А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу ак-туальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положе-нии несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И труд-но сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государ-ства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписа-ниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормально-го духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвен-ция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, преду-смотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п. 1 ст. 2). Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действитель-ность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способ-ностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.

Таково в самом общем виде объяснение важности правовых про-блем обеспечения интересов несовершеннолетних граждан. Причем речь идет о широкой гамме правовых средств защиты ребенка, тем более что их предпосылкой являются неодинаковые по своей отрасле-вой принадлежности законодательные акты, каждый из которых так или иначе, прямо или косвенно служит или может служить правовым инструментом, защищающим права детей.

Однако сама по себе тема защиты прав ребенка ассоциируется прежде всего с семейным правом, Семейным кодексом РФ, несмотря на то что его ст. 2, определяющая круг отношений, регулируемых се-мейным законодательством, специально не выделяет защиту прав ре-бенка. Она как бы растворена в регулировании личных (неимущест-венных) и имущественных отношений членов семьи, в состав которой, естественно, входят и несовершеннолетние дети. То же можно сказать о форме и порядке устройства в семью детей, оставшихся без попече-ния родителей.

Сложность защиты прав ребенка состоит не только в употребле-нии различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм, но и в комплексном характере самого семейного права. Его основу составляют и так называемые нормы материального права, и правила административно-правовые, и предписания сугубо гражданско-процессуального характера. С другой стороны, защищают права ре-бенка нормы, которые принято относить к частноправовым либо к публично-правовым. Чаще всего они взаимодействуют, дополняя друг друга, когда речь идет о конкретных способах защиты прав ребенка, в чем непосредственно заинтересовано государство в лице органов опе-ки и попечительства.

Особенно это заметно, если речь идет о защите прав несовершен-нолетнего, почему-либо попавшего в неблагоприятную семейную си-туацию или оставшегося вообще без семьи. Вместе с тем нетрудно за-метить, что все семейно-правовые нормы, посвященные несовершен-нолетним детям, пронизаны одной идеей - идеей приоритетной защи-ты интересов ребенка. Что же касается самих прав, то лидирующее место среди них занимает право ребенка жить и воспитываться в се-мье (п. 2 ст. 54 СК РФ). Это право служит как бы общим знаменателем при разрешении проблем, связанных с семейным воспитанием.

Налицо не простое отражение требований Конвенции ООН о пра-вах ребенка, а результат коренного пересмотра существовавших ранее идеологических установок, когда роль семьи не принималась во вни-мание, всячески обесценивалась, что сказалось на многих поколениях людей. Теперь же, когда семья стала объектом охраны на конституци-онном уровне (ст. 38 Конституции РФ), нелегко вернуться к прежним ценностям даже в области защиты прав ребенка. Вот почему так важно превратить семейное законодательство в действенный инструмент за щиты интересов несовершеннолетнего. Отсюда и необходимость кри-тического осмысления действующего Семейного кодекса. Его реали-зация уже позволяет обратить внимание на определенные изъяны, пробелы и недоработки, проявившиеся в правоприменительной прак-тике. А если учесть, что последние годы были непростыми для Рос-сийской Федерации из-за серьезных социально-экономических пере-мен в обществе, отразившихся и на представлении о семье, о роди-тельских правах и обязанностях, о детях, то становится ясно, как вели-ки требования именно к семейному законодательству.

Не случайно поэтому на различных конференциях, совещаниях, посвященных проблемам детей, все чаще звучат упреки в адрес се-мейного законодательства, которое якобы нуждается в коренной пере-делке в связи с его несовершенством, что служит причиной катастро-фического положения детей в современной России. При этом основ-ной акцент делается на недостаточно жесткой позиции Семейного ко-декса в отношении родителей, не обеспечивающих полноценную за-щиту прав ребенка в своей семье.

И здесь следует сразу же сказать, что проблема ужесточения за-кона для тех, кто его должным образом не исполняет, относится к чис-лу непростых и дискуссионных проблем. Причем ее сложность много-кратно возрастает, когда приходится иметь дело с родительскими пра-вами и обязанностями, правомерное исполнение которых, как правило, служит залогом успешной защиты прав ребенка, связанных с его се-мейным воспитанием. Вот почему сторонники усиления ответственно-сти родителей за своего ребенка, во-первых, затрагивают вопросы, имеющие прямое отношение к семейно-правовой ответственности за ненадлежащее семейное воспитание ребенка, и во-вторых, игнориру-ют специфику семейного права. Кроме того, они рассматривают про-блемы, относящиеся к материальному обеспечению родителями инте-ресов ребенка, вне связи с действительностью.

Каждая из перечисленных позиций нуждается в специальном рас-смотрении.

В качестве меры ответственности за ненадлежащее семейное вос-питание в Семейном кодексе предусмотрено лишение родительских прав, представляющее собой особую, предельно высокую меру семей-но-правовой ответственности, применение которой ведет к полному прекращению правовой связи ребенка с его родителями (сохраняется лишь обязанность родителей платить алименты). Отсюда следует не-обходимость изоляции ребенка от лица, утратившего свои родительские права по суду. Это порождает сложную жилищную ситуацию, одним из реальных способов решения которой является выселение та-кого лица с занимаемой им жилплощади без предоставления ему дру-гого жилого помещения. То есть бывшие родители утрачивают самое высокооцениваемое социальное благо - жилье. В результате лишение родительских прав становится еще более жесткой мерой ответствен-ности. Но нельзя забывать, что с лишением родительских прав граж-данин сохраняет свое конституционное право на жилище. К тому же в увеличении числа лиц без определенного места жительства государст-во никак не заинтересовано. Поэтому выходом из создавшегося поло-жения могло бы быть лишь выселение таких лиц с предоставлением им другой, худшей жилой площади.

Таким образом, количество семейно-правовых способов ужесто-чения ответственности в результате лишения родительских прав огра-ничено рамками ст. 71 СК РФ, предусматривающей последствия ли-шения родительских прав. Вводить же уголовную ответственность за нарушение права ребенка на надлежащее воспитание в семье вряд ли уместно с любой точки зрения. Поэтому не остается ничего другого, как активизировать профилактическую деятельность по «спасению» детей главным образом с помощью борьбы с алкоголизмом и нарко-манией - главными виновниками семейного неблагополучия, бедст-венного положения детей в семье.

Еще одно уязвимое место Семейного кодекса РФ некоторые авто-ры видят в несовершенстве правового регулирования алиментных обя-зательств родителей. Однако, как показывает практика, дело здесь в основном в процедуре исполнения решения суда в делах данной кате-гории, в незаинтересованности судебных приставов-исполнителей (деятельность которых семейным законодательством вообще не регу-лируется) в исполнении решения суда. Увеличение же доли взыски-ваемых алиментов свыше 50% заработка (дохода) лица, обязанного к выплате, чревато серьезными неблагоприятными последствиями. Во-первых, это вызвало бы рост числа лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, во-вторых, привело бы к полному отчуждению детей и ро-дителей друг от друга, что само по себе грозит возникновением более серьезных проблем, связанных с противостоянием между старшим и младшим поколениями. Вместе с тем в Семейном кодексе оказались забытыми интересы добросовестных родителей, готовых на основе поданного ими заявления добровольно заботиться о материальном обеспечении своих детей, что было предусмотрено ранее в ст. 89 Семейного кодекса РСФСР, устанавливавшей выплату алиментов лично лицом, обязанным платить алименты, либо через администра-цию по месту его работы или получения им пенсии, стипендии.

Предлагается еще один, казалось бы, возможный канал усиления семейно-правовой ответственности. Это возложение вины за все про-исходящие в семье события негативного плана на семью и ее членов. При этом не учитывается, что, во-первых, семья как таковая, не буду-чи субъектом права, не может нести ответственность и, во-вторых, се-мейное законодательство не всесильно и нельзя не учитывать его осо-бенностей и потенциальных возможностей, особенно когда приходит-ся иметь дело с правовым воздействием на личные отношения.

Таким образом, постановка вопроса о полной несостоятельности Семейного кодекса неосновательна.

Одним из существующих направлений усиления защиты прав и интересов ребенка, по нашему мнению, является принятие новых за-конодательных актов, затрагивающих наиболее важные сферы жизни несовершеннолетнего. Речь идет о следующих Федеральных законах: от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 2. Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка, что по идее не может вызывать возражений. Но всякий закон остается таковым, если он от-вечает определенным требованиям, чего нельзя сказать в данном слу-чае. Здесь скорее всего налицо декларации, изобилующие общими по-ложениями, похожими на лозунги, в которых «тонут» конкретные правовые предписания, предназначенные для защиты прав ребенка. К тому же далеко не все содержащиеся в этих законодательных актах предписания сопровождаются указанием на наступление конкретного вида ответственности за их неисполнение. Вот почему эти акты не-достаточно эффективны. Они создают лишь иллюзию благополучия в законодательной сфере, относящейся к защите прав несовершеннолет-него.

Конечно, со временем число законов, предназначенных для защи-ты прав ребенка, возрастет. Но дело не в их количестве. Важно, чтобы они были именно законами со своей присущей им спецификой. С другой стороны, их следует нацеливать на решение задач не только сего-дняшнего дня, но и на ближайшую перспективу. Во всяком случае но-вые семейно-правовые акты не должны быть тормозом в деле развития цивилизованных отношений, связанных с правильно понимаемой и имеющей приоритетное значение защитой прав ребенка, что непо-средственно относится к качеству подрастающего поколения. Именно под таким углом зрения следует критически оценивать действующий СК РФ, который, естественно, безупречным в своих деталях быть не может, ибо только годы испытывают любую правовую норму на проч-ность, только со временем обнаруживаются ее отдельные недостатки. Вот почему рассматривать конкретные положения, связанные с защи-той прав ребенка, следует не абстрактно, а в прямой связи с правопри-менительной практикой. Причем замечания в адрес СК РФ и отдель-ных его предписаний полезно сгруппировать, особо выделив наиболее важные из них. Сюда можно отнести направления, которые связаны, во-первых, с существующими пробелами в регулировании отношений по защите прав ребенка Кодексом; во-вторых, с наличием норм, за-трудняющих защиту интересов ребенка в семейно-правовой сфере; в-третьих, с наличием в СК РФ неработающих правил.

Согласно п. 1 ст. 1 СК, к основным началам семейного законода-тельства относится следующее положение: «Семья, материнство, от-цовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». Так, суммируются ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции. В прежнем же Семейном кодексе РСФСР говорилось о всемерной охра-не интересов матери и детей и об обеспечении счастливого детства каждому ребенку. Таковой виделась одна из основных задач семейно-го законодательства. При всей ее архаичности она все-таки по смыслу была ближе к осуществляемой с помощью Семейного кодекса защите прав ребенка, тогда как в СК РФ говорится о защите детства. Между тем детство - это особый период в развитии человека, падающий на первые годы его жизни. И защищается оно прежде всего нормами ад-министративного права, связанными с охраной здоровья ребенка, а также нормами трудового права. Защита прав ребенка и охрана детст-ва - не тождественные понятия. Причем одним из важнейших прав несовершеннолетнего является его право на охрану детства. Отсюда может следовать вывод о существовании в общих положениях суще-ственного пробела, затрудняющего защиту прав ребенка семейным законодательством, поскольку в Семейном кодексе отсутствует правовая основа такой защиты, не отражается принципиально важная идея, пронизывающая многие его статьи.

