На уроке мы познакомимся с правилом правописания сочетаний ча - ща, чу - щу. Если вы произнесете эти буквосочетания и сравните звуки с буквами, то возникнет вопрос, а в чём ловушка, зачем понадобилось правило, ведь нет расхождения между произношением и написанием. На занятии мы раскроем этот секрет, узнаем историю возникновения правила, а также потренируемся в применении правила на практике.

А теперь отправимся в город шипящих звуков. Впереди вас ждут разные задания. Вот первое. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

«С добрым утром!» я крич…

Кузнецу, ткач…, врач….

«Добрый вечер!» - так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю.

Проверьте себя.

«С добрым утром!» я кри ЧУ

Кузнецу, тка ЧУ , вра ЧУ .

«Добрый вечер!» - так встреЧАю

Всех, домой спешащих к ЧАю.

Рис. 2. Город звуков ()

В этом городе (рис. 2) живут очень воспитанные жители. А ещё они и гостеприимные. Приглашают к чаю (рис. 3). Какие ещё слова с ЧА - ЩА вы можете назвать?

Рис. 3. Чаепитие ()

Конечно, для чаепития понадобятся чашка, чайник, чай для заваривания, он состоит из чаинок. Угощать гостей будем за чайным столиком. Наш стол украсит свеча. Торт разрежем на части. Вкусная пища!

Сосчитайте, сколько слов с ЧА - ЩА я назвала?

Целых 10. Не верите?

Проверьте ещё раз:

чаепитие, чашка, чайник, чай, чаинки, угощать, чайный, свеча, части, пища,

Ну и, конечно, в этом городе дети тоже ходят в школу.

Соберите из разбросанных слов предложение

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

Проверьте себя.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу.

Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

Запишите слова в два столбика: в первый - с сочетанием чу, во второй - щу.

Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

Проверьте себя.

Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У.

А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри» и «парашют» написаны с буквой ю (рис. 4). Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.

Рис. 4. Слова-исключения ()

Сегодня на уроке мы узнали, что в русском языке существуют исторические правила, которые не объясняют написание слов, а требуют лишь запоминания и неукоснительного выполнения. К таким правилам относятся написание буквосочетаний ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ и ЖИ - ШИ. Старайтесь быть внимательными и находить эти сочетания в словах, чтобы не делать в них ошибок.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Vlivkor.com ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали на уроке по теме «сочетания ча - ща, чу - щу».

2. Прочитайте скороговорки. Найдите в них слова на правила ЧА - ЩА и ЧУ - ЩУ:

Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек.

Волки рыщут, пищу ищут.

Тащу - не дотащу, боюсь, что выпущу.

3. Подберите к названиям животных названия детёнышей:

волк - ?

заяц - ?

белка - ?

сорока - ?

галка - ?

4. Выберите нужную букву. Запишите слова без ошибок.

Прич(у/ю)дилось, ж(у/ю)ри, ч(а/я)щ(а/я), площ(а/я)дь, щ(у/ю)пальце, пощ(а/я)да, прищ(у/ю)рился, ч(а/я)стушка, ч(у/ю)рбан, ч(у/ю)кч(а/я), ч(а/я)йка, параш(у/ю)т.

5. Замените слово противоположным по значению словом, чтобы в нём были орфограммы «жи - ши, ча - ща, чу - щу»

Узко - ш…… , маленькие - б……, свои - ч….., редко - ч……, радость - п……, много - ч……ссорились - д……, болтали - м…….

6. Соедините подходящие по смыслу слова, найдите в них сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ША, ЧУ - ЩУ.

машина жизнь

большие спешит

хорошие чаща

дремучая рыжики

чудесная животные

Урок 27 Сочетания ча, ща, чу, щу

Учимся правильно произносить и писать слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу

193. Прочитай. Быстро проговари скороговорку. Часто в чащах волки рыщут, добычу ищут.

В русском языке звуки [ч’], всегда мягкие, по-этому буквосочетания ча, ща, чу, щу надо произносить но писать после ч, щ следует а, у:

Ча, ща пиши с а. Чу, щу пиши с у.

194. Прочитай. Правильно произноси сочетания ча, ща, чу, щу.

Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка,

Чайник, роща, площадь, ищу, часто, часть, чудеса.

Составь предложения с двумя словами (на выбор).

195. Задание на выбор.

1. Образуй слова с сочетаниями ча, чу и запиши их.

2. Измени данные в скобках слова так, чтобы в них появились буквосочетания чу, щу. Запиши.

Решить (задача), позвонить (врач), пойду в (роща). 196. Прочитай. Как можно ответить на вопрос, поставленный в заглавии текста?

КТО ЖИВЕТ В ЧАСАХ?

Я знаю, что ч..йки живут в море, ч..баны – в горах, а ч..йники – на кухне.

Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а ч..чело – на огороде. Кроме того, я знаю,

Хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное ч..довище.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз аккуратно их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто там тикает?

По Г. Юдину

Выпиши из текста слова с пропущенными буквами. Поясни написание.

Рассмотри рисунки. Какой из них можно назвать иллюстрацией к тексту? Почему?

Найди в тексте слова с сочетанием жи.

197. Найди слова, близкие по значению. Запиши их парами.

Волшебник, скучаю, жалеть, грущу, чародей, щадить.

198. По образцу замени данные слова противоположными по значению. Запиши, подчеркни ча, чу.

О б р а з е ц. Радость – печаль.

Свои – ч… , редко – ч… , говорю – м… , конец – н… .

199. Проверь себя! Главные слова урока.

Сочетания ча, ща, чу, щу, написание, произношение.

200. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

1. Всегда помогай товарищ.. . 2. Цени ч..жой труд. 3. Сверяй время по ч..сам, а человека по делам. 4. Сам погибай, а товарищ.. выручай (Пословица).

Сочетания ча, ща, чу, щу - Російська мова

Схожі записи:

    СЛОВО УРОКИ 64 – 66 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ 327 Прочитай. Как ты думаешь, слово и предмет – это одно и то же или нет? Всему...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование 229 1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот...

    20. Читаем: делим текст на части по содержанию. Учимся задавать вопросы по тексту. Пишем: составляем ответы на вопросы по тексту 161. Прочитайте молча. Какие вопросы...

    64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему 499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите...

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом...

    50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное 400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для...

    Урок 50 Сопоставляем высказывание с планом Учимся слушать высказывания с опорой на план 352. Послушай внимательно загадки и отгадай их. 1. Он зимою спит в...

    МОРФОЛОГИЯ МЕСТОИМЕНИЕ §40 Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения 369 1. Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Названные вами вопросы...

    Урок 64. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Развиваем умение высказывать собственное мнение по поводу прослушанного текста 405. Послушай стихотворение. Перескажи его, выразив свое...

    ОТГАДКИ К ЗАГАДКАМ, ШАРАДАМ, РЕБУСАМ С. 21 – гость, знал. С. 32 – сумка. С. 43 – буквы. С. 48 – игрушки. С. 54 –...

    4 класс Части речи Имя существительное Именительный и винительный падежи имен существительных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ Записать предложения. Поставить вопросы к существительным. Подчеркнуть существительные в именительном падеже....

    Урок 51 Устный пересказ текста Учимся устно подробно пересказывать текст 359. Прочитай. О чем это стихотворение? Мы гостям хорошим рады, Всем есть место за столом!...

    Урок 19 Сочетания жи, ши Учимся произносить и писать слова с буквосочетаниями жи, ши 138. Прочитай русские и украинские пословицы. О чем они? 1. Век...

    60. Пословицы и поговорки (Прислів’я та приказки).Говорим: составляем высказывание по пословице. Читаем: составляем вопросы по тексту, отвечаем на них 474. Прочитайте. О чем этот текст?...

    3. ЗВУКИ И БУКВЫ ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БУКВАМИ е, е, ю, я 30 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Стол имелся в каждой русской избе....

    4 класс Части речи Имя числительное ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать сочетания числительных с существительными. ГЛУПЫЕ БРАТЬЯ Жили были пять глупых братьев, пятнадцати, шестнадцати, семнадцати, восемнадцати...

    МОРФОЛОГИЯ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ §54 Типы речи. Соединение типов речи в тексте 455 1. Найдите в содержании учебника материалы, посвященные типам и стилям речи....

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 24. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В РЕЧИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте стихотворение. Определите, о какой части речи говорится в...

    4. ТЕКСТ ПОНЯТИЕ ОБ АБЗАЦЕ 8 1. Прочитай. Докажи, что это текст. Ответь на вопросы. Варюша думала было надеть волшебный перстенек, чтобы повидать белый свет...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РАБОТА С ТЕКСТАМИ (УЧЕБНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ) 29 1. Прочитай текст. О ком он? Подбери заголовок к тексту из предложенных. ДЕД...

    УЧИМ НОВЫЕ БУКВЫ Ее Белый Здесь Третий Чем Первый Где Верю Ничем Верхний Мне Смотрела Тем Серый Хлеб На горе Две Полезный Место На дворе...

    СЛОВО УРОКИ 67 – 68 БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ 347 Прочитай. Мы поставили спектакль по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Аня Медведева, Нина...

    3 класс Состав слова. Правописание Написание слов с парными звонкими – глухими согласными в корне СЛОВАРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Подобрать и записать слова для проверки...

    59. Частицы. Междометия (Частки. Вигуки). Читаем: определяем тему и основную мысль текста 468. Прочитайте отрывок из сказки Антония Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”. Определите...


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

  • Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча - ща; формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу .
  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций: анализ, обобщение, сравнение.
  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Карточки со словами:

Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый ч _ щ _ .

  • Алгоритм.
  • Карточка-задание для пробного действия со словами:

Щ _ ка, ч _ дак.

  • Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
  • Карточки для групп со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу.

  • Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.

Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
Все слова на чу и щу.
Я их твердо зауч _
И пятерку получ _ .

  • Самостоятельная работа.

Я грамотно писать хоч _ ,
Слова на ч _ и щ _ уч_ :
Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ -
Я с у пишу и чу и щу!

  • Яблонька, нарисованная на листе ватмана.
  • Набор "яблок" красного, желтого, зеленого цвета.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.

На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)

Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши )

Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)

Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)

Вам хочется узнать что - то новое? (Да.)

Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)

Молодцы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Прочитайте слова.

Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)

Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща".)

А как вы будете действовать? (По алгоритму.)

Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)

Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)

Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?

Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.

Почему последовательность шагов будет именно такой?

Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи - ши пиши с буквой и )

Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

Я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Проверяем по образцу.

У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Индивидуальное задание.

Сейчас я вам предложу задание с затруднением. Вам нужно будет вставить буквы в слова.

Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы на планшетках.

У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак. )

У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)

Учитель выставляет разные ответы детей на доску.

У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?

Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)

3. Выявление причины затруднения.

Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука. )

В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ )

Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ - у или ю. )

Кто - нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи - ши, ча - ща , мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу - щу. )

4. Проблемное объяснение нового материала.

Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу .)

Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу .)

Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план .)

  1. Прочитайте слова.
  2. Обозначьте новую орфограмму.
  3. Сделайте и запишите вывод.

Учитель выдает каждой группе карточки со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу

Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики формулируют правило сами, на доску выставляют составленные эталоны .)

Кто может ответить на вопрос, будет ли это правило исключением? (Да, это исключение. В словах с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу после твердых согласных пишем букву и , после мягких буквы а, у.. )

Откройте учебник на с. 106 и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!

Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у. )

Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу. )

Достигли поставленной цели? (Да.)

Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу - щу? (Правило: в буквосочетаниях чу - щу после ч, щ пишется буква у: щука, чудак. )

Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу - щу ? (Да.)

Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)

Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

Молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)

Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.

2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.

Образец: произношу слово щука. Есть опасное место - буквосочетание щу. Применяю правило: "чу - щу пишу с у", пишу в слове щука щу с буквой у.

Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Учащиеся работают самостоятельно.

Закончили выполнение работы? (Да.)

Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)

Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

Встаньте те, у кого 20 плюсов.

А теперь - у кого 19-17 плюсов.

Молодцы!

У кого ошибки? (:)

Что не получилось? (:)

Где ошибка? (:)

Почему она возникла? (:

Физкультминутка.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)

Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)

Хорошо! Давайте поработаем с упражнением №176 на с.107.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу. )

Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу. )

Достигли цели? (Да.)

Как пишутся буквосочетания чу - щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у. )

Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу - щу - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения - зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

У кого созрели красные яблоки - дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 177 из учебника.

На уроках родного языка нас обучают правильному безошибочному письму. Как только первоклассники уже могут читать и писать большую часть букв русского алфавита, они знакомятся с первыми В первую очередь узнают правила "жи-ши", "чу-щу", "ча-ща".

Из-за чего возникают проблемы?

Наверняка у каждого из нас прочно сидят в голове строчки: "жи-ши" пиши с буквой "и", "ча-ща" пиши с буквой "а", "чу-щу" пиши с буквой "у", не так ли?

Но давайте рассмотрим подробнее, почему появилась надобность знать данное правило.

Оказывается, написание слов с "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу" тесно связано с фонетикой, то есть со звуками речи. Этот раздел языка очень не любят как дети, так и их родители, которые вынуждены учиться вместе с ребенком. И многие просто не понимают, к чему этот "фонетический разбор слов" и что он дает.

В русском языке есть твердые и мягкие согласные, которыми они становятся за счет гласных букв "е", "е", "я", "ю", "и", а также мягкого знака.

В качестве примера возьмем слова "мэр и "мел". В первом слышится звук [м], он является твердым, в другом же слове он стал мягким [м"] благодаря букве "е", которая так ласково изменила его произношение.

Но в алфавите есть такие буквы, звуки которых никак не могут стать мягкими, и они всегда обозначаются как твердые. Это [ж], [ш], [ц], никакая гласная буква не в состоянии смягчить их, они всегда произносятся одинаково твердо: жук, жюри. Попробуйте сами.

А вот звуки [ч"], [щ"] [й"], напротив, всегда мягкие и никак не смогут стать тверже: честь, час, чудо, какая бы гласная после них ни стояла.

Именно по этой причине дети (и не только) зачастую допускают ошибки в написании слов с такими сочетаниями. Но ведь сами подумайте, как можно написать слово "жираф" через "и", ведь мы четко слышим твердое [жыраф]! А взять слово "чудесный", как же мягко и нежно звучит начало слова: [чюдесный]. Не вызывает сомнений, что писаться должна здесь именно буква "ю". Почему правило "чу-щу"?

Русский язык не зря получил звание одного из самых непростых для изучения, ну никак не может тут быть все так легко.

Почему так?

Вдаваться глубоко в историю не будем, но важно знать, что раньше звуки [ж] и [ш] считались мягкими, а буква и указывала на это. И даже теперь, когда в современном русском языке буквы обрели лишь твердое обозначение своего звучания, изменять правописание не стали, и теперь приходится запоминать такие вот необычные законы языка.

Теперь нам остается только придерживаться правил "чу-щу", "ча-ща", "жи-ши", которые все же являются простыми по сравнению с другими особенностями нашего родного русского языка.

Кому-то эта информация не понадобится, ему проще заучить и применять правила в дальнейшем, а вот тем, кто любит "докопаться до истины", будет проще усвоить материал, если они будут знать происхождение орфограмм.

Как не забыть правило

Любые навыки и новые знания требуют тщательного закрепления. Очень часто дети, даже изучив правило "чу -щу", "жи-ши", "ча-ща", все же совершают ошибки при написании слов, содержащих данные орфограммы.

Поэтому и были придуманы интересные рифмовки, по типу: "жи-ши пиши с буквой и". Очень важно, чтобы дети помнили и использовали эти правила каждый раз, когда им встречаются подобные слова, научились их "видеть", находить и выделять.

Чтобы учащиеся не только называли правила, но и применяли их, надежным способом будет отработка правил "ча-ща", "чу-щу", "жи-ши" на письме.

Учитель или родитель может продиктовать множество слов, содержащих данные сочетания, или дать дидактическую карточку по типу "вставь пропущенную букву". Подобная система позволит детям наверняка запомнить правила "чу-щу", "ча-ща", "жи-ши" и никогда больше не допускать ошибок.

Кстати, в казахском языке, где так же, как и в русском, алфавит основан на кириллице, нет данного правила, и в словах после "ж" и "ш" пишется "ы". От этого у детей часто возникают проблемы при письме, ведь их учитель на русском языке учил, что писать "ы" ни в коем случае нельзя, а преподаватель казахского пишет на доске с "ошибками". Но чаще всего от этого страдают дети, которые обучаются на русском языке, а большую часть жизни они пишут и разговаривают на родном казахском.

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

(Из сборника «Занимательная грамматика»)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Столяру хорошо,

А инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошёл -

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

(Б. Маяковский)

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков)

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

ПОСЛОВИЦЫ

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

НА РЫБАЛКЕ

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

ЖИВОЙ УГОЛОК

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.