Гражданин, совершивший преступление, должен быть наказан. Однако для вменения ему соответствующей санкции, он должен быть сначала задержан. Уполномоченные служащие производят задержание в порядке ст. 91 УПК РФ . Рассмотрим далее особенности нормы.

Основания для ограничения свободы в порядке ст. 91 УПК РФ

Следователь/дознаватель может задержать гражданина, подозреваемого в противоправном деянии, за которое предусмотрено тюремное заключение, когда:

  • Этот субъект застигнут при непосредственном совершении действия или сразу после него.
  • Очевидцы/потерпевшие укажут на этого гражданина, как на причастного к деянию.
  • На лице, одежде, при нем, в его жилище обнаружены следы, явно указывающие на совершение этим лицом посягательства.

Для задержания достаточно одного из указанных обстоятельств.

Дополнительно

Во второй части 91 статьи предусматривается, что в случае наличия сведений, дающих основание предполагать причастность гражданина к преступлению, он может быть задержан, если:

  • пытался скрыться;
  • у него нет постоянного места проживания;
  • его личность не установлена;
  • в отношении него направлено ходатайство о заключении под стражу.

Ст. 91 УПК РФ с комментариями

Ограничение свободы гражданина, подозреваемого в причастности к посягательству, является одной из процессуальных мер принуждения. О ней говорится в 5 статье кодекса. Согласно п. 11 указанной нормы, срок задержания по ст. 91 УПК РФ - не более 48 ч. Течение указанного периода начинается с момента фактического принудительного ограничения свободы субъекта.

Необходимо отметить, что возможность ограничения прав на личную неприкосновенность и свободу предусмотрено Конституцией. Как устанавливается во 2 части 22 статьи Основного Закона, заключение и разрешено исключительно по судебному постановлению. До его принятия свобода лица может ограничиваться при применении ст. 91 УПК РФ на срок не более 2-х суток.

Конституция, предусматривая возможность применения к субъекту меры пресечения, связывая ее с необходимостью защиты конституционного строя, государства, населения, здоровья других граждан, их интересов и прав, не закрепляет конкретные основания, порядок и условия, при которых допускается задержание, относя этот вопрос к компетенции федерального законодателя.

Нюансы

Нормы УПК, устанавливающие правила задержания, не вводят каких-либо ограничений, выходящих за рамки Конституции. Напротив, по мнению экспертов, статьи кодекса существенно сужают возможность их применения.

Моментом фактического принудительного ограничения свободы субъекта считается момент лишения его возможности свободно передвигаться. Задержание может сопровождаться применением спецсредств и личным объявлением лицу о реализации меры пресечения.

Подозреваемый

Им выступает субъект:

  • В отношении которого начато уголовное производство по правилам и основаниям, закрепленным 20 главой кодекса.
  • Задержанный в соответствии со ст. 91, 92 УПК РФ .
  • В отношении которого применена процессуальная мера пресечения до официального предъявления согласно 100 статьи кодекса.
  • Уведомленный о подозрении в его причастности к деянию.

Данный перечень содержится в 46 норме кодекса и считается исчерпывающим.

Особенности задержания и заключения под стражу

Применяя положения ст. 91 УПК РФ , уполномоченные служащие должны соблюдать установленные кодексом сроки ограничения свободы субъекта. Им надлежит незамедлительно освободить любого гражданина, незаконно задержанного, помещенного в стационарное медучреждение, в том числе психиатрический диспансер, а также необоснованно находящегося под стражей свыше установленного законодательством срока.

Согласно требованиям части 1.1 108 статьи кодекса, под стражу не может быть помещен субъект, обвиняемый/подозреваемый в деяниях по 160, 159-159.6 УК, если они были совершены в сфере предпринимательства. Аналогичное правило действует в отношении в причастности к деяниям по 185-185.4, 180-183, 176-178, 171-174.1 УК. Соответственно, задержание данных лиц по ст. 91 УПК РФ недопустимо, если отсутствуют обстоятельства, закрепленные пунктами 1-4 1 части 108 статьи УПК.

Особые случаи

Специальные правила предусмотрены для лиц, обладающих депутатской неприкосновенностью. О них говорится в 449 статье кодекса. К ним относят:

  • Членов СФ.
  • Депутатов Госдумы.
  • Судей федерального, мирового суда.
  • Прокурора.
  • Председателя, его заместителя, аудиторов Счетной палаты.
  • Бывшего президента РФ.
  • Уполномоченного по правам человека.

В случае их задержания на основании положений ст. 91 УПК РФ , они должны быть незамедлительно отпущены после установления личности.

Если мера пресечения была применена к помощнику члена СФ или депутата Госдумы, об этом информируется соответствующий парламентарий немедленно. Соответствующее предписание содержится в 37 статье ФЗ № 3.

Цель меры

Задержание по 91 и 92 статьям Кодекса допускается исключительно по открытому уголовному производству. Оно направлено на выяснение причастности субъекта к деянию, решение вопроса о помещении его под стражу.

