Более чем тридцать лет преподавания позволили не только понять, но и прочувствовать одну несложную вещь: каждая лекция есть импровизация на достаточно строго заданную тему. Заданную государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в нашем случае по специальности 021100 – юриспруденция и дисциплине ОПФ.Ф.13 – криминалистика (требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по ней приводятся ниже).

Но каждая импровизация (если ты, конечно, не гений, как пушкинский Импровизатор), как и удачный экспромт, должна быть хорошо продумана. И потому каждая лекция – это в первую очередь новое осмысливание, организация архитектоники и изложения лежащего в ее основе обычно весьма сложного материала. А для этого нужен текст лекции. Но, главное, текст лекций необходим изучающим этот материал студентам. Дело в том, что, увы, за те несколько академических часов, которые отводятся учебным планом на освещение той или иной темы (всего на лекционный курс по криминалистике в неспециализированных юридических высших учебных заведениях отводится менее шестидесяти аудиторных часов), многие ее аспекты преподаватель вынужден опускать, и его авторскую позицию можно понять, только изучая тексты лекций (не считая, естественно, изучения других его публикаций).

Для настоящего издания я выбрал тексты лекций по 7 темам, которые в своей системе, на мой взгляд, составляют основы криминалистики как науки и учебной дисциплины. Может быть, здесь излагаются не лучшие импровизации автора на эти темы, и с выбором их не все согласятся. Несомненно, отдельные проблемы той или иной темы автором либо опущены, либо упущены. Видимо, есть и прямые погрешности в обобщении материалов. Но все же я решил их опубликовать, ибо, как предупреждал Артур Шопенгауэр критиков, публикуя свои работы ранних лет, «время, когда я уже ничего не смогу исправить, не может быть очень далеко».

В это издание данной работы внесены определенные коррективы в сравнении с предыдущими ее изданиями; в одних случаях они обусловлены изменениями действующего уголовно-процессуального законодательства, в других – коррекцией взглядов автора на ту или иную проблему.

И еще несколько «вводных» замечаний. Работая над этим курсом лекций, я, разумеется, ознакомился с текстами многих лекций именитых криминалистов. И, на мой взгляд, недостаток ряда из них состоит в том, что, хотя в большинстве текстов видна авторская позиция по излагаемому материалу, нет авторской интонации. А без нее – это не лекция, это – иной жанр: учебного или учебно-методического пособия. Как удалось (и удалось ли) мне сохранить авторскую интонацию – судить читателю.

Не по всем вопросам всех освещенных здесь тем у меня есть собственное мнение. И тогда я ограничиваюсь изложением мнений по ним, высказанных в литературе. Я думаю, что в подобного рода изданиях это допустимо, в чем меня убеждают (и где-то утешают) слова американского философа и поэта Ральфа Эмерсона: «Использование заимствованных мыслей всегда сопровождается некой неловкостью, но, едва мы осознаем, как нужно применить их, они становятся нашим состоянием».

И последнее: очень много лет тому назад Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина в одной из своих работ сделал такое отступление: «Если этот вопрос не был бы длинным, то я бы стал излагать его. Поэтому то, что я могу объяснить вкратце, заключается в следующем…». Эти слова философа и целителя, известного нам под значительно более коротким великим именем Авиценна, можно считать эпиграфом к предлагаемому на суд читателей курсу лекций по основам науки и учебной дисциплины криминалистики.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ

Министерство образования Российской Федерации

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель министра образования

Российской Федерации

Шадриков В. Д.

Номер государственной регистрации 260гум/сп

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ

Вводится в действие с момента утверждения

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 – юриспруденция

(извлечени е)

Наименование дисциплин и их основные размеры

Всего часов

ОПД.Ф.13

Криминалистика Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию; взаимодействие следователя и оперативных подразделений; информационная основа расследования; основы криминалистической профилактики и прогнозирования; криминалистическая характеристика преступления; методы криминалистики; идентификация и диагностика; криминалистическая ситуация и версия; моделирование при расследовании преступления; криминалистическая техника; определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием; методы криминалистического исследования различных материалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, акустических, звуко– и видеоинформации и др.); трасология; судебная баллистика; исследование документов; экспертиза, ее виды; информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности; криминалистическая тактика; следственный эксперимент; тактика осмотра места происшествия, задержания, освидетельствования, обыска, выемки, допроса; криминалистическая методика расследования; методические основы расследования (преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами, несовершеннолетними и др., основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее не раскрытым преступлениям и др.); виды методик расследования.

Введение в курс криминалистики

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Краткий экскурс в историю возникновения и становления науки криминалистики.

2. Современные воззрения на предмет науки криминалистики.

3. Система, основные понятия и методы криминалистики.

ЛИТЕРАТУРА

Белкин Р.С. Курс криминалистики. В трех томах. Т. 1. – М., 1997

Белкин Р.С. История отечественной криминалистики. – М., 1999

Торвальд Э.Ю. Сто лет криминалистики. – М., 1974

Крылов И.Ф. Очерки истории криминалистики и криминалистической экспертизы. – Л., 1975

Баев О.Я. Российская криминалистика начала ХХI в.: направления развития, современные проблемы // Вестник криминалистики. – М., 2000. – Вып. 1

Возгрин И.А. Введение в криминалистику. – СПб, 2003

Давно известно: чтобы понять какое-либо явление, необходимо знать, как это явление возникло, какие этапы оно проходило в своем развитии. И лишь после этого станет ясным, чем является оно в настоящее время. Сказанное относится и к возникновению и становлению любой науки, в том числе, естественно, и науки криминалистики.

Здесь необходимо небольшое отступление. Кстати, об отступлениях: как в любом повествовании, отступления в лекциях необходимы, и мне – воспользуюсь словами одного хорошего писателя – «нередко придется употреблять это почти одиссеевское словечко, ибо отступление в прозе – нечто вроде зигзага по пути в Итаку» .

Итак: в связи с чем вообще возникает наука (если говорить об этом вкратце и в самом огрубленном и общем виде)?

Потребности человека, потребности общества вызывают к жизни тот или иной вид деятельности – от строительства жилища и врачевания до изучения круговращения звезд и определения места человека под ними. Накопленный в этих видах деятельности опыт нуждается в обобщении и теоретическом осмыслении. И тогда возникает соответствующая наука: медицина и архитектура, астрология, астрономия и философия.

Говорят, что второй древнейшей профессией, вторым древнейшим видом профессиональной деятельности является журналистика (на первое место – не буду обсуждать сейчас, по праву ли? – ставят проституцию). Вряд ли с этим можно согласиться. Задолго до журналистики потребности общества вызвали к жизни фигуру расследователя «возмутителей спокойствия», расследователя того, что с возникновением государства стало называться деликтами, правонарушениями и преступлениями. Увы, история человечества, история цивилизации – это во многом история преступлений и наказаний. А чтобы наказать преступника, его надо как минимум найти и изобличить.

Курс криминалистики для слушателей Московского института МВД России, обучающихся на базе среднего специального юридического образования по профилю борьбы с организованной преступностью, существенно отличается от типовых

программ курсов криминалистики других юридических вузов.

Это определяется:

тем, что слушатели ранее изучали курс криминалистики при обучении в средних специальных школах милиции; наличием у слушателей опыта практической работы в оперативных службах;

спецификой будущей работы слушателей в подразделениях по борьбе с организованной преступностью. За время, прошедшее с момента изучения слушателями курса криминалистики в специальных средних школах милиции, существенно изменилось и расширилось содержание криминалистических знаний: появились новые теории, понятия, в практику расследования внедрены новые научно-технические средства и методы. Существенно возросла и претерпела существенные изменения преступность. В настоящее время она во все большей степени характеризуется организованностью преступных формирований, их вооруженностью, совершением тяжких преступлений, появлением в преступных структурах групп, осуществляющих безопасность и противодействие органам расследования. Преступные структуры располагают коррумпированными связями в органах власти и управления, в правоохранительных органах, что осложняет борьбу с ними.

Деятельность преступных стуктур во все большей мере направлена на совершение преступлений в сфере наркобизнеса, экономики, внешнеэкономической, банковской деятельности. Организованная преступность располагает значительной материальной базой, образованной за счет средств, полученных преступным путем. В преступные организации вовлекаются десятки лиц, совершающих значительное количество преступлений как в России,так и за рубежом. Все это предполагает, что выпускникам Московского института МВД России во время работы в подразделениях по борьбе с организованной преступностью понадобятся глубокие, специализированные знания, умения, навыки работы по раскрытию преступлений.

Развитие уголовного, уголовно-процессуального законодательства, принятие Закона об оперативно-розыскной деятельности, позволяют значительно расширить арсенал средств и методов доказывания при расследовании деятельности преступных структур. Этим обусловлено особое значение криминалистических знаний для борьбы с организованной преступностью.

Задачи курса определяются необходимостью формирования у слушателей следующего комплекса знаний, умений и навыков:

использование технико-криминалистических средств и средств вычислительной техники в процессе раскрытия и

расследования деятельности преступных структур; информационно-аналитическая работа по оценке доказательственной и ориентирующей информации, принятие тактических решений, выдвижение версий, прогнозирование и планирование;

тактика проведения следственных действий и ее особенности при расследовании деятельности преступных структур;

криминалистические методы выявления ролевых функций участников преступных структур;

методы обеспечения безопасности, соблюдения требований сохранения следственной и служебной тайны; криминалистические методики расследования отдельных категорий преступлений, являющихся типичным проявлением деятельности преступных структур;

организация расследования, комплексное использование сил и средств.

При определении структуры программы учитывалась необходимость первоочередного решения именно этих задач обу-чения.Кроме того, учитывался факт овладения обучаемыми значительной частью содержания криминалистики во время получения среднего специального юридического образования.

Учитывалось также: ограниченное количество часов для проведения аудиторных занятий по криминалистике, степень обеспеченности специальной литературой и научными разработками по тем или иным проблемам, возможности самостоятельного изучения ряда тем. Поэтому по сравнению с традиционной структурой курса криминалистики в данной программе значительно сокращен объем изучения общей теории криминалистики, криминалистической техники и тактики. Основное внимание уделено проблемам криминалистической методики в части расследования деятельности преступных структур, в которой наиболее ярко выражена специфика этой деятельности.

Лекции предусмотрены по наиболее актуальным темам и темам, по которым отсутствует достаточное количество научных разработок.

Семинарские занятия проводятся с максимальным использованием обобщенных материалов практики борьбы с организованной преступностью и личного опыта обучаемых с ориентацией на практические вопросы, с максимальным приближением обучения к конкретным ситуациям, складывающимся на практике.

Практические занятия проводятся в форме групповых упражнений с использованием элементов деловых игр при выделении различных игровых ролей. На практических занятиях имитируются реальные ситуации, возникающие в процессе расследования деятельности преступных структур. Это достигается тем, что все вводные строятся на использовании материалов положительного опыта деятельности следственных подразделений и аппаратов РУОП. Моделирование следственных ситуаций осуществляется как на основе специальных компьютерных систем, так и на основе вводных, основанных на бумажных носителях информации. Для имитации следственных ситуаций и подачи вводных используются также видеозапись хода и результатов проведения на практике реальных

следственных действий. На практических занятиях непосредственно используются технико-криминалистические средства. Часть занятий проводится на специально оборудованных полигонах.

Значительный объем учебного времени выделяется для проведения криминалистических учений. Их особенностью является отработка в комплексе вопросов использования технико-криминалистических средств, тактических приемов и криминалистических методик расследования отдельных видов преступлений, совершаемых участниками преступных структур. При наличии в игровых коллективах достаточно большого числа игровых ролей осуществляется также отработка навыков взаимодействия работников различных ведомств и служб. В процессе изучения курса криминалистики слушатели должны подготовить практикумы, а также выполнить ряд практических и контрольных работ. Контроль за усвоением знаний осуществляется во время собеседований, принятия зачетов и курсового экзамена.

Курс состоит из 36 тем и итогового кафедрального учения, разбитых по 7 разделам. Общий объем учебного времени

190 часов. В том числе лекций - 56, семинаров - 44, практических занятий - 64 2 0 , учений - 26 часов. Раздел 1 - введение в курс и общие положения Раздел 2 - криминалистическая техника Раздел 3 - криминалистическая тактика Раздел 4 - общие положения методики расследования деятельности преступных структур

Раздел 5 - методика расследования корыстных и корыстно-насильственных преступлений,совершаемых участниками преступных структур

Раздел 6 - методика расследования деятельности преступных структур в сфере экономики

Раздел 7 - методика расследования деятельности преступных структур в особых условиях

Таким образом курс ориентирован на специфическую криминалистическую подготовку специалистов подразделений РУ-ОП,УОП,уже владеющих основами криминалистических знаний.

Фундаментальный "Курс криминалистики" известного российского ученого-криминалиста, главы авторитетной научной школы, заслуженного деятеля науки России, доктора юридических наук, заслуженного профессора Академии управления МВД РФ, почетного академика РАЕН и почетного члена многих научных обществ Р.С. Белкина - проблемное исследование концептуальных основ криминалистической науки, всех ее разделов: общей теории криминалистики, криминалистической техники, криминалистической тактики и криминалистической методики. Дается анализ проблем, возникающих в правоохранительной практике при использовании криминалистических средств, приемов и рекомендаций, то есть того "продукта", которым вооружает практику криминалистическая наука. В работе использован широкий круг литературных источников, начиная с конца XIX в. до последнего времени.
Для студентов юридических ВУЗов и факультетов, преподавателей, аспирантов и докторантов, научных работников, а также практических работников правоохранительных органов, суда, адвокатуры и экспертных учреждений.

Около двадцати лет назад вышел в свет мой трехтомный "Курс советской криминалистики" - первая подобная работа в истории отечественной криминалистической науки. Он был посвящен рассмотрению преимущественно дискуссионных, нерешенных вопросов криминалистики, имеющих как теоретический, так и практический, прикладной характер.

"Курс" был положительно оценен научной общественностью и практическими работниками правоохранительных органов. Ведущие юридические журналы нашей страны и ряд зарубежных изданий опубликовали многочисленные рецензии на "Курс", содержащие его высокую оценку и доброжелательные критические замечания отдельных положений. В ряде сборников научных трудов также появились рецензии на "Курс".

Идеи и концепции "Курса" получили дальнейшее развитие в моих работах 1986-88 гг., в книгах и статьях последних лет. Постепенно накапливался теоретический и эмпирический материал, требующий своего масштабного анализа и обобщения. Необходимость в таком обобщении диктовалась и повышением социальной значимости криминалистики в условиях качественного и количественного изменения состояния преступности в нашей стране и, как представляется, связанными с этими изменениями потребностями оперативно-розыскной, следственной и экспертной практики. Так возникла идея подготовки нового "Курса криминалистики", охотно поддержанная издательской фирмой "Юристь".

Оглавление
ТОМ 1

1. Понятие и структура общей теории криминалистики
1.1. Этапы развития криминалистической теории
1.2. Понятие и методологическое значение общей теории криминалистики
1.3. Содержание и структура общей теории криминалистики
1.4. Функции общей теории криминалистики
2. Предмет криминалистики
2.1. Развитие научных представлений о предмете криминалистики
2.2. Закономерности объективной действительности, изучаемые криминалистикой
2.2.1. Механизм преступления.
2.2.2. Отражение и информация.
2.2.3. Отражение и доказывание.
2.3. Криминалистические средства и методы судебного исследования и предотвращения преступлений
3. Природа науки. Криминалистика в системе научного знания
3.1. Развитие научных представлений о природе криминалистики
3.2. Место криминалистики в системе юридических наук
3.3. Криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности
3.4 Криминалистика и иные общественные науки
3.5. Взаимосвязь криминалистики с естественными и техническими науками
4. Задачи, принципы и законы развития криминалистики
4.1. Общая, специальные и конкретные задачи криминалистики
4.2. Принципы криминалистики
4.3. Законы развития криминалистики
4.3.1. Закон связи и преемственности между существующими и возникающими криминалистическими концепциями.
4.3.2. Закон активного творческого приспособления для целей судопроизводства достижений различных наук.
4.3.3. Обусловленность криминалистических рекомендаций потребностями практики борьбы с преступностью и совершенствование этой практики на основе криминалистической науки.
4.3.4. Ускорение темпов развития криминалистической науки в условиях научно-технического прогресса
5. Язык криминалистики
5.1. Понятие языка криминалистики. Тенденции развития языка криминалистики
5.2. Криминалистические категории
5.2.1. Криминалистическая техника
5.2.2. Криминалистическая тактика
5.2.3. Криминалистическая методика
5.2.4. Технико-криминалистическое средство, криминалистический прием, криминалистическая рекомендация
5.3. Знаковые системы в криминалистике
6. Учение о методах криминалистической науки
6.1. Понятие и классификация методов криминалистики
6.2. Диалектический метод - всеобщий метод криминалистической науки
6.3. Общие (общенаучные) методы криминалистики
6.4. Специальные методы криминалистики
6.5. Соотношение и связь методов криминалистики и методов практической деятельности по борьбе с преступностью
7. Криминалистическая систематика
7.1. Понятие криминалистической систематики и ее значение
7.2. Развитие отечественных научных представлений о системе криминалистики
7.3. Система криминалистики в свете современных представлений о ее предмете
7.4. Частные криминалистические классификации
7.4.1. Классификация лиц.
7.4.2. Классификация предметов.
7.4.3. Классификация свойств и признаков.
7.4.4. Классификации действий и процессов.
7.4.5. Логико-криминалистические классификации.
8. Частные криминалистические теории
8.1. Характеристика частной криминалистической теории
8.2. Факт и частная криминалистическая теория
8.3. Отдельное теоретическое построение и частная криминалистическая теория
8.4. Содержание частной криминалистической теории
8.4.1. Предмет частной теории.
8.4.2. Объект (объекты) частной теории.
8.4.3. Метод частной теории.
8.5. Общая характеристика системы частных криминалистических теорий
Указатель биографических описаний
ТОМ 2
1. Система частных криминалистических теорий и тенденции ее развития

1.1. Общая характеристика системы частных криминалистических теорий
1.2. Тенденции развития системы частных криминалистических теорий
1.2.1. Пополнение системы частных криминалистических теорий.
1.2.2. Обновление (модернизация) системы частных криминалистических теорий.
1.2.3. Формализация системы частных криминалистических теорий.
1.2.4. Адаптация системы частных криминалистических теорий.
2. Криминалистическое учение о механизмах следообразования
2.1. Развитие научных представлений о механизмах следообразования
2.2. Понятийная часть учения о механизмах следообразования
2.2.1. Понятие следа
2.2.2. Механизм следообразования
2.3. Классификационная часть учения о механизмах следообразования
2.4. Функциональная часть учения о механизмах следообразования
3. Криминалистическое учение о признаках
3.1. Понятие признака в криминалистике
3.2. Классификации признаков в криминалистике
3.2.1. Общие субстанциональные классификации
3.2.2. Общие объемные классификации
3.2.3. Общие функциональные классификации
3.2.4. Объектовые классификации признаков
3.3. Совокупности и системы признаков
4. Криминалистическое учение о фиксации доказательственной информации
4.1. Понятие фиксации доказательственной информации
4.2. Общая характеристика форм, методов и средств фиксации доказательственной информации
4.3. Вербальная и графическая формы фиксации доказательственной информации
4.4. Предметная и наглядно-образная формы фиксации доказательственной информации
4.5. Перспективы развития криминалистического учения о фиксации доказательственной информации
5. Учение о криминалистической регистрации
5.1. Развитие научных основ криминалистической регистрации
5.2. Современное состояние учения о криминалистической регистрации
5.3. Перспективы развития учения о криминалистической регистрации и практики функционирования криминалистических учетов
6. Криминалистическое учение о розыске
6.1. Понятие и содержание криминалистического учения о розыске
6.2. Проявление закономерностей возникновения доказательств и работы с ними в розыскной деятельности следователя
6.3. Характеристика содержательной стороны розыска как объекта криминалистической теории
6.4. Тенденции и перспективы развития криминалистического учения о розыске
7. Теории криминалистической идентификации и криминалистической диагностики
7.1. Формирование теории криминалистической идентификации
7.2. Терминологический аппарат теории криминалистической идентификации
7.3. Криминалистическая идентификация или идентификация в криминалистике?
7.4. Групповая (видовая, родовая) идентификация или установление групповой принадлежности?
7.5. Формы (виды) криминалистической идентификации
7.6. Теория криминалистической диагностики
8. Криминалистическая экспертиза и криминалистическая теория
8.1. Идея науки об экспертизе, ее возникновение и развитие
8.2. Общие принципы методики криминалистических экспертных исследований как частная криминалистическая теория
8.3. Предмет и объект криминалистической экспертизы
8.4. Классификация видов криминалистической экспертизы. Проблема новых видов криминалистической экспертизы
8.5. О внутреннем убеждении судебного эксперта и экспертных ошибках.
9. Учение о криминалистической версии и планировании судебного исследования
9.1. Развитие учения о криминалистической версии и планировании судебного исследования
9.2. Понятийный и классификационный аппарат учения: криминалистическая версия
9.3. Понятийный и классификационный аппарат учения: планирование судебного исследования
9.3.1. Планирование расследования
9.3.2. Планирование судебного следствия
9.3.3. Планирование экспертного исследования
10. Криминалистическая теория причинности
10.1. Содержание криминалистической теории причинности
10.2. Проблемные вопросы установления механизма события с помощью следственных (судебных) действий
10.3. Проблемные вопросы экспертного установления причинно-следственных связей
11. Теория криминалистического прогнозирования и временных связей и отношений
11.1. Содержание теории криминалистического прогнозирования
11.2. Основные элементы теории криминалистического прогнозирования
11.2.1. Понятие и методологические основы криминалистического прогнозирования.
11.2.2. Основные направления криминалистического прогнозирования.
11.3. Криминалистическая теория временных связей и отношений.
12. Общие принципы организации деятельности по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств
12.1. Понятие и уровни организации работы с доказательствами
12.2. Организация расследования и криминалистическая методика
12.3. Организация экспертного исследования доказательств
ТОМ 3
Предисловие
Раздел I. Проблемы криминалистической техники и судебной экспертизы
1. "Полевая криминалистика" и ее проблемы
1.1. Постановка проблем
1.2. Возможные варианты решения проблем
1.2.1. Принципы комплектования наборов технико-криминалистических средств
1.2.2. Пределы технического оснащения следователя и специалиста для работы в "полевых" условиях
1.2.3. Целесообразные направления научных исследований в области технического оснащения следователя для работы в "полевых" условиях
1.2.4. Информационное обеспечение оперативно- следственной группы в "полевых" условиях
1.2.5. Принципы распределения средств "полевой" криминалистики и вопрос о субъекте их применения
1.2.6. Проведение криминалистических экспертиз в "полевых" условиях
2. Проблема полиграфа
2.1. Возникновение и содержание проблемы
2.2. Возможные варианты решения проблемы
3. Проблемы компьютеризации судебной экспертизы
3.1. История и современное состояние проблемы
3.2. Возможные варианты решения проблем
4. Проблема одорологического метода
4.1. Возникновение проблемы
4.2. Возможные варианты решения проблемы
5. Судебная экспертиза и процессуальный закон
5.1. Возникновение проблемы
5.2. Дискуссионные вопросы теории и практики судебной экспертизы
5.2.1. Назначение экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела
5.2.2. Правовой статус руководителя судебно-экспертного учреждения (подразделения)
5.2.3. Законодательная регламентация статуса субъектов экспертного исследования
5.2.4. Регламентация производства комплексной экспертизы
5.2.5. Расширение круга субъектов назначения судебной экспертизы
5.2.6. Расширение перечня случаев обязательного назначения экспертизы
5.2.7. Законодательная регламентация экспертной инициативы
5.2.8. Оптимизация формы и содержания экспертных заключений
5.3. Организационно-правовые и нравственные проблемы экспертной деятельности.
Раздел II. Проблемы криминалистической тактики
6. Следственная ситуация и ее тактическое значение
6.1. Понятие следственной ситуации
6.2. Виды следственных ситуаций
6.3. О концепции "бесконфликтного следствия"
7. Тактическое решение
7.1. Понятие тактического решения
7.2. Определение цели тактического воздействия
7.3. Проблема следственной интуиции
7.4. Принятие тактического решения
7.5. Некоторые специальные вопросы принятия тактических решений
7.5.1. Тактическое решение при расследовании преступления группой следователей
7.5.2. Принятие решений в условиях тактического риска
7.5.3. Принятие тактического решения в условиях конфликтной ситуации
8. Тактическая комбинация
8.1. Возникновение проблемы
8.2. Понятие и виды тактической комбинации
8.3. Общие условия допустимости тактических комбинаций
8.4. Тактические комбинации при производстве допроса
9. Фактор внезапности, его учет и использование при расследовании преступлений
9.1. Фактор внезапности, его смысл и формы использования при расследовании преступлений
9.2. Тактика действий следователя с использованием фактора внезапности
9.3. Учет воздействия фактора внезапности на деятельность следователя
9.4. Влияние фактора внезапности на полноту и достоверность доказательственной информации
10. Проблема совершенствования техники и методики планирования расследования
10.1. О сетевом методе планирования расследования
10.2. О программировании расследования преступлений
Раздел III. Проблемы криминалистической методики
11. Формирование частных криминалистических методик как комплексов криминалистических рекомендаций
11.1. Частные криминалистические методики как комплексы криминалистических рекомендаций
11.2. Криминалистическая характеристика преступления
11.3. Криминалистическая классификация преступлений
11.4. Определение предмета и направления расследования
11.5. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия
11.6. Последующие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия
12. Источники криминалистических методических рекомендаций
12.1. Право как определяющий фактор и источник методических рекомендаций криминалистики
12.2. Следственная практика как источник криминалистических методических рекомендаций
12.3. Наука как источник криминалистических методических рекомендаций
13. Сокрытие преступления как форма противодействия расследованию
13.1. Понятие сокрытия преступления
13.2. Виды способов сокрытия преступления
13.3. Факторы, побуждающие к сокрытию преступления и влияющие на выбор способа и возможность сокрытия
14. Раскрытие и расследование преступления как цели применения частной криминалистической методики
14.1. Криминалистическое понятие раскрытия преступления
14.2. Этапы расследования преступления
14.3. Обнаружение признаков преступления
14.4. Вопрос о методе раскрытия и расследования преступлений
Раздел IV. Криминалистика как объект изучения и сравнения
15. Криминалистика как объект изучения
15.1. Криминалистика как компонент юридического образования
15.1.1. Организационное становление ВУЗовского курса криминалистики
15.1.2. Развитие содержательной стороны курса криминалистики
15.1.3. Криминалистическая специализация
15.1.4. Вопросы методики преподавания криминалистики
15.1.5. Учебная литература
15.2. Криминалистика как компонент профессионально- служебной подготовки практических работников
15.3. Историография и библиография отечественной криминалистики
16. Криминалистика как объект сравнения
16.1. Теоретические основы криминалистики стран Восточной и Центральной Европы
16.2. Теоретические основы криминалистики стран Западной Европы и США
Заключение

М.: 2001., 3-е изд., доп.

Фундаментальный "Курс криминалистики" известного российского ученого-криминалиста, главы авторитетной научной школы, заслуженного деятеля науки России, доктора юридических наук, заслуженного профессора Академии управления МВД РФ, почетного академика РАЕН и почетного члена многих научных обществ Р.С. Белкина - проблемное исследование концептуальных основ криминалистической науки, всех ее разделов: общей теории криминалистики, криминалистической техники, криминалистической тактики и криминалистической методики. Дается анализ проблем, возникающих в правоохранительной практике при использовании криминалистических средств, приемов и рекомендаций, то есть того "продукта", которым вооружает практику криминалистическая наука. В работе использован широкий круг литературных источников, начиная с конца XIX в. до последнего времени.

Для студентов юридических вузов и факультетов, преподавателей, аспирантов и докторантов, научных работников, а также практических работников правоохранительных органов, суда, адвокатуры и экспертных учреждений.

Формат: pdf / zip (Все три тома, 2001 )

Размер: 8 ,2 Мб

drive.google

Формат: doc / zip (Все три тома, 1997 )

Размер: 1,6 Мб

/ Download файл

ТОМ 1.
1. Понятие и структура общей теории криминалистики
1.1. Этапы развития криминалистической теории
1.2. Понятие и методологическое значение общей теории криминалистики
1.3. Содержание и структура общей теории криминалистики
1.4. Функции общей теории криминалистики
2. Предмет криминалистики
2.1. Развитие научных представлений о предмете криминалистики
2.2. Закономерности объективной действительности, изучаемые криминалистикой
2.2.1. Механизм преступления.
2.2.2. Отражение и информация.
2.2.3. Отражение и доказывание.
2.3. Криминалистические средства и методы судебного исследования и предотвращения преступлений
3. Природа науки. Криминалистика в системе научного знания
3.1. Развитие научных представлений о природе криминалистики
3.2. Место криминалистики в системе юридических наук
3.3. Криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности
3.4 Криминалистика и иные общественные науки
3.5. Взаимосвязь криминалистики с естественными и техническими науками
4. Задачи, принципы и законы развития криминалистики
4.1. Общая, специальные и конкретные задачи криминалистики
4.2. Принципы криминалистики
4.3. Законы развития криминалистики
4.3.1. Закон связи и преемственности между существующими и возникающими криминалистическими концепциями.
4.3.2. Закон активного творческого приспособления для целей судопроизводства достижений различных наук.
4.3.3. Обусловленность криминалистических рекомендаций потребностями практики борьбы с преступностью и совершенствование этой практики на основе криминалистической науки.
4.3.4. Ускорение темпов развития криминалистической науки в условиях научно-технического прогресса
5. Язык криминалистики
5.1. Понятие языка криминалистики. Тенденции развития языка криминалистики
5.2. Криминалистические категории
5.2.1. Криминалистическая техника
5.2.2. Криминалистическая тактика
5.2.3. Криминалистическая методика
5.2.4. Технико-криминалистическое средство, криминалистический прием, криминалистическая рекомендация
5.3. Знаковые системы в криминалистике
6. Учение о методах криминалистической науки
6.1. Понятие и классификация методов криминалистики
6.2. Диалектический метод - всеобщий метод криминалистической науки
6.3. Общие (общенаучные) методы криминалистики
6.4. Специальные методы криминалистики
6.5. Соотношение и связь методов криминалистики и методов практической деятельности по борьбе с преступностью
7. Криминалистическая систематика
7.1. Понятие криминалистической систематики и ее значение
7.2. Развитие отечественных научных представлений о системе криминалистики
7.3. Система криминалистики в свете современных представлений о ее предмете
7.4. Частные криминалистические классификации
7.4.1. Классификация лиц.
7.4.2. Классификация предметов.
7.4.3. Классификация свойств и признаков.
7.4.4. Классификации действий и процессов.
7.4.5. Логико-криминалистические классификации.
8. Частные криминалистические теории
8.1. Характеристика частной криминалистической теории
8.2. Факт и частная криминалистическая теория
8.3. Отдельное теоретическое построение и частная криминалистическая теория
8.4. Содержание частной криминалистической теории
8.4.1. Предмет частной теории.
8.4.2. Объект (объекты) частной теории.
8.4.3. Метод частной теории.
8.5. Общая характеристика системы частных криминалистических теорий
Указатель биографических описаний

ТОМ 2
1. Система частных криминалистических теорий и тенденции ее развития
1.1. Общая характеристика системы частных криминалистических теорий
1.2. Тенденции развития системы частных криминалистических теорий
1.2.1. Пополнение системы частных криминалистических теорий.
1.2.2. Обновление (модернизация) системы частных криминалистических теорий.
1.2.3. Формализация системы частных криминалистических теорий.
1.2.4. Адаптация системы частных криминалистических теорий.
2. Криминалистическое учение о механизмах следообразования
2.1. Развитие научных представлений о механизмах следообразования
2.2. Понятийная часть учения о механизмах следообразования
2.2.1. Понятие следа
2.2.2. Механизм следообразования
2.3. Классификационная часть учения о механизмах следообразования
2.4. Функциональная часть учения о механизмах следообразования
3. Криминалистическое учение о признаках
3.1. Понятие признака в криминалистике
3.2. Классификации признаков в криминалистике
3.2.1. Общие субстанциональные классификации
3.2.2. Общие объемные классификации
3.2.3. Общие функциональные классификации
3.2.4. Объектовые классификации признаков
3.3. Совокупности и системы признаков
4. Криминалистическое учение о фиксации доказательственной информации
4.1. Понятие фиксации доказательственной информации
4.2. Общая характеристика форм, методов и средств фиксации доказательственной информации
4.3. Вербальная и графическая формы фиксации доказательственной информации
4.4. Предметная и наглядно-образная формы фиксации доказательственной информации
4.5. Перспективы развития криминалистического учения о фиксации доказательственной информации
5. Учение о криминалистической регистрации
5.1. Развитие научных основ криминалистической регистрации
5.2. Современное состояние учения о криминалистической регистрации
5.3. Перспективы развития учения о криминалистической регистрации и практики функционирования криминалистических учетов
6. Криминалистическое учение о розыске
6.1. Понятие и содержание криминалистического учения о розыске
6.2. Проявление закономерностей возникновения доказательств и работы с ними в розыскной деятельности следователя
6.3. Характеристика содержательной стороны розыска как объекта криминалистической теории
6.4. Тенденции и перспективы развития криминалистического учения о розыске
7. Теории криминалистической идентификации и криминалистической диагностики
7.1. Формирование теории криминалистической идентификации
7.2. Терминологический аппарат теории криминалистической идентификации
7.3. Криминалистическая идентификация или идентификация в криминалистике?
7.4. Групповая (видовая, родовая) идентификация или установление групповой принадлежности?
7.5. Формы (виды) криминалистической идентификации
7.6. Теория криминалистической диагностики
8. Криминалистическая экспертиза и криминалистическая теория
8.1. Идея науки об экспертизе, ее возникновение и развитие
8.2. Общие принципы методики криминалистических экспертных исследований как частная криминалистическая теория
8.3. Предмет и объект криминалистической экспертизы
8.4. Классификация видов криминалистической экспертизы. Проблема новых видов криминалистической экспертизы
8.5. О внутреннем убеждении судебного эксперта и экспертных ошибках.
9. Учение о криминалистической версии и планировании судебного исследования
9.1. Развитие учения о криминалистической версии и планировании судебного исследования
9.2. Понятийный и классификационный аппарат учения: криминалистическая версия
9.3. Понятийный и классификационный аппарат учения: планирование судебного исследования
9.3.1. Планирование расследования
9.3.2. Планирование судебного следствия
9.3.3. Планирование экспертного исследования
10. Криминалистическая теория причинности
10.1. Содержание криминалистической теории причинности
10.2. Проблемные вопросы установления механизма события с помощью следственных (судебных) действий
10.3. Проблемные вопросы экспертного установления причинно-следственных связей
11. Теория криминалистического прогнозирования и временных связей и отношений
11.1. Содержание теории криминалистического прогнозирования
11.2. Основные элементы теории криминалистического прогнозирования
11.2.1. Понятие и методологические основы криминалистического прогнозирования.
11.2.2. Основные направления криминалистического прогнозирования.
11.3. Криминалистическая теория временных связей и отношений.
12. Общие принципы организации деятельности по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств
12.1. Понятие и уровни организации работы с доказательствами
12.2. Организация расследования и криминалистическая методика
12.3. Организация экспертного исследования доказательств

ТОМ 3
Предисловие
Раздел I. Проблемы криминалистической техники и судебной экспертизы
1. "Полевая криминалистика" и ее проблемы
1.1. Постановка проблем
1.2. Возможные варианты решения проблем
1.2.1. Принципы комплектования наборов технико-криминалистических средств
1.2.2. Пределы технического оснащения следователя и специалиста для работы в "полевых" условиях
1.2.3. Целесообразные направления научных исследований в области технического оснащения следователя для работы в "полевых" условиях
1.2.4. Информационное обеспечение оперативно- следственной группы в "полевых" условиях
1.2.5. Принципы распределения средств "полевой" криминалистики и вопрос о субъекте их применения
1.2.6. Проведение криминалистических экспертиз в "полевых" условиях
2. Проблема полиграфа
2.1. Возникновение и содержание проблемы
2.2. Возможные варианты решения проблемы
3. Проблемы компьютеризации судебной экспертизы
3.1. История и современное состояние проблемы
3.2. Возможные варианты решения проблем
4. Проблема одорологического метода
4.1. Возникновение проблемы
4.2. Возможные варианты решения проблемы
5. Судебная экспертиза и процессуальный закон
5.1. Возникновение проблемы
5.2. Дискуссионные вопросы теории и практики судебной экспертизы
5.2.1. Назначение экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела
5.2.2. Правовой статус руководителя судебно-экспертного учреждения (подразделения)
5.2.3. Законодательная регламентация статуса субъектов экспертного исследования
5.2.4. Регламентация производства комплексной экспертизы
5.2.5. Расширение круга субъектов назначения судебной экспертизы
5.2.6. Расширение перечня случаев обязательного назначения экспертизы
5.2.7. Законодательная регламентация экспертной инициативы
5.2.8. Оптимизация формы и содержания экспертных заключений
5.3. Организационно-правовые и нравственные проблемы экспертной деятельности.
Раздел II. Проблемы криминалистической тактики
6. Следственная ситуация и ее тактическое значение
6.1. Понятие следственной ситуации
6.2. Виды следственных ситуаций
6.3. О концепции "бесконфликтного следствия"
7. Тактическое решение
7.1. Понятие тактического решения
7.2. Определение цели тактического воздействия
7.3. Проблема следственной интуиции
7.4. Принятие тактического решения
7.5. Некоторые специальные вопросы принятия тактических решений
7.5.1. Тактическое решение при расследовании преступления группой следователей
7.5.2. Принятие решений в условиях тактического риска
7.5.3. Принятие тактического решения в условиях конфликтной ситуации
8. Тактическая комбинация
8.1. Возникновение проблемы
8.2. Понятие и виды тактической комбинации
8.3. Общие условия допустимости тактических комбинаций
8.4. Тактические комбинации при производстве допроса
9. Фактор внезапности, его учет и использование при расследовании преступлений
9.1. Фактор внезапности, его смысл и формы использования при расследовании преступлений
9.2. Тактика действий следователя с использованием фактора внезапности
9.3. Учет воздействия фактора внезапности на деятельность следователя
9.4. Влияние фактора внезапности на полноту и достоверность доказательственной информации
10. Проблема совершенствования техники и методики планирования расследования
10.1. О сетевом методе планирования расследования
10.2. О программировании расследования преступлений
Раздел III. Проблемы криминалистической методики
11. Формирование частных криминалистических методик как комплексов криминалистических рекомендаций
11.1. Частные криминалистические методики как комплексы криминалистических рекомендаций
11.2. Криминалистическая характеристика преступления
11.3. Криминалистическая классификация преступлений
11.4. Определение предмета и направления расследования
11.5. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия
11.6. Последующие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия
12. Источники криминалистических методических рекомендаций
12.1. Право как определяющий фактор и источник методических рекомендаций криминалистики
12.2. Следственная практика как источник криминалистических методических рекомендаций
12.3. Наука как источник криминалистических методических рекомендаций
13. Сокрытие преступления как форма противодействия расследованию
13.1. Понятие сокрытия преступления
13.2. Виды способов сокрытия преступления
13.3. Факторы, побуждающие к сокрытию преступления и влияющие на выбор способа и возможность сокрытия
14. Раскрытие и расследование преступления как цели применения частной криминалистической методики
14.1. Криминалистическое понятие раскрытия преступления
14.2. Этапы расследования преступления
14.3. Обнаружение признаков преступления
14.4. Вопрос о методе раскрытия и расследования преступлений
Раздел IV. Криминалистика как объект изучения и сравнения
15. Криминалистика как объект изучения
15.1. Криминалистика как компонент юридического образования
15.1.1. Организационное становление вузовского курса криминалистики
15.1.2. Развитие содержательной стороны курса криминалистики
15.1.3. Криминалистическая специализация
15.1.4. Вопросы методики преподавания криминалистики
15.1.5. Учебная литература
15.2. Криминалистика как компонент профессионально- служебной подготовки практических работников
15.3. Историография и библиография отечественной криминалистики
16. Криминалистика как объект сравнения
16.1. Теоретические основы криминалистики стран Восточной и Центральной Европы
16.2. Теоретические основы криминалистики стран Западной Европы и США
Заключение