Административная ответственность - это вид юридической ответ­ственности, которая выражается в применении государственными ор­ганами, должностными лицами и представителями власти установлен­ных государством мер административного воздействия к физическим лицам - гражданам, включая государственных, муниципальных служа­щих, должностных лиц, а в соответствующих случаях и к юридическим лицам за нарушение законности и государственной дисциплины. Необ­ходимо понимать, что административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается, во-первых, в общей цели: достижении законности, а во-вторых, в принудительном харак­тере мер воздействия на правонарушителя. Вместе с тем администра­тивная ответственность имеет свои особенности: она устанавливается как органами законодательной власти, так и органами исполнительной власти в объеме своих полномочий и компетенции; наложение админи­стративных взысканий осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти, а в некоторых случаях судами. В от­личие от дисциплинарной ответственности здесь нет прямой соподчи- ненности между правонарушителем и лицом, уполномоченным нала­гать административные взыскания за совершенные правонарушения.

Административная ответственность для физических лиц наступает с 16 лет. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются, как правило, меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основанием админи­стративной ответственности являются совершение административно­го проступка и наличие соответствующей нормы, предусматривающей эту административную ответственность. Административное право­нарушение (проступок) представляет собой посягающее на государ­ственный или общественный порядок, государственную, муници­пальную, кооперативную, частную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления про­тивоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена адми­нистративная ответственность.

Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет по своему характеру за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. К специфическим при­знакам административного правонарушения относятся его антиоб­щественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Признаки административного правонарушения необходимо от­личать от его юридического состава. При наличии административного правонарушения может отсутствовать состав административного пра­вонарушения, что исключает привлечение к административной ответ­ственности. Признаками состава административного правонарушения являются объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объектом правонарушения являются общественные отношения, урегу­лированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Субъектами административного правонарушения яв­ляются физические и юридические лица. Объективная сторона админи­стративного правонарушения - это запрещенное деяние. Субъективная сторона - это психическое отношение субъекта к противоправному дей­ствию или бездействию и его последствиям.

Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в Кодек­се РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и других нормативно-правовых актах. Следует учесть, что от преступлений ад­министративные правонарушения отличаются лишь меньшей степе­нью общественной опасности.

Некоторые составы административных правонарушений можно на­звать формальными, так как административная ответственность насту­пает независимо от того, наступили отрицательные последствия от дан­ного нарушения или нет. Достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов (например, на­рушение правил дорожного движения, санитарно-эпидемиологическо­го надзора, пожарной безопасности).

За совершение административного проступка налагается админи­стративное наказание. Административное наказание - это мера юриди­ческой ответственности, налагаемая государством или от имени госу­дарства за совершенное административное правонарушение. Эта мера применяется, прежде всего, в духе соблюдения законов, уважения прав других лиц и правопорядка в целом для воспитания лица, совершивше­го административное правонарушение. Она также выполняет функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекаю­щимся к административной ответственности, так и другими лицами.

Видами административных наказаний являются: предупреждение, ад­министративный штраф, конфискация орудия совершения или предме­та административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты), администра­тивный арест, административное выдворение за пределы РФ иностран­ного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, адми­нистративное приостановление деятельности, запрет на посещение спортивных мероприятий.

В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные меры административных взысканий. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дис­квалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут применяться только в качестве основных административных наказаний и дополнительных административных взысканий, остальные - только в качестве основных.

Предупреждение - мера наказания морального характера. Оно приме­няется только в письменной форме. Устное предупреждение не является административным наказанием. Штраф является денежным взысканием, налагаемым от имени государства в пределах, предусмотренных законо­дательством. Штраф устанавливается в величине, кратной либо мини­мальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета администра­тивного правонарушения, либо сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения администра­тивного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции. Размер штрафа для граждан не может превышать пять тысяч рублей.

Возмездное изъятие назначается только судьей и состоит в принуди­тельном изъятии только того предмета, который является орудием со­вершения или непосредственным объектом совершенного правонару­шения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом суммы расходов на реализацию.

