Более 20 лет прошло со дня введения в действие приказа МЧС России «Об организации водолазного дела в МЧС России». За это время созданы водолазные службы и поисково-спасательные формирования (ПСФ) в которых несут постоянное дежурство более полутора тысяч водолазов. С каждым годом растет объем водолазных работ, требующих применения сложных технологий: поиск и подъем затонувших объектов; оказание помощи судам, терпящим бедствие; обследование подводных потенциально-опасных объектов и гидротехнических сооружений; устранение аварий; очистка дна акваторий в местах массового отдыха граждан.

С самых первых дней существования водолазной службы МЧС России является надежным партнером, разработчиком, производителем и одним из основных поставщиков водолазного снаряжения и подводного оборудования.

Специалистами АО «Тетис Про» совместно с сотрудниками МЧС России разработана и поставлена серия изделий специально предназначенных для спасателей-водолазов.

Для решения задач ПСФ МЧС России необходимо использовать практически полный спектр и оборудования. Поисково-спасательным формированиям на постоянной основе поставляется индивидуальное водолазное снаряжение – как автономное легководолазное, так и шланговое, подводная телевизионная техника, все виды подводного инструмента, средства обеспечения водолазных спусков, средства поиска и обследования подводных объектов.

В ПСФ МЧС успешно эксплуатируются , разработанные АО «Тетис Про» специально для МЧС России. Комплектация и запас воздуха позволяет начать подводные работы немедленно по прибытии к месту работ.

Начиная с 2002 года и до сегодняшнего дня приоритетным направлением во взаимодействии АО «Тетис Про» и МЧС России является производство - (МВК), предназначенных для обеспечения водолазных спусков и работ; проведения декомпрессии, лечебной рекомпрессии, учебно-тренировочных спусков.

МВК работают практически во всех регионах России, обеспечивая скорость и удобство доставки водолазов и оборудования к месту проведения водолазных спусков и работ, а также безопасность спусков.

В отряде Центроспас МЧС России, Дальневосточном и в Южном РПСО введены в строй и успешно эксплуатируются уникальные , обеспечивая высокий уровень готовности и физиологической натренированности личного состава.

Еще одним из уникальных решений, также специально разработанных для ПСФ МЧС России, стал Многофункциональный пожарно-спасательный катер КС-170. В составе катера предусмотрен комплект оборудования для решения широкого спектра задач, в т.ч. проведение комплекса аварийно-спасательных работ и локализации разливов нефти и нефтепродуктов.

Комплект включает в себя поисково-обследовательский комплекс и средства обеспечения водолазных спусков, стационарно установленные на катере и 6 однотипных мобильных контейнерных модулей, устанавливаемых на катере в зависимости от решаемой задачи:

Модуль пожарно-технического вооружения;

Модуль аварийно-спасательных работ;

Модуль ликвидации последствий разлива нефти и нефтепродуктов;

Медицинский модуль интенсивной терапии;

Модуль водолазного комплекса;

Модуль штабной.

Самым современным средством для подводных работ являются (ТПА), которые служат для обеспечения безопасности водолазных спусков, проведения безводолазных обследовательских и подводно-технических работ на больших глубинах, поиска и обследования объектов на дне. Для обеспечения эффективного подводного поиска ТПА оснащаются и

«Пойдем в прорубь, погреемся»

Будни этих людей — чрезвычайная ситуация. Они первыми оказываются на месте аварий, терактов, пожаров, выбросов химически опасных и радиоактивных веществ, там, где прошел ураган, лавина, сильный паводок, где бушует эпидемия. Когда все бегут от беды — они лезут в самое пекло. Что для обывателя — подвиг, для них — штатная поисково-спасательная операция.

Спецкор «МК» встретилась со спасателем поисково-спасательного отряда Северо-Западного регионального центра Алексеем Дурасом, который по итогам 2014 года был признан лучшим водолазом МЧС России.

Фото из личного архива

Коренной петербуржец, 28 лет, по сути — еще мальчишка. Лицо сосредоточенное, взгляд такой, что броню прожжет, в осанке — готовность в любой момент прыгнуть вперед. Служил во 2-й отдельной бригаде специального назначения ГРУ в Псковской области.

— После армии пошел работать в службу поискового аварийно-спасательного обеспечения, что действовала при аэропорте «Пулково». Год проработал в пожарном подразделении, потом попал в парашютно-десантную группу. У нас была задача первыми прибыть на место, где воздушное судно пропало с радаров. В нужную точку спускались с вертолета на тросе или прыгали с парашютом.

В подразделении работали универсальные специалисты. При необходимости в водолазном снаряжении спасатели погружались под воду.

Алексей Дурас водолазную подготовку проходил в морской школе.

— Сначала погружались в бассейн со стареньким, проверенным временем воздушно-дыхательным аппаратом АВМ-5. Потом уже в резиновых костюмах со вшитой трехпалой перчаткой ходили в технический бассейн, шестиметровую железную коробку, напичканную всевозможными техническими устройствами.

— Как попали на работу в МЧС?

— По рекомендации двух друзей — Андрея Мещерякова и Виталия Иванова. Это было в 2008 году. Если честно, думал, что меня не возьмут. Пришел, меня встретил замначальника отряда Константин Григорьевич Литовчик. Положил перед ним на стол десантную книжку, парашютно-десантную книжку, книжку водолаза, водительские права. Он посмотрел документы и выдал: «Как десантник вы меня не устраиваете. Пойдете в водолазы». А мне самому хотелось попасть именно в водолазный отряд.

Водолазная служба тогда базировалась на Васильевском острове, в месте впадения Невы в Финский залив, где с петровских времен сохранился караульный павильон со шпилем.

— Вспомни свое первое задание в составе водолазного расчета.

— Это были поиски утонувшего рыбака на озере в окрестностях Питера. Пришел вызов, погрузились в машину-«буханку», поехали. На месте опросили свидетелей, произвели разведку, оценили водоем, наметили технологическую схему работ. Озеро разбили на квадраты. Видимость — нулевая, там сплошной торфяник, руку у маски видишь, и только. Каждый обследовал свой сегмент.

Работают спасатели всегда парой. Один водолаз ныряет привязанный к тросу, на сленге спасателей — включенный в сигнальный конец, второй его страхует, находясь на суше. Связь с рабочим водолазом осуществляется с помощью сигнального конца. Это страхующая ярко-оранжевая веревка, взятая удавкой вокруг пояса, которая проходит над грудным грузом водолаза. Шутя водолазы ее называют пуповиной. С помощью этого сигнального конца и «переговариваются». «Азбука Морзе» спасателей — это рывки и частые подергивания.

— Дернет напарник трос один раз — значит, он на грунте, чувствует себя хорошо. Два рывка — ответ на запрос с поверхности о количестве воздуха: пока все в порядке. Частое подергивание три раза означает: не могу выйти без помощи второго водолаза. Можно, например, запутаться в сетях, зацепиться за корягу, или за тобой захлопнулась дверь или переборка.

— Как при нулевой видимости можно найти утонувшего человека?

— На ощупь. Идешь как звездочка, раскинув руки и ноги в разные стороны, чтобы охватить как можно больше площади. Тело человека плотное, иной раз его можно спутать с корягой. Но чаще, взяв в руку коленку, пятку, запястье, ты уже понимаешь, что это человеческое тело.

— Не бывает страшно?

— Стараюсь абстрагироваться от эмоций. Когда тело находишь, идет выброс адреналина: нашел, поставленная задача выполнена, все. Была пара моментов, когда в пруду светил фонарем — и утонувший человек внезапно появлялся перед глазами. Луч фонаря выхватывал гримасу смерти. Но и в этом случае мысль одна: о, нашел. Взял под мышку и начал всплывать.

Поле деятельности у водолазного расчета Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС обширное: Нева с притоками и каналами, Ладожское озеро, Онега, Балтика.


Алексей Дурас признан лучшим водолазом МЧС России.

Алексей Дурас вспоминает, как поднимали со дна Невы буксир:

— Это была одна из самых сложных в техническом плане операций. Буксир расчищал Неву ото льда. Капитан не справился с течением, судно занесло на волнорез Дворцового моста, оно перевернулось и ушло на грунт. У буксира водоизмещение 30 тонн. Чтобы поднять судно, из порта доставили специальный плавучий кран. Сначала работали коммерческие организации, но сделать ничего не смогли. Сложность заключалась в положении баркаса. Судно уткнулось носом в грунт. Мы в это время сидели в «КамАЗе», готовые в любой момент подключиться к работе. Поступила команда. Олег Медведев поставил условие: ни одного должностного лица на плавучем кране быть не должно. Известно ведь, что при аврале возникает суета, один кричит одно, второй дает совершенно противоположную команду. Медведев, учитывая ледоходность судна и толщину носовой брони, рассчитал, какой должен быть диаметр троса, чтобы он не порвался и в то же время не разрезал корпус.

Заводить стропы в ледяную Неву отправился Алексей Дурас.

— Видимость ограниченная, глубина 15 метров. Буксир стоял на фарватере, подводное течение — около 2,5 метра в секунду. У судна вся корабельная оснастка наружу. В клюзы, отверстия в носу буксира для якорных канатов, завел сначала под днищем тонкий трос, вытянул его наверх, потом уже протягивали основной трос. Подняли судно, оттащили к берегу, откачали помпами воду. Нашли тела капитана и механика, которые, как мы и предполагали, оказались заперты в рубке.

Работа водолаза всепогодная. Когда приходится погружаться в трескучий мороз, спасатели шутят: пойдем в прорубь, погреемся. Даже когда на улице минус 25, под водой +2…+3. Легочный аппарат и редуктор при этом приходится обливать кипятком — чтобы не примерзали клапаны.

— Пять лет назад, 13 декабря, на Октябрьской набережной в Неву упал внедорожник. Машина снесла два участка ограждения в виде гранитных столбов и чугунной ограды и упала в реку. Мороз был как раз под -20, но лед на Неве еще не встал. Выехали на катерах, машину довольно далеко утащило течением от берега. Я шел первым, нашел джип, уперся в него. Напарник Антон Гадюк застропил внедорожник за ось. Тело водителя, чтобы оно не потерялось во время подъема, мы привязали к рулю. Работы осложнялись тем, что я почти «ослеп», шток подачи воздуха в маску промерзал, включалась постоянная подача воздуха, маска обледенела.

— А водителю можно было в такой ситуации спастись?

— Если человек сталкивается с каким-то препятствием на скорости 120 километров в час, он уже не жилец. Если вы свалитесь на машине в открытую воду, стоит помнить: как только вода заполнит салон по окна, двери вам уже не открыть. Давление воды снаружи будет выше, чем внутри. Тут вариант один — бить стекла чем угодно. Но стекло выбить очень сложно, у нас, например, есть специальные пробойники. Если удалось пробить в стекле хотя бы небольшую дыру, вылезти через которую невозможно, не отчаивайтесь, хладнокровно дождитесь, пока машина наполнится водой, смело открывайте дверь и выныривайте. Давление внутри и снаружи уже будет равным. Второй вариант: когда у машины закрыты все окна, она тонет вертикально, первым уходит под воду капот с мотором, корма всегда поднята. Упритесь во что-нибудь и попытайтесь выдавить ногами заднее стекло.

Рыбаки на льду зимой более-менее готовы к таким ситуациям, они, например, не закрывают двери и окна машин. Автомобиль, когда проваливается, может упереться дверьми за края полыньи, и у водителя есть время, чтобы выбраться. А у спасателя ведь есть только четыре минуты, чтобы достать человека и откачать.

— В Неве хорошая видимость?

— На три метра все прекрасно видно. Темнота наступает на глубине более 10-12 метров. Нева — очень чистая и глубокая река. По объему переносимой воды она занимает первое место в Европе. Но Нева в себе таит немало загадок, например, в ней есть места с обратным течением.

— О необычных находках можете вспомнить?

— Однажды, когда искали утонувшего оператора «Вестей», на дне Невы обнаружили машину, сняли с нее номера, — выяснилось, что она два года числится в угоне. Было дело, водолазы случайно наткнулись на танк.

Самое напряженное время у водолазов, по признанию Алексея Дураса, это межсезонье, когда лед еще не встал или уже успел подтаять. Но был в жизни спасателя один летний сезон, который стал настоящим испытанием.

10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в считанные минуты затонул теплоход «Булгария». Под водой остались 122 человека.

— Я тогда был дома. По телефону пришло оповещение: готовность №1, это означало, что в течение полутора часов все должны собраться на базе. Прибыли, собрали водолазное снаряжение, получили пайки. Улетали из «Пулково» в Казань обычным гражданским бортом.

Затонувшая «Булгария» была обозначена двумя ориентирами. Из воды вертикально торчала корма спасательной шлюпки, которая другим концом была прикреплена тальблоком к верхней палубе затонувшего теплохода. Рядом на волнах бился маленький спасательный круг, который был привязан к борту «Булгарии» и оставался на месте. Потом водолазы его срезали и забрали с собой на базу, в Питер.

Прибывшие ранее спасатели Центроспаса от места спуска с рабочей баржи до объекта проложили специальные канаты — ходовые концы. По ним водолазы и проникали в корпус затонувшего теплохода.

Алексей Дурас сразу начал работать в тяжелом водолазном снаряжении, плотном гидрокостюме.

— Нам определили самые дальние отсеки. Я шел впереди, за мной шел напарник в легком водолазном снаряжении. В первом заходе со мной был Андрей Захаров, классный специалист. В тесных трюмах чувствуешь себя комфортно, зная, что спина надежно прикрыта. Я заходил в отсек, Андрей страховал дверь. Все схемы теплохода, которые у нас были, оказались неверными. Там прошла перепланировка. Перемещаясь по отсекам, мы на ходу составляли план спасательных работ.

Напарники менялись, Алексей в тяжелом снаряжении, рискуя жизнью, продолжал лавировать в узких захламленных коридорах и отсеках, перебирая руками простыни, матрасы, отслоившиеся куски обшивки. Тела утонувших пассажиров искал на ощупь, в полнейшей тьме.

— Заходил в каюту, ощупывал плавающие вещи, людей нет, все, шел дальше. В одном из помещений нашел сразу семерых. По одному стал передавать их вниз, Андрюхе. Он переносил их дальше до выхода. Там находился уже третий водолаз.

— Дети среди них были?

— Двое ребятишек. Когда передавал первого из них, сообщил по связи: «Найден ребенок». Наш старший, Олег Медведев, говорит: «Алексей, держись, ты же знал, к чему тебя готовят…» Я в ответ: «Медведь, я о том, что он маленький, не потеряйте его». Мог ведь выскользнуть при транспортировке.

В нижних отсеках, где нет иллюминаторов, водолазная станция, в составе которой работал Алексей, подняла 16 тел погибших. Он сам провел под водой в общей сложности 6 часов 22 минуты.

— Потом в знак благодарности правительство Татарстана накрыло для нас столы. Это было траурное мероприятие. Кто-то из ребят заметил, что из тех, кого мы подняли на палубу, не было ни одного взрослого мужика, одни женщины, старики и дети. Корабль лег на бок, двери оказались на потолке. Вода хлынула под мощным давлением. Самые слабые выбраться не смогли.

За поисковые работы на затонувшей «Булгарии» Алексей Дурас был награжден медалью «За отвагу». А по итогам 2014 года был признан лучшим водолазом МЧС России.

За работу на глубине спасатели расплачиваются декомпрессионной болезнью — кессонкой, что может привести к некрозу, хрупкости костей. Но жизни без погружений они уже не представляют. Вода для них — это другой, параллельный мир, где как нигде чувствуешь себя свободным. А лучший саундтрек — плеск воды.

Стоимость срочных подводно-технических работ — 5000 рублей в час.

Услуги, оказываемые по договору: выезд водолаза со специализированным оборудованием, проведение подводных работ или обследования.

Указана минимальная цена работы одного водолаза. Дополнительные услуги оплачиваются отдельно согласно утвержденным тарифам.

Срочные подводно-технические работы

Водолазы ЦЭПЧС профессионально выполняют подводно-технические работы и спуски. Для того, чтобы провести такое обследование, используется снаряжение, которое позволяет дышать под водой и защищает тело от прямого контакта с водой. Достигая глубины в 50-60 м., подводники используют сжатый воздух и могут без посторонней помощи подняться на поверхность. На большой глубине работы проводятся с использованием искусственных газовых смесей, а при подъёме работник пользуются водолазными «колоколами», а также декомпрессионной камерой, которая находится на борту корабля водолазной организации.

Особенности работы водолазной службы

Из-за ошибок при подъёме с больших глубин может возникнуть кессонная болезнь, либо инвалидность. В отдельных случаях возможен даже летальный исход. При проведении работ подводники действуют в составе небольшой группы или по отдельности. Общение между ними происходит по специальным техническим средствам, либо при помощи жестов. На поверхности их работа контролируется соответствующими специалистами. На большой глубине водолазам приходится испытывать большое давление воды, а из-за низкой температуры долгое нахождение на глубине является проблематичным, поэтому действия водолаза должны быть чёткими и быстрыми. Однако это не слишком просто, если вода мутная. К тому же следует принимать во внимание условия недостаточной освещённости при спуске на несколько десятков метров.

Виды подводно-технических работ

Эта профессия подразумевает три типа специализаций:

  • подводники-строители, выполняющие задачи промышленного характера. Они помогают поднять затонувшие суда, занимаются ремонтом пробоин, прокладывают кабели и т. п.
  • люди, которые проводят научно-исследовательские работы.
  • спасатели, которые также могут оказать первую доврачебную помощь.

Со сваркой и резкой металла работают представители двух первых групп. В особых случаях они занимаются взрывными работами. Военных следует разделить на две подгруппы. В первую входят специалисты, которые занимаются аварийно-спасательными и подводно-техническими работами. Во вторую – подводные пловцы, которые выполняют боевые задачи. Водолазы могут работать в порту, на спасательной станции, в научной или строительной организации. Также эта специальность встречается в армии. Часто опытные водолазы оказывают частные услуги по выполнению разнообразных работ под водой.

Если вам требуется профессиональная помощь квалифицированных водолазов, то долго искать не придётся. Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях предлагает широкий спектр услуг, связанных с погружением специалистов на глубину и последующим выполнением поставленных перед ними задач. Наши сотрудники – специалисты высокого уровня, которые обладают необходимым опытом, знаниями и навыками. ЦЭПЧС обеспечивает своих людей самым современным и технически безупречным оборудованием, которое может им понадобиться при выполнении задачи. Благодаря этому все подводные миссии выполняются максимально эффективно, точно и безопасно.

На Московском международном фестивале "Золотой Дельфин" состоялся "круглый стол" на тему "Безопасность в техническом дайвинге". Организовано это мероприятие было журналом "Нептун XXI век" при поддержке Межведомственной комиссии по водолазному делу при Морской коллегии при Правительстве РФ.

В конференц-зале Московского международного дайверского фестиваля "Золотой Дельфин" собрались технические дайверы и профессионалы из МЧС, опытные инструкторы различных систем обучения и коммерческие водолазы, водолазные врачи и их потенциальные пациенты - все те, кто регулярно рискует своей жизнью, уходя под воду. И неважно, что одни это делают ради заработка, а другие для "фана" и "драйва", все готовы были задавать друг другу достаточно острые вопросы и были готовы отвечать на них. Трагические события на Голубом озере в январе 2012 года, не оставившие равнодушными как дайверов, так и водолазов-профессионалов, четко обозначили тему диалога. Много вопросов было у участников и к Мартину Робсону, и к одному из старейших водолазных врачей России Геннадию Михайловичу Соколову, посвятившему более 50 лет своей жизни лечению "кессонной болезни"… "Рабочая схема взаимодействия государственных и негосударственных структур в области проведения любительских подводных спусков в современной России практически отсутствует, поэтому давно назрел здоровый и конструктивный диалог всех заинтересованных сторон!" - такими словами открыла дискуссию ведущая "круглого стола" Ирина Кочергина, главный редактор журнала "Нептун XXI век".

Геннадий Михайлович Соколов, ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН

Все, кто занимается дайвингом и водолазным делом, знают, что наше занятие связано с повышенным риском для здоровья и жизни, поэтому спусками под воду занимаются фанаты своего дела. Эти люди идут на разумный риск и стараются, чтобы все их спуски под воду были безопасными. Однако несчастные случаи неизбежны.

Что касается ЧС на Голубом озере 19 февраля 2011 года и лечения пострадавшего М. Робсона, хочу отметить, что к лечению пострадавшего британского дайвера я приступил спустя 30 часов. При этом, по французским правилам, критический срок оказания помощи при ДКБ - всего 6 часов без гарантий, что человек выживет и не останется навсегда инвалидом. Поэтому результаты декомпрессионной терапии в Сочинском барокомплексе превзошли все ожидания спецфизиолога. Это было лучшим лечением за всю мою практику, когда почти парализованный человек самостоятельно встал и пошел!

Ведь ДКБ - это для нас проблема чрезвычайной сложности во всех направлениях: как с точки зрения правильной диагностики заболевания, так и выбора правильного метода лечения. Ни одно заболевание не имеет столько симптомов, как декомпрессионная болезнь!

Проанализировав несчастный случай на Голубом озере, доктор Соколов предложил аудитории перечень срочных мер по обеспечению безопасности при глубоководных спусках, с точки зрения спецфизиолога.

1. При подготовке снаряжения к предстоящему спуску настройка подводного компьютера является чрезвычайно важным моментом, а график погружений должен учитывать все нюансы: от правильного чередования глубины спусков до учета температурных режимов при декомпрессии.

2. Техника должна соответствовать всем требованиям оказания помощи, поэтому в стране крайне необходим полный реестр барокамер вместе с адресами, всеми возможными способами скорейшей доставки туда пострадавших, лечения их, в том числе и с использованием кислородных барокамер.

3. Необходимо прописать регламент оказания помощи пострадавшим от ДКБ в нормативных документах, на данный момент этого нет.

4. Необходимо прописать перечень первоочередных мероприятий по оказанию помощи пострадавшим от ДКБ непосредственно на месте погружения.

Закончив свое выступление, Геннадий Михайлович пожелал всем безаварийных погружений: "Пусть у нас, водолазных врачей, будет как можно меньше работы по лечению заболеваний, и тогда все усилия мы бы направили на их профилактику!"

Евгений Глухов, главный водолазный специалист МЧС России

Уважаемые друзья, мы действительно рады, что МЧС России удалось провести эту сложную эвакуацию и обеспечить лечение. Когда туристы идут в горы, об этом принято оповещать спасателей. Так почему же эта система не работает у вас, в дайверском сообществе? Почему при организации подобных экспедиций заранее не написать официальное письмо в МЧС России, не предупредить заранее о том, что планируется, и обсудить возможные варианты обеспечения безопасности?

Для спасателей МЧС России совершенно неважно, о ком идет речь, какой он национальности, дайвер он или профессиональный водолаз. Он для нас - пострадавший человек, и ему будет оказана всяческая помощь.

Был задан вопрос о стоимости спасательной операции, готов сообщить. Перелет самолета Ил-76 МЧС России, с транспортабельной барокамерой на борту, по маршруту Москва- Адлер-Минводы-Адлер-Москва обошелся бюджету в 4,5 млн рублей. Работа стационарного барокомплекса Южного регионального поисково-спасательного отряда (г. Сочи) - порядка 200-250 тыс. руб.

Кроме того, Туапсинским филиалом отряда Центроспас в стационарный барокомплекс МЧС России автотранспортом были доставлены дополнительные баллоны с весьма дорогостоящим гелием для обеспечения лечения пострадавшего иностранного гражданина Мартина Робсона.

Не следует забывать, что МЧС России существует на средства налогоплательщиков, а это - наши с вами средства!

От всего сердца хочется поблагодарить всех непосредственных участников этой спасательной операции, особенно Геннадия Михайловича Соколова, старшего научного сотрудника ГНЦ РФ - ИМПБ РАН, специально прибывшего из Москвы для руководства проведением лечения; врача барокомплекса ЮРПСО МЧС России Илью Ивановича Гапонова. Вместе с Мартином Робсоном на протяжении всего лечения в барокамере находился фельдшер ЮРПСО МЧС России Денис Михайлович Морозов, который проводил все необходимые медицинские мероприятия для пострадавшего, обеспечивал санитарно-гигиенический уход; другу и переводчику Мартина Михаилу Широкову.

Обслуживание систем жизнеобеспечения барокомплекса осуществляли главный водолазный специалист отряда Игорь Константинович Гусаров и инженер Владимир Викторович Солопов.

Евгений Глухов рассказал о мерах, которые предпринимаются в системе МЧС России для строительства новой инфраструктуры, направленной на обеспечение безопасности водолазных спусков на территории всей страны. В качестве доказательства главный водолазный специалист МЧС России предъявил дайверской аудитории обновленный, впервые опубликованный в журнале "Нептун XXI век", полный список мобильных и стационарных барокомплексов с транспортабельными барокамерами МЧС России, с географией от Калининграда до Южно-Сахалинска.


Геннадий Соколов

Игорь Галайда

Вадим Семенцов

Марат Кударов

Мартин Робсон, технический инструктор, Великобритания

Главная цель моего присутствия здесь - это сказать несколько слов о безопасности при глубоководных погружениях, - сказал Мартин.

Но речь не обо мне конкретно; я - всего лишь показательный пример. Если каждый дайвер поймет, что с ним может случиться то же самое, и серьезно задумается о безопасности, то это и будет самым положительным эффектом от моего негативного опыта! Проблема декомпрессионных заболеваний у рекреационных дайверов обычно одна, но большая - нарушение графика всплытия и слишком быстрый подъем на поверхность. У технических дайверов этого практически не бывает, поскольку каждый шаг четко прописан в их графике. Однако множество маленьких и почти незаметных проблем могут накапливаться в процессе повторяющихся спусков вкупе с нарастающей глубиной.

Я не знаю точно, почему так случилось со мной. Никаких видимых проблем не было. Я нырял на Голубом озере каждый день и помногу. И воду +7 °С я для себя холодной не считаю, поскольку декомпрессия подо льдом за Полярным кругом при -1 °С была гораздо серьезней. И технически у меня все было нормально. И график декомпрессии я соблюдал. Возможно, комбинация малозаметных маленьких проблем и привела к тому статистическому моменту, когда наступил тот день, что пора "закессонить". Вероятно, это и было причиной.

Теперь из опыта выживания. Я считаю, что во время спуска все зависит от того, как ты настроил свою голову. Если уверен, что с тобой все будет хорошо, скорее всего, так оно и будет. Поскольку речь идет об исследовательских спусках, которые отличаются от обычных, любительских, глубиной погружения и временем экспозиции, то степень риска, которую мы принимаем на себя, значительно выше, чем при обычных погружениях. Если ты знаешь, что идешь туда, где до тебя никто не был, то все факторы будут направлены против тебя, и ты это понимаешь. К сожалению, в исследовательских спусках ты как бы "раздаешь карты" против самого себя. Например, производитель ребризера, с которым я погружался, изменил характеристики аппарата, специально увеличив глубину погружения до 200 метров, но на такой глубине его еще никто до меня не использовал. И эти ребята сказали мне: знаешь, вообще-то, он должен работать, но если вдруг не будет, то мы хотим, чтоб ты нам рассказал, что с ним не так…

Я надеюсь, что вскоре мне удастся собрать воедино все данные со всех приборов - с электроники ребризера и с дайв-компьютеров, и я составлю полный профиль своих погружений на Голубом озере. Это не будет секретом, все это я выложу на своем сайте. Пока же воспользуюсь моментом, чтобы передать мои письма благодарности тем людям, которые принимали участие в моем спасении. Пусть они написаны по-английски, но от самого сердца. Эти люди действовали как настоящие профессионалы, которые выполняли свой долг, долг профессии, которую они для себя выбрали, и сделали они это очень хорошо! Я благодарю спецфизиолога доктора Соколова за свое второе "рождение".

Михаил Широков (г. Одесса), технический дайвер, переводчик Мартина Робсона

В любой стране безопасная организация дайвов обеспечивается ресурсом связи с местными спасателями. Плохого всегда нужно ждать, надеясь, что это никогда не случится. Дайверы, которые приехали для экспедиционных погружений, не подчиняются межотраслевым правилам, поймите! Эти люди не предназначены к сиденью на диване перед телевизором. Если есть куда нырять и куда лезть, они будут нырять и лезть. Прогресс не остановить!

И в случившемся нет никакой вины организаторов, они просто ничего не могли сделать. Всего лишь был нужен человек, который бы позвонил спасателям и предупредил их о предстоящих глубоких спусках, чтобы на всякий случай были наготове, вот и все. Жаль, что этого не сделали заранее, а забегали только, когда все произошло. Но хорошо, что в МЧС нашлась пара человек, которые не побоялись взять на себя ответственность и позвонить нужным людям - вот и все.

А вообще, в Сочинском бароцентре МЧС работают очень красивые люди. Они не взяли ни копейки денег, они не ложились спать, они не ходили есть, и жены носили им еду. И они делали это не потому, что он известный человек, они точно так же лечат других пацанов, которые ныряют за рыбой и мидиями. Я горжусь знакомством с каждым из них! Низкий им поклон.


Евгения Болдовская

Михаил Широков

Мартин Робсон

Сергей Горпенюк

Сергей Черкашин, технический инструктор PSA, водолазный специалист

Первое. Является ли технический дайвинг потенциально опасным видом активности? Да! Как, впрочем, и обычный рекреационный дайвинг.

Второе. Можно ли с этим как-то бороться? Можно. Запретить дайвинг как таковой! Или жестко зарегламентировать его, как это сделано с профессиональной водолазной деятельностью. Некоторые буйные головы именно так и предлагают. В этом случае на любительских подводных погружениях можно будет поставить жирный крест! Во всяком случае, на легальных. Но "в тени" и "за бугром" это все равно будет продолжаться, причем на гораздо более низком уровне обучения и безопасности в целом.

Значит, надо воспринимать дайвинг таким, какой он есть. Полностью риск устранить невозможно, но можно и нужно его минимизировать. И здесь я вижу всего три направления:

1. Качество подготовки. Это прямая обязанность инструкторского состава и сертифицирующих ассоциаций. К сожалению, халтуры в процессе обучения дайверов да и самих инструкторов немало.

2. Ответственность самих дайверов. Большинство несчастных случаев происходит по вине пресловутого "человеческого фактора". Нет у нас культуры погружений, как нет культуры поведения на дороге, да и в других местах. А привитие культуры - процесс весьма длительный и кропотливый.

3. Инфраструктура оказания специализированной медицинской помощи. Она у нас просто отсутствует. Недавние события продемонстрировали это во всей красе. Слава Богу, все закончилось благополучно. Но ценой, не побоюсь этого слова, героических усилий одного уникального специалиста, коих на всей Руси можно пересчитать по пальцам одной руки! И не менее героических усилий множества структур и подразделений МЧС. Системы специализированной помощи Минздрава мы не увидели даже близко. Это беда! Резюме. Относитесь к качеству своей подготовки с максимальной серьезностью; подходите к планированию и осуществлению своих погружений с полной ответственностью; и в рамках этого планирования не полагайтесь слепо на наши медицинские структуры, "прокачивайте" в каждом конкретном проекте реально работающие варианты действий в случае ЧП.

И еще раз: ответственность! Это ключевое слово в нашем деле. И, в определенной степени, залог вашего здоровья, а то и жизни…

Евгения Болдовская, заместитель генерального директора по страхованию выезжающих за рубеж, страховая компания "T.I.T."

Организация работы любой страховой компании, как российской, так и зарубежной, строится следующим образом:

Страховая компания - это финансовый институт, который разрабатывает правила страхования и заключает договора с сервисными службами, которые непосредственно занимаются помощью пострадавшим. А при возникновении несчастного случая компенсирует возникшие у пострадавшего расходы.

Сервисные службы, как российские, так и зарубежные, заключают договоры с барокамерами, службами спасения, больницами и т.п. При возникновении несчастного случая застрахованный должен позвонить по телефону круглосуточной сервисной службы и назвать место своего пребывания и характер полученного заболевания. Сервисная служба сама организует доставку пострадавшего в медучреждение и оплачивает его лечение. Если застрахованному по медицинским показаниям противопоказана транспортировка и необходимо задержаться в месте прохождения лечения, то страховая компания оплатит проживание и замену билетов.

В массовых местах погружений были урегулированы сотни страховых случаев, в том числе со сложными эвакуациями спасательными службами.

Проблемы могут возникать в том случае, если дайвер выбирает для погружения места, с плохо развитой инфраструктурой. В этих случаях сервисная служба пользуется структурами МЧС и/или службой медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации на гарантийной основе (высылает письменное подтверждение оплаты услуг). Страховая компания настоятельно рекомендует своим клиентам при планировании погружений в удаленных от цивилизации местах заранее согласовывать свои маршруты со страховой компанией. Мы, в свою очередь, совместно с нашими сервисными службами прорабатываем схемы спасения наших застрахованных и объясняем им все возможные варианты с расчетом времени, расстояний и наличием специализированных медицинских учреждений в данных регионах, чтобы клиенты четко понимали степень риска и все возможности и сервисных служб, и служб спасения.

Если в силу обстоятельств застрахованный самостоятельно обратился за помощью в российское медицинское учреждение, то ему необходимо получить от врача документ, в котором четко прописан его диагноз и лечение, и обязательно стоимость оказанных услуг. А также любой документ, подтверждающий, что клиент произвел самостоятельную оплату услуг: чек, квитанция и т.п. Если в клинике отказываются выдать документ, подтверждающий расходы пострадавшего, необходимо связаться с сервисной службой, которая посредством своих представителей оплатит вместо него данное лечение, а в дальнейшем счета будут выставлены в страховую компанию. Например, подобный случай был в районе г. Балаклава (п-ов Крым). У застрахованного было подозрение на декомпрессионное заболевание, после звонка по указанному в страховом полисе компании "T.I.T." телефону сервисная служба незамедлительно связалась со своим представителем в данном регионе, и он организовал транспортировку и медицинское обследование пострадавшего в г. Севастополь в Академии им. П.С. Нахимова. Все счета за транспортировку и медицинское обслуживание были оплачены страховой компанией, клиент самостоятельно ничего не оплачивал.

