§ 1 Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных
В этом уроке рассмотрим правило о том, при каких условиях в окончаниях прилагательных пишется гласная о, а при каких - е, и поучимся применять это новое правило.
Какие гласные напишем в окончаниях прилагательных хорош..гои больш..го? В прилагательном хорош..гоокончание безударное. В прилагательном больш..гоокончание ударное. Основы каждого слова оканчиваются на шипящий ш. Это как раз те условия, когда действует правило.
В окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется о, без ударения - е.
Применим это правило к нашим прилагательным: хорош..гонапишем Е, потому что. после шипящего гласная без ударения, а в прилагательном больш..го - О, так как после шипящего гласная под ударением:
В пословицах:
В окончаниях выделенных прилагательных большому, чужойв соответствии с правилом после шипящего под ударением пишется о, а в прилагательном колючем без ударения -е.
§ 2 Буквы о-е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
При этих же самых условиях пишутся гласные -о, -ев окончаниях существительных после шипящих и ц:
Поэтому правило можно сформулировать сразу для двух частей речи:
В окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения - е.
Рассмотрим прилагательные:
Можно ли применить к этим прилагательным наше правило? Нет, нельзя: не соблюдаются все условия, потому что в словах: ш..коладный, ш..лковый, ч..рный гласный хоть и стоит после шипящего, но находится в корне слова. Для такого случая применяем другое правило, правило правописания букв о, ё после шипящих в корне слова.
§ 3 Запоминалка
Для того чтобы лучше запомнить изучаемую орфограмму и правило правописания букв о-е после шипящих в окончаниях прилагательных, прочитайте стихотворение:
Оно поможет запомнить материал этого урока и правило.
Список использованной литературы:
- Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
- Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык V класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
- Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. - 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 196с.
- Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
- Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
- Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
- Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
- Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
- Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
- Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
- Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфографи
- Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Володарская средняя школа
Конспект открытого урока
русского языка
в 6Б классе по теме:
«Гласные О и Е после шипящих
в суффиксах прилагательных»
Составила учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Курбатова Нина Сергеевна
Ульяновск, 2018
Цели урока:
Обучающие:
Обучение учащихся образованию прилагательных с помощью суффиксов -ов-, -ев- .
Освоение правила написания букв о-е после шипящих и ц в указанных суффиксах.
Развивающие:
Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.
Развитие умения применять знания на практике.
Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.
Развитие культуры речи.
Воспитывающие:
Воспитывать взаимоуважение.
Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.
Тип рока : урок «открытия» нового знания
Вид урока : урок-исследование
Технология : проблемно-диалоговая
Оборудование : проектор, карточки, иллюстративный и раздаточный материал, презентация.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности(20 сек).
Здравствуйте! Меня зовут Нина Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Я очень рада всех вас видеть.
Готовятся к восприятию информации.
Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника
Актуализация знаний, сообщение темы урока, постановка цели
(7 мин)
Сегодня мы с вами побудем в роли лингвистов – исследователей. Нам предстоит в течение урока вести свой дневник, занося в него записи по исследуемому материалу. Прошу Вас взять в руки дневник лингвиста – исследователя и записать в него свою фамилию и имя.
1 задание. Исследование слов. Классификация их по признаку.
Выписать слова с орфограммами:
Для первого ряда «Буквы О-Е после шипящих в корне слова»
Для второго ряда «Буквы О-Е после шипящих в суффиксе существительных»
Для третьего ряда «Буквы О-Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»
Запишите в соответствующий столбик слова, классифицируя их по месту нахождения орфограммы в слове (корень, суффикс, окончание).
Реш..тка, улиц..й, врач..м, собач..нка, доч..нька, ж..лудь, ш..рох, друж..к, еж..вый, колю..го, пищ..вой, бельч..нок, свинц..вый.
1 ряд, назовите, пожалуйста, слова, которые вы записали в первый столбик: реш..тка, ж..лудь, ш..рох. От чего зависит выбор правильного правописания орфограммы в словах? (от корня и ударения. А также подбора однокоренных слов ) Зарисовываем схему.
2 ряд, назовите, пожалуйста, слова, которые вы записали во второй столбик: собач..нка, доч..нька, друж..к. От чего зависит выбор правильного правописания орфограммы в словах? (от суффикса и ударения ) Зарисовываем схему.
3 ряд, назовите, пожалуйста, слова, которые вы записали в третий столбик: улиц..й, врач..м, колюч..го. От чего зависит выбор правильного правописания орфограммы в словах? (от окончания и ударения ) Зарисовываем схему.
Хорошо справились. Ребята, а какие слова остались без группы? (прилагательные). Почему? Давайте попробуем и для них по аналогии озаглавить и четвертую колонку таблицы – «Буквы О-Е после шипящих в суффиксе прилагательных».
Как будет звучать тема нашего урока? «Буквы О-Е после шипящих в суффиксе прилагательных». Запишите тему урока в дневник исследователя.
Слушают учителя, выходят к доске, объясняют орфограмму, перерабатывают информацию, классифицирует слова по месту нахождения орфограммы в слове.
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Коммуникативные УУД: меть определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД:
Уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
3
Постановка проблемы
(2 мин.)
Какова цель нашего исследования? (Наша цель – Выработка умения применять правило написания букв О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ- ).
Чтобы достичь цели исследования, нам нужно выполнить три задачи.
- Какие задачи мы будем решать для достижения этой цели?
1) Сформулировать правило правописания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-.
2) Составить алгоритм работы с орфограммой. Закрепить правило в ходе выполнения заданий.
3) Выработаем навык различения правописания букв о , ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи.
Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.Познавательные УУД: уметь объяснить фразеологизм..
Регулятивные УУД: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи в сотрудничестве с учителем.
4
Открытие нового знания.
(3 мин.)
Молодцы! А теперь, не обращаясь к источникам, по аналогии с первыми тремя столбиками попробуем исследовать 4 столбик и вывести самостоятельно правило.
Еж..вый, пищ..вой, свинц..вый.
Что объединяет эти слова? (суффикс) Выводим схему.
Сформулируйте правило. Когда пишется буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных?
1. Обратимся к справочному материалу: стр.28 в учебнике. Прочитайте правило, запомните его и воспроизведите с примерами . (Учащиеся говорят правило).
- Какой была наша первая задача? Справились ли мы с ней?
Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму (на доске и в тетради).
Подводят итог: справились с первой задачей урока
Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
5.
Первичное закрепление
(4 мин.)
Физкультминутка (2 мин)
2 задание. Составить алгоритм работы с правилом.
Опираясь, на примеры на доске, составьте алгоритм обозначения орфограммы в дневниках.
Составление алгоритма фронтально. Прокомментируем составленный алгоритм.
АЛГОРИТМ
1.Определить часть речи (существительное)
2.Определить, в какой части слова пропущена буква (в суффиксе)
3.Куда падает ударение?
4.Если на суффикс после шипящих падает ударение, пишу -о, а в остальных случаях-е.
- Какой была наша вторая задача? Справились ли мы с ней?
Физминутка (под музыку движения)
Работают с опорным конспектом алгоритма, заполняют его.
Повторяют движения под музыку за учителем.
Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища.
6.
Включение нового знания в систему знаний и повторение (5 мин.)
Давайте применим наш алгоритм на практике.
Прием Орфографическая эстафета.
Учитель выдает ученику на первом ряду карточку со словами. Ему предстоит самостоятельно вставить пропущенную орфограмму в одно слово, объясняя ее. Дальше он передает листок соседу по парте. И так по цепочке до конца и обратно. Каждый учащийся выполняет по 2 слова всего.
СТРОЖ…ВОЙ КАТЕР
КАМЫШ…ВЫЙ ШАЛАШ
КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА
ОТЦ…ВСКИЙ РЮКЗАК
ТАНЦ…ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ
ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ
СИТЦ...ВОЕ ПЛАТЬЕ
ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ
Проверьте себя!
Первый ряд у нас будут экспертами. Вам я отдаю работы групп. По контрольному листу вам следует проверить работы, оценить их.
А пока эксперты работают, мы с вами еще раз повторим нашу схему и алгоритм правописания изучаемой орфограммы.
Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию.
7.
Самостоятельная работа.
3 мин
А теперь проверим, как вы усвоили данное правило. Правописание О-Ё-Е после шипящих и Ц (в корне, суффиксе, окончании)
Задание: Укажите правильный вариант ответа .
1. В корне пишется буква Ё
а) ш..лк б)ш..к в)ш..рты г)ш..фёр
2. В суффиксе пишется буква О
а) деш..вый б)ч..рный в)глянц..вый г)сач..к
3. В окончании пишется буква Е
а)саж..й б)ключ..м в)карандаш..м г)сыч..м
4. В суффиксе пишется буква Е
а)отц..вский б)лягуш..нок в)кварц..вый г)червяч..к
5. В суффиксе пишется буква О
а)ситц..вый б)глянц..вый в)образц..вый г)марганц..вый
Самостоятельная работа в виде выбора уровня сложности в форме теста с последующей взаимопроверкой.
5 верных ответов – 5 баллов
4 верных ответа – 4 балла
3 верных ответа – 3 балла
2 верных ответа – 2 балла
1 верный ответ – 1 балл
8.
Итог урока. Рефлексия
(2 мин.)
Что нового вы сегодня узнали?
Чему научились? Что открыли для себя?
С какими проблемами столкнулись? Что было трудно?
Отвечает на вопросы учителя.
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.
Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)
Познавательные УУД: уметь проявлять творческое начало.
9
Домашнее задание
(1 мин.)
Разноуровневое домашнее задание.
Составить диктант из 20 слов по теме «Буквы О и Ё после шипящих и Ц» или выполнить
- упр. 363 (распределить слова в 4 группы)
- упр. 362 (заменить словосочетания )
Выбирают задание из предложенного.
Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возможности.
10
Рефлексия (1мин.)
Прием Лестница успеха
Дети подходят и размещают человечка (себя), на той ступеньке, которая им ближе всего.
Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей)
П р а в и л а.
1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии
с произношением:
а) в окончаниях имен существительных, например: ножом,
мячом, межой, свечой (ср. безударные окончания: пейзажем,
плачем, продажей, дачей);
б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого,
большого (ср. безударные окончания: рыжего, хорошего);
в) в суффиксах имен существительных: -ок (пастушок),
Онок (волчонок), -онк-а (речонка);
г) в суффиксе имен прилагательных -ое- (грошовый, парчо-
д) беглое о в именах существительных (кишок) и прилага-
тельных (смешон);
е) на конце наречий, например: свежо, горячо, общо (но:
2. Пишется е (ё) под ударением, хотя произносится о:
а) в окончаниях глаголов, например: жжёт, печёт;
б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: разжёвывать,
выкорчёвывать;
в) в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-а, на-
пример: размежёвка, корчёвка (но: ножовка - от прилагательно-
го ножовый);
г) в суффиксе существительных -ёр, например: стажёр, ре-
д) в суффиксе страдательных причастий -ённ- (орошённый,
орошён), отглагольных прилагательных -ей- (жжёный, копчёный),
а также в производных словах (жжёнка, копчёности);
е) в предложном падеже местоимения что: о чём; в словах
причём, нипочём.
Упражнение 54. Образуйте от данных слов имена существи-
1) с суффиксом -OK: борщ, долг, друг, жук, крюк, луг, мужик,
петух, пятак, рог, сундук, сук;
2) с суффиксом -онок: верблюд, медведь, мышь, пастух;
3) с суффиксом -онк-а: бумага, душа, кляча, книга, нога, одеж-
да, рука, рубаха, собака, старуха.
Упражнение 55. Образуйте от данных существительных имена
прилагательные с суффиксами -ое- или -ев-.
Биржа, вече, вещь, грош, груша, гуж, душ, ёж, ёрш,
камыш, ковш, ключ, кулич, кумач, межа, морж, нож,
парча, плечо, плюш, саржа, сторож, холст.
Упражнение 56. Напишите данные существительные в форме
творительного падежа единственного числа.
Алыча, апаш, баржа, биржа, блиндаж, вожжа, га-
раж, гуж, душа, каланча, камыш, клещ, ковш, левша,
листаж, литраж, лихач, ловкач, малыш, метраж, ми-
раж, монтаж-, паж, паралич, парча, спаржа, сургуч,
типаж, тираж, тоннаж, тягач, уж, ханжа, хвощ, хроно-
метраж, чесуча, чиж, шалаш.
Упражнение 57. Вставьте пропущенные буквы. Объясните раз-
личие в написаниях.
АЛЫЧ...ВКЗ (настойка) - беч...вка, груш...вка - де-
ш...вка, деньж...нки - саж...нки, душ...нка - пш...нка,
ключ...м - прич...м, КНЯЖ...Н - пораж...н, ковш...вый -
деш...вый, луч...м - печ...м, нож...вая (пила) - но-
ж...вая (рана), нож...вка - размеж...вка, нож...н - ж...н,
обж...ры - стаж...ры, плеч...м - нипоч...м, рубаш...н-
ка - туш...нка, смеш...н - лиш...н, собач...нка-печ...н-
ка, стриж...м (птица) - стриж...м, трещ...тка - щ...тка,
этаж...м - стаж...м.
Упражнение 58. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хле-
ва, и в час полуденный в круж...к их не зовет его рож...к
(П.). 2. Как призрак, юноша идет теперь к заветному
порогу; кинжал из кожаных нож...н уж вынимает по-
немногу (Л.). 3. Марина принесла бутылку рому, лимон,
сахар, и жж...нка запылала (Гонч.). 4. Герасим стал бо-
ком перед дверью, толкнул ее плеч...м и ввалился в дом
со своей нош...и (Т.). 5. Оба верили, что кредит возродит
земледелие и даст толч...к нашей заснувшей промыш-
ленности (С.-Щ.). 6. Выше пояса замочена одеж...нка
лесника (Н.). 7. Всякий труд был для него нипоч...м
(А. Остр.). 8. В полдень дождь перестал, и, что белый
пуш...к, на осеннюю грязь начал падать снеж...к (Ник.).
9. Дядя и Егорушка долго шли по мощ...ным улицам (Ч.).
10. Солдат был одет в красную кумач...вую рубаху (М. Г.).
11. Сквозь обнаж...нные бурые сучья деревьев мирно бе-
леет неподвижное небо (Сераф.). 12. Ветерок, отдував-
ший чесуч...вую штору, пахнул медовыми цветами
(А. Н. Т.). 13. На столе появлялись пш...нники, лапш...в-
ники, щи с наваром (Гладк.). 14. Под управлением дири-
ж...ра нашего оркестра красиво и густо пел ве-
ликолепный хор (Скиталец). 15. Григорий остановился в
одной небольшой деревушке на ноч...вку (Шол.). 16. При
свете часто вспыхивавших молний они увидели два гру-
ж...ных состава (Казак.). 17. Корж плыл саж...нками, гул-
ко хлопая ладонями по воде (Н. Диковский). IS. К утру
крашеный пол блестел, как БОЩ...НЫЙ (Мальц,). 19. На
нем была гимнастерка с отложным воротником, под-
поясанная круч...ным поясом с кисточками (Ант.), 20.
Сеюсь, как из сита, но не порош...к, залезаю в жито,
но не червяч...к (загадка). 21. Бережёного коня зверь не
берет (поел,). 22. Под сосенкой в бору стоит старич.„к,
красненький колпач...к (загадка).
ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ Ц
П р а в и л а.
1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишет-
ся 0, без ударения - е. Ср.: концом - танцем, бойцов - комсо-
мольцев, пальтецо - платьице, торцовый - ситцевый, окольцо-
вывать - окольцевать.
"1. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы, а не и,
например; борцы, круглолицый, .сестрицын.
Упражнение 59. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. И на приветливы лисиц...ны слова ворона каркну-
ла во все воронье горло (Кр.). 2. Так деревц... свои листы
меняет с каждою весной (П.). 3. Один из наших собесед-
ников, молодой еще, бледнолиц...и человек, огляды-
вал нас всех с недоумением (Т.). 4. Берега и дно реки
усыпаны кварц...м (Мельн.-Печ.). 5. В куц...м сюртуке с
короткими рукавами Яков суетился, насыпая в чайни-
ки чай (М. Г.). 6. Старые зажившие язвы белели лоснящи-
мися рубц...ватыми пятнами (Купр.). 1. Молодых чаек
удобно колъц...вать в большом количестве и таким об-
разом узнавать воздушные пути перелетных птиц
(Пришв.). Я. Низкое солнце из-под ГЛЯНЦ...БОЙ листвы
пробивалось между корявыми стволами {А. Н. Т,). 9. Она
готовилась впервые танц...вать Золушку (Пауст.). 10. По
стволу, на равном расстоянии друг от друга, до самой
вершины правильными кольц...выми вырезами в два
сантиметра глубиной была снята древесина (Аре.). 11. Мы
стояли, прижимаясь к входу в трубу туннеля, обли-
ц...ванного снаружи плитами дикого камня (Кат.).
12. Батманов не сводил с начальника участка тяжелого,
СБИНЦ...ВОГО взгляда (Аж.).
Упражнение 60 (повторительное). Перепишите, вставляя про-
пущенные буквы в соответствии с правилами написания глас-
ных после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях.
1. Я опустил ц...новку, закутался в шубу и задремал
(77.). 2. Брякнули в бандуры, ц...мбалы - и пошла поте-
ха (Г.). 3. Англичане всюду умеют внести свою ч...пор-
ность (Гонч.). 4. Зашли в кондитерскую, выпили по чаш-
ке ш...колада (С.-Щ.). 5. Она начинает переделывать не-
сколько мою прич...ску и заставляет подойти к зеркалу
(Черн.). 6. Эдварде был отличным наездником, экви-
либристом, гимнастом, ж...нглером, мастером дресси-
ровать уч...ных лошадей (Григ.). 7. Ч...рт знает на что рас-
ходовался ум воспитанника! (Пом.). 8. Писарь, малень-
кий, куц...и человек с красным носиком и в ж...кейс-
ком картузе, входит в толпу (Ч.). 9. У дверей в зал раска-
чивался Лютов в парч...вом кафтане (М. Г.). 10. Все ста-
ли ч...каться с Катериной Андреевной и Ляховым (Ве-
рес.). II. Начались легочные и ц...нготкые заболевания
(7/. Морозов). 12. Довольно грош...вых истин (Маяк.).
13. Около другой фанзочки были нагромождены груды
панц...рей крабов, высохших и покрасневших на солн-
це (Аре.). 14. Наконец лодка С ш...рохом скользнула по
песчаному дну (А. Н. Т.). 15. Жуткий страх мчал их через
тьму и непролазную трущ...бу (Шишк.). 16. Нижние бревна
у мельницы подгнили, и ж...лоб, в который теч...т из
пруда вода на колесо, подгнил и накренился (Телеш.).
17. Она едва ли слышала мой восхищенный ш...пот
(Гладк.). 18. Пош...ссированному полотну для велосипе-
дистов проехал со скоростью двенадцать километров в
час старший ординатор (Фед.). 19. У вузовцев была горя-
чая пора: они сдавали зач...ты (Эренб.). 20. Сережа ярост-
но ш...ркал суконкой и щ...лкал затвором (Фад.). 21. Ста-
рич...к свирепо придирался к нам (Лауст.). 22. В вагон
вошла девушка в белом пуховом платке и ц...гейковом
жакете (Ант.). 23. Всем было ясно, что хлеб подржж...н и
что подж...г - дело рук своих людей (Буб.). 24. Сразу
после сильного толчка над ним развернулся купол па-
раш...та (Саян.). 25. Ш...фёрство у нас, особенно среди
молодежи, стало самой излюбленной профессией (Баб.).
26. Кое-где на снег с легким стуком падали тяж...лые
весенние капли (Полев.). 27. Сколько диких чащ...б, куда
люди еще и не проникали! (Аж.). 28. Кора на деревьях и
кустарниках стала глянц...витой, залоснилась (В. Пол-
торацкий). 29. На катере стояли матросы, здоровые, силь-
ные, вооруженные кинжалами и пистолетами (Пере.).
30. Свинья ж...луди ест, а дуба не примечает (поел.).
Упражнение 61 (повторительное). Перепишите, вставляя, где
нужно, пропущенные буквы. Написание слов иноязычного про-
исхождения проверяйте по словарю.
1.1. Компроме...тировать девушку не в моих правилах
(Л.). 2. В бурном ак...рмпан...менте слышались переливы
волн (Т.). 3. Кроме них, являлись и другие прете...денты
на руку сестрицы (С.-Щ.). 4. Можно найти очень поучи-
тельные преце...денты в крепостной практике (С.-Щ.).
5. Патрон Самгина особенно пр...страстен был к пе...и-
мистической лирике Голенищева-Кутузова (М. Г.).
6. Военные корабли, кончив летнюю к.,.мпанию, стя-
нулись на зимовку в гавань (Нов.-Пр.). 1. Советская ин-
тел...генция - неотьемл...мая часть народа (А. Н. Т.).