Законодательством запрещено использовать положения ст. 91 УПК РФ для получения от лица признания в преступлении. Никто не обязан подтверждать свою непричастность к посягательству. а также опровержение доводов, приведенных в защиту лица, возлагается на сторону обвинения.

Пределы применения мер

Принимая во внимание презумпцию невиновности, задержание субъекта по правилам ст. 91 УПК РФ, заключение его под стражу в дальнейшем, должно являться крайней мерой, выступать не правилом, а, скорее, исключением из него. При этом лишение свободы нужно рассматривать как санкцию, подлежащую вменению в последнюю очередь. Такое наказание допустимо применять, если другая мера в соответствии с характером и тяжестью деяния будет явно недостаточной.

Ограничения, которые налагаются на граждан, задержанных по подозрению в причастности к преступлениям, должны соответствовать цели, с которой они применялись, и являться минимально необходимыми.

Доставление в правоохранительные органы

Задержание и привод субъекта к следователю/дознавателю производится до открытия уголовного производства. Вместе с тем, если в правоохранительный орган доставлен гражданин, обоснованно подозреваемый в деянии, вопрос о процессуальном задержании этого лица решается одновременно с составлением постановления о возбуждении дела.

Сообщение о преступлении

Нужно учитывать, что в качестве первоисточника информации о деянии, сообщаемой гражданином, его совершившим, выступает заявление, написанное им собственноручно или зафиксированное в протоколе о явке с повинной. В судебном производстве этот документ признается самостоятельным доказательством.

По смыслу законодательства, а также пояснений Пленума ВС, закрепленных в Постановлении № 2 от 2007 г., сообщение лицом о посягательстве, сделанное им после задержания, не исключает признание этого заявления в дальнейшем в качестве смягчающего обстоятельства.

Важный момент

Если правоохранительные органы располагали данными о преступлении (процессуальными документами, сообщениями потерпевших, свидетелей и пр.), а задержанному субъекту, в свою очередь, об этом было известно, подтверждение им факта причастности к деянию не может рассматриваться как явка с повинной. Оно признается другим смягчающим обстоятельством.

Заключение

В 91 статье четко определены основания, при которых допускается задержание субъекта. В случае их отсутствия, в том числе, при наличии только намерения следователя направить в судебную инстанцию ходатайство о заключении подозреваемого под стражу, задержание гражданина недопустимо. Любые действия, направленные на это, считаются нарушающими предписание законодательства.

Основания 91 статьи непосредственно связаны с моментом получения информации о причастности гражданина к посягательству. Они не могут оставаться достаточными по истечении продолжительного периода времени.

Полный текст ст. 91 УПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 91 УПК РФ.

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Комментарий к статье 91 УПК РФ

1. В ч.1 к.с. говорится об органе дознания, дознавателе и следователе, а в ч.2 той же статьи - о следователе и дознавателе. Между тем не только указанные должностные лица (учреждения) наделены правом производить задержание в порядке ст. 91 и 92 УПК и, соответственно, ходатайствовать об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Помимо указанных в ч.ч.1 и 2 к.с. должностных лиц (учреждений), задержание вправе осуществлять (вправе ходатайствовать об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу) также следственная группа, руководитель следственного органа (группы дознавателей) и начальник подразделения дознания. Причем ходатайствовать об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу руководитель следственного органа вправе без получения у кого-либо на то согласия; начальник подразделения дознания, а равно руководитель группы дознавателей испрашивает согласие у надзирающего прокурора; руководителю следственной группы рекомендуется получать согласие у руководителя следственного органа, которым следственная группа была создана.

2. Следователь (дознаватель и др.) "вправе" произвести задержание. Значит, даже когда следователь (дознаватель и др.) располагает основаниями и при этом имеются все необходимые условия применения данной меры процессуального принуждения, орган предварительного расследования не обязан приступать к производству рассматриваемого процессуального действия. Задачу выяснения причастности доставленного в орган предварительного расследования лица к преступлению он вправе решить путем производства иных процессуальных действий.

3. "Задержать" ("задержано") в значении, употребленном в к.с., - это не доставить в отдел полиции. "Задержать" - значит принять решение (принято решение) о составлении протокола задержания - основания помещения лица в ИВС сроком на 48 часов, со всеми вытекающими из этого обстоятельства неблагоприятными последствиями.

4. Решение о задержании принимается в целях проверки причастности (непричастности) лица к совершению преступления и решения вопроса применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.

5. Мотив задержания - это наличие опасений, что лицо может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, или продолжит заниматься преступной деятельностью, или будет угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожать доказательства либо иным путем препятствовать производству по уголовному делу. Они должны быть реальными, то есть подтверждаться материалами дела.

6. Закон предусмотрел два основных условия задержания. Первое условие - задержание возможно только после возбуждения уголовного дела.

