Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном официальном уровне, основная функция которых заключается в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.

К функциям Госстандарта относятся:

    выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);

    рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления;

    обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;

    осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;

    руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;

    участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;

    издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации;

    повышение качества отечественной продукции и ее конкуренто­способности на мировом рынке;

    нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;

    обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов.

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на опреде­ленных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Ею пре­дусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устра­нение монополизма в этой области.

ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;

ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Государственные стандарты Российской Федерации включают:

    обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружа­ющей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

    обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

    обязательные требования к контролю качества продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

    параметрические ряды и типовое конструирование изделий;

    основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции;

    положения, обеспечивающие техническое единство при разработ­ке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспе­чения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и дру­гие общетехнические правила и нормы.

Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и националь­ными системами и обеспечивать:

    защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;

    повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

    совместимость и взаимозаменяемость продукции;

    содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;

    создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;

    устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;

    безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

    содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.

Правильное использование возможностей стандартизации на пред­приятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:

снижение себестоимости производства стандартной продукции;

увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повы­шения его качества;

рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия;

уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности произ­водственного цикла и более интенсивного использования оборудова­ния при выпуске стандартной продукции.

Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему:

I. Техническое законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.

II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стан­дартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

Ш. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.

IV .Стандарты предприятий и технические условия представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

Таким образом, нормативные документы по стандартизации, дейст­вующие в Рос­сийской Федерации, подразделяются на следующие основные катего­рии:

    государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;

    общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;

    межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ;

    отраслевые стандарты – ОСТ;

    технические условия – ТУ;

    стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП;

    стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).

Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.

На уровне предприятия стандартизация учитывает специфику производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов и др. Эти нормы закрепляют в стандартах предприятий .

Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические условия (ТУ). ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов.

По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.

Если работы по стандартизации на конкретном предприятии не­посредственно направлены на повышение качества продукции, то зат­раты на их проведение первоначально выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприя­тия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высо­кую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпус­кавшаяся ранее.

Если проводимые на предприятии работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты на их проведе­ние непосредственно перекрываются получаемой в рамках предприя­тия экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов.

Так, например, проведение работ по унификации сырья и матери­алов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприя­тия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необ­ходимых складских площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачивае­мости и др., что в свою очередь положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.

К основным задачам службы стандартизации предприятия в общем случае относятся:

    ведение (хранение и актуализация) фонда нормативно-техничес­кой документации предприятия;

    разработка технических условий на выпускаемую продукцию;

    экспертиза и согласование проектов нормативно-технических до­кументов, поступающих на предприятие со стороны;

    разработка необходимых стандартов предприятия.

    Если служба стандартизации предприятия выполняет функции ба­зовой организации по стандартизации в своей подотрасли, то в круг ее первоочередных обязанностей входят также следующие:

    разработка проектов стандартов на продукцию и методы ее ис­пытаний для своей подотрасли;

    согласование проектов стандартов смежных отраслей;

    экспертиза и согласование проектов технических условий, разра­ботанных предприятиями на продукцию, закрепленную за базовой организацией.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции го­ловной организации по стандартизации в своей отрасли, то в перечень ее обязанностей входит также координация работ по стандартизации с дирек­тивными органами, Госстандартом России и его организациями, другими министерствами и ведомствами, соответствующими органи­зациями этой отрасли.

Умелое использование возможностей стандартизации руководите­лями предприятий может послужить хорошей предпосылкой для со­здания на них более эффективных систем управления качеством про­дукции.

5.1.3. Система международных стандартов

В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существуют с середины 70-х г. ХХ в. В первую очередь, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности – авиации, космо­навтике, производстве военной техники и т.д.

Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, Техническим комитет ИСО/ТК176 (ИСО – Международная организация по стандартизации) осуществляет методологическую и методическую работу в области межнациональных проблем стандартизации. Членами этой организации являются национальные органы и эксперты из стран всех регионов мира, крупных и малых, промышленных и развивающихся. ИСО разрабатывает стандарты и руко­водства, которые повышают ценность организаций всех типов и способ­ствуют более свободной и беспристрастной торговле между странами, разработал и в 1987 г. опубликовал первые пять стандартов ИСО серии 9000. Помимо этого был разработан словарь терминов и их определений в области обеспечения качества - МС ИСО 8402.

В настоящее время широкое распространение получили междуна­родные стандарты ИСО серии 9000, которые вместе с терминологи­ческим стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный мировой опыт управления качеством. Это стандарты:

· МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;

· МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

· МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

· МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»; · МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»;

· МС 8402 терминологический стандарт.

В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004 версиями МС9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.

Во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в кредитовании и страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия кредитования и страхования.

В 2000 г. Техническим комитетом ИСО/ТК176 был разработан комплекс стандартов «Менеджмент качества и обеспечения качества», который аннулировал и заменил ИСО 8402.

Структура комплекса стандартов, изданных ИСО в 2000 г. приведена на рис. 5.3.

Рис. 5.3 . Структура комплекса стандартов ИСО 9000:2000

Учитывая прогрессивный характер международных стандартов, их регулирующую роль при выходе на международный рынок, отметим, что эти стандарты – ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 – приняты в России для прямого использования в следующем виде:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования»;

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомен­дации по улучшению деятельности».

Кроме этих стандартов к серии стандартов ИСО 9000 относятся следующие:

ИСО 10012 – «Система управления измерением»;

ИСО 10013:1995 – «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»;

ИСО 10015:1999 – «Менеджмент качества. Руководящие указания по подготовке кадров»;

ИСО/ТО 10017:1999 – «Методические указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994».

Кроме того, был разработан комплекс стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. В них существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание к удовлетворению разнообразных потребностей персонала компаний.

Согласно новой редакции стандартов ИСО серия 9000:2000, система менеджмента качества – это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами. Во главу угла ставится цель существования компании, которая разрабатывает систему стратегического планирования и средства реализации планов в течение года с действиями по внедрению изменений и управлением процессами и ресурсами. Система менеджмента качества всегда должна быть составной частью общей системы управления и руководства организацией.

Стандарт ИСО 9001:2000 может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки организации выполнения требований потребителей и своих собственных.

Отличия новой версии:

1. На переднем плане стоят вопросы определения ожиданий клиента и его удовлетворенность;

2. В большей степени подчеркивается ответственность руководства;

3. Стандарт направлен на реальные процессы в деятельности предприятия;

4. Улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ИСО 14001);

5. Улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции;

6. Появилось требование измерять удовлетворенность клиента;

7. Выдвинуты новые требования, касающиеся управления ресурсами;

8. Устранена путаница с применением некоторых терминов. В новых стандартах термин «поставщик» заменен на термин «организация», «субподрядчик» на «поставщик», «получатель продукта» (по-старому «потребитель») назван «заказчик».

Для иллюстрации современных принципов менеджмента качества приведем выдержки из ГОСТ Р ИСО 9001-2001:

Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо выбрать направление ее развития и обеспечить управление систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента. Для этого при разработке стандартов ИСО 9000 (2000г.) были определены восемь принципов управления качеством. Эти восемь принципов менеджмента качества направлены на то, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации:

1. Ориентация на потребителя.

Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2. Лидерство руководителя.

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3. Вовлечение работников.

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

4. Процессный подход.

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5. Системный подход к менеджменту.

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

6. Постоянное улучшение.

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7. Принятие решений, основанных на фактах.

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8 ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Она показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований.

Стандарт направлен на применение процессного подхода на всех стадиях жизненного цикла для повышения удовлетворенности потребителей. Преимущество процессного подхода заключается в непрерывности управ­ления, которое он обеспечивает на стыке между отдельными процессами, начиная от организации процесса, ответственности руководства, менеджмента ресурсов, процессов жизненного цикла продукции до измерения, анализа и улучшения, где потребители играют существенную роль.

Стандарты ИСО 9001 и ИСО 9004 разработаны как согласованная пара стандартов для дополнения друг друга. Их можно применять независимо, т.к., хотя у них различные области применения, они имеют аналогичную структуру. ИСО 9001:2000 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов. ИСО 9004:2000 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ИСО 9001. ИСО 9004 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых преследует цель постоянного улучшения деятельности. Данный стандарт не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.

Сравнивая стандарты, важно видеть различия: так, ИСО 9000:94 направлены на обеспечение качества, а стандарт ИСО 9000:2000 направлены на менеджмент качества. Для примера приведем некоторые отличия между стандартами ИСО 9000:94 и 9000:2000 – табл. 5.1. В названных документах зафиксирован ряд особенностей систем управления качеством , которые необходимо соблюдать всем пользова­телям данных стандартов. К таким особенностям, в частности, относятся:

    профилактическая направленность;

    ориентация на потребителя;

    обеспечение качества снабжения;

    использование маркетинга в управлении качеством;

    обязательность участия в управлении первого должностного лица фирмы;

    создание специаль­ных служб качества на профессиональной основе;

    привлечение всего персонала фирмы к управлению качеством.

В 1993 г. в рамках ИСО был создан ТК-207 «Управление ох­раной окружающей среды» (Environmental management), который в 1996 г. принял комплекс стандартов ИСО серии 14000 для построения эффективной системы управления окружающей средой и менеджмента экологическими аспектами деятельности предприятий. Основополагающим стандартом серии ИСО 14000 является стандарт ИСО 14001:1996 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». В семействе стандартов данной серии отражены следующие аспекты в области управления окружающей средой:

    термины и определения;

    системы экологического менеджмента;

    экологический аудит и исследования в области экологии;

    оценка продукции на различных стадиях жизненного цикла;

    экологическая маркировка продукции.

Таблица 5.1

Различия между стандартами

ИСО 9000:94

ИСО 9000:2000

Обеспечение удовлетворения определенных требований потребителя.

Понимание настоящих и будущих потребностей и ожиданий потребителя. Измерение удовлетворенности потребителя и действия в соответствии с их результатами.

Установление политики и проверя­емых целей, распространение поли­тики на всю организацию, обеспече­ние ресурсами и создание обстанов­ки, способствующей качеству.

Создание видения пути и разделяемых ценностей. Установление вызывающих показателей и целей и разработка стратегий их достижения. Тренировка людей, оказание им поддержки и делегирование полномочий.

Установление уровней компетентности, обучение и повышение квалификации персонала. Достижение ясности в полномочиях и ответственности.

Создание персональной собственности на показатели и цели организации с помощью опыта и знаний людей и благодаря обучению достичь вовлечения их в оперативные решения и в процесс совершенствования.

Создание, управление и обслуживание документированных процессов.

Явное установление внешних и внутренних потребителей и поставщиков процессов. Сосредоточение на использовании ресурсов в действиях процессов, что ведёт к эффектив­ному использованию людей, оборудования, методов и материалов.

Создание и поддержание в рабочем состоянии подходящей и эффективной документированной системы качества

Выявление множества процессов в некоторой системе. Понимание их внутренних взаимосвязей. Оценивать процессы по организационным показателям и цепям. Сравнивать результаты с основными задачами.

Как и стандарты серии ИСО 9000:2000, данная группа стандартов применима к предприятиям различных форм, размеров и видов деятельности и может быть использована в государствах с самыми различными географическими и политическими условиями. В отличие от других природоохранных стандартов семейство ИСО 14000 не регламентирует количественные показатели воздействия предприятий на окружающую среду. Основное содержание их сводится к содействию организации системы экологического управления предприятием.