На будущее хочу обратить внимание на главную ошибку клиентов: при наступлении страхового случая они или не сообщают, или не сразу сообщают о своем страховом случае в сервисную или страховую компании. Чем раньше мы узнаем о страховом случае, тем быстрее начинаем реагировать, и нам проще и быстрее самим собрать те документы, которые в итоге необходимы для выплаты компенсации.

Михаил Школьников, вице-президент Федерации подводного спорта России

Человек всегда пытался и будет пытаться заглянуть в неведомое и расширить границы своих возможностей. И на протяжении всей истории освоения подводного мира находились, и будут находиться, смелые люди, которые это делают. Их имена вошли в историю: Кусто, Майоль и многие другие.

Риск присутствует во всех сферах человеческой жизни, и несчастные случаи происходят и вне экстремальных увлечений: бытовые травмы, аварии на дорогах и т.д. Дайвинг - лишь одна из многочисленных граней человеческой деятельности, связанной с риском. Если происходит несчастный случай, из него надо извлекать уроки и расширять понятие "безопасность". Бесценный опыт, добытый порой ценой жизни, необходимо обобщать, ни в коей мере не осуждая действия участников, анализировать, делать выводы и широко распространять информацию, которая в дальнейшем поможет не повторить ошибок.

По моему мнению, для минимизации рисков при совершении экстремальных погружений требуется серьезное отношение к нескольким простым вещам:

1. Поддержание высокого уровня личной квалификации и физической формы.

2. Способность каждого критически оценить уровень собственной подготовки и готовности к тем или иным действиям в рамках распределения "ролей" среди участников проекта.

3. Пригодность и исправность подводного снаряжения и оборудования.

4. Анализ и прогнозирование всех предполагаемых сценариев развития событий.

5. Наличие и готовность инфраструктуры и служб, обеспечивающих безопасность (барокамеры, транспорт, специалисты), и финансовых механизмов (страхование рисков).

Запрещать такие попытки бессмысленно. Ограничения посредством законодательных "рычагов" приведут лишь к уходу подобных экспериментов в подполье, где люди будут продолжать свои опыты. Но уже точно без должного технического и материального обеспечения, что, в свою очередь, приведет только к увеличению количества несчастных случаев. Вспомним хотя бы пример аналогичной ситуации из советского прошлого, когда велись гонения на боевые искусства и культуризм.

Поиск виноватых в данном случае ничего не даст, поскольку закон не был нарушен. Де юро - преступления нет. Остальное, увы, дело совести. Будущее - только в информировании общественности и просвещении. Постановкой рекордов и экстремальными исследованиями занимаются взрослые люди, каждый из которых сам отвечает за собственные решения и поступки.

В.Н. Семенцов, главный внештатный специалист по водолазной медицине ФМБА России

Эпизод тяжелой формы кессонной болезни, случившийся с англичанином и технодайвером Мартином Робсоном во время декомпрессии в глубинах Голубого озера, и последовавшая затем, не побоюсь этого слова, масштабная спасательная операция МЧС и эвакуация Мартина авто- и авиатранспортом к ближайшей действующей барокамере в Сочи, самоотверженность и высочайшая квалификация доктора по водолазной медицине Геннадия Михайловича Соколова и всех спасателей привели к благоприятному исходу: Мартин "Геннадиевич" Робсон на своих ногах отбыл на родину.

Вместе с тем, у российских дайверов - участников конференции возникли вполне естественные вопросы - будет ли организованно нечто подобное по спасению российского дайвера, куда обращаться за медицинской помощью и кто несет ответственность за медицинское обеспечение любительских водолазных спусков.

На эти и многие заданные здесь вопросы по медицине я постараюсь ответить максимально подробно.

Несколько слов о себе - врач по водолазной медицине, профпатолог, оксигенобаротерапевт, оториноларинголог, кандидат медицинских наук; общественный инструктор подводного плавания СССР, водолаз, акванавт, инструктор CMAS***. Из перечисленного следует, что мне хорошо знакомы проблемы любительского дайвинга и профессиональных водолазных работ. В течение трех месяцев стажировался на базе Французской федерации обучения подводному плаванию (FFЕSSM) под Марселем.

Во Франции мало найдется дайверов, не имеющих лицензии на погружения. В эту лицензию входит и медицинская страховка, обозначающая гарантию своевременной эвакуации в ближайшее лечебное учреждение, специалисты которого окажут медицинскую помощь, в том числе и высококвалифицированную. На побережье Средиземного моря и Атлантики Франции задачу эвакуации успешно выполняют подразделения морских пожарных, аналог российских спасателей.

Такая система страхования рисков и оказания помощи носит название "Асистанс". При ней страхователь оперативно оплачивает эвакуацию, лечение и репатриацию (при необходимости) пострадавшего при страховом случае.

На мой вопрос, можно ли погружаться во Франции без лицензии, последовал ответ - да, можно, но в этом случае вся ответственность (в том числе и финансовая) лежит на самом дайвере.

По приезде с первым инструкторским сертификатом CMAS в Россию я рассказал президенту КПДР В.Г. Сташевскому о необходимости страхования дайверов, и мы вместе попытались внедрить подобную систему страхового лицензирования в России. Что из этого получилось - вы можете видеть… Оно и понятно - одно дело побережье Средиземного моря, а другое - необъятные и неисчислимые акватории России, с которых эвакуировать пострадавшего дайвера представляется довольно затруднительным.

Поэтому в России приживается другая система страхования любителей, основанная на компенсации финансовых средств, израсходованных дайвером на свою транспортировку к барокамере и лечение после предъявления подтверждающих расходы документов в страховую компанию.

На вопрос о том, кто несет ответственность за организацию медицинского обеспечения погружений дайверов, отвечаю: никто. И не будет нести до тех пор, пока не будет определен статус дайверов в нормативных документах, утвержденных государственными структурами: дайверы - это туристы, спортсмены, любители активного отдыха или кто-то еще?

В России есть две общественные организации - Конфедерация подводной деятельности РФ и Федерация подводного спорта России, которые призваны заниматься организацией всех сторон дайвинга, в том числе безопасности и медицинского обеспечения любительских погружений.

Есть Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации с агентствами "Росмолодежь " и "Ростуризм", которое могло бы создать нормативно-правовую базу любительского дайвинга и определить статус дайверов по инициативе этих общественных организаций.

Вы можете спросить: неужели в России некому заниматься организацией медицинского обеспечения погружений под воду? Ну, конечно же, есть: Минздравсоцразвития поручило ФМБА России организовывать медицинское обеспечение водолазных и кессонных работ, что оно успешно и давно делает. Так в том-то и дело, что работ, которые выполняют профессиональные работники: водолазы и кессонщики, статус которых прописан во множестве нормативных документов.

Из положения о Федеральном медикобиологическом агентстве

Пункт 5. Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: ...5.10.1. медицинская помощь, включая медико-санитарное обеспечение работников обслуживаемых организаций, в том числе при подготовке и выполнении космических полетов по пилотируемым программам, при проведении водолазных и кессонных работ (выделено авт.)... (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.06.2008 № 423).

7. Федеральное медико-биологическое агентство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (www.fmbaros.ru).

Обращаю ваше внимание на последний пункт - ФМБА России не вправе создавать нормативно-правовую документацию, в том числе и по организации медицинского обеспечения погружений любителей.

Отвечая на второй поставленный мне вопрос о медицинской помощи дайверам, отмечу, что согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", любой гражданин Российской Федерации имеет право на оказание ему медицинской помощи в любом медицинском учреждении России, в том числе и подведомственном ФМБА России.

Вопрос - на каком основании будет оказываться высококвалифицированная помощь дайверам в барокамере?

Ответ один - на коммерческой основе, т.е. платно. Тут-то и пригодится страховой полис, который гарантирует возмещение финансовых затрат. А они могут быть немалыми: в России стоимость одного часа, проведенного в барокамере при лечебной рекомпрессии, может составлять от 400 до 800 рублей, а таких часов может быть немало…

Дайверов-любителей насчитывается в России более 100000, а учреждений ФМБА России и организаций МЧС, оснащенных водолазными (медицинскими) барокамерами, - не больше двух десятков.

К ответу на первый вопрос об организации эвакуации пострадавшего дайвера могу добавить, что если бы подразделения МЧС КабардиноБалкарии заранее знали о предстоящих глубоководных погружениях Мартина Робсона в Голубом озере, то последствия были бы менее трагичными и затратными.

Таким образом, можно сделать следующие выводы - при планировании организации любительских погружений необходимо:

Уточнить местонахождение ближайшего к месту проведения подводных спусков медицинского учреждения с действующей водолазной барокамерой и заключить с ним договор;

Поставить в известность местное подразделение МЧС о намерении в проведении подводных спусков с их полной характеристикой;

Застраховать всех дайверов.

Кстати, профессиональным водолазам запрещено совершать глубоководные погружения при отсутствии врача по водолазной медицине и водолазной барокамеры у места спусков.

В заключение хочу привести фразы из книги "Безопасность ныряния", изданной новозеландской Подводной ассоциацией: "Каждый дайвер отвечает прежде всего за свою собственную безопасность на любых глубинах… Ваша первая ответственность - вы сами".

Редакция выражает благодарность Александру Лукьянчикову и Анне Кочергиной за помощь в подготовке этого материала.

17 мая 2006 г. исполнилось 15 лет со дня введения в действие приказа МЧС России от 17.05.1996 г. № 318 "Об организации водолазного дела в МЧС России". В соответствии с ним была проделана большая работа по созданию и развитию водолазной составляющей поисково-спасательных формирований МЧС России. Рассмотрим, как это осуществлялось

За прошедшие годы созданы водолазные службы, поисково-спасательные подразделения (водолазные) в ГУ "ГОС-АКВАСПАС", отряде "Центроспас", 294-м ЦСООР, региональных ПСО МЧС России и их филиалах, в Байкальском ПСО МЧС России. На 1 марта 2011 г. в рядах ПСФ МЧС России насчитывается 18 водолазных специалистов, 36 водолазных врачей и 503 спасателя-водолаза различной квалификации. Всего в ПСФ МЧС России допущено к водолазным спускам и их медицинскому обеспечению 557 человек.

В поисково-спасательных работах на акваториях водных объектов участвуют 1268 водолазов из аварийно-спасательных формирований, содержащихся за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, которые находятся в прямом или оперативном подчинении главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

Созданы следующие отделы:

  • центральная водолазная квалификационная комиссия (ЦВКК) МЧС России;
  • водолазные квалификационные комиссии (ВКК) в поисково-спасательных формированиях;
  • центральная водолазная медицинская комиссия (ЦВМК).

Ежегодно проводятся централизованные сборы водолазных специалистов и водолазных врачей, проводимые УПСС, а также региональные сборы спасателей-водолазов с последующим изданием приказов о подтверждении и повышении ими водолазной квалификации.


Разработан ряд нормативных и учебно-методических документов по вопросам организации водолазных работ и подготовки водолазов в системе МЧС России. Проведена большая работа по оснащению поисково-спасательных служб водолазным снаряжением и средствами обеспечения водолазных спусков и работ, мобильными бароком-плексами.

С каждым годом растет количество водолазных работ, требующих применения сложных технологий: поиск и подъем затонувших объектов – автомобильной и другой тяжелой техники, летательных аппаратов, маломерных судов; оказание помощи судам, терпящим бедствие; обследование подводных потенциально опасных объектов и гидросооружений; устранение аварий на глубоководных выпусках, водозаборах и подводных продук-топроводах, очистка дна акваторий в местах массового отдыха граждан.

Подводные аварийно-спасательные и технические работы, выполненные водолазами ПСФ МЧС России:

  • подводно-технические работы по ремонту аварийных массивов-гигантов мола порта Сочи;
  • подводно-технические работы по обследованию трубопроводов (водовы-пуски и водозаборы);
  • работы по подъему со дна акваторий 484 единиц автомобильной техники;
  • работы по подъему со дна акваторий маломерных судов. Подъем яхты "Сцилла" (ноябрь 2005 г., Иркутское водохранилище, 35 м);
  • подъем 5 упавших и затонувших вертолетов с глубин от 30 до 62 м, а также фрагментов самолета со дна Телецкого озера;
  • 74 аварийно-спасательные работы по наложению пластырей на пробоины корпусов судов и освобождению гребных винтов от стальных и капроновых канатов;
  • подводные аварийно-спасательные работы при ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (на нижнем бьефе при закрытии нижних затворов, в помещениях машинного зала при поиске и спасении пострадавших). Обследовано состояние верхнего бьефа тела плотины с применением телеуправляемого подводного аппарата "Фалькон";
  • водолазным составом 294-го ЦСООР со дна рек Волга и Днепр, северо-западного филиала ГУ "ГОСАКВАСПАС" из затонувших в годы Великой Отечественной войны в Балтийском море судов и Туапсинского филиала отряда "Центроспас" из глубин Черного моря, дальневосточного регионального ПСО со дна Татарского пролива и Японского моря поднято более 1200 невзорвавшихся боеприпасов.

Подготовка водолазного состава

Подготовка и подтверждение (повышение) квалификации водолазного состава проводится:

  • в 40-м российском центре подготовки спасателей;
  • в центре подготовки Байкальского ПСО МЧС;
  • в полевом (палаточном) центре водолазной подготовки на базе Туапсин-ского филиала отряда "Центроспас";
  • в ДВРПСО;
  • в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования – водолазных врачей и водолазных специалистов по программе "Медицинское обеспечение водолазных спусков";
  • на сборах водолазных специалистов и водолазных врачей ПСФ МЧС России;
  • на сборах водолазного состава региональных ПСО;
  • в ходе подготовки и во время соревнований по многоборью спасателей МЧС России.

Только за период 2005–2010 гг. подготовлено 324 спасателя-водолаза 3-го, 2-го, 1-го класса, 24 водолазных врача, 5 водолазных специалистов. 12 водолазов отряда "Цент-роспас" подготовлены для совершения водолазных спусков на глубину до 100 м. Освоено современное водолазное снаряжение, позволяющее применять различные по составу газовые смеси, что увеличивает продолжительность пребывания в толще воды на различных глубинах и повышает безопасность водолазных спусков.


В 2006 г. коллегия МЧС России утвердила концепцию развития водолазного дела для выполнения задач, поставленных перед министерством в Положении об МЧС России, утвержденном Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868.

Основные направления развития водолазного дела МЧС России

  1. Участие в разработке проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ в рамках работы Межведомственной комиссии по водолазному делу, нормативно-правовых актов МЧС России по водолазному делу для системы МЧС России.
  2. Оснащение водолазных подразделений современной водолазной техникой.
  3. Совершенствование системы подготовки водолазного состава ПСФ МЧС России.
  4. Применение современных технологий выполнения водолазных работ на различных глубинах с выполнением подводных аварийно-спасательных и подводно-технических работ.

Цель и задачи развития водолазного дела МЧС России

Цель – развитие мобильных поисково-спасательных подразделений (водолазных) ПСФ МЧС России, оснащенных современными техническими средствами, владеющих высокими спасательными технологиями, экстренно реагирующих на ЧС локального, местного, территориального, регионального, федерального и трансграничного уровней, происходящие на водных объектах в границах зон их ответственности.


  • совершенствование водолазного дела МЧС России;
  • развитие мобильных поисково-спасательных подразделений (водолазных) в структуре поисково-спасательных формирований МЧС России, способных выполнять подводные аварийно-спасательные работы до глубины 60 м с учетом особенностей регионов;
  • создание на базе поисково-спасательных подразделений (водолазных) Байкальского ПСО, отряда "Цент-роспас" и ГУ "ГОСАКВАСПАС" мобильных водолазных групп, оснащенных современными техническими средствами для проведения водолазных аварийно-спасательных работ методом кратковременных погружений до глубин 100–120 м;
  • дальнейшее развитие учебно-тренировочных центров подготовки и повышения квалификации водолазных кадров в Туапсинском филиале отряда "Центроспас" и Байкальском ПСО, ДВРПСО, 40-м РЦПС, отработка на их базе вопросов оснащения и методики применения современных водолазных технологий для водолазных подразделений ПСФ;
  • оснащение поисково-спасательных формирований современной водолазной техникой, снаряжением, средствами обеспечения водолазных спусков и работ, средствами медицинского обеспечения водолазов.

Задачи мобильных водолазных подразделений

  • спасение и эвакуация людей, терпящих бедствие на море и внутренних водных путях;
  • спасение людей из полузатопленных отсеков аварийных объектов;
  • поиск и обследование затонувших объектов;
  • спасение и эвакуация людей, терпящих бедствие в условиях наводнения;
  • выполнение водолазных работ на затопленных объектах (шахты, колодцы, гидротанки, пещеры);
  • выполнение водолазных работ в агрессивных жидкостях (нефть, нефтепродукты и т.п.);
  • обследование аварийных гидротехнических сооружений (водозаборов, опор, эстакад, мостов, плотин, подводных продуктопроводов);
  • подъем затонувших объектов, ценных грузов и документов;
  • ликвидация последствий ЧС на подводных аварийных объектах;
  • спасательные водолазные работы в местах массового отдыха;
  • обследование и очистка дна водных объектов;
  • оказание помощи судам, летательным аппаратам, терпящим бедствие на водных объектах;
  • спасание людей из затопленных и полузатопленных отсеков транспортных средств;
  • обследование водолазами и с помощью необитаемых подводных аппаратов аварийных гидротехнических сооружений (водозаборов, опор, эстакад, мостов, плотин), фарватеров, гаваней и рейдов, проведение мониторинга опасных гидротехнических сооружений и подводных потенциально опасных объектов;
  • обследование и неотложный ремонт подводных частей аварийных гидротехнических сооружений при угрозе возникновения ЧС;
  • осмотр и ремонт водолазами установленных на грунт объектов подводного наблюдения и мониторинга подводных потенциально опасных объектов;
  • расчистка (в том числе и с помощью взрывчатых веществ) фарватеров, гаваней, рейдов;
  • поиск и обследование затонувших объектов (судов, техники и др.); подготовка их (фрагментов) к подъему и подъем на поверхность;
  • поиск и подъем ценных предметов, устройств и документов;
  • выполнение водолазных работ особого назначения по поиску, подъему и уничтожению боеприпасов, взрывоопасных предметов, а также в условиях радиоактивного заражения (загрязнения) и воздействия ионизирующего излучения.

Развитие водолазных служб за счет средств бюджета субъектов РФ

Основные цели:

  • организация взаимодействия при решении вопросов подготовки водолазного состава и в ходе ликвидации ЧС на водных объектах;
  • повышение эффективности применения водолазных подразделений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.


Основные задачи:

  • оказание методической помощи в разработке документов, регламентирующих деятельность водолазных подразделений;
  • реализация единой технической политики в направлении оснащения водолазных подразделений современной водолазной техникой;
  • оказание помощи в организации подготовки водолазных кадров;
  • повышение эффективности в организации взаимодействия в ходе реагирования на локальные, местные, территориальные ЧС на водных объектах.

Стационарный барокомплекс

Комплекс размещается в нескольких помещениях:

  • барокамерный зал;
  • компрессорная ВВД;
  • кислородная компрессорная;
  • газохранилища воздуха, гелия, кислорода, дыхательных смесей.

Мобильный водолазный комплекс

Назначение:

  • доставка водолазов и оборудования к месту проведения водолазных спусков и работ;
  • обеспечение водолазных спусков и работ;
  • проведение декомпрессии, лечебной рекомпрессии, учебно-тренировочных спусков в барокамере

Телеуправляемый подводный аппарат Falcon

Предназначен для ведения поисковых и обследовательских работ в толще воды.

Рабочая глубина – до 300 м.

Смесевой аппарат замкнутого цикла с автоматическим поддержанием состава дыхательной смеси (ребризер) Inspiration, принятый на вооружение мобильных глубоководных водолазных групп МЧС России. Рабочая глубина погружения в аппарате до 120 м. Время работы аппарата без перезарядки 3–4 ч.