Под уголовным делом понимается процесс уголовного судо­производства (производство процессуальных действий и приня­тие процессуальных решений), который документируется. Со­вокупность таких документов именуется материалами уголов­ного дела .

публичного обвинения:

    1. уполномоченное лицо (орган) возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление;
    2. копия постановления незамедлительно направляется прокурору;
    3. если прокурор признает постановление незаконным или необоснованным, он вправе отменить его, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело;
    4. о принятом решении незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Подробнее

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения указан в ст. 146 УПК РФ:

    1. орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление ;
    2. копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору (при возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании);
    3. в случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело;
    4. о принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя , а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело .

Возбуждение уголовного дела в силу публично-правовой природы уголовного процесса не зави­сит от волеизъявления частных лиц, в том числе и потерпевших от преступления. Данные лица могут выступить лишь инициато­ром сообщения о преступлении, подав заявление. Решение о воз­буждении уголовного дела будет обусловлено не волеизъявлени­ем данных лиц, а наличием повода и основания к возбуждению уголовного дела, которые обязывают представителей государст­венной власти (орган дознания, дознавателя, следователя) возбу­дить уголовное дело.

Орган дознания, дознаватель, следователь обязаны прини­мать любое сообщение о преступлении, однако возбуждать уго­ловные дела они могут только в пределах своей компетенции , которая ограничивается:

    • полномочием должностного лица,
    • ха­рактером преступления и
    • пределами территориальной подслед­ственности.

В пределах предоставленной компетенции решение о возбуждении уголовного дела орган дознания, дознаватель, следователь принимают самостоятельно.

Под вынесением постановления о возбуждении уголовного дела понимается его составление и подписание дознавателем, следователем. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

    1. дата, время и место его вынесения;
    2. кем оно вынесено;
    3. повод и основание для возбуждения уголовного дела;
    4. пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Под местом вынесения постановления следует понимать на­селенный пункт, где составлено постановление. При отсутст­вии населенного пункта указывается территориальная дислока­ция, географическая точка и т. п., где вынесено постановление.

Указывая, кем вынесено постановление, следует указать фами­лию, инициалы, должность и наименование соответствующего органа, специальное звание или классный чин.

В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны все пункты, части, статьи УК, признаки которых усматриваются в сообщении о преступлении и материалах про­верки, поскольку на основании этого принимается решение о подследственности дела, форме предварительного расследова­ния и т. д.

Копия постановления о возбуждении уголовного де­ла направляется прокурору незамедлительно.

Если уголовное дело направляется прокурору для определе­ния подследственности, то об этом в постановлении о возбуж­дении уголовного дела делается соответствующая отметка. Про­курор определяет подследственность уголовного дела с учетом положений ст. 151 УПК.

УПК устанавливает порядок, обеспечивающий безотлага­тельную проверку прокурором законности и обоснованности принятия органом дознания, дознавателем, следователем тако­го важного процессуального решения, как возбуждение уголов­ного дела. В соответствии с данным порядком копия постанов­ления дознавателя, органа дознания, следователя о возбужде­нии уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

Термин «незамедлительно» является оценочным и его содержа­ние в законе не раскрывается. Незамедлительно означает немедленно или не медля, т. е. без каких либо задержек.

Проверка прокурором законности и обоснованности реше­ния о возбуждении уголовного дела носит не предупредитель­ный (разрешительный) характер, поскольку не направлена на предупреждение нарушений при принятии решения о возбуж­дении уголовного дела (не требует согласия прокурора на реше­ние о возбуждении уголовного дела), а восстано­вительный характер (при выявлении нарушений принятия ре­шения о возбуждении уголовного дела должны последовать меры прокурорского реагирования, предусмотренные УПК).

В случае если прокурор признает постановление о возбужде­нии уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения мате­риалов отменить постановление о возбуждении уголовного де­ла, о чем выносит мотивированное постановление (ч. 4 ст. 146 УПК).

Прокурор не обладает полномочиями принятия решения по сообщению о преступлении. Решение следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела, выраженное в форме постанов­ления, не требует согласования с прокурором. Прокурор не мо­жет лично рассмотреть сообщение о преступлении и принять по нему решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, но он может отменить решение органа дознания, дознавателя, следователя о возбуждении уго­ловного дела (ч. 4 ст. 146 УПК).

О принятом решении следователь и дознаватель незамедли­тельно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении кото­рого возбуждено уголовное дело.

Постановление прокурора об отмене постановления о возбу­ждении уголовного дела может быть обжаловано вышестояще­му прокурору (ст. 124 УПК) или в суд (ст. 125 УПК).

(образец заполнения). Вариант 2

"УТВЕРЖДАЮ"
Начальник Советского РОВД г. Энска
подполковник полиции
А.М. Ванов
"10" марта 201* года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству
г. Энск
9 марта 201* г.

Советского РОВД города Энска майор полиции Понина В.С., рассмотрев заявление Маликовой Т.И. от 28 февраля 201* г.,

установила:
в ночь с 20 на 21 февраля 201* года Кузькин В.Н., находясь в состоянии алкогольного опьянения в доме 10 по Ленинградскому пер. г. Энска, беспричинно избил Маликову Т.И., причинив ей легкий вред здоровью.
Усматривая наличие достаточных данных, указывающих на уголовно-процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 115 УК РФ, руководствуясь ст. 140, 145, 146 и ч. 1 ст. 156 УПК РФ,

постановила:
1. Возбудить по факту причинения гр. Маликовой Т.И. вреда здоровью уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 115 УК РФ.
2. Уголовное дело принять к своему производству и приступить к производству дознания.
3. Копию настоящего постановления в течение 24 часов направить прокурору Советского района г. Энска.
4. О возбуждении уголовного дела уведомить заявителя Маликову Т.И. и разъяснить ей право обжалования данного постановления прокурору Советского района г. Энска.

Старший дознаватель отделения дознания
Советского РОВД г. Энска
майор полиции В.С. Понина

Копия настоящего постановления направлена прокурору Советского района г. Энска старшему советнику юстиции Гаврикову В.А.
9 марта 201* г. в 14 час. 10 мин.
О принятом решении 9 марта 201* г. в 15 час. 20 мин. сообщено заявителю Маликовой Т.И. и разъяснено право обжалования данного постановления прокурору Советского района г. Энска.

Старший дознаватель отделения дознания
Советского РОВД г. Энска
майор полиции В.С. Понина

Постановление о возбуждении уголовного дела (образец заполнения). Вариант 2

Советского РОВД г. Энска капитан юстиции Перепелкина О.А., рассмотрев сообщение от 28 февраля 201* г. о нарушении Коломейчуком В.Н., управляющим автомобилем, п. 2.7 Правил дорожного движения РФ, повлекшем по неосторожности смерть человека,

установила:
утром 28 февраля 201* года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, Коломейчук Владимир Николаевич, управляя принадлежащим ему автомобилем ВАЗ-2110, государственный номер С 234 СА 77, в Советском районе г. Энска по ул. Шатской напротив дома N 44 не справился с управлением и наехал на гр. Васина Якова Владимировича. От полученных при наезде травм Васин Я.В. скончался на месте.
Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, и руководствуясь ст. 38 2 , 140, 145 и 146 УПК РФ,

постановила:
1. Возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ.
Возбудить уголовное дело в отношении Коломейчука Владимира Николаевича, в деянии которого усматриваются уголовно-процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ.

Следователь следственного отдела
Советского РОВД г. Энска

О принятом решении 4 марта 201* года Коломейчуку В.Н. (лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело) сообщено лично.