8. Время от времени возникали в нашей среде какие-
нибудь неприятности и инци...денты (Телеш.). 9. Непри-
ятель открыл ураганный арти...ерийский огонь и цепя-
ми пошел в наступление (Фурм.). 10. Впереди рысью
пошла кава...ерия (Фурм.). 11. После завтрака всей к...мпа-
нией уехали в дом отдыха (Доброе.). 12. С будущего года
Ольга хотела начать опыты по а...лиматизации новых
сортов яблонь, вишни, крыж...вника (Арам.).
II. 1. В социалистическом обществе нет ант...гонисти-
ческих противоречий. 2. Революция уничтожила при-
ь...л...гированные сословия. 3. На вечере поэзии с боль-
шим успехом выступила молодая поэте...а. 4. Линия, ко-
торая делит угол пополам, называется би...ектри...ой.
5. Дебютан...ка хорошо справилась с трудной ролью
опытной интриган...ки. 6. Население ряда заокеанских
стран возрастало благодаря и...миграции. 7. Заключи-
тельным а...ордом нар...ставшего революционного дви-
жения в 1905 году было декабрьское вооруженное во...-
тание. 8. Солнце высоко уже поднялось над гор...зонтом.
9. Закончились соревнования по настольному те...ису
(пин...-понгу). 10. Вся те...итория завода была а...уратно
подметена.
Правописание падежных окончаний прилагательных можно проверять постановкой вопроса какой? , так как окончания вопросительного слова и окончания прилагательных совпадают. Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода, где под ударением пишется окончание -ой (молодо́й человек, полево́й цветок), а без ударения пишется -ый или -ий (ста́рый воин,си́ний платок).
В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется -ая или -яя: новая синяя кофта (какая кофта?), а в среднем роде пишется -ое или -ее : новое синее пальто (какое пальто?).
Во множественном числе всех трёх родов пишется окончание -ые или -ие : новые синие платки, платья, кофты (какие? ).
В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), а в предложном - -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ): любовались новым синим костюмом (платьем), говорили о новом синем костюме (платье) .
В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), а в творительном - -ой или -ей (-ою или -ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ): купили новую синюю кофту, любуемся новой (-ою ) синей (-ею ) кофтой .
После шипящих в окончаниях прилагательных под ударением пишется о, без ударения пишется е , например: чужо́ го, большо́ го, чужо́ му, большо́ му; ры́же го, бо́льше го, ры́же му, бо́льшем у (ср. с существительными).
После шипящих в именах прилагательных под ударением пишется суффикс -ов- (грошо́в ый, ежо́в ый, парчо́в ый, холщо́в ый), а без ударения - суффикс -ев- (плю́шев ый, ключев а́я вода).
Примечание. Следует запомнить написание слова дешё́в ый (ср. деше́вле).
В кратких прилагательных под ударением после шипящих пишется о: кушанье горячо́ (о окончание), смешо́ н (о беглое в суффиксе).
В прилагательных на -ий , -ья , -ье (лисий, лисья, лисье) во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода (лисий), перед окончанием пишется ь : лись его, лись ему, лись и и т. д.
Уменьшительные прилагательные образуются посредством суффикса -еньк-: синеньк ий, толстеньк ий ; после г, к, х возможны и -оньк- , и -еньк-: лёгоньк ий и лёгеньк ий, широконьк ий и широкеньк ий, тихоньк ий и тихеньк ий .
В суффиксе -ан- , -ян- , образующем прилагательные от существительных, пишется одно н: кожан ый, песчан ый, серебрян ый, за исключением трёх слов: деревянн ый, оловянн ый, стеклянн ый .
В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от имён существительных с основой на н , пишется два н: каменн ый, сонн ый, длинн ый .
Примечание. От таких прилагательных надо отличать прилагательные с одним н: юн ый, свин ой и т. п. (они не имеют суффикса -н- ).
В суффиксе -ин- , образующем от существительных прилагательные со значением принадлежности или свойства, пишется одно н : гусин ый, воробьин ый, ослин ый .
Примечание. Одно н пишется в существительном гостин ая , которое раньше было прилагательным: гостиная комната .
В суффиксе -онн- , образующем прилагательные от иноязычных слов , пишется два н: дивизионн ый, революционн ый, конституционн ый .
В суффиксе -енн- , образующем прилагательные от существительных, пишется два н: производственн ый, торжественн ый, родственн ый, соломенн ый, клюквенн ый .
Примечание 1 . Прилагательное ветрен ый пишется с одним н . Прилагательные с приставками, образованные от слова ветер , пишутся с двумя н: без ветренн ый, за ветренн ый, под ветренн ый и т. п. Следует различать прилагательные ветрен ый (с суффиксом -ен- ) и ветрян ой (с суффиксом -ян- ). Суффикс -ен- пишется в прилагательных со значением «с ветром»: ветрен ая погода (погода с ветром), ветрен ое лето (лето с ветром), а также употреблённых в переносном значении: ветрен ая девушка, ветрен ое поведение. Эти прилагательные имеют краткую форму: погода ветрена, девушка ветрена . Суффикс -ян- употребляется в прилагательных со значением «приводимый в движение ветром»: ветрян ая мельница, ветрян ой двигатель. Эти прилагательные не имеют краткой формы . С суффиксом -ян- пишется также название болезни: ветрян ая оспа (ветрянка).
Примечание 2 . В первой основе сложных прилагательных пишется два н , если она образована от прилагательного с двумя н: машинн о-тракторная станция (станция машинн ая и тракторная), вагонн о-паровозный парк (парк вагонн ый и паровозный). Но если первая основа образована от существительного на н , то в ней пишется одно н: машин остроительный завод (завод по строительству машин), вагон оремонтный завод (завод по ремонту вагонов).
Примечание 3 . Существительные на -ник --ница и -ость , образованные от прилагательных с двумя н , пишутся тоже с двумя н: утренн ий-утренн ик; общественн ый-общественн ик-общественн ица-общественн ость; революционн ый-революционн ость; производственн ый-производственн ик; ценн ый-ценн ость , а образованные от прилагательных с одним н пишутся тоже с одним н: коноплян ый - коноплян ик, песчан ый - песчан ик, юн ый - юн ость .
Примечание 4 . С двумя н пишутся также существительные, образованные при помощи суффиксов -ник – -ница от существительных с основой на н: дружин а - дружинн ик-дружинн ица, мошн а - мошенн ик-мошенн ица .
Полные прилагательные, имеющие два н , сохраняют их в краткой форме: ценн ая вещь - вещь ценн а .
Перед суффиксом -ск- буква ь пишется после л (село - сельск ий) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на нь, рь: декабрьск ий, ноябрьск ий, июньск ий, июльск ий (исключение: слово январск ий ).
В остальных случаях после н и р перед суффиксом -ск- буква ь не пишется: конь - конск ий, богатырь - богатырск ий .
Чтобы различать суффиксы -к- и -ск- , надо помнить , что с суффиксом -к- образуются качественные прилагательные, которые имеют краткую форму (низк ий - низок, узк ий - узок), а с суффиксом -ск- - относительные прилагательные, не имеющие краткой формы (французск ий, киргизск ий, черкесск ий).
Примечание. От существительных с основой на к, ч и ц относительные прилагательные образуются с суффиксом -к- , причём звуки к и ч заменяются звуком ц: казак - казацк ий, ткач -ткацк ий, немец -немецк ий . Но в некоторых, преимущественно книжных, образованиях звуки к и ч не изменяются и употребляется суффикс -ск-: узбек -узбекск ий, Углич -угличск ий, также Пфальц -пфальцск ий .
Прилагательные на -йный в краткой форме оканчиваются на -ен: спокойный -спокоен , знойный -зноен , кроме достойный - достоин .
Примечание. Краткая форма причастия удостоенный от глагола удостоить пишется по общему правилу: удостоен .
Пишутся с прописной буквы прилагательные, образованные от собственных имён при помощи суффиксов -ов-, -ев-, -ин-, -ын- (Далев словарь, Иванов о детство, Лизин а кукла, Жучкин ы щенята и т. п.) за исключением фразеологических сочетаний, употребляющихся в переносном смысле , в которых потерялась связь с собственным именем (адамов о яблоко, базедов а болезнь, сизиф ов труд, прокру́ стово ложе и т. п.).
Пишутся со строчной буквы прилагательные, образованные от собственных имён людей , если в составе прилагательных имеется суффикс -ск- (т ургеневск ие «Записки охотника», п ушкинск ий стиль, л ермонтовск ая проза и т. п.).
Примечание. С прописной буквы пишутся прилагательные с суффиксом -ск- , если они входят в состав названий, имеющих значения «имени, памяти» , например: Л омоносовск ие чтения, Л енинск ая премия.