Что такое «государственные гарантии»?

В Государственном кредите в общей форме говорится о возможности принятия Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями гарантии (поручительства) по обязательствам других субъектов гражданского права (п. 6 ст. 126). Такого рода гарантии получили в дальнейшем широкое распространение и стали именоваться в законодательстве государственными и муниципальными гарантиями (далее сокращенно - государственные гарантии). Эти гарантии, как и банковские, являются новым для нашего гражданского права институтом, сложившимся в условиях перехода к рынку.

Порядок предоставления и условия государственных гарантий определяются последующим законодательством; важнейшим является Бюджетный кодекс, где содержится ряд общих норм о государственных гарантиях (ст. 115-117). Согласно Бюджетному кодексу государственные гарантии предоставляются в пределах общих сумм, установленных годовым бюджетом, как правило, на конкурсной основе, оформляются соответствующим письменным соглашением, причем гарант несет субсидиарную ответственность в пределах суммы выданной гарантии с правом регресса к лицу, получившему гарантию. Министерство финансов Российской Федерации или иной уполномоченный орган обязаны проводить проверку финансового состояния получателя государственной гарантии. Эти общие предписания дополняются правилами законодательства об отдельных видах государственных гарантий.

Наиболее полно правовой механизм государственных гарантий определен постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. №1470, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации. Этот Порядок именует государственную гарантию поручительством Правительства РФ (п. 2), и к нему приложен Примерный договор поручительства, содержащий условие о неустойке и прямые отсылки к нормам Государственного кредита о поручительстве. Однако Примерный договор ограничивает размер гарантии до 40% от предоставляемых средств и в нем оговорено, что поручитель не возмещает кредитору проценты за пользование средствами, пени и штрафы, а также любые формы упущенной выгоды (п. 1 Примерного договора). В дальнейшем эти правила были распространены на государственные гарантии при осуществлении лизинговых операций.

В последующие годы был издан ряд других постановлений Правительства РФ о предоставлении государственных гарантий, в том числе по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Эти постановления термин «поручительство» уже не используют и предусматривают особые правила предоставления государственных гарантий: безвозмездность и отсутствие у гаранта права регрессного требования к получателю гарантий.

Применительно к государственным гарантиям необходимо выяснить, кто выступает субъектом по таким гарантиям, т.е. кто в случае спора должен быть ответчиком в суде. Терминология норм действующего законодательства в этом вопросе не всегда едина, однако в ст. 115 Бюджетного кодекса при определении сущности государственной гарантии дается на этот счет ясный ответ: гарантом является соответственно Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. Аналогичные разъяснения давались также от имени Верховного Суда РФ применительно к искам, предъявлявшимся к Правительству РФ: надлежащим ответчиком по такого рода требованиям выступает Российская Федерация.

Более сложным является определение правового режима государственных гарантий, если в нормах специального законодательства о таких гарантиях нет прямых указаний по возникающим вопросам. Когда законодательство именует государственные гарантии поручительством и даже содержит прямые отсылки к нормам Государственного кредита о поручительстве, как это было отмечено выше, юридически необходимо применять к государственным гарантиям и другие нормы Государственного кредита о поручительстве, если иное не было предусмотрено в условиях заключенного соглашения о предоставлении гарантии.

В тех случаях, когда государственные гарантии поручительством не именуются, применение к ним норм Государственного кредита о поручительстве возможно только в порядке аналогии закона с соответствующим обоснованием. Государственные гарантии по своему назначению и содержанию близки институту поручительства, однако являются предметом специального законодательства и имеют ряд специфических черт, отражающих особенности отдельных хозяйственных сфер, в которых такие гарантии используются. В дальнейшем желательна более полная регламентация государственных гарантий в нормах действующего права и одновременно создание большего единообразия в их правовом режиме.

Необходимость широкого использования института государственных гарантий по обязательствам предпринимателей, особенно в условиях постепенно укрепляющегося рынка, вызывает сомнения. Современный предприниматель должен поддерживаться государством через систему общих правовых норм, но не искать его правовой опеки в конкретных коммерческих сделках. Предоставление государственных гарантий оправданно в особо значимых хозяйственных сферах, прежде всего с целью привлечения инвестиций и развития экспортно-импортных операций.

кредит государственный долг

Во взаимодействии поставщиков и потребителей, особенно находящихся в разных странах, государство нередко выступает гарантом но платежам покупателя товаров. Если он оказывается неплатежеспособным к моменту платежа, по его долгам рассчитывается государство. Соответственно оно должно планировать гарантийные обязательства и оформлять их соглашениями с получателем товаров и с поставщиком.

При рассмотрении проекта закона о бюджете на очередной год наряду с программами государственных внутренних и внешних заимствований, предоставления кредитов иностранным государствам детально обсуждается вопрос о предоставлении государственных и муниципальных гарантий. Правовой базой использования государственных и муниципальных гарантий является ГК РФ и ст. 115-117 БК РФ.

Как отмечалось выше, долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий и быть представлены в виде определенного объема обязательств по государственным гарантиям.

Государственные гарантии, как правило, предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним кредиторам. В этом случае речь идет о гарантированных займах и кредитах. По гарантированным заимствованиям государство несет финансовую ответственность в полной мере только в случае неплатежеспособности заемщика. Статья 115 БК РФ определяет государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого государство-гарант письменно обязуется отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами (полностью или частично). Государство-гарант обязано при известных обстоятельствах исполнить обязательство фактического заемщика перед кредитором. Следовательно, гарант несет ответственность по долгам заемщика, если возникает ситуация, при которой заемщик оказывается неплатежеспособным. Однако в любом случае заемщик сам несет ответственность по своим обязательствам, в том числе ответственность перед гарантом в виде процентов.

Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти соответствующих уровней - с анализом финансового состояния принципала или без такого анализа.

Счетная палата РФ по опыту последних лет в начале 2008 г. подготовила аналитические материалы, свидетельствующие о возможном возрастании нагрузки на федеральный бюджет по гарантиям, когда анализ финансового состояния принципала не проводится. Риск государства при использовании бюджетных средств при этом возрастает.

Федеральным законом, законом субъекта РФ, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий соответственно.

БК РФ регламентирует порядок разработки и утверждения программ государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте.

Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ представляет собой перечень подлежащих предоставлению и исполнению соответствующих государственных гарантий на очередной финансовый год и плановый период.

Должна быть отдельно предусмотрена каждая гарантия (с указанием принципала по каждой гарантии), величина которой превышает:
1 млрд руб. - для государственных гарантий Российской Федерации;
10 млн руб. - для государственных гарантий субъекта РФ;
100 тыс. руб. - для муниципальных гарантий.

Предоставленные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе соответственно программы государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ.

В программе государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте должна быть отдельно предусмотрена каждая гарантия. величина которой превышает сумму, эквивалентную 50 млн долл. Указанные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В программе отмечается, что государственные гарантии Российской Федерации предоставляются для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг). Далее дается исчерпывающий перечень подлежащих предоставлению государственных гарантий Российской Федерации в данном году в млн долл.

Государственные гарантии Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций, также предусматриваются законом о федеральном бюджете на очередной год в соответствии с БК РФ. Как правило, гарантии предоставляются на конкурсной основе, а ответственность гаранта и заемщика - субсидиарная.

В мировой практике государственные гарантии являются мощным фактором поддержки экспорта и укрепления конкурентных позиций на мировых рынках. Китай ежегодно тратит на поддержку своего экспорта около 7% бюджетных средств, Чехия - около 2,5, Словакия - 2,3, а Россия - только 0,6%. Германия предоставляет гарантии до 2,9% от экспорта, США - до 2, Польша - до 3,8%.

В России все шире практикуется предоставление гарантий по кредитам, связанным с экспортом высокотехнологичной наукоемкой продукции военно-промышленного комплекса, что не могло не способствовать росту экспорта военной техники и оружия. Портфель заказов составляет около 35 млрд долл. В результате разрушения СССР годовые поставки военной техники были сокращены с 22 до 1,7 млрд долл. Однако сейчас идет процесс восстановления объема экспорта военной техники и оружия. Уместно заметить, что и внешние кредиты ряду стран предоставляются Россией для закупок российской военной техники. Например, Индонезии был предоставлен крупный кредит для закупки российской военной техники.

Б Федеральном законе от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» был установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 января 2009 г. в сумме 3,5 млрд долл., на 1 января 2010 г. - в сумме 6,8 млрд долл. США, на 1 января 2011 г. - в сумме 10,4 млрд долл. Кризис продиктовал пересмотр бюджетной трехлетки и изменение параметров бюджета на 2009 г. В федеральном бюджете на 2009 г. после его пересмотра программа государственных гарантий в иностранной валюте ограничена их предоставлением на 2,0 млрд долл., в том числе: 1,0 млрд долл. - гарантии на поддержку экспорта; 0,4 млрд долл. - гарантии по заимствованиям ЗАО «Росэксимбанк»; 0,6 млрд долл. - гарантии по обязательствам российских экспортеров перед указанным банком. Б дальнейшем наблюдался процесс наращивания объемов государственных гарантий в русле решения проблем развития внешнеторговых связей российских предприятий.

В валюте РФ государственные гарантии возрастают по заимствованиям «Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию» (АИЖК) в целях создания на земельных участках инженерной инфраструктуры для жилищного строительства, по кредитам, получаемым стратегическими предприятиями оборонного комплекса, а также но кредитам на инвестиционные цели для юридических лиц, находящихся на территории Чеченской Республики.

Политика предоставления гарантий требует соответствующего научно-аналитического сопровождения. В мировой практике широко используется институт специализированных агентств, оказывающих соответствующие услуги бизнесу, включая государственные компании, связанные с государственной поддержкой бизнеса.

Грачева И.В., начальник отдела претензионно-исковой работы юридического управления Центрально-Черноземного банка Сбербанка России.

После введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации встает вопрос о юридической природе государственной гарантии. Имеет ли она частноправовую или публично-правовую природу. От ответа на этот вопрос во многом зависит дальнейшее развитие правового регулирования государственных гарантий.

В юридической литературе можно встретить различные позиции авторов по указанному вопросу. Все их в конечном итоге можно свести к двум основным.

Согласно первой точке зрения государственная гарантия имеет публично-правовую природу <1>. Так, С.О. Шохин указывает, что государственную гарантию как способ обеспечения исполнения обязательств третьих лиц перед кредитором отличает от гражданско-правовых способов обеспечения то, что гарантом выступает Российская Федерация, то есть государство, которое в одностороннем порядке должно определять условия и порядок предоставления гарантии в соответствии с положениями ст. 115 и 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также особый порядок предоставления государственных гарантий, их учета и отражения в структуре и объеме государственного долга <2>.

<1> См.: Туктаров Ю.Е. Понятие и особенности гражданско-правовых гарантий // Журнал российского права. 1999. N 10; Шохин С.О. Правовое регулирование государственного и муниципального кредита // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 487 - 489; Максимович Н.А. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательства: Дис. ... канд. юр. наук. СПб., 2003. 167 с.
<2> См.: Отчет о результатах проверки механизма предоставления государственных гарантий, включенных в состав государственного внутреннего долга, в Министерстве финансов Российской Федерации и у получателей средств под гарантийные обязательства (по запросам) // Бюллетень Счетной палаты. 2004. N 8(80). С. 161 - 162.

Ю.Е. Туктаров выделяет гражданско-правовые гарантии и их признаки. Это позволяет, на наш взгляд, сделать вывод о том, что, по мнению указанного автора, существуют и иные, в частности публично-правовые, гарантии. Под гражданско-правовыми гарантиями Ю.Е. Туктаров понимает инициативное поведение либо его результат, зависимые от усмотрения имущественно самостоятельных, равных участников гражданского оборота, имеющие место прямо или косвенно по поводу материальных благ, являющиеся реализацией гражданских прав и обязанностей <3>.

<3> Туктаров Ю.Е. Понятие и особенности гражданско-правовых гарантий // Журнал российского права. 1999. N 10.

С точки зрения второй группы ученых и правоприменителей, государственная гарантия имеет частноправовую природу, так как по своей юридической сути она близка таким способам обеспечения исполнения обязательств, как банковская гарантия и поручительство. Указанную позицию сегодня разделяет и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который рассматривает государственную гарантию как разновидность договора поручительства <1>.

<1> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 августа 2005 г. N 6582/05; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 2002 г. N 7986/01; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 мая 2006 г. N 975/06.

Е. Андреева мотивирует отнесение государственной гарантии к гражданско-правовым способам обеспечения обязательств тем, что она "соответствует предмету и методам гражданского права. Отношения по предоставлению и использованию государственной гарантии относятся к имущественным" <2>. Однако вряд ли можно согласиться с высказанными аргументами в пользу частноправового характера государственной гарантии. Современные взгляды на предмет финансового права и его соотношение с предметом гражданского права свидетельствуют об обратном. Сегодня предмет финансового права определяется как имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований <3>. Иными словами, предметом финансового права, как и предметом гражданского права, являются имущественные отношения. Однако необходимо учитывать, что отношения собственности государства и муниципальных образований на имущество, составляющее казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - предмет финансового, а не гражданского права <4>.

<2> См.: Андреева Е. Анализ норм бюджетного и гражданского законодательства о государственной гарантии как способе обеспечения обязательств // Хозяйство и право. 2004. N 6. С. 26 - 33.
<3> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 31.
<4> Там же.

Другой сторонник указанной точки зрения В.В. Паплинский определяет государственную гарантию как способ обеспечения предпринимательско-правовых обязательств, объединяющий в себе черты поручительства и банковской гарантии, относя при этом ее к разновидности поручительств <5>. Автор утверждает, что по своему содержанию государственная гарантия представляет собой разновидность поручительства с признанием того, что юридический состав возникновения гарантийного обязательства по государственной гарантии подобен банковской гарантии. При этом, на наш взгляд, В.В. Паплинский сам себе противоречит, говоря, что, с одной стороны, юридическая природа государственной гарантии - это поручительство, а с другой - юридические факты, лежащие в ее основе, - банковская гарантия.

<5> Паплинский В.В. Гарантии и поручительства как правовые способы активизации инвестиционной деятельности. Д.ю.н. М., 2005. 199 с. С. 12.

Исходя из гражданско-правовой природы государственной гарантии, В.В. Паплинский полагает, что основные элементы существенных условий гарантийного обязательства должны найти свое закрепление не в Бюджетном кодексе РФ, а в Гражданском кодексе РФ. Более того, по мнению ученого, к правоотношениям, связанным с использованием государственной гарантии, должны применяться как общие положения ГК РФ об обязательствах, так и по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) те положения параграфа 5 гл. 23 "Поручительство", которые регламентируют вопросы, не урегулированные нормами Бюджетного кодекса РФ о государственной гарантии.

Однако мы не можем согласиться с мнением В.В. Паплинского о частноправовой природе государственных гарантий, которое он аргументирует схожестью данного института с банковской гарантией и договором поручительства. При детальном анализе внешне сходных способов обеспечения исполнения обязательств (поручительства, банковской гарантии и государственной гарантии) ярко проявляются их отличия, свидетельствующие о разной правовой природе этих обеспечительных мер.

По нашему мнению, гарантийное обязательство - это межотраслевое понятие, представляющее собой общественное отношение (обязательство), в силу которого одно лицо обязано исполнить обязательство за другое лицо в силу заключенного договора, закона или одностороннего принятия на себя такого обязательства. Разновидностью гарантийных обязательств выступают банковская гарантия, поручительство и государственная гарантия, имеющие разную правовую природу. Так, отличительными чертами государственной гарантии (публично-правовой) являются следующие: 1) регламентируется прежде всего нормами публичного права, а нормами частного права лишь в случае, прямо предусмотренном в законе (ст. 124 ГК РФ) <1>; 2) гарантом выступает государство, которое самостоятельно определяет порядок предоставления гарантии, в силу чего стороны в указанном правоотношении не равны; 3) хотя она осуществляется и по поводу материальных благ, но ее основная цель - стимулирование государством инвестиционной деятельности.

<1> Это следует в том числе и из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Правоотношения по государственной гарантии обладают прежде всего финансово-правовым характером. Финансово-правовой характер государственной гарантии, как справедливо указывает С.О. Шохин, обусловливается следующими причинами:

  • особый субъектный состав, поскольку гарантом выступает государство, которое в одностороннем порядке определяет условия и порядок предоставления государственной гарантии;
  • особый порядок учета предоставления гарантий, предусмотренный ст. 116 - 117 БК РФ;
  • финансовый контроль со стороны государства за предоставлением гарантий;
  • исполнение обязательств по выданной государственной гарантии обеспечивается государственной казной <2>.
<2> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 487.

На наш взгляд, есть все предпосылки определять юридическую природу государственной гарантии как публично-правовую по следующим основаниям: об этом свидетельствует характер правового регулирования государственной гарантии; указанную позицию подтверждает складывающаяся судебная практика; об этом свидетельствует порядок предоставления государственных гарантий; государственная гарантия является частью государственного кредита, который, по мнению многих ученых, а это мнение разделяется и нами, следует рассматривать как публично-правовую категорию; публично-правовой характер государственной гарантии следует из механизма исполнения обязательства гарантом (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием); публично-правовой характер государственной гарантии подтверждается также и порядком исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета.

Остановимся отдельно на анализе каждого из указанных аргументов.

  1. Правовую основу регламентации государственных гарантий, предоставляемых Российской Федерацией, составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации, законы о бюджете Российской Федерации. Государственные гарантии, выдаваемые субъектами Российской Федерации, регламентируются на уровне субъектов РФ в соответствующих законах, принимаемых представительными органами власти, или актах исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации <3>.
<3> См.: Постановление Правительства Ставропольского края от 25 июня 2003 г. N 113-п "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий"; Закон Ярославской области "О государственно-правовых гарантиях Ярославской области", принятый Государственной Думой Ярославской области 30 января 2001 г. (в ред. Закона от 17 октября 2005 г. N 54-з); Положение о предоставлении государственных гарантий Ростовской области по кредитным заимствованиям предприятий и организаций // Приложение N 3 к Постановлению Администрации области от 13 января 2003 г. N 17; Закон Красноярского края от 24 июня 2004 г. N 11-2051 "О государственных гарантиях Красноярского края".

Указанные нормативные правовые акты относятся к финансовому законодательству, а следовательно, и государственная гарантия является финансово-правовой категорией. Такой подход не противоречит модели, обычно применяемой Верховным Судом Российской Федерации, в соответствии с которым "правоотношения, регулируемые соответствующей отраслью законодательства, имеют данную отраслевую принадлежность" <4>.

<4> См.: Плахина Т.А. Финансово-правовые элементы правоотношений, складывающихся в процессе реструктуризации обязательств кредитной организации // Финансовое право. 2003. N 1. С. 12; Самсонова А.Е. Расчеты в налоговой и бюджетной сферах: Теория и практика. М., 2006. С. 62 - 63.

Одновременно характер правоотношения по государственной гарантии таков, что он включает в себя и отношения по заключению договора <5>, а следовательно, речь идет об обязательстве, подпадающем под регламентацию нормами ГК РФ об обязательствах; включает также вопросы, связанные с ответственностью гаранта перед третьим лицом, и о возможности возникновения в дальнейшем регрессных требований к бенефициару, а это нормы Гражданского кодекса об ответственности по обязательствам.

<5> На анализе правовой природы и характера указанного договора мы особо остановимся в гл. 2 настоящего исследования.

Однако здесь, на наш взгляд, необходимо исходить из того, что наличие в правовой регламентации государственной гарантии отдельных норм гражданского законодательства, носящих производный характер, не меняет правовой природы государственной гарантии.

В свое время М.М. Агарков обращал внимание на то, что "существуют смешанные институты, в которых имущественные правоотношения тесно переплетаются с другими правоотношениями. Такие институты следует относить к гражданскому праву или к другой отрасли права в зависимости от того, какие отношения наиболее характерны для данного института. Отнесение такого института не к гражданскому праву, а к другой отрасли права не исключает соответственного применения к нему норм гражданского права" <1>.

<1> Агарков М.М. Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и право. 1940. N 8-9. С. 65.

Различный характер связи публичных и частных правоотношений отмечался и Д.М. Генкиным. "Административное правоотношение в ряде случаев является тем юридическим фактом, в силу которого непосредственно или в соединении с другими юридическими фактами возникают правоотношения других отраслей права... Но связь административно-правовых отношений с правоотношениями других отраслей права может иметь и другой характер, когда одно и то же правоотношение содержит элементы и административно-правового регулирования и элементы регулирования другими отраслями права, причем эти элементы органически связаны между собой" <2>. Примером таких отношений являются отношения по государственной гарантии.

<2> Генкин Д.М. К вопросу о системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1956. N 9. С. 89.

  1. Финансово-правовой характер государственной гарантии подтверждается складывающейся судебной практикой.

Так, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" <3> было указано, что "государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 "Обеспечение исполнения обязательств" ГК РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично".

<3> Информационно-правовая система "КонсультантПлюс".

Статья 329 ГК РФ предусматривает следующие способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток, а также и другие способы, предусмотренные законом или договором. При этом, как видно из указанной статьи, Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает круг указанных законов частноправовыми актами <4>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2004.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

<4> Одновременно в юридической литературе высказывается и противоположная точка зрения, с которой вряд ли можно согласиться ввиду ее безаргументированности. Так, А.А. Рубанов указывает, что "способы, введенные законом, но не включенные в перечень статьи 329 ГК, закреплены в самом Гражданском кодексе" // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно-практический комментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 1996. С. 523; сходная точка зрения высказана и В.В. Витрянским. См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1998. С. 385 - 386.

Государственная гарантия представляет собой способ обеспечения обязательств, предусмотренный публично-правовым законом - Бюджетным кодексом Российской Федерации. Исходя из этого, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации еще раз подчеркнул, что к правоотношениям с участием публично-правовых образований в силу п. 2 ст. 124 ГК РФ подлежат применению нормы ГК РФ, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов <5>. Эта особенность как раз и заключается в публично-правовом характере отношений по государственной гарантии.

<5> Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного законодательства Российской Федерации" // Информационно-правовая система "КонсультантПлюс".

Одновременно, как было показано ранее, субсидиарное применение норм о банковской гарантии и поручительстве к отношениям по государственной гарантии невозможно в силу того, что указанные институты имеют принципиальные отличия.

  1. Публично-правовой характер государственной гарантии подтверждается и тем, что государственная гарантия является частью государственного кредита, который, по мнению многих ученых, а это мнение разделяется и нами, следует рассматривать как публично-правовую категорию.

Вывод о том, что государственная гарантия является частью государственного кредита, следует из п. 7 ст. 115 Бюджетного кодекса РФ. Согласно указанной статье Кодекса исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов. По нашему мнению, это не просто вопрос о форме государственного учета государственных гарантий. Это вопрос о том, что государственная гарантия подпадает под правовую природу государственного кредита.

Большинством ученых финансового права разделяется точка зрения, согласно которой государственная гарантия является составной частью государственного кредита. Так, в частности, в учебнике "Финансовое право" под редакцией М.В. Карасевой указывается, что государственный кредит - совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе, в том числе предоставления государственных гарантий <1>.

<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. 2-е изд. М., 2006. С. 487.

Одновременно необходимо учитывать и то, что государственная гарантия в силу ст. 98 - 100 БК РФ является составной частью государственного долга. Таким образом, государственная гарантия - это форма долговых обязательств. Как форма долговых обязательств она является публично-правовой категорией.

Проблема соотношения понятий "государственный долг" и "государственный кредит" является достаточно актуальной и дискуссионной в теории финансового права <2>. По мнению одной группы ученых, государственный кредит представляет собой управление государственным долгом <3>. Так, сторонник указанной позиции Е.В. Покачалова указывает, что госкредит и госдолг прежде всего следует рассматривать через призму философских категорий "причина" и "следствие", так как образование государственного внутреннего долга является своеобразным экономико-правовым следствием государственных кредитных отношений, а точнее - следствием функционирования государственного кредита <4>.

<2>
<3> Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: Финансы; ЮНИТИ, 2000; Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Фонд "Правовая культура", 1994; Вавилов Ю.Я. Государственный долг. М.: Фин. академия при Правительстве РФ, 1999; Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003; Сомоев Р.Г. Дефицит бюджета: причины, динамика, регулирование. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 1999; Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике // Деньги и кредит. 2004. N 5; Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы // Деньги и кредит. 2002. N 8.
<4> См.: Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования.

По мнению другой группы ученых, государственный кредит и государственный долг необходимо относить к различным отраслям <5>. Так, М.М. Прошунин считает, что финансово-правовой институт государственного кредита должен быть разделен на два самостоятельных финансово-правовых института государственного долга и собственного "государственного кредита". При этом, по мнению ученого, государственный долг как финансово-правовой институт целесообразно определять как систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика или гаранта с целью финансирования дефицита государственного бюджета, несмотря на наличие норм гражданско-правового и административно-правового содержания, которые также регулируют отношения в сфере государственного долга <6>. Думается, что автор сам себе противоречит, так как, определяя государственный долг указанным образом, он должен признать за ним и характер государственного кредита.

<5> Брайчева Т.В. Государственные финансы. СПб.: Питер, 2001; Вавилов А.П. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. М.: ООО "Городец-издат", 2003; Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. М.: ЧеРО, 1998; Трофимов Г.Ю. Внешний долг и кредитно-денежная политика. М.: ИЭПГ, 2001; Федякина Л.Н. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. М.: Экономика, 1998; Шохин А.Н. Внешний долг России. М.: ИПО "Полигран", 1996.
<6> Прошунин М.М. Финансово-правовые вопросы управления государственным долгом Российской Федерации. Дис. ... канд. юр. наук. М., 2003. С. 9.

Нам видится наиболее верной позиция, согласно которой государственный долг представляет собой результат функционирования государственного кредита. Такая точка зрения, с одной стороны, соответствует понятию госдолга, выработанному большинством экономистов. С другой стороны, она находит свою поддержку и в ст. 97 Бюджетного кодекса РФ. Согласно п. 1 указанной статьи государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Более того, с юридических доктринальных позиций государственный кредит выражается в форме: а) государственных займов; б) кредитов, полученных РФ от кредитных организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций; в) бюджетных кредитов, полученных РФ; г) пролонгированных и реструктуризированных долговых обязательств РФ прошлых лет; д) государственных гарантий <1>. Указанному пониманию государственного кредита корреспондирует ст. 98 Бюджетного кодекса РФ <2>.

<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М., 2006. С. 25 - 26.
<2> Одновременно такой взгляд на правовую природу государственного долга разделяется не всеми учеными. В большинстве своем цивилистическая наука отрицает публично-правовой характер отношений по государственному долгу. Так, сторонник частноправового характера государственного долга В.Г. Залевский предлагает разрешить сложившийся казус за счет изменения терминологии. Так, в частности, он предлагает понимать под государственным кредитом обязательства по предоставлению Российской Федерацией денежных средств или иного имущества физическим и юридическим лицам, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, иностранным государствам на возвратной, срочной и платной основе. Тогда как отношения по предоставлению Российской Федерации гражданами и юридическими лицами денежных средств с обязательством возврата займодавцу обусловленной суммы и уплаты процентов В.Г. Залевский предлагает именовать государственным (федеральным) займом. См.: Залевский В.Г. Правовое регулирование государственных (федеральных) займов в Российской Федерации. Дис. ... канд. юр. наук. М., 2002. С. 24. 208 с. Однако, на наш взгляд, использование термина "государственный заем" еще не означает автоматического и безусловного отнесения государственного кредита к числу частноправовых категорий.

Как справедливо указывает С.О. Шохин, государственный кредит играет двоякую роль. "Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства. Во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств на финансирование отдельных направлений государственной деятельности" <3>. Соглашаясь в целом с указанной позицией ученого, хотим отметить следующее. Предоставление государственных гарантий используется в отношениях по государственному долгу, ибо такая форма используется для формирования дополнительных денежных средств государства. Одновременно государственная гарантия играет фактически обеспечивающую функцию, так как непосредственно сама гарантия не выступает источником финансирования государственной деятельности. Государственная гарантия лишь гарантирует возврат поступающих денежных средств. Таким образом, в отношениях по государственному долгу государственная гарантия имеет вторичную, обеспечивающую функцию.

<3> Там же.

  1. Публично-правовой характер государственной гарантии следует из механизма исполнения обязательства гарантом (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием).

В соответствии со ст. 97, 99 БК РФ обязательства по выданным государственным гарантиям Российской Федерации, субъектов Российской Федерации входят в состав соответственно государственного долга Российской Федерации, субъекта Российской Федерации. Если гарантийный случай наступил, то бенефициар обращается в Минфин России с требованием исполнить государственную гарантию. Минфин проводит проверку обоснованности требований бенефициара и исполняет свои обязательства путем перечисления бюджетных средств на счет бенефициара. При этом при исполнении обязательства гарантом, в частности, при взыскании с последнего денежных средств по предоставленной гарантии учитываются положения ст. 225 "Принятие денежных обязательств", ст. 227 "Расходование бюджетных средств" и ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации "Иммунитет бюджетов". Согласно указанным статьям уплата бюджетных средств производится в особом порядке, подчиняющемся правилам и принципам финансового (бюджетного) законодательства.

  1. Публично-правовой характер государственной гарантии подтверждается также и порядком исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета в случае неисполнения гарантом - государством в добровольном порядке своих обязательств по договору о предоставлении государственной гарантии.

Действующий Бюджетный кодекс Российской Федерации в гл. 24.1 предусмотрел особый порядок для исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае неисполнения должником-государством своих обязательств по заключенному договору на предоставление государственной гарантии взыскание может быть осуществлено на основании судебного решения. При этом указанное судебное решение не может быть исполнено в том же порядке, как оно исполняется в отношении иных должников - физических и юридических лиц. Более того, в указанном случае суд не применит и ст. 395 Гражданского кодекса РФ, предусматривающую начисление процентов по ставке банковского рефинансирования за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Отсюда напрашивается лишь один вывод: указанные отношения не являются частноправовыми, а имеют публично-правовую природу.

Таким образом, если мы признаем за государственной гарантией частноправовой характер, то мы должны будем признать и то, что ответственность по государственным гарантиям и ее исполнение государством должны подчиняться нормам гражданского законодательства или частноправовым нормам. Но государство "отвечает" по государственной гарантии по иным, не частноправовым, а публичным "правилам". То есть характер исполнения государственной гарантии свидетельствует о ее публично-правовой природе.

  • Субъект, на которого возлагается несение расходов на исполнение обязательства
  • Порядок распределения расходов, связанных с исполнением обязательства должником
  • Когда можно возложить исполнение обязательства на третье лицо
  • Какие последствия влечет возложение исполнения обязательства на третье лицо
  • О надлежащем исполнении обязательства третьим лицом
  • Эвикция
  • 8.Существенные условия договора о залоге. Регистрация и учет залога. Существенные условия и форма договора о залоге
  • Содержание договора о залоге
  • 9.Надлежащий субъект принятия исполнения обязательства. Соглашение кредиторов о порядке удовлетворения их требований к должнику.
  • Понятие и принцип соглашения кредиторов о порядке удовлетворения их требований к должнику
  • Особенности соглашения
  • Нарушение условий соглашения, последствия
  • Права третьих лиц
  • 10.Обеспечительный факторинг.
  • Обеспечительный факторинг
  • 11.Особенности исполнения при множественности субъектов.
  • 12.Сравнительная характеристика независимой гарантии и поручительства. Гарантии и поручительства
  • Описание банковской гарантии
  • Виды банковской гарантии
  • Отличия банковской гарантии от поручительства
  • 13.Перевод долга
  • Особенности договора перевода долга
  • 2) В соглашении о переводе долга необходимо максимально конкретизировать долг:
  • 3) Договор о переводе долга должен быть возмездным
  • 14.Юридическая характеристика отношений в сфере независимой гарантии. Права и обязанности гаранта, принципала и бенефициара. Понятие независимой гарантии
  • Субъекты отношений по независимой гарантии
  • 1) Гарант:
  • 2) Принципал (должник);
  • 3) Бенефициар (кредитор).
  • Содержание и виды независимой гарантии
  • Виды независимых гарантий:
  • 1) В зависимости от характера обязательств:
  • 2) В зависимости от того, имеет ли гарант право отозвать выданную гарантию:
  • Права и обязанности гаранта. Обязанности гаранта при рассмотрении требования бенефициара. Отказ гаранта удовлетворить требование бенефициара
  • 15.Уступка требования.
  • 16.Понятие и основания возникновения ипотеки.
  • Альтернативные и факультативные обязательства
  • 18.Понятие и юридическая природа независимой гарантии. Виды независимой гарантии. Понятие и форма независимой гарантии.
  • Содержание и виды независимой гарантии
  • Виды независимых гарантий:
  • 1) В зависимости от характера обязательств:
  • 2) В зависимости от того, имеет ли гарант право отозвать выданную гарантию:
  • 19.Особенности исполнения денежных обязательств.
  • 20.Особенности отдельных видов залога (залог товаров в обороте, вещей в ломбарде, ценных бумаг, имущественных прав и др.) Виды залога как способа обеспечения исполнения обязательств
  • Подвиды залога:
  • Договор о залоге
  • 21.Срок исполнения обязательства.
  • 23.Досрочное исполнение обязательства.
  • 27.Исполнение обязательств по частям. Возможность исполнения обязательства по частям
  • Принцип и понятие исполнения обязательства по частям
  • Пример исполнения обязательства по частям
  • 28.Содержание правоотношения из договора поручительства.
  • Поручительство
  • 30.Основания возникновения поручительства. Форма договора поручительства. Поручительство. Основания возникновения поручительства. Форма договора поручительства.
  • 31.Обусловленное исполнение обязательства. Встречное исполнение обязательств.
  • 32.Понятие и юридическая природа поручительства. Виды поручительства.
  • Виды поручительства
  • 33.Принцип добросовестности исполнения обязательства. Принцип сотрудничества сторон при исполнении обязательства.
  • 34.Понятие и юридическая природа права удержания вещи. Основания удержания вещи. Понятие права удержания вещи
  • 35.Признаки, функции и классификация способов обеспечения исполнения обязательств. Классификация способов обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств
  • Сущность специальных способов обеспечения исполнения обяза­тельств
  • Акцессорные и неакцессорные способы обеспечения исполнения обязательств
  • 36.Особенности отдельных видов ипотеки (ипотека земельных участков; предприятия, здания, сооружения и нежилого помещения; жилых домов и квартир). Особенности ипотеки жилых помещений
  • 9.6. Особенности ипотеки земельных участков
  • Особенности ипотеки отдельных видов недвижимого имущества
  • 37.Понятие неустойки и юридическая природа неустойки.
  • 39.Функции неустойки. Виды неустойки. Соотношение неустойки с убытками процентами за пользование чужими денежными средствами. Функции неустойки
  • Классификация неустоек
  • Обеспечительная функция неустойки
  • Неустойка и ее соотношение с возмещением убытков
  • Ответственность за неисполнение денежного обязательства
  • 40.Основные положения о закладной.
  • 41. Определение размера неустойки. Уменьшение неустойки. Определение размера неустойки
  • 42.Обращение взыскания на заложенное по договору об ипотеке имущество порядок его реализации. Обращение взыскание на предмет залога: основание, порядок, реализация предмета.
  • 43.Понятие и функции задатка. Соглашение о задатке.
  • 44.Последюущая ипотека. Уступка прав по договору об ипотеке.
  • 45.Посдествия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком. Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком (ст. 381 гк рф):
  • 47.Соотношение задатка и аванса. Разница между авансом и задатком в гражданском праве
  • Чем отличается аванс от задатка
  • 49.Понятие и правовая природа залога. Понятие и виды залога
  • Субъекты залогового правоотношения
  • Государственные гарантии
  • 52.Содеражние договора об ипотеке.
  • 53.Изменение и прекращение залогового правоотношения.
  • 54.Гарантийная передача права собственности. Оговорка о сохранении права собственности.
  • 55.Соотношение задатка и аванса.
  • 58.Понятие обеспечения исполнения обязательств: основные теоретические концепции. Соотношение основного и обеспечительного обязательства. Обеспечение исполнения обязательств: понятие и способы
  • Сущность специальных способов обеспечения исполнения обяза­тельств
  • Акцессорные и неакцессорные способы обеспечения исполнения обязательств
  • Понятие обеспечительного обязательства. Соотношение основного и обеспечительного обязательств
  • 59.Реализация заложенного имущества.
  • 60.Обеспечительный платеж.
  • Государственные гарантии

    как форма государственного долга

    Государственные (муниципальные) гарантии являются специфическим видом государственного (муниципального) долга. В отличие от иных видов долговых обязательств посредством предоставления гарантий государство (муниципальное образование) не привлекает в бюджеты различных уровней денежные средства и, соответственно, не возлагает на себя обязанность возвратить полученные средства, а лишь дает гарантию исполнить в определенных случаях обязательство третьего лица при неисполнении или ненадлежащем исполнении его последним или возместить ущерб, образовавшийся при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

    Иными словами, при государственных и муниципальных гарантиях исполнение гарантированных обязательств имеет лишь вероятностный характер, в отличие от отношений, где государство или муниципальное образование выступает заемщиком и, безусловно, должно исполнить долговое обязательство.

    Государственная (муниципальная) гарантия - вид долгового обязательства, оформленного в письменной форме, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

    Государственная (муниципальная) гарантия выдается в письменной форме.

    Государственная (муниципальная) гарантия является отзывной, только если основания для ее отзыва прямо указаны в тексте государственной (муниципальной) гарантии.

    Государственная (муниципальная) гарантия должна содержать ряд обязательных реквизитов:

    Наименование гаранта и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

    Обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

    Объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

    Определение гарантийного случая;

    Наименование принципала;

    Безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

    Основания для выдачи гарантии;

    Вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

    Срок действия гарантии;

    Порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии, в том числе вид ответственности гаранта (субсидиарная или солидарная);

    Порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

    Наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

    Иные сведения, которые могут быть определены законодательными актами или правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

    Государственная (муниципальная) гарантия также может быть выдана не бенефициару, а принципалу на основании договора о предоставлении гарантии, в случае если невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициаром является неопределенный круг лиц.