Сегодня ряд предприятий Европы и Азии получили сертификаты на системы управления окружающей средой. В числе лидеров - Япония, Великобритания и Германия. Среди секторов экономики, получивших наибольшее количество сертификатов, можно выделить производство электрического и оптического оборудования, химическое производство, машиностроение и строительную индустрию. С 1998 г. в Российской Федерации организации также стали проходить сертификацию на соответствие международным стандартам серии ИСО 14000. По целому ряду причин таких предприятий пока еще не много: на начало 2002 г. их число составляло четырнадцать.

При разработке стандартов ИСО 9000:2000 имелись опасения, что различные системы управления в одной организации могут привести к дублированию функций, неоправданным затратам и трудностям в проведении проверок и аудита. Одним из путей для решения данных проблем было предложение - объединить в единое семейство стандарты серий ИСО 9000 и ИСО 14000. Для этого в 1998 г. в ИСО была создана Техническая консультативная группа (Technical Advisory Group, TAG), в задачи которой входила разработка рекомендаций о целесообразности такого объединения этой серии стандартов. Выводы, сделанные специалистами TAG, заключались в том, что такое объединение несвоевременно, но существует необходимость в увеличении совместимости стандартов двух групп. Поэтому при подготовке стандартов серии ИСО 9000:2000 одним из требований стала их согласованность и совместимость со стандартами в области управления окружающей средой в интересах сообщества пользователей. Стандарты в области обеспечения качества не содержат конкретных требований к другим системам менеджмента: управление охраной окружающей среды или управление профессиональным здоровьем и безопасностью на предприятии. Однако они позволяют согласовать собственную систему управления качеством с другими системами менеджмента в рамках одной организации.

Работа в области совместимости стандартов серий ИСО 9000 и ИСО 14000 ведется по следующим основным направлениям:

    единство терминологии стандартов;

    совместимость систем управления качеством и охраной окружающей среды в рамках одной организации;

    проведение совместных проверок и аудита систем качества и окружающей среды.

Системы управления на основе стандартов серии ИСО 14000 требуют пересмотра функционирования всех объектов предприятия, так или иначе связанных с воздействием на окружающую среду. Поэтому разработка и внедрение таких систем во многом перекликается с элементами построения системы управления качеством. В справочном Приложении А к стандарту ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) приводится соответствие элементов данного стандарта элементам стандарта ИСО 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98). Следует выделить следующие основные группы элементов:

    политику организации в области управления качеством (охраны окружающей среды);

    цели, задачи, планирование деятельности организации;

    измерение, анализ и улучшение;

    корректирующие и предупреждающие воздействия;

    анализ со стороны руководства;

    структуру и ответственность;

    мониторинг и измерение;

    постоянное улучшение.

Все перечисленные аспекты необходимы при внедрении как системы управления качеством, так и системы управления окружающей средой. Обе системы призваны улучшать имидж организации, ориентировать ее деятельность на потребителя, снижать полную себестоимость ее товаров и услуг, обеспечивать устойчивые конкурентные преимущества на рыночном пространстве. Ежегодно тысячи предприятий во всем мире получают сертификаты на внедрение международных стандартов ИСО серии 14000. На сегодняшний день популярность стандартов ИСО 14000 не уступает востребованности стандартов ИСО серии 9000. При этом следует принять во внимание, что ИСО 9000 существуют с 1987 г., а ИСО 14000 - сравнительно моло­дая группа стандартов и принята только в 1996 г.

Получение сертификата в области управления охраной окружающей среды, как и сертификация предприятия на стандарты серии ИСО-9000, не является гарантией успеха и пропуском в мир высоких прибылей и доверия потребителя. Только каждодневная работа всей организации в соответствии с принципами, заложенными в стандарты, обучение персонала и постоянное совершенствование деятельности смогут стать залогом будущего успеха.

Введение

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т. д. Существуют различные варианты решения этих задач.

Цель стандартизации - выявление наиболее правильного и экономичного варианта т. е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

Становится понятна сущность стандартизации, которая отражена в следующем стандартизированном определении. Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Непосредственным результатом стандартизации является, прежде всего нормативный документ. Его применение является способом упорядочения в определенной области. Отсюда нормативный документ средство стандартизации.

Из нормативных актов следует выделить федеральный закон от 27 декабря 2002 года, №184-Ф 3 "О техническом регулировании".

Цель данной работы исследование стандартизации и сертификации в государственном управлении.

Государственная система стандартизации Российской Федерации

Государственная система стандартизации (ГСС) Российской Федерации начала формироваться в 1992 году в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представляет четырехуровневую систему.

1. Техническое законодательство.

2. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

3. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ.

4. Стандарты предприятий и технические общества.

Техническое законодательство является правовой основой ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ, услуг. По существу, это технические регламенты первого уровня. Правовую основу его составляют прежде всего законы РФ: " О стандартизации "; "Об обеспечении единства измерений "; "О сертификации продукции и услуг". Исаев Л.К., Малинский В.Д. Обеспечение качества: стандартизация, единство измерений, оценка соответствия. М., 2011. С.46.

В перспективе техническое законодательство будет интенсивно пополняться законодательными и подзаконными актами, устанавливающими требования к группам однородной продукции и услуг в целях обеспечения их безопасности для людей и окружающей среды. В целом законодательная база ГСС находится в стадии становления.

Нормативные документы второго уровня представлены:

государственными стандартами Российской Федерации;

межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации;

государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТ);

общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Обеспечение качества: стандартизация, единство измерений, оценка соответствия. М., 2011. С.51.

Техническими регламентами второго уровня являются: государственные и межгосударственные стандарты, содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы.

Нормативные документы третьего уровня представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства - отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности - стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

Категория СТО впервые введена в 1992 году. Одними из первых представителей СТО явились стандарты, разработанные Российским обществом оценщиков и Научно-техническим обществом бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Общие требования к ОСТ и СТО установлены ГОСТ Р 1.4-93 " ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общее положение ".

Нормативные документы четвертого уровня представлены документами, сфера действия которых ограничена рамками организаций предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

Технические условия могут выступать в роли технических и нормативных документов. К нормативным документам относятся те ТУ, на которые делаются ссылки в договорах на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

Структурными важнейшими элементами ГСС являются органы и службы стандартизации; комплекс стандартов, система контроля за внедрением и соблюдением стандартов.

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации в области организует Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике России (Госстрой России). Брюханов В.А. О действующих государственных стандартах на методы контроля и испытаний. // Стандарты и качество. 2014. №11. С.18.

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), т. е. создавать технические регламенты. В частности, роль технических регламентов выполняют санитарные правила и нормы (СанПиН), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Министерства образования Российской Федерации и пр.

К функциям Госстандарта относят:

выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования;

рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также других нормативных документов межотраслевого значения, обязательных для министерств и других органов государственного управления;

организация работы по прямому использованию международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран в качестве государственных стандартов;

обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;

осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;

руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;

участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использования их результатов;

издание и распространение государственных стандартов и другой нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации. Брюханов В.А. О действующих государственных стандартах на методы контроля и испытаний. // Стандарты и качество. 2014. №11. С.19.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии.

Службы стандартизации - специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий.

Российские службы стандартизации - научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. Любой стандарт - продукт согласованного мнения всех заинтересованных сторон в этом документе. Задача комитета заключается в обеспечении всех участников разработки проекта стандарта. Воронин Г.П. Госстандарт сегодня: некоторые итоги, проблемы, задачи. // Стандарты и качество. 2015. №12. С.20.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения стандартизации министерств и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятия.

Особенности организации проведения работ по стандартизации на современном этапе, выбора приоритетных направлений стандартизации определяется тремя обстоятельствами.

необходимостью выполнения Соглашения по техническим барьерам в торговле как условия присоединения России в ВТО и членства в этой организации;

условиями проекта " Развитие стандартизации ", финансируемого главным образом за счет займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР);

необходимостью финансирования работ по государственной стандартизации не только за счет государственного бюджета, но и за счет внебюджетных источников.

В перспективе предстоит решать ряд задач:

1. Интенсивное развитие работ по стандартизации в приоритетных направлениях.

Приоритетными направлениями остаются:

экология и безопасность (в первоочередном порядке должны решаться задачи стандартизации детского питания, пищевых продуктов с повышенным риском токсилогического воздействия на человека, потенциально опасной техники);

информационные технологии;

ресурсосбережение.

В число приоритетных за последнее время выдвинулись:

нормативное обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей - внесение в стандарты на продукцию требований безопасности, стандартизация идентификационных параметров и методов и их определения для предотвращения фальсификации продукции (алкогольная и табачная продукция, косметика и парфюмерия и т.п.);

стандартизация бухгалтерская и банковской деятельности;

стандартизация услуг по оценке имущества.

2. Формирование технического законодательства в области стандартизации.

Развитие технического законодательства (технических регламентов) должно осуществляться в следующих направлениях:

разработка по конкретным группам и видам продукции или деятельности законодательных актов, которые должны определять особенности (или более жесткие режимы, чем это принято в основополагающих законах) проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации;

включение непосредственно в законодательные акты - законы, постановления Правительства РФ и т. д. (как аналоги применяемые в ВТО технических регламентов) - конкретных требований, в частности нормативов, т.е. норм прямого действия.

Предполагается, что законы должны разрабатываться в двух основных случаях: если в рамках процедур разработки стандартов не удается достигнуть консенсуса, в связи с чем принятие стандартов затягивается или откладывается на неопределенное время, а необходимость регулирования параметров продукции на общегосударственном уровне стала очевидной; когда несоблюдение требований по ранее принятым действующим стандартам, имеющим общегосударственное значение, приобретает систематический характер.

3. Выполнение условий присоединения России к ВТО.

Основные условия членства в ВТО в части стандартизации предполагают решение двух задач:

обеспечение гармонизации отечественных стандартов с международными;

информационное взаимодействие с государствами - членами ВТО.

Решение первой задачи следует увязывать с возможностью финансирования работ. В первую осуществляться гармонизация стандартов в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров.

Для решения задачи информационного взаимодействия государствами - членами ВТО создан Центр обработки запросов, касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Технически работа этого Центра должна обеспечиваться телекоммуникационной компьютерной сетью, основными пользователями которой будут международные и зарубежные экспортеры и импортеры.

4. Актуализация действующего фонда государственных стандартов. Фонд государственных стандартов, действующих в России, продолжает стареть.

Актуализация фонда должна осуществляться в темпах, соответствующих передовой зарубежной практике стандартизации.

5. Повышение роли добровольных стандартов.

Переход в России на полностью добровольный характер применения стандартов должен быть постепенным. Его полному завершению должны предшествовать: расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции; более широкое использование субъектами хозяйствования практики применения ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации.

К сугубо добровольным стандартам на современном этапе можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных технологий; стандарты разных категорий на основе международных стандартов и национальных стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты, а их массовое внедрение является капиталоемким мероприятием.

6. Широкое участие субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов разработки новых стандартов. Воронин Г.П. Госстандарт сегодня: некоторые итоги, проблемы, задачи. // Стандарты и качество. 2015. №12. С.21.

Закон "О стандартизации", принятый 10 июня 1993 года подводит нормативную базу на основании которой развивается стандартизация и сертификация в России. Закон о стандартизации вводит понятие стандартизации, устанавливает правила организации работ по стандартизации и сертификации, утверждает требования к нормативным документам по стандартизации и государственным стандартам. Дальнейшее развитие стандартизация и сертификация в России получили с принятием закона "О техническом регулировании", регламентирующем стандартизацию в области сертификации продукции и услуг, аккредитации органов по сертификации и регистрации систем сертификации в России. Государственные стандарты на основании закона о стандартизации принимает Госстандарт России. Стандартизация и сертификация продукции в строительстве, а также принятие ГОСТ на продукцию в строительстве в соответствии с законом о стандартизации принимает Росстрой РФ (Госстрой России). Стандартизация в России основывается также на целом ряде государственных стандартов, среди которых можно особо выделить ГОСТ 1.xx На нашем сайте вы можете ознакомиться с текстом и скачать ГОСТ любых видов. На сайте в открытом доступе выложены все действующие в России ГОСТ, это более 30 000 ГОСТ . Для всех ГОСТ раз в квартал проводится обновление текста и описания. Помимо ГОСТ на нашем сайте можно скачать ТУ бесплатно . Порядок стандартизации, разработки и принятия ГОСТ определяет Госстандарт России. По мере разработки новых ГОСТ, внесения поправок и изменений в тексты, проводится стандартизация базы данных и тексты ГОСТ публикуются на нашем сайте за 1-2 года до вступления в силу на территории России. Даты последнего обновления текста ГОСТ и стандартизации описания добавляются в описание стандарта. Стандартизация опубликования текстов ГОСТ устанавливает требования к защите опубликованных стандартов от изменения. В целях соблюдения требований стандартизации и сертификации каждый ГОСТ публикуется в графическом виде. Стандартизация отображения официальных документов в сети также распространяется на все текстовые изменения к ГОСТ. Нумерация государственных стандартов, а также стандартизация их по видам и происхождению производятся в следующей форме: Вначале номера ставится аббревиатура "ГОСТ", что означает "ГОсударственный СТандарт". Затем следует символ "Р", если стандартизация ГОСТ проводилась в России, а не в СССР. Далее, через пробел в номере ГОСТ следует стандартизация аббревиатуры аутентичности данного ГОСТ текстам международных стандартов ИСО, МЭК и т.п. После перечисления всех аббревиатур ставится номер ГОСТ. Возможны следующие варианты стандартизации: Поскольку стандартизация в России устанавливает обязательства Госстандарта России по опубликованию государственных стандартов в сети на безвозмездной основе, в то время как стандартизация в Европе, Америке и других странах предусматривает распространение стандартов на платной основе, то знание соответствия между стандартизацией аббревиатуры ГОСТ и его аутентичностью позволяет пользоваться международными стандартами без их приобретения. Такая особенность стандартизации в России изрядно портит настроение европейским и американским чиновникам, живущим за счет продажи стандартов ИСО и МЭК. В конце, после перечисления всех необходимых аббревиатур следует стандартизация числовой части номера ГОСТ. Все государственные стандарты имеют числовые номера вида XXXXX.XX.XX.XX-XXXX, где первое число определяет номер группы ГОСТ, второе номер подгруппы и так далее, последним ставится год. Стандартизация предусматривает указание года в номере ГОСТ из двух или четырех цифр, в зависимости от даты разработки стандарта до 2000 года или после. Иногда подгруппы ГОСТ разделяются символом "-" вместо точки, в данных случаях стандартизация проводилась с целью запутать запутанное, поскольку никакой объективной необходимости в такой замене нет.

ГОСТ на стандартизацию:

  • ГОСТ Р 1.0 Стандартизация. Основные положения.
  • ГОСТ Р 1.1 Стандартизация и сертификация. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности.
  • ГОСТ Р 1.2 Стандартизация в России. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.
  • ГОСТ Р 1.4 Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения.
  • ГОСТ Р 1.5 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
  • ГОСТ Р 1.6 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы.
  • ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов.

АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Т.И. МОТОВА


ТЕМА:


ПЛАН:

  • 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  • 2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
  • 3 ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

” В своем настоящем смысле стандартизация есть сочетание наилучших качеств изделий с наилучшими способами производства, для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене”.

  • Генри Форд

Национальная система стандартизации РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение НД в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.


Правовые основы стандартизации в России были

установлены Законом Российской Федерации

«О стандартизации »,

а с 01.07.2003 г. установлены

Законом РФ "О техническом регулировании".

Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ; Постановлениями Правительства РФ; приказами Росстандарта РФ.

Основные положения национальной системы стандартизации


Этапы реформирования системы

(с принятием Федерального закона

«О техническом регулировании»)

Переходный

(2003–2010 гг.)

преобразование ГСС

в Национальную

стандартизации

с изменением

правового статуса

системы с государственного

на добровольный

Начальный (2002 г.)

состояние

Государственной

стандартизации

функционирующей

Окончание

формирования

национальной системы

стандартизации

системы, возглавляемой

негосударственной

организацией

и базирующейся

на национальных

стандартах только

добровольного

применения

Основные положения национальной системы стандартизации


Начальный этап

Основа ГСС – фонд законов, подзаконных актов, НД по стандартизации.

Фонд представлял четырехуровневую систему

1 уровень

4 уровень

2 уровень

3 уровень

Техническое

законодательство

  • государственные
  • стандарты

предприятий;

стандарты РФ;

  • технические
  • межгосударственные

стандарты (ГОСТами);

  • государственные

стандарты бывшего

СССР (ГОСТ);

  • правила, нормы и

по стандартизации;

  • ОБ ТЭИ
  • отраслевые

стандарты (ОСТ);

  • стандарты

технических и

инженерных

обществ (СТО)

Основные положения национальной системы стандартизации


Документы НСС

ГОСТ Р 1.0-2004 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";

ГОСТ Р 1.2-2004 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов";

ГОСТ Р 1.4-93 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения";

ГОСТ Р 1.5-2012 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению".

Основные положения национальной системы стандартизации


Органы по стандартизация – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Высшим органом по техническому регулированию и метрологии является

Основные положения национальной системы стандартизации



НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ

Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнана на национальном, региональном или международном уровнях.

Основные функции такого органа - разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации.