Еще одним немаловажным пробелом можно считать отсутствие в разд. VII СК РФ специальной статьи, посвященной защите прав ребен-ка-иностранца, оказавшегося без семьи на территории России. Правда, ч. 3 ст. 62 Конституции гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме слу-чаев, установленных федеральным законом или международным дого-вором Российской Федерации». Однако для защиты прав ребенка-иностранца этого мало. Тем более что в гл. 18 разд. VI СК, посвящен-ной выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения роди-телей, никаких исключений на этот счет не сделано и надо полагать, что дети-иностранцы не могут оставаться беззащитными, даже если речь идет об их социальном устройстве. К тому же СК обязывает ор-ганы опеки и попечительства осуществлять весь комплекс защитных действий по фактическому месту нахождения ребенка (п. 3 ст. 56). Мало того, п. 1 ст. 123 СК предлагает при устройстве несовершенно-летнего, оставшегося без попечения родителей, учитывать его этниче-ское происхождение, принадлежность к определенной религии и куль-туре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в вос-питании и образовании. О гражданстве здесь ничего не говорится. По-этому необходимо в СК упомянуть о защите прав особой категории детей, оказавшихся почему-либо в бедственном положении в чужой стране. Отсутствие соответствующей правовой нормы оставляет де-тей-иностранцев на произвол судьбы, служит основанием для отказа от его устройства в российскую семью и даже в детское учреждение. Как показывает практика, именно эти дети (особенно граждане СНГ) пополняют ряды беспризорников.

По понятным причинам в СК РФ уделяется внимание такой фор-ме защиты прав ребенка, как передача на усыновление. Но даже тща-тельно выверенное усыновление не дает стопроцентной гарантии того, что о судьбе ребенка отныне можно не беспокоиться. Поэтому Поста-новлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являю-щихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» 1 установлен порядок контроля за условиями воспитания усыновленных детей. Если они пе-реданы на усыновление в другое государство, этот контроль осущест-вляют консульские учреждения Российской Федерации. Однако и здесь, как показывает правоприменительная практика, не все обстоит так, как хотелось бы. Примером могут служить пусть даже единичные случаи гибели усыновленных детей от рук усыновителя. Есть все ос-нования для вывода о несовершенстве закона, об определенных про-белах в механизме реализации подобного рода контроля, которые сле-дует устранить с помощью законодательства, и не только семейного.

Многие годы позорным пятном нашего законодательства было отсутствие возможности установить отцовство как в судебном, так и в упрощенном порядке. Поэтому ребенок, рожденный вне брака, не мог быть приравнен к детям, чьи родители сочетались браком. Налицо пример их правовой незащищенности. Не изменилось коренным обра-зом их положение и с принятием Семейного кодекса РСФСР 1969 г., разрешающего установление отцовства при наличии определенных довольно жестких условий, которые вышестоящими судебными орга-нами трактовались с ограничительным уклоном. Современный Семей-ный кодекс РФ, подчиняясь требованиям Конвенции ООН о правах ребенка, снял эти ограничения. Что же касается предусмотренной ст. 51 СК РФ записи родителей ребенка в книге записей рождений, то су-ществующие на этот счет правила отличаются неопределенностью, так как трудно сказать, идет ли речь об обязанности матери несовершен-нолетнего избавить своего ребенка от пресловутого прочерка в основ-ном его документе - свидетельстве о рождении - или все зависит от ее усмотрения. Поэтому на практике все еще встречаются свидетельства о рождении, обезображенные таким прочерком. Конечно, в данной ситуации существует коллизия интересов матери и ребенка. Но при-оритет интересов ребенка все-таки бесспорен. Вот почему п. 3 ст. 51 СК РФ нуждается в дополнении, обязывающем мать при регистрации рождения своего ребенка не оставлять незаполненной графу о его от-це.

Говоря о семейно-правовых нормах, затрудняющих защиту инте-ресов ребенка, следует обратить внимание прежде всего на п. 1 Поста-новления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. «О при-менении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» , где говорится, что «в отношении детей, родившихся до введения в действие Семейного кодекса РФ, суд, решая вопрос об отцовстве, должен руководствоваться ч. 2 ст. 48 КоБС РСФСР».

На наш взгляд, с этим нельзя согласиться. Установление отцовст-ва имеет прямое отношение к семейно-правовому статусу ребенка, об-ретаемому им со дня рождения. Непосредственная связь этого статуса с семейным воспитанием бесспорна. Семейное же воспитание ребен-ка - длящийся процесс, берущий начало с момента его появления на свет. Поэтому можно говорить об имеющемся нарушении ч. 2 п. 1 ст. 169 СК РФ, согласно которой «по семейным отношениям, возник-шим до введения в действие настоящего Кодекса, его нормы приме-няются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введе-ния его в действие». Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ по дан-ному вопросу вышел за пределы своей компетенции, и не на благо ре-бенка, а наоборот -ему во вред.

К действенным способам защиты прав ребенка относится переда-ча его на усыновление. Тем более что данная форма устройства детей относится к числу предпочтительных с любой точки зрения. Однако СК РФ, с одной стороны, облегчает условия усыновления, а с другой -создает на его пути препятствия. Например, в ряде случаев допускает-ся усыновление без согласия родителя или, напротив, не разрешается быть усыновителем лицу с низким уровнем заработка.

Нет сомнений в том, что установление усыновления только в су-дебном порядке способствует более ответственному отношению к серьезным переменам в жизни ребенка. Поэтому СК РФ не только из-менил порядок усыновления, но и ужесточил некоторые его условия.

Пункт 1 ст. 125 СК РФ, предусматривающий рассмотрение заяв-ления об установлении усыновления только судом, распространяется на все категории усыновителей, в состав которых входят мачехи (от-чимы), т.е. члены семьи, где уже находится ребенок. И следует отме-тить, что на практике число усыновлений названными лицами превос-ходит число усыновлений посторонними для несовершеннолетнего заявителями. Прохождение последними судебной процедуры усынов-ления понятно. Но вряд ли ее нужно распространять на тех, кого отец или мать сами выбрали в качестве родителя. А формальные препятст-вия к усыновлению в данном случае могут парализовать добрые намерения того, кто хочет изменить характер правоотношений со своим, по сути дела, воспитанником. В связи с этим необходимо обратить вни-мание на ст. 127 СК, запрещающую усыновление лицам, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Пере-чень таких заболеваний дан в Постановлении Правительства РФ от 1 мая 1996 г. 1 Он отличается достаточной широтой. Но если большин-ство перечисленных в нем заболеваний бесспорно препятствует усы-новлению ребенка посторонним ему лицом, то иначе обстоит дело, когда речь идет об отчиме (мачехе), которых постигла беда в виде ин-валидности, тяжкого и даже смертельного заболевания. Разве можно запретить человеку, подводящему итог своего жизненного пути, усы-новить того, кого он считал и считает своим ребенком, тем более если такое усыновление соответствует интересам усыновляемого? Иначе говоря, для усыновления отчимом (мачехой), выступающим в роли усыновителя, следует устанавливать иные показатели его здоровья.

