прямо означает 100-процентную вероятность повреждения, аварии с ущербом автомобилю и людям, пассажирам и водителю. Подобные препятствия наблюдаются повсеместно, а представители ГИБДД, подчас, злоупотребляют санкциями в отношении автомобилистов в таких случаях.
  4. Проведение дорожного ремонта, осуществление деятельности различных служб с задействованием полотна.

Иногда автомобиль, брошенный на дороге с нарушением правил парковки, причисляется к препятствию, допускающему объезд. Однако, применение понятий и правил ПДД, не позволяет считать подобные обстоятельства объездом, поэтому выезд машины на встречную полосу находится под запретом.

Правила объезда

Принятие моментального решения о допустимости выезда требуется от любого водителя, невзирая на его опыт и практику. Никто не застрахован от появления даже на знакомых маршрутах ям, выбоин, нельзя исключать и вероятность выпадения груза, посторонних предметов с впереди идущего транспорта.

Детальное изучение правил объезда препятствия поможет отстоять свою позицию перед представителями ГИБДД в случае незаконных обвинений.

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  1. Водитель производит оценку ситуации на дороге и убеждается, что впереди не временная остановка или затор.
  2. Если обнаружено препятствие, объезд производят, по возможности по полосе правее, без использования для движения тротуаров.
  3. В идеале, автомобилист должен сообщить о возникшем по ходу движения препятствии в ГИБДД и ждать прибытия инспектора. При получении предписания сотрудника ГАИ, водитель сможет без каких-либо последствий для себя пересечь сплошную разметку и объехать слева.
  4. Однако на практике подобные действия мало осуществимы, по причине нехватки штата госавтоинспекторов для регулирования дороги во всех случаях возникновения препятствия. Кроме того, ожидание госавтоинспектора приведет к сильному затору.
  5. Запись с регистратора или на телефон поможет доказать в дальнейшем отсутствие какой-либо альтернативы, кроме объезда слева через разметку.

ВАЖНО! Особенно остро стоит проблема, если препятствие возникло на дороге с двумя полосами – по каждому из направлений, когда продолжить движение путем перестроения в правый ряд невозможно в силу отсутствия второй полосы для движения.

Следует заполнить, что в ситуации, когда впереди идущий рейсовый автобус остановился у остановки, препятствием он не может быть признан, а значит объезд слева будет запрещен. Автомобилисту остается дождаться, когда пассажирское транспортное средство вновь продолжит путь.

Выезд на встречку через сплошную для продолжения движения станет грубейшим нарушением, за который положен штраф 1-1,5 тысячи рублей или лишений, в зависимости от обстоятельств.

Аналогичные наказания будут назначены и при наличии впереди машины оставленного ТС, припаркованного таким образом, что проезд остальных транспортных единиц невозможен.

Если автомобиль припаркован у обочины/тротуара, степень виновности второго водителя, совершившего выезд на встречную полосу, будет определяться судом и госавтоинспекторами. Чтобы избежать претензий со стороны ГАИ, в подобных случаях лучше всего привлекать инспектора.

Чтение дорожных знаков

Помимо неожиданных препятствий, в процессе перемещения на автомобиле можно встретить случаи, когда о наличии проблемы на дороге известно представителям ГИБДД и других дорожных служб. Более того, именно с их непосредственным участием, регулируется движение водителя, на чьей полосе появилось препятствие.

Регулировка может осуществляться с помощью сотрудника инспекции, временных светофоров и дорожных знаков. В таких случаях остается научиться правильно читать предупреждающие т запрещающие знаки, чтобы с наименьшим риском объехать постороннее препятствие.

На дороге устанавливают специальный знак объезда в следующих обстоятельствах:

  1. Впереди на дороге ведется ремонт дорожного полотна, разрушенного и опасного к эксплуатации.
  2. ДТП, нуждающееся в серьезном разбирательстве, из-за чего перекрылось движения и проезд по той же полосе в течение длительного времени будет невозможен.
  3. Впереди осуществляет текущую деятельность какая-либо коммунальная организация, чей транспорт перекрыл дорогу. Наиболее часто заторы возникают при профилактическом обслуживании уличных фонарей. Со стороны коммунальщиков требуется установка знака и точное определение зоны действия знака.

В зависимости от того, какой именно знак установлен, автомобилист обязан будет объехать согласно стрелкам на дорожных знаках.

Выезд на встречку через разметку не вызовет штрафной санкции, если действие согласуется с установленными дорожными знаками.

В зависимости от признания степени серьезности нарушения, автомобилисту грозит:

  • Уплата штрафа 0,5-1,5 тысяч рублей;
  • Лишение права вождения на длительный срок (до полгода).

На видео об объезде препятствия

Более мягкую меру применяют при доказательстве того, что действия выполнены в соответствии с дорожными правилами. Например, при объезде слева может быть разрешено продолжать движение. Следуя знакам, предупреждающим об опасности продолжения движения, автомобилист обезопасит себя от лишних проблем с автоинспекторами и ненадлежащего требования оплатить штраф за нарушение запрета на пересечение встречки. Иногда, лучше остановиться и подождать получения дополнительных предписаний из органов.

Хотя бы раз в жизни каждый водитель попадал в ситуацию, когда полоса, по которой он движется, по каким-либо причинам вдруг оказывалась заблокирована. Причиной может быть ДТП, неудачно остановившийся троллейбус или автобус и т.д. В последнем случае новоиспеченные водители, только что прошедшие обучение вождению , обычно просто ждут, пока общественный транспорт не проедет. Но опытные водители стараются объехать препятствие по «встречке». Давайте разберемся, можно ли так делать?

Что такое объезд?

Автоинструкторы дают такое понятие объезду: им можно назвать некий маневр, который связан с выездом ТС из занимаемой полосы, если по этой полосе дальнейшее движение невозможно из-за препятствия. Препятствие в свою очередь — это неподвижный объект, расположенный на проезжей части и не позволяющий продолжить машине движение по данной полосе. Это могут быть:

  • посторонние предметы,
  • поврежденное или неисправное транспортное средство,
  • какой-либо дефект проезжей части,
  • ДТП , затрудняющее проезд и др.

Препятствием не считается транспорт, остановившийся в соответствии с правилами, или обычный дорожный затор.

Где нельзя, а где можно выполнять объезд?

Если дорога имеет четыре полосы и более, то объезд с выездом на «встречку» запрещен. Также нельзя объезжать препятствие на трехполосной трассе с выездом в зону крайней левой полосы. Неправомерно выполнять объезд непосредственно перед железнодорожным переездом, если вы выезжаете при этом в зону встречного движения. Заметим, что объезд перед ж/д переездом запрещен не только на четрыхполосных трассах, но и на дорогах с тремя и двумя полосами для движения.

В других случаях водитель может совершать объезд. Например, объезд вне железнодорожного переезда и объезд препятствия без выезда на сторону встречного движения.

Какие могут быть штрафы?

Надо сказать, что наказание за неправильный обгон суровее, чем штрафы за неправильный объезд. Но наказание все же понести придется. Итак, минимальное наказание за неправильный объезд препятствия на дороге — это штраф . За подобное нарушение вам грозит административное денежное взыскание в размере от 1 000 до 5 000 рублей.

Штраф грозит в том случае, если объезд был совершен по встречной полосе на 4-х или 3-х полосной дороге с выездом в зону левой полосы или перед переездом ж/д.

Нужно помнить, что попытка объехать затор, пробку или автобус, стоящий на остановке, по встречной полосе не считается объездом препятствия. Если говорить о максимальном наказании за неправильно совершенный объезд, то водителю может грозить лишение ВУ на четыре месяца или полгода. Кстати, в практике есть довольно много административных дел, когда инспекторы ГИБДД при оформлении ДТП выборочно останавливали машины, объезжавшие препятствие на дороге через сплошную линию (ТС занимали в этом случае обе полосы). Таким образом, инспекторы оформляли эти автомобили, как нарушителей, которые ездят по встречной.

Зная правила объезда препятствия, вы сможете всегда оспорить решение недобросовестных гаишников, все еще встречающихся на дорогах наших городов.

Видеоматериал о том, как иногда осуществляется объезд препятствия:

Будьте внимательны и осторожны на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта www.ural56.ru

Приветствую Вас уважаемые посетители! В этой статье постараюсь дать ответ на вопрос: Какой штраф за выезд на встречную полосу при объезде препятствия? На дороге встречается неоднозначные ситуации. Одним из таких случаев является объезд препятствия, вследствие которого водитель вынужден двигаться по встречной полосе.

Водитель вынужденно идет на нарушение правил ПДД, и осуществляет выезд на встречную полосу через сплошную линию разметки, за что гарантированно может получить штраф.

Этим и пользуются недобросовестные сотрудники ДПС, в погоне за «галочкой» и выписывают штрафы, в место того, чтобы решать проблему с препятствием на дороге.

В этой статье:

За что можно «попасть» на штраф

Рассмотрим, какие действия автолюбителя образуют состав административного проступка при объезде препятствия.

Двигаясь в потоке, водитель обнаруживает препятствие на пути. Выходом служит движение по встречке или обочине.

Выезжая на встречную полосу движения, через сплошную линию 1.1 или 1.3, образуется состав нарушения, за которое грозит ответственность по ч. 3 ст. 12.15. КоАП РФ.

Что может быть препятствием в этой ситуации:

  1. Ограждение на дороге, где ведутся ремонтные работы, например, просел асфальт, настил нового.
  2. Авария с участием других автомобилей, объезд которых не представляется возможным иначе.
  3. Поломка автомобиля, с выставленным знаком и включенной аварийной сигнализацией.
  4. Плита на дороге, упавшее дерево и иные предметы, оставленные на дороге, проезд которых препятствует движение по прямой или объезд по иной полосе попутного направления.

В этом случае выезд на встречную полосу квалифицируется ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, и предусматривается лишение водительских прав в судебном порядке.

Как фиксируется выезд на встречную полосу

Нарушение фиксируется камерой, размещенной на участке дороге оборудованным автоматическим комплексом контроля за движением. Здесь не получится поспорить с техническим устройством непосредственно. В адрес водителя поступит постановление с квитанцией об оплате штрафа за выезд на встречку.

Второй способ – фиксация нарушения инспектором ГАИ. При наличии весомых и достаточных аргументов, всегда можно поспорить с ГАИ и выразить свои возражения.

Необходимо ссылаться на то что, выезд произошел вынужденно, что Вы не имели на это умысла. А стоять в ожидании «чуда» нет времени. В своих аргументах можно опираться на бездействие сотрудников, которые не решают проблему по устранению препятствия на дороге, при этом сослаться на п. 49 Приказа МВД России № 185.

Начать звонить на телефон горячей линии, пожаловаться в УСБ или прокуратуру на действия сотрудника.

В семи из десяти случаев, все это не поможет Вам избежать уплаты штрафа. Суровая действительность такова – судебная практика дает точное разъяснение, что выезд на встречку, дабы объехать препятствие нарушает ПДД, следовательно, необходимо заплатить штраф.

Но, как говорится, попытка не пытка, возможно инспектор ДПС окажется хорошим человеком, в лучшем смысле этого слова. Надеюсь, вы понимаете, о чем я?

Размер штрафных санкций

Двигаюсь по дороге и, видя впереди препятствие, перед водителем возникает дилемма, как его объехать? Объезд по встречной полосе водителю обойдется в 1000-1500 рублей (по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ)

Если двигаться по обочине, то это образует состав по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, санкция за который составит 1500 рублей штрафа.

Наиболее опасным маневром является объезд по пешеходной или велосипедной дорожке, штраф составит 2000 рублей по ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ.

Если водитель осуществляет выезд на встречку при повороте в результате образовавшегося препятствия, действия будут расцениваться по ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ и сумма штрафа составит 1000-1500 рублей.

В противном случае за движение задним ходом можно получить штраф 500 рублей по ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ.