Сбор доказательств на стадии предварительного расследования

Собирание может осуществляться различными способами, в том числе и путем обнаружения доказательственной информации. Отмеченный элемент доказательственной деятельности регламентируется действующим уголовно-процессуальным законодательством. Так, в ст. 86 УПК РФ указываются конкретные способы собирания (и обнаружения) последних. Понятие «обнаружить» означает: установить очевидность того, что раннее было неизвестно, скрыто. Синонимами являются понятия: «открыть», «выявить», «найти» . Обнаружение есть непосредственное чувственное восприятие фактических данных следователем, судом или стороной защиты в ходе следственных действий.

Обнаружить доказательственную информацию можно как процессуаль­ными, так и непроцессуальными способами. Так, выявить свидетелей пре­ступления можно в ходе проведения допросов, производства опознания; предметы, документы, имеющие отношение к делу, могут быть обнаруже­ны в ходе производства различных следственных действий.

«Основной способ получения доказательств по уголовному делу - следственные действия» - пишет В.Н. Исаенко . Это те действия, посредством которых субъекты расследования обнаруживают, закрепляют и проверяют доказательства. Их надлежит отличать от иных процессуальных действий (составление постановления о привлечении в качестве обвиняемого, запрос характеризующих обвиняемого данных и других), которые не направлены на получение и проверку доказательств.

Виды следственных действий перечислены в гл. гл. 23, 24, 25, 26, 27 УПК РФ. Ими являются: осмотр, освидетельствование, допрос, очная ставка, обыск, выемка, предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, назначение судебной экспертизы. Указанные следственные действия представляют собой целостную и упорядоченную систему. Их связывают единая цель, для достижения которой они выполняются; общая или частная задача расследования, решаемая путем их проведения; определенная, а в некоторых случаях и обязательная последовательность. Перечень следственных действий, изложенных в УПК РФ, - исчерпывающий. Сведения, полученные при расследовании преступления путем выполнения иных действий, помимо перечисленных, доказательствами не являются.

Прокурор обязан осуществлять надзор за расследованием преступлений таким образом, чтобы наряду с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, иных имеющих значение для расследования сведений, строго соблюдались требования уголовно - процессуального закона о порядке выполнения следственных действий, которыми устанавливаются эти данные, а также об их содержательной и удостоверительной стороне.

При производстве следственных действий должны соблюдаться следующие требования.

1. Следственные действия могут производиться только по возбужденному уголовному делу, т.е. после дачи прокурором согласия на его возбуждение в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ. Исключение составляют те следственные действия, которые законодатель разрешает выполнять до возбуждения уголовного дела в порядке проверки заявления или сообщения о преступлении, а также по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы). При этом следует иметь в виду, что до возбуждения уголовного дела могут быть назначены только такие экспертизы, для производства которых не требуется получение образцов для сравнительного исследования. Таковые могут быть получены только на основании постановления лица, производящего расследование, с оформлением соответствующего протокола согласно ст. 202 УПК РФ.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. "Об организации прокурорского надзора за законностью судебного преследования в стадии досудебного производства" прокурор обязан проверять обоснованность проведения следственных действий, выполненных до возбуждения уголовного дела, выяснять своевременность и законность их проведения.

2. Следственные действия должны быть направлены на получение сведений, имеющих значение по расследуемому, а также по связанному с ним иному преступлению; в связи с совершением подозреваемым или обвиняемым преступления, не связанного с расследуемым. Если в ходе следственного действия получена информация о преступлении, совершенном другими лицами и не связанном с расследуемым, по ней должно быть принято решение в соответствии с законом. Из этого следует, что для проведения конкретного следственного действия необходимы не только достаточные основания, но и соответствующая цель - получение конкретных, имеющих значение для расследования данного преступления сведений.

Проведение следственных действий наугад, без предварительного определения направлений сбора доказательств только создает видимость активного расследования, обусловливает его поверхностный характер.

В ч. 1 ст. 164 УПК РФ законодатель указывает на обязательность вынесения мотивированных постановлений о производстве отдельных следственных действий (осмотра жилища, эксгумации трупа, обыска, выемки). Отсутствие таких постановлений равнозначно отсутствию формальных оснований на производство перечисленных следственных действий, что влечет недопустимость полученных доказательств. В постановлении должны быть сжато, но достаточно ясно сформулированы основания принятия решения о производстве следственного действия и приведены соответствующие аргументы.

Отдельные следственные действия могут быть выполнены только после обязательного проведения строго определенных законом предшествующих им следственных действий. В частности, очная ставка может быть выполнена только после допросов лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия. Проверка показаний на месте не может быть осуществлена без предварительного допроса лица, чьи показания намечается проверить. Также обязателен допрос опознающего до того, как ему будут предъявлены лица, предметы, фотографии, труп для опознания. Судебная экспертиза может быть назначена только после выполнения следственных действий, удостоверяющих факт появления объектов исследования, а также образцов для сравнительного исследования. Нарушение этих требований недопустимо.

В ч. 4 ст. 173 УПК есть запрет на проведение повторного допроса обвиняемого по тому же обвинению, если он ранее отказался от дачи показаний. Повторный допрос возможен только по просьбе самого обвиняемого об этом. Несмотря на спорность данного положения уголовно - процессуального закона, оно также должно соблюдаться. Это означает, что в протоколе повторного допроса обвиняемого должна содержаться удостоверенная подписью обвиняемого отметка о том, что допрос осуществляется по его ходатайству. К делу может быть также приобщено и письменное ходатайство обвиняемого об этом.

Если доказательства могут быть получены, проверены и закреплены посредством проведения совокупности следственных действий, предварительно определяется их последовательность с учетом характера поставленной задачи.

3. Не могут быть допустимыми доказательства, полученные путем проведения действий, не предусмотренных уголовно - процессуальным законом. Различного рода протоколы "выдачи", "доставления", "изъятия", "обнаружения" предметов, документов и иных материалов не имеют юридической силы.

4. Следственные действия должны быть выполнены надлежащим субъектом, которыми являются:

а) следователь, дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело;

б) следователь или член следственной группы, которые включены в ее состав в соответствии с ч. 5 ст. 163 УПК РФ;

в) другой следователь, дознаватель, которому адресовано соответствующее следственное поручение на основании ч. 1 ст. 152 УПК РИФ;

г) прокурор на основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

Отсутствие правомочия на выполнение следственного действия влечет признание полученных в его результате сведений недопустимыми в качестве доказательств.

5. Следственные действия не должны проводиться в ночное время, за исключением не терпящих отлагательства случаев, как это допускает ч. 3 ст. 164 УПК. Такие случаи возникают, если есть основания опасаться, что промедление в производстве следственного действия может повлечь утрату доказательств или существенно снизить возможность их получения. В подобных ситуациях либо выносится постановление, в котором мотивируется необходимость проведения следственного действия в ночное время, либо, если УПК не требует вынесения постановления, мотивировка решения о производстве следственного действия в ночное время должна быть изложена в соответствующем протоколе.

6. Принимая решение о производстве следственного действия, требующего, в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК, обязательного разрешения суда, следователь, дознаватель, прокурор обязаны предварительно оценить достаточность оснований, которыми можно аргументировать перед судом необходимость проведения данного следственного действия. Это тем более необходимо, если в определенных условиях принято решение о производстве одного или совокупности следственных действий, перечисленных в ч. 2 ст. 29 УПК, без разрешения суда, но с обязательным его уведомлением через надзирающего прокурора. В таких случаях недопустимо исходить из принципа "победителя не судят", т.е. рассчитывать на то, что при обнаружении (например, в ходе проведенного без разрешения суда обыска) имеющих отношение к расследуемому преступлению вещественных доказательств суд не будет анализировать достаточность оснований для проведения обыска. Следует помнить, что в случае, если суд признает недостаточными представленные основания для проведения уже выполненного без его решения следственного действия, его результаты в соответствии с ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК будут признаны не имеющими юридической силы.

На стадии проверки сообщения о преступлении нередко возникает необходимость проведения осмотра места происшествия, находящегося в жилом помещении, с целью установления признаков криминального события, отыскания и изъятия следов и вещественных доказательств. Закон не предусматривает обязательности получения судебного разрешения на осмотр на данном этапе правоохранительной деятельности. Здесь необходима оперативность действий по выявлению признаков преступления, в то время как обращение в суд за разрешением на осмотр в вечернее и ночное время, в нерабочий день, при значительном удалении места происшествия от места нахождения суда повлечет задержки во времени.

Из содержания ч. 1 ст. 176 УПК можно сделать вывод, что осмотр места происшествия - самостоятельный вид осмотра и разрешение суда на его проведение в случае отсутствия согласия проживающих в данном жилом помещении лиц не требуется. С другой стороны, он одновременно является и осмотром жилища, для проведения которого необходимо разрешение суда в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК. Вместе с тем осмотр места происшествия нередко осуществляется до возбуждения уголовного дела, когда факт совершения преступления достоверно не установлен, комплекс достаточных оснований для возбуждения уголовного дела отсутствует. Соответственно отсутствуют и аргументы, которыми можно было обосновывать перед судом ходатайство о даче разрешения на осмотр места происшествия в жилом помещении при несогласии на это проживающих в нем лиц.

Неприкосновенность жилища гарантирована Конституцией, а также нормами международного права. Она должна соблюдаться субъектами расследования. В связи с этим при отказе лиц, проживающих в жилом помещении, являющемся полностью или частично местом происшествия, следователь или иное должностное лицо, проводящее проверку сообщения о преступлении, должны вынести постановление о производстве осмотра данного помещения с последующим уведомлением суда через прокурора о его проведении. Это не будет противоречить закону.

Исключительное право суда на дачу разрешений на проведение следственных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК, не только не исключает необходимости прокурорского надзора за деятельностью субъектов расследования до их обращения с ходатайствами в суд, но, напротив, возлагает на прокуроров обязанность обеспечить представление в суд материалов, объективно подтверждающих обоснованность такого ходатайства.

7. Осмотр, эксгумация трупа, обыск, выемка, следственный эксперимент, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений, осмотр и прослушивание фонограмм, предъявление для опознания, проверка показаний на месте производятся с участием не менее двух понятых. Если существует объективное препятствие их участию в следственном действии и принимается решение о его проведении без них в соответствии с ч. 3 ст. 170 УПК, то в протоколе этого следственного действия должны быть изложены обусловившие принятие такого решения причины. Этими причинами могут быть:

а) необходимость немедленного проведения следственного действия в труднодоступной местности, куда доставка понятых неосуществима либо крайне осложнена и влечет большие задержки во времени;

б) необходимость проведения осмотра в неблагоприятных погодных условиях, когда в результате продолжающихся осадков или иных атмосферных явлений может быть необратимо изменена обстановка места происшествия, уничтожены следы и др.;

в) невозможность одновременного нахождения производящих осмотр должностных лиц и понятых в ограниченном пространстве, где необходимо произвести осмотр или иное следственное действие;

г) проведение следственного действия в условиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей (например, осмотр загазованного помещения, забоя в шахте и т.п.; самодельных взрывных устройств или приведенных в действие, но неразорвавшихся боеприпасов и т.п.).

К непроцессуальным способам обнаружения можно, в частности, отнести оперативно-розыс­кные мероприятия, определенные в ст. 6 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" ; деятельность частных детективов в соответствии с ч. I ст. 5 Закона РФ от 11.03.92 №2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" ; сообщения в средствах массовой информации и т. п.

Результаты оперативно-розыскной, частной детективной и иной дея­тельности лежат за рамками уголовного процесса и сами по себе доказа­тельствами не являются. Для преобразования доказательственной инфор­мации в полноценное доказательство нужно использовать процессуальные способы проверки доказательств. Данный вопрос, кстати, весьма подробно освещен в юридической литературе .

Обнаружение без предшествующего поиска возможно, когда следова­тель воспринимает фактические данные, сообщаемые, например, обвиняемым при изучении заключения эксперта, а также при представлении предметов и документов подозреваемым, обвиняемым, защитником, а так­же потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, их пред­ставителями и любыми другими лицами.

Обнаружением, которому предшествует поисковая операция, является истребование документов или предметов на стадии предварительного расследования. Под истребованием можно понимать властное полномочие сле­дователя, лица, производящего дознание, направленное на получение необходи­мых ему предметов либо документов.

В отличие от выемки, которая представляет собой изъятие объектов ма­териального мира из чьего-либо обладания, при истребовании следователь непосредственно не воспринимает связи объекта с окружающей средой, что зачастую имеет огромное доказательственное значение. Объект в по­следнем случае поступает к следователю по истечении определенного про­межутка времени, необходимого для доставки.

Доказательства участниками процесса могут быть представлены также по своей собственной инициативе, без какого-либо требования со стороны следователя (ч. 2 ст. 56 УПК РФ), который лишь принимает представлен­ные доказательства, облекает их в соответствующую форму.

В теории уголовного процесса считают, что под представлением дока­зательств понимается представление предметов и документов, которые могут иметь значение для дела . Есть мнение, что может представляться как письменная, так и устная доказательственная информация . Говоря о пред­ставлении последней, В.И. Федоров правомерно полагает, что подобное суждение безосновательно расширяет объем представляемых материалов. так как устная информация должна трансформироваться в показания на допросе . Думается, под представлением доказательств можно понимать добровольную и инициативную передачу лицом предметов или документов, относящихся к делу, субъекту, уполномоченному приобщать их к делу в каче­стве доказательств.

Важно осознавать, что инициатива истребования предметов материаль­ного мира по ходатайству со стороны защиты исходит от последней. Но для процессуального получения и закрепления этих объектов, согласно действующему законодательству, необходимо использование властных пол­номочий соответствующих органов и, вопреки мнению В.В. Ясельской, это не влечет передачи такой инициативы органам власти . В этом смысле представление объектов - возможных доказательств - создает условия для собирания доказательств, но находится за пределами непосредственных границ этого этапа доказывания, являясь как бы извне направленным к следователю познавательным актом .

Заметим, что, несмотря на упоминание законом такого способа собира­ния доказательств, как представление предметов и документов, могущих установить существенные для дела обстоятельства (ст. 86 УПК РФ), пря­мых указаний в УПК РФ на форму проведения этого действия и закрепле­ния его результатов нет, хотя необходимость отражения этого несомненна. Иначе неизбежны затруднения в вопросах о происхождении данного пред­мета или документа, его признаках на момент представления и отличиях от других, ему подобных, что необходимо для правильной проверки и оценки доказательств и следователем, и стороной зашиты.

Разумеется, что ни протокол допроса, ни рапорт не смогут обеспечить процессуальные гарантии полноты фиксации представляемого объекта. Поэтому необходим специальный протокол . Н.П. Кузнецов также предла­гает составлять «протокол представления предмета». В протоколе необхо­димо отразить: кем представлен предмет и результаты его осмотра . Кроме того, наличие соответствующего документа позволит обжаловать стороне защиты неправомерный отказ в принятии представляемой информации.

С сожалением приходится констатировать, что пока отсутствуют особые правила представления, получения доказательственной информации и пре­образования ее в доказательства. Нет в законе и наименования соответст­вующего протокола, неясно и статусное положение процесса принятия (непринятия) доказательственной информации: самостоятельное это след­ственное действие или нет.

Отмечая в ст. 86 УПК РФ право стороны зашиты на представление до­казательств, нельзя не сказать, что этот институт совершенно не обеспечен адекватной обязанностью лиц представлять обвиняемому и его защитнику предметы, документы, сведения, подлежащие передаче уполномоченным органом расследования, за исключением положений ч. 3 ст. 6 Федерально­го закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвока­туре в Российской Федерации» и ст. 86 УПК РФ. Но и в этих зако­нодательных актах говорится об ограниченном круге средств собирания доказательств. Кроме того, в п. 3 ст. 6 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» не говорится о том, кому должен представлять защитник предметы и документы и кем именно эти объекты могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном за­конодательством РФ. Мы полагаем, что защитник имеет право не только собирать, но и представлять предметы и документы дознавателю, следова­телю, прокурору и суду (судье), которым принадлежит право признать представленный объект доказательством, ввести его в дело, т. е. включить в систему уже собранных доказательств, - это исключительно прерогатива органа расследования, прокурора, суда.

Участие в доказывании стороны защиты проявляется, как уже отмеча­лось, в истребовании предметов и документов в соответствии со ст. 6 За­кона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», ст. 86 УПК РФ.

В.В. Ясельская высказывает мнение, что при предоставлении предметов и документов на стадии предварительного расследования было бы жела­тельно участие понятых . Нам кажется, что подобное излишне. Присутст­вие понятых никакой существенной роли не играет. Лицо, предоставляю­щее объект, прекрасно осознает его свойства, и какая-либо фальсификация со стороны следствия будет весьма затруднительна либо сразу же выявится (уменьшение в объеме, изменение формы и содержания).

Таким образом, наиболее плодотворная деятельность по собиранию до­казательств осуществляется на стадии предварительного расследования по уголовному делу - доказательства могут быть собраны посредством их ис­требования (от предприятии, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан), предоставления участниками уголовного процесса, путем про­изводства следственных действии

Подводя итог данной главе работы, отметим следующие:

Частью 2 ст. 86 УПК РФ законодатель наделил правом праве собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств потерпевшего, гражданского истца и их представителей. Со стороны защиты таким же правом как потерпевший, гражданский истец и их представители, наделены подозреваемый, обвиняемый, гражданский ответчик и их представители.

Частью 3 ст. 86 УПК РФ правом собирать доказательства наделен защитник. Хотя, как мы показали выше, данная норма нуждается в корректировке.

Собирание может осуществляться различными способами, в том числе и путем обнаружения доказательственной информации. Обнаружение есть непосредственное чувственное восприятие фактических данных следователем, судом или стороной защиты в ходе следственных действий. Обнаружить доказательственную информацию можно как процессуаль­ными, так и непроцессуальными способами. Закрепление сведений в предусмотренных законом процессуальных фор­мах является заключительным моментом собирания доказательств.


Литература


Уголовно-процессуальный кодекс, - М., 2004.

Словарь синонимов. – Л., 1975.

Исаенко В.Н. Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними // Законность. – 2003. - № 2.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно- розыскной деятельности" (в ред. от 2.12.2005 г.) // СЗ РФ. – 14.08.1995. - № 33.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 23.04.1992. - № 17.

Шейфер С.А. Использование непроцессуальных познаватель­ных мероприятий в доказывании по уголовному делу // Государство и право. - 1997

Анненков С., Пономаренков В. Представление доказательств в уголовном процессе // Законность. - 1997. - № 3

Капинус Н.И. Понятие и сущность представления доказательств в совет­ском уголовном процессе: Сб. научных трудов. - М., 1988

Ясельская В.В. Деятельность адвоката-защитника по собиранию доказа­тельств на стадии предварительного расследования: автореф... к.ю.н. - Томск, 1999. - С. 20.

Пономаренков В.А. Проблемы представления и использования доказательств в уголовном процессе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 1998. - С. 14.

Громов Н.А.. Пономаренков В.А. Процессуальное закрепление представ­ленных предметов и документов // Следователь. - 1999. - № 1. - С. 37.

Отдельно законом регулируется порядок производства предварительного следствия (главы 21 – 30). Система регулирования предварительного следствия имеет свою логичную последовательность и в главе 21 УПК РФ объединяются нормы общего характера, относящиеся ко всему этапу предварительного следствия. Они определяют:

1) срок предварительного следствия;

2) порядок производства расследования следственной группой;

3) правила производства следственных действий;

4) судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия;

5) структуру и содержание протокола следственного действия;

6) порядок удостоверения отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия;

7) правила участия в деле специалиста и переводчика;

8) порядок участия понятых в следственных действиях.

Срок предварительного следствия (ст. 162 УПК)

Наличие в законодательстве временных границ предварительного следствия содействует своевременному его проведению, динамичности следствия и выполнению его задач, способствует эффективному надзору за следствием, а также за соблюдением прав участников процесса.

Законом установлен 2-х месячный срок предварительного следствия независимо от каких-либо характеристик уголовного дела. В данный срок не включается период, когда производство по уголовному делу приостанавливалось.

Срок предварительного следствия исчисляется со дня возбуждения уголовного дела, то есть со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, независимо от того, когда уголовное дело было принято к производству следователем и производились ли по нему следственные действия до принятия дела к производству.

Заканчивает исчисляться срок предварительного следствия со дня вынесения одного из трех «завершающих» решений по делу. Они излагаются в соответствующих процессуальных документах и дата их вынесения является одновременно и датой окончания следствия. Так, следователь вправе закончить следствие путем: составления обвинительного заключения и направлением его вместе с уголовным делом прокурору (при таком варианте окончания следствия период ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела включается в срок предварительного следствия); вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Каждый следователь из следственной группы обладает полномочиями, предоставленными ему ст. 38 УПК с ограничениями его самостоятельности полномочиями руководителя следственной группы.

Руководитель и члены следственной группы могут принимать участие в следственных действиях, производимых другими следователями из этой же группы. Необходимость такого участия определяется руководителем группы или заинтересованным следователем. При возникновении разногласий между следователями они разрешаются руководителем группы. В пределах установленной компетенции члены следственной группы вправе производить следственные действия и принимать отдельные решения по делу в соответствии с требованиями УПК РФ.

Правила производства следственных действий (ст. 164)

Понятие, характеристика и виды следственных действий

Предварительное следствие осуществляется путем производства следственных и иных процессуальных действий. Сущность уголовно-процессуальной деятельности во многом определяет доказывание, которое осуществляется посредством доказательств. Положения главы 11 УПК (Доказывание) указывают на то, что следственные действия выступают основным способом обнаружения, закрепления, проверки доказательств. Следственное действие – это предусмотренное УПК РФ и производимое следователем в соответствии с ним по уголовному делу мероприятие, состоящее из ряда последовательных этапов поискового, фиксирующего и удостоверяющего характера, в ходе которого решаются задачи по обнаружению и закреплению доказательств при неукоснительном соблюдении и обеспечении прав и законных интересов участников процесса.

Все виды возможных следственных действий указаны в законе. Недопустимо выполнять действия, не предусмотренные УПК РФ.

Следственные действия отличаются от иных процессуальных действий тем, что они направлены на получение сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу; каждому из доказательств присущ свой порядок их получения, в свою очередь каждому следственному действию свойственна индивидуальная процедура, обеспечивающая получение допустимого и достоверного доказательства; отражение хода и результатов следственного действия в соответствующем ему протоколе.

В структуре следственного действия можно выделить отдельные этапы. Так, начальный этап заключается в окончательном определении участников следственного действия, разъяснении им прав, обязанностей, извещении о применении технических средств и об условиях его проведения, а также в предупреждении участников действия об ответственности согласно их правовому статусу. Содержательная часть следственного действия заключается в проведении поисковых операций и действий по закреплению обнаруженных сведений. Заключительный этап связан с окончанием фиксирования полученных результатов следственного действия и его хода. На завершающем этапе участникам процесса предоставляется возможность ознакомления с протоколом следственного действия и обеспечивается право высказывать свое мнение относительно хода следственного действия, его результатов и записи об этом в протоколе. Все участники подписывают протокол следственного действия.

К следственным действиям исходя из приведенных признаков относятся:

допрос; очная ставка; опознание; проверка показаний на месте; назначение и производство судебной экспертизы; осмотр; освидетельствование; следственный эксперимент;обыск; выемка; контроль и запись переговоров.

Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия (ст. 165)

Судебное решение требуется для производства таких следственных действий, как производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; производство обыска и (или) выемки в жилище; производство личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК; производство эксгумации при несогласии родственников на извлечение трупа из места захоронения; производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и их осмотр и выемка в учреждениях связи; наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; контроль и запись телефонных и иных переговоров; производство выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну (п.п. 4-9, 11 ч. 2 ст. 29 УПК).

Ходатайство перед судом о выдаче разрешения на производство указанных следственных действий с согласия руководителя следственного органа возбуждает следователь, в производстве у которого находится уголовное дело. Излагается ходатайство в постановлении.

Ходатайство направляется в районный или гарнизонный военный суд (следователями военно-следственных органов) по месту производства предварительного следствия. Представляется допустимым обращение следователей военно-следственных органов в районный суд с указанным ходатайством, если по месту расследования отсутствует военный суд и наоборот.

Постановление следователя рассматривается судьей единолично в судебном заседании в 24 часа с момента поступления ходатайства при возможном участии прокурора и следователя. По результатам рассмотрения ходатайства судья либо выдает разрешение на производство следственного действия, либо отказывает в этом.

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, личный обыск, а также наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104-1 УК РФ, могут проводиться без разрешения судьи, но при обязательном вынесении следователем постановления и сообщении им в 24 часа с момента начала производства следственного действия прокурору и судье о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются документы, подтверждающие законность произведенного действия: копия постановления о производстве следственного действия, копия протокола следственного действия. В 24 часа после получения документов судья обязан их рассмотреть и по результатам проверки выносит решение (излагается в постановлении) о признании следственного действия законным или незаконным.

Признание судьей следственного действия незаконным влечет недопустимость полученных в ходе него доказательств.

При рассмотрении судом материалов о проведении следственного действия без судебного решения вправе участвовать лицо, у которого производился обыск, осмотр. Заинтересованное лицо вправе обжаловать как само следственное действие и его результаты, так и судебное решение, вынесенное по результатам оценки законности произведенного следственного действия.

Протокол следственного действия (ст. 166 УПК)

Протоколы относятся к одному из наиболее часто встречающихся доказательств по уголовному делу. Это наиболее распространенное средство фиксации хода и результатов следственного действия. Составлением протокола может фиксироваться проведение не только следственных, но и других процессуальных действий.

Составление протокола является обязательным при проведении каждого следственного действия - он составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его совершения.

Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия (ст. 167 УПК)

При производстве следственных действий возможна ситуация, когда в силу различных причин его участник откажется подписать протокол. Круг возможных лиц, отказывающихся от подписания протокола, не ограничен: подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или иное лицо. В этой ситуации следователь вносит в протокол соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.

Отказавшемуся от подписания протокола предоставляется возможность дать объяснения по поводу причин отказа, что отражается в протоколе.

Часть 3 ст. 167 УПК содержит правило оформления протокола при невозможности его подписания участниками процесса (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель) ввиду наличия у них физических недостатков или заболевания, препятствующих подписанию протокола. В этом случае производится ознакомление названных участников процесса с содержанием протокола в присутствии защитника, законного представителя, представителя, понятых, которые удостоверяют своими подписями, во-первых, содержание протокола и, во вторых, факт невозможности его подписания.

Применительно к ситуации, указанной в ч. 3 ст. 167 УПК, законодатель по существу определяет индивидуальное правило об обязательном участии на этапе ознакомления и подписания протокола защитника, законного представителя, представителя и понятых. Таким образом, при невозможности, например, свидетеля, подписать протокол, следователь обязан пригласить для этого понятых.

Участие специалиста и переводчика (ст. ст. 168, 169 УПК РФ)

Специалист участвует в следственном действии в целях, указанных в ст. 58 УПК. Он обязан оказывать следователю помощь в производстве следственного действия с использованием своих познаний. По общему правилу деятельность специалиста, участвующего в проводимом следователем следственном действии, в отличие от деятельности эксперта, не порождает новых доказательств и не имеет самостоятельного значения. Участие специалиста в следственном действии имеет вспомогательный характер и такое его участие в уголовном судопроизводстве следует отличать от дачи специалистом заключения. В последнем случае в деле появляется самостоятельное доказательство.

В некоторых следственных действиях участие специалиста является обязательным. Например, при осмотре трупа.

При привлечении специалиста к участию в следственном действии следователь должен убедиться в личности специалиста, его компетентности, обязан выяснить его отношение к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, а также разъяснить специалисту права, обязанности и предупредить об ответственности (см. ст. 58 УПК), о чем отмечается в протоколе и удостоверяется подписью специалиста.

Участие понятых (ст. 170 УПК)

Цели участия в следственном действии понятых, их задачи, кто может выступать в качестве понятых, какое их правовое положение – эти вопросы регулируются нормами ст. 60 УПК и они были предметом рассмотрения в настоящем учебнике.

Участие понятых в следственных действиях законодатель определяет, исходя из: 1) необходимости обязательного участия понятых в следственных действиях, результаты которых весьма важны и их утрата, как правило, невосполнима, а также в действиях, затрагивающих конституционные права и свободы граждан (см. перечень следственных действий, приведенный в ч. 1 ст. 170 УПК – наложение ареста на имущество; осмотр; осмотр трупа; следственный эксперимент; обыск; выемка; осмотр, выемка, снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений; осмотр и прослушивание фонограммы записи переговоров; предъявление для опознания; проверка показаний на месте); 2) учета мнения участников процесса или следователя - по ходатайству участников процесса и по инициативе самого следователя понятые могут участвовать и в других следственных действиях, не указанных в ч. 1 ст. 170 УПК; 3) возможности проведения следственных действий без участия понятых (в труднодоступных местностях, при отсутствии средств сообщения или когда проведение следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей - при работе с материалами, представляющими повышенную опасность для окружающих, в условиях вооруженных конфликтов, в особых климатических условиях, в обстановке чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами и т. п.). В последнем случае законодатель требует обязательного применения технических средств фиксации хода и результатов следственного действия, с отражением в протоколе невозможности обеспечить участие понятых. При невозможности использования технических средств об этом также обязательно отмечается в протоколе.

В ходе предварительного расследования следователю, дознавателю необходимо установить все обстоятельства, составляющие предмет доказывания, предусмотренные ст. 89 УПК. Кроме того, в соответствии со ст. 90 УПК орган уголовного преследования обязан выявит причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Многие их этих обстоятельств на момент возбуждения уголовного дела не были известны.

В стадии предварительного расследования находят применение все предусмотренные ст. 103 УПК способы собирания доказательств.

Основным способом собирания доказательств являются следственные действия.

Следственными действиями следует считать действия органа уголовного преследования, направленные на собирание и проверку доказательств и осуществляемые в особой процессуальной форме. Под таким углом зрения следственное действие - это разновидность процессуальных действий, выделяемая из общей их массы с учетом специфических познавательных задач.

К иным, применяемым в стадии предварительного расследования, способам собирания доказательств, согласно ст. 103 УПК, относят: истребование предметов и документов, а также представление доказательств участниками процесса, а также любыми физическими и юридическими лицами.

Истребование предметов и документов некоторыми своим чертами напоминает выемку. К истребованию объекта целесообразно прибегнуть, если: а) точно известно, что у определенного лица хранится интересующий следователя, дознавателя предмет или документ; б) обстановка, в которой он хранится, не имеет доказательственного значения, либо она имела такое значение ранее, но первоначальная связь объекта с обстановкой уже нарушена ходом события (например, когда стало известно, что нож, который свидетель нашел на месте преступления, хранится у него дома); в) отсутствуют опасения, что в период между предъявлением требования и доставкой предмета или документа последние могут быть умышленно или по неосторожности искажены или уничтожены.

Документы могут стать источниками доказательств только в том случае, если они надлежащим образом оформлены. Любой документ должен быть подписан лицом, от которого он исходит. Исключение составляют случаи, указанные в ст. 61 УПК (составленные в связи с неразглашением сведений о личности). Документы должны быть составлены по форме, устанавливаемой законодательством Республики Беларусь, нормативно-методическими документами Комитета по архивам и дело производству Республики Беларусь, уставами и положениями министерств, госкомитетов, ведомств, учреждений, организаций и предприятий.

Документы, исходящие от граждан, как правило, составляются в произвольной форме. В отдельных случаях нормативным актом устанавливаются форма и содержание документов, которые могут быть представлены гражданами. В частности, ч. 2 ст. 426 УПК установлены требования, которым должно соответствовать заявление о совершении преступления, предусмотренного ч. 2 и 3 ст. 26 УПК. Если заявление не отвечает этим требованиям, суд возвращает его заявителю для пересоставления.

Любой документ, содержащий доказательственную информацию, становится источником доказательств, если он приобщен к материалу или уголовному делу. В досудебных стадиях уголовно-процессуальным законом не предусмотрено вынесение органом уголовного преследования отдельного постановления о приобщении документа к материалу или уголовному делу. Документы, содержащие сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут быть обнаружены в ходе проведения выемки, обыска, осмотра места происшествия, помещения, местности. В этих случаях документы должны быть осмотрены, изъяты и приобщены к уголовному делу, о чем указывается в протоколах этих следственных действий .

Об источнике происхождения других документов, имеющихся в материале или уголовном деле, могут свидетельствовать приобщенные к материалу или уголовному делу письма-запросы органа, ведущего уголовный процесс, о представлении документов, сопроводительные письма о направлении органу, ведущему уголовный процесс, документов, регистрационно-контрольные карточки на поступившие документы, протоколы осмотра документов, проводимого в необходимых случаях, протоколы допросов лиц, представивших документы об обстоятельствах обнаружения, составления, представления документа, о его содержании.

К материалу или уголовному делу может быть приобщен подлинник документа либо его копия. В целях проверки достоверности копии документа следует при возможности сверить ее с подлинником, а в случае утраты, уничтожения подлинника допрашиваются лица, снявшие и представившие копию.

Другие носители информации - это материальные объекты, содержащие в себе доказательственную информацию, имеющую значение для уголовного дела. К другим носителям информации относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, предусмотренном ст. 103 УПК.

Если иные документы и другие носители обладают признаками, указанными в ст. 96 УПК, они являются вещественными доказательствами.

Материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи и иные носители информации относятся к другим носителям информации, в том случае, если они получены не в связи с производством следственных действий, а изготовлены и представлены органу, ведущему уголовный процесс, другими физическими или юридическими лицами. Если указанные в ч. 2 ст. 100 носители информации выполнены при производстве следственных действий, то в этом случае они являются приложениями к протоколам следственных дейст вий, обеспечивающими их полноту.

Другие носители информации могут быть признаны самостоятельными источниками доказательств, если в них содержатся сведения, имеющие значение для дела (например, во время свадьбы сделана видеозапись, на которой запечатлена драка между гостями и момент нанесения ножевого ранения потерпевшему).

Представленные органу, ведущему уголовный процесс, материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи и иные носители информации должны быть осмотрены, при необходимости с участием специалиста, о чем орган уголовного преследования составляет протокол с соблюдением требований ст. 193 и 194 УПК. Лица, представившие эти носители информации, допрашиваются о месте, времени и обстоятельствах, при которых они были выполнены. Как самостоятельные источники доказательств носители информации приобщаются к уголовному делу постановлением (определением) органа, ведущего уголовный процесс.

Самостоятельным способом собирания доказательств является их представление органу уголовного преследования участниками уголовного процесса, иными физическими и юридическими лицами. В этом случае предмет или документ появляется в поле зрения следователя, дознавателя по инициативе лиц, им обладающих. Обвиняемый, защитник, законный представитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответ чик, их представители, заявляя ходатайство о приобщении доказательств, реализуют одно из прав на участие в доказывании. Руководители предприятий, учреждений, организаций, объединений, направляя доказательство, выполняют свои должностные обязанности уведомлять органы расследования о совершенном преступлении, а иные граждане - свой моральный долг содействовать правоохранительным органам. В каждом из этих случаев возникает обязанность следователя, дознавателя исследовать представленное доказательство и принять обоснованное решение о приобщении его к делу либо о возвращении обладателю как не имеющее значение для дела.

Способом собирания доказательств является также требование следователя, дознавателя о производстве ревизии и проверки.

Акт или иной документ, оформляющий результат ревизии или проверки, становится источником доказательств по делу.

Проведение ревизий не ограничивается только бухгалтерской ревизией. Это действие должно охватывать и другие формы обследования производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, в частности проверку экономической обоснованности действий администрации, соблюдение технологической дисциплины, выяснение других вопросов, возникающих при расследовании хозяйственных преступлений, нарушении правил техники безопасности и т. п. Необходимость в выборочном обревизовании тех или иных участков хозяйственной, финансовой и производственной деятельности часто обусловлена тем, что следователь, выявив отдельные факты злоупотреблений, получает основания предположить, что они носили массовый характер. Далеко не всегда их фактический объем можно определить с помощью экспертизы. Решение этой задачи потребует от ревизора выполнения таких операций, которые эксперт применять не вправе, а именно; инвентаризации материальных ценностей, обследования непосредственно на месте соблюдения технологического процесса, правил безопасности труда, изъятия и опечатывания документов, получения необходимых материалов от ревизуемой организации, истребования объяснений от должностных лиц и т. д. Не вполне совпадают и объекты исследования: эксперт изучает документы н материальные объекты, представленные ему следователем и отраженные в материалах дела, ревизор сам производит розыск материалов, содержащих нужную ему информацию, и приобщает их к акту ревизии (обследования, проверки). Поэтому ревизия иногда предшествует экспертизе: последняя назначается в случаях, когда выявленные ревизией факты требуют дальнейшего исследования и истолкования на основе специальных знаний.

Каждое действие следователя выполняется в установленном законом порядке

и надлежащим образом оформляется. Это достигается посредством составления

постановлений и протоколов.

Постановление - решение следователя по наиболее важным вопросам, возникающим в процессе производства предварительного следствия и при его окончании. Такими постановлениями могут быть постановления о принятии дела к

производству, о привлечении в качестве обвиняемого, о признаниях участников

процесса, о производстве действий по собиранию доказательств (производство

экспертизы, обыска, выемки, освидетельствования и др.), о применении мер

пресечения и иных мер уголовно-процессуального принуждения, о

приостановлении или прекращении производства по делу и т. д.

Протокол - документ, отражающий порядок, содержание и результаты того

или иного действия следователя. Протокол составляется при производстве

действий, направленных на собирание доказательств (при осмотре, обыске,

освидетельствовании, следственном эксперименте и др.). Кроме того,

посредством протокола фиксируется выполнение следователем действий,

связанных с реализацией прав и законных интересов участников данной стадии

(протоколы ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского

ответчика, их представителей: обвиняемого с материалами оконченного

следственного производства). Закон определяет необходимые реквизиты, которые

участники того действия, по поводу которого составлен протокол, содержание

самого действия, полученные результаты. В том случае если производство

действия сопровождалось использованием научно-технических средств, об этом

также должно быть указано в протоколе. К протоколу прилагаются

фотографические негативы, снимки, кинолента, диапозитивы, фонограммы,

слепки, схемы, пленки, оттиски следов. Протокол должен быть удостоверен

подписями следователя и всех лиц, участвующих в производстве

соответствующего действия, которые при этом вправе давать свои замечания на

запись в протокол.

Итоговым решением следователя при направлении дела в суд является

обвинительное заключение.

Законность производства действий следователя обеспечивается посредством

участия в них переводчика и понятых.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется

производство, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика (ст.

134 УПК). Невыполнение этого правила представляет собой существенное

нарушение уголовно-процессуального закона, последствием которого является

возвращение дела следователю. Перед началом действия, в котором должен

участвовать переводчик, следователь разъясняет ему права, обязанности и

ответственность за неправильный перевод. Участвуя в производстве того или

иного действия, переводчик вправе задавать участникам этого действия вопросы

с целью уточнения перевода, знакомиться с протоколом этого действия, делать

замечания в случае неточности фиксации его перевода, обжаловать действия

следователя, нарушающие его права.

При производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования,

предъявления для опознания, следственного эксперимента должны присутствовать

понятые, т. е. посторонние, не заинтересованные в исходе дела лица в числе

не менее двух. Понятые должны удостоверить факт, содержание и результаты

проведенного действия. По поводу этого действия они вправе делать замечания,

которые подлежат занесению в протокол. Перед началом самого действия

следователь должен разъяснить понятым их права и обязанности (ст. 135 УПК).

Впоследствии понятой может быть допрошен о правильности проведенного

действия и его результатах. Поэтому в качестве понятых не должны

привлекаться иные участвующие в деле лица, а также сотрудники органа, в чьем

производстве находится данное дело.

Соблюдение всех этих правил имеет тем большее значение, если учесть,

что доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими

юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения и установления

иных обстоятельств, перечисленных в ст. 68 УПК (ч. 3 ст. 69 УПК).

Принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих

совершению преступлений

При производстве предварительного следствия следователь выявляет

причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и по

возможности принимает меры к их устранению. Действенной мерой такого рода

является представление.

При установлении причин и условий, способствовавших совершению

преступления, следователь вносит в соответствующее учреждение, общественную

организацию или должностному лицу представление о принятии мер по устранению

этих причин и условий. Не позднее чем в месячный срок по представлению

должны быть приняты надлежащие меры и о результатах сообщено следователю

(ст. 140, 211 УПК).

Представление является процессуальным аутом, в силу чего все

добытых путем производства следственных действий. Поэтому такое

представление выносится в тот момент производства по делу, когда собраны

достаточные доказательства, на основе которых может быть сделан

соответствующий вывод. Обстоятельства, указывающие на необходимость

немедленного реагирования на выявленные причины и условия, могут обязать

следователя безотлагательно внести представление, не дожидаясь окончания

следствия по делу.

Участие защитника на предварительном следствии. Осуществлять защиту на

предварительном следствии имеют право адвокаты, представители

профессиональных союзов и других общественных организаций по делам членов

этих организаций (ст. 47 УПК). К последним относятся представители лишь тех

общественных организаций, которые являются таковыми в точном смысле этого

понятия. Ни члены правовых кооперативов, юридических бюро и товариществ, ни

лица, осуществляющие оказание юридической помощи по лицензиям,

представителями указанных общественных организаций не являются и,

следовательно, не могут участвовать в качестве защитников на предварительном

следствии. В соответствии с ч. 5 ст. 47 УПК они могут быть допущены в

качестве защитников не обвиняемого, а подсудимого на правах "иных лиц" по

определению суда или постановлению судьи.

Участие названных представителей в предварительном следствии -

существенное нарушение права обвиняемого на защиту. С момента допуска к

участию в деле защитник вправе присутствовать при предъявлении обвинения.

Соответственно, следователь обязан разъяснить обвиняемому его право избрать

себе защитника, при необходимости с согласия обвиняемого довести это до

сведения его родственников или близких лиц, которые могли бы выполнить

вместо обвиняемого эту обязанность.

Защитник вправе участвовать в допросе обвиняемого и в иных следственных

действиях, проводимых с его участием, а также знакомиться с протоколами

следственных действий, производимых с участием обвиняемого или самого

защитника, с документами, которые предъявлялись либо должны были

предъявляться обвиняемому. Он может задавать вопросы допрашиваемым лицам,

делать письменные замечания по поводу неправильности или неполноты записей в

протоколе следственных действий. В случае повторного проведения указанных

действий следователь не вправе отстранить защитника от участия в них. Закон

не предусматривает участие защитника лишь в тех следственных действиях,

которые проводятся без участия обвиняемого".

С момента допуска к участию в деле защитник вправе иметь с обвиняемым

свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности.

В той мере, в какой участие защитника на стороне обвиняемого носит

добровольный характер, замена защитника, приглашенного обвиняемым или

уполномоченным на то лицом, может быть произведена только с ведома и

согласия обвиняемого. Обвиняемый вправе отказаться от защитника как до, так

и после вступления его в дело, и эта просьба подлежит удовлетворению, если

она носит добровольный характер и выражена в прямой и ясной форме.

Следует заметить, что число документов, с которыми защитник может

знакомиться до окончания предварительного следствия, значительно ограничено.

Подобное ограничение обусловлено реальными условиями производства

предварительного следствия, в частности требованиями ст. 139 УПК.

Надзор прокурора за исполнением законов при производстве

предварительного расследования

Одним из основных направлений деятельности прокуратуры является надзор

за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного

следствия (ст. 2 Закона о прокуратуре).

Существенное значение в этом отношении имеет предоставление прокурору

права надзирать не только за расследованием, но и за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 25 Закона о

прокуратуре). В частности, органы дознания доставляют следователю

разнообразную информацию, относящуюся к уголовным делам, и чрезвычайно

важно, чтобы эта информация была получена законными средствами.

Прокурор вправе лично произвести предварительное следствие по любому

делу или поручить его расследование подчиненному прокурору или

соответствующему следователю (ст. 27 Закона о прокуратуре).

Полномочия прокурора по надзору за исполнением закона при производстве

предварительного следствия устанавливаются уголовно-процессуальным

законодательством и другими законодательными актами (ст. 26 Закона о

прокуратуре).

По своему характеру эти полномочия носят властно-распорядительный

характер: прокурор не только выявляет допущенные нарушения закона, принимает

меры к их устранению, но и непосредственно устраняет эти нарушения.

Указания органам дознания и предварительного следствия, данные в

порядке, предусмотренном законом, в связи с расследованием уголовных дел,

являются обязательными. Только по вопросам, названным в ч. 2 ст. 127 УПК,

следователь вправе не согласиться с указаниями прокурора и представить дело

вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом

случае прокурор принимает решение либо об отмене указаний нижестоящего

прокурора, либо о передаче дела для расследования другому следователю.

Прокурор дает письменные указания о расследовании преступлений, об

избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления,

производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших

преступление: истребует от органов дознания и следователя для проверки

уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных

преступлениях, ходе расследования и установления лиц, совершивших

преступления: отменяет незаконные и необоснованные постановления следователя

и лица, производившего дознание: участвует в производстве дознания и

предварительного следствия, а при необходимости лично производит отдельные

следственные действия либо расследование в полном объеме по любому делу:

санкционирует арест, применение залога, отстранение обвиняемого от должности

и некоторые другие следственные действия: продлевает срок расследования и

письменными указаниями для дополнительного расследования: изымает дела из

производства одного органа расследования и передает их другому: отстраняет

лицо, производящее дознание, илиследователя от дальнейшего ведения дела при

наличии к тому оснований: принимает меры к реабилитации лица, которому был

причинен ущерб незаконными действиями должностных лиц и т. д. (ст. 211 УПК).

В процессе надзора за исполнением закона при расследовании преступлений

некоторые действия и решения следователя требуют обязательных форм надзора

за их законностью и обоснованностью. К числу этих форм относятся санкции,

применяемые в случаях, когда следователю необходимо принять решение,

направленное на вторжение в сферу прав и законных интересов обвиняемого

(заключение под стражу, отстранение от должности и др.), утверждение,

применяемое в случаях, когда принятое следователем решение в последующих

стадиях производства по делу становится прокурорским (обвинительное

заключение) и согласие - мнение прокурора, которое должно быть получено

следователем в установленных законом случаях до принятия соответствующего

решения (ст. 6-10 УПК).

Реализация этих, как и многих других, надзорных полномочий прокурором

при производстве предварительного расследования в сочетании с процессуальной

самостоятельностью следователя обеспечивает успешное разрешение задач данной

Одним из важных процессуальных действий считается порядок исследования доказательств в уголовном процессе. Его установление регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а именно ст. 274 УПК. В этой статье четко прописана обязанность суда исследовать доказательства в уголовном деле. Исследование улик в уголовном процессе является важнейшим этапом, без него уголовное дело как таковое практически не существует. Если нет материалов, на основе которых можно доказать или опровергнуть вину обвиняемого, то председательствующий не рассматривает дело.

Порядок исследования доказательств – это определение очередности предъявления сторонами улик, обвиняющих или, наоборот, оправдывающих подсудимого или подсудимых. Данный порядок устанавливается уголовно-процессуальным кодексом. Начинается исследование тем, что рассматриваются улики обвинения и выслушивается обвиняемый. Без предварительного обсуждения со сторонами самостоятельное установление и изменениеметодичностиизученияуликпредседательствующимсчитается незаконным действием.

Установление правильной очередности изучения улик, предъявляемых сторонами, помогает суду выяснить истину и прийти к справедливому решению.

Очередность предоставления улик зависит от нескольких факторов:

  • позиция обвиняемого или обвиняемых;
  • позиция потерпевшего или потерпевших;
  • количество эпизодов преступления;
  • наличие экспертных оценок относительно предмета, относящегося к рассматриваемому делу;
  • количество очевидцев происшествия.

Эти и другие факторы влияют на упорядоченность исследования во время разбирательства.

В процессе разбирательства участников допрашивают в следующем порядке:


Такой порядок выбран неслучайно. Он помогает более объективно рассмотреть разбираемое дело. Такая очередность обязательна, изменить ее не вправе даже судья.

Этот этап разбирательства регулируется статьей 280 УПК РФ. Прежде чем начать спрашивать, обвиняемому судья разъясняет его права согласно Конституции РФ.

Согласно 51 статье, подсудимый имеет право не давать пояснения:

  1. Против себя.
  2. Против своих родственников и близких, список которых установлен Федеральным законом.

Мероприятие состоит из двух частей. Сначала обвиняемый рассказывает о происшествии в свободной форме, а после этого отвечает на уточняющие вопросы судьи.Стороны обвинения, стороны защиты и другие лица также участвуют в процессе.

В процессе могут участвовать эксперты, гражданские истцы, ответчики, общественные обвинители и публичные защитники. Последовательность вопросов от участников заседания устанавливается судьей, как правило, после допроса основных участников разбирательства. В процессе заседания обвиняемый допрашивается в любой момент, а также он может дать показания независимо от того дано емуслово или нет. Выступление обвиняемