И. М. Сергей

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» — Мф. 16, 24.

В наши дни, как никогда раньше, мы наблюдаем оживление интереса к церкви Иисуса Христа. Но приходиться задумываться, подлинно ли этот интерес выражает искреннее стремление многих следовать за Христом.

Есть те, которые устами исповедуют Христа, но не знают, что значит следовать за Ним. Некоторые думают, что следовать за Христом, значит вести этический образ жизни. Они говорят, что неважно, как и во что верить, лишь бы морально жить. Но этого недостаточно. Следовать за Христом означает исповедовать Его Божество, принимать верой Его искупительную жертву! Необходимо пережить возрождение свыше от Слова Божия и Духа Святого.

Истинное следование за Христом возлагает на нас большие обязанности. Наш текст ясно говорит о том, что кто хочет следовать за Христом, должен взять крест свой, то есть трудности этого следования, отречься от себя и идти за Ним.

Что же значит отвергнуть себя? Это означает от-казаться от самого себя. Отрекаясь от себя, мы ставим Христа на место себя. Поэтому первым условием ученичества и следования за Христом есть отречение от себя.

В каждом человеческом сердце есть престольная комната. В жизни и сердце необращенного человека на этом престоле сидит «я», которое диктует и управляет жизнью. Если такого человека просят сделать что-нибудь в церковной или общественной жизни, он обычно спрашивает: что ему за это будет? Может быть, он и хотел бы сделать иначе, но не может до тех пор, пока властное «я» находится в центре его жизни и управляет им. Для изменения такого состояния необходимо рождение выше. Грех в Едемском саду был своего рода возведением на престол своего «я». Сатана прельстил Адама и Еву говоря: «Подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю?» «Вы будете, как боги» — Быт. 3: 1, 5. Когда происходит акт нашего возрождения или спасения, тогда престол нашего сердца снова занимает Господь, и наше человеческое «я» капитулирует.

Затем Христос говорит, что после нашего обращения верующий должен взять крест свой и следовать за Ним. Говоря о кресте, который мы должны нести в христианской жизни, мы часто не вполне разумеем значение этого слова. Иногда физические болезни и недуги в плоти мы называем нашим крестом. Они скорее могут быть «жалом в плоть», но не крестом. Так рассматривал свои физические недуги апостол Павел. Наши физические страдания в этой жизни не всегда бывают крестом в библейском понимании этого слова. Наш текст говорит: «возьми крест свой». Другими словами, крест не является чем-то, что мы принимаем пассивно. Крест — это добровольное взятие на себя служения и тех последствий, которые связаны со следованием за Христом. Следовать за Иисусом Христом — жить для Него каждый день, это и есть нести крест каждый день. Вот что значит взять крест. Крест — это полное подчинение Христу и Его воле. Перед этим словом Христос сказал своим ученикам, что Сыну Человеческому надлежит много пострадать и быть распяту. Ученики знали, что означает распятие на кресте, потому что этот вид казни практиковался в то время. После беседы с учениками Он сказал эти слова: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною».

На этих двух принципах основано ученичество Христа. Первое — отвергни себя, то есть сойди с престола твоего сердца и уступи место Христу, второе — возьми крест свой и следуй за Ним.

Дорогой читатель! Желаете ли вы следовать за Иисусом Христом, быть Его учеником и последователем? Он призывает вас к Себе и разъясняет условия следования за Ним. Следование за Господом имеет свои блаженные последствия. Оно дает нам радость и счастье в этой временной жизни и ведет к вечному блаженству в небесах. Только тот, кто последовал за Иисусом Христом, имеет надежду жизни вечной. К этому счастью Он призывает и вас.

«Приди, друг, к Иисусу, как есть во всех грехах.

Он уврачует душу, не бойся, сбрось свой страх.

Стремись путь к вечной жизни пройти ты до конца, тогда найдешь в отчизне заветный дом Отца.

Возьми свой крест и следуй в путь узкий за Христом, идя за Ним, не сетуй, не плачь ты под крестом».

И. М. Сергей «Ей, гряди, Господи!», Москва, 2006

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий).
ВОЗЬМИ СВОЙ КРЕСТ И ИДИ ЗА ХРИСТОМ.

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Марк 8:34,35) .
Эти слова Христовы, слова огромной важности и глубины, у многих из вас могут вызвать недоумение. Как это Господь говорит, что если ты хочешь спасти душу свою, то должен ее погубить?
Как это так? Ведь мы же стремимся к тому, чтобы спасти душу свою, а Господь говорит, что если мы будем к этому стремиться, то мы погубим свою душу: "Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю" . Выходит, что для того, чтобы спасти душу свою, нужно погубить ее, - погубить ради Самого Господа Иисуса Христа и Евангелия.
Что же это значит? Как это понять? Конечно, не может быть ничего противоречивого в словах Христовых. Надо уметь правильно их понимать. И вот какой ответ на это недоумение дает нам Сам Господь: "Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет" . Вот если это исполним, то душу свою спасем.
Что значит отвергнуться себя?
Вот это весьма важно знать нам. Отвергнуться себя - это значит совершенно отказаться от своего понимания путей жизни, совершенно отказаться от того, к чему мы стремимся по велениям нашего сердца. Это значит совершенно отвергнуть тот путь жизни, который мы сами себе начертали, это значит отказаться всецело от своей воли, от своего разума. Есть ли в этом что-нибудь странное, неисполнимое? Конечно, нет. Вы знаете, что когда ученик учится ремеслу, то он должен всецело руководствоваться указаниями мастера; должен беспрекословно повиноваться мастеру, исполнять все его указания и работать так, как велит мастер. Ученик не смеет ничего выдумывать сам, делать отступления от указаний мастера. Когда человек принимает решение вступить на путь монашеской жизни и приходит в монастырь, то первое требование, которое к нему предъявляется, - это полное отсечение своей воли. Ему дается наставник - старец из числа монахов, весьма опытных в духовной жизни, и он должен беспрекословно исполнять все, что повелит ему старец. Он не смеет ни одного шага ступить, ни одного дела предпринять без благословения старца. Он не смеет рассуждать иначе, чем рассуждает старец. Он должен всецело отвергнуть свою волю, жить по воле своего старца. Только тогда он станет истинным монахом.
На войне, вы знаете, всякий солдат обязан совершенно беспрекословно повиноваться приказам не только высшего командования, но и низшего начальника. Он не смеет рассуждать, не смеет критиковать их распоряжения, а должен совершенно точно исполнять эти приказания, должен идти на все, даже на смерть, и не смеет возражать. Вот что значит в жизни обычной, в жизни мирской отвержение от своей воли.
Такого же отвержения, - полного отвержения от всего, что кажется нам желательным, правильным и разумным, отвержения от всех нами самими выдуманных и предначертанных путей нашей жизни и деятельности, - требует от нас Господь Иисус Христос. Мы должны безусловно отвергнуть все то, о чем сами помышляем, чего сами хотим. Мы должны стать послушными Господу Иисусу Христу, и послушными до конца, послушными до смерти.
Мы должны возненавидеть свою душу, ибо Господь Иисус Христос, как читаем в Евангелии от Луки, сказал: "Аще кто грядет по Мне и не возненавидит душу свою, не может быть Мой ученик" (Лк. 14:26) .
Как это, почему это надо возненавидеть свою душу?
А очень просто. Надо только хорошенько, вглядеться в нее, надо только глубоко, сосредоточенно и с полной честностью углубить свой духовный взор в тайники своей души. И тогда всякий грешник увидит, что творится там. Там тьма, там кишат змеи - змеи лжи, блуда, зависти, гордости, чревоугодия, воровства, даже убийства. Все эти змеи там кишмя кишат, и нет им числа. Разве мы не ненавидим змей, не уничтожаем их, разве не бережемся от них? А что же, змей, которые гнездятся в нашем сердце, мы будем любить? Мы должны возненавидеть их, должны возненавидеть душу свою, если в ней кишат змеи. В нас мало того, что заслуживает любви, но много того, что заслуживает ненависти. И нужно возгореться этой ненавистью. Если вы увидите случайно, что на плечах ваших смрадное, грязное рубище, разве не стряхнете, не затопчете его ногами? А если грешный человек вглядится в свою душу, то он увидит, что одеяние его души подобно этому смрадному рубищу. И ему станет отвратительно, противно, он возненавидит это рубище, он возненавидит душу свою, которая так безобразно одета.
Видите, нет ничего странного в этом требовании Христовом, что желающий идти за Ним должен возненавидеть свою душу. Надо возненавидеть свою гордость, самомнение, которые велят нам строить по-своему свою жизнь, ставить свои собственные цели жизни.
Надо все это отстранить, разорвать эту пыльную паутину, которую соткали мы, строя планы своей жизни. Надо все порвать, со всем распрощаться. Надо возненавидеть свою душу, отвергнуться от своей воли, своих планов жизни, своего разума и смиренно преклонить выю под легкий ярем Христа. Господу Иисусу Христу протянуть трепещущую руку и к Нему воззвать: "Господи! Не буду идти своим путем, за Тобой пойду, Ты меня веди!"
Вот только тогда станет для нас возможным шествие за Христом. И тогда не будет для нас ничего странного в этих словах Христовых: "Аще кто грядет по Мне и не возненавидит душу свою, не может быти Мой ученик" . Нужно свою волю отвергнуть до конца, до конца и безусловно подчинить ее воле Христовой. Если Господь ведет нас туда, куда Сам шел, если Господь требует от нас, чтобы мы взяли свой крест и шли за Ним, то куда же это мы пойдем?
Если возложен на нас крест, то, конечно, мы пойдем не на веселье, не на празднество, а пойдем туда, куда должны идти преступники, несущие свой крест, - мы должны идти на Голгофу вслед за Иисусом Христом до конца, даже до смерти должны идти за Ним.
Какой же это смерти требует от нас Господь Иисус Христос? Разве физической смерти на кресте, которую Сам Он претерпел? Нет, не этой смерти Он требует от нас. Он требует другого. Требует, чтобы мы были совершенно послушны, совершенно смиренны, чтобы мы подражали Ему, Который Себя умалил: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил себя, быв послушным, даже до смерти, и смерти крестной" (Флп. 2:6-8) . Как Он был послушен Отцу Своему, так и мы до конца должны быть послушными Ему. Он ведет нас на смерть, но не на такую, от которой должно трепетать наше сердце. Он требует от нас, чтобы мы исполнили слова Павловы: "Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал. 5:24) . Он требует, чтобы нашу плоть, наши страсти мы распяли на кресте и умертвили их. Требует, чтобы мы распяли на кресте свои грехи, как Он пригвоздил грехи всего мира к Кресту Своему. Требует, чтобы мы распяли ветхого человека, живущего не по заветам Его. Требует, чтобы того ветхого человека, который находится во власти дьявола, мы возненавидили, сбросили его, как грязную, ветхую одежду, и начали новую жизнь, жизнь возрожденного человека, преуспевающего в духе и идущего путем духа. Этого требует от нас Христос. Это должны мы исполнить, ибо иначе, если не очистим всей скверны своей души, не возненавидим эту скверну, не может быть и речи о том, чтобы сердце наше было чисто, чтобы в нем засиял свет Христов.
Для того, чтобы засияло солнце, должна рассеяться ночная тьма. Для того чтобы был чистый воздух в жилище нашем, оно должно быть очищено от всякой грязи.
Так и с душой нашей, - если не отвергаемся от всей скверны, если не распнем на кресте нашу плоть, истлевшую в похотях, как же сможем идти за Христом? Это необходимое, совершенно необходимое условие.
Но надо знать, что если сделаем мы это великое дело, то нам предстоит тяжелая и долгая борьба, ибо тот ветхий человек, которого мы свергли, которого распяли на кресте, - это лютый зверь. И чем больше мы будем его бить, чем больше будем его распинать, тем яростнее он будет огрызаться. Он опасен для нас, он никогда не оставит нас в покое. И нам предстоит борьба с этим зверем до окончания нашей жизни.
Из житий святых мы знаем, что все они до конца дней своих вели бесконечную борьбу с этим своим ветхим человеком, которого распинали на кресте. Знаем, что много лет тяжко страдала преп. Мария Египетская после того, как оставила свою развратную жизнь, полную роскоши, неги и утех, и ушла в пустыню. Знаем, как мучили ее постоянно видения прежней ее жизни. Ей представлялись сладкие и вкусные блюда, к которым она так привыкла, она жаждала драгоценных вин, которые раньше пила, жаждала утех любви и блеска своей жизни в Александрии. Мучилась, мучилась она этими соблазнами, которых требовала ее плоть, ее ветхий человек, не желавший оставить ее в покое. Нужны были долгие, долгие годы борьбы, чтобы, в конце концов, могла обрести она вожделенный покой души.
Такую борьбу вели все святые, и такая борьба предстоит каждому из тех, кто решил исполнить эти слова Христовы - отвергнуться себя до возненавидения души своей, распять на кресте своего ветхого человека и идти за Христом. Ему нужно будет идти долго, тяжелый, тернистый путь пройти. И он не должен никогда останавливаться на этом пути, ибо остановиться в духовной жизни - это значит повернуть назад, это значит потерять все то доброе и святое, что было приобретено. Надо спешить, надо идти неуклонно, неустанно идти вперед, вперед и вперед.
Кто был выше святого Апостола Павла, который был восхищен до третьего неба и видел блаженство праведных? Кто может сравниться с ним в его решимости распять плоть свою? Кто смеет сказать, как он: "Уже не я живу, а живет во мне Христос, для меня весь мир распят на кресте?" И вот этот великий человек, посмотрите, что говорит: "Братия, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели" (Флп. 3:13) . Он все вперед, вперед стремится, ибо цель перед ним великая, святая и чрезвычайно трудно достижимая. Он спешит, он бежит.
И нам ли не спешить, нам ли не бежать, если пойдем по тому пути, которым Апостол Павел шел и который указан Господом Иисусом Христом! Вот что значит отвергнуться себя и идти вслед за Христом.
А что значит взять крест свой?
Господь говорит, что каждый из нас должен взять свой крест. Что это значит? Какие у нас кресты? Кресты бывают разные, совершенно различные у разных людей, ибо для каждого Богом приготовлен свой крест.
Очень важно, чтобы мы поняли, что такое наш крест. Очень важно, чтобы мы взяли именно тот крест, который предложен нам Богом. Очень опасно самим себе сочинять кресты, а это бывает нередко. Богом уготован для каждого человека крест жизни мирской - жизни семейной, общественной. И он, даже приняв решение идти за Христом и нести свой крест, даже отвергнувшись себя, может ничего не сделать, если сочинит сам себе такой крест, который ему кажется подходящим. Например, если он решит, что ему надо идти в монастырь или пустыню и там спасаться.
Этот путь, этот крест для очень немногих уготован Богом, а для огромного большинства людей уготованы другие кресты, которые люди даже не склонны называть крестами и, неся их, даже не понимают, какой крест они несут.
Какие кресты уготованы для большинства из нас? Кресты простые, не такие, какие несли мученики, не такие, которые до конца жизни несли подвижники в пустыне. Нам уготованы другие кресты.
Наша жизнь, жизнь всех людей, есть горе, печаль и страдание, и все эти горести, печаль и страдания нашей мирской - общественной и семейной - жизни и составляют наш крест. Неудачная женитьба, неудачный выбор профессии разве мало причиняют страданий? Разве мало должен терпеть человек, которого постигла такая беда? Тяжкие болезни, унижение, бесчестие, разорение имущества, ревность супружеская, клевета - все злое, что творят нам люди, разве это не крест наш?
Именно это и есть крест наш, крест огромного большинства людей. Такие страдания несут и обязаны нести все люди, хотя они вовсе того не хотят. Люди, ненавидящие Христа, люди, отвергающие путь Христов, все равно несут свой крест страданий.
В чем же разница между ними и христианами, которые несут свой крест? Разница в том, что они несут его покорно, в том, что они не хулят Бога, а смиренно, склонив свою голову, несут до конца своей жизни тяжелый крест, идя вслед за Господом Иисусом Христом, несут его ради Него и Евангелия, несут из горячей любви ко Христу, потому что ум их и все желания пленены Евангельским учением.
Для того, чтобы исполнить Евангельское учение, чтобы идти по пути Христову, человек должен покорно и неустанно нести свои крест, не проклиная его, а благословляя. И тогда он исполнит завет Христов, ибо отвергся себя, взял крест свой и пошел за Христом, пошел в дальний путь, в тот путь, о котором Господь Иисус Христос сказал, что в Царствие Небесное ведет узкий, тернистый путь, началом которого будут тесные врата. А мы все хотим, чтобы жизненный путь был широким, просторным, без всяких терний, грязи, камней и рвов, чтобы он был усыпан цветами. Господь указывает нам путь иной, - путь страданий. Надо нам знать, что на этом пути, как бы он тяжел ни был, если мы всем сердцем обратимся ко Христу, Он Сам удивительно будет помогать нам. Он будет поддерживать нас, когда мы будем падать. Подкреплять, ободрять и утешать нас. И тогда поймем мы слова Апостола Павла о том, что "кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2 Кор. 4:17). Тогда эти страдания нашей краткой жизни будут для нас легкими страданиями. Когда мы пройдем этот путь, который только вначале кажется страшным и тяжким, когда почувствуем мы укрепляющую нас на этом пути Божию благодать, тогда радостно и со смирением будем нести крест свой и, идя, будем знать, что этим открывается для нас вход в Царство Небесное.
Вот что значит возненавидеть свою душу - возненавидеть нечистоту ее, отвергнуться ветхого человека, чтобы спасти ее, бессмертную, предназначенную для общения с Богом.
Кто так погубит свою душу, тот ее спасет, будет со Христом.
Да сподобит всех вас Господь наш Иисус Христос вечной, славной, бесконечной жизни с Ним, Его Отцом Святым и со всем сонмом святых Ангелов.

Расскажите, пожалуйста, как на практике можно взять свой крест и следовать за Христом. Я, как выходец из мусульманства этого не наблюдал в церквях. Так что моя вера начинает ослабевать. Где найти братьев и сестёр, которые бы бодрствовали постоянно и тем самым являли бы собой пример для других ищущих Господа людей. Слово Божье - это мой ответ. И, тем не менее, вопрос остаётся не отвеченным.

Фраза "взять свой крест" пришла в обиход христиан из слов Иисуса Христа сказанных при очень интересных обстоятельствах. Однажды Иисус Христос спросил своих учеников о том, за кого они Его почитают, Пётр тут же, проявив своё рвение, признался, что он считает своего учителя за Христа - Сына живого Бога, (Мф. 16:15-17). К сожалению, эта, казалось бы, твёрдая вера Петра, оказалась не очень надёжной в действительности. Буквально сразу же после этих слов, когда Иисус Христос стал говорить своим ученикам о том, что Ему надлежит пострадать и быть преданному на смерть, Пётр, стал прекословить Ему, отговаривая избежать страданий, "Будь милостив к себе Господи, да не будет этого с Тобою" (Мф 16:22). На это Христос сказал Петру: "Отойди от Меня Сатана! ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божье, а что человеческое" (Мф 16:23). Происшедшее заставило Христа обратиться ко всем окружающим и уточнить, что же действительно представляет собой истинная вера в Него, "Если кто хочет идти за Мною отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф 16:24). Контекст, в котором были сказаны эти слова, помогает понять их значение. Дело в том, что для того, чтобы действительно быть верующим или учеником Христа необходимо не только теоретическое признание, что Иисус Христос является Сыном Божьим или даже Спасителем. Настоящая вера во Христа это признание Его права на управление нашей жизнью. "Отвергнуть себя и взять свой крест" в следовании за Христом означает отказ от права самому распоряжаться жизнью и "думать о том, что Божье", а не о том, что человеческое. Это значит, готовность следовать Христу везде, куда Он ведёт.

Сегодня Иисус Христос не ходит и не водит за собой учеников по земле физически. Эту роль выполняет Его слово - Библия. Являясь Божьим словом, Библия несёт в себе полный авторитет Иисуса Христа. "Отвергнуть себя и взять свой крест" в наши дни означает быть верным Библейскому учению во всех аспектах жизни, перед каким бы выбором оно нас не поставило. Это, значит решать практические вопросы жизни не по человеческим стандартам удобным для данной ситуации, а по абсолютным критериям Божьего слова. Это, значит быть готовым отказаться от своих мнений и желаний, даже тогда когда решения предлагаемые словом Божьим нам неудобны или когда они требуют значительной жертвы с нашей стороны.

К сожалению, такое христианство очень не популярно в наше время. Именно это было предсказано Писанием, которое говорит, что в последнее время люди будут иметь только вид благочестия, не имея при этом его силы (2 Тим 3:5). Верность Писанию сегодня зачастую подменяется искусными попытками найти оправдания тому, почему то или иное его требование не может быть исполнено. Так же как и во времена Христа, сегодня много людей провозглашают свою веру во Христа устами, тогда когда они в реальности верят в свою собственную, человеческую программу жизни.

Значит ли это, что ситуация совсем безнадёжна? Конечно, нет! Апостол Павел в своём втором послании к Тимофею, говоря о проблемах последнего времени, предлагает их решение. Это решение он видит в двух необходимых действиях:

  • Первое - это ученичество, т. е. личное взаимодействие с верными Богу христианами, "А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен" (2 Тим 3:14). В истории церкви всегда были верные Господу люди. Я уверен, они есть и в вашем окружении. Эти люди отличаются Богобоязненностью, смирением перед Творцом, любовью к Его слову и любовью к людям. Найдите таких людей и ищите общения с ними.
  • Второе действие необходимое, чтобы духовно выжить в последнее время - это активное и практическое применение Писания в личной жизни, "Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен". Здесь ясно сказано, что Писание способно сделать нас "совершенными", "приготовленными ко всякому доброму делу". То как ведут себя люди, окружающие нас не может быть оправданием нашей духовной слабости. Священное Писание вполне достаточно для того, чтобы правильно вести нас по жизненному пути в любых обстоятельствах.
  • Social sharing:

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ТРЕТЬЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА
(КРЕСТОПОКЛОННУЮ) В УСПЕНСКОМ

КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешний день обращает наши взоры к изображению Креста Господня и побуждает к размышлениям о смысле страданий Спасителя. Эти размышления помогают нам понять причины, по которым мы постимся и стремимся к духовному совершенствованию. Сегодня хотелось бы поговорить о том, как крест помогает нам стать лучше.

На изображении православного креста мы видим три перекладины. Одна — самая большая, вдоль которой были простерты руки Господа; верхняя, меньшего размера, — воспоминание о табличке, на которой было написано имя Спасителя: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Ин. 19, 19); к третьей, нижней перекладине были прибиты ноги Спасителя. В символическом, духовном толковании того, что есть Крест Христов, эта нижняя, скошенная перекладина имеет особое значение. Ее поднятый конец символизирует благоразумного разбойника, который из глубины своего страдания, ибо он был также пригвожден ко кресту, узрел в Спасителе Бога и Сына Божия, Мессию. А опущенный вниз конец перекладины напоминает о другом разбойнике — том, который, несмотря на такие же крестные страдания, так ничего и не увидел, но, одержимый злобой, вместе с распинателями хулил Иисуса Христа.

Эта нижняя перекладина напоминает собой весы, одна чаша которых устремлена вверх, а другая — вниз; таким образом, Крест Господень представляет собой некое мерило истины, мерило праведности. Но ведь крест — это страдания. Каким же образом скорби человека могут стать мерилом истины? Как из пропасти страданий может открываться человеку глубина правды или бездна беззакония? Совершенно очевидно, что в страдании обнаруживает себя правда, поскольку Сам Господь явил людям спасение через Свои страдания. Будучи Всемогущим, Он мог бы принести спасение, например, через политическую силу или организацию жизни — именно этого и ждали иудеи от Мессии. Они ожидали, что Он придет, явит силу, освободит еврейский народ от римской оккупации, от хлопот жизни, несправедливости, бедности, болезней и организует жизнь, которая будет благополучной, процветающей, безопасной и радостной. А пришел другой Мессия, Который

не использовал никакой человеческой силы для спасения, но Который принял на Себя страдания.

Если Всемогущий Бог избирает для спасения рода человеческого страдания, то это означает, что в них заключен какой-то особый смысл, понимание которого содержит в себе некий ключ от человеческого счастья, к которому мы стремимся, ибо ничто так не разрушает, как горе. Болезни, неудачи, скорби, конфликты — мы бежим от этих страданий. Но бывает так, что убежать от них нельзя. Такое страдание, которого нельзя избежать, которое нельзя преодолеть силой своего разума или воли, называется крестом. Крест — это то, что нельзя сбросить со своих плеч. Не в каждом страдании открывается нам смысл бытия, но только в том, которое онтологически, существенно присуще нам в данный момент и от которого мы не можем освободиться. Не каждый крест является мерилом праведности, но только тот, который Бог нам попускает взять на себя.

Какая же сила заключена в страданиях человека? — Дело в том, что в страданиях, скорбях сбрасываются всякие маски и стираются всякие условности, человек становится самим собой, он ясно видит свои возможности, точно знает, что он может, а что нет. Имея возможность опираться только на собственные силы, человек становится абсолютно «обнаженным» пред лицом Божественной правды. Вот здесь и определяется, выявляется сущность человека: и добро, и зло, и правда, и ложь — все проявляется в моменты страданий.

Благоразумный разбойник увидел в страдающем, избитом, окровавленном, униженном, распятом человеке Сына Божия. Но как это возможно? Как можно в несчастном, Которого все называли преступником и Которого пригвоздили ко кресту для того, чтобы казнить страшной смертной казнью, увидеть святость, чистоту и Божественную силу? — Это стало возможным потому, что разбойник сам страдал и из глубины своего личного страдания увидел и свою ложь, и Божию правду. Другой же разбойник озлобился еще больше, он не увидел правды и лжи, он только хотел избавиться от этого креста, хотел остановить свои страдания, а в висящем рядом с ним человеке увидел виновного в них. Присоединившись к хулителям, которые требовали, чтобы Спаситель явил Свою силу и сошел с креста, он говорил: «Сойди со креста! Спаси и Себя, и нас!» (Мк. 15, 30).

То же происходит и с нами. В повседневной жизни наше истинное лицо нередко сокрыто под различными масками, многообразные обстоятельства зачастую искажают наш облик. Но когда мы предстаем пред Богом в своих страданиях, когда нам не на что опереться, тогда и является наша подлинная сущность и мы из глубины своего страдания либо вопием к Богу, либо

ропщем на Него. Господь призывает нас нести свой крест: кто хочет идти за Мною... возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). Он спас человеческий род через Свои страдания, поэтому если и нам они попускаются, если на нас возлагается крест, то совершается это для нашего спасения, чтобы мы смогли из бездны своего страдания увидеть Бога, как увидел Его добрый разбойник. Крест служит нашему спасению, именно поэтому Господь так строго и прямо говорит: возьми крест свой! — Не отложи в сторону, не подумай, стоит ли его брать, но бери смело, ибо без этого креста не спасешься.

Нельзя обрести спасение без креста, без страдания души — в этом сила христианского понимания жизни. Для христианина страдание обретает великий смысл: оно не безумие, не нелепое стечение обстоятельств, не то, от чего следует немедленно бежать, а средство, которое может обернуться великой пользой для души, — только важно, чтобы в момент прохождения через скорби в сердце нашем были вера и доверие к Богу, Который их нам попустил. Только такими мыслями мы можем справиться со скорбями, не предаваясь безутешным эмоциям, не терзаясь, а вверяя себя воле Божией. Именно такое понимание страданий дает христианину великую силу, и человеческая история знает множество тому примеров. Быть христианином означает прежде всего уметь нести свой крест, дабы через него обретать особое духовное зрение, умение отличать добро от зла, способность видеть Бога и Его руку в своей жизни, а значит, чувствовать Его присутствие, укрепляться в вере и становиться лучше. Вот таким образом крест и помогает человеку стать лучше, открывая перед ним двери спасения.

Не будем сбрасывать с себя наши кресты, не будем роптать на Бога за то, что Он возложил на нас именно эти, а не другие бремена. Но с любовью и доверием ко Господу поднимем на плечи возложенные Им на нас кресты и понесем их по жизни с глубокой убежденностью в том, что все это совершается для нашего спасения.

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.02 секунд!

Господь сказал ученикам своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24)
Что означает фраза "нести крест свой"? Почему нужно отвергнуться себя перед тем, как начать нести свой крест, и какой смысл заключается в повелении Господнем "следуй за мною"?

Многие люди находятся в заблуждении по поводу несения своего креста по жизни. Кто-то скажет: мой крест – это муж алкоголик, с которым я мучаюсь всю жизнь. Другой считает крестом своим мучавшую его физическую болезнь, а кто-то - вечную нехватку денег, постоянные долги, заботу о престарелом больном родителе. Если во всем этом нет отвержения себя и следования за Христом, то несение такого креста бессмысленно и не приводит человека ко спасению его души. Здесь царит ропот, жалость к самому себе, недовольство жизнью, претензии к Богу, типа такого: "за что меня Бог наказывает?" Здесь проявляется, в основном, ветхая натура не преображенного светом Христовым человека.

Крест человека является продолжением креста Христова, на котором Спаситель все уже совершил для нашего с вами спасения. Он заплатил Своей жизнью за наши грехи. Он понес наши болезни и немощи на Себе, забрал все наши проклятия. Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою.

Личный крест является инструментом для достижения царства небесного, универсальным орудием умерщвления ветхой греховной природы человека, унаследованной от Адама, и облачением в новые одежды небесного человека, во всем подобного Христу. Без этого никто не сможет достичь царства небесного.
Основные этапы достижения царства небесного .

Отвергнуться себя

Что это значит? Человек по натуре эгоцентричен, т.е. свое "я" ставит на первое место. К примеру: "я специалист в области юриспруденции". Другими словами: "я окончил юридический факультет, обладаю знаниями и опытом в этой области. Это мое достижение в жизни. Я неплохо зарабатываю, обеспечиваю свою семью, у меня надежные связи. Не делаю никому зла. Бог доволен мною…" Видно из этого, что человек гордится собой, считает, что он своими силами достиг своего положения, и он достоин уважения со стороны других людей. Знакомая картина, не правда ли? И это нормально с человеческой точки зрения, но это не приводит человека в царство небесное. Почему? Да потому, что человек остался прежним со своей Адамовой природой, грешной и обреченной на уничтожение. Он не отверг себя, свое "Я". Да и не в состоянии совершить это своими человеческими усилиями, сколько не применял бы усилий к этому. Человеку надобно родиться свыше посредством веры в искупительную жертву Христа. Для этого необходимо умереть для своего "я", чтобы воскреснуть для новой жизни во Христе. Здесь нужен крест, т.е. распятие всех своих амбиций, гордости, человеческих желаний, помыслов. Необходимо полностью отрешиться от своего накопленного опыта, знаний, природных дарований, но все подчинить Христу, поставив Христа на первое место. Другими словами, свергнуть идола, самого себя. Это процесс всей жизни.

Взять крест свой.

Что это значит?

Это значит - со смиренным сердцем принять в свою жизнь все преходящие испытания, скорби, болезни, удачи и неудачи, взлеты и падения, принять, как ниспосланное Богом для совершения дела спасения души человеческой. Принять без ропота и сомнения, с верою, что Бог делает все во благо человеку.

Крест свой – это полное послушание Слову Божьему, Его святым заповедям, послушанию, даже до смерти, при необходимости.

Крест свой – это готовность умереть за ближнего своего.

Крест свой – это сделаться слугой для других людей, делая это как для Господа.

Крест свой – это молитвенное бдение, постоянное смирение плоти в угоду духу, благочестивая жизнь в обществе.

Несение креста своего без полного отречения от себя (отвержения) не имеет смысла, так как одно с другим неразрывно и взаимосвязано.

На своем кресте в течение всей жизни мы распинаем свою плоть со страстями и похотями, чтобы умертвить тело греха и дать место новому человеку во Христе Иисусе.

Наглядная иллюстрация. Зерно, брошенное в землю должно умереть, чтобы принести плод. Если оно не умрет, то плода не будет. Зерно – это то, что мы сеем – свою греховную, тленную натуру, чтобы умерев для греха, возродиться в новом человеке, подобном Христу.

Еще пример: метаморфоза превращения гусеницы в прекрасное новое творение – бабочку. Гусеница – образ нашей ветхой природы. Бабочка – прообраз нашего духовного нетленного человека во Христе.

Нести свой крест – это определенный труд, производимый человеком по вере в Иисуса Христа. Любой труд всегда предопределяет конкретные усилия по достижению результатов, тем паче – несение креста своего требует принесения себя на жертвенный алтарь для Бога, потому что "царство небесное силою берется, и применяющий усилие восхищает его". (Матф.11:12)
Следуй за мною

Что значит фраза "следуй за мною"?

Совершенно бесполезно нести крест свой без следования за Христом. Попробую прокомментировать свою мысль.

Есть немало так называемых подвижников, которые думают, что честно несут свой крест, но фактически они только обманывают самих себя. Многие занимаются самосовершенствованием, чтобы улучшить свой характер, привести себя в смиренное состояние духа, искоренить в себе дурные привычки, истязают себя несением определенных служений в поместной церкви, тем самым пытаясь заслужить у Бога одобрение добрыми делами. Это есть глубочайшее заблуждение и тупиковый путь. Богу не нужны наши дела, совершаемые нами в целях задобрить Его и заслужить спасение. Это дела самоправедности, а не веры. Человек как бы говорит Богу: "вот я много тружусь для Тебя, делаю добро людям, постоянно работаю над своим характером, запиши, Господи, мне в актив это…" В глубине души такой человек надеется, что угождает Богу. Фактически, он пытается собственными усилиями достичь царства небесного, игнорируя тот факт, что Сын Божий претерпел за него на кресте и все уже совершил для его спасения. Не требуется больше человеку зарабатывать свое спасение, ему надо просто верить в искупительную жертву Христа и позволить Христу быть главным во всей его жизни, а дела, лишь следствие посвящения Христу. Такой человек все еще руководствуется своим "я", он еще не до конца умер для своей плоти. Он все еще в суете. Все его дела - есть лишь скрытое тщеславие и самообольщение.

Следовать за Христом – значит жить по закону Христа, действовать в соответствии с требованиями Христа, служить в церкви в соответствии с повелением Святого Духа, данного каждому верующему. Следование за Христом – это полная капитуляция своего "я" и предоставление всех своих органов чувств, помышлений и самого тела в послушание Христу.

Вспомните двух разбойников, распятых вместе со Христом. Оба они приняли свой крест, но не оба последовали за Христом. Один из них, вися на кресте, поносил и хулил Сына Божьего, а другой, увещевая приятеля, покаялся, уверовав в Сына Божьего. Из Библии видно, что второй разбойник получил обещание Спасителя: "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю." (От Луки 23:43) Он просто уверовал и последовал за Христом.

Следование за Христом – это полное отречение от воли своей. Это полное повиновение Богу.

Крест кажется нелегким до тех пор, пока пребывает крестом своим. Когда же личный крест преобразится в крест Христов, то становится легким. "Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть, сказал Господь" (Мф.11, 30).

Крест свой изменяется в крест Христов в следующих случаях:

1. Ученик Христа проносит его с полным осознанием греховности себя, нуждающейся в искоренении.

2. Несет его с благодарностью и славословием Христа.

В итоге ученик получает великое утешение, которое делается источником непостижимой радости и мира, благодатно наполняющих его дух, разум, чувства и само тело.

Терпеливое несение своего креста есть истинное покаяние.

Благодаря Кресту Христову ученик возносится от земли, помышляя о горнем, сердцем и умом пребывая на небе и созерцая красоту царства Божия.

Спасибо Господу за Его Отцовскую неизреченную любовь и долготерпение ко всем чадам Своим. Аминь.