Основные положения национальной системы стандартизации


Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Центральные организации

ТК по стандартизации

Академия Росстандарта России(учебная)

Региональные организации

Региональные

Региональные органы

Филиалы Академии Росстандарта России

Региональные лаборатории Государственного надзора

Отделы стандартизации предприятий

Службы стандартизации

Бюро стандартизации

Группы стандартизации в подразделениях

Лаборатории стандартизации и метрологии


Основные положения национальной системы стандартизации


В оргструктуре Росстандарта предусмотрены подразделения

для реализации значительного объема работ:

19 научно - исследовательских институтов,

13 опытных заводов,

Издательство стандартов,

2 типографии,

3 учебных заведения,

более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ).

Основные положения национальной системы стандартизации


Работы по государственной стандартизации планируются.

Составление планов находится в ведении Росстандарта РФ,

(Росстроя РФ).

Эти комитеты - основные заказчики по государственным основополагающим стандартам, стандартам общих технических условий и технических условий в части их обязательных требований, по исследованиям в области международных и региональных стандартов относительно принятия и применения их в качестве государственных.

Другими заказчиками могут быть отраслевые ведомства, предприятия, научно-технические и другие общества, в том числе общества по защите прав потребителей.

Основные положения национальной системы стандартизации


Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Росстандарта России (научно-исследовательские организации) и технические комитеты по стандартизации.

Основные положения национальной системы стандартизации


  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральное конструкторское бюро» (ФГУП «ЦКБ»)
  • Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное производственно-транспортное предприятие "Стандарт" (ФГУП ГПТП "Стандарт")
  • Федеральное государственное унитарное предприятие "Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии" (ФГУП "СНИИМ")
  • Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-технический центр метрологии систем экологического контроля "ИНВЕРСИЯ" (ФГУП ГНТЦ "Инверсия")
  • Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (ФГУП "ВНИИФТРИ")
  • Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии" (ФГУП "ВНИИР")

Основные положения национальной системы стандартизации


Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты по стандартизации (ТК).

комитеты создаются на базе предприятий, специализирующихся по определенным видам продукции

По статистическим данным, на 2013г. в России было зарегистрировано 482 ТК.

ТК могут заниматься стандартизацией, как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение таких заданий.

Основные положения национальной системы стандартизации


Основные функции ТК:

составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

оказание научно-методической помощи организациям, применяющим нормативные документы (НД);

привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

Участие в деятельности технических комитетов всех заинтересованных сторон добровольное.

Основные положения национальной системы стандартизации


Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, стандартов

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, стандартов в Российской Федерации осуществляется:

– федеральными органами исполнительной власти;

– органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙКОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

Контроль (надзор) может осуществляться на стадиях разработки, изготовления, реализации, эксплуатации, хранения, транспортировки продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг.

В отношении продукции Государственный контроль (надзор) за соблюдением Требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.


Основная цель государственного контроля (надзора) – это обеспечение безопасности продукции, работ и услуг, а также выявление фальсифицированной продукции.

Государственный контроль (надзор) осуществляют государственные инспектора по надзору за государственными стандартами.

В ходе проведения Государственного контроля (надзора) применяются различные методы – измерительный контроль, технический осмотр и другие методы, обеспечивающие

достоверность и объективность

результатов надзора.


По результатам проверок органы государственного контроля (надзора) вправе:

– выдавать предписания об устранении нарушений в установленный срок;

– принимать решения о полном или частичном приостановлении производства продукции, если невозможно устранить нарушения;

– приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;

– привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.


При выявлении нарушений в ходе проведения Государственного контроля (надзора) в Российской Федерации предусмотрена ответственность изготовителя, исполнителя или продавца.

Ответственность устанавливается:

Гражданским кодексом РФ,

Кодексом РФ об административных правонарушениях,

Уголовным кодексом РФ,

ФЗ «О техническом

регулировании»

и другими законодательными актами.


Список использованных источников

Основные источники:

1. Николаева, М. А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник / Николаева М. А., Карташова Л. В.; . - Москва: Форум: Инфра-М, 2010. - (Высшее образование). - 335 с.:

Дополнительные источники:

2. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. И доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 671 с.

3.Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 дек. 2002 г. №184 –ФЗ: в ред. от 28.09.2010 г. – Режим доступа: КонсультантПлюс.

Интернет ресурсы

3. www. gostinfo.ru

Государственная система стандартизации РФ начала фор­мироваться в 1992 г. в связи со становлением государствен­ной самостоятельности России. Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:

национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);

научно-исследовательские организации по стандартизации;

технические комитеты по стандартизации;

разработчики стандартов.

Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. ГСС устанавливает общие организационно-технические правила системы стандартизации в России. Основополагающие стандарты системы стандартизации в Российской Феде­рации серии ГОСТ Р 1.

Правовые основы стандартизации в России установлены Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г., принятый Госдумой 18.12.2002 г. Закон «О техническом регулировании» действует во взаимосвязи с рядом других законодательных актов РФ: «Закон об обеспечении единства измерений», «Закон о защите прав потребителей», «Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов»

«О техническом регулировании» цели и принципы стандартизации, документы в области стандартизации, определяет участников работ по стан­дартизации, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимо­связь с техническими регламентами. С 1 июля 2003 г. закон вступил в действие и отменил ФЗ «О стандартизации» и ФЗ «О сертификации продукции и услуг». Кроме данного закона отношения в области стандартизации регулируются под­законными актами и постановлениями Правительства РФ, например - положе­ния о Государственном комитете по стандартизации и метрологии, об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертифика­ции продукции и др.

8 Международная стандартизация и ее роль в развитии международной торговли сотрудничества

Главными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, про­цессов и услуг их функциональному назначению и необходи­мому уровню безопасности, устранение барьеров в торговле, содействие научно-техническому сотрудничеству.

Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик. Сущность этого подхода состоит в разделении ответственности государства и ответственности производителя. Государство несет ответственность за такие глобальные категории, как безопасность промышленной продукции, защита здоровья и жизни населения, охрана окружающей среды обитания, защита имущества. Производитель, в свою очередь, берет на себя ответственность за производство конкурентоспособной продукции.