В.Н. Коломейчук

Следователь следственного отдела
Советского РОВД г. Энска
капитан юстиции О.А. Перепелкина

Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству (образец заполнения)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству
г. Энск
9 января 201* г. 13 час. 20 мин.

Следователь 2 о/м Пролетарского РОВД г. Энска лейтенант юстиции Рыбина А.А., рассмотрев заявление о грабеже, поступившее от Хохловой С.Л. 6 января 201* года,

установила:
06 января 201* года вечером около дома N 3 по ул. Омской в г. Энске двое неустановленных лиц открыто похитили у Хохловой Светланы Леопольдовны золотые серьги и кольцо на общую сумму 6450 руб.
Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 161 УК РФ, и руководствуясь ст. 140, 145, 146 и ч. 1 ст. 156 1 УПК РФ,

постановила:
1. Возбудить уголовное дело по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 161 УК РФ.
2. Уголовное дело принять к своему производству и приступить к предварительному следствию.
3. Копию настоящего постановления направить прокурору Пролетарского района г. Энска.

Следователь 2 о/м
Пролетарского РОВД г. Энска
лейтенант юстиции А.А. Рыбина

Копия настоящего постановления направлена прокурору Пролетарского района г. Энска старшему советнику юстиции Гаврикову В.А.
9 января 201* г. в 14 час. 10 мин.
О принятом решении сообщено заявителю Хохловой С.Л.

Следователь 2 о/м
Пролетарского РОВД г. Энска
лейтенант юстиции А.А. Рыбина

Постановление о возбуждении уголовного дела и направлении его по подследственности (образец заполнения)

Начальник следственного отделения Центрального РОВД г. Энска майор юстиции Петровичев Е.А., рассмотрев рапорт об обнаружении признаков кражи, составленный оперуполномоченным ОУР Центрального РОВД г. Энска 6 февраля 201* года, и материалы его проверки,

установил:
6 февраля 201* года днем Хомутов Алексей Афанасьевич около подъезда N 2 дома 23, расположенного в Советском районе г. Энска по ул. Павлова, тайно похитил принадлежащую Петрову А.П. головку цилиндра от мотороллера стоимостью 1780 руб.
Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, предварительное расследование которого согласно п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ подследственное дознавателям органов внутренних дел Российской Федерации, и руководствуясь ст. 38, 39 7 , 140, 145, 146 и 152 УПК РФ,

постановил:
1. Возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ.
Возбудить уголовное дело в отношении Хомутова Алексея Афанасьевича, в деянии которого усматриваются уголовно-процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1

Расследование преступления начинается с акта, издаваемого следователем. Этот работник правоохранительной системы издает постановление, говорящее о возбуждении уголовного дела. Документ в обязательном порядке проходит проверку в органах прокуратуры на предмет законности. Еще он является основанием для организации соответствующих следственных мероприятий.

Само постановление носит правовой характер. Документ обязан соответствовать всем требованиям уголовного законодательства. Он является важным элементом процесса. Разберем, какие сведения в него вносит автор, что необходимо включить в содержание, чтобы бумага дала старт расследованию. А также может ли обвиняемый (защита) воспользоваться ошибками, чтобы потребовать отмены или прекращения следственных действий.

Правовые основания для вынесения постановления

Основания для начала уголовного дела изложены в статье 140 УПК. В тексте говорится, что старт производству дается в случае наличия подтверждений совершения проступка. Законодатель не привел более подробные разъяснения. Поэтому постановление о возбуждении конкретного уголовного дела и принятия его к производству налагает ответственность на правоохранителя, в чью компетенцию входит такая работа.

Причем расследование может быть открыто по факту или в отношении персоны. Значит, следователю нужно иметь доказательства:

  • причастности подозреваемого к таковому.

Сбором сведений занимается дознание. Работники госоргана начинают действовать также на определенных основаниях. Они перечислены в той же статье УПК:

  • заявление пострадавшего, свидетеля или информация из других источников;
  • явка с повинной;
  • поручение прокурора.