Федеральный закон от 27 июня 1998 г. дополнил ст. 127 СК РФ еще рядом ограничений, касающихся усыновления. Речь идет о случаях:

а) отсутствия у усыновителя дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум. Это означает, что бедному человеку, какими бы прекрасными качествами он ни обладал, быть усыновителем нельзя. Если усыновитель - чужое ребенку лицо, в таком решении вопроса есть свой резон, но его нет, когда об усыновле-- нии просит отчим (мачеха), тем более что источником существования семьи может служить продукция, получаемая от натурального хозяйства. При такой ситуации гуманнее и экономически выгоднее государ- ству не только разрешить усыновление, но и выплачивать усыновителю на усыновляемого ребенка ежемесячное государственное пособие, превосходящее по своим размерам пособие, выплачиваемое гражданам, имеющим собственных детей. А самое главное - сократилось бы число детей, которые воспитываются в детском учреждении, со всеми вытекающими отсюда последствиями;

б) отсутствия у усыновителя жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. И опять-таки такой запрет понятен (хотя и не всегда), если ребенка берут в новую для него семью. Здесь ощутимым для усыновления стимулом могла бы стать постановка на льготный учет для улучшения жилищных условий

семьи, усыновившей ребенка. Что же касается отчима (мачехи), чьи жилищные условия не отвечают установленному стандарту, то суще-ствование подобного препятствия для усыновления не в интересах се-мьи и ребенка, права которого не будут защищены.

Таким образом, при установлении дополнительных препятствий на пути усыновления законодатель руководствуется сугубо формаль-ными соображениями, определяя обязательные во всех ситуациях правила и усиливая императивный характер правовых норм, связанных с действительной защитой прав ребенка, отчего проигрывают государ-ство, семья и дети.

Казалось бы, что идея приоритета интересов ребенка бесспорна. Тем не менее СК РФ иногда ей противоречит, устанавливая запреты там, где их быть не должно. Так, согласно п. 6 ст. 71 СК РФ, запреща-ется передача на усыновление детей до истечения шести месяцев с момента вынесения судебного решения о лишении родительских прав. При этом не учитывается то обстоятельство, что лишение родитель-ских прав - это крайняя мера, к которой прибегают, когда трудно рас-считывать на перемены в облике родителя. С другой стороны, когда решается судьба маленького ребенка, а подчас и новорожденного, ка-ждый день его пребывания в благоприятной семейной обстановке много для него значит. По сути дела, существующий запрет отдает предпочтение интересам лица, считавшегося родителем, а не ребенка, что противоречит существующим принципам семейного права и ведет к дискриминации права несовершеннолетнего на защиту.

Защита прав ребенка семейным законодательством безусловно затрудняется тем, что в СК РФ содержатся неработающие, «мертвые» нормы, создающие лишь иллюзию защиты прав несовершеннолетнего члена семьи в той или иной сложной ситуации. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 64 СК РФ, согласно которому «родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и по-печительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».

Разобраться в правовой природе данной статьи СК трудно. Одна-ко можно предположить, что налицо разновидность ограничения ро-дительских прав. Но где же тогда опасность оставления ребенка с ро-дителями как обязательное условие ограничения родительских прав, предусмотренное п. 2 ст. 73 СК РФ? Что же касается такого «размытого» понятия, как противоречие интересов родителей и детей (а без это-го в жизни не обходится), то вряд ли его наличие может служить осно-ванием для назначения представителя интересов ребенка. К тому же неясно, кто этот представитель, каковы его правовой статус, характер правоотношений с законными представителями несовершеннолетнего. Вопрос этот не продуман, а потому и не имеет соответствующего пра-вового оформления. Не случайно п. 2 ст. 73 СК РФ относится к «мер-творожденным» нормам и на практике не применяется.

То же можно сказать и об одном из оснований лишения родитель-ских прав - о совершении умышленного преступления против жизни или здоровья супруга (ст. 69 СК). Если преступление совершено на глазах ребенка, речь может идти о жестоком с ним обращении, заклю-чающемся в нанесении ему тяжелой психической травмы. Когда пре-ступление совершается одним супругом в отношении другого, это да-леко не всегда бывает связано с родительскими правами и обязанно-стями. Вот почему и в этой части СК РФ «не работает».

Оба примера представляют собой автоматическое заимствование из законодательных актов других государств.

Еще один пример подражания без учета правовой культуры, сте-пени законопослушания и других особенностей россиян - перенос ак-цента на алиментные соглашения, которые занимают заметное место в СК РФ, но не имеют широкого распространения на практике. Если со-гласие по вопросу об алиментах достигнуто, стороны обходятся ми-ром, не тратя сил и средств на оформление существующих отношений. При возникновении же разногласий они прибегают к помощи суда. К сожалению, законодатель, увлекшись идеей всяческих достоинств алиментных соглашений, забыл о так называемом добросовестном плательщике алиментов, что никак не способствует развитию нор-мальных человеческих отношений при выполнении алиментных обя-зательств.