7. Второе условие задержания закреплено в ч.1 к.с. Следователь (дознаватель и др.) вправе задержать лицо по подозрению в совершении не любого преступления, а лишь такого, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. В ч.1 к.с. говорится, данный вид наказания "может быть" назначен. Стало быть, здесь речь идет о потенциальной возможности назначения этого вида наказания, о том, что санкция статьи, которой преступление предусмотрено, на момент задержания содержала лишение свободы как один из видов либо единственный вид наказания. Задержание следует признавать законным и тогда, когда в последующем из санкции статьи лишение свободы убрано, и когда этого не было, но суд за совершение преступления назначил ранее задержанному лицу наказание, не связанное с лишением свободы. На законность задержания указанные обстоятельства не оказывают никакого влияния, лишь бы на момент составления протокола задержания подозреваемого санкция статьи позволяла суду назначить лишение свободы за преступление, в совершении которого лицо подозревается.

8. Как уже отмечалось, одна из целей задержания - решение вопроса о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. Данная мера пресечения применяется, как правило, к тем, кто подозревается в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет, и лишь в исключительных случаях - в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Причем исключительность случая обусловлена наличием одного или нескольких ниже перечисленных обстоятельств:
1) подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

9. Предусмотренные к.с. фактические основания задержания не одинаковы по своему значению. Их два вида. При наличии любого из первой группы оснований (пп.1-3 ч.1 к.с.) можно производить задержание. Наличие же основания второй группы (ч.2 к.с.) может иметь следствием законное задержание лишь при одновременном констатировании одного из четырех специфических условий.

10. К первой группе оснований относятся доказательства, свидетельствующие о том, что:
1) лицо застигнуто при совершении преступления;
2) лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления;
3) потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;
4) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

11. О второй группе оснований законодатель сказал так. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:
а) это лицо пыталось скрыться, либо
б) не имеет постоянного места жительства, либо
в) не установлена его личность, либо
г) если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

12. Основание "лицо застигнуто при совершении преступления", как правило, не вызывает трудности в уяснении. "Застигнуто", значит, его не только увидели, но и поймали. Обычно застигнутое лицо доставляется в орган предварительного расследования, где решается вопрос о необходимости и возможности его задержания в порядке ст. 91 и 92 УПК. Перед тем как констатировать наличие данного основания, следует проверить, действительно имело ли место преступление, а не какое-либо иное, похожее на преступление, но все же непреступное деяние.

13. Понятие "при совершении преступления" указывает на то, что следователь (дознаватель и др.) или любой иной гражданин сами наблюдал совершение лицом преступления (нанесение человеку удара ножом, вытаскивание из сумки кошелька и т.п.). Когда очевидцем явился следователь (дознаватель и др.), он (сам) производит задержание по п.1 ч.1 к.с. Если же очевидцем преступления было какое-либо иное лицо, налицо сразу два основания - п.1 и п.2 ч.1 к.с.: лицо застигнуто при совершении преступления и очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.

14. Лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления - это значит, оно не пропадало из поля зрения его преследователей.

15. Следующее основание - "потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление". По данному основанию можно производить задержание в связи с показаниями потерпевшего только, когда потерпевший был сам очевидцем совершения преступления. Причем понятие "потерпевший" в этом случае не идентично тому, которое охарактеризовано в ст. 42 УПК. Здесь, скорее всего, следовало говорить о пострадавшем. Причем, с одной стороны, под таким потерпевшим понимается не только лицо, в отношении которого вынесено специальное постановление о признании его таковым, с другой - не всякое лицо, признанное постановлением следователя (дознавателя и др.) потерпевшим, может выступить в качестве потерпевшего, о котором идет речь в п.2 ч.1 к.с.

16. Потерпевшим в указанном пункте является лишь физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный и (или) моральный вред как до вынесения постановления о признании его потерпевшим, так и после такового.

17. Обычно под очевидцем понимается лицо, которое лично видело, в нашем случае, момент события преступления или часть такового.

18. Не любой очевидец сможет опознать преступника. Иногда последний изменил внешность, либо в месте совершения преступления было плохое освещение, либо преступление было совершено так быстро и преступник так мало на нем присутствовал, что его приметы очевидец почти не помнит. К тому же не редкость случаи, когда очевидец запомнил приметы и опознает человека, однако оснований сказать, что на лицо, совершившее преступление, он указал, все же нет. "Укажут" - это значит, не только очевидец уверен, что видел именно этого человека, но и его аргументы убеждают в этом следователя (дознавателя и др.). Недостаточно убежденности потерпевшего или очевидца. Необходимо, чтобы у следователя (дознавателя и др.) не возникало сомнений, что очевидец видел именно лицо, подозреваемое в совершении преступления.

19. Лучше всего, чтобы к моменту принятия решения о задержании лица в порядке ст. 91 и 92 УПК было проведено предъявление для опознания, в процессе которого являющийся очевидцем свидетель (потерпевший) опознал лицо, подозреваемое в совершении преступления. Но для этого вначале следует допросить свидетеля (потерпевшего), обеспечить участие в предъявлении для опознания понятых, статистов, а иногда и иных лиц, приготовить помещение и необходимые технические средства. Иногда следователь (дознаватель и др.) не имеет возможности все это сделать за три часа, которые ему предоставлены ч.1 ст. 92 УПК, в процессе которых он должен принять решение о наличии в его распоряжении оснований и возможности соблюдения обязательных условий задержания.

20. Более того, сам процесс поимки лица, подозреваемого в совершении преступления, и доставления его в орган предварительного расследования мог сопровождаться визуальной встречей его с очевидцем, которая является непреодолимым препятствием для законного проведения опознания. В этих случаях наличие рассматриваемого основания рекомендуется закреплять показаниями и соответственно протоколом допроса свидетеля (потерпевшего), а не объяснением.

21. На допросе свидетеля (потерпевшего) выясняются обстоятельства, при которых он видел лицо, в отношении которого будет решаться вопрос о задержании в порядке ст. 91 и 92 УПК. Под обстоятельствами понимается время суток, время года, погодные условия, освещенность, место и обстановка на нем, расположение допрашиваемого по отношению к наблюдаемому человеку, продолжительность наблюдения за ним, физическое (психическое и т.п.) состояние свидетеля (потерпевшего) на тот момент, особенности его зрения, памяти и т.п. Только после подробного допроса, из которого следует, что свидетель (потерпевший) указал именно на данное конкретное лицо, подозреваемое в совершении преступления, можно говорить о наличии рассматриваемого основания задержания.

22. Применительно к следующему основанию задержания "когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления" требуют толкования несколько понятий. Начнем с первого - "на этом лице". Данное словосочетание указывает место обнаружения следов - тело человека. К телу человека относятся любая его часть: голова, туловище, ноги и руки, включая естественные и иные отверстия в теле человека и отдельных его частях. Соответственно, для закрепления факта обнаружения на теле этого лица явных следов преступления возможно проведение его освидетельствования. Однако указанные следы могут быть обнаружены и без производства названного следственного действия в ходе личного обыска лица, в отношении которого решается вопрос о его задержании.

23. Явные следы преступления могут быть также обнаружены на "его одежде", в имеющихся у лица при себе вещах (например, чемоданах, сумках, свертках и т.п.) и документах, то есть "при нем". Понятие "одежда" в данном случае подлежит расширительному толкованию. Это не только собственно одежда, но и обувь, головные уборы, и даже предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды) и т.п.

24. Законодатель пишет, что следы "будут обнаружены". Несмотря на добавление в предложение глагола "будут", речь идет не о будущем времени, а о прошедшем. Рассматриваемое основание может иметь место только после обнаружения в искомых местах "явных следов преступления".

25. Не любые обнаруженные в вышеуказанных местах следы преступления являются основаниями задержания в порядке п.3 ч.1 к.с. Указанное основание присутствует только когда эти следы "явные". Причем явными следы следует признавать тогда, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, не в состоянии объяснить их происхождение иначе как причастностью его к совершению этого общественно опасного деяния.

26. Большинство ученых под "иными данными" понимают доказательства. Хорошим примером таковых будут доказательства, которые свидетельствуют о фактах, по тем или иным причинам не подпадающих под признаки пп.1-3 ст. к.с. Речь идет о лице, застигнутом после совершения преступления, но выпавшем на некоторое время из поля зрения преследователей; о показаниях потерпевшего, не являющегося очевидцем, и т.п. Именно такого рода доказательства являются фактическим основанием задержания в порядке ст. 91 и 92 УПК.

27. Оперативно-розыскные данные можно признать основанием задержания лишь как основание, закрепленное ч.2 к.с. Иначе говоря, они не могут быть таковыми без одновременной констатации наличия специальных условий этого вида задержания: покушения лица на побег, отсутствия у него постоянного места жительства, когда не установлена его личность либо следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

28. Что означают условия "лицо пыталось скрыться", "не имеет постоянного места жительства" и "не установлена его личность"? Термин "пыталось" ни как не связан с тем, смогли лицо сразу поймать и доставить в орган предварительного расследования или нет. "Пыталось" - значит, осуществило активные действия, которые явно направлены на то, чтобы "скрыться" от органов предварительного следствия, а значит, и от последующего суда.

29. Не обязательно, чтобы лицо на глазах у следователя (дознавателя и др.) пыталось скрыться. О том, что оно пытается или пыталось скрыться, указанное должностное лицо может узнать в процессе допроса других обвиняемых (подозреваемых и др.), а также при производстве других следственных действий.

30. Для положительного ответа на вопрос, имеет ли лицо постоянное место жительства, всегда было достаточно проверить, имеется ли у него в паспорте прописка (регистрация). Именно этому формальному признаку на практике придается значение отсутствия (наличия) у лица постоянного места жительства. Однако и при наличии прописки (регистрации) совокупность сведений, которыми располагает следователь (дознаватель и др.), может подтверждать, что лицо продолжительное время не живет по указанному адресу и постоянно меняет свое место жительства. В такой ситуации наличие данного условия будет подтверждено не выпиской из паспорта, а определенной совокупностью доказательств.