    В случае если договором о предоставлении гарантии и гарантией установлен срок принятия бенефициаром (бенефициарами) гарантии и со стороны бенефициара (бенефициаров) в установленный срок не были предприняты действия, необходимые для принятия гарантии, гарантия считается непредоставленной и подлежит возврату гаранту.

    Государственная (муниципальная) гарантия как долговое обязательство прекращает свое действие в следующих случаях:

    Уплаты гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;

    Истечения определенного в гарантии срока, на который она выдана;

    Исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

    Вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;

    Если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;

    В иных случаях, установленных гарантией.

    С момента прекращения действия гарантии бенефициар лишается каких-либо прав по гарантии независимо от того, возвращена ли гарантия гаранту или нет.

    Предоставление государственных и муниципальных гарантий производится на основании обязательной предварительной проверки финансового состояния получателя гарантии, и преимущественно на конкурсной основе. Опыт 90-х гг. XX в. показал, что отсутствие предварительного финансово-экономического анализа инвестиционных проектов стало причиной увеличения государственных расходов на выполнение гарантийных обязательств.

    Исполнение гарантийных обязательств, предусматривающих возникновение права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловленных уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета как предоставление бюджетного кредита. В противном случае исполнение гарантийных обязательств подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета.

    Предоставление государственных (муниципальных) гарантий осуществляется уполномоченным государственным (муниципальным) органом власти на основании:

    Федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии проведения анализа финансового состояния принципала;

    Предоставления принципалом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу, отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед гарантом по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по гарантиям, ранее предоставленным Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

    Минфин России либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.

    Предоставление и исполнение государственной (муниципальной) гарантии подлежат отражению в государственной (муниципальной) долговой книге.

    В отношении государственных гарантий Российской Федерации решение об их предоставлении принимается в форме акта Правительства РФ в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. В акте Правительства РФ о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации указываются лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется гарантия, предел гарантийных обязательств, а также основные условия гарантии.

    В свою очередь, Минфин России, в соответствии с актом Правительства РФ, от имени Российской Федерации заключает договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по регрессным обязательствам, о переуступке гаранту прав требования бенефициара к принципалу, иные договоры (соглашения), в соответствии с актом Правительства РФ, и выдает государственные гарантии Российской Федерации.

    В заключение отметим, что потенциал предоставления государственных (муниципальных) гарантий огромен. С одной стороны, их выдача не увеличивает реальных государственных расходов (при надлежащем исполнении должником своих обязательств) в отличие от других форм государственного долга, а с другой - позволяет развивать наиболее перспективные отрасли народного хозяйства, нуждающиеся в дополнительном коммерческом финансировании.

    Помимо прямых долгов правительства РФ в состав внутреннего государственного долга включаются государственные гарантии , по которым Правительство РФ гарантирует оплату отдельных инвестиционных проспектов или выпуск ценных бумаг местных органов власти или субъектов хозяйствования.

    Государственные гарантии включаются в состав текущего государственного долга, но на практике они представляют собой не текущую, а потенциальную задолженность государства , поскольку эти долги становятся реальными только в случае, когда заемщик в лице местного органа власти или субъекта хозяйствования оказывается не в состоянии погасить свои долговые обязательства.

    Государственные гарантии представляют собой форму внутреннего или внешнего государственного долга, поскольку представляют собой гарантированное погашение инвестиционных капиталов, направленных не на финансирование бюджетного дефицита, а имеющих целевой характер и конкретный целевой проект (программу).

    Государственная и муниципальная гарантия является одним из способов обеспечения правовых обязательств , в силу которых государство, его субъект или муниципальное образование как гарант дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств.

    Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии , имеет право требовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.

    В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете установлен верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ , предоставляемых в национальной валюте , и верхний предел государственных гарантий РФ , предоставляемых для обеспечения обязательств в иностранной валюте .

    Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ , выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую в миллион раз минимальный размер оплаты труда. Отдельно утверждаются государственные гарантии РФ на сумму, превышающую 10 млн долл. США.

    Государственные гарантии РФ предоставляются Правительством РФ, органом власти субъекта РФ или муниципального образования для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами.

    Законом о бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета.

    Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства.

    Государственные и муниципальные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе за счет средств бюджета развития РФ и являются поручительством Правительства РФ. Гарантии предоставляются российским инвесторам под заемные средства для реализации инвестиционных проектов.

    Основной целью таких гарантий является стимулирование инвестиционных активов и привлечение средств инвесторов в интересах развития экономики по ключевым направлениям или в развитие проектов социальной сферы. К рассмотрению принимаются инвестиционные проекты претендентов, имеющих устойчивое финансовое положение и способных вернуть кредит с начисленными на него процентами в срок и в полном объеме.

    Причем проекты должны иметь положительную величину чистого дисконтированного дохода в расчетный период.

    Критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки служит величина дохода, который получило государство в результате реализации проекта.

    На текущем этапе развития российской экономики государственные гарантии играют все более значительную роль, выступая в качестве важного инструмента экономической политики. В последнее время многие, если не большинство программных документов (отраслевых стратегий, федеральных целевых программ, «дорожных карт» и т.п.) содержат ссылки на государственные гарантии Российской Федерации как главное условие привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, частно-государственного партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.

    Эффективное использование данного инструмента призвано способствовать решению таких задач социально-экономического развития страны, как модернизация экономики, развитие частно-государственного партнерства, реализация крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта высокотехнологичной отечественной продукции. Структура программы предоставления государственных гарантий Российской Федерации на 2015 год, представленная на рис. 1, наглядно отражает текущие особенности использования данного инструмента господдержки-высокую долю «инвестиционных» гарантий (в том числе на реализацию инвестиционных проектов в Северо-Кавказском федеральном округе), гарантий по обязательствам организаций ОПК, по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

    Кроме того, инструмент государственных гарантий Российской Федерации призван стать гибким «антикризисным» механизмом, способствующим оперативному привлечению заемных средств организациями в условиях ухудшения ситуации на финансовых рынках. Объем государственных гарантий Российской Федерации, предусмотренных к предоставлению в 2017 году, превышает 0, 95 трлн. руб. Это почти в два раза больше, чем объем предоставления гарантий, запланированных в бюджете прошлого года (рис.2.).

    Рис.2.

    Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета.

    Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации (рис.3.). Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита. При этом на стадии формирования бюджетных проектировок (планирования объема предоставления гарантий) обеспечение точности прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного вида условных обязательств крайне затруднено в связи с неопределенностью условий сделок (проектов), которым оказывается государственная поддержка. Эта особенность значительно осложняет бюджетное планирование, как на короткий период, так и в долгосрочной перспективе, влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита.


    Рис.3.Объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации, млрд. руб.

    При этом на стадии формирования бюджетных проектировок (планирования объема предоставления гарантий) обеспечение точности прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного вида условных обязательств крайне затруднено в связи с неопределенностью условий сделок (проектов), которым оказывается государственная поддержка. Эта особенность значительно осложняет бюджетное планирование как на короткий период, так и в долгосрочной перспективе. Объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации, млрд. руб. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту, причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга по рыночным заимствованиям. Как следствие, объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут. При этом, учитывая долгосрочный характер обязательств, обеспечиваемых государственными гарантиями (до 30 лет), основная нагрузка по исполнению принятых обязательств ложится на бюджеты будущих периодов. Важно отметить, что даже в случае отсутствия фактических платежей по государственным гарантиям, необходимость планирования бюджетных ассигнований на их исполнение вынуждает «замораживать» значительные объемы бюджетных ассигнований, которые могли бы быть направлены на другие приоритетные направления (социальное обеспечение граждан, здравоохранение, образование)

    Иными словами, замена на текущем этапе прямого финансирования бюджетными ассигнованиями тех или иных «проектов» на принятие условных обязательств государства (государственных гарантий) в любом случае приводит к отложенным расходам федерального бюджета либо к вынужденному «замораживанию» бюджетных ассигнований.


    Рис.4.

    Рост объемов государственной гарантийной поддержки неизбежно приводит к значительному увеличению издержек федерального бюджета (агентские вознаграждения, административные издержки, связанные с предоставлением и, что особенно важно, дальнейшим сопровождением каждой государственной гарантии). При этом трудоемкость обслуживания государственных гарантий не зависит от их срока или суммы, в связи с чем особенно актуально установление минимальной суммы государственной гарантии и оказание на федеральном уровне гарантийной поддержки лишь крупным проектам.

    Учитывая изложенное, в планируемом периоде государственная долговая политика должна предполагать усовершенствованные подходы к оказанию государственной гарантийной поддержки, имея в виду решение задачи модернизации управления условными обязательствами федерального бюджета.

    Накопленная за последние годы практика активного использования государственных гарантий Российской Федерации как инструмента поддержки российских хозяйствующих субъектов, оказавшихся в условиях экономического кризиса, позволяет получить ряд выводов, имеющих системное значение с точки зрения оценки целесообразности дальнейшего наращивания или, напротив, свертывания государственной гарантийной поддержки отечественных предприятий.

    По состоянию на 1 декабря 2016 г. по обязательствам российских предприятий было предоставлено 200 госгарантии на сумму 619, 6 млрд. рублей, состоящих на учете во Внешэкономбанке.

    Данная форма господдержки была оказана 128 принципалам (заемщикам), получившим коммерческие кредиты в 10 банках Российской Федерации. В 2015 и за 9 мес. 2016 г. прекратило действие 74 гарантии на сумму 145, 3 млрд. рублей или 37% от числа гарантийных обязательств Российской Федерации. Таким образом, остались действующими 126 госгарантии на сумму 474, 3 млрд. рублей.

    Однозначно можно говорить о положительном эффекте госгарантий, предоставленных по кредитам, полученным компаниями химической и нефтехимической отрасли (Минфину России возвращено 97% таких гарантий), а также предприятий металлургии и металлообработки (76%). Это очевидное свидетельство того, что данные принципалы испытывали временные трудности, вызванные появлением «финансовых разрывов», которые они сумели быстро «закрыть» при улучшении хозяйственной конъюнктуры. Что касается других отраслей (автомобилестроение, сельское хозяйство, строительство и пр.), то здесь доля возвращенных гарантий не превышает 25%. Данный факт может свидетельствовать о том, что соответствующие предприятия столкнулись с кризисом платежеспособности, а не с проблемой текущей ликвидности. Последнее означает, что такие принципалы нуждаются, скорее, в мерах общего оздоровления, включая замену собственников и управленцев, чем в государственной гарантийной поддержке.

    Что касается рисков наступления гарантийных случаев по предприятиям, пока не расплатившимся со своими кредиторами, то ни у одного из 67 «действующих» на момент проведения анализа принципалов не признана «низкой» вероятность таких случаев. Более того, для предприятия, получившего гарантии на 61, 2 млрд. руб., вероятность расходов федерального бюджета является «высокой», а для 36 компаний (101, 1 млрд. руб.) средней. У 35 проверенных принципалов выявлены признаки банкротства (кредиторская задолженность просрочена на срок более 3-х месяцев), а в отношении двух из них процедура банкротства уже введена. Выплаты из федерального бюджета в пользу их кредиторов могут составить 71 млрд. руб.

    За период 2015-2016 года впервые с момента принятия в 2000 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентировавшего, в том числе, порядок и принципы оказания государственной гарантийной поддержки, Минфину России предъявлены требования об исполнении 15 государственных гарантий, предел ответственности федерального бюджета по которым составляет 5, 3 млрд. руб. Анализ финансовых условий, на которых были предоставлены кредиты, получившие государственную гарантийную поддержку, показывает, что, несмотря на тот факт, что для банков - кредиторов такие операции являются фактически безрисковыми, с апреля 2014 г. по декабрь 2015 г. средневзвешенные процентные ставки по банкам-бенефициарам были существенно выше, чем средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям, независимо рассчитанная Банком России на основе данных банковской отчетности. Так, в декабре 2014 г. первая превышала 11, 5%, в то время как вторая оставалась на уровне 9, 7% годовых. Соответственно, финансовая нагрузка на принципалов, имеющих госгарантии, превышала средние показатели по отраслям экономики.

    Таким образом, база данных, накопленная за последние годы активного применения государственной гарантийной поддержки, свидетельствует о том, что последствия массового использования этого инструмента могут быть весьма обременительными для федерального бюджета и малоэффективными с точки зрения стимулирования экономического роста. Государственные гарантии являются эффективным инструментом решения проблем предприятий в области текущей и краткосрочной ликвидности, но не могут решить задачи оптимизации управления бизнесом и увеличения продаж производимых товаров (услуг).

    Вывод: деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно вытекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.