Примером неработающей правовой нормы является п. 2 ст. 24 СК, обязывающий суд по собственной инициативе определять, с кем из расторгающих брак родителей будут проживать их несовершенно-летние дети, если на этот счет нет соответствующего соглашения либо оно нарушает интересы детей. Налицо принудительное вторжение в сферу личных отношений, продиктованное якобы необходимостью защитить права ребенка. На практике подобное предписание нужного эффекта не дает и дать не может, ибо родители все равно поступят так, как сочтут нужным. Если же суд придет к выводу, что один из родителей нарушает интересы несовершеннолетнего, он всего лишь вправе сообщить об этом в органы опеки и попечительства для принятия в случае необходимости мер, защищающих ребенка. Поэтому п. 2 ст. 24 СК РФ лишь создает иллюзию заботы о детях, что на деле затрудняет семейно-правовую защиту ребенка.

К числу правовых норм, не просто затрудняющих защиту ребен-ка, но и противоречащих целям и задачам семейного законодательст-ва, относятся также некоторые положения Гражданского кодекса РФ. Как известно, ГК РФ снизил возрастную планку гражданской дееспо-собности с 15 до 14 лет. Это обстоятельство, естественно, нашло от-ражение во многих законодательных актах разной отраслевой принад-лежности. Сказалось оно и на ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ, позволяющей субъектам Федерации своими законами устанавливать порядок и ус-ловия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет. Но одно дело возможность вступать в гра-жданско-правовые отношения, другое - давать добро (даже в исклю-чительных случаях) на вступление в брачные отношения, чреватые рождением ребенка, позволяющим заключить брак в столь раннем возрасте. Параллели здесь не уместны, чреваты далеко идущими не-благоприятными последствиями с любой точки зрения.

Еще одним свидетельством того, что не учитываются цели и за-дачи семейного права, служит ст. 1075 ГК РФ, предусматривающая ответственность родителей за вред, причиненный несовершеннолет-ним. Эта ответственность возлагается на лиц, утративших родитель-ские права по суду, лишь в течение трех лет после вступления реше-ния суда о лишении родительских прав в силу с оговоркой: если пове-дение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием «не-надлежащего осуществления родительских обязанностей». Однако чаще всего дефекты в семейном воспитании возникают в раннем дет-стве и дают о себе знать спустя многие годы. Поэтому ст. 1075 ГК РФ, перенося полностью гражданско-правовые требования на сферу се-мейных отношений, умаляет роль ответственности по семейному пра-ву, что никак не способствует защите интересов ребенка семейным законодательством.

Таков далеко не полный перечень уязвимых с точки зрения защи-ты прав ребенка мест в тексте Семейного кодекса РФ. Причем обна-руживают они себя в процессе правоприменительной деятельности, играющей особую роль в выявлении недостатков правовых норм.

Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью и многозначной юридической природы правоотношений, возникших в этой связи. Эта цель достигается путём решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3)определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления; 4) рассмотрение способов контроля за обеспечением прав детей.

Глава 1 Общие положения об усыновлении детей- граждан РФ
иностранными гражданами
§1 Унификация норм в области усыновления
§2 Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами
§3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами
§4 Правовые последствия усыновления
Глава 2 Отмена усыновления. Положение организаций, занимающихся международным усыновлением. Способы контроля за обеспечением прав
детей, усыновленных иностранными гражданами
§1 Основания и правовые последствия отмены усыновления
детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами и
лицами без гражданства
§2 Правовое положение организаций, занимающихся международным усыновлением
§3 Проблемы усыновления и способы контроля за обеспечением прав и интересов детей, усыновленных иностранными гражданами
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. значительное внимание уделено вопросам порядка усыновления с участием иностранцев. Так, Пленум указал: "Суду необходимо тщательно исследовать заключение компетентного органа государства о возможности заявителей быть усыновителями с целью установления отсутствия каких-либо препятствий для данного лица быть усыновителем (в частности, не имеется ли препятствий в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого; если заявление об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению ребенка и т.п.)" (п. "е" ст. 14).

При решении вопроса об усыновлении ребенка иностранными гражданами российские суды часто ограничиваются применением абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ, то есть ссылаются только на российское право. Сведения об иностранном законодательстве, определяющем возможность быть усыновителем, суды черпают только из представленных заявителями заключений органов их государства (такие заключения представляются заявителями в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 271 ГПК РФ). Поэтому для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства. 3

§3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами

Специальное регулирование существует на всех трех этапах процедуры усыновления российских детей иностранными гражданами:

- подготовительном (подготовка потенциального усыновителя, регистрация его в качестве кандидата в усыновители и подбор ребенка для усыновления);

- судебном (рассмотрение заявления об усыновлении конкретного ребенка и вынесение судебного решения) ;

- постсудебном (регистрация усыновления, постановка усыновленного ребенка на учет, последующий контроль за осуществлением усыновления и процессом адаптации ребенка в семье усыновителей). 4

Первый этап - подготовительный - в случае, когда потенциальный усыновитель - проживающий за границей иностранец, начинается с подачи лицом, желающим усыновить российского ребенка, ходатайства в компетентные органы государства. Эти органы после соответствующей проверки утверждают кандидатуру усыновителя. В то же время в России осуществляется подбор ребенка. Банк данных о детях создан в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Принято также Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием". Банк данных содержит информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также информацию о гражданах, намеревающихся взять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к соответствующему оператору -Министерству образования и науки РФ или органам исполнительной власти субъектов РФ.

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, подает письменное заявление об этом с просьбой ознакомить его с находящимися в банке сведениями о детях.

Дети могут быть переданы на усыновление иностранцам, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных.

Иностранные граждане, намеренные усыновить ребенка, подлежат централизованному учету на уровне субъекта Российской Федерации или Федерации в целом. Они обращаются с заявлением непосредственно в орган управления образованием субъекта Российской Федерации. После того как конкретным усыновителям подобран конкретный ребенок, органы опеки и попечительства решают вопрос о том, соответствует ли усыновление интересам ребенка. Их вывод основывается на заключении о возможности лица, желающего усыновить ребенка, быть усыновителем. Принимается во внимание также отношение ребенка к будущему усыновителю и другая информация. Эти данные кладутся в основу заключения, которое органы опеки и попечительства предоставляют суду.

Второй этап - судебное усыновление - регулируется положениями гл. 29 ГПК РФ и гл. 19 СК РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. рекомендовал судам уже при подготовке дела к судебному разбирательству истребовать от органа опеки и попечительства:

- документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников;

- документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

Документы, содержащие информацию о принятых органами опеки и попечительства, региональным и федеральным оператором мерах по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (п. 7 ч. 2 ст. 272 ГПК РФ, ст. 6 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей")

Эти документы суд исследует с целью установления, с какого времени сведения о ребенке находились в федеральном банке данных о детях, правильно ли были указаны сведения о ребенке, предлагался ли он на воспитание в семьи российских граждан, проживающих в России, либо на усыновление его родственникам и, если предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия ребенка на воспитание в семью. Суд вправе допросить в качестве свидетелей родственников ребенка и других лиц.

В целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления суд в соответствии с ст. 273 ГПК РФ рассматривает дела данной категории в закрытом судебном заседании. В этих же целях участвующие в деле лица предупреждаются о необходимости сохранения в тайне сведений об усыновлении и о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, совершенное из корыстных или иных низменных побуждений, либо за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя лицами, обязанными хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну.

В целях обеспечения тайны усыновления возможно изменение по просьбе усыновителей имени, отчества и фамилии усыновляемого ребенка. Усыновители, по их просьбе, могут быть записаны в книге записей о рождении ребенка в качестве родителей усыновленного. При рассмотрении дела об установлении усыновления суд исходя из интересов ребенка может вынести решение о сохранении усыновляемому фамилии родителей, отчества по имени отца, а также данных о родителях (например, если против изменения возражает сам усыновляемый, достигший 10 лет, желающий сохранить память о родителях или когда, о записи в качестве родителя усыновляемого просит усыновитель, состоящий в кровном родстве с его отцом или матерью).

Возможно также изменение даты рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца (т.е. усыновленный в пределах 3 месяцев может быть записан ранее или, наоборот, позднее его фактического рождения, нА-пример, в случае имитации усыновительницей беременности; при наличии в семье другого ребенка; при желании сохранить дату рождения умершего кровного ребенка и др.). Все в тех же целях сохранения тайны усыновления возможно также изменение места рождения ребенка. 5

После вынесения судебного решения и в течение трех дней со дня вступления его в законную силу суд направляет выписку из решения в орган записи актов гражданского состояния для государственной регистрации усыновления. Регистрация усыновления производится в соответствии с правилами Ст.39 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

Суд в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу должен направить выписку из решения в орган Загса по месту нахождения суда.

Регистрация производится по устному или письменному заявлению усыновителей, поданному в течение месячного срока со дня вступления суда в законную силу. Усыновители (усыновитель) вправе уполномочить в письменной форме других лиц, сделать заявление о государственной регистрации усыновления ребенка.

3 этап - постановка на учет. После выезда ребенка - гражданина РФ в государство гражданства усыновителя он ставится на учет в консульском учреждении РФ в соответствующем государстве. 29 марта 2000 г. Правительством России утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. На консулов возложена гарантированная Конституцией РФ (ч. 2 ст.61) защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами.

Учет информации о постановке детей на консульский учет ведут органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки РФ.

§4 Правовые последствия усыновления

Усыновление влечет за собой правовые последствия. Исходя из смысла закона, усыновители, в первую очередь, наделяются родительскими правами и обязанностями, которые утрачивают кровные родители ребенка. Требование закона, обязывающее родителей воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, в полной мере относится и к усыновителям, добровольно берущим на себя обязанности по воспитанию усыновленного ими ребенка.

Усыновители, так же как родители, обязаны материально содержать своих усыновленных детей. При злостном уклонении от уплаты алиментов усыновители могут быть привлечены к уголовной ответственности на основании ст. 157 УК РФ. Усыновленные дети, в свою очередь, обязаны заботиться о своих приемных родителях (усыновителях) и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи усыновителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных усыновленных детей.

Усыновленный, а также усыновитель (и его родственники) приобретают в результате усыновления права и обязанности, предусмотрены нормами различных отраслей законодательства, одним из оснований, для возникновения которых является факт родства. Так, в соответствии с нормами наследственного права при наследовании по закону усыновленные по отношению к усыновителям, а усыновители по отношению к усыновленным являются наследниками первой очереди. Усыновители, являясь законными представителями несовершеннолетних усыновленных детей, совершают гражданские сделки от имени детей, не достигших 14 лет (малолетних), или дают согласие на совершение сделок детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Права и обязанности усыновителей по распоряжению имуществом детей определяются согласно ГК (ст. 37) и СК. Усыновители отвечают за вред, причиненный несовершеннолетним ребенком, не достигшим 14 лет, если не докажут, что вред возник не по их вине, а также несут субсидиарную (дополнительную) ответственность за вред, причиненный детьми в возрасте от 14 до 18 лет, при отсутствии у детей доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда.

Основываясь на принципе полного приравнивания усыновленных к родным детям усыновителя, а также руководствуясь нравственно-этическими соображениями, закон запрещает браки между усыновленным и усыновителем. Другие родственные связи, создаваемые в результате усыновления, не являются препятствием к заключению брака. Так, может быть заключен брак между усыновленным и родной дочерью усыновителя. 6

По общему правилу правовые отношения между усыновленным ребенком и родителями прекращаются с момента усыновления безотносительно к тому, усыновлен ребенок супругами совместно или одним из них. Однако при усыновлении ребенка одним лицом закон предусматривает возможные исключения из общего правила. Так, могут быть сохранены права и обязанности матери (по ее желанию), если усыновителем является мужчина, или отца, если усыновителем является женщина, как в отношении самого ребенка, так и в отношении его родственников. Такое положение, как правило, имеет место, когда ребенка усыновляет отчим или мачеха. В этих случаях за матерью или отцом полностью сохраняются все права и обязанности родителя.

