Применение норм права – это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. (проф. Леушин В.И.)

Применение норм права необходимо в следующих случаях:

а) когда права и обязанности субъектов не могут возникнуть без властного решения уполномоченного органа (право на пенсию);
б) в случаях конфликтов сторон (спор о правах, нарушения кем-либо права субъекта, спор между работником и работодателем по поводу увольнения, спор между продавцом и покупателем по поводу продажи некачественной вещи);
в) в случаях совершения правонарушения;
г) в случае необходимости установления либо подтверждения факта, имеющего юридическое значение

Стадии (этапы) применения норм права:

1) установление фактических обстоятельств юридического дела;
2) выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела;
3) принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление;
4) исполнение правоприменительного акта.

1) установление фактических обстоятельств юридического дела – это сбор информации о совершенном деянии.
На этой стадии необходимо выполнить 2 действия:
1) выявить и процессуально (документально) закрепить (зафиксировать) все факты, имеющие отношение к делу;

Выявление и фиксация фактов осуществляется: в уголовно-правовых отношениях, например, путем составления протокола осмотра места преступления, с указанием в нем:
а) координат места
б) времени
в) способа совершения правонарушения
г) описания места преступления
д) фиксации в этом протоколе следов преступления.

2) определить количество и объем юридически значимых для дела фактов
Для этого следует знать, что факты, которые будут положены в основу решения, будут отвечать следующим требованиям:
а) относимости
б) допустимости
г) полноты
д) доказанности

Факт - дискретный (ограниченный пространством и временем) отрезок действительности а во-вторых, достоверное знание, отражающие эту действительность. (проф Черданцева А.Ф.)

В энциклопедическом словаре термин «факт» (лат. сделанное, совершившееся) определяется в трех значениях:

1) в обычном смысле – синоним понятия «истина», «событие», «результат»;
2) знание, достоверность которого доказана;
3) в логике и методологии науки предложения, фиксирующие эмпирические знания.

Требование относимости юридических фактов заключается в том, что при сборе информации о совершенном деянии: устанавливаются, доказываются лишь те факты, которые относятся к данному делу.

Требование допустимости юридических фактов означает, что в процессе определения количества и объема юридически значимых для дела фактов должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания.

Требование полноты юридических фактов состоит в том, чтобы все факты, относящиеся к делу, были всесторонне и объективно проанализированы.

Требование доказанности юридических фактов означает, что все факты, положенные в основу решения по делу были достоверными и обоснованными.

2) выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела

На второй стадии правоприменительного процесса необходимо:
а) определить соответствующий данным фактическим обстоятельствам нормативный правовой акт;
б) найти в нормативном правовом акте соответствующую норму права, которая относится к данным фактам, а также проверить распространяет ли она свое действие на эти факты во времени, в пространстве и по субъектам;
в) проверить является ли этот источник права (нормативный правовой акт) официальным, а юридическая норма действующей, не отменена ли она, не изменена, либо не дополнена ли. При юридическом анализе дела обязательно следует учесть эти изменения и дополнения;
г) провести юридический анализ соотношения смыслового содержания юридической нормы с фактическими обстоятельствами дела (юридическая квалификация фактических обстоятельств дела).

3) принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление

На третьей стадии правоприменительного процесса необходимо:
а) выработать содержание текста принимаемого решения;
б) подготовить проект правоприменительного акта;
в) проверить соответствие правоприменительного акта действующим юридическим нормам;
г) оформить (издать, подписать, зарегистрировать) акт правоприменения;
д) ввести акт правоприменения в юридическую силу;
е) довести информацию о содержании правоприменительного акта до соответствующих субъектов.

4) исполнение правоприменительного акта:

а) оформление исполнительного листа и его направление управомоченному органу (взыскателю). Исполнительный лист оформляется только после вступления судебного решения в юридическую силу;
б) добровольное выполнение обязанным лицом (должником, осужденным) правоприменительного акта;
в) принудительное исполнение юрисдикционных (судебных) актов органами службы судебных приставов;
г) полное возмещение ущерба, убытков, уплата штрафов, отбытие срока юридического наказания.

Применение права – это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесении по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов.

Применение права осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов или должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями и только в рамках, установленных законом.

Например, нельзя начать получать пенсию, пока не принято решение отделением пенсионного фонда; невозможно получить пособие по рождению ребенка или сертификат на материнский капитал, пока не будут соответствующим образом оформлены документы в органах социальной защиты граждан, и т.д. Даже в случае, если человек достиг пенсионного возраста, имеет стаж работы, необходимый для оформления льготной пеней и, или у матери родился второй ребенок, т.е. все условия, необходимые для возникновения прав и корреспондирующих им обязанностей налицо.

Особенности применения права проявляются в следующем.

Во-первых, применение права осуществляется органами государства, их должностными лицами и иными уполномоченными субъектами. Это свидетельствует о том, что субъектами применения права выступают в большинстве своем государственные органы и их должностные лица.

Лишь в исключительных случаях по воле государства полномочиями применять отдельные нормативные правовые акты могут наделяться общественные органы. Например, профсоюзы обладают правом применения некоторых норм трудового законодательства.

Во-вторых, правоприменительная деятельность носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделены государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

Отличительной чертой применения права является то, что правоприменитель действует исключительно в интересах граждан или их объединений, а не в своих интересах. Таким образом, властный характер применения права определяется тем, что правоприменитель, наделенный властью, путем вынесения правоприменительного акта, подтверждает наличие у граждан субъективных прав, способствуя их реализации или восстанавливая нарушенное право. С этой целью помимо властных полномочий по принятию правоприменительных актов, компетентные органы и должностные лица наделяются юридическими средствами воздействия на лиц или органы, которым адресован правоприменительный акт.

Так, например, к исполнению судебного решения (которое является правоприменительным актом) могут привлекаться судебные приставы-исполнители в случае, если добровольно оно нс исполняется.

Кроме того, правоприменительный акт является обязательным также для лиц, так или иначе причастных к рассмотрению дела (например, обязательность явки в суд эксперта, свидетеля по вызову суда, предоставление банком документов следствию на основании постановления о выемке).

В-третьих, правоприменительный акт всегда носит индивидуальный характер, поскольку выносится по конкретному юридическому делу.

Правоприменение – это применение абстрактной правовой нормы к конкретному случаю, конкретной жизненной ситуации в определенных условиях, и вынесение решения конкретного, определенного характера. Правоприменительные акты рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей.

Правоприменение предполагает принятие индивидуального правового решения, установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения. Например, указ президента о помиловании или решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного лица всегда выносится только в отношении конкретных лиц и только по конкретному делу.

В-четвертых, применение права регламентировано процессуальными нормами, которые определяют порядок совершения тех или иных действий в процессе правоприменения.

Особое значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и административного права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

К принципам применения права относятся принципы законности, объективности, целесообразности, социальной справедливости и обоснованности принимаемых в ходе правоприменения решений.

Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.

Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности – это следование не только букве, по и духу закона, который применяется. Правоприменительные органы должны действовать только в рамках своей компетенции; строго придерживаться установленного процессуальными нормами порядка правоприменительной деятельности; выносить юридические акты определенной формы (постановление, протокол, приговор и др.).

Объективность правоприменения означает беспристрастность правоприменителя. Решение является объективным тогда, когда вынесено на основе правовых норм и опирается на конкретные факты, беспристрастно установленные правоприменителем в процессе правоприменения. Кроме того, объективность правоприменения достигается путем установления порядка, процедуры правоприменения (например, расследование уголовного дела).

Принцип целесообразности является характерным для правоприменительной деятельности, поскольку означает необходимость учета конкретных условий применения того или иного нормативного правового акта, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в определенной жизненной ситуации. Однако следует учитывать, что целесообразность не должна противопоставляться законности решения. Правоприменитель имеет возможность выбирать наиболее целесообразное решение только в рамках закона, если законом допускаются разные варианты решения.

Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не только граждан или их объединений, но и в интересах всего общества. Принцип социальной справедливости был сформулирован еще Аристотелем более двух тысяч лет назад. "Добродетель государства, – писал Аристотель, – сказывается в том, что граждане, участвующие в государственном управлении, добродетельны", самое главное при всяком государственном строе – это "посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться" . И. Бентам в "Конституционном кодексе" назвал этот принцип "совпадением интересов": добродетель в государстве должна быть выгодной и гражданам, и, в особенности, должностным лицам, учреждения должны быть устроены так, чтобы, стремясь к собственному благу, правители не могли бы в то же время не служить общему благу.

В правовом государстве принцип социальной справедливости должен быть непременным условием деятельности органов государственной власти и должностных лиц в ходе правоприменения.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает обнаружение, изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит основанием для его отмены.

Применение права всегда связано с выполнением двух функций: организационной и правоохранительной.

В первую очередь применение права необходимо для организации действий граждан и их объединений при реализации предоставленных им субъективных прав или юридических обязанностей, когда ими самостоятельно этот процесс не может быть урегулирован.

Одновременно с организационной, очень важной функцией применения права является обеспечение охраны и защиты прав и свобод граждан и юридических лиц в процессе и в результате правоприменения.

Как уже подчеркивалось выше, субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные органы либо должностные лица; правоприменение преследует различные цели, осуществляется в процессуальной форме, установленной законом. Итогом правоприменительной деятельности является акт применения права, имеющий обязательную силу для его адресатов.

По этим признакам ученые-юристы выделяют три основных типа правоприменения.

Судебный тип правоприменения. В данном случае субъектом применения права является суд, нс находящийся в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты. Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами и федеральным законодательством. Применение состоит в определении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм права. Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально.

Управленческий тип правоприменения. Субъект правоприменения находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела. Решение выступает как средство оперативного управления. Свобода усмотрения весьма значительна. Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц.

Административный тип правоприменения. Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата могут выступать как гражданин, так и организация. Рассмотрение дел регулируется законодательными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями). Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонарушений, заявлений и т.п. Свобода усмотрения может быть различной в зависимости от характера дела. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.

Применение права является длящимся во времени процессом, который регламентируется процессуальными нормами (например, уголовно-процессуального кодекса или кодекса об административных правонарушениях). Эти нормы предусматривают определенную последовательность юридически значимых действий, совершаемых субъектами применения права при рассмотрении юридического дела. Их можно объединить в относительно обособленные группы правоприменительных действий, которые и получили название стадии применения права.

Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:

  • – установление фактических обстоятельств дела;
  • – выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению в конкретной ситуации;
  • – вынесение решения по конкретному юридическому делу и его документальное оформление.

Безусловно, этот этап является очень важным для завершения правоприменения. Но с точки зрения теории права данный этап может также включать в себя несколько стадий, поскольку исполнение решения не всегда возможно одномоментно (например, если должник уклоняется от уплаты долга даже после вынесения соответствующего решения судом, необходимо привлечение судебных приставов для принудительного исполнения решения суда, отыскание имущества, принадлежащего должнику судебными приставами-исполнителями, его опись, взыскание и др. Таким образом, прежде чем решение суда будет исполнено, неоднократно будут пройдены три вышеперечисленные стадии применения права.

Итак, рассмотрим подробнее каждую из стадий применения права.

1. Установление фактических обстоятельств дела. Фактическими обстоятельствами являются жизненные ситуации, происшествия, образующие реальную основу применения права. В данном случае речь идет об установлении юридических фактов, имеющих значение для данного конкретного юридического дела.

К подобным юридическим фактам, в частности, относятся:

  • – лицо, совершившее правонарушение;
  • – обстоятельства, в определенных случаях мотивы и орудие совершения правонарушения;
  • – стоимость оспариваемого земельного участка (в гражданском праве);
  • – содержание трудового спора, его участники (в трудовом праве) и др.

Учитывая, что устанавливаемые на первой стадии правоприменения юридические факты происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств – фактов, данных, установление которых необходимо в соответствии с законодательством для установления истины по юридическому делу, т.е. тех, которые имеют юридическое значение для данного дела (показания свидетелей, документы, предметы и др.). Например, виды доказательств по уголовному делу перечислены в ст. 74 УПК РФ.

Таким образом, на этой стадии должны быть определены те фактические обстоятельства, которые приводят конкретную правовую норму в действие. Так, например, для применения нормы права, предусмотренной ч. 3 ст. 12.16 (Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением) КоАП РФ следует установить следующие юридические факты:

  • – достигло ли лицо, совершившее правонарушение, возраста привлечения к административной ответственности, является ли оно вменяемым?
  • – является ли лицо, совершившее правонарушение, лицом, допущенным к управлению транспортным средством (водителем)?
  • – не является ли совершение данного правонарушения, совершенным в состоянии крайней необходимости?

Только при установлении вышеперечисленных обстоятельств возможно применение данной нормы КоАП РФ. В данном случае, как и во многих других, можно выделить еще ряд фактических обстоятельств, подлежащих установлению. Однако в процессе правоприменения необходимо установить такие факты, с которыми в правовой норме связано наступление юридических последствий. Процедура установления таких фактов осуществляется в процессе доказывания.

Под доказыванием понимается деятельность по обнаружению, сбору и фиксации доказательств, а также по их анализу на предмет достаточности для установления истины по делу. Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности, допустимости и объективной достоверности.

В процессе доказывания участвуют многие субъекты (прокурор, следователь, судья, защитник, истец и ответчик). Все они в пределах компетенции, предоставленной им законом, имеют возможность отыскивать, собирать и представлять доказательства, давать им оценку. Однако главную роль в окончательной оценке полученных доказательств, играет правоприменительный орган.

К доказательствам предъявляются следующие требования:

  • – полноты и всесторонности (в ходе доказывания необходимо установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела);
  • – относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, могут быть положены в основу его решения, т.е. имеют отношение к исследуемым обстоятельствам);
  • – допустимости (использование определенных процессуальным законом средств доказывания, собранных без нарушения материального и процессуального права, например, не будут являться доказательством признательные показания обвиняемого, если они получены путем шантажа, угроз и т.д.).

Доказательствами являются как сведения о фактах, сами факты (например, совершение кражи), так и источники сведений о фактах (например, заключение эксперта). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, заключение эксперта обязательно должно содержать сведения о квалификации эксперта, его подпись и печать экспертного учреждения).

2. Выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению. На этой стадии решается вопрос, на основании какой правовой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Это является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела, что предполагает юридическую оценку всей совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения конкретной ситуации с определенными юридическими нормами.

После отыскания правовой нормы, подлежащей применению в конкретных условиях, производится ее анализ.

Во-первых, норма права проверяется на предмет ее аутентичности, т.е. устанавливается, что она не отменена, нс изменена и нс дополнена, а действует именно в таком виде, каком будет применена.

Во-вторых, правовая норма подвергается толкованию, в результате которого устанавливается ее точный смысл путем применения всех необходимых способов толкования.

В-третьих, проверяется действие правовой нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что в процессе правоприменения должно быть установлено:

  • – действует ли норма нрава в тог момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;
  • – действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;
  • – распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

В-четвертых, разрешаются коллизии (противоречия) между правовыми нормами в случае их наличия. Существует ряд правил разрешения коллизий:

  • – если обнаружено противоречие между правовыми нормами, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации, подлежит применению федеральное законодательство;
  • – если выявлена коллизия между правовыми нормами, исходящими от различных государственных органов, то применяется норма, принятая вышестоящим органом;
  • – при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;
  • – в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется специальная норма.
  • 3. Вынесение решения по конкретному юридическому делу и его документальное оформление. На этой стадии правоприменителем принимается окончательное решение по делу и оформляется акт применения нрава. Он имеет письменную, документальную форму, в которой определяются права и обязанности лиц, которым данный акт адресован.

