Когда человек собирается куда-то идти или ехать, друзья и родные всегда говорят ему: «Счастливого пути!» Но чтобы это пожелание сбылось, надо быть очень внимательным. Ведь любая дорога, даже от дома до школы, таит опасности. Подумайте, какие это опасности. Изучите правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. Результаты работы представьте классу.

Если ты пешеход

Соблюдай три главных правила пешехода:

  1. Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.
  2. Переходить улицу только там, где это разрешается, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте.
  3. Переходить улицу только на зелёный свет светофора и никогда не переходить на красный.

Казалось бы, какие простые правила! Но как часто дети (да и взрослые!) нарушают их. И в результате - несчастные случаи.

Твои родные всегда волнуются за тебя, когда ты уходишь из дома. Поэтому пусть три главных правила пешехода станут торжественным обещанием, которое ты дашь своим родным.

Но для полной безопасности на улице нужно соблюдать ещё несколько правил.

  1. Всегда старайся держаться подальше от проезжей части. Ведь какая-нибудь машина может случайно заехать на тротуар.
    • не ходи по самому краю тротуара;
    • не стой на краю тротуара, когда ждёшь зелёный сигнал светофора;
    • не стой на краю остановки, когда ждёшь автобус или троллейбус.
  2. Когда загорится зелёный свет, не спеши переходить улицу. Ведь какой-нибудь автомобиль может не успеть затормозить. Поэтому подожди, убедись, что все машины и мотоциклы остановились, а потом спокойно иди.
  3. Старайся переходить улицу в группе людей. Идти вместе гораздо безопаснее.

Если ты велосипедист

Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где движутся автомобили. Можно кататься во дворах, в парках, на стадионах. А если нужно пересечь дорогу, сойди с велосипеда и перевези его за руль по пешеходному переходу.

По тротуарам разрешается ездить только совсем маленьким детям на детских велосипедах.

Правила дорожного движения запрещают ездить на велосипеде, не держась за руль. Это должны твёрдо запомнить все ребята, особенно те, кто любит похвастаться перед друзьями своим умением кататься без рук.

И ещё: не катай никого на раме или багажнике своего велосипеда. Это тоже запрещено правилами дорожного движения. Ты можешь не справиться с управлением, и всё закончится синяками и шишками.

Если ты пассажир

Садись в автомобиль и выходи из него со стороны тротуара и только после того, как автомобиль полностью остановится. Запрещается отвлекать водителя во время движения.

Не высовывайся в окно. Это очень опасно!

Если едешь в общественном транспорте, не прислоняйся к дверям. Они открываются и закрываются автоматически. Держись за поручень, чтобы не упасть, если водитель резко затормозит.

Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, скажи об этом водителю. Там может оказаться взрывное устройство, подложенное террористами.

Обсудим


Проверь себя

  1. Назови три главных правила пешехода.
  2. Какие ещё правила безопасности должен соблюдать пешеход?
  3. Какие правила безопасности ты должен соблюдать, если катаешься на велосипеде?
  4. Какие правила безопасности нужно соблюдать при езде на личном и общественном транспорте?

Задания для домашней работы

  1. Составь текст торжественного обещания пешехода, которое ты дашь своим родителям. Запиши его в рабочую тетрадь.
  2. Обдумайте с друзьями правила, о которых шла речь на уроке. Какие из них вы и раньше знали и всегда выполняли? Какие знали, но не выполняли или часто нарушали? Какие стали для вас новыми?

На следующем уроке

Узнаем, какие бывают дорожные знаки. Научимся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям.

Вспомни, какие дорожные знаки тебе уже известны. По пути в школу обрати внимание на дорожные знаки. Постарайся их запомнить.

Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».

Цель: создать условия для применения правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи: 1. учить работать с книгой, слушать выступления одноклассников и дополнять их;

2. формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах; о правилах пользования общественным транспортом;

3. развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей; умение следовать заданному алгоритму действий.

4. воспитывать чувство ответственности за свою жизнь, умение работать в группах и индивидуально.

Оборудование: памятка «Знай правила движения как таблицу умножения!», карточки с заданиями, ПК, мультимедийная презентация, светофоры с сигналами.

Ход урока

I. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Начнем наш урок со следующего стихотворения:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Каждый день всегда, везде

На занятиях в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим!

II. Целеполагание.

Предлагаю наш урок начать с того, что мы сейчас с вами посмотрим один видеосюжет и обсудим его. Внимание все на экран.

После просмотра учитель задает вопросы:

Что значит соблюдать ПДД?

О каких правилах идет речь в мультфильме?

Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного?

Учитель: Мы знаем, что беда может подстерегать нас повсюду. Чтобы этого не случилось, помните о том, что:

За свою судьбу в ответе

Все: и взрослые, и дети.

Знать надо правила движенья

Как таблицу умноженья!

Уч-ль: Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (дети отвечают)

Итак, сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем о правилах безопасного движения на дороге, поговорим о главных помощниках на дороге – светофоре и дорожных знаках.

Уч-ль: Тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Чтобы путь был счастливым» (слайд2)

Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта.

III. Работа по теме урока:

1. Историческая справка. «Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мед, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами». Путины соединяли между собой населенные пункты, их стали называть дорогами». С появлением дороги появился и транспорт. С каждым годом все больше и больше появляется транспорта на дорогах городов и сел. Для того чтобы движение было безопасным, нужно было выработать строгие правила.

Кроме различных правил, люди придумали особые указатели, чтобы проще ориентироваться в пути. (слайд 4)

В Англии был издан закон о «человеке с красным флагом », который должен был бежать перед автомобилем и предупреждать об опасности. (слайд 5) В Риме автомобилисты не могли ездить по улицам после девяти вечера, в Германии должны были при встрече с лошадью не только останавливать автомобиль, но и заглушать двигатель, чтобы не «пугать животных».

В нашей стране с восемнадцатого века нарушителей (кучеров и пешеходов) ждало наказание - от плетей и каторги до смертной казни.

Учитель: Как вы думаете, почему было такое серьезное наказание?

2. Введение в новую тему:

А сейчас давайте посмотрим, что вы уже знаете о современных правилах дорожного движения.

Предлагаю отгадать следующие загадки:

*От дома начинается, у дома и кончается Неподвижна, а ведет, не живая, а идет. (Дорога)

* Не летает, не жужжит, жук по улице бежит,

И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)

* Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу Людям перейти. (Светофор)

2 . Беседа

1) Как называется человек, совершающий движение по улице? (пешеход) (слайд6)

2) Как называется часть дороги, предназначенная для движения пешеходов? (тротуар) (слайд 7)

3) Где, в каком месте можно переходить проезжую часть дороги? (проезжую часть дороги можно по пешеходному переходу) (слайд 8)

4) Как называют дорожную разметку, где белые полосы на асфальте? (зебра) (слайд 9)

5) Как правильно перейти улицу? (нужно посмотреть налево, дойдя до середины, нужно посмотреть направо). (слайд 10)

* Физкультминутка.

Песня «ПДД» 1. Если вы отправились куда-то в путь, Не забудьте вспомнить ПДД Соблюдая строго эти правила, Отведете руку вы беде.

Припев: Помните, помните, На дороге, в пути, Другом для вас всегда Служит светофор. Если зеленый свет, Вспыхнет вдруг, впереди Смело вперед иди А машинам стоп.

2. Ну, а если, красный бойко подмигнет, Непременно ты, остановись. Не спеши, дружок, прошу, не торопись, Огонька зеленого дождись.

3. Работа в группах по учебнику. (слайд 11)

Учитель:

Когда человек собирается куда-то идти или ехать, друзья и родные всегда говорят ему: «Счастливого пути!». Но для того чтобы это пожелание сбылось, надо быть очень внимательным. Ведь любая дорога, даже от дома до школы, таит опасности.

Сегодня на уроке окружающего мира мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах? (дети называют)

Каждая группа сейчас получит карточку с заданием, распределит работу между членами группы и подготовит отчет о работе. Ваша задача в группе совместно составить сообщение по определенной теме.

К а р т о ч к а 1. Если ты пешеход (с. 8-9).

К а р т о ч к а 2. Если ты велосипедист (с. 10).

К а р т о ч к а 3. Если ты пассажир (с. 11).

З а д а н и я:

1) прочитайте текст в учебнике;

2) найдите в тексте правила поведения;

3) если считаете нужным, сделайте схематические рисунки;

4) подготовьте сообщение.

Кроме того, вы можете использовать учебник, и знания которые у вас уже имеются по данным вопросам.

Поработав в группах вы должны ответить на главный вопрос «Как избежать эти опасности, если ты пешеход, если ты велосипедист, если ты пассажир?»

4. Отчет групп.

Группа готовится 8 мин, 2 минуты на защиту. Затем каждая группа раскрывает свою тему.

1 группа:

Если ты пешеход

Как избежать опасности на дороге, если ты пешеход? Об этом нам расскажет группа пешеходов. (слайд 12)

(Первая группа выступает с сообщением на тему «Если ты пешеход».)

2 группа:

Если ты велосипедист

Водитель – это человек, управляющий каким-либо транспортным средством. Транспортные средства разделяются на механические и немеханические. Механическими транспортными средствами называются такие, которые приводятся в движение двигателем: автомобили, мотоциклы, трамваи, троллейбусы.

К немеханическим транспортным средствам относятся те, которые не имеют двигателя и используют для движения другие виды энергии. Например, велосипед. Таким образом, как только ты сел на велосипед, ты немедленно становитесь водителями.

А знаете ли вы, какие правила вы должны выполнять, когда у вас есть велосипед? Послушаем группу велосипедистов. (слайд 13)

(Вторая группа выступает с сообщением на тему «Если ты велосипедист». Один ученик рассказывает об изобретении велосипеда.)

3 группа:

Если ты пассажир

Очень ошибаются те ребята, которые думают примерно так: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает шофер».

Дело в том, что и от пассажиров зависит безопасность на дорогах. Есть особые правила пользования общественным транспортом, которые мы должны выполнять, будучи пассажирами. О них нам расскажет группа пассажиров. (слайд 14)

(Третья группа выступает с сообщением на тему «Если ты пассажир»)

IV. V. Рефлексия.

1) Игра «Да или нет»

А сейчас поиграем с вами в игру, которая называется «Да или нет». Я буду читать высказывания, если оно верное, то вы показываете так. Если высказывание неверное, то показываете вот так.

а) Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде. (-)

б) Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили.(+)

в) Маленьким детям разрешено ездить по тротуарам на детских велосипедах.(+)

г) Разрешено ездить на велосипедах, не держась за руль.(-)

д) Запрещено катать кого-либо на раме или багажнике велосипеда.(+)

е) Переходи улицу только тогда, когда транспорт уедет от остановки, и только на перекрестке или по пешеходному переходу.(+)

ж)В общественном транспорте не стоит привлекать внимание окружающих слишком громкими разговорами, в том числе и по мобильному телефону. (+)

2)

Я узнал…

Мне понравилось..

У вас у каждого на партах лежат светофорики. С одной стороны он желтый, с другой зеленый.

Тот, кто считает, что хорошо изучил правила безопасного поведения на улицах и дорогах возьмите светофор с зеленым сигналом.

А тот, кто считает, что ему надо еще поработать возьмите светофор с желтым сигналом.

VI. Итог урока:

Дорогие ребята! Если мы будем внимательны на дорогах, если будем соблюдать правила дорожного движения, если будут уважать друг друга пешеход и водитель, то несчастных случаев на дорогах станет значительно меньше. А это значит, радостных дней в году у нас будет гораздо больше.

А чтобы вы не забывали, как важно соблюдать правила дорожного движения, в подарок вы получаете памятку «Знай правила движения как таблицу умножения!»

Спасибо вам за работу.

VII. Д/з

* составить торжественное обещание пешехода, которое ты дашь своим родным.

* подготовиться к тесту по данной теме.

Когда близкий человек планирует куда-то пойти или поехать, ему все желают: «Счастливой дороги!». Но, чтобы путь был счастливым, нужно быть очень внимательным на дороге и соблюдать все правила безопасного поведения. Любая дорога, даже привычный путь от дома до школы, может нести в себе большую опасность.

Почему дорога может быть опасной

Когда-то давно люди жили в лесах, они занимались скотоводством, собирали лесной мед и ягоды. Однако пробираться через густые леса было совсем непросто, и тогда люди стали прорубать в них проходы - так называемые путины. Они соединяли между собой поселения, и существенно облегчали передвижение.