31. Из-за изменения места жительства, связанного с переводом на работу, учебой и т.п. в другом городе, у вполне добропорядочного человека определенное время может не быть прописки (регистрации). В этой связи всегда при констатации анализируемого специального условия задержания следует выяснять также отсутствие постоянного места работы, учебы, службы. Нельзя считать лицо без постоянного места жительства, когда он, к примеру, работает учителем общеобразовательной школы, и каждый рабочий день его можно там найти.

32. В обычном порядке личность человека устанавливается с помощью представленных им документов. Основными документами, удостоверяющими личность человека, являются: паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт и др. Приведенный перечень документов, которыми может быть удостоверена личность лица, подозреваемого в совершении преступления, не является исчерпывающим.

33. Причем не все же носят с собой документы. Поэтому нельзя считать личность не установленной, когда есть возможность пригласить человека, который в свою очередь имеет удостоверяющие личность документы и при этом знаком с лицом, подозреваемым в совершении преступления. "Знаком с гражданином" - это, значит, может, как минимум, подтвердить его фамилию, имя, отчество, примерный год рождения и постоянное место жительства. При необходимости с помощью данного лица можно принять меры к обнаружению каких-либо документов, уточняющих и другие сведения о заподозренном.

34. См. также комментарий ст. 5, 46, 91, 108, 141, 152, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК.

________________
Более полный комментарий к настоящей статье см.: Там же.

Консультации и комментарии юристов по ст 91 УПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 91 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, является неотъемлемой частью многих уголовных судопроизводственных процессов. Подобное действие строго регламентировано действующим уголовно-правовым законодательством. В частности, основания для задержания описаны в ст 91 УПК РФ.

Рассматриваемая статья состоит из двух частей:

  • в первой части перечислены основания, которые позволяют дознанию и следствию осуществлять задержание подозреваемого самостоятельно;
  • во второй части также приведены основания, дающие право задержать подозреваемого, но при этом они имеют существенные отличия с точки зрения юридической силы и последствий для задержанного.

Обе части комментируемой статьи содержат в себе основания задержания подозреваемого. Если задержание было выполнено на основании 1 части, то в большинстве случаев подозреваемый спустя время получает иной процессуальный статус – обвиняемый, и дожидается суда в СИЗО. В случае с ч. 2 ст. 91 зачастую наблюдается иная ситуация.

Основные положения ст. 91

Дознаватели и следователи имеют право производить задержание подозреваемого в уголовном процессе, если он совершил преступление, в качестве наказания за которое предусмотрено лишение свободы.

Основания для этого таковы:

  • подозреваемый застигнут в момент совершения преступления или сразу же после этого;
  • очевидцы или потерпевший указали на лицо, которое совершило противоправные действия;
  • на подозреваемом, его одежде или прочих вещах обнаружены следы совершения преступления.

Подозреваемый может быть задержан и на других основаниях. При этом важно, чтобы помимо оснований имело место обоснованное подозрение в совершении лицом преступления.

Ко второй группе оснований нужно отнести:

  • попытку скрыться от представителей правоохранительных органов;
  • отсутствие у лица постоянного места жительства;
  • неизвестность для правоохранителей личности подозреваемого.

Задержание подозреваемого осуществляется и по решению суда. Соответствующее ходатайство может быть подано следователем с согласия начальника следственного органа или дознавателем с согласия прокурора.

Как осуществляется задержание подозреваемого?

Порядок задержания подозреваемого выглядит следующим образом:

  1. Возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления. Если уголовное дело не возбуждено, то даже при наличии веских основания задержание считается незаконным. По несуществующему уголовному делу подозреваемого быть не может. На практике задержание случается чуть раньше возбуждения уголовного дела. Подобное актуально, когда лицо застигнуто в момент совершения преступления или сразу же после него.
  2. Срок исчисления ограничения свободы начинается с момента устного объяснения сотрудника полиции. Лицу объясняется в совершении какого преступления он подозревается. С этого момента лицу рекомендуется подчиниться указаниям полицейских. В противном случае могут быть применены спецсредства и физическая сила.
  3. Доставление в отдел полиции. Если такового не имеется поблизости, то подозреваемый доставляется в ближайший опорный пункт.
  4. Составление протокола о задержании. Подозреваемый имеет право вносить в него любые замечания. Если гражданин не согласен с ограничением своей свободы или имеет претензии к действиям сотрудников полиции, то он имеет право указать это в протоколе.
  5. Личный обыск подозреваемого с изъятием всех запрещенных или опасных для окружающих вещей.
  6. Допрос. Он выполняется не позже 24-х часов с момента задержания. Перед проведением этого процессуального действия задержанный имеет право проконсультироваться с защитником.
  7. Помещение в изолятор временного содержания сроком не более чем на 48 часов. Дальнейшее содержание под стражей возможно лишь при наличии соответствующего решения суда.


Если задержание выполнено с нарушениями положений 91 статьи УПК, то подозреваемый подлежит незамедлительному освобождению.