Следует отметить, что иногда процесс вынесения решения может быть безальтернативным, например, если статьей закона предусматривается только одна санкция за совершенное правонарушение (штраф в размере одной тысячи рублей) или если следует решить, восстановить работника в должности или нет. Но в большинстве случаев процесс принятия решения является довольно сложным и альтернативным.

Например, если санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа от одной до пяти тысяч рублей, то суду предстоит решить, какой именно размер штрафа следует назначить с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, характеристики личности и других условий.

Таким образом, на третьей стадии правоприменителем дается окончательная юридическая квалификация фактических обстоятельств дела с учетом всех условий и обстоятельств, которая и получает отражение в правоприменительном акте.

Следует особо выделить такие ситуации, когда правоприменитель не находит правовой нормы, на основе которой должна быть дана правовая оценка действий или событий. В этом случае можно говорить о пробеле в законе, при обнаружении которого правоприменителю надлежит действовать по-разному. В ст. 3 УК РФ этот вопрос решен следующим образом: "Применение уголовного закона по аналогии не допускается". Не допускается применение по аналогии и административного законодательства. Это означает, что в случае отсутствия правовой нормы, квалифицирующей соответствующие деяния, должно быть принято решение об отказе в возбуждении дела (уголовного или административного).

При этом гражданское законодательство допускает и признает возникновение гражданских прав и обязанностей в силу общих начал и смысла гражданского законодательства. Таким образом, в подобных случаях отказать в правосудии нельзя. Пробел должен быть преодолен путем применения аналогии закона или аналогии права.

Аналогия закона применяется, если отношения сторон прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, но в данном или ином нормативном правовом акте есть правовая норма, которая регулирует сходные правоотношения. Эта норма и подлежит применению.

При невозможности использования аналогии закона, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости, т.е. по аналогии права.

  • Аристотель. Сочинения. Т. 4. М., 1983. С. 139.
  • Червонцев А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1999. С. 259-260.
  • Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С. 256-257.

Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям.

По отраслям права выделяются нормы государственного, адми нистративного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциям, которые выполняют нормы права.

Такая видовая классификация соответствует делению функций права на регулятивные и охранительные, которые осуществляются соответствующими (регулятивными или охранительными) нормами права.

По характеру содержащихся в нормах права правил поведения. Различие здесь проводится в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность или право. По этому признаку выделяют ся нормы:

обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение огово ренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику про дукции);

запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия);

управомочивающие, которые предоставляют участникам обще ственных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства).

По степени определенности изложения элементов правовой нор мы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на абсолютно определенные, относительно опре деленные и альтернативные.

абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законода тельство устанавливает исчерпьшающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь мы имеем абсолютно определенную гипотезу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Напри мер, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свиде телей, явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санк ции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответствен ности за нарушение нормы права (например, штраф).

относительно определенные - это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязан ностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам воз можность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Так, в соот ветствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходи мости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возло жить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уго ловного права, которые устанавливают низший и высший пределы на казания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

альтернативные - это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.

Так, согласно гражданскому законодательству покупа-тель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по свое-му выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего ка-чества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устра-нения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупа-теля на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к право нарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными ра ботами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязан ности загладить причиненный вред.

По кругу лиц нормы права подразделяются на общие и специ альные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Специальные нормы действуют только в отноше нии определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

Специализированные нормы нрава. Они классифицируются в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе правового ре гулирования. В отличие от регулятивных и охранительных норм они носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определен ных правил поведения. При регламентации общественных отношений эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным нормам, образуя с ними единый регулятор. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

закрепительные - это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Напри мер, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавли вающие единые признаки преступления, наказания, условий освобожде ния от наказания;

дефинитивные - нормы, в которых содержатся научно сформу лированные определения юридических понятий и категорий (например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособ ности, сделки, должностного лица);

нормы-принципы - это нормы, в которых сформулированы об щие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм (принципы уголовного процесса, задачи граждан ского законодательства и т. п.).

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической силе). Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора обществен ных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от пося-гательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация право вых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению на практике.

Уяснение общетеоретических положений о структуре нормы пра ва, способах изложения ее составных элементов в статьях нормативно- правовых актов классификации норм права должно осуществляться на основе практического правового материала, подтверждающего положе ния теории. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

первичный элемент системы права, юридически обязательное правило по-ведения, исходящее от компетентных государственных органов, закреплен-ное или санкционируемое в официаль ном акте (законе, указе и т. п.) и охра няемое от нарушений мерами государ ственного принуждения

устанавливаются или санкционируются государством

определяют общеобязательные границы возможного и должного поведения субъектов

имеют предоставительно-обязьшающий характер

их реализация в необходимых случаях обеспечивается принудительными госу дарственными мерами

выступают государственным регулято ром типового общественного отноше ния ГИПОТЕЗА

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ

СТРУКТУРА

ДИСПОЗИЦИЯ САНКЦИЯ

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ВЗЫСКАНИЕ

часть нормы, указывающая, при каких обстоятельствах норма вступает в действие, определяет круг субъектов, их прав и обязанностей часть нормы, формулирующая права и обязанности, само правило поведения часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия (принуждения), применяемые при ее нарушении

Формы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов ПОЛНАЯ ОТСЫЛОЧНАЯ БЛАНКЕТНАЯ в статье излагаются в статье содержатся в статье лишь все необходимые не все элементы называются элементы правовой правовой правила либо нормы (гипотеза, нормы, но имеется устанавливается диспозиция, отсылка к другим ответственность за санкция) статьям их нарушение, но без отсылок этого же сами правила к другим акта, где имеются поведения статьям недостающие содержатся в сведения другом нормативном акте

РОЛЬ ПРАВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВА

закрепляет в правовых нормах специфические общественные отношения, возникающие в условиях вооруженных сил

обеспечивает упорядочение, слаженность, организованность разнообразных общественных отношений в вооруженных силах

охраняет от противоправных посягательств

боеспособность вооруженных сил, воинскую дисциплину, порядок несения военной службы, права и законные интересы военнослужащих и их семей

оказывает воспитательное воздействие на военнослужащих

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Норма права как первичный элемент системы права. Ее призна ки и регулятивные возможности.

Что означает предоставительно-обязывающий характер право вой нормы?

Действительно ли норма права определяет меру внутренней и внешней свободы человека? В чем это выражается?

Что такое структура правовой нормы?

Может ли норма права выполнять свои государственно- регулятивные функции при отсутствии хотя бы одного из ее структур ных элементов?

Вам неизвестны условия действия нормы права. Можно ли применить ее предписания к определенным жизненным обстоя-тельствам?

Всегда ли можно обнаружить в статьях нормативно-правовых актов гипотезу, диспозицию и санкцию в их логическом единстве?

Какие способы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов вы знаете?

В чем отличие отсылочного способа изложения логических эле ментов правовой нормы от бланкетного?

Классификация норм права и ее значение для практики правово го регулирования.

Еще по теме § 3. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ:

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

юридический норма право акт

Нормы права чрезвычайно разнообразны. Правовые нормы делятся на виды по различным основаниям.

Первая и наиболее очевидная классификация - в зависимости от принадлежности правовой нормы к той или иной отрасли права: гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, нормы трудового права и т.д.

Алексеев С.С. рассматривает подразделение на нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права - регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Например: п. 1. ст. 40 Конституции РФ "Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища".

Нормы процессуального права регулируют юрисдикционную процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Например: п. 1. ст. 123 Конституции РФ "Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом".

Нормы права могут быть полными и логическими .

Полная норма права - это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом:

  • - если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза);
  • - то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция);
  • - иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция). Полные нормы встречаются сравнительно редко. Обычно в одной статье или даже в одном нормативном акте не содержатся одновременно и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы.

Логическая норма права - это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права. Чтобы сформулировать целостную конструкцию логической нормы, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием знаний основных правил юридической техники.

В зависимости от функций права юридические нормы можно поделить на регулятивные и охранительные . Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а охранительные - их защиту в случае нарушения.

Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей. Например: п. 3. ст. 261 ГК РФ "Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц".

Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Например: ст. 306 ГК РФ "В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом".

Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся по способу правового регулирования на управомочивающие, запрещающие и обязывающие. Основным юридическим средством поведения динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать определенные положительные действия.

Дозволяющие (управомочивающие) нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить - реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации. Субъективное право, в отличие от обязанностей и запретов, - это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право немедленно превращается в обязанность, то есть в свою противоположность. Например: ст. 301 ГК РФ "Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения".

Обязывающие нормы права возлагают на субъекта обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения. Например: п. 1 ст. 227 ГК РФ "Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу". В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий. Например: п. 3 ст. 302 ГК РФ "Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного предъявителя".

Регулятивные и охранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений.

В системе права можно выделить группу специальных (специализированных) норм, которые сами непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам через системные связи права.

Специализированные нормы в отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того, какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей :

1. Общие нормы (например, устанавливающие общие условии исполнения обязательств, нормы о правосубъектности).

Например: в ст. 309 ГК РФ зафиксированы следующие моменты "Обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".

  • 2. Дефинитивные (нормы-дефиниции ), формулирующие законодательные определения понятий (понятие преступления, понятие юридического лица и др.). Например: в ст. 14 УК РФ дано легальное определение понятия преступления.
  • 3. Декларативные (нормы-принципы ) - это нормы, в которых сформулированы правовые принципы, задачи, цели. Например: в п. 2. ст. 17 Конституции РФ установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  • 4. Оперативные нормы, с их помощью из действий системы права изымаются права, устаревшие нормы и вводятся новые. Например: ст. 3 Федерального Закона о введении в действие части первой ГК РФ "С 1-го января 1995 г. На территории РФ не применяются: раздел 1 "Общие положения", раздел 2 "Право собственности" и т.д.
  • 5. Коллизионные нормы призваны решать столкновения норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций. Например: ч. 2. п. 2. ст. 7 ГК РФ "Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора".