Вскоре на месте путин появились полноценные дороги, а вместе с ними и транспорт. И если поначалу автомобиль был большой диковинкой, то с каждым годом в городах и селах становилось все больше машин и автобусов.

Однако все транспортные средства несли большую угрозу здоровью и жизни человека. Чтобы движение было безопасным, потребовалось выработать строгие правила, как для водителей, так и для пешеходов. Помимо правил, были придуманы особые указатели - дорожные знаки, помогающие ориентироваться в пути.

На заре транспортной индустрии в разных странах по-разному обеспечивали безопасность. Так, в Англии перед автомобилем должен был бежать человек и предупреждать окружающих о возможной опасности, в Италии проезд транспорта после 9 часов вечера находился под запретом, а в Германии водители при встрече с лошадью должны были не только останавливаться, но и выключать двигатель, чтобы не пугать животное.

Рис. 1. Первый автомобиль.

Правила поведения пешехода

Перед тем, как получить водительские права, автомобилисты изучают правила дорожного движения и поведения на дороге. Пешеходы, в свою очередь, также должны придерживаться специальных правил, чтобы не создавать опасные ситуации на дороге.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Итак, самые важные правила для каждого пешехода:

  • Ходить только по тротуару, и никогда не передвигаться по проезжей части.
  • Переходить дорогу только в специально отведенных местах. Даже если кажется, что на проезжей части нет машин, строго запрещается переходить ее в неположенном месте.
  • При наличии светофора переходить дорогу нужно только на зеленый свет, и никогда не переходить и уже тем более не перебегать на красный.

Рис. 2. Светофор.

Помимо основных правил безопасности, пешеход должен придерживаться и других рекомендаций. К примеру, не стоит ходить по обочине тротуара или ждать зеленый сигнал светофора, стоя на самом краю остановки.

Правила поведения велосипедиста

Даже если трудно представить свою жизнь без любимого велосипеда, нужно запомнить, что детям младше 14 лет строго запрещено ездить на нем по проезжей части. Спокойно можно кататься в парке, по тротуарной дорожке, на стадионе, во дворах.

Рис. 3. Безопасная езда на велосипеде.

Если нужно пересечь дорогу, то нужно слезть с велосипеда, взять его за руль и, как и все пешеходы, перейти дорогу в положенном месте.

Ни в коем случае нельзя кататься на велосипеде следующим образом:

  • не держаться руками за руль;
  • катать кого-то на раме;
  • везти тяжелую поклажу на багажнике.

Только при соблюдении всех правил безопасности можно избежать несчастных случаев на дороге. Взаимное уважение водителя и пешехода способно снизить риск дорожно-транспортных происшествий.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Рассветовская средняя общеобразовательная школа»

Проект урока окружающего мира

в 3 классе

с использованием современных

образовательных технологий

Тема: «Чтобы путь был счастливым»

УМК «Школа России»

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.

Работу выполнила:

Никанорова Екатерина Николаевна ,

учитель начальных классов

стаж работы – 8 лет, образование высшее

2014-2015 учебный год

ТЕМА УРОКА: «ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ»

Цели:

Образовательные:

    научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

    формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах;

    формировать представления учащихся о разнообразии видов общественного транспорта, о правилах пользования общественным транспортом;

    учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.

Развивающие:

    развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;

    развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;

    развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя;

    совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;

    развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции;

    развивать наблюдательность, умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии;

    развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку осознать свою значимость в достижении общей цели.

Воспитательные:

    воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание, любознательность и пытливость в процессе учения;

    воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.

Структура урока (45 мин.):

    Организационный момент. Эмоциональный настрой. – 1 мин.

    Сообщение темы и целей урока. – 4 мин.

    Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. – 4 мин.

    Изучение новой темы. – 30 мин.

    Закрепление полученных знаний. – 3 мин.

    Подведение итогов урока. – 2 мин.

    Сообщение домашнего задания. – 1 мин.

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ .

Учитель: Ребята, сегодня наш урок – урок изучения нового материала, а узнавать новое – это всегда очень трудно. Поэтому я желаю вам успехов на уроке.

Учитель: Прочитайте девиз, под которым будет проходить наша работа.

СЛАЙД 1. Дети читают сначала про себя, а потом все вместе девиз:«Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе».

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Учитель: Послушайте стихотворение и объясните. Почему оно называется «Скверная история».

Движеньем полон город –

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Но кто при красном свете

Шагает напрямик?

А это мальчик Петя –

Хвастун и озорник.

Волнуются шофёры,

Во все гудки гудят,

Колёса и моторы

Остановить хотят.

Свернул водитель круто,

Вспотел как никогда:

Ещё одна минута –

Случилась бы беда.

Учитель: - Какая беда могла случиться?

Дети: Петя мог попасть под машину.

Учитель: Чего Петя не знал?

Дети: Правил ДД .

Учитель: Как поступил мальчик Петя?

Дети: Безответственно, плохо.

Учитель: О чём говорится в стихотворении?

Дети: варианты ответов детей.

Учитель: Почему стихотворение называется «Скверная история»?

Дети: варианты ответов детей.

Учитель: Что такое правила дорожного движения, и для чего они нужны?

СЛАЙД 2. Ответы детей.

СЛАЙД 3. Учитель: О правилах дорожного движения вы говорили в 1 и во 2 классе, и сегодня мы продолжим разговор о них.

Учитель: Как вы уже догадались, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Дети: Правила дорожного движения.

Учитель: Правильно, тема урока посвящена правилам дорожного движения и называется «Чтобы путь был счастливым».

СЛАЙД 4. Учитель: Сегодня будем изучать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомимся с некоторыми дорожными знаками.

3. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Учитель: А сейчас давайте посмотрим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения? Найдите утверждения, в которых допущены ошибки:

СЛАЙД 5: Дети читают утверждения и исправляют ошибки объясняя (ответы по поднятой руке).

Ходить разрешается по проезжей части.

Переходить только на желтый сигнал светофора.

Можно кататься там, где ездят автомобили.

Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.

Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения.

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Вводная беседа (сообщение).

Учитель: Вам интересно узнать о мире на улицах и дорогах?

Дети: Да.

Учитель : Я желаю вам быть внимательными, старательными и послушать сообщение о мире на улицах и дорогах.

Текст сообщения наизусть читает заранее подготовленный ученик.

СЛАЙД 6.

Ученик: Сообщение по теме: «Мир на улицах и дорогах».

По дорогам и улицам днём и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства.

Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мчатся мотоциклы, катят велосипедисты. С каждым годом транспортных средств становится все больше. Повышается интенсивность движения. Сейчас на улицах городов и сёл появились новые более быстроходные российские автомобили и иномарки.

Растут наши города и посёлки, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится всё сложнее, особенно велико движение в часы «пик»: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учёбы. В эти часы пешеходы и водители особенно внимательны и осторожны.

Для удобства и безопасности движения машин и пешеходов в городах, посёлках и на главных дорогах устанавливают светящиеся или светоотражающие дорожные знаки и указатели.

Одно из основных условий безопасности движения: должны знать и чётко выполнять правила дорожного движения – закона улиц и дорог.

Правила дорожного движения знают водители всех видов транспорта. Их также обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.

Учитель : Какой вывод из сообщения можно сделать?

Дети: Правила дорожного движения обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.

Введение сказочного героя.

Учитель: Ребята, к нам пожаловал сегодня гость. Кто же это, узнайте? (На доске п оявляется рисунок Незнайки).

Дети: Незнайка!

Учитель: Попав в большой и шумный город,

Он потерялся и пропал…

Не зная знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Кругом машины и трамваи,

То вдруг автобус на пути…

Признаться честно – и не знал он,

Где ему дорогу перейти.

Учитель: Ребята, поможем Незнайке изучить правила дорожного движения?

Дети: Да!

Учитель: Незнайка попал к нам из сказки. Но ведь транспорт тоже бывает сказочный. Давайте поиграем в игру «Виды транспорта». Я буду задавать вопросы, а вы по поднятой руке отвечать на них.

Вопросы учителя:

1) На чём Емеля ехал к царю во дворец? (на печке).

2) Любимый вид транспорта кота Леопольда?(двухколёсный велосипед).

3) Чем смазывал свой моторчик Карлсон, живущий на крыше? (вареньем).

4) Какой подарок сделали родители Дяди Фёдора почтальону Печкину? (велосипед).

5) Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (в карету).

6) На чём летал Старик–Хоттабыч? (на ковре-самолёте).

7) Личный транспорт Бабы-Яги? (ступа).

8) На чём катался Кай из сказки «Снежная королева»? (на санках).

9) Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд, а за ним комарики… (на воздушном шарике).

Учитель: Ребята, а давайте предложим Незнайке остаться у нас на уроке и узнать много нового и интересного.

Дети оставляют Незнайку у себя на уроке.

Новый материал.

Учитель: Многие люди погибают на дорогах. Мы живем в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили. Все вокруг торопятся, спешат. Одна секунда – это много или мало? Для пешехода одна секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителей секунда – вещь серьезная. Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу, не понимая, что водитель не успеет вовремя остановить машину. Автомобиль движется даже тогда, когда нажаты тормоза.

Учитель: Как называется человек, совершающий движение по улице?

Дети: Пешеход . СЛАЙД 7.

Учитель: Как называется часть дороги, предназначенная для движения пешеходов?

Дети: тротуар. СЛАЙД 8.

Учитель: Где, в каком месте можно переходить проезжую часть дороги?

Дети: Проезжую часть дороги можно переходить только по пешеходному переходу.

Учитель: Все должны соблюдать это правило. А как же найти пешеходный переход? СЛАЙД 9.

Твердо знайте вы, ребята:

Где дорога полосата,

Там по ней идет народ,

Потому что – переход.

Учитель: Как называют дорожную разметку, где белые полосы на асфальте?

Дети: Зебра.

Учитель: СЛАЙД 10. «Зебра» обозначает место пешеходного перехода.

Учитель: Также дорогу переходят по знаку светофора и по подземному переходу. СЛАЙД 11.

Учитель: Эти случаи применимы в городе. А как вы будете переходить дорогу у нас, в деревне?

Дети: Просто нужно посмотреть налево, а затем направо и только потом переходить дорогу.

Учитель: СЛАЙД 12. Это основное правило. Идти нужно быстро, но бежать нельзя. Ведь можно споткнуться и упасть прямо на проезжей части. Идти нужно спокойно.

Учитель: А почему нужно сначала посмотреть налево, а потом направо?

Дети: В нашей стране - правостороннее движение.

Учитель: А теперь внимание на экран. СЛАЙД 13. Давайте рассмотрим картинку и попробуем ответить, ребенок под каким номером не соблюдает правила и почему?

Дети: Дети выбирают и объясняют свой выбор. (1, 2, 4, 7)

Физкультминутка. СЛАЙД 14.

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Учитель: А кто знает, как нужно идти по загородной дороге?

Дети: По загородной дороге нужно идти по обочине навстречу двигающемуся транспорту. СЛАЙД 15.

Учитель: Где можно кататься на велосипеде?

Дети: Ответы детей. СЛАЙД 16.

Учитель: СЛАЙД 17. Прочитайте стихотворение и запомните его.

Один ученик читает вслух.

Есть у меня велосипед,

Но нет четырнадцати лет.

Пока катаюсь во дворе,

Где безопасно детворе.

И даже в дом соседний к деду

Я через улицу не еду.

А на зелёный свет иду,

Велосипед за руль веду.

Учитель: СЛАЙД 18. Запомните, для велосипедиста существуют специальные правила:

    Ездить на велосипеде можно с 14-летнего возраста.

    Кататься можно во дворах, парках, стадионах.

    Запрещается ездить, держась за руль одной рукой или «без рук».

    Запрещается катать на раме или багажнике людей.

Учитель: Послушайте внимательно загадку. СЛАЙД 19.

Читает 1 ребёнок:

Есть у нас дружок хороший

С великаном добрым схожий!

Знай: три глаза у него-

Не боятся никого.

Утром, днём, в ночную тьму

Все горят по одному.

И у каждого - свой цвет,

Чтоб в пути нам дать совет.

Дети: Светофор.

Учитель: А знаете ли вы, когда и где появился первый светофор?

Дети: Нет.

Учитель: СЛАЙД 20. Появился первый светофор в 1868 г. в Лондоне. Знаете ли вы, что означает слово «светофор». Слово «светофор» происходит от двух слов: русского «свет» и греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». Значит, светофор – это носитель света (несущий свет).

Учитель: Он несет свет трех цветов. Каких цветов?

Дети: Красный, желтый, зеленый.

Учитель: Что означают эти сигналы?

Дети: Стойте, внимание, идите.

Учитель: Прочитайте стихотворение про цвета светофора. СЛАЙД 21.

Дети: Дети сначала читают про себя, а потом все вместе.

Вот зажегся красный свет –

Всем известно – хода нет.

С вами так условимся:

Желтый – приготовимся,

А зеленый говорит:

Путь открыт! Совсем открыт!»

Учитель: Знаете ли вы, что эти цвета светофора выбрали не случайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет.

Красный цвет – тревожный. Увидев ярко-красную машину, люди останавливаются, расступаются. Что это за машины? (аварийная машина, пожарная)

Желтый цвет – предупредительный. Он словно говорит: «Будь внимательным!» машины, которые работают прямо на дорогах, - желтого цвета. Что это за машины? (краны, бульдозеры, катки). Водители издалека видят желтый цвет и сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И ты не спеши переходить дорогу. Подожди. СЛАЙД 22.

Зеленый цвет – спокойный, приятный, это цвет травы, листьев. Путь свободен для пешехода.

Учитель: Ребята, давайте подведём итог. Что же такое светофор?

Дети: Светофор – это устройство, которое своими световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов.

Учитель : Люди делят светофоры на два вида: транспортные и переходные. СЛАЙД 23.

Учитель: А вы действительно умеете правильно переходить дорогу?

Сейчас проверю! Представьте, что я – Светофор, а вы должны быть внимательны:

    если загорится красный, сиди тихо – путь опасный;

    жёлтый если загорится, надо хлопать, не лениться;

    свет зелёный говорит: «Можно топать – путь открыт!».

Итак, кому не понятно задание? Тогда начинаем!

Игра “Будь внимателен!” Учитель показывает поочерёдно круги 3 разных цветов, дети выполняют движения в соответствии с заданием.

Учитель: Очень ошибаются те ребята, которые думают примерно так: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает шофер».

Дело в том, что и от пассажиров зависит безопасность на дорогах. Есть особые правила пользования общественным транспортом, которые мы должны выполнять, будучи пассажирами. В Правилах дорожного движения для них специально выделен раздел – «Обязанности пассажиров».

Все мы: и взрослые, и дети, являемся и пешеходами, и пассажирами.

Прочитайте внимательно правила для пассажиров: СЛАЙД 24.

Дети читают правила по цепочке.

1. При поездке на транспорте, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими;

2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта;

4. Нельзя открывать двери машины во время движения;

6. Нельзя прислоняться к дверям.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

Учитель: Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы запомнили правила дорожного движения. Я предлагаю вам тест. Если вы правильно ответите на все вопросы, то отгадаете слово. СЛАЙД 25.

Дети отвечают по поднятой руке.

Вопросы теста:

1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?

З) правой.

2. Если человек находится внутри транспорта, путешествует он …

Н) пассажир;

М) водитель.

3. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется …

А) тротуар;

4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:

Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека;

Д) красный треугольник с изображением человека.

5. Переходя улицу, надо сначала посмотреть …

А) направо;

О) налево.

6. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?

Г) с 10 лет;

К) с 14 лет.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Учитель: Молодцы, теперь я вижу, что вы настоящие ЗНАТОКИ правил дорожного движения.

Ребята, сегодня вы получили новые знания о правилах дорожного движения. Я надеюсь, что они будут вам помогать в жизни. Помните о них всегда.

Я надеюсь, что Незнайке очень помогут все знания, которые он получил сегодня у нас на уроке. И он больше никогда не попадёт в такую неприятную ситуацию, как в начале урока.

Ещё раз вспомним, для чего надо знать правила дорожного движения, прочитав стихотворение. СЛАЙД 26.

1 ученик читает вслух стихотворение:

Детям знать положено

Правила дорожные!

Ты, дружок, доверься им:

Будешь цел и невредим.

7. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Ответить на вопросы (стр. 12);

Выполнить задание на стр. 13 №1.