Определений у понятия «Конституция» есть несколько. В соответствии с одним из них - это сбор основных законов и правил государства. Она предопределяет, какое политическое устройство принято в стране, являясь высшим нормативным актом. Конституция действует на всей территории государства и определяет права, а также обязанности всех ее граждан.

Что такое Конституция государства, и какова ее история

Четкое определение, что такое Конституция, звучит так - это самый главный Закон государства, опираясь на который, оно и функционирует. Закон в том или ином виде существовал еще со времен древних государств, однако, в Конституцию он был воплощен только в 1787 году, когда впервые в истории был принят основной закон страны (в Соединенных Штатах Америки).

Именно Конституция США стала прообразом аналогичных документов для многих стран, хоть ее и сложно назвать полноценной Конституцией. Все потому, что она имеет сравнительно небольшой объем, что мало для главенствующего Закона: в ней всего семь законов, вступление (преамбула) и 27 поправок к законам.

Вторая в мире Конституция была принята спустя 4 года после американской во Франции. Она положила начало истории конституционной Европы.

Чем отличается Конституция от других законов

Конституция отличается от остальных законодательных актов следующим:

  • На ее основе принимаются все остальные законы и устанавливаются нормы;
  • В Конституции закреплены права и свободы граждан, форма государственного строя, а также система, по которой выстроены все высшие государственные инстанции;
  • Конституция - относительно стабильный и неприкасаемый Закон. При этом установлен особый порядок, согласно которому ее можно дополнять или изменять определенными органами;
  • Конституция характеризуется наивысшей правовой силой;
  • Конституция - это нормативный акт прямого выполнения и действия;
  • Как уже упоминалось, конституция - это Закон, действующий на всей территории страны, в отличие от некоторых законов, имеющих только региональное действие.

Конституция Российской Федерации

Конституция РФ, как и подобные документы других государств, имеет высшее правовое значение на территории страны. Она была принята в начале 90-х годов прошлого столетия российским народом на основе Конституции СССР от 1978 года и сразу же вступила в силу. Больше информации о дате принятия Конституции России вы сможете получить, ознакомившись с нашей статьей - .

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу на территории всего государства, включая области, республики и остальные административные единицы страны. В данном Законе закреплены основы политического строя, главенствующего в стране, определены механизмы образования исполнительных, представительных, судебных органов и форма их функционирования. Также Конституция определяет свободы, права и обязанности каждого гражданина РФ.

Структура Конституции РФ

Конституция Российской Федерации, как главенствующий Закон, состоит из трех основных частей: преамбулы, раздела первого и раздела второго. Преамбула объясняет понятие и сущность Конституции, является вступительной частью. В ней изложены цели, основные функции и принципы данного нормативного акта.

Первый раздел состоит их 9-ти глав, каждая из которых имеет свое название, и ее составляет определенное количество статей (всего в Конституции 137 статей). Во втором разделе собраны переходные положения Конституции и заключение.

основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме К. - всегда документ государства, правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа и имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую юридическую силу, т. е. К. стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. По сути и содержанию К. - документ и общества, и государства. Иначе говоря, К. - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Принятие К. обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. К. прежде всего отражает, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и каково отношение к ним граждан, а также закрепляет основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. К. фиксирует систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.

Каждая К. (независимо от социальной системы государства) выполняет следующие функции: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую, юридическую.

Учредительная функция К. состоит в том, что К., появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. "Учредительная" в данном случае означает:

К. либо закрепляет то, что уже существует как результат человеческих деяний, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, уже созревших в обществе, но еще не могущих возникнуть до тех пор, пока не будет необходимой для них правовой базы, которая и учреждается с принятием К. Таким образом, учредительные начала К. могут проявляться как в отношении к общественной (политической) системе в целом так и к конкретным государственно-правовым институтам.

Организаторская функция К. заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. К. должна не только отражать роль соответствующих факторов, но и содержать определенные механизмы их достижения.

Внешнеполитическая функция К. состоит в том, что она не только обращена к внутренней жизни страны, но и одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.

