Одна из отличительных черт СССР как модели существования пусть не всего мира, но его солидной части, - порождение явлений законами, а не законов явлениями. Одно из таких явлений - тунеядство. Сам по себе указ об усилении борьбы с тунеядством был прост как пара трехкопеечных, но он породил еще чуть-чуть и культуру: обозвав тунеядцем, можно было обидеть, а это уже устои.

Тунеядцы существовали, существуют и будут существовать всегда, каким бы ни был строй: хоть кровавый режим, хоть анархия, хоть настоящая до боли в сердце демократия, хоть республика, хоть вакханалия. Даже при рабовладельческом строе 100 % находились и рабы, и надсмотрщики, предпочитающие отлежаться под лавкой, вместо того чтобы пахать наравне с однокашниками. Но в СССР натянули вожжи: механизм юридической машины запускали редко, точечно, но путем пропаганды добились раздутого эффекта, и последствия не заставили себя ждать.

Как всё начиналось

Каждый член полезного в масштабе планеты общества должен был заниматься полезным в масштабе этого общества трудом. Понятие «незамужняя домохозяйка» исчезло полностью, лишь иногда запретной дымкой маяча в разговорах о «за бугром»: женщины обязаны были работать всё тот же 8-часовой рабочий день; исключение составляли беременные, кормящие, воспитывающие максимум до 3-х лет (далее функцию воспитания брало на себя полезное общество) и являющиеся официально домохозяйками при сильно занятых мужьях.

Человека, не работавшего на дело строительства коммунизма более 4-х месяцев подряд или год в целом, признавали тунеядцем. Так как не каждый труд приносил пользу в рамках планетарной задачи, появились «борзые». Их так именовали не из-за борзости повышенной степени, а от нежелания расшифровывать аббревиатуру БОРЗ – без определённого рода занятий (как БОМЖ – без определённого места жительства).

Попали под каток и представители свободных творческих профессий: поэты, писатели-нечлены Союза писателей, художники, актёры, архитекторы (все эти мечтатели) и фрилансеры любого рода деятельности. В СССР схема была такова: из прибыли предприятия в доход государства шло 96 %, оставшиеся 4 % делили между собой в равных долях снабжение, пенсионный фонд, зарплата, модернизация производства. Все, кто смел не вносить свою долю в эти 96 %, автоматически превращались в тунеядцев, и нередко поэтам приходилось мести дворы, чтобы не поехать в неожиданный «отпуск».

Солидная часть ещё остававшейся творческой интеллигенции отправилась рубить лес. Однако свято место пусто не бывает, и взамен интеллигенции пришла другая прослойка: не сказать, что интеллигентная, но точно творческая. Борьба с тунеядством обогатилась: вспышка пропаганды набрала силу сверхновой, народ проникся, и тунеядцы приобрели пусть неофициальную, но классификацию.

Кто ты, тунеядец?

Клан тунеядцев начал прибавлять в количественном показателе в обход всех правовых норм. Дама живет за мужниной спиной? Тунеядка! Тут уже пошел явный перекос, явление стало самостоятельным (на осинке родилась апельсинка): закон даму тунеядкой не считал, а народ считал, и карикатуристы его поддерживали. Холёная барышня могла вставать пополудни, потом три часа заниматься причёской, ногтями, туалетами, но в глазах государства была в своем праве. А в глазах затюканных женщин, вынужденных вставать к стиральной доске и плите после нешуточного рабочего дня где-нибудь на кирпичном заводе, право сие было дамой нагло узурпировано.

Если затюканные женщины бесхитростно считали холёных «стерв» поголовно тунеядками, то карикатуристы и авторы фельетонов поделили их на два типа: дипломированная приспособленка, просто дура без диплома. Аналог просто дуры без диплома – нынешняя гламурная светская «львица», занимающаяся собой, модой, собой, чтобы «вынести» себя в свет в должном виде. Дипломированные приспособленки – околонаучные барышни, предпочитающие пригреться под крылом старика-профессора, вместо того чтобы читать лекции о силе слова русского где-нибудь в деревенском клубе перед заснувшими от усталости доярками.

Довольно интересной, а главное, небезосновательно выделенной формой тунеядства была учёба, и насмешники продёргивали горе-студентов только так. В 70–80-х поступить в институт считалось необходимостью, «пэтэушники» автоматически записывались в неудачники сразу после получения аттестата об окончании 8-ми классов общеобразовательной. «Удачливые» поступали куда угодно и как угодно, выбирали институты не по призванию, а по проходному баллу, учились абы как чему-нибудь. Такая учёба стала одной из форм тунеядства для сатириков, и они резвились по полной программе, продёргивая «студентов» почем зря.

Ну и, собственно, ради кого все затевалось: главные тунеядцы – свободные художники, поразительно единодушно попадавшие в разряд диссидентов благодаря несдержанным «антисоветским» речам и нежеланием творить по шаблону. Стоило бедолаге перейти грань, как тут же запускалась юридическая машина, и горе-революционера перемалывала 209-я статья. Универсальная правовая норма: не было никакого смысла копаться в бульдозерных выставках, расследовать происхождение и распространение самиздата – достаточно было всех упечь за тунеядство. Понимали это и большинство неглупых свободных художников, благодаря чему сложилась анекдотическая ситуация, позволившая позже высмеивать государственное образование такого высокого уровня, что редко можно было встретить дворника или истопника без диплома одного из ведущих гуманитарных вузов СССР.

​Вслед за Беларусью, где недавно был принят президентский декрет "О предупреждении социального иждивенчества" , российские власти также озаботились проблемой тунеядства. Так, в Законодательном собрании Санкт-Петербурга предложили ввести наказание за уклонение от трудоустройства в виде исправительных работ сроком до одного года. Соответствующие поправки в федеральные законы будут в ближайшее время внесены в Госдуму РФ , - сообщает Russia Today. «Уклонение от трудоустройства (занятости) свыше шести месяцев при наличии подходящей работы наказывается исправительными работами на срок до одного года либо принудительными работами на срок до одного года», - приводит газета «Известия» текст поправки.

По словам автора законодательной инициативы, депутата Андрея Анохина (запомните имя этого героя!), для установления уголовной ответственности нужно прописать в Конституции РФ, что труд - это не только право, но и обязанность каждого гражданина. Отмечается, что не будут считаться тунеядцами лишь граждане до 18 лет, инвалиды, родители детей-инвалидов, женщины с детьми в возрасте до 14 лет и ряд других категория граждан. Как цитируют Анохина "Известия", россияне, не имеющие или потерявшие работу, обязаны будут встать на биржу труда. "Это неправильная практика, когда население не пользуется услугами службы занятости - государство должно обеспечить работой каждого. Тогда будет намного проще контролировать тех, кто уклоняется от работы ", - считает он.

Это далеко не первая попытка законодателей внести дополнительные ограничения по работе для российских граждан. Так, в декабре прошлого года сайт "Медуза" о том, что Госдума собирается рассмотреть поправки в Трудовой кодекс, которые сделают невозможной работу по той или иной специальности без соответствующего диплома об образовании. Поправки предусматривали обязательное применение профессиональных стандартов — требований к работникам по уровню образования, стажу работы и набору умений. Однако подобную инициативу решили все же отложить до более подходящих времен. Нынешние же поправки вызывают гораздо больше тревоги, поскольку такая практика уже применялась в советские годы, а сейчас принято копировать все худшее из советского опыта взаимоотношений государства с людьми.

Но давайте подумаем, для чего это делается именно сейчас и почему такая тема вновь возникла в повестке дня? Ведь, казалось бы, наоборот, согласно последним , официальное количество безработных сейчас растет, а количество вакансий, которыми располагают официальные службы занятости, столь же стремительно сокращается. Государство при этом сбрасывает с себя все социальные обязательства, уже объявлены сокращения во многих учреждениях, включая государственный сектор, предприниматели сворачивают свой бизнес и также сокращают штаты сотрудников. Всё это, однако, повышает для власти риски возникновения массовых акций протеста граждан, которые потеряли работу. Чтобы этого не допустить, нужно каждого обеспечить хоть какой-то работой, - например, той, которую раньше выполняли гастарбайтеры из Средней Азии. Уже известно немало случаев, когда опытному врачу с ученой степенью кандидата наук при увольнении предлагали занять место санитара , а музейному сотруднику с многолетним стажем - стать слесарем-сантехником и т.п.

Андрей Анохин

Борис Шапиро вспоминал , что "в СССР статья о тунеядстве использовалась властями для запугивания и для преследования . Она очень удобна для них, потому как с этой статьей они создали себе право определять: выгнать или не выгнать, принять или не принять на работу. Тогдашнюю систему отдела кадров контролировал КГБ, поэтому легко можно было человека выгнать с работы и не дать никуда устроиться, и тогда он подпадал под эту статью. То есть это был дополнительный способ оказывать давление на людей. Самим громким процессом, связанным со статьей о тунеядстве, стал суд над поэтом и переводчиком Иосифом Бродским. В советском государстве поэтическое творчество фактически не признавалось работой. И абсурдность обвинений в адрес Бродского должна была указать творческой интеллигенции на ее место и припугнуть тех, кто желал высказывать свое особое мнение.

Сейчас, очень похоже, что российская власть хочет вернуться к этому порочному опыту, тем более, что никто уже и не скрывает, что у нас взят курс на построение корпоративного (по сути - тоталитарного) государства с непогрешимым и бессменным дуче во главе бюрократической пирамиды. Согласно этому курсу в стране не должно быть никакой независимой от государства общественной активности и никакого финансирования из-за рубежа. Все люди должны полностью и целиком зависеть от чиновников и не проявлять какого-либо вольномыслия. Самое удобное средство контроля - это давление на человека через его работодателя, чтобы чиновник мог позвонить и приказать уволить досадившего ему оппозиционера, угрожая в противном случае создать проблемы у компании в целом. За последний год мы стали свидетелями того, как в путинской России после звонка неких лиц многие площадки отказывались от сотрудничества с попавшими в опалу культурными или общественными деятелями (достаточно вспомнить о травле и срыве концертов Андрея Макаревича, попытках "Открытой России" и др.). Если же вызвавший недовольство власти гражданин сам является работодателем, то можно надавить на него через налоговую службу. Ведь как поясняют в Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, "данная инициатива основана на идее увеличить налоговые доходы государства". Понятно, что как и все прочие законы, эта мера также может применяться сугубо избирательно. К слову сказать, не далее как вчера в Госдуму был внесен законопроект , наделяющий налоговиков правом на свое усмотрение признавать сделки незаконными и доначислять налоги.

Многие помнят, как два года назад вице-премьер Ольга Голодец призналась , что правительство не знает, где работают 44% трудоспособных россиян. А этот факт сам по себе свидетельствует о том, что через официальное место работы контролировать многих граждан в стране пока что невозможно. Главной же мишенью нового закона, по всей видимости, должен стать так называемый прекариат, которым принято называть новый социальный класс эпохи гибкого рынка труда. Это фрилансеры, люди, которые часто меняют профессии и род занятий, и отличаются повышенной мобильностью. Не секрет, что к прекариату относятся и многие популярные блогеры и интернет-публицисты, активные деятели оппозиции и критически настроенные по отношению к действующей власти граждане. Поскольку они, в большинстве своем, не работают в бюджетной сфере, а по причине кризиса ряд из них был вынужден уйти в тень, то они и создают для власти наибольшую угрозу ввиду отсутствия прямых механизмов контроля над ними.

Возвращение уголовной ответственности за тунеядство, если Госдума все-таки поддержит соответствующие поправки, будет означать еще один шаг в сторону фашизации страны. Пострадают от этого закона, главным образом, творческие люди, для которых права и свободы человека - не пустой звук. Именно такие люди, не готовые бездумно соглашаться с любым решением властей, являются, по мнению нынешнего режима, лишними и опасными, и против них и принимаются в последнее время ряд репрессивных мер, включая эту.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке:

Интернет-сообщество в начале 2015 года просто взорвалось от негодования после выступления депутатов Законодательного собрания Петербурга. Они предложили ввести в Уголовный кодекс России статью, утратившую силу после распада СССР, и вернуть понятие «тунеядец». По всей стране люди были возмущены этой инициативой. Возродится ли статья о тунеядстве в РФ в ближайшие годы? Рассмотрим вероятность этого ниже.

Берем пример с Беларуси

Раньше, чем российские парламентарии подготовили законопроект, декрет о социальном иждивении был введен в Республике Беларусь. Согласно ему, каждый, кто не хочет работать обязан платить государству порядка 12 000 (в переводе на российские рубли) в год. Неуплата этого налога грозит применению более серьезных наказаний к безработным. Они будут отправлены на принудительные работы или придется выплачивать крупный штраф.

По мнению президента республики, этот закон уравнивает всех граждан и показывает им, что трудиться необходимо в современном обществе. Таким образом планируется искоренить пьянство, наркоманию и воровство.

Однако закон был серьезно недоработан. Под его действие попали даже те, кто получает минимальную зарплату. Согласно этому закону, им придется доплачивать часть налогов в казну самостоятельно, так как работодатели перечисляют за них меньшую сумму, чем установлено этим законом.

Необходимо ли возрождение положения о тунеядстве в России: мнение граждан

Центр Исследования общественного мнения провел опрос, после которого стало известно, что половина граждан нашей страны поддерживает закон, продвигаемый питерскими депутатами. В первую очередь свое положительное мнение об этом проекте выразили люди старшего возраста и те, кто разделяет взгляды коммунистов.

Разделились мнения и по поводу самого понятия тунеядство. По мнению опрашиваемых, так можно называть людей:

  • не желающих работать;
  • живущих за чужой счет;
  • всех безработных;
  • страдающих алкоголизмом или наркоманией.

Пожилые люди считают, что наказание в виде исправительных работ – это достаточно мягкая мера для тунеядцев. Они предлагают, чтобы все, уклоняющиеся от трудоустройства отправлялись отбывать реальные тюремные сроки. Молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет считают, что вводить этот закон не нужно.

Кого коснется закон

На сегодня в РФ рынок труда ощущает острый дефицит. Открыто более 1,2 миллиона вакансий по всей стране, при этом официально безработными считается только 1 миллион человек. Хотя, по статистическим данным, 18 миллионов человек трудоспособного возраста не имеют официальной работы без каких-либо на то причин.

Положение о тунеядстве, по мнению аналитиков, коснется абсолютно всех. Прежде всего, после его введения сократятся заработки, ведь работодателю не нужно будет привлекать потенциальных сотрудников высокими окладами. Отказаться от такой работы обычный человек не сможет, так как в противном случае он перейдет в разряд тунеядцев.

При этом политика Центра занятости не изменится. Сейчас вы можете отказаться лишь от трех вакансий, предложенных вами специалистами. Соискателя, который не хочет идти более чем на три предложенных места, просто снимают с учета. После введения положения о тунеядстве гражданам придется устраиваться даже на не самых выгодных условиях, так как альтернатив у них не будет.

Больше всего от введения закона пострадают люди творческих профессий и фрилансеры, которые сейчас чаще всего работают, не вступая в договорные отношения с заказчиками. Им придется либо регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, либо идти работать по иной, чаще всего рабочей специальности.

Закон не учитывает следующие факторы:

  • не всякий продукт труда может быть продан;
  • не каждый человек способен работать за ежемесячную заработную плату.

Например, по этому проекту к тунеядцам можно причислить служителей Церкви. Ведь их труд оплачивается прихожанами, и ни в какие договорные отношения они не вступают. Также пострадают женщины, ведущие домашнее хозяйство. По закону их труд не будет считаться работой, ведь они не получают ежемесячный оклад и не отчисляют налоги в бюджет.

Проект о тунеядстве предусматривает и исключения. Под них попадут следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние;
  • женщины, воспитывающие детей до 14 лет;
  • родители детей-инвалидов;
  • пенсионеры;
  • инвалиды.

Если все-таки закон примут, то многие люди будут вынуждены идти на самый непрестижный труд, чтобы не попасть под его действие.

Общественная служба

Дополнительно планируется ввести понятие «общественной службы». Так будут называть профессии, важные для региона. В каждом субъекте федерации планируется сформировать список должностей, которые наиболее значимы. Зависеть этот перечень будет от экономической ситуации в регионе.

Тем, кто трудоустроится на эти должности, произведут доплату за счет средств Пенсионного фонда. Пока неизвестно, будут ли получать люди по 6 000 рублей ежемесячно в качестве прибавки к заработку или эти средства автоматически отправятся на его пенсионный счет.

Дополнительно депутаты питерского Заксобрания предлагают ввести несколько льгот для трудоустроенных на общественной службе. Примерный пакет субсидий будет выглядеть следующим образом:

  • предоставление жилья по договорам социального найма с возможностью приватизации после 10 лет работы на общественной службе;
  • материнский капитал после рождения первого ребенка;
  • льготные места в детских садах, школах и местах летнего отдыха для детей.

На особое положение депутаты хотят перевести врачей, педагогов и специальности, на которых сейчас трудится большое количество мигрантов. Однако тут существует одна сложность: без специального образования врачом или учителем не станешь, поэтому сразу после введения закона возможно ухудшение качества образовательных услуг и здравоохранения. На должности врачей и учителей станут брать неквалифицированных сотрудников по знакомству или приглашать специалистов, которые только получают образование одновременно с выполнением своих трудовых обязанностей.

Чему противоречит новый закон: будет ли он принят

Валентина Матвиенко высказалась резко против принятия положения о тунеядстве. Прежде всего, этот закон будет противоречить статье 37 Конституции РФ. В ней четко прописано, что труд в нашей стране – дело добровольное. Каждый человек может самостоятельно выбирать себе специальность, исходя из талантов и потребностей. Если депутаты будут настаивать на принятии закона о социальном иждивении, то им придется переписать Конституцию, что неприемлемо, по мнению Валентины Ивановны.

Дополнительно придется изменить и Трудовой кодекс, в нем также присутствует статья о том, что принудительный труд неприемлем. Валентина Матвиенко считает принудительный труд возвратом к крепостному праву и легальному рабству, что не совпадает с нормами морали современного общества. Противоречит инициатива питерских парламентариев и нескольким международным конвенциям, действие которых распространяется и на нашу страну.

Большинство экспертов совпадают во мнениях с Валентиной Ивановной. Они считают, что этот закон не сможет исправить ситуацию с безработицей в нашей стране. Безусловно, она существенно сократится, но при этом в худшую сторону изменится уровень жизни граждан.

Что касается фрилансеров, то, по мнению экспертов, чаще всего это творческие люди, которые получают минимальный доход от своей работы, а большую часть времени занимаются своей реализацией и получением опыта для получения уже официальной работы. Государство рискует остаться без представителей творческих профессий.

При этом выгода для бюджета государства будет минимальной. Так как заработки на рабочих специальностях упадут, больших отчислений в ПФР и другие фонды ждать не следует. В отличие от советских времен, сейчас большая часть предприятий принадлежит частным лицам, и власть не сможет регулировать условия, которые будут предлагать работодатели. К тому же в советское время существовала возможность искусственно создавать рабочие места, чтобы обеспечить гражданам стопроцентную занятость. Создавать специально рабочие места государство не может, так как на это потребуются затраты из бюджета. Также трудоустройство от государства может привести к развитию бюрократиии процветанию синекуры.

На сегодня известно, что этот закон не будет принят в ближайшее время. Об этом сообщил Максим Томилин (министр труда). Он высказался против введения в РФ по аналогии с Беларусью налога на иждивение. Однако чиновник отметил, что необходимо заняться вопросами нагрузки на страховые фонды. На сегодня проект о тунеядстве отложен, и в 2019 году рассматривать его не будут. Сейчас к принятию закона не готовы ни власти, ни население.



June 20th, 2018

В советском обществе гражданин был обязан работать, причем источником «законных» доходов могла быть лишь одобряемая партией деятельность. Все остальное подпадало под категорию «нетрудовых» заработков. С теми, кто по разным причинам не вписывался в социалистическую систему труда, государство поступало как с преступниками и моральными отщепенцами.

После 1917 года большевики начали проводить социально-экономические преобразования, которые должны были поспособствовать скорейшей победе в Гражданской войне и построению социалистического общества. Конституция РСФСР 1918 года лишала живших на нетрудовые доходы граждан избирательных прав.

Обязанность трудиться закрепили и в сталинской Конституции 1936 года.

В главном законе страны Советов был провозглашен принцип «кто не работает, тот не ест». В 1951 году антиобщественными элементами признаются бродяги и попрошайки, а также официально безработные. К ним применяли меры воздействия в виде высылки из городов и небольших сроков тюремного заключения. В следующие несколько лет правоохранительные органы задержали около 450 тысяч человек. Среди них было много инвалидов войны, которые не могли работать по объективным причинам. После смерти Иосифа Сталина наступает эпоха ограниченной либерализации общественно-политической жизни - «оттепель».

Компетентные органы могли привлечь гражданина к ответственности по статье 209 Уголовного кодекса «Тунеядство», если тот не трудился «во благо социалистической Родины» в течение четырех месяцев. Исключение составляли женщины, на воспитании которых находились маленькие дети. В случае признания вины гражданина судом ему грозила ссылка. Срок - от двух до пяти лет. Имущество осужденного при этом могли конфисковать как нажитое «нечестным путем».
Тогда же закрытые социологические исследования показали, что около половины людей, привлекавшихся по 209 статье, — случайные люди, попавшие под раздачу из-за нерасторопности местных властей. Так, характеризуя причины и условия своего поведения, большинство опрошенных (21,2 %) назвали отсутствие профтехучилища, где они могли бы приобрести профессию. 16,8 % обследованных заявили, что не выполняют норм выработок из-за отсутствия достаточного фронта работ. Большинство осужденных (80 %) не имели постоянного места жительства и лишь 18,3 % были жителями городов. Объясняя причины бродяжничества, 50,8 % опрошенных лиц указали на отсутствие желания прописаться там, куда отправили их после отбытия наказания.

Почти четверть осужденных за тунеядство (22,2 %) работали на частных работах. Людей, заявлявших о принципиальном несогласии работать где-либо, была половина (50,6 %).

Обвиненных в тунеядстве в СССР называли людьми без определенного рода занятий - сокращенно БОРЗ. От этой аббревиатуры в криминальном жаргоне и появилось слово «борзый», которое приобрело значение наглого и самоуверенного типа, не подчиняющегося установленным обществом нормам, отказывающегося жить по правилам социума.

К сожалению, под каток статьи 209 зачастую попадали творческие люди, которые не вписывались в рамки, определенные Коммунистической партией. Самым известным «тунеядцем» советской эпохи был Иосиф Бродский. В 1964 году была организована масштабная травля поэта. Весной того же года состоялся суд. Бродский получил по максимуму - пять лет принудительных работ. «Перевоспитываться» его отправили в отдаленный совхоз «Норинское» Архангельской области.

Друг Бродского Евгений Рейн вспоминал, что в ссылке «тунеядцу №1» отвели половину избы. В совхозе опальный поэт занимался уборкой урожая. В свободное от работы в полях время он продолжал писать стихи. Как-то Бродский признался, что пребывание в «Норинском» было самым счастливым периодом в его жизни. Впрочем, был он там недолго: через полтора года под давлением зарубежной общественности срок Бродскому сократили.

В 1980 году его выслали из СССР и лишили гражданства, однако через 10 лет он все же сумел вернуться на родину. Под статьей в свое время мог оказаться и Виктор Цой. Чтобы не попасть под раздачу музыкант в 1986 году устроился на работу в котельную - известную в определенных кругах «Камчатку», позднее ставшую культовым местом для поклонников таланта певца. За нелегкий труд он получал небольшие по тогдашним расценкам деньги - 95 рублей (для сравнения: средняя зарплата рабочего составляла 120 руб.).

Антрополог Татьяна Ластовка в журнале «Антропологический форум» (2009, № 14) описывает несколько приговоров тунеядцам в Томском областном суде и суде Кировского района Томска:

«Приговор № 106 от 10 мая 1972 года по делу гражданина М.
В ноябре 1968 года М. устроился на работу на Томский завод режущих инструментов, начал пить и в августе 1969 года был уволен с завода как самовольно оставивший производство. До 29 октября 1969 года М. не работал, жил на иждивении бабушки, затем устроился на работу в Тимирязевский лесхоз, где проработал до 14 января 1970 года и уволился. До мая 1971 года М. не работал, пьянствовал. 10 мая временно устроился на работу в землеустроительную экспедицию, где проработал до 15 июня и самовольно оставил работу.

М. был подвергнут приводу в органы милиции, где ему было сделано официальное предостережение об устройстве на работу. По день ареста не работал, жил и питался у бабушки в Курлеке, пил, когда его угощали друзья.

Согласно заключению наркологической экспертизы М. является хроническим алкоголиком, нуждающимся в принудительном лечении. Противопоказаний к этому не имеется, а поэтому суд считает необходимым направить его на принудительное лечение от алкоголизма в период отбывания им наказания».

«Приговор № 1-194/78 от 10 июля 1975 года по делу А., ранее судимого по части 1 статьи 209 УК РСФСР, приговоренного к 6 месяцам лишения свободы, освобожденного по истечении наказания, отрицательно характеризующегося, признанного наркологической экспертизой хроническим алкоголиком, преданного суду по части 2 статьи 209 УК РСФСР.

Суд приговорил: А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 209 II УК РСФСР и подвергнуть его лишению свободы по указанной статье на срок один год шесть месяцев с содержанием в ИТК строгого режима. Применить к А. принудительное лечение по поводу хронического алкоголизма».

Доля осужденных по статье 209 УК РСФСР в общем числе осужденных была относительно небольшой, составляя в целом по республике 6—7 %. Лишь в Москве и Сочи этот показатель был в разы выше — по 14 % от всех уголовных дел. Реальным сроком заканчивались лишь 10—12 % от общего числа дел по тунеядству.

Статья 209 оставалась хорошим способом воздействия на диссидентов. За политическую деятельность многих из них увольняли с работы, а новую найти не давали возможности. Хроника «Московской Хельсинкской группы» приводила множество примеров, как власти преследовали диссидентов за тунеядство.

А в последний год существования СССР приняли закон "О занятости населения в РФ", в соответствии с которым официально неработающих перестали преследовать, а тем, кто потерял работу, стали выплачивать социальные пособия. Тем не менее слово «борзый» попало в современный список самых употребляемых жаргонизмов. Хотя сегодня уже мало кто знает, каким образом оно появилось в нашей лексике.
Периодически о желании наказывать тунеядцев выступают и представители российской власти. Летом 2013 года такую инициативу предложило законодательное собрание Самарской области, ее поддержала член Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко: «В СССР действовал закон о тунеядстве, согласно которому отлынивавшие от работы подлежали уголовной ответственности. Думаю, неплохо было бы к нему вернуться. Многие же просто не хотят работать: им легче жить на пособие, перебиваться попрошайничеством, переезжать из города в город якобы в поисках лучшей жизни. Закон же, как мне кажется, мог бы быть неким сдерживающим фактором. Хотя бы часть людей осознали, что за уклонение от труда их ждет не пособие по безработице, а суровое наказание».

Источники:

1 В содержательном и формальном отношении этот указ воспроизводил и ужесточал правовые документы сталинского времени: Статью 12 Конституции СССР 1936 г.: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест», а также Постановление Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины» от 28 декабря 1938 г. По сути, характер массовой репрессивной практики носило также применение указа от 26 июня 1940 г., вводившего уголовную ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Даже при относительно заниженных темпах применения этого постановления в период 1943–1945 гг. ежегодно регистрировалось более миллиона осуждений по указу (главным образом, за прогулы). Даже в 1945 г. осуждения составляли 51,5 % всех уголовных приговоров
по СССР в целом [Соломон 1998: 312].

Принятие указа о борьбе с тунеядством нельзя не счесть парадоксальным: время правления Н.С. Хрущева принято интерпретировать - и у нас есть для этого очевидные основания - как время относительной (по сравнению с предшествующей порой) либерализации советского общества, получившей впоследствии поэтически-прекраснодушное наименование «оттепели». На фоне событий, обнадеживавших современников мечтами о новом этапе советской истории («антисталинская» речь Хрущева на XX съезде КПСС, начало реабилитации и восстановления в правах освобожденных политических заключенных, принятие указа «О сокращении продолжительности рабочего дня для рабочих и служащих в предвыходные и предпраздничные дни» и устава сельхозартели, изменившего принципы оплаты труда в колхозах и позволившего колхозникам самим определять размеры находящейся в их распоряжении личной собственности, отмена в том же 1956 г. закона 1940 г., прикреплявшего трудящихся к предприятиям, проведение в 1957 г. грандиозного VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и т.д.), указ об усилении борьбы с тунеядством представлял собою меру, которая могла показаться противоречащей общему идеологическому настрою эпохи 2 .

2.Характерно, что А.А. Аронов, определяя поздние 1950-е и ранние 1960-е гг. как исключительно позитивный этап в развитии советской культуры, совсем не упоминает о преследовании «уклонявшихся от работы» на общем фоне мер по десталинизации социальной и политической жизни [Аронов 2008].

