Учение о Троице – непостижимая, но все же безошибочная доктрина Священного Писания. Подробно изучив этот вопрос, Джонатан Эдвардс отметил следующее, «я думаю, что учение о Троице – это наивысшая и глубочайшая из всех Божественных тайн» (Неопубликованный трактат о Троице). Несмотря на то, что полнота учения о Троице находится далеко за пределами человеческого понимания, Бог предельно ясно открывает себя на страницах Писания – один Бог вечно сущий в трех Лицах.

Конечно, это не означает, что Библия представляет нам трех различных богов (ср. Втор. 6:4). Правильнее понимать, что Бог – это три Личности одной сущности; Божественная сущность едина и неделима, вечна и действует одновременно в трех Лицах одного Божества – Отца, Сына и Святого Духа.

Писание ясно говорит, что эти три Личности – одно, и являются одним единственным Богом (Втор. 6:4). Евангелие от Иоанна 10:30 и 33 объясняет, что Сын и Отец – одно. 1 Коринфянам 3:16 показывает нам, что Отец и Дух Святой – одно. Послание к римлянам 8:9 ясно говорит, что Сын и Святой Дух – одно. А также Иоанна 14:16, 18 и 23 демонстрирует, что Отец, Сын и Дух Святой – одно.

Кроме того, при существующем единстве в Троице, Слово Божье никоим образом не отрицает одновременного существования и индивидуальности каждого из трех Лиц Божества. Другими словами, Библия ясно говорит, что существует только один Бог (а не три), но Он Триедин.

В Ветхом Завете Библия раскрывает понятие Троицы несколькими способами. Например, имя Элохим («Бог») – это существительное множественного числа, которое может означать многочисленность (ср. Быт. 1:26). Это соответствует факту, что местоимение множественного числа («мы») иногда используется для описания Бога (Быт. 1:26; Ис. 6:8). Есть еще более конкретные тексты, где имя Бога применяется к более, чем одной личности в одном и том же тексте (Пс. 109:1; ср. Быт. 19:24). А также есть отрывки, где видна деятельность всех трех Лиц Божества (Ис. 48:16; 61:1).

Новый Завет многозначительно опирается на эти истины, открывая их более четко и ясно. Формула крещения в Матфея 28:19 указывает на все три Личности Троицы: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В своем апостольском благословении Павел подчеркивает ту же самую истину. Он пишет, «Благодать Господа нашего, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:14). Другие отрывки Нового Завета также расшифровывают славные истины о Триедином Боге (Рим. 15:16, 30; 2 Кор. 1:21-22; Еф. 2:18).

При описании Троицы в Новом Завете ясно различаются три Личности, которые действуют одновременно. Это не просто формы или проявления одной личности (как ошибочно утверждает богословие единственников), которая иногда действует как Отец, иногда как Сын, и иногда как Дух. При крещении Иисуса Христа вся Троица действует одновременно (Матф. 3:16–17), Сын принимает крещение, Святой Дух нисходит свыше и Отец говорит с неба. Сам Иисус молился Отцу (ср. Матф. 6:9), учил, что Его воля отличалась от воли Отца (Матф. 26:39), обещал умолить Отца и Он пошлет Духа (Иоан. 14:6), просил Отца прославить Его (Иоан. 17:5). Эти действия не имели бы смысла, если бы Отец и Сын не были двумя отдельными Личностями. В других местах в Новом Завете Святой Дух является Заступником перед Отцом от имени верующих (Рим. 8:26), как и Сын, который также является нашим Ходатаем (1 Иоан. 2:1). И снова налицо индивидуальность каждой Личности.

Библия ясно говорит: существует только один Бог, в то же время он существует и всегда существовал в трех Лицах – Отец, Сын и Дух Святой (ср. Иоан. 1:1-2). Отрицание или неправильное понимание Троицы означает отрицание или неправильное понимание природы Самого Бога.

Оригинал статьи на английском языке был опубликован 27 марта 2009 г. в разделе «Pulpit» на сайте служения «The Shepherds’ Fellowship» (www.shepherdsfellowship.org). Переведено на русский язык и опубликовано с разрешения.

День Святой Троицы — это особое событие в жизни Церкви. День Святой Троицы — это день, который является своего рода кульминацией всего Нового Завета. Это тот день, в который осуществилось то, к чему человечество очень долго шло после грехопадения. В грехопадении не только человек был проклят Богом, в грехопадении не только человек вступил в отношения с Богом, как в отношения с праведным Судиёй и Мздовоздаятелем. Самое страшное, что случилось в момент грехопадения, — это то, что Дух Святой оставил человеческое естество. Дух Святой, Который был дыханием жизни в человеке, той Истиной животворящей, которая давала человеку возможность беседовать с Богом и ходить в свете Лица Его, покинула человеческое естество. И весь драматизм истории человечества заключается именно в попытке и невозможности вернуть себе это дыхание жизни.

Что было совершено нашим Господом Иисусом Христом? Самым главным догматом является догмат о спасении, как мы знаем. Можно много рассуждать о том, что такое спасение. Это вечная жизнь, это рай, это блаженство, это воскресение всего человека — и души, и тела. Но и здесь, пожалуй, самое важное, что мы можем сказать, — это то, что человек спасённый — это тот, кто смог соединиться с Богом Духом Святым. Не соединившийся — не спасённый. И Спаситель возвращает нам через Свой подвиг — крестный — возможность приобщения к Богу Духу Святому.

Сегодняшнее Евангелие очень хорошо раскрывает эту суть. Евангелие от Иоанна говорит, что ученики и все те, кто слушал Иисуса, хотели принять Духа Святаго, потому что на них не было ещё Его. А также, объясняет евангелист, потому, что Иисус не был прославлен. Прославление Иисуса, по толкованию святых отцов, есть Его восшествие на крест, Его смерть, воскресение и вознесение. И как он обетовал своим ученикам, чтобы они, находясь в граде Иерусалиме, находились вместе до тех пор, пока не облекутся силою свыше (слова эти Он говорит в момент Вознесения, за 10 дней до Сошествия Святого Духа), то и осуществилось обетованное Господом. Дух Святой уже не в виде голубя и не прикровенно, а в виде огненных языков, дыханием бурным нисходит на каждого из апостолов, почиет на каждом из них, исполняя их преизобильно дарами благодатными, изливая на них изобильно благодать, делая их храмами Бога Духа Святаго. Они начинают говорить на разных языках, они идут бесстрашно во всю вселенную, проповедуя, будучи свидетелями, по заповеди Христовой, нашего Господа Иисуса Христа, а самое важное — того дела, которое Он совершил.

Какое совершил дело Иисус? С одной стороны, Своей крестной Смертью, Своим вознесением на небо, воскресением и вознесением, Он ниспосылает к человечеству Духа Святаго от Отца, но этот Дух нисходит не на каждого, Он не может насильно войти в человека, Он не может взять и облечь человека во спасение. И в сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Христа: «Жаждущий пусть приходит и пиет» (ср.: Иоан.7:37, Отк.21:6, также Ис.55:1). Только тот, кто жаждет богообщения, тот, кто жаждет блаженной вечной жизни в Боге и со Христом, кто испытывает это чувство подобно тому, как путник в пустыне хочет пить, — только тот, пожалуй, и может дерзнуть и придти ко Христу и испросить у Него этот великий дар. Это значит, что каждого из нас Господь призывает привести себя в чувство этой жаждой, привести себя в чувство осознанием того, что мы без Бога не можем ничего, что мы без Бога очень одиноки, очень унылы, очень греховны, что без Бога мы находимся в узах, в челюстях вечной смерти, которая постоянно терзает нас самыми разными проявлениями и болезнями, и общением, и обстоятельствами, и жутким унынием, которое часто охватывает нашу душу.

И в сегодняшний день Святая Церковь исповедует и свидетельствует для каждого из нас, что, если мы жаждем, то для нас закончилось это время — время рабства вечной смерти, рабства греху, хождения под проклятьем. Для нас начинается новое время хождения в Духе Святом, возможность сделать себя храмом для Бога Духа Святаго. Господь говорит: «Жаждущий, приходи и пей!» Это значит, что абсолютно нет никаких преград, нет никаких причин, по которым бы Господь не дал нам возможность приобщения к этому живоносному источнику, кроме одной: нашего нежелания; и нашего нежелания именно исправления своего.

В сегодняшний день, когда мы прославляем и всю Святую Троицу, и, конечно, дар Святаго Духа, мы говорим, является днём рождения Церкви Христовой, потому что именно в этот день зародилось то, что впоследствии Церковь сама стала называть богочеловеческим организмом — Тело Христово, главой которого является Господь и которое водится и оживотворяется Богом Духом Святым. И в сегодняшний день, прославляя Бога Троицу, давайте возблагодарим Его за то, что Он нас, недостойных, приобщил к этой великой тайне спасения, сделав нас чадами Церкви Христовой, сделав нас членами Своего Святого Тела. Тот, кто вживляется в богочеловеческий организм, тот, кто питается божественными струями и токами от Духа Святаго, тот пребывает вовек. Это слова самого Священного Писания. И дар, который постоянно подаёт нам Святая Церковь в святых Таинствах, и, самое главное, в Таинстве Святой Евхаристии, — это всё дары благодати Духа Святаго. Он нам дарует такую возможность приобщения к Телу Христову. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Проповедь в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре.

Патриархия.ru

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с .

Патриарх Кирилл: Церковь будет существовать всегда

«Если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало, - отметил Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди , - Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие» .


«Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, - подчеркнул Патриарх, - потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить» .

Митрополит Иларион: Только через причастие Святого Духа может быть воспринята тайна Воплощения и Воскресения Сына Божия

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики храма.

В архипастырском слове после богослужения митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Пятидесятницы называется в молитвах, которые мы только что услышали, праздником завершающим, ибо он есть завершение всех великих праздников — от Рождества Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Этот праздник заключает пасхальный цикл, и от Пятидесятницы ведется счет всем последующим неделям церковного календаря.

В течение долгого периода литургического года мы вспоминали то, что Святые отцы называют домостроительством нашего спасения в Господе Иисусе Христе, — начиная от Рождества Христова, когда Сын Божий воплотился и пришел в этот мир, и вплоть до того момента, когда Он вознесся на небеса и затем, как и обещал, ниспослал Своим ученикам Святого Духа.

« Каждый должен жить так, чтобы не отвернуть от себя благодати Духа Святого »

Что каждый из нас может сделать полезного для Церкви в День Ее рождения? — Предстоятель УПЦ специально для PravLife.

— Что каждый из нас может сделать полезного для Церкви в День Ее рождения?

— В этот Священный день, когда мы празднуем и молитвенно прославляем Третье Лицо Господа Святого Духа, Святой и Единосущной Троицы, каждый из нас должен заглянуть в себя и посмотреть, что мы делаем для того, чтобы стяжать благодать Святого Духа.
Благодать Святого Духа приобретается через разумное смирение перед Богом и перед ближним.Перед Богом смиряться — значит за все благодарить Его, а смиряться перед ближним — это не мстить ему, если даже ближний сделает нам что-то злое.
Мы должны помнить об этом, разбираться в себе самом: что мы делаем по своему смирению, а что — из-за гордыни. И все, что мы должны делать, будем стараться делать со смирением. Потому, что на смиренном прославляется Бог, а гордый возвышает не Бога, а себя. Если будем смиряться перед Богом, то станем тогда верным чадом Его Церкви.

День Святой Троицы. Пятидесятница.

«Церковь нас собирает ко Христу, мы входим в единство со Христом в крещении, преображаемся по Христу, становимся христоподобными силой Святого Духа, который увенчивает нас и выводит из этого мира. Далее мы попадаем на сборный пункт, где мы ожидаем подхода тех, кто позже родился, дольше трудился, чтобы преобразиться. А вот когда вся наша армия соберется вместе, то Дух Святой нас заберет на Родину, мы с вами сбежим в Небеса. Наша Родина - за пределами космоса, там, где Бог…»

Священник Даниил Сысоев

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас всех с днем Пятидесятницы, с днем Сошествия Святого Духа на апостолов, с днем явления Единосущной Нераздельной Святой Троицы! В день Пасхи Господь дал своим ученикам дар от Духа Своего. Это еще не было полнотой, но, тем не менее, он предвосхищал сегодняшний праздник, когда Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов и тем самым преобразил, переделал, переквасил апостолов, сделал их новыми существами, причастными новой жизни, и ввел их, а через них и всех нас, в Царство Божие на земле. Примечательно вспомнить Воскресение Христа, апостолы сидят в маленькой запертой комнате страха ради иудейского (Ин. 20:19 ), обсуждают исчезновение тела из гробницы, и тут Христос проходит через запертые двери и дает им Живоначальный Дух, избавляющий их от грехов. Христос дуновением Своим разгоняет затхлость этой комнаты. На самом деле, весь этот мир – это огромная затхлая комната, в которой люди находятся под гнетом смерти, скованы пространством и временем, они закованы в узы тления и распада. Куда бы человек ни шел, он несет гибель и тление вместе с собою.

Человек, живущий в этой маленькой комнате, только и вынужден заниматься борьбой за кусочек маленькой земли, на которой он находится. Недаром все человечество со времен грехопадения только и занимается разделениями. Сначала разделились муж и жена, которые стали друг друга стесняться, муж свалил вину на жену, жена оказалась чужой для мужа. Это разделение продолжилось и дальше, брат восстал против брата. После потопа появились расы, после вавилонской башни – нации как великое проклятье Бога. Человек стал драться за границы, ресурсы, богатство. Отсюда возникают и войны, и ненависть, и жестокость, которые царят в этом мире. Нации были созданы Богом, оберегая людей от великого зла, от единства ненависти людей против Бога. Но нации не давали человеку в полной мере почувствовать в другом человеке своего собрата, который тоже создан по образу Божьему и который тоже должен стать дитем Отца Небесного.

И вот в этот затхлый воздух врывается ураган Святого Духа, который пришел по ходатайству Иисуса Христа, упросившего Отца дать людям Утешителя: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26 ).

Дух Святой изливается на нас, Он как благодатная река низвергается с Небес и омывает скверну греха, омывает нечистоту, наполняет силой и жизнью. Он выдувает из нас смрад нашего самолюбия, национализма, эгоизма. Дух Святой делает людей чадами одного Отца, членами одного единого народа, который говорит на множестве разных языков. И Дух Святой дал дар Пятидесятницы – дар многоязычия, как преодоление разделения Вавилона. Этот дар, когда на множестве языков провозглашается одна единственная весть о Троице Единосущной и Нераздельной, Которая не осталась в своей безмерной запредельности, Которая пришла к нам, потому что через Сына в Духе Святом мы имеем доступ к Отцу.

Мы с вами уже стали не русскими, не татарами, не евреями, не чеченцами, а православными христианами – народом Божиим, который славит единого Бога! И на всей планете раздается многоголосый, но единый гимн в честь Святой Троицы. Это удивительное единство создается не человеком, а Богом . Бог создает великое единство людей, преодолевает разделение и раздробленность, которые были благом на пути к сатане, но которые стали злом, когда стали мешать в распространении благовестия. Сегодня, в день Пятидесятницы, мы отмечаем день рождения нашей Матери – Православной Церкви, которая родилась в пламени Святого Духа, в великой сионской горнице.

Православная Церковь, включая в себя все народы, собирает их для величайшего похода, как Господь предсказывал: «Верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24 ).

Церковь нас собирает ко Христу, мы входим в единство со Христом в крещении, преображаемся по Христу, становимся христоподобными силой Святого Духа, который увенчивает нас и выводит из этого мира. Далее мы попадаем на сборный пункт, где мы ожидаем подхода тех, кто позже родился, дольше трудился, чтобы преобразиться. А вот когда вся наша армия соберется вместе, то Дух Святой нас заберет на Родину, мы с вами сбежим в Небеса. Наша Родина - за пределами космоса, там, где Бог. Мы найдем нашу Родину там, где Бог-Отец собирает к себе объединенных вместе, невзирая ни на цвет кожи, ни на происхождение и богатство, ни на греховное прошлое, лишь бы человек изменился, преобразился и облагоухался Духом Животворящим, лишь бы он расцвел. Дух Святой - источник всякой жизни и всякого преображения, Ему принадлежит «вина» всякого спасения, потому что в кого Он по достоинству вдохнет, тот быстро поднимается с земли, у него вырастают крылья, и он возносится к Небесам.

Этот Дух, окрыляющий, возвышающий, пришел сегодня к нам, и мы стоим перед Ним и ждем Его дуновения. Он уже с нами, ибо в таинстве Миропомазания мы получили Духа, мы причастны Святому Духу и помазаны Им в день, когда мы крестились и получили Его печать . Но мы просим, чтобы Он действовал в нас, пришел и поставил внутри нас шатер, как в древности Бог в Скинии действовал среди Израиля, так пускай и Дух Святой войдет в наше сердце и в нем поставит себе Скинию. И пускай мы с вами будем вместе певчими великого хора, у которого финансист, регент, управитель – Дух Святой, ведущий нас и дающий нам петь Богу Отцу и Его Сыну Иисусу Христу. В Святом Духе мы познали тайну Троицы, и благодаря Ему мы освящаемся, и причащаемся, и объединяемся с ангелами. Святой Дух - источник жизни и для ангелов, и для людей .

Пускай никто из нас не будет мертвецом, пускай Дух Святой подует на нас и все мертвенное из души нашей и из тела выдует. И чтобы в день нашего великого сбора, в день, когда Господь придет собрать к Себе, Дух Святой вознес нас, преобразил, оживотворил, и чтобы мы жили вечно в Царстве Святого Духа , где царствует вечно Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная, которой мы поем, которую мы благословляем, которую мы благодарим, которую мы величаем и утром, и днем, и вечером и, преклонив колена, возносим ей благодарственные молитвы.

Да поможет нам в этом Господь Всемогущий! Храни вас Господь!

Мои дорогие отцы, братья и сестры! Преосвященные владыки! Всех вас сердечно поздравляю с великим мироспасительным праздником Святой Троицы, Святой Пятидесятницы.

Мы празднуем особое событие в жизни мира. Через рождение Господа и Спасителя, через Его жизнь, через Его учение, через Его страдания, через Его смерть, через Его воскресение даровано было людям нечто совершенно особенное, что действительно изменило течение истории. Мы называем время после рождения Христа Спасителя новой эрой. И совсем не потому, что люди автоматически стали лучше после пришествия в мир Спасителя, не потому, что лучше стали общественные отношения, меньше стало зла в личной, семейной, общественной жизни. Совсем не потому! Мы знаем: как были разбойники до Спасителя, так они существуют и после, как были войны до, так они существуют и после, как были гражданские конфликты, столкновения, противоречия, коварство, обман, ложь, зависть, так все это существует и после Христа Спасителя.

Что же тогда появилось? Для чего же Господь пострадал, жизнь Свою отдал? Именно ради того, что мы сегодня так торжественно празднуем. Ему было угодно, чтобы Божественное присутствие постоянно пребывало в жизни рода человеческого. В 50-й день после воскресения Господь дарует Своего Духа апостолам. Он изливает этот Дух как Свою энергию, Свою благодать, Свою силу на святых апостолов. На простых рыбарей - тех самых, которые трусливо бежали в момент ареста Христа Спасителя, когда на Него обрушились страшные пытки, тех самых учеников, один из которых предал, а другой отказался, тех самых учеников, которых не было на Голгофе, тех самых учеников, которые несли на себе отпечаток всей ограниченности и греховности человеческой жизни, - на них Он изливает Свою благодать, и Божественной силой они перестают быть трусливыми и боязливыми. Они становятся мужественными и сильными, обретая тот Божественный дар, который сразу выделил их из среды всего человеческого рода. Их слово наполнилось мудростью, силой, и тысячи людей стали откликаться на их проповедь - не меньше, чем на проповедь Самого Христа Спасителя.

Более того, вдохновленные Божественной силой, излившейся на них в день Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они отправились в разные страны, проповедуя Христа распятого и воскресшего. Именно они создали общность людей, внутри которой и живет этот дар Святого Духа, - эту общность мы именуем Церковью Божией. Все мы с вами и есть Церковь, среди нас и в нас живет Святой Дух, силы Которого каждый получает в момент крещения и миропомазания, сила Которого обновляется в нас всякий раз, когда мы, принося покаяние, причащаемся Святых Христовых Таин. В море беззакония, ничем не отличающегося от того, что было до Христа Спасителя, живет Его Церковь как носительница благодати Святого Духа. Именно в Церкви и происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе.

Церковь существует для того, чтобы призывать Святого Духа. Самая важная миссия Церкви - это призывание Святого Духа, эпиклезис, как мы говорим, употребляя греческое слово. Эпиклезис есть не только молитва призывания Святого Духа - это жизнь во Христе, это открытое Ему навстречу сердце, это мужественное и честное исповедание веры в Христа Спасителя и в Святую Троицу. И в ответ на жизнь Церкви Бог посылает дар Святого Духа, и Дух живет и действует в нас. Кто-то может сказать: «Что же все это означает для мира? Что же - мир сам по себе, а Церковь сама по себе?» Совсем нет. Ведь каждый из нас, принадлежа Церкви, принадлежит и миру, через каждого из нас сила Божественной благодати должна изливаться на род человеческий, но особым образом она изливается через миссию Церкви в мире. Это и есть миссия спасения, это и есть миссия обращения людей к Богу, это и есть миссия преображения человеческой личности и всего рода человеческого.

Все это мы сегодня празднуем с вами в день Святой Троицы, потому что с того самого дня Пятидесятницы и началась эта спасительная миссия Церкви. Что же мы, христиане? А мы должны осознавать величайшую ответственность пред Богом за тот дар, который получили в крещении, величайшую ответственность пред Богом за благодать, которую получаем в таинстве святого причащения, в молитве. Это есть Божий дар, и мы с вами - обладатели этого дара. И для того чтобы сила благодати не покидала нас, чтобы мы не превращались в пустые сосуды, нужно постоянно стяжать благодать Святого Духа - молитвой, добрыми делами, участием в таинствах Церкви; и делиться этой благодатью, опять-таки, через добрые дела и через добрые слова со всем родом человеческим. Как говорит священнослужитель, совершая таинство Святой Евхаристии: «и о всех и за вся». О всех и за вся пострадал Господь, на всех и на всё через Церковь изливается благодать Святого Духа. И, сознавая важность служения христианина, мы должны постоянно возгревать в себе молитвой, доброделанием и участием в таинствах силу Святого Духа.

Сегодня мы празднуем престольный праздник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, потому что главный храм лавры освящен в честь Святой Троицы. И я поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим событием и радуюсь, что в таком множестве вы собрались сегодня для нашей общей молитвы. Пусть благодать Святого Духа пребывает со всеми вами, помогая вам на путях вашей жизни, помогая преодолевать неправду, зло, беззакония своей собственной личности и вокруг себя, помогая всем нам возрастать от силы к силе. Призываю благословение Божие на всю нашу историческую Русь, соединенную Киевской купелью крещения, на весь наш православный народ. Призываю благословение Божие и на державу Российскую, чтобы действительно благодать Божия укрепляла всех нас, а через нас содействовала преображению жизни рода человеческого. С праздником! Храни вас Господь.