Идеологическая функция К. может заключаться в закреплении постулатов определенного политического учения в качестве господствующих (все советские конституции). Такой вариант идеологического предназначения К. исключает теперь К. РФ 1993 г. Иначе говоря, никакая идеология в Российской Федерации не является государственно обязательной. Однако с другой стороны К. просто не может не быть идеологическим (в смысле мировоззрения) документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в К. институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Каждая К. закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Юридическая функция К. заключается в том, что она, во-первых, становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются), во-вторых, сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть почвой для их возникновения, в-третьих, дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения К.

У каждой К. есть юридические свойства, т. е. признаки ее как основного закона государства, а именно:

1) любая К. относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами.

В нашей стране К. - это единый акт. В науке конституционного права основной закон, представленный единым актом, принято называть "писаной конституцией". Если же у государства нет такого акта, а имеющими конституционное значение признаются несколько актов разных лет, то их в совокупности обычно именуют "неписаной конституцией" (например, в Великобритании).

Часто текст К. называется "Конституция (Основной Закон)" государства. И хотя такого наименования не могут иметь иные политические и правовые документы, все предшествующие К. в нашей стране назывались именно так. В названии действующей Конституции РФ словосочетание "Основной закон" не используется.

В некоторых странах к основному акту может примыкать еще один или несколько актов. Они называются обычно конституционными законами. Если официально обозначена роль таких актов как дополнение к К., то, конечно, в совокупности с нею их можно рассматривать как единую писаную К. Тем более есть основания так считать в том случае, если конституционный закон заменяет собой часть норм К., перестающих действовать. Если же конституционными законами считаются акты, изданные по кругу вопросов, указанных в К., или развивающие ее положения, - это еще не означает, что появляются акты, равные К., даже если в ней самой часть таких актов и поименована "конституционными законами";

2) юридическим свойством К. является и ее юридическое верховенство. Оно означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать К. и не могут ей противоречить.

Юридическое верховенство К. обычно подчеркивается в тексте К. (см., например: ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993г.):

3) К. является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания К., исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Наряду с этим К. часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих их положения;

4) К. характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок принятия и изменения.

Принятие К. проходит в обстановке гласности и повышенного интереса общества, так как это - историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то, и текстом проекта, и дискуссиями о содержании К., и раскладом сил в обществе за" и "против" нового основного закона, как правило, интересуется гораздо больше граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных, публикуются далеко не всегда, в то время как проекты К. появляются на страницах газет, издаются отдельными брошюрами большим тиражом.

Особый порядок принятия может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения проекта К.В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились в 1936 и 1977-78 гг.

Наконец, особый порядок принятия может выражаться в вынесении проекта К. на всенародное голосование (референдум). Так, действующая К. РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие К. народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения принятия К. и вступления ее в силу парламентом либо президентом государства, либо центральной избирательной комиссией.

Особый порядок изменения К. - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений.

В том случае, если закон об изменениях и дополнениях К. принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1997 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ Законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).

Специальные требования к процедуре изменения и дополнения К. вызваны прежде всего необходимостью обеспечения стабильности К. Наглядный тому пример - процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в ее гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" (см.: Конституция Российской Федерации). (С. А.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической и правовой системы страны. Обычно фиксирует государственное устройство, основные органы государственной власти, а также права и обязанности граждан.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСТИТУЦИЯ

от лат. constitutio - установление, устройство) - осн. закон гос-ва, закрепляющий в соответствии со сложившимся в обществе соотношением клас. сил социально-экономич. и политич. основы власти господств, классов (в общенародном гос-ве - всего народа), основы правового положения граждан, порядок образования, построения и деятельности гос. органов. К. определяет осн. устои и принципы устройства государства и в силу этого составляет юридич. базу текущего законодательства. Для принятия, изменения и дополнения К. обычно устанавливается более сложный порядок, чем для обыкновенных законов. Она принимается представит, органом страны, а в отд. случаях для этой цели созывается спец. орган (учредит, собрание, конвент). Иногда проект К. выносится на референдум. Изменение К. производится не простым, а квалифицированным большинством (2/3, 3/5) голосов членов представит, органа. Вследствие этого К. обладает наивысшей юридич. силой. В указанном смысле К. не была известна ни рабовладельч., ни феод. гос-вам. Первые К. появились в ходе борьбы нар. масс против феодализма в результате бурж. революций. Уже в тот период большинство бурж. К. представляло собой единый систематизированный законодат. акт, утвержденный парламентом (исключением являлась К. Великобритании, состоящая из ряда разновременно принятых актов). В Европе к числу первых бурж. К. относятся К. Франции, принятые в последнее десятилетие 18 в. (1791, 1793, 1795, 1799), в Америке - К. США 1781 и 1787. По мере утверждения капиталистич. обществ. отношений и завоевания власти буржуазией К. были приняты и в др. странах Европы и Америки. Характеризуя бурж. К. и процесс их создания, Ленин писал: "Писаные и неписаные конституции... представляют из себя лишь запись итогов борьбы, получившихся после ряда тяжело доставшихся побед нового над старым и ряда поражений, нанесенных новому старым" (Соч., т. 18, с. 526-27). Гл. цель этих К. заключалась в том, чтобы, закрепив результаты бурж. революции, ввести ее в определ. рамки, преградить нар. массам путь к власти, узаконить капиталистич. порядки. Несмотря на существующие между бурж. К. конкретные различия в содержании и форме, всем им присущ ряд характерных общих черт. Все они прямо или косвенно юридически закрепляют капиталистич. систему х-ва, частную собственность на средства произ-ва и тем самым узаконяют деление общества на имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых, устанавливают такой порядок образования органов гос-ва, их структуру и взаимоотношения, к-рый при любой игре политич. сил обеспечивает всевластие буржуазии; всем им присущи декларативность и формализм; признание прав и свобод личности в общей форме и ограничение их в оговорках, провозглашение защиты прав и свобод и отсутствие материальных гарантий их осуществления. Исторически новым типом осн. закона являются К. социалистич. гос-в, возникшие в результате свержения власти капиталистов и помещиков и завоевания диктатуры рабочего класса в союзе с трудящимся крестьянством. Первыми К. социалистич. типа были К. РСФСР 1918, К. Венгерской советской республики 1919, К. МНР. Разработанная под руководством Коммунистич. партии и при непосредств. участии В. И. Ленина К. РСФСР 1918 впервые в истории человечества законодательно закрепила социалистич. устои и принципы устройства гос-ва и тем самым послужила прообразом для основных законов др. социалистических стран (см. Конституция СССР, Конституции социалистических государств). В наст. время все социалистич. гос-ва имеют К., каждая из к-рых юридически закрепляет достигнутый страной этап социалистич. строительства и определяет общие перспективы дальнейшего развития. В рамках ныне действующих К. социалистич. типа следует различать две разновидности К.: конституции гос-в строящегося социализма и К. гос-в победившего социализма. Социалистич. К. отличаются между собой и по форме и по конкретному содержанию, но в основе всех их лежат общие черты, единые принципы, отражающие общие закономерности развития социалистич. общества. Каждая из них закрепляет господство социалистич. системы х-ва, основанной на обществ. собственности на средства произ-ва, социалистич. принципы произ-ва и распределения, утверждает полновластие трудящихся, осуществляемое через систему представит, органов, провозглашает и гарантирует материальными средствами подлинно демократич. права и свободы. Социалистич. и бурж. К. - это два типа осн. законов, выражающих два противоположных типа обществ. отношений. Вдохновляясь примером социалистич. гос-в, ряд недавно освободившихся от колониальной зависимости и вступивших на путь независимого нац. развития стран провозгласил в своих К. строительство социализма (напр., К. Нар. Демократич. Алж. Республики 1963, временная К. О АР 1964). Лит.: Маркс К., Клас. борьба во Франции с 1848 по 1850, К. Марко и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7; Энгельс Ф., (Письмо) И. Блоху, 21-22 сект., 1890 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1853; Ленин В И., Три конституции или три порядка гос. устройства, Соч., 4 изд., т. 8; его же, Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам, там же, т. 15, с. 303; его же, Письма из далека, там же, т. 23; его же, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 24; его же, Задачи пролетариата в нашей революции, там же; его же, Материалы по пересмотру парт. программы, там же; его же, Один из коренных вопросов революции, там же, т. 25; его же, Проект декрета о роспуске Учредит. собрания, там же, т. 26; его же, V Всеросс. съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и красноармейских депутатов. Доклад СНК 5 июля 1918 г., там же, т. 27; Калинин М. И., Речь на открытии Чрезвычайного VIII Всесоюзного съезда Советов 25 ноября 1936 г., в кн.: Калинин М. И., Статьи и речи 1936-1937, М., 1938. Л. Д. Воеводин. Москва.

Что такое конституция? По форме этот документ похож на обычный закон, и у многих возникает вопрос, для чего этому акту необходимо отдельное название. Что выделяет ее из огромного массива нормативных текстов, в чем ее значение? Каково происхождение этого слова? В каких странах нет конституции? В чем ее сущность? Какие общественные отношения она регулирует? Попробуем ответить на все возникшие вопросы.

Обратимся к этимологии

Невозможно однозначно ответить на вопрос, что такое конституция, не узнав, откуда берет истоки этот термин. Происходит это слово от латинского “constitutio”, что в переводе на русский означает “установление, строение”. Еще хочется отметить, что слово «конституция» употребляется не только в значении определенного документа нормативного характера. Этот же термин используется в анатомии и означает совокупность устойчивых свойств организмов (как морфологических, так и функциональных), которая обусловлена наследственными характеристиками, а также интенсивным и продолжительным воздействием на него окружающей действительности. Таким образом, слово «конституция» описывает что-то стабильное и давно установленное.

Мнение ученых

В науке существует множество версий о том, что такое конституция. Как правило, в основе всех определений лежит место этого документа в системе всех правовых актов, а также предмет, который ей регулируется. Наиболее распространено понятие конституции как основного закона страны, который фиксирует организацию власти и определяет ее отношения с отдельными индивидуумами, а также со всем обществом. Если рассматривать форму этого документа, то можно сказать, что можно определить этот термин как акт (либо в отдельных случаях их совокупность), который имеет наивысшую юридическую силу. Именно по этой причине конституцию и именуют основным законом. Тот факт, что никакой другой акт государства не может и не должен противоречить положениям конституции, бесспорен. Однако наделяет этот документ таким свойством его материальное содержание, значение тех общественных отношений, которые попадают в зону его регулирования.

Основные положения

Понять, что такое конституция, поможет установление тех фундаментальных догматов, которые обычно в ней закрепляются. Чаще всего в этом документе находят отражение, во-первых, права и свободы людей и граждан. Помимо их провозглашения, конституция еще закрепляет и гарантии их соблюдения. Во-вторых, в этом акте дается прямое указание на организацию власти в государстве, на форму правления и другие значимые политические моменты.

Сущность

Эта философская категория отражает содержание документа. И по этому поводу в науке ведутся дискуссии. По мнению влиятельного ученого Ф. Лассаля конституция государства являет собой не что иное, как отражение соотношения сил в обществе, а значит, имеет классовый характер. Многие ученые, напротив, считают, что этот документ является формой выражения общесоциальных, народных интересов и представляет собой компромисс. Д. Л. Златопольский, в свою очередь, видит сущность конституции в народном суверенитете.

Признаки

Основным свойством этого документа является, безусловно, высшая юридическая сила. Не допускается отступление в других актах от положений конституции. Вторым признаком является относительная стабильность документа. Это связано с особым порядком изменения фиксированных в основном законе положений, а также дополнения новыми нормами. Российская конституция является жесткой. Это значит, что внесение поправок в ее текст – чрезвычайно тяжелый процесс. Третьей особенностью основного закона выступает прямое действие его норм. Это значит, что положения, зафиксированные в конституции, самостоятельны и не нуждаются в дополнительном опосредовании актами действующего законодательства. И, наконец, четвертый признак – основной закон играет роль нормотворческой базы, основы. Для остальных актов законодательства конституция является платформой, ядром.

Принципы

Конституции также имеют свой базис, то есть какие-то основополагающие постулаты, на которых строится весь ее текст. Основной закон РФ базируется, во-первых, на принципе демократизма. Суть его состоит в том, что конституцией закрепляется принадлежность всей власти народу. Кроме того, граждане государства провозглашаются носителями суверенитета. Второй принцип – это законность. Это положение закреплено в ст. 15 Конституции, где речь идет о том, что основной закон имеет прямое действие, равно как и высшую юридическую силу. Третий постулат – равноправие всех граждан. Его мы найдем в ст. 19. Четвертый принцип – гуманизм. Он просматривается в признании человека наивысшей ценностью. Означает он заботу о людях, о развитии их наилучших духовных и необходимых физических качеств, а также и об материальных условиях жизни. Пятой основой конституции выступает идея государственного единства, которая имеет большое значение для многонациональной федерации. Найти закрепление этого принципа можно в Преамбуле, а также в ст. 4 Основного закона. Сочетается этот постулат и со следующим, шестым по счету, с установлением равноправия и самоопределения народов. Еще одним принципом, имеющим значение для организации управления в стране, является закрепление в ст. 10 и 11 Конституции разделения властей. И последний из основных, восьмой постулат – многопартийность, или, по-другому, идеологическое многообразие.

Зарождение

Как и где появились первые конституции? Прообразом первых подобного рода документов выступил колониальный договор 1620 года, который фиксировал правоотношения в Новой Англии (ныне земли США). А вообще этот институт зародился в США. Сначала конституции принимались в отдельных штатах (таких как Коннектикут, Нью-Гавен, Пенсильвания). Затем основной закон появился в США и как общегосударственный – в 1787 году. На европейском материке первые конституции были приняты в Польше и Франции (1791 год). В России этот документ появился лишь в XX веке – в 1918 году.

Российская конституция

В РФ действует Основной закон, который еще в 1993 году был народно принят. Включает в себя он, во-первых, Преамбулу, во-вторых, 2 раздела. Первый их них делится еще на 9 глав. В этом разделе отражены основы конституционного строя, правового положения личности, устройства государства. Кроме того, в нем закреплены базовые положения о высших властных органах. В совокупности раздел 1 составляет 137 статей. Вторая же часть Конституции состоит всего из 9 статей. Здесь речь идет о заключительных, равно как и переходных положениях.

Классификация

Считается, что конституция – закон важнейший по своей сути, однако в некоторых странах обходятся и без нее. Часто ставят в пример Великобританию, Израиль. Однако тот факт, что в этих странах нет акта под названием «Конституция», не может означать, что в их законодательстве не зафиксированы важнейшие постулаты государственного устройства. Изучая понятие конституции, следует заметить, что они могут быть писаными и неписаными. Первые являются традиционными, выраженными в форме документа под таким же названием. Вторые же (как в Великобритании и Израиле) представляют собой совокупность обычных законов, обычаев, а также актов судебной власти. Данные документы не объединяются в свод актов и не отграничиваются от других по признаку высшей юридической силы. Также актуальной является классификация конституций по признаку их адекватности, соответствия действительности. По этому критерию выделяют реальные и фиктивные основные законы. Предписания первых воплощают действительность, а вторые, в свою очередь, закрепляют такие положения, которые отличаются от фактической модели устройства государства. В идеале все конституции должны быть реальными, адекватными существующим в обществе и государстве правовым отношениям, но, к сожалению, на практике не всегда они обладают этими признаками.

Конституция есть практически в любом цивилизованном государстве. Что представляет собой данный нормативный акт, и для чего он нужен? Чем Конституция отличается от других законов? Ответы на эти и многие другие вопросы будут предоставлены в статье.

Что такое Конституция?

Определение constitutio на латыни означает "устройство". По сути, Конституция - закрепляющий государственное устройство. Именно поэтому данный нормативный акт обладает высшей юридической силой.

Конституция является сборником основных правил или законов. Этот закон определяет то, каким должно обладать государство. Нормы, закрепленные в основном законе страны, действуют для всех граждан.

Первые сборники законов существовали еще до нашей эры. Стоит вспомнить, например, закон 12 таблиц или сборник Хаммурапи. Однако впервые Конституция появилась в США в 1787 году - именно в том виде, который наиболее близок для нас сегодня. Это документ, имеющий относительно небольшой объем, разделенный на несколько частей. Основной закон США стал примером для принятия Конституций во множестве других стран.

Отличия Конституции от других законов

Что такое Конституция? Определение здесь можно дать очень простое: это закон. Но чем она отличается от других законов, которые также могут быть приняты в каком-либо государстве? Конституционные нормы являются основными в стране. На их основе выстраиваются все остальные законы. Именно поэтому про Конституцию говорят как про нормативный акт, обладающий наивысшей юридической силой.

Конституция должна содержать в себе наиболее общие сведения о самых важных государственных проблемах. Это, например, территориальное и властное устройство, свободы и права человека, судебная система и т.д. Отмена и принятие Конституции должны проходить особым образом - не так, как с остальными законами. Должен быть установлен специальный порядок, согласно которому отдельные нормы основного закона страны могут быть изменены или дополнены.

Виды Конституций

Специалисты в области права разработали несколько классификаций, по которым можно выявить основные виды и формы Конституций. По форме государственные законы делятся на неписаные и писаные. Здесь все просто: документ либо зафиксирован на бумаге, либо нет. Писаные Конституции характерны для большинства западных стран. Неписаные распространены для государств англо-саксонской системы (кроме США). Это, например, Великобритания и Новая Зеландия.

Также законы делятся на кодифицированные и некодифицированные. В первом случае закон представляет собой единый нормативный акт, а во втором - сборник обычаев, прецедентов, доктрин и т.д.

Конституции бывают жесткими и гибкими. Здесь все зависит от способа принятия дополнений и поправок. Гибкие законы изменить легко - достаточно лишь издать соответствующий акт. С жесткими все несколько сложнее. Зачастую их и вовсе нельзя изменить - можно лишь отменить, после чего принять новую Конституцию.

Таким образом, Конституция является довольно необычным нормативным актом. Основной закон государства по-особому принимается, влияет на все остальные документы, а также может иметь одну из множества форм.

Функции Конституции

Что такое Конституция? Определение этого понятия даст хоть и понятную, но все же недостаточно исчерпывающую информацию о явлении. Именно поэтому стоит обратить внимание на роль и функции Конституции как основного государственного закона.

Первая функция именуется учредительной. Именно Конституция учреждает все основы жизни в стране: политический и территориальный строй, человеческие права, общественные отношения и т.д. В чем еще проявляется учредительная функция? Как правило, основной закон страны базируется на определенных законах. Конституция РФ, например, имеет 9 глав, каждая из которых подкреплена - ФКЗ. При этом обычные федеральные законы должны опираться на нормы основного нормативного акта.

Учредительная функция делится на внешнеполитическую, идеологическую, а также юридическую. Основной закон страны закрепляет порядок взаимоотношений с миром, устанавливает определенную идеологию или полное ее отсутствие, а также дает представление о правовой системе в государстве.

Следующая функция именуется организаторской. Конституция призвана не закреплять достигнутые результаты, а ставить новые задачи. Это, например, увеличение политической активности, улучшение качества жизни, модернизация внешних отношений и т.д.

Конституция России

Российский основной закон состоит из трех частей. Это преамбула (вступительное слово), а также первый и второй разделы. В преамбуле изложены цели, задачи и принципы нормативного акта. В первом разделе имеется 9 глав, каждая из которых посвящена отдельной теме. Здесь рассказывается про государственное и территориальное устройство, про права человека, ветви власти и местное самоуправление. Второй раздел содержит переходные положения и заключение.

Российская Конституция была принята 12 декабря в 1993 году. До этого в России действовало четыре различных Конституций: первая была принята в 1918 году и касалась советской России. В 1925 году была изменена на основной закон РСФСР. В 1937 году и 1978 году Конституция также менялась и дополнялась.

Что такое Конституция? Определение здесь можно дать самое простое: это основной закон страны, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы государственного строя.