СК допускает возможность сохранения правовых отношений усыновленного ребенка и с другими близкими родственниками. По просьбе родителей умершего отца (матери) ребенка, то есть дедушки (бабушки) ребенка, могут быть сохранены правовые отношения между ними и их внуком (внучкой). Это положение отражает гуманность семейного законодательства, щадящего чувства людей, потерявших сына (дочь) и желающих сохранить хотя бы внуков. Такое решение возможно и при отсутствии согласия усыновителя. Определяющим моментом является обеспечение интересов усыновляемого ребенка.

Из общего правила о полной утрате усыновленным ребенком всех имущественных прав, основанных на факте родства (см. ст. 137 СК), имеется одно существенное исключение, предусмотренное данной статьей. Если к моменту усыновления ребенок имел право на пенсию или пособие, полагающееся по случаю потери кормильца, он сохраняет это право также и при его усыновлении. Аналогичное правило предусмотрено пенсионным законодательством. Следовательно, в тех случаях, когда родители (или один из них) умирают до производства усыновления, пенсия или пособие по случаю потери кормильца могут быть назначены и после усыновления. Если смерть родителей наступила после производства усыновления, пенсия (пособие) назначены быть не могут.

За пределами исключений, предусмотренных статьями 137 и 138 СК, после усыновления никаких взаимных личных и имущественных прав и обязанностей между усыновленным и его родственниками по происхождению не существует. В пользу усыновленных нельзя взыскать алименты с их кровных родителей, а родители, в свою очередь, не вправе требовать выплаты средств на свое содержание от своих совершеннолетних детей, усыновленных другими лицами. Усыновленные дети и их кровные родители не являются по закону и наследниками друг друга.

CI/7A1 »CEEEPI>KWHW3C»tf

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

6. Караев Р. М. Консультативное заключение Международного суда ООН по Косово и международное право [Электронный Ресурс]. URL: http://statlc.bsu.az/w8/Xeberler%20Jurnali/Sosial% 202010%203/64-76.pdf (Дата обращения: 15.07.2013).

7. Резолюция 1244 (1999), принятая Советом Безопасности на его 4011-м заседании, состоявшемся 10 июня 1999 года // Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. URL: http://daccessddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/172/91/PDF/N9917291. pdfPOpenElement (Дата обращения: 15.07.2013 г.).

8. РИА Новости (07.02.2011): Россия обеспокоена перестрелкой на границе Таиланда и Камбоджи // Официальный сайт РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/ world/20110207/331451717.html#13737554466914&message=resize&relto=login&action=rem oveClass&value=registration (Дата обращения: 15.05.2014 г.).

9. Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)// Действующее международное право. - Т. 1. - М., 1996.

10. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XII. - М., 1956.

11. Фещенко В. Судьям не до революций. Президент Международного суда ООН о традициях, менять которые нелегко// Российская газета. - 15.05.2013. - № 6077 (Спецвыпуск).

М. В. Шевченко

ЗАШИТА ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В данной статье раскрывается понятие Ключевые слова: защита прав и ин-

усыновления (удочерения), рассматрива- тересов детей, усыновление (удочерение), ются проблемы защиты прав и интересов тайна усыновления, детей при усыновлении (удочерении) в Российской Федерации.

М. V. БИеусИепко

PROTECTION OF CHILDREN RIGHTS IN CASE OF ADOPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION: THEORY AND PRACTICE

The article deals with the concept of adoption and problems of protection of children rights and interests in case of adoption in the Russian Federation.

Защита прав ребёнка в современной России является одной из значимых проблем. Семейное законодательство закрепляет право ребёнка жить и воспитываться в семье как основополагающее (ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации). В п. 1 ст. 124 Семейного кодекса РФ это положение нашло своё развитие: усыновление (удочерение) является приоритет-

Key words: protection of children rights and interests, adoption, secret of adoption.

ной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить как интересы ребёнка, так и взрослых людей, которые по тем или иным причинам не могут иметь своих детей. В нашей стране сложности обеспечения действительной защиты прав и интересов детей, которые остались без попечения родителей, являет-

ся одной из самых острых. Усыновление -сложный институт семейного права. Объектом усыновления являются интересы ребёнка, передаваемого на усыновление. От правильного выбора семьи, в которую передаётся ребёнок, зависит его судьба. Закон при усыновлении исходит из основного принципа семейного законодательства -обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Соблюдение интересов детей - обязательное условие любого усыновления. Под интересами ребёнка при усыновлении понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития. Каждый ребёнок - это неповторимая личность, поэтому сугубо индивидуален каждый случай усыновления. Усыновление совершается в интересах детей тогда, когда в основе действий усыновителей лежат мотивы и идеи, направленные на предоставление усыновляемому ребёнку прав, гарантированных Конституцией, Семейным и Гражданским кодексами с целью воспитания и гармоничного развития его личности, а сами усыновители приобретают права и способны исполнять обязанности родителей. Интересы детей предполагают тщательный подход к выбору будущего усыновителя. К лицам, которые могут быть усыновителями, законодательство предъявляет многочисленные требования, которые регламентирует статья 127 Семейного кодекса РФ. Усыновление совершается в строгом соответствии с законодательством и ведет к установлению правовых последствий, предусмотренных статьей 137 Семейного кодекса РФ.

Несмотря на то, что произошло активное обновление отечественного семейного законодательства, в правовом регулировании усыновления детей существует немало проблем. Так, в соответствии со ст. 7 Конвенции о правах ребёнка, каждый ребёнок имеет право знать своих родителей, с оговоркой «насколько это возможно». Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ. Речь, очевидно, идёт об объективной невозможности

знать своих родителей (нет никаких сведений об отце, матери, неизвестно где они находятся и т.д.). При этом в юридической литературе достаточно дискуссионным является вопрос о соответствии права ребёнка знать своих родителей и тайны усыновления либо биологического происхождения при применении методов искусственного оплодотворения. Ещё в КоБС 1969 г. появились нормы о тайне усыновления (удочерения) (ст. 110). Допускалось в целях обеспечения тайны усыновления (удочерения) изменение места и даты рождения (не более чем на 6 месяцев) усыновленного ребенка, предусматривался запрет без согласия усыновителей, а в случае их смерти без согласия органов опеки и попечительства сообщать какие-либо сведения об усыновлении либо выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния, из которых было бы видно, что усыновители не являются кровными родителями усыновленного. В ст. 105 закреплялась возможность изменения фамилии, имени, отчества усыновляемого. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21.05.1970 г. за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя была внесена норма (ст. 124.1), согласно которой наказывалось данное преступление исправительными работами на срок до двух лет или штрафом до двух минимальных месячных размеров оплаты труда, либо общественным порицанием.

В настоящее время закон возлагает обязанность соблюдать тайну усыновления на судей, вынесших решение об усыновлении ребенка, должностных лиц, осуществивших государственную регистрацию усыновления, а также лиц, иным образом осведомленных об усыновлении (п. 1 ст. 139 Семейного кодекса РФ). Тайна усыновления охраняется нормами гражданского процессуального законодательства, поскольку дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании (ст. 273 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Участвующие в рассмотрении дела лица должны

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя в случаях, предусмотренных ст. 155 Уголовного кодекса Российской Федерации, что отражается в протоколе судебного заседания и подтверждается подписями указанных лиц.

В настоящее время вопрос об отмене тайны усыновления встаёт часто. С целью сохранения тайны усыновления многие женщины имитируют беременность, а также факт выписки из родильного дома, поэтому о факте усыновления ребёнка не догадываются даже близкие родственники. Вместе с тем после достижения совершеннолетия, усыновлённые дети желают получить информацию о своих биологических родителях. Однако органы опеки и попечительства, ЗАГса, другие лица, которые обязаны хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну в силу ст. 155 Уголовного кодекса РФ, не вправе предоставлять такую информацию. Усыновлённый ребенок может получить её только непосредственно от усыновителей. Другим, достаточно дискуссионным, является вопрос о том, могут ли усыновлённые дети, у которых сохранились отношения не с родителями и другими кровными родственниками, наследовать после них? В п. 3 ст. 1147 Гражданского кодекса РФ сказано: «В случае, когда в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновленный сохраняет по решению суда отношения с одним из родителей или другими родственниками по происхождению, усыновленный и его потомство наследуют по закону после смерти этих родственников, а последние наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства» . Семейное законодательство предусматривает, что «при усыновлении ребёнка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца,

если усыновитель-женщина. Помимо этого, предусмотрено, что если один из родителей усыновлённого ребёнка умер, то по просьбе умершего родителя (дедушки или бабушки ребёнка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребёнка. О сохранении таких отношений указывается в решении суда об усыновлении ребёнка» . Суть спорных точек зрения ученых сводится к разрешению проблемы о том, сохраняются ли родственные отношения и, соответственно вытекающие из них наследственные права усыновлённого с любыми другими родственниками его умершего родителя (дядями, тетями, двоюродными братьями и сестрами и т.д.) либо нет. Присоединяюсь к мнению А. Л. Маковского, который названные выше нормы толкует буквально: «Поскольку сохранение родственных отношений усыновленного с родственниками по происхождению из прежней семьи зависит от решения суда, такие отношения сохраняются с теми лицами, которые названы в решении суда» . Однако другими авторами трактуются расширительно положения п. 3 ст. 137 Семейного кодекса РФ. В частности, О. Ю. Шилохвост, считает, что «родственные и все другие, основанные на родстве связи ребёнок приобретает не непосредственно в отношении каждого кровного родственника, а через своего родителя, и в силу этого происхождения ребёнок приобретает связи с другими родственниками. Он пишет: «...санкционируя сохранение отношений усыновлённого с одним из своих родителей, суд тем самым санкционирует и сохранение всех тех родственных и семейных связей, участником которых данный усыновлённый являлся в качестве ребёнка своего родителя» . В действующем Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», к сожалению, разъяснения по этому поводу не даются. Состав

Гуманитарные и юридические исследования

преступления, предусмотренный ст. 155 Уголовного кодекса РФ, сформулирован следующим образом: «...разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до 80 ООО рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 4 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового» . Данное

деяние заключается в извещении любого лица в устной или письменной форме о факте усыновления кого-либо, а также в сообщении усыновленному ребенку о том, что его родители являются усыновителями.

Проведенный анализ норм семейного законодательства России позволяет сделать вывод, что положение, согласно которому возможно представление сведений об усыновлении с согласия усыновлённого лица, достигшего совершеннолетия, требует детальной разработки. Проблему о том, сохраняются ли родственные отношения и соответственно вытекающие из них наследственные права усыновленного с родственниками его умершего родителя (дядями, тетями, двоюродными братьями и сестрами и т.д.) либо нет, следует разъяснить в Постановлении Пленума Верховного суда РФ.

Литература

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. № 138-ФЭ (ред. от 14.06.2012 № 76-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЭ (ред. от 25.11.2013 № 317-Ф3).

3. Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. - М., 2002.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от13.06.1966 г. № 63-Ф3 (принят ГДФСРФ 24.05.1996 года).

5. Шилохвост О.Ю. Спорные вопросы правового регулирования наследования усыновлённых // Журнал российского права. - 2006. - № 1.

Дети - главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей. Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.

Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.

Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей

Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.

В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.

Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.

Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:

  • Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
  • Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.

Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.

Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:

  • Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
  • Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
  • Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
  • Родители находятся в местах лишения свободы;
  • Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
  • Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
  • Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
  • Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.

Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:

  • Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
  • Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно - в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
  • Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.

Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:

  • Финансовое содержание и материальное обеспечение.
  • Правильное воспитание.
  • Полноценное образование.
  • Всестороннее развитие.
  • Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
  • Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
  • Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
  • Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
  • Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой.

Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.

Органы опеки и попечительства

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки. Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой. Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:

  • В процессе судебного разбирательства;
  • Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.

Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:

  • Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
  • Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
  • Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
  • Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
  • Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
  • Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
  • Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.