Предосудительные тенденции в еще большей мере усилились в 1970-1980-е гг. на фоне расширения трудовой и кооперативной деятельности, побуждая законоведов и политпропаганди-стов к уточнениям в различении трудовых и нетрудовых доходов, а также к рассуждениям о природе социальной справедливости при социализме /коммунизме. В определении последней тунеядцами считались все, кто мог быть отнесен к собирательному образу нарушителей социалистической законности. Юридическая специфика в этих случаях уступала место обществоведческим обобщениям в духе научного коммунизма, например, в рассуждениях Н.Н. Кондрашкова, одного из главных специалистов по проблемам тунеядства, автора многочисленных публикаций на эту тему и члена редакционного совета журнала «Социалистическая законность»:

Важно подчеркнуть поэтому, что хотя декларативно закон и был направлен на пресечение самой возможности к получению «нетрудовых» доходов и превентивное ограничение складывавшегося рынка теневой («черной») экономию! [Тимофеев 1999: 61-78; Клямкин, Тимофеев 2000], его характер и публицистически - пропагандистский пафос обнаруживает культурно-антропологическую составляющую, имеющую непосредственное отношение не только к «базисным» (т.е экономическим), но и к «надстроечным» (социально-психологическим и внешне репрезентативным) элементам советской идеологии.

В данном случае нам хотелось бы подчеркнуть несколько обстоятельств, объясняющих принятие закона, применение которого даже по мнению советских юристов было затруднительным и непоследовательным. Указанная непоследовательность выражалась прежде всего в юридической неопределенности состава и субъекта преступления 3 . Содержательным прообразом закона 1961 г. стал указ Верховного совета от 5 октября 1956 г. «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивавший кочевых цыган к тунеядцам. Реакция на этот указ, насколько нам сегодня известно, была двоякой как со стороны местных властей, так и со стороны цыган. Местные власти исполняли этот указ, либо выдавая цыганам жилье и побуждая или принуждая их вместо кустарного ремесла и гадания официально трудоустраиваться, либо просто прогоняя цыган со стоянок и подвергая их дискриминации на бытовом уровне [Бессонов, Де-метер, Кутенко 2000].

4 Приговоры по статье 209 УК РСФСР Томского областного суда и Кировского суда Томска за период 1975-1980 гг.

5 Наряду с основной мерой наказания в виде лишения свободы, принудительное лечение от алкоголизма назначалось в соответствии со статьями 101-102 УК РСФСР, статьями 368 и 369 УПК РСФСР и статьей 58 НТК РСФСР, если во время следствия судмедэкспертиза устанавливала у подсудимого хронический алкоголизм. При этом если в период отсрочки исполнения приговора выявлялось, что осужденный являлся алкоголиком, то суд также был вправе назначить принудительное лечение от алкоголизма. В этом случае принудительное лечение становилось основной мерой наказания [Улицкий 1989: 65].

Приговор № 106от 10мая 1972 г. по делу гражданина М.: «В ноябре 1968 г. М. устроился на работу на Томский завод режущих инструментов, начал пить и в августе 1969 г. был уволен с завода как самовольно оставивший производство. До 29-го октября 69 г. М. не работал, жил на иждивении бабушки, затем устроился на работу в Тимирязевский лесхоз, где проработал до 14-го января 70 г. и уволился. До мая 1971 г. М. не работал, пьянствовал. 10-го мая временно устроился на работу в землеустроительную экспедицию, где проработал до 15-го июня и самовольно оставил работу. По день ареста М. не работал. С 1-го января 72 г. был зачислен в цех № 2 Томской карандашной фабрики, но к работе не приступил. <...> М. был подвергнут приводу в органы милиции, где ему было сделано официальное предостережение об устройстве на работу. <...> Решением исполкома Томского районного Совета депутатов трудящихся от 30 декабря 1971 г. М. был привлечен к общественно полезному труду и направлен на работу в Тимирязевский ЛПХ. М. от выполнения данного решения уклонился, на работу не устроился. Привлеченный и допрошенный в качестве подсудимого М. признал себя виновным полностью. 1971 г. и 1970 г. нигде не работал, пьянствовал. О немедленном трудоустройстве был предупрежден органами милиции, но не устроился на работу из-за пьянок, В декабре 1971 г. решением райисполкома был направлен на работу в Тимирязевский леспромхоз, но от выполнения решения уклонился. 17-го января устроился не работу на карандашную фабрику, но проработал два дня и работу бросил, так как снова запил. По день ареста не работал, жил и питался у бабушки в Курлеке, пил, когда его угощали друзья.

Согласно заключению наркологической экспертизы М. является хроническим алкоголиком, нуждающимся в принудительном лечении. Противопоказаний к этому не имеется, а поэтому суд считает необходимым направить его на принудительное лечение от алкоголизма в период отбывания им наказания в соответствие со ап. 62 УК РСФСР».

1979 г. не работает. Причиной является злоупотребление спиртным. Пытался трудоустроиться в июне 1978 г., однако работать не смог. 3 ноября 1978 г. ему было сделано официальное предостережение о необходимости трудоустроиться в месячный срок, и 6 декабря он трудоустроился. Однако 23 декабря работу прекратил, так как она ему не нравилась. Жил на средства родственников, часто выпивал. Причиной совершения преступления является неустроенность в личной жизни и пьянство. Свидетели И. и. Б. дали суду аналогичные показания. Вина И. подтверждается также официальным предостережением органа внутренних дел, сделанным И. 3 ноября 1978 г., а также с места работы И.

С учетом данных о личности Д. суд считает необходимым лишить его свободы в колонии строгого режима, где подвергнуть принудительному лечению от хронического алкоголизма. Руководствуясь ап. 301-303 УПК РСФСР, суд ПРИГОВОРИЛ Д.С.П. признать виновным по cm. 209. ч. 1 УК РСФСР и определить ему наказание в виде одного года лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Срок наказания исчислять с 14 апреля 1980 г., меру пресечения Д. оставить (содержание под стражей). На основании cm. 62 УК РСФСР в колонии подвергнуть Д. принудительному лечению от хронического алкоголизма».

С учетом того, что понятие «тунеядство» в русском языке и традициях русской культуры подразумевало самый широкий спектр негативных морально-нравственных характеристик, юридическая терминологизация превращала его в термин, удачно обозначавший преступность как таковую. Упоминавшийся уже выше юрист Н.Н. Кондрашков специально подчеркивал взаимосвязь и взаимозависимость тунеядства и преступности вообще:

Но как выявить и определить этого врага? Что объединяет кочующих и попрошайничающих цыган, привокзальных проституток, запойных пьяниц, спекулянтов, фарцовщиков и стиляг? Если обратиться к тому, как изображались все эти лица на страницах сатирической периодики, то общим мерилом для их социального выделения служила их подразумеваемая инаковость, резко контрастирующая с рекомендуемым образом «настоящего советского человека». Определение последнего предстает при этом отчасти доказательством от противного: для того чтобы судить о том, каким должен быть советский человек, важно знать, как выглядит его антипод. В изображении последних советская сатира была исключительно щедра. Чтобы в этом убедиться, достаточно пролистать подшивки журнала «Крокодил» (значение которого в этом отношении трудно преувеличить) 6 . Даже в юридической литературе классификация тунеядцев не в последнюю очередь основывалась на внешнем облике потенциальных обвиняемых.

6 См. подробнее о роли журнала «Крокодил» как основного сатирического издания СССР: [Каспэ 2009].

Бродяги, как правило, это неряшливо одетые люди, «обшарпанные», в старой затасканной, истрепанной одежде, такой же обуви; личного имущества обычно не имеют, а небольшой запас (кое-что из белья, полотенце или тряпка, бритвенный прибор и непременный атрибут - граненый стакан) носят обычно в вещмешке, сумке («сидоре») либо просто в авоське («все свое ношу с собой»). Характерные испитые, опухшие, сморщенные, рано состарившиеся, заросшие щетиной лица. Кстати, эти признаки используются органами внутренних дел в качестве ориентировки при проведении рейдов по выявлению и задержанию бродяг на вокзалах, пристанях, аэропортах и в иных общественных местах [Кондрашков 1989: 47-49].

Многочисленные статьи в юридическом журнале «Социалистическая законность», затрагивавшие тему тунеядства, также носили преимущественно либо «художественно-повествовательный», либо манифестационный, декларативный характер. Здесь можно было прочесть об осужденной молодой женщине, имевшей малолетнюю дочь и «превратившей свою квартиру в место постоянных пьянок» [Московская правда. 1961. 11 июня], об осужденном по той же статье гражданине, жившем на средства от продажи овощей и ягод со своего садового участка [Ленинское знамя. 1961. 12 июля], о необходимости «покончить со стяжательством и сутяжничеством» как проявлением того же тунеядства [Холявченко, Яновский 1962: 14] 7 , а также о тех, кто «открыто, на глазах у всех „шикует", бравирует своим богатством, покупает дорогие вещи, гарнитуры, мебель, хрусталь, автомашины, дачи и т.п.» [Кондрашков 1989: 96].

Образ «тунеядца» - при всей своей многоликости - подразумевал при этом только то, что он внешне несхож с типичным советским человеком. Каким рисовался надлежащий «тип», оставалось по-прежнему не слишком ясно 8 .

7 Статьи на тему «Общественность на страже социалистического правопорядка» в журнале «Социалистическая законность»: [Бахаров 1962: 32-36; Данильчик 1962: 32-36; Рохленко 1962: 37-38; Миронова 1962: 47-49; Мурзин 1962: 61].

8 Здесь уместен анекдот, приводившийся в том же «Крокодиле» о художнике, который должен нарисовать портрет стахановца, но не удовлетворен его нетипичностью: «Мне нужно написать портрет стахановца Петрова. Не согласишься ли позировать? - А сам Петров? - Что ты! Он ведь не типичен!» [Крокодил. 1953. № 3 ].

Но сам поиск такого типажа оставался идеологически востребованным на протяжении и 1960-1970-х гг. Общественная реакция на применение законов о борьбе с тунеядством была при этом весьма неоднозначной. С одной стороны, законы о тунеядстве соотносились с инструментами властного принуждения в сфере экономики, а с другой - воспринимались на фоне объективных трудностей социалистического хозяйствования, хронического дефицита товаров и услуг, роста экономических преступлений . Юридическая софистика комментаторов закона о борьбе с тунеядцами также сегодня может показаться курьезной, но это впечатление обманчиво, так как представление о «внутренних врагах» соотносилось в данном случае не с риторикой эпохи сталинизма, а с контекстом относительной «гуманизации» культурной и социальной жизни.

Вершиной общественных и научных дискуссий на эту тему стал принятый на XXII съезде КПСС «Моральный кодекс строителя коммунизма» (шесть из двенадцати пунктов которого касаются надлежащего отношения к труду и безделью), включенный в текст Третьей Программы КПСС, провозгласившей начало реализации двадцатилетней программы построения коммунизма. В том же 1961 г. выходят в свет первый университетский учебник и первая хрестоматия по марксистской этике [Шишкин 1961; Марксистская этика 1961]. На страницах журнала «Философские науки» начинается обсуждение этических категорий, природы и структуры моральных норм, соотношения счастья и смысла жизни, знания и нравственности, теории и практики социалистической нравственности периода развитого социализма [Назаров 2003]. Важно заметить, что сама ситуация по выявлению «внутренних врагов» значимо отличалась на этом фоне от прокламируемого сталинской идеологией представления о тех, кто скрывает свое истинное обличье под маской простого советского гражданина. Призывы сталинских пропагандистов к «срыванию масок» и разоблачению законспирированных врагов меняются в хрущевское время на поиски тех, кто вносит внешний диссонанс в идеальный облик советского общества.

Смена акцентов в идеологически рекомендуемой репрезентации советских людей представляется в этом пункте весьма важной: несмотря на то что вся советская идеология оставалась вполне последовательной в своей установке на создание и воспитание «нового человека», время правления Хрущева обозначило начало эпохи, когда внешний - пусть и вполне воображаемый - облик «строителя коммунизма» становится не менее (если не более) важным, чем его внутренние качества (пародийной иллюстрацией к этому вниманию позже станет цитата из фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968 г.) «Руссо туристо - облико морале!»).