По признаку объема (сферы) их действия нормы права могут делится на общие и специальные. Общими называются нормы, которые распространяются на ряд данных отношений в целом. Специальные - это нормы, действующие только в пределах отдельного вида отношений. Например: в 3 параграфе главы 30 ГК РФ содержатся общие положения договора поставки. А нормы 4 параграфа той же главы регламентируют поставку товаров для государственных нужд. Исключительные - разновидность специальных норм (устанавливают изъятия из общих и специальных норм).

По сфере действия нормы права могут также быть:

  • а) нормы внешнего действия;
  • б) нормы внутреннего (внутриорганизационного) действия.

В соответствии с классификацией П.П. Вострикова нормы права дифференцированы по их роли в механизме правового регулирования на:

  • - общерегулятивные, отправные, исходные (они не устанавливают конкретные правила поведения, а определяют общие начала, основы правового регулирования общественных отношений), которые, в свою очередь, подразделены на:
  • - общезакрепительные (в обобщенном виде закрепляют определенное состояние общественных отношений, например: основы государственного строя, федеративное устройство государства, форма собственности и т.д.);
  • - определительно-установочные (закрепляют цели и задачи правового регулирования общественных отношений, цели и задачи государства);
  • - нормы-принципы (закрепляют принципы права);
  • - дефинитивные (закрепляют определения понятий);
  • - компетенционные (закрепляют компетенции государственных и иных органов, должностных лиц);
  • б) конкретно-регулятивные, нормы - правила поведения (устанавливают конкретные правила поведения). Большинство правовых норм - конкретно-регулятивные.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные, диспозитивные и императивные.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов

поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям. По степени категоричности (или по форме предписания) правовые нормы разделяются на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Например: ч. 2. ст. 273 ГК РФ "Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования".

Императивные нормы , в них предписания излагаются категорически, и инициатива участников отношения связана с соподчинением. Например: п. 1. ст. 22 ГК РФ "Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, как в случаях и порядке, установленных законом".

По степени определенности следует различать: бланкетные и отсылочные нормы.

Бланкетные нормы - это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Например: п. 1 ст. 216 УК РФ "Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека...".

Отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы. Например: ст. 265 УК РФ "Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей 264 настоящего кодекса...".

По сфере действия юридические нормы подразделяются на общие и местные. Так общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят.

Также как по объему действия нормы могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Например: п. 1 ст. 98 Конституции РФ "Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий...". В трудовом праве общие нормы, распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям рабочих, и по особым категориям служащих.

Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории.

По времени действия юридические нормы могут быть подразделены на общие нормы {бессрочные - действуют до их изменения или отмены) и временные {срочные - срок их действия определен). Допустим на время стихийного бедствия или на время военного положения.

По степени свободы воли адресатов - на императивные и диспозитивные. Первые содержат категорические предписания, которые не оставляют места усмотрению сторон. Вторые действуют постольку, поскольку иное не установлено соглашением сторон.

По юридической силе нормы права подразделяются на:

  • а) законодательные (содержится в законах и обладают высшей юридической силой);
  • б) подзаконные (содержатся в подзаконных нормативных правовых актах и обладают меньшей юридической силой, чем законодательные нормы: должны соответствовать нормам закона, а в случае противоречия должны применяться нормы закона).

Классифицировать нормы права можно по различным основаниям.

Одна из наиболее важных классификаций - разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.

Типичные нормы содержат правила поведения и регулируют общественные отношения непосредственно.

Нетипичные нормы определяют основы правового регулирования, его цели, задачи, принципы, закрепляют правовые категории и понятия.

К нетипичным нормам относятся:

  • - нормы-начала, содержащиеся, как правило, в конституциях и определяющие основы правового положения человека, устои социально-экономического и общественно-политического строя
  • - нормы-принципы, выражающие и закрепляющие принципы права, принципы правового регулирования той или иной сферы общественных.
  • - нормы-дефиниции - предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий.
  • - коллизионные нормы принимаются с целью устранения коллизий либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.
  • - оперативные нормы (нормы инструментарии) определяют момент и порядок вступления в силу того или иного юридического акта, его отмену либо пролонгацию.

Типичных норм большинство. Они различаются

  • - по тем видам общественных отношений, которые они регулируют (по отраслям права) - нормы гражданского, уголовного, административного, семейного права и т.д.
  • - в зависимости от основных функций права (или по характеру действия) они подразделяются на охранительные и регулятивные.

Таким образом, подведем краткие итоги.

Классификация норм права необходима для правильного их понимания и правильной реализации.

Классификация норм права на виды производится по различным основаниям, схематично это отображено на рис. 1.

  • 1. По отраслям права нормы права делятся на:
    • - нормы конституционного права;
    • - нормы административного права;
    • - нормы уголовного права и т.п.
  • 2. Выделяют также:
    • - нормы материального права, которые определяют содержание прав и обязанностей;
    • - процессуальные нормы права, которые регулируют порядок, процедуру реализации первой группы норм.
  • 3. Нормы права могут быть:
    • - позитивного регулирования;
    • - правоохранительные.
  • 4. По степени точности и определенности указанных в гипотезе фактических обстоятельств случая нормы права делятся на:
    • - определенные;
    • - относительно-определенные.

Рисунок 1

В норме с определенной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны, что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (достижение определенного возраста и наличие трудового стажа для получения пенсии).

В норме с относительно-определенной гипотезой наличие или отсутствие условий реализации нормы не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом. Здесь недостаточны только простая констатация и проверка таких условий, а нужно их официальное установление (например, крайняя незначительность нарушения должником обеспеченного залогом обязательства, а также явная несоразмерность требования залогодержателя и стоимости заложенного имущества - ч. 2 ст. 348 ГК РФ, существенное нарушение договора - ч. 2 ст. 450 ГК РФ).

  • 5. По степени определенности диспозиций нормы права делятся на:
    • - абсолютно-определенные;
    • - относительно-определенные;
    • - бланкетные.

Нормы с абсолютно-определенной диспозицией точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон. Например, ст. 7 Закона о государственных пенсиях устанавливает, что пенсии не подлежат обложению налогами.

Нормы с относительно-определенной диспозицией, устанавливая права и обязанности субъектов, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность заинтересованных лиц и органов. Примером такой нормы может служить ч. 1 ст. 404 ГК РФ, устанавливающая, что, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.

Бланкетная норма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Конкретное содержание этих правил дается в специальных нормативных актах отдельно от данной нормы. Такой нормой является, например, ч. 1 ст. 217 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия. Бланкетные нормы обычно содержат ссылки на правила техники безопасности, ГОСТы, нормы естественной убыли и иные правила, подвергающиеся достаточно оперативному обновлению.

  • 6. По степени определенности санкций правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, делят на:
    • - нормы с абсолютно-определенными санкциями . Они точно указывают, какую меру воздействия должен применить орган государства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и др.);
    • - нормы с относительно-определенными санкциями . Они допускают пределы применения государственными органами различных мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (например от трех до пяти лет лишения свободы), либо (а также наряду с этим) указывают на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено к правонарушителю (например лишение свободы или исправительные работы). Последний вид относительно-определенной санкции нередко называют альтернативной санкцией . Существуют также так называемые кумулятивные санкции , которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, кроме основного, также дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискацией имущества и т.п.).
  • 7. В правовой системе также выделяют:
    • - нормы основного регулирующего действия, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений;
    • - нормы вспомогательного действия, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта.
  • 8. По действию в пространстве нормы делятся на:
    • - нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего данную норму;
    • - нормы местного действия, которые распространяют свою силу на определенную указанную в самом акте местность (например, на районы Крайнего Севера, территорию Чернобыльской катастрофы и т.д.).
  • 9. По действию во времени различаются:
    • - нормы постоянного действия;
    • - временные, вступающие в действие автоматически или в определенный, указанный в акте срок;
    • - нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой.
  • 10. По действию норм права по лицам они разделяются на:
    • - общие (касаются всех граждан или всех органов и организаций, юридических лиц);
    • - специальные , распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (например, на военнослужащих, пенсионеров, органы Министерства финансов и т.п.);
    • - исключительные , исключающие конкретный вид субъектов из общего регулирования (дипломатический иммунитет для полномочных представителей других государств);
    • - нормы, касающиеся конкретного субъекта права (например, Верховного суда РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.).
  • 11. Нормы права также делятся на:
    • - управомочивающие , которые определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом;
    • - обязывающие , которые возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-то положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения;
    • - запрещающие, которые устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу.
  • 12. Наконец, в системе права выделяют:
    • - диспозитивные нормы , под которыми обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязанности. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Так, ч. 1 ст. 134 ГК РФ определяет, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Диспозитивные (восполнительные) нормы, характерны, в первую очередь, для гражданского права.

(особенности применения относительно-определенных норм права)

Понятие и формы реализации права

Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще встарь говорилось: "Напрасно законы писать, коли их не исполнять". Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего.

Французский мыслитель Ш. Монтескье в своем знаменитом труде "О духе законов" писал: "Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они соблюдаются, ибо хорошие законы встречаются везде". Звучит весьма современно и актуально.

Простое принятие все новых и новых правовых норм не может само по себе дать желаемого социального эффекта - необходимо добиваться их действительной реализации, логического конечного результата, реального воздействия на регулируемые отношения. Нельзя понять подлинную сущность права, отвлекаясь от всего этого процесса, т.е. в статическом состоянии, а только в динамике, движении, развитии. Значение имеет лишь живое, действующее право.

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда - значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем не будут восприниматься и исполняться, то все это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силен не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием. Мертвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы не приносят.

Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д.

В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Отвечает ли право подлинным чаяниям, запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.



Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как "свой", он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.

Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.



Реализация права - способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) - сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы "приложения", отраслевой принадлежности и т.д.

В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм.

┌────────────────────────────────────────┐

│ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА │

└────────────────────┬───────────────────┘

┌───────────────┬──────────┴────────┬─────────────────┐

┌───────┴──────┐ ┌──────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴──────┐

│ Соблюдение │ │ Исполнение │ │ Использование │ │ Применение │

└──────────────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ └──────────────┘

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг - отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд - вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется "вмешательство" надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализации права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.