Конфискация - принудительное безвозмездное обращение в фе­деральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей, также назначается судьей. Следует раз­личать конфискацию и изъятие у правонарушителя орудия совершения правонарушения, которое принадлежат иным лицам (законному соб­ственнику). Также конфискуются изъятые из оборота орудия соверше­ния правонарушения либо вещи, находившиеся в противоправном вла­дении нарушителя.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину, не может быть менее одного месяца и более трех лет. Оно применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

Административный арест устанавливается и применяется в исклю­чительных случаях за отдельные виды административных правона­рушений на срок до пятнадцати суток. Однако за нарушение режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртерро­ристической операции срок административного ареста может дости­гать тридцати суток. Назначается арест только судьей.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 16 лет, к инвалидам I и II групп.

Мера наказания в виде выдворения за пределы РФ заключает­ся в принудительном и контролируемом перемещении через государ­ственную границу, а в случаях, предусмотренных законодательством, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России иностранных граждан и лиц без гражданства.

За одно и то же правонарушение к лицу, его совершившему, можно применить только одно административное взыскание или основное и дополнительное вместе. Однако это не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной и материальной ответственно­сти, если такое предусмотрено законодательством. При совершении нескольких административных правонарушений, совершенных одним лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельно­сти, за исключением случаев, когда эти дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), в этом случае взыскание на­лагается в пределах санкции, установленной за более серьезное право­нарушение.

Административное наказание может быть наложено за правонару­шение не позднее двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении (в случае, когда лицо продолжает совершать правона­рушение после его обнаружения) - сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Еще по теме Административная ответственность:

  1. § 7. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности 1. Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  2. 4. Административная ответственность. Понятие и основные черты административной ответственности
  3. § 5. Административное наказание как мера административного принуждения и ретроспективное измерение административной ответственности
  4. Рассмотрение дел, вытекающих из административных правоотношений, об административных правонарушениях и о привлечении к административной ответственности
  5. 71.Понятие административного правонарушения как фактического основания административной ответственности. Виды и элементы со­става административного правонарушения.

1. Понятие и основание административной ответственности, ее отличие от других видов юр. от-ти.

2. Понятие, признаки адм. пр-ния.

3. Юридический состав адм. пр-ния.

1. Административная ответственность – это применение уполномоченного органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное пр-ние.

В РФ действует большое количество административных правил. Правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, таможенные, правила пограничного режима, ЧП и т.д. Нарушения административных правил могут повлечь АО, УО и МО.

Особенности административной ответственности:

1. Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности (з-ны и подг.).

КоАП, Таможенный Кодекс, Положение о комиссии по делам о несовершеннолетних, закон "О порядке перерасчета штрафов, КоАП".

УО – з-нами, ДО – о труде з-вом, МО – з-вом о труде и гражд. з-вом.

2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

УО – преступление,

ДО – дисциплинарный проступок,

МО – причинение материального вреда.

3. Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица, УО – только физические лица, МО – физические и юридические лица.

4. За административное правонарушение применяются меры административного взыскания (штраф), за преступление – меры УО (лишение), за дисциплинарные – дисциплинарные взыскания (замечания).

5. Административное взыскание налагается органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей, а также судами. Меры УО – только судом, дисциплинарные взыскания – вышестоящими по подчиненности органами и должностными лицами, МО – только судом.

6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Применение мер УО влечет судимость, одной из мер дисциплинарного взыскания является увольнение с работы.

7. Большинство составов административного проступка можно назвать формальными, т.е. административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, имеются ли непосредственно отрицательные последствия от данного нарушения или нет.

(например, водитель превысил скорость)

МО – матер., УО – мат. , фор. и усеч.

2. ст. 10 КоАП

Адм. пр-нием (проступком) признается посягающее на гос. или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством УО.