Внимание: принятию постановления о начале уголовного производства предшествуют определенные мероприятия по сбору сведений и иной важной информации, выявлению жертв, урона.

Структура постановления

Документ описан в 146-й статье УПК. В ее тексте отражены основные параметры, позволяющие законно возбудить дело. Без их наличия бумага недействительна, хотя содержит все необходимые реквизиты. О таковом факте знает сторона защиты. Опытные адвокаты используют ошибки следствия для предъявления претензий, отстаивания прав подозреваемого.

Постановление состоит из следующих частей:

  1. Введение. Здесь отражаются технические параметры. К ним относятся дата и место составления документа, наименование, должность лица, принявшего решение. Последние сведения нужны для контроля исполнения нормативных требований.
  2. Описание. В этой части указываются сведения, подтверждающие совершение уголовного правонарушения. Без таковых постановление будет недействительным. 146-я статья УПК требует наличия для издания постановления.
  3. Резолюция. Здесь содержится констатация, говорящая о возбуждении уголовного дела, принятии его к производству. Кроме того, в этой части приводится статья УК, по которой предварительно квалифицируется проступок.

Важно: в постановлении в обязательном порядке содержится информация о передаче копии прокурору.

Формат записи таков:

  • должность прокурора (городской, районный);
  • дата передачи;
  • время.

Последним пунктом является фиксация факта ознакомления с текстом процессуальных сторон. Текст показывают/разъясняют потерпевшему, обвиняемому, в случае наличия последнего.

Пример

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Постановление о возбуждении и принятии к производству уголовного дела

15 ч. 00 мин.

Руководителя следственного отдела УМВД по городу Нерюнгри майор полиции О.Р. Петренко, после рассмотрения сведений в отношении Мирного Н.Т. (КУСП № 200 от 01.07.2018),

Установил:

1 июля 2018 года в 12 часов 10 минут на территории городского Дома культуры (ул. Ленина, 13, г. Нерюнгри) Мирный Николай Тимофеевич, 22.06.1983 г.р., угрожал смертью коллеге Нестеренко П.И. Угрозы сопровождались направлением на потерпевшего огнестрельного оружия – охотничьего ружья.

Нестеренко П.И. воспринял инцидент в качестве реальной угрозы своей жизни, так как имел с Мирным Н.Т. неприязненные отношения. У Нестеренко П.И. имелись основания опасаться того, что угрозы будут осуществлены.

Учитывая, что в действиях Мирного Н.Т. усматриваются признаки уголовного правонарушения, описанного в части первой статьи 119 УК, руководствуясь статьями 140, 145, 146, 156 (часть 1) УПК, постановил:

  1. Уголовное производство в отношении Мирного Николая Тимофеевича, 22.06.1983 г.р., по статье 119 УК (часть первая) возбудить.
  2. Принять его к своему производству. Начать разбирательство.
  3. Копию решения направить в городскую прокуратуру Нерюнгри.

Руководитель следствия отдела УМВД по г. Нерюнгри,

Майор полиции подпись О.Р. Петренко

Копия направлена в прокуратуру города Нерюнгри 05.07.2018 в 15 часов 30 минут.

Об изданном постановлении оповещен подозреваемый Мирный Н.Т., пострадавший Нестеренко П.И.

Важно: в преамбуле в обязательном порядке фигурируют номера статей УК и УПК. Первая описывает проступок, в совершении которого подозревается человек. Вторые – полномочия должностного лица, поставившего подпись внизу постановления.

Особенности принятия решения по факту

Не всегда в деле сразу есть подозреваемый. Это не является поводом в отказе от возбуждения уголовного производства. Например, если обнаружен труп, а рядом никого не было. Постановление издается на основании факта уголовного правонарушения. В первой части приводится описание того, что известно дознанию. Вместо ФИО подозреваемого, используется термин «неизвестное лицо».

Никаких дополнительных документов в постановлении не указывается. На данном этапе они уже существуют. Ведь информация в течение трех дней проверяется дознанием. Сотрудники органа накапливают материалы, подтверждающие наличие . Это могут быть акты обследования, показания свидетелей, другое.

Постановление о возбуждении уголовного дела является отправной точкой всего дела. Именно от скорости стартовой процессуальной процедуры уголовного производства может напрямую зависеть скорость дальнейшего продвижения расследования, а значит, и вероятность его раскрытия.

Суть этого этапа уголовного делопроизводства состоит в определении фактов, которых будет довольно для установления наличия состава правонарушения, определения его подследственности и в издании постановления о возбуждении и о принятии уголовного дела к производству.

Организация проведения процессуальных процедур являются комплексным вопросом, регулируются несколькими блоками правовых норм. Основные вопросы порядка возбуждения дела урегулированы главой 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ и разделён на порядок публичного обвинения (статья 146), частного, частно-публичного обвинения (статья 147).

Публичное обвинение инициируется постановлением уполномоченного должностного лица, подтверждённого позицией прокурора, изданного при наличии достаточного повода и основания. Дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются на основании личного заявления потерпевшего либо его законного представителя.

Основной целью этапа является проведение мероприятий, которые помогут оценке поступившей информации на предмет наличия признаков действий, нарушающих закон. Проведённая оценка и проверка информации даёт основу для решения о возбуждении или отказе в возбуждении дела. Для постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству необходимы повод и основание.

Закон устанавливает закрытый перечень из трёх общих источников информации:

  • явка с повинной — добровольное сообщение лица о совершённом им преступлении в письменной или устной форме;
  • сообщение о совершённом или готовящемся преступлении (личное, в форме заявления, или полученное из иных источников);
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Помимо этого, часть 2 статья 140 УПК РФ для случаев фальсификации финансовых документов учёта и отчётности финансовой организации предусматривает особый повод – материалы, которые направлены Центральным банком РФ в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении дела.

При этом информация, полученная от анонимного источника, пример, когда постановление о возбуждении дела не подлежит изданию, поскольку это не повод. Но, данная информация нуждается в рассмотрении и оценке.

Стоит отметить, что ввиду особой значимость уголовного производства все процессуальные действия сторон-участниц регламентированы законодателем. Так, повод к возбуждению уголовного дела должен быть оформлен соответствующим образом, независимо от способа получения. Информация, сообщённая устно, оформляется протоколом, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление, а полученная письменно требует наличия обязательных реквизитов.

Сообщение о преступлении становится поводом для возбуждения дела после регистрации, проведённой в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утверждённой совместным Приказом Министерства внутренних дел РФ № 776, Министерства обороны РФ № 703, Федеральной службы безопасности РФ № 509, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков № 507, Федеральной таможенной службы России № 1820, Службы внешней разведки РФ № 42, Федеральной службы исполнения наказаний № 535, Федеральной службы охраны РФ № 398, Следственного комитета РФ России № 68 от 27 сентября 2013 года.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

В законодательстве отсутствует закреплённый перечень данных, наличие которых станет исчерпывающим для возбуждения дела. Для каждого дела объем информации определяется индивидуально.

, 147 определяет сотрудников государственных органов, уполномоченных возбуждать дела:
  1. В отношении деяний небольшой, средней тяжести: органы дознания или дознаватели (представлены уполномоченными лицами Военной полиции Вооружённых Сил РФ, Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (при нанесении вреда посредством пожаров), Министерства внутренних дел РФ, Пограничной службы ФСБ России, Следственного комитета РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы России).
  2. В отношении противоправных деяний публичного, частно-публичного и частного преследования (в том числе убийств, грабежей, разбоя, краж), распределённых статьёй 151 УПК РФ по подследственности: руководители следственного органа и следователи (представлены должностными лицами Министерства внутренних дел РФ, Следственного комитета РФ, Федеральной службы безопасности).

Это общий перечень уполномоченных лиц, выполняющих функциональную нагрузку на доследственном этапе уголовного преследования.

Помимо этого, функции возбуждения дела в соответствии со статьёй 146 УПК могут передаваться:

  • капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
  • руководителям геологоразведочных партий и зимовок, начальникам российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удалённых от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  • главам дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, если преступление совершено в пределах территории такого представительства или учреждения.

В ситуации, когда подозреваемыми (обвиняемыми) по делу предположительно являются представители правоохранительной системы или обладатели особых правовых статусов, право инициации уголовной процедуры в соответствии со статьёй 448 УПК передаётся специальным субъектам, и может сопровождаться дополнительными процедурами:

Должностное лицо, возбуждающее уголовное дело Специальный субъект Орган, проводящий согласительную процедуру — основание (при наличии)
Судья Конституционного Суда РФ Согласие Конституционного Суда РФ
Судья Верховного Суда РФ, верховного суда субъекта РФ, федерального арбитражного суда, военного суда Высшая квалификационная коллегия судей РФ
Иные судьи Соответствующая квалификационная коллегия судей
Представитель Федерального Собрания Генеральный прокурор РФ направляет представление соответственно в Совет Федерации или Государственную Думу
Генеральный прокурор РФ Президент РФ направляет представление коллегии, состоящей из трёх судей Верховного Суда РФ
Исполняющий обязанности Председателя Следственного комитета РФ Председатель Следственного комитета РФ
Председатель Следственного комитета РФ Председатель Счётной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счётной палаты РФ Не требуется
Уполномоченный по правам человека в РФ Не требуется
Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ Не требуется
Член Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ Не требуется
Руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Не требуется
Прокурор района, города, приравненных к ним прокуроров, руководитель и следователь следственного органа по району, городу, а также адвокат Не требуется
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления Не требуется
Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса Не требуется

Сведения о совершённом или готовящемся правонарушении, поступившие в уполномоченный орган или должностному лицу, подлежат принятию, а также проведению проверочных и оценочных мероприятий.

В рамках этих действий ответственный сотрудник вправе запрашивать объяснения, образцы для сравнительного исследования, изымать в установленном порядке документы и предметы, назначать судебную экспертизу, производить осмотр или освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований, привлекать специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

По общему правилу в ходе проверки сообщения о преступлении не допускается производство процессуальных (следственных) действий, за исключением указанных в части 1 статьи 144 УПК РФ (осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, назначение и производство судебной экспертизы).

Уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие порядки рассмотрения сообщений о преступлении:

  1. Общий порядок – не более 3 суток. Продление не более 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя. При необходимости проведения проверочных, оценочных, розыскных либо экспертных мероприятий с привлечением сторонних специалистов — продление не более 30 суток руководителем следственного органа по ходатайству следователя, либо прокурором по ходатайству дознавателя.
  2. Составы, предусмотренные ст. 198 — УК РФ рассматриваются следующим образом. Не позднее 3 суток с момента поступления сообщения о предполагаемом преступлении, в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, к которому отнесён налогоплательщик, направляется копия сообщения о преступлении и предварительный расчёт предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Данный налоговый орган рассматривает документы и направляет следователю не позднее 15 суток со дня их получения заключение о нарушении законодательства и правильности предварительного расчёта суммы предполагаемой недоимки; или об отсутствии сведений о нарушении законодательства; или о проведении в отношении субъекта налоговой проверки, по результатам которой решение ещё не принято или не вступило в законную силу. Следователь, получив заключение, не позднее 30 суток принимает решение о возбуждении дела или отказе в возбуждении. При наличии повода и достаточных данных уголовное дело может быть возбуждено до получения из налогового органа заключения.
  3. Проверку сообщения о преступлении, полученного из СМИ, проводит дознаватель только по поручению прокурора и следователь по поручению руководителя следственного органа. Представители средства массовой информации, распространившего информацию, обязаны предоставить всю имеющуюся у них информацию о преступлении, и данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении втайне источника информации.

Проанализировав положения закона, можно сказать, что независимо от применяемого порядка проверочных мероприятий, срок рассмотрения информации не может превышать один месяц.

Стадия возбуждения уголовного дела завершается одним из следующих решений:

  • постановление о возбуждении уголовного дела и принятии дела к производству;
  • вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ) — в суд.

Постановление о возбуждении уголовного дела пример документа срочного реагирования: копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела одним из специальных уполномоченных лиц, обладающих этим правом ввиду удалённости, прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании, при этом копия постановления о возбуждении уголовного дела передаётся незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Постановление об отказе в возбуждении дела вправе выносить дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа.

В постановлении об отказе в возбуждении дела должна содержаться информация о вынесшем решение органе и о конкретном должностным лице, дате издания документа, исчерпывающее пояснение принятого решения. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Основания отказа в возбуждении дела делятся на реабилитирующие, то есть предполагающие возможность последующего восстановления прав и свобод лица, которое незаконно или необоснованно было подвергнутого уголовному преследованию и возмещение причинённого ему вреда (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; наличие обстоятельств, исключающих преступность общественно опасного деяния) и нереабилитирующие (истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого; отсутствие заявления потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3 — 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

Действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, материалы и процессуальные сроки при наличии к тому оснований могут обжаловаться заинтересованной стороной в любой срок и на любом этапе производства, до вынесения окончательного не обжалуемого решения.

Право на обжалование действий соответствующих уполномоченных должностных лиц закреплено статьёй 123 УПК РФ, а процедура рассмотрения жалобы закреплена статьёй 124 того же кодекса.

Основу позиции протестующей стороны составляет заявление об ознакомлении с материалами дела, заполнить которое допустимо в свободной форме, но с соблюдением обязательных реквизитов:

  • адресат – полное или официальное сокращённое наименование органа, осуществляющего расследование.
  • адресант – фамилия, имя, отчество, адрес почтовый и электронной почты, телефон лица, составившего заявление.
  • текст заявления должен содержать полную и исчерпывающую информацию о процессуальном статусе заявителя и реквизитах документа-основания для возбуждения дела, причине и нормативных правовых основания обращения.
  • просьбу о применении в целях ознакомления с материалами технических средств, снятии копий.

Все официальные документы обязательно должны иметь дату написания и заверяющую личную подпись заявителя.

После официального ознакомления с материалами дела становится возможным их обжалование. Жалоба также состоит из ряда обязательных для указания реквизитов, среди которых адресат и адресант, дата написания и подпись лица. Помимо этого, в жалобе кратко излагается суть дела и подробно – обстоятельства, подлежащие обжалованию со ссылками на положения законодательства, нарушаемые обжалуемыми обстоятельствами дела. Образец бланка можно скачать здесь.

Так как обжалование представляет собой так называемый административный (внесудебный) порядок урегулирования спора, то при выборе адресата направления жалобы следует соблюдать принципы субординации и подведомственности: должностное лицо, действия которого обжалуются в обращении, должно быть подведомственно получателю жалобы. В противном случае, вместо ответа по существу в отведённый законом срок от 3 до 10 календарных дней, будет получена информация о перенаправлении вопроса по компетенции, либо о неотнесённости предмета жалобы к компетенции должностного лица — адресата.

Государственный орган, получивший подобную жалобу, выдаёт заявителю талон-уведомление о принятии документа к рассмотрению, с обязательным заполнением данных о времени и дате регистрации обращения.

Помимо этого, обжалования досудебных действий в уголовном производстве имеет интересную особенность для субъектов-иностранных граждан. В случае их незнания государственного языка. Согласно статье 18 УПК правило государственного языка распространяется только на судебное производство, в то время, как все процессуальные действия, совершаемые до направления материалов в суд, могут осуществляться без обязательного перевода подозреваемому (обвиняемому) лицу.

Несмотря на урегулированность процессуальных вопросов поведения и действий сторон-участниц первой стадии уголовного расследования, практическое их применение всегда вызывает вопросы. Поэтому практику применения соответствующих разделов уголовного и уголовно-процессуального кодексов можно отследить по самым громким и резонансным делам последних лет: обвинённого в пропаганде терроризма блогера Виктора Корба; деле о мошенничестве чиновников Роскомнадзора Вадима Ампелонского, Бориса Едидина и Александра Весельчакова; деле о мошенничестве (отмывании денежных средств) Александра Винника: деле блогера Руслана Соколовского, признанного виновным в возбуждении вражды, оскорблении чувств верующих, а также в незаконном обороте специальных технических средств; дело бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева о получении взятки.

Постановление о возбуждении уголовного дела - это первый процессуальный документ, который выносится уполномоченным лицом по результатам рассмотрения заявления о преступлении. Для вынесения такого постановления необходимо, как предусмотрено ч.1 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ, наличие поводов и достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления (ст. 140 УПК РФ).

Постановление о возбуждении уголовного дела должно соответствовать ряду требований. Структурно, постановление о возбуждении уголовного дела, как и многие процессуальные документы, содержит вводную, описательную и резолютивную части.

Во-первых, постановление должно содержать ссылку на день, месяц, год, точное время с указанием часов и минут принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также место вынесения такого постановления. Местом вынесения постановления о возбуждении уголовного дела является тот населенный пункт, в котором такое постановление вынесено. Указывать точный адрес места вынесения постановления (с указанием улицы, номера дома и кабинета) не требуется.

Во-вторых, постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать информацию о том, кем оно вынесено (с указанием должности, классного чина, места службы, а также ФИО следователя, дознавателя или руководителя следственного органа).

После этого, должностным лицом должны быть подробно указаны конкретные обстоятельства совершенного деяния с указанием повода и оснований для возбуждения дела. В постановлении о возбуждении уголовного дела, как того требует Уголовно-процессуальный кодекс РФ, должностное лицо обязано указаны все пункты, части, статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ, признаки которых усматриваются в заявлении о преступлении и материалах проверки, поскольку именно на этом основании принимается решение об определении подследственности дела.

Закон требует, чтобы сразу же после возбуждения уголовного дела, копия постановления была направлена прокурору, для своевременного реагирования в порядке надзора на принятое решение следователя, дознавателя, начальника следственного органа.

Это предполагает передачу копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору в день его вынесения. Однако на практике постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное ночью, направляется прокурору не в тот же день, а на следующее утро.

В том случае, если прокурор не дает согласия на возбуждение уголовного дела, то постановление должностного лица правоохранительного органа перестает иметь юридическое значение.

Что касается самого изложения фабулы преступления, то в постановлении о возбуждении уголовного дела следователь по своему усмотрению может изложить обстоятельства как широко, так и узко.

В резолютивной части должностным лицом закрепляется факт возбуждения уголовного дела, а также указывается пункт, часть и номер статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ.

В зависимости от того, кто будет заниматься предварительным расследованием уголовного дела, в постановлении может быть указана информация о принятии одним из следователей уголовного дела к своему производству. После возбуждения уголовного дела в случае необходимости дело может быть направлено прокурору для определения его подследственности.

Одним из главных сведений, указываемых в постановлении о возбуждении уголовного дела, являются сведения о лице, подозреваемом в совершении преступления. В случае же если в ходе предварительной проверки лицо, причастное к совершению преступления будет не установлено, то уголовное дело возбуждается по факту совершения преступления неустановленным лицом, а не в отношении кого-либо.

В случае, если дело возбуждается в отношении конкретного человека, то именно с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела виновному лицу официально присваивается процессуальный статус подозреваемого.

Если у вас возникли проблемы, то вам поможет