Ежедневно на мировом рынке сотни миллионов потребите­лей приобретают продукцию или услуги, делая при этом свой выбор. Важнейшим критерием этого выбора является качество, ставшее в современном мире основной целью и сутью произ­водства. Безусловно, качество - это и забота общества, которое использует для его достижения соответствующие механизмы, и прежде всего техническое регулирование. Однако, как уже от­мечалось, такие регулирующие меры, как технические регла­менты, обязательное подтверждение соответствия, государст­венный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов и другие, формирующие ту составляющую качества, которая связана с безопасностью продукции для жизни, здоровья и имущества людей, а также для окружающей среды, находятся в ведении государства. Безопасность должна быть обеспечена по всей цепочке жизненного цикла продукции и законодательно является пропуском на рынок.

Современная стандартизация в техническом регулировании влияет на формирование качества в том его смысле, который заложен Международной организацией (ИСО) в определении качества в стандартах ИСО серии 9000. В соответствии с этим определением, качество представляет собой совокупность как потребительских свойств продукции, так и тех ее параметров. Которые законодательно регулируются государством. В обоих случаях применение стандартов в РФ, странах ЕС и ряде других стран является делом добровольным, и решение о том, применять ли стандарт остается за изготовителем. Стандартизация участвует в формировании обеих составляющих качества, полностью сохраняя при этом принцип добровольности применения стандартов.

Стандарты, устанавливающие размерные ряды, обеспечива­ют размерную совместимость и ориентируют на нее огромную армию производителей самой разной продукции. Не зная, в контейнерах каких фирм будет перевозиться мебель, и не со­гласовывая с производителями контейнеров соответствующие параметры, изготовители мебели заранее уверены в совмести­мости этих параметров, поскольку здравый смысл и экономи­ческие соображения ориентируют их, производителей контей­неров, производителей платформ и др. на применение единого стандарта. Стандарты именно такой природы обеспечивают возможность, например, специалисту, вооруженному портатив­ным компьютером, собранным во Франции, демонстрировать на японском проекторе слайды, выполненные на немецкой дис­кете с использованием малайзийских соединительных шнуров.

Стандарты, обеспечивающие совместимость, - это прежде все­го потребность бизнеса, диктуемая глубоким разделением тру­да, широкой кооперацией и экономическими соображениями. Применение таких стандартов при их добровольности высту­пает как осознанная необходимость. Конечно же, изготовитель волен выпускать нестандартную мебель, что он и делает, когда есть индивидуальные заказы или спрос в иной форме. Но при ориентации на массового потребителя он, как правило, приме­няет стандарт.

Стандарт может выступать и как техническая поддержка для разработчиков новых изделий.

Рассмотрим пример проек­тирования сосуда высокого давления. Допустим, рассчитаны все прочностные характеристики сосуда, и необходимо подоб­рать конструктивные элементы. Наличие стандартов на трубы высокого давления, арматуру и другие элементы избавляет от необходимости «изобретать велосипед» - тратить время на ин­женерные расчеты и проработки и проводить дорогостоящие эксперименты для подтверждения их правильности. Стандар­тизация уже сделала это за разработчиков. Следовательно, стандарт является аккумулятором и передатчиком опыта и знаний, накопленных наукой и практикой.

При этом многократное применение стандарта является практической апробацией и подтверждением правильности заложенных в него инженер­ных решений и выводов. Таким образом, выбрав подходящее по параметрам стандартное изделие, можно быть уверенным в своей конструкции, избежав потерь времени и средств на соб­ственные инженерные разработки.

В этом смысле стандартизация тесно связана с инновацион­ными процессами. Правительство Германии, например, пред­ставило в 2004 г. Программу «Инновации и технологии буду­щего в сфере малого и среднего бизнеса», в которой важная роль отводится стандартизации.

Стандартизация позволяет решать вопросы идентификации, соотнося названия продукции, которыми оперирует потреби­тель в своем сознании, с необходимым набором потребитель­ских параметров, являющихся признаками для идентификации этой продукции.

Известна, например, проблема, связанная с маслом. В тече­ние долгого времени потребитель в нашей стране знал в основ­ном три продукта: сливочное масло (из коровьего молока), рас­тительное масло (из семян растений) и маргарин (либо из жи­вотного жира, либо с его участием). Имелись и соответствую­щие государственные стандарты. Но в последние годы рынок предлагает российскому потребителю большой выбор продук­тов этой категории, имеющих разные названия и представляю­щих собой комбинации трех перечисленных выше продуктов в разных пропорциях и с разными пищевыми добавками. Эти но­вые продукты могут быть неплохими по вкусовым качествам и в принципе имеют право на существование, но они совсем не­понятны потребителю с точки зрения их состава. Поэтому воз­никает риск употребления продукта, противопоказанного кон­кретному человеку, или риск фальсификации, когда, например, продукт, более близкий по составу к маргарину, называют бу­тербродным маслом. Принятие соответствующих стандартов дает возможность идентифицировать продукт, понять, что кро­ется за его наименованием, и создать условия потребителю для осознанного выбора, а также помогает бороться с фальсифика­цией. Так, ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из ко­ровьего молока» содержит в числе других требования к соотно­шению эфиров жирных кислот молочного жира и включает специальный раздел, определяющий методы выявления фаль­сификации этого продукта жирами немолочного происхожде­ния.

Что касается текстильной продукции, то можно привести следующие примеры.

В соответствии с требованием стандарта на ткани хлопчато­бумажные одежные, показатель «поверхностная плотность» должен составлять не менее 300 т/и2, а показатель «стойкость к истиранию по плоскости» - не менее 2000 циклов. Если эти параметры не соответствуют указанным значениям, то изделие нельзя идентифицировать как «джинсы», а необходимо марки­ровать как «брюки хлопчатобумажные», чтобы не вводить в за­блуждение приобретателя.

Полотенце

Чтобы изделие, маркированное как «полотенце», являлось действительно таковым, оно должно соответствовать требова­нию стандарта по показателю «капиллярность». Если ткань, из которой изготовлено изделие, не соответствует заложенным в стандарте нормам капиллярности, а проще сказать - плохо впитывает влагу, то такое изделие не может считаться полотен­цем, так как оно не выполняет свое функциональное назначе­ние.

Стандартизация играет активную роль в инновационном процессе, стимулируя общее развитие и подтягивание отстаю­щих производств к уровню лидеров и способствуя тем самым общему подъему качества. Здесь стандартизация работает в со­дружестве с механизмом конкуренции. Она закрепляет наибо­лее прогрессивные параметры, обеспечивающие более высокую конкурентоспособность, а конкуренция подталкивает к их дос­тижению и опережению. Можно привести такой пример. Соз­дание оптических кабелей, безусловно, явилось технологиче­ским прорывом в области передачи информации. Но их массо­вое промышленное производство стало возможным лишь с принятием стандарта на эту продукцию. Чтобы выдерживать конкуренцию, производители кабелей вынуждены были подтя­гиваться к этим стандартам, что существенно улучшило качест­во связи и подняло производство этой продукции на новый технологический уровень.

Стандартизация участвует в формировании качества не только непосредственно, устанавливая те или иные параметры продукции и услуг, но и опосредованно, стандартизируя, на­пример, методы контроля и испытаний, терминологию и др.

Интегрально способствуя формированию необходимого уровня качества продукции и услуг, стандартизация участвует в решении общенациональных задач, таких, как повышение эф­фективности экономики, укрепление обороноспособности страны, экономия природных ресурсов и др. Так, по данным немецких экспертов, подтвержденным аналитиками Европей­ского союза, в Германии экономический эффект от деятельно­сти по стандартизации ежегодно составляет около 16 млрд евро, что соответствует 1% валового внутреннего продукта страны.

Эти задачи решаются на разных уровнях, поэтому и стан­дартизация может выступать как инструмент технического ре­гулирования на международном, региональном, национальном, административно-территориальном и фирменном уровнях.

Международная стандартизация в настоящее время разви­вается высокими темпами. Это связано с процессом интегра­ции национальных экономик в единую экономическую систе­му. Применение международных стандартов в силу их незави­симости от политических особенностей отдельных стран по­зволяет использовать мировой потенциал технических достижений в практической деятельности как внутри стран, так и при взаимной торговле между ними.

Из международных организаций, занимающихся стандарти­зацией, следует упомянуть в первую очередь Международную организацию по стандартизации (ИСО) и Международную электротехническую комиссию (МЭК).

Из региональных организаций следует назвать организации Европейского союза - CEN, CENELEC, ETSI и другие, выпус­кающие европейские стандарты (EN), а также Межгосударст­венный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, выпускающий межгосударственные стандарты (ГОСТ) в рам­ках СНГ.

Национальная стандартизация осуществляется националь­ными организациями, выпускающими национальные стандар­ты (Германия - DIN, Франция - NF, Россия - ГОСТ Р и др.).

Административно-территориальная стандартизация осуще­ствляется на уровне разных регионов страны для решения спе­цифических задач, связанных с их географическими, экономи­ческими, экологическими и другими особенностями. В свое время в СССР помимо государственных стандартов принима­лись республиканские. Современным законодательством Рос­сии административно-территориальная стандартизация не пре­дусмотрена.

Стандартизация на уровне организаций (фирм) решает за­дачи, связанные с производственным процессом и его резуль­татами, осуществлением работ в разных направлениях деятель­ности данной организации. Документами такой стандартиза­ции являются стандарты организаций (фирм).

Стандарты в зависимости от уровня стандартизации облада­ют определенным приоритетом. Например, в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Все­мирной торговой организации (ВТО) использование нацио­нальных нормативных документов с отступлением от междуна­родных стандартов целесообразно лишь в случае объективной необходимости и при условии доведения до сведения заинтере­сованных сторон обоснования такого отступления.

Основы стандартизации изложены в международном доку­менте - Руководстве ИСО/МЭК 2:2004, согласно которому перед стандартизацией стоят следующие задачи:

Соответствие назначению (способность изделия, процесса или услуги выполнять определенную функцию при задан­ных условиях);

Совместимость (пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований);

Взаимозаменяемость (пригодность одного изделия, про­цесса или услуги к использованию вместо другого изде­лия, процесса или услуги с целью выполнения одних и тех же требований);

Унификация (выбор оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей);

Безопасность (отсутствие недопустимого риска, связанно­го с возможностью нанесения ущерба);

Охрана окружающей среды (защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, процессов или услуг);

Защита продукции (предохранение продукции от воздей­ствия климатических или других неблагоприятных усло­вий при ее использовании, транспортировке или хране­нии).

Для обеспечения единства требований к одним и тем же объектам в стандартизации предусмотрен механизм гармониза­ции стандартов, который позволяет применять стандарты, гар­монизированные на международном или региональном уров­нях, а также на многосторонней или двусторонней основе.

Гармонизированные стандарты - это стандарты, относя­щиеся к одному и тому же объекту и утвержденные (приня­тые) разными органами по стандартизации. Они обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное признание результатов испытаний или информации, представ­ляемой в соответствии с этими стандартами.

Гармонизированные стандарты по форме представления подразделяются на идентичные и унифицированные. Идентич­ные стандарты - это стандарты, которые идентичны по содер­жанию и форме представления, а унифицированные - иден­тичны только по содержанию.

В России проводится гармонизация национальных стандар­тов в основном со стандартами и другими документами между­народных организаций (ИСО, МЭК, ЕЭК ООН и др.), а также с европейскими стандартами, принимаемыми CEN, CENELEC, ETSI.