Применение права как особая форма его реализации

Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.

Так, по мнению М.С. Строговича, гражданин, задержавший на улице хулигана и доставивший его в милицию, тем самым якобы применил к нему норму права. Ученый, передавший в дар государству свою научную библиотеку или какую-либо иную ценную коллекцию, например собрание картин, тоже применил соответствующую правовую норму. Но применение ли это? Как нам представляется, в первом случае гражданин исполнил свой гражданский долг; во втором - использовал предусмотренное законом право подарить любую вещь любой организации или лицу. Здесь нет элемента властности.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более - мздоимство, вымогательство, взятки. Нередко чиновники создают искусственные препятствия, за преодоление которых требуют "вознаграждения". Известно, что современный российский госаппарат серьезно поражен коррупцией.

Правда, в последнее время наряду с государственными учреждениями действует немало частных (нотариальные конторы, адвокатуры, пункты обмена жилья, хозрасчетные поликлиники, стоматологические кабинеты, всевозможные фирмы, бюро, ателье по оказанию коммунально-бытовых услуг и т.д.), которые объективно создают здоровую конкуренцию и ограничивают былой монополизм в названных сферах. "Просителей" у парадных подъездов стало меньше, а стало быть, меньше возможностей для злоупотреблений.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это - властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер;

4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

В каких же случаях возникает сама необходимость в применении норм права, какими причинами оно вызывается? Иными словами, каковы основания, поводы этого юридически властного действия? Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

Кроме рассмотренных выше четырех основных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования и применения) в научной литературе называются и такие, как добровольная и принудительная реализация, индивидуальная и коллективная; в правоотношениях и вне правоотношений, в правоотношениях общего и конкретного типа (по форме связи субъектов).

Реализация или осуществление права (претворение его в жизнь) - это родовое, наиболее широкое, собирательное понятие, а соблюдение, исполнение, применение, использование и другие формы - видовые. Их надо соотносить с общей категорией - "правореализация".

Основные стадии процесса применения норм права

Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий пять. Наиболее четко они прослеживаются при применении норм уголовного права, когда речь идет о преступлениях.

┌─────────────────────────────────────────────────┐

│ СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА │

└───────────────────────┬─────────────────────────┘

│ Установление фактических обстоятельств дела │

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

│ Выбор нормы права и юридическая │

│ квалификация дела │

└─────────────────────┬───────────────────────┘

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

│ Проверка и толкование нормы права │

└─────────────────────┬───────────────────────┘

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

│ Решение дела │

└─────────────────────┬───────────────────────┘

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

│ Контрольно-исполнительная стадия │

└─────────────────────────────────────────────┘

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Еще римские юристы рекомендовали руководствоваться здесь следующей формулой: что - где - когда - кто - как и почему. Ответив на все эти вопросы, следователь может получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела.

Поиск истины - труднейшая задача, особенно по сложным преступлениям, подготовленным и совершенным профессионалами (например, заказные убийства, дела о коррупции, грабежах, разбоях, хищениях, рэкете). При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной, по крайней мере к этому надо стремиться.

Современная правовая наука уже давно преодолела концепцию А.Я. Вышинского о так называемом "относительном характере" следственной и судебной истины. Под "относительной" же истиной тогда, в разгар сталинских репрессий, понималась определенная степень вероятности того, что дело было так, как считают следователь, судья, прокурор. Мол, абсолютная истина здесь недостижима, поэтому можно довольствоваться относительной.

Практические последствия такой концепции хорошо известны. Версий может быть много, а истина одна, и она должна быть установлена во что бы то ни стало. В противном случае дело нельзя считать законченным. Другой вопрос - сложность добывания истины (запутанность ситуации, недостаток доказательств и т.д.). По каким-то делам она в силу этого и не устанавливается, но тогда дело нельзя считать расследованным, а стало быть, и нельзя направлять его в суд.

Под абсолютной объективной истиной в данном случае понимается полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому, что произошло в действительности.

На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов - самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона. "Закон всеобщ, а случай единичен" (К. Маркс).

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Ошибки здесь крайне нежелательны, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (тяжесть содеянного, разные санкции, сроки и вид наказания и т.д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

Что касается коллизий и пробелов, которые могут встретиться в правоприменении, то наука и практика выработали следующие правила их преодоления:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: "Позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится";

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление), т.е. принимается во внимание иерархия нормативных актов и отдельных норм;

в) если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то применяется первый (в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения - ст. 76 Конституции РФ);

г) в случае противоречия между федеральным актом и актом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеет последний (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ);

д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то решается вопрос о применении правовой аналогии в ее двух видах - аналогии закона и аналогии права.

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу. Древнеримский мыслитель, политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон считал, что судья - это говорящий закон, а закон - немой судья. Поэтому важно, чтобы закон и суд не расходились, а дополняли друг друга. Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).

Акты применения норм права:

понятие, особенности, виды

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные "казенные бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов .

Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

1) По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

2) По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

3) По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

4) По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

5) По форме выражения - на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность (А.Д. Черкасов).

6) По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. <*>, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже - свойства нормативного акта.

Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.