Симптоматично и то, что «Моральный кодекс строителя коммунизма» помимо идеологических и нравственных черт, вменяемых идеальному советскому человеку, называет и такие его особенности, как «скромность» и «простота». Настоящий советский человек прост, скромен и, конечно, надлежащим образом трудолюбив (в формулировке того же Кодекса: «непримирим к тунеядству»), С этой точки зрения, рассматриваемый нами закон был направлен прежде всего на поддержание такого представления о советском строе, которое по умолчанию подразумевало, что коммунистическая идеология привлекательна не только своими внутренними ценностями, но и внешними характеристиками. Репрессивная «хирургия» сталинской эпохи трансформируется при этом в своеобразную «косметику» хрущевской поры. Усилия Хрущева, весьма небезразличного, как известно, к вопросам литературной, изобразительной и музыкальной эстетики (начало очередному политическому санкционированию которой было положено речью генсека на встрече с деятелями литературы и искусства 17 декабря 1962 г.), всецело выразились и в заботе о внешнем облике советского общества. Неслучайно и то, что основным наказанием обвиненных в тунеядстве предполагалась их высылка за пределы городов. Понятие «город», хотя и не акцентировавшееся в тексте самого указа о тунеядстве, этому указу сопутствовало не только семантически, но и на практике, предопределяя как понимание, так и судебное применение соответствующей ему статьи 209 УК.

Ознаменованная хрущевскими реформами сравнительная открытость советского общества для внешнего наблюдения превращала города в объект повышенного идеологического внимания. Именно по городу, а не по деревне (остававшейся, как и вся провинция, закрытой для подавляющего числа иностранцев, посещавших СССР в 1960-е гг.) надлежало судить о торжестве коммунистической идеологии. Фасадом идеологии 1960-1970-х гг. стали большие «столичные» города, а не деревни и поселки, в которых продолжало жить большинство советского населения. Такие помпезные мероприятия хрущевской поры, как VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, собравший в Москве 34 тысячи юношей и девушек из 131 страны мира, были призваны создавать пропагандистки рекомендуемую декорацию СССР. Характерно, что именно повышенное внимание власти к городу выразится в середине 1970-х гг. в протесте писателей-деревенщиков, не без основания сетовавших на то, что власть «забыла» о «непарадной» - деревенской - стороне советской страны.

Характерно, что хотя доля осужденных по статье 209 УК РСФСР в общем числе осужденных была сравнительно невеликой (составляя в целом по стране в начале и середине 1980-х гг. 6-7 %), этот показатель был значительно выше в крупных городах и курортных зонах (в Москве тех же лет он составлял 14 %) [Кондрашков 1989: 51-52]. При этом сам характер применения указа подразумевал активную задействованность городской общественности в деле выявления и осуждения тунеядцев. Выявлением последних занимались и комитеты при жилищных конторах.

Судить о том, как происходила борьба с тунеядцами, можно, в частности, по материалам Ленинградского обкома и горкома партии, дающих, например, представление о том, что парторганизация жилконторы № 2 «в IV квартале 1961 г. <...> привлекла 80 человек общественного актива для массовой проверки взятых предсъездовских социалистических обязательств. Эти товарищи обошли и ознакомились с жизнью жителей 1100 квартир, где не только проверяли выполнение обязательств “За культурный быт”, но и выявили неблагополучные семьи, количество пенсионеров, а главное пьяниц, тунеядцев и других. Они провели большую индивидуальную воспитательную работу» [ЦГАИПД. Ф. 2. Выборгский райком (1917-1992). Оп. 1-69, указатель к описям, перечень вопросов. Л. 30-36] 9 .

9 Тематика уклонения от работы непосредственно связана с соотношением работы и досуга в Советском Союзе. Проблематика досуга освещается в социологических и экономико-политических работах по советской культуре: , Наряду с этими исследованиями упомянем книгу Н. Хренова [Хренов 1994]. Он подытожил свою работу, на наш взгляд,эвристически продуктивным (но требующим дополнительного обоснования) тезисом о том, что идеологический крах СССР вызван не в последнюю очередь ценностным подчинением сферы идеологически подконтрольного труда практикам неподконтрольного досуга.

Не увеличивая числа соответствующих примеров, подчеркнем, что указ и статья 1961 г., ставшие одними из «прецедентных текстов» советской эпохи, могут быть названы городскими текстами, включенными в «каталог» не только законодательных, но и своего рода фольклорных нормативов по поддержанию рекомендуемого идеологического содержания в его бытовых формах. Характерно, что в области публицистики, литературы и кино 1960-1980-х гг. тема «тунеядства» нашла проблемное освещение, служа стимулом к рефлексии о пределах и допустимости социального контроля в сфере приватного. Тематизация принудительности труда становится поводом к тематизации досуга и его роли в условиях официальной идеологии, противопоставлению идеологически рекомендованного и «произвольного» выбора в распределении рабочего и свободного времени.

Важным социально-психологическим обстоятельством, сопутствовавшим теме тунеядства, было, однако, и то, что основной целевой группой для применения законов по борьбе с тунеядством было молодое и именно городское население страны. Непредусмотренным эффектом «законов о тунеядстве» (их юридическая неэффективность была впоследствии признана властными и юридическими структурами) 10 стало то, что контроль над надлежащим обликом советской молодежи только усилил процессы социального и психологического отчуждения молодого поколения от идеологии. Это проявилось - вопреки идеям, имплицитно заложенным в статье 209 - в узнаваемых приметах городской жизни последних лет советской власти: многочисленности тех, кто явно не спешил на работу в течение рабочего дня.

10 В 1985 г. после принятия постановления Президиума Верховного совета РСФСР от 13 декабря 1984 г. «О порядке применения статьи 209 УК РСФСР» понятие нетрудовых доходов (как полученных только противоправным путем) сразу во много раз сузило круг привлекаемых по статье 209 УК РСФСР. Число осужденных по ней сократилось при этом в пять раз [Кондрашков 1989: 51-52].

Татьяна Витальевна Ластовка
Университет Санкт-Галлен, Швейцария.
Журнал "Антропологический форум" № 14 / 2011

Список сокращений

ЦГАИПД - Центральный государственный архив историко-политических документов, Санкт-Петербург

Библиография

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.