Характеристикой признаков административного правонарушения является понятие действие или бездействия, которые отражают правовые понятия деяния. Действие – это форма поведения пр-ля, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запретов (например, нарушение правил дорожного движения). Бездействие – это пассивная форма поведения правонарушений, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (например, отсутствие сертификата).

Признаки административного правонарушения:

1. антиобщественность, т.е. причиненный вред законным интересам граждан, общества и государства.

2. противоправность заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.

3. виновность, противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.

4. наказуемость деяния, т.е. наступает административная ответственность.

3. Под составом административного правонарушения понимается совокупность таких элементов, как объект (объект. сторона, субъект). Объект административного правонарушения – это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности (права и свободы, нравствен. Общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления и т.д.

ОС заключается в совершении деяния, запрещенного нормами права. Наличие ОС во многих случаях зависит от времени, способа, места, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершение противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния.

1. неоднократность, т.е. совершение 2-х и более однородных административных деяния.

Неод. квалифицируется как единое правонарушение.

2. повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение 1 года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Оно является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

3. длящееся правонарушение является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия (нарушение сан.-эпид. правил на транспорте).

Субъект – лицо, совершившее административное правонарушение. Субъекты административного правонарушения бывают индивидуальными и коллективными.

Коллективные – юридические лица и коллективные образования.

Индивидуальные – физические лица.

Признаки индивидуального субъекта делятся на 2 группы:

1) общие, кот. должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности (достижение 16 лет, вменяемость).

2) специальные, отражающие

а) особенности труда или служебного положения (должностное лицо, водитель, работник предприятия торговли).

б) прошлое противоправное поведение

(лицо, находящееся под надзором, лицо, ранее привлекавшееся к административной ответственности).

в) иные особенности правового статуса (лица без гражданства, военнослужащие).

ст. 14, 15, 16.

Субъективн. С административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствий. Оно может быть выражено в форме умысла и неосторожности. (задачу № 6, 10, 12, стр. 195).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Административное правонарушение признается совершенным не неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления, хотя должно было и могло их предотвратить.

Отличие административного проступка от п p в степени общественной опасности. П p влекут более серьезные последствия, чем административные проступки: (нарушение правил дорожного движения, повлекшие аварию).

Иногда уголовная ответственность наступает за совершение повторно административного правонарушения и примен. адм. наказания.

Мерами административной ответственности являются ад- министраіивные взыскания, которые применяются в целях за­щиты правопорядка, воспитания лица, совершившего админис­тративное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности.

Видами административных взысканий являются: а) преду­преждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившего­ся орудием совершения или непосредственным объектом админи­стративного правонарушения: г) конфискация предмета, явивше­гося орудием совершения или непосредственным объектом адми­нистративного правонарушения; д) лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транс­портными средствами, права охоты); e) исправительные работы;

ж) административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой ме­рой наказания. Оно применяется за совершение незначитель­ных административных правонарушений (например: за непри­нятие землепользователями мер гю борьбе с сорняками, за на-

рушение правил пользования жилыми помещениями). Преду­преждение. как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о нало­жении административного взыскания Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова «предупреждаю») не мо­жет рассматриваться в качестве взыскания и вызывать право­вых последствий.

Штраф - взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды администра­тивных правонарушений и налагаемое в установленных законо­дательством случаях и пределах. Штраф, налагаемый на граж­дан за административные правонарушения, не может превы­шать 300-кратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц - 500-кратного размера минимальной зара­ботной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть ме­нее ОД минимальной заработной платы.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного администра­тивного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вы­рученная от реализации сумма передается бывшему собствен­нику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте, хране­ния или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольно­го охотничьего оружия и боевых припасов.

Конфискация состоит.в принудительном безвозмездном об­ращении предмета, явившегося орудием совершения или непо­средственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лшль предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

Конфискация вещей и предметов по делам об администра­тивных таможенных правонарушениях производится независи­мо от времени совершения или обнаружения административно­го правонарушения.

Осуществление конфискации предметов в административ­ном порядке противоречит Конституции, согласно которой при­нудительное отчуждение имущества допускается лишь по поста­новлению суда.

Лишение специального права, предоставленного граждани­ну (права управления транспортными средствами, права охо­ты), применяется на срок до пяти лет за грубое или системати­ческое нарушение порядка пользования этим правом.

Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок до двух ме­сяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, со­вершившего административное правонарушение, и с удержани­ем до 20 процентов его заработка в доход государства. Исправи­тельные работы назначаются районным (городским) судом (су­дьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней

Административный арест назначается районным (город­ским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за от­дельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Порядок применения мер административной ответст­венности. Общие правила наложения взыскания за админист­ративные правонарушения, которыми обязаны руководство­ваться все органы и должностные лица при применении мер ад- министративной ответственности, сформулированы в гл. 4 КоАП. Взыскание за административное правонарушение при­меняется лишь к лицу, в действиях козорого установлен состав проступка, и в пределах, установленных нормативным актом. Законодатель обязывает, чтобы органы и должностные лица при наложении взыскания учитывали характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, иму­щественное положение, обстоятельства, смягчающие и отяго­щающие ответственность.

B КоАП даны перечни обстоятельств, смягчающих и отяг­чающих ответственность.

Примерный перечень обстоятельств, смягчающих от­ветственность, включает; чистосердечное раскаяние винов­ного; предотвращение виновным вредных последствий право­нарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влияни­ем сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонару­шения несовершеннолетним; совершение правонарушения бе­ременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возра­сте до одного года.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответствен­ность, является закрытым, исчерпывающим. Отягчающими обстоятельствами признаны: продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однород­ного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось адми­нистративному взысканию: совершение правонарушения ли­цом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовер­шеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийно­го бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; со­вершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо) при наложении взыскания в зависимости от характера административного правонарушения может не признать последнее обстоятельство отягчающим.

Административное взыскание может быть наложено не по­зднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаруже­ния. B случае отказа в возбуждении уголовного дела либо пре­кращения уголовного дела, но при наличии в действиях наруши­теля признаков административного правонарушения админист­ративное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Освобождение от административной ответственнос­ти. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Однако для наступления административной ответственности необходимо также наличие состава административного правонарушения, который включа­ет четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. При отсутствии хотя бы одного из эле­ментов состава административного правонарушения админист­ративная ответственность исключается. Например, не подле­жит административной ответственности лицо, которое во вре­мя совершения противоправного действия либо бездействия на­ходилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать се­бе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства ду­шевной деятельности, слабоумия или иного болезненного со­стояния.

Административная ответственность физических лиц — достаточно запутанная система, которая регулирует особенности поведения всех категорий населения, частично учитывая некоторые особенности отдельного лица или места его нахождения. Предусматриваются различные типы наказаний, которые зависят от большого числа факторов, включая сюда и частоту подобных нарушений, степень их серьезности, возможный риск для здоровья людей и так далее. Большинству людей вполне достаточно знать основные моменты и особенности этой ответственности, когда она наступает, что собой представляет, как проявляется и что может быть за нарушение.

Что такое административная ответственность

Такой практически ничем не отличается от уголовной или любой другой. Основные принципы тут абсолютно те же, различаются только проступки, за которые последует наказание, а также непосредственно само наказание, которое значительно легче, чем за уголовные преступления. То есть за проступок может быть наложен штраф, официальное, письменное порицание, принудительные работы на срок административного ареста и так далее. Вариантов масса, и все они могут применяться по-разному, в зависимости от многочисленных факторов. К примеру, за курение в наложат штраф, а вот за вандализм могут послать на принудительные работы на определенное должностным лицом время и место.

Разновидности наказаний

Не только примеры административной ответственности представляют собой большое количество возможных вариантов. Также сами виды наказаний сильно отличаются друг от друга. Выделяют семь основных типов воздействий, которые могут быть применены к нарушившему законы лицу.

Самым простым является обычное предупреждение. Оно не носит неофициальный характер и не высказывается устно. Такие предупреждения выносятся в письменном формате и строго учитываются на будущее. Они могут ужесточить дальнейшие наказания за абсолютно другие проступки.

Вторым, уже более серьезным видом наказания, которое может принять административное взыскание, является штраф. Его размер устанавливается в зависимости от многих факторов, включая сюда и наличие ранее предупреждений.

Следующие два вида несколько схожи друг с другом. Если некое лицо нарушает закон при помощи определенного объекта, находящегося в его частной собственности, должностные лица имеют право изъять данный объект. Будет ли он возвращен в дальнейшем или конфискован окончательно — зависит от степени вины и тому подобных показателей. Также гражданин может быть лишен определенных прав и возможностей, которые в обычном состоянии гарантируются Конституцией, но после нарушений будет принято решение о возможном пресечении подобных событий в дальнейшем. К примеру, запретить человеку приближаться к какому-либо объекту или другому лицу на расстояние менее 30 метров.

Помимо всего прочего, нарушитель может быть арестован на срок вплоть до 15 суток или же отправлен на выполнение исправительных работ на несколько месяцев.


Особенности и признаки

Выделяют определенные признаки административной ответственности, которые характеризуют абсолютно все нарушения подобного рода.

Первым из них считается противоправность. То есть личность сознательно нарушает закон в отношении другого человека или объекта, в то время как последний является чьей-то собственностью, имеет определенную ценность, права и так далее.

Второй признак подразумевает, что вина нарушителя однозначно доказана. Таким образом, если человек действует не по закону, но никто не сможет это доказать, хотя бы косвенно, наказание к нему применяться не будет.

Третий признак указывает на то, что действия лица относят к антиобщественным, направленным против данного общества и порядка. Более детальный перечень всех вариаций таких действий указан в законодательстве.

Последний признак указывает на то, что лицо сознательно, понимая, что оно делает, совершило проступок. При этом абсолютно не важно, было ли это бездействием, или действием. Примеры административной ответственности тут представлены двумя видами. Если человек что-то делает специально или специально не делает. Он может не пойти в суд по повестке, хотя получил ее. Это пример нарушения бездействием. Второй вариант — гражданин пересек дорогу на красный свет. Это уже пример нарушения действием.

Административная ответственность военнослужащих

В целом для военнослужащих и иных подобных граждан действуют точно такие же законы, как и для всех остальных. Различаются меры наказаний, которые в данном случае могут считаться или излишне строгими, или слишком мелкими. Рассматривает меру наказания военный суд, который и выносит свой вердикт по данному конкретному случаю правонарушения, сразу же вместе с указанием наказания, которое будет наложено на военнослужащего.

Административная ответственность военнослужащих вместо стандартных штрафов или исправительных работ подразумевает дисциплинарное взыскание в той или иной форме. К примеру, если не служащий на данный момент гражданин может отделаться крупным штрафом, то за то же нарушение военнослужащий получит несколько нарядов вне очереди. Это самый простой пример, так как фантазия в плане наказаний в армии всегда была на высоте.


Для иностранцев

В соответствии с действующим законодательством, на данный момент административная ответственность иностранных граждан является аналогичной той, которая применяется касательно жителей данной страны. То есть за один и тот же проступок, при прочих равных условиях, и гражданин, и негражданин получат абсолютно одинаковое наказание, без всяких скидок в ту или иную сторону.

Единственным исключением из данного правила является возможность применения к иностранному гражданину одной меры, которая не может использоваться по отношению к гражданину, — выдворение из страны. Безусловно, за мелкие нерегулярные проступки настолько жестко никто реагировать не будет, но если они носят систематический характер или являются действительно очень серьезными, то подобный тип наказания можно считать абсолютно оправданным. Нужно помнить, что никаких поблажек по незнанию законодательство в данном случае не делает.

К примеру, нарушение тишины в обозначенное время суток будет караться одинаково и для иностранца, и для лица без гражданства, и для гражданина страны. Но если при систематическом нарушении на протяжении длительного срока гражданину будет присуждаться более значительный штраф, то негражданина могут просто выгнать из страны.

Для несовершеннолетних

Примеры административной ответственности для лиц, которые ещё не достигли возраста 18 лет в целом аналогичны тем, которые применяются к совершеннолетним гражданам. Практически все доступные наказания могут использоваться, кроме ареста, который в данном случае строго запрещен. На практике чаще всего ограничиваются порицанием или же, в особо серьезных случаях, наложением штрафа. Обычно учитывается наличие у несовершеннолетнего гражданина самостоятельного источника дохода, однако если такового нет, выплачивать средства придется родителям нарушителя.

Признаки административной ответственности в данных случаях являются идентичными, но остальные меры наказаний применяются крайне редко и уже касаются очень значительных случаев или ситуаций, при которых нарушения происходят систематически, и несовершеннолетний сознательно отказывается от следования законодательству. К примеру, если человек в возрасте 17 лет нарушает правила общественного порядка один раз, он может отделаться предупреждением. А вот если через некоторое время он вновь попадается на противоправных действиях того же рода, то, скорее всего, будет назначен штраф. Дальнейшие нарушения уже могут привести к назначению и тому подобным мерам пресечения.


Режим тишины

Многие сталкивались с такой проблемой, что невозможно уснуть из-за громких криков, музыки и подобных действий других лиц. Это все классифицируется как нарушение тишины и также является административным нарушением. В разных регионах действуют разные правила, но в общем и целом, начиная с 23 часов и до 7 утра, каждое лицо, не важно юридическое или физическое, обязано вести себя тихо и не мешать окружающим. В некоторых областях или населенных пунктах этот промежуток времени может несколько отличаться, как и факторы, которые влияют на шум. Где-то есть запрет на автомобильные сигналы, а в другом месте — на громкие звуки, издаваемые домашними животными. Чтобы лучше ориентироваться в этом, следует изучить действующие в текущем регионе пребывания требования к шуму в ночное время.

Основные в таких случаях чаще всего ограничиваются денежными штрафами, а вот их размер может очень значительно варьироваться как в зависимости от региона, так и от источника шума, типа нарушителя и так далее. К примеру, если звук издает магнитофон — можно отделаться выплатой 2,5 тыс. рублей. А вот за ремонтные работы придется заплатить уже 5 тысяч рублей. При этом для юридических лиц эти суммы будут намного выше: 25 и 250 тысяч соответственно.


Штраф за курение

Большинство курильщиков уже в той или иной мере столкнулись с проблемой запрета на курение в общественных местах. Некоторые это поддерживают, некоторые нет, но общая суть состоит в том, что штраф за курение налагается как непосредственно на самого нарушителя, так и на лицо, которое в понятном виде не обозначило факт запрета в данной местности. Причем для самого курящего штраф не будет слишком большим, а вот если выясниться что при этом не присутствовали запрещающие знаки, тогда уже наказание для владельца указанной территории будет намного более существенным.

К примеру, гражданин, который курит не там, где положено, должен будет заплатить от 500 до 3000 рублей, в зависимости от многих факторов, включая сюда и место нарушения, и пример для подрастающего поколения и так далее. А вот юридическое лицо, которое не повесило соответствующие предупреждения будет оштрафовано уже на сумму от 30 и до 90 тысяч рублей, что уже намного серьезней. Курение на детской площадке карается серьезней, чем в другом месте, а попытки приучить курить детей — ещё строже. Особенно если это делают родители. Отдельное наказание продумано для тех, кто реализует табачную продукцию несовершеннолетним, тем самым способствуя детскому курению.


Несоблюдение правил

Правила общественного порядка, по своей сути, - это все, что происходит в обществе. Любое действие каждого человека рассматривается с точки зрения соблюдения им соответствующих правил. Из них можно выделить 5 основных групп нарушений, которые встречаются чаще всего.

Первым из таких противоправных действий является курение. Предаваться пагубной привычке разрешается, по сути, только дома и в специально отведенных зонах. В теории, закон подразумевает возможность курения на отдалении от мест массового скопления людей, входов в и так далее. На практике, придется выехать за город, чтобы найти такое удаленное место.

Вторым по распространенности нарушением, за которое полагается административное взыскание, считается Особенно учитывая, что в него же входит использование ненормативной лексики, которая звучит очень часто и абсолютно везде.

Третий, и уже более серьезный, тип нарушения общественного порядка — распитие алкогольных напитков. И если за сам факт придется заплатить около 1 тысячи рублей штрафа, то вот за нахождение на улице в нетрезвом виде штраф уже несколько больше — около 1,5 тысячи рублей.

Следующим по тяжести является употребление наркотиков и других сходных веществ. Тут уже штраф около 5 тысяч рублей, а иностранца за такое могут и из страны выгнать.

Самым серьезным нарушением считается организация без разрешения соответствующих органов массовых мероприятий. Тут уже меньше чем 25 тысячами обойтись не получится, а в некоторых случаях могут применяться и другие виды наказаний типа ареста или исправительных работ.


Подводя итоги

В целом примеры административной ответственности интуитивно понятны абсолютно всем более-менее адекватным гражданам. Если вести себя нормально, не шуметь, не мешать окружающим, не пить, не курить и уж тем более не употреблять наркотики, то никаких вопросов правоохранительных органов к отдельно взятому лицу не возникнет. Следует отметить, что из всех нарушений именно курение является самым спорным, и к ответственности за него привлекают реже всего, только тогда, когда можно гарантированно доказать вину. Зато за все остальные виды нарушений можно с очень большой долей вероятности распрощаться с достаточно существенными суммами средств, собственным имуществом или даже отработать на благо государства некоторое время.

Меры ответственности за правонарушения нормативно закреплены в санкциях правовых норм. Привлечение к ответственности по своей сути есть государственно-властная реализация санкции нормы применительно к конкретному правонарушителю. Поэтому меры ответственности всегда содержат для нарушителя дополнительные обременения, взыскания, негативные лишения как отрицательные последствия его правонарушения. Они всегда представляют собой претерпевание, правовой урон, обременения и отнюдь не сводятся к принудительному осуществлению одной только обязанности, которую нарушитель по каким-то причинам не выполнил. По характеру обременения меры ответственности могут иметь личный, имущественный, организационный характер.

В процессе привлечения к ответственности правонарушитель приобретает специальный правовой статус, включающий ряд ограничений прав и свобод, дополнительные обязанности, юридические гарантии от произвола.

Меры ответственности налагаются с учетом принципов однократности, соразмерности и индивидуализации наказания.

Административная ответственность - применяется за совершение административных проступков. По сравнению с преступлениями они не так опасны, причиняют менее значительный вред общественным и частным ценностям. В Российской Федерации административные правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях, а также отдельными федеральными и региональными законами. К административной ответственности привлекаются как физические лица, так и организации за нарушения норм отраслей публичного права. Субъектами, имеющими полномочия на привлечение к административной ответственности, являются многочисленные государственные органы и должностные лица. Наряду с судебным порядком, который менее распространен в данной сфере, существует и внесудебный - административный порядок привлечения к административной ответственности. Административный порядок отличает сравнительная простота, меньшая формализованность и оперативность. Административная ответственность применяется не в порядке подчиненности, не влечет судимости и увольнения с работы.

Позитивная административная ответственность - это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность - это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

Является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

Регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

Нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

Фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

Реализуется посредством применения мер административных наказаний;

К реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

Привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

К административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

Меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

Принципы административной ответственности следующие:

Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

Защита правопорядка;

Воспитание граждан в духе уважения к закону;

Восстановление социальной справедливости;

Предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности:

Штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

Воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

Компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

Законодательство об административной ответственности - система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности. Включает в себя КоАП и законы субъектов РФ об административных правонарушениях.