Комментарии к статье 91 УПК

Статья 91 УПК имеет огромное значение с точки зрения дальнейшей судьбы человека, подозреваемого в совершении противоправного действия. Положения этой процессуальной нормы зачастую нарушаются сотрудниками полиции. Поэтому специалисты в области права детально разобрали все положения этой нормы и дали исчерпывающие комментарии к ней.

К основным из них нужно отнести:

  • Задержание лица, подозреваемого в совершении уголовно наказуемого правонарушения, является процессуальной принудительной мерой. Ее вправе применить орган дознания, следователь и дознаватель, сроком не более чем на 48 часов. Срок задержания подозреваемого регламентирован 11 п. 5 ст. настоящего кодекса. Суть рассматриваемой процессуальной меры принудительного характера заключается в краткосрочном содержании под стражей без предварительного согласования этого действия с руководством следственного органа, прокуратурой или судом. Нужно различать задержание подозреваемого и обвиняемого. О последнем сказано в дальнейших комментариях к ст. 91.
  • Задержание подозреваемого в совершении преступления осуществляется если за правонарушение предусмотрено наказание в виде реального лишения свободы. Вместе с тем в УПК предусмотрена возможность взять под стражу лицо, которое уже осуждено за совершение преступления, но уклоняется от исполнения наказания, не связанное с лишением свободы. Это необходимо для рассмотрения возможности замены вида наказания на более суровое. Нельзя путать подобное задержание с регламентированным рассматриваемой статьей. Эти процессуальные действия существенно отличаются, в том числе и сроком. Срок такого задержания равен 30 суткам и определяется судом. Схожесть между ними заключается в том, что сотрудники УВД имеют право задержать осужденное лицо на 48 часов, а после суд установит срок на свое усмотрение. Указанная процессуальная мера принуждения регламентирована не УПК, а УИК, а именно 30, 32 и 46 статьями.


  • Помимо задержания, предусмотренного положениями УПК и УИК, существует еще одна схожая процедура, регламентированная КоАП. Она носит название административное задержание. Эту процедуру также нужно отличать от прочих видов задержания. Ей преследуются совсем иные цели.
  • Согласно 157 ст. УПК задержание – это неотложная мера процессуального принуждения, поэтому она выполняется без предварительного согласования с руководителем следствия, прокурором и без санкции суда. Исключением являются случаи отсутствия прямых оснований для задержания.
  • Не допускается повторное задержание лица по подозрению в совершении того же преступления. После первого задержания неотложность ситуации утрачивается.
  • Задержание инициирует следователь, орган дознания или дознаватель. Важно, что дознаватель имеет право выполнять это процессуальное действие без предварительного согласования с начальством. Не требует утверждения и протокол задержания.
  • Задержанием преследуется две цели: определение причастности задержанного лица к совершенному преступлению и необходимости содержания его под стражей. Если эти обстоятельства выяснены, то задержание не может быть осуществлено. Задержание не должно осуществляться с целью получения признательных показаний.
  • 1 пунктом 1 части рассматриваемой статьи предусмотрено фактическое задержание, иначе захват при пресечении преступления, его подготовке, в момент осуществления или после совершения. Оно может быть выполнено кем угодно, например, самим потерпевшим, очевидцами или сотрудниками полиции. Если случилось так, что захват был выполнен следователем или дознавателем еще до возбуждения уголовного дела, то эти должностные лица подлежат отводу.
  • Основанием для задержания не могут служить показания очевидцев, которые являются их догадками или умозаключениями, сделанными со слов третьих лиц. Если очевидец утверждает, что он наверняка знает, что преступление совершил конкретный человек, а источником таких знаний является третье лицо, то свидетель должен предоставить данные о нем.
  • Явные следы преступлений не требуют наличия специальных знаний для их определения. Это могут быть следы крови на одежде, наличие орудия преступления и т.д.


  • Во второй части статьи перечислены иные основания для выполнения задержания. Они признаются менее вескими. К числу таких оснований относятся: схожесть лица с описанием подозреваемого, явка с повинной и пр. Задержание на таких основаниях возможно лишь при условии того, что соблюдено одно из условий, перечисленных во 2 части рассматриваемой статьи.
  • Согласно смыслу второй части рассматриваемой статьи задержание может быть применено в отношении лица с целью обеспечить его явку в суд, в котором будет определена мера пресечения. Таким образом, мера процессуального воздействия в чем-то схожа с задержанием обвиняемого, находящегося в розыске ст. 210 ч. 3.
  • Задержание обвиняемого является неотложной мерой, которая, в том числе состоит из кратковременного содержания под стражей с целью незамедлительного доставления в суд. Он будет рассматривать ходатайство об избрании меры пресечения в виде содержания в следственном изоляторе. По сути, задержание обвиняемого и подозреваемого является схожей процедурой. Разница заключается лишь в результате применения этой меры процессуального воздействия. В первом случае обвиняемый отправляется в СИЗО, во втором возможна масса иных вариантов. Очевиден вопрос: «Почему обвиняемый не направляется в СИЗО сразу?»? Согласно 4 и 5 частям 108 статьи УПК, заочное избрание меры пресечения не допускается.

Несоблюдение положений 91 статьи УПК – это серьезное нарушение действующего законодательства. Должностных лиц, нарушивших положения статьи 91, ждет суровое наказание вплоть до увольнения и привлечения к ответственности за превышение должностных полномочий.

Примеры судебной практики

Задержание подозреваемого – это одна из самых распространенных процессуальных мер принуждения, поэтому примеров подобного достаточно.


К их числу можно отнести:

  1. В одном из ресторанов города Н. из пистолета был убит официант И. Прибывшая на место происшествия полиция задержала гражданина А. Основанием для этого послужили ссора подозреваемого с официантом и кровь убитого на одежде гражданина А. Подозреваемый свою вину отрицал и приводил доводы в пользу того, что убийцей является совсем другой человек. Следователь СК направил в суд ходатайство о продлении срока содержания под стражей. Суд отказал в ходатайстве следователю по причине того, что тот недобросовестно выполнил свои обязанности: не затребовал записи с камер видеонаблюдения, которые имелись в ресторане, не опросил свидетелей и т.д., а выбрал первого подходящего для задержания человека, посчитав, что совпадения быть не может, и что кровь на одежде, и ссора – это веские доказательства.
  2. При личном обыске подозреваемого в краже гражданина Н., сотрудники полиции не смогли обнаружить у него краденых вещей. Вместо них был обнаружен газовый пистолет, переделанный под стрельбу боевыми патронами. Как оказалось, гражданин Н. пытался скрыться после совершения более серьезного преступления. Он был задержан на 48 часов. За это время была проведена баллистическая экспертиза и было установлено, что именно из обнаруженного пистолета была убита гражданка И. Гражданин Н. был помещен в СИЗО до суда.
  3. В отношении гражданина М. было возбуждено уголовное дело по статье 159, часть 3 УК РФ. Максимально возможное наказание за это правонарушение равно 6 годам, поэтому следователь получил право задержать его как подозреваемого. Непосредственно перед проведением допроса гражданин М. проконсультировался с адвокатом, который определил правонарушение своего подзащитного, как уклонение от уплаты налогов без признаков мошенничества. Об этом гражданин М. сделал запись в протоколе. Следователь не смог доказать обратное и был вынужден отпустить подозреваемого. За налоговые преступления не предусмотрено лишение свободы, а значит, невозможно и содержание под стражей до суда. В последствии выяснилось, что подозреваемый М. говорил правду.

Таких примеров тысячи. При этом выход на свободу после 48 часов нахождения под стражей далеко не всегда является итогом задержания подозреваемого.

Статистика принятия решений по статье 91 УПК


Судебный департамент при Верховном суде РФ регулярно публикует отчет о деятельности судов общей юрисдикции. Среди прочих показателей в этом отчете содержится информация о практике рассмотрения судом ходатайств об избрании меры пресечения.

Из указанного документа следует, что в 2017 году суды рассмотрели более 126 000 подобных ходатайств. Суды удовлетворили 113 187 из них. Статистика не существенно отличается от показателей 2016 года. За 2016 год суды рассмотрели свыше 136 000 тысяч таких ходатайств и при этом удовлетворили 123 тысячи из них. В процентном соотношении статистика за эти годы не сильно отличается: 89,66% в 2017 г. против 90,27% в 2016 г.

Что чаще всего влияет на принятие решения?

Основным влияющим фактором, согласно действующему законодательству, является наличие или отсутствие оснований для содержания под стражей.

Также значения имеет:

  • опасность подозреваемого для общества;
  • характеристики подозреваемого;
  • возможность рецидива;
  • вероятность уклонения от участия в следственных действиях и в суде.

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Комментарий к Ст. 91 УПК РФ

1. Комментируемая статья 91 УПК посвящена основаниям задержания. Наряду с ними принято различать цели, мотивы и условия применения этой меры процессуального принуждения.

2. Задержание по подозрению в совершении преступления производится в целях выяснения причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Мотивами же применения данной меры уголовно-процессуального принуждения принято считать основанные на объективных обстоятельствах дела, служащих основаниями для задержания, субъективные побуждения соответствующего должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, не допустить, чтобы лицо, подозреваемое в преступлении: а) уклонилось от дознания или следствия; б) помешало производству по уголовному делу; в) продолжало преступную деятельность.

3. Условием задержания подозреваемого в преступлении является наличие возбужденного уголовного дела о преступлении, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Без такого дела гражданин не может быть подвергнут краткосрочному досудебному лишению свободы. Задержание — следственное действие, после него незамедлительно производится другое следственное действие — допрос подозреваемого. Поэтому протокол задержания в материалах, по которым в возбуждении уголовного дела отказано, находиться не может. Относительно широко распространенное мнение, будто в ряде случаев задержание предшествует возбуждению уголовного дела (например, когда лицо застигнуто на месте совершения преступления или же непосредственно после его совершения), ошибочно. Оно основано на смешении различных по своей природе мер государственного принуждения — задержания административного и задержания уголовно-процессуального, которыми на законном основании пользуются органы охраны правопорядка для пресечения правонарушений. Уголовно-процессуальное задержание потому так и называется, что производится по правилам УПК, т.е. по решению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, субъекта уголовно-процессуальных отношений.

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Комментарий к статье 91

1. Задержание — это мера процессуального принуждения, сущность которой состоит в лишении свободы на краткий (до 48 часов) срок до судебного решения. Задержание применяется только по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

2. Задержание возможно только по возбужденному уголовному делу. Оба решения могут быть приняты одновременно. Поскольку для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нужен меньший объем данных, указывающих на признаки преступления, чем для задержания лиц по подозрению в совершении преступления, то при наличии основания для задержания есть основание и для возбуждения уголовного дела.

3. Следует различать фактическое и юридическое задержание. Фактическое задержание означает захват лица и принудительное доставление его в органы дознания, к следователю или прокурору. Его могут осуществлять как работники правоохранительных органов, так и их общественные помощники, потерпевшие и другие граждане.

4. Право юридического (уголовно-процессуального) задержания принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом. Перечень их является исчерпывающим. К ним относятся: орган дознания; дознаватель; следователь; начальник следственного отдела (поскольку в соответствии со ст. 39 УПК он вправе принять уголовное дело к своему производству и провести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы); прокурор.

5. Задержание может осуществляться только при наличии оснований. Комментируемая статья предусматривает их исчерпывающий перечень. Они указаны в коммент. статье.

6. Лицо считается застигнутым при совершении преступления с момента начала и до окончания осуществления преступных действий. Лицо считается застигнутым непосредственно после совершения преступления сразу после окончания преступных действий на месте преступления либо при попытке скрыться.

7. Под указаниями потерпевших или очевидцев имеются в виду их объяснения, которые указывают на лицо как на совершившее преступление. Они должны наблюдать совершение преступления непосредственно. Обоснованные предположения, догадки, сведения, полученные из иных источников, нельзя относить к фактическим данным, составляющим данное основание.

Для принятия решения о задержании достаточно одного указания потерпевшего или очевидца. Оно должно быть конкретным и убедительным.

8. Представляется, что показания обвиняемых, подозреваемых о своих сообщниках следует относить к иным данным, составляющим основания для задержания, указанным в ч. 2 ст. 91 УПК. Эти лица не несут ответственности за дачу заведомо ложных показаний, их информация требует более тщательной проверки и оценки.

9. Под явными следами преступления понимаются орудия преступления; похищенное имущество; другие предметы и документы; кровоподтеки, ссадины, царапины, раны; повреждения на одежде; следы крови и других различных веществ, находившихся на месте происшествия, следы применения специальных технических средств и др.

10. Особенностью задержания лица по иным данным является обязательное наличие одного из обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 91 УПК:

Если лицо пыталось скрыться;

Если оно не имеет постоянного места жительства;

Если не установлена его личность;

Если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

11. Под иными данными, дающими основания подозревать лицо в совершении преступления, понимаются фактические данные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению. К ним относятся: показания свидетелей и потерпевших, которые не являются очевидцами преступления; показания обвиняемых, подозреваемых о соучастниках; результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц; материалы ревизий, инвентаризаций; сходство по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т.д.

12. Использование фактических данных, полученных в результате ОРД, для принятия решения о задержании по ч. 2 ст. 91 УПК возможно лишь в случае, если они будут отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК.

13. Под попыткой скрыться следует понимать реальную возможность уклонения от органа дознания и предварительного следствия, например, когда лицо пытается убежать из служебного или иного помещения, куда оно вызвано на допрос, внезапно уезжает с места жительства, увольняется с работы, снимается с воинского и регистрационного учетов, приобретает проездные документы и т.д.

14. Следует иметь в виду, что Законом о праве граждан на свободу передвижения введены понятия «место пребывания» и «место жительства».

15. Нахождение лица в месте пребывания в связи с командировкой, отпуском, поездкой в гости и т.д. не следует связывать с отсутствием места жительства.

16. Личность подозреваемого считается неустановленной, когда отсутствуют соответствующие документы, а проверить, уточнить сообщенные сведения не представляется возможным или когда в представленных документах обнаружены признаки подчисток, исправлений, подделки, повреждения.

17. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

18. Лицо, в отношении которого в суд направлено ходатайство о заключении под стражу, должно иметь процессуальный статус подозреваемого.

19. Об особенностях избрания меры пресечения в отношении подозреваемого см. коммент. к ст. 100.

20. Наличие оснований для заключения подозреваемого под стражу означает, что имеются основания и для его задержания по подозрению в совершении преступления. Наличие ходатайства об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу является в большей степени формальным основанием для задержания. Фактическим основанием будут выступать иные данные и обстоятельства, указывающие на возможность: а) продолжать преступную деятельность; б) угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства; в) уничтожить доказательства (либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу), которые являются основанием для избрания меры пресечения (см. коммент. к ст. 97), но не совпадают с обстоятельствами ч. 2 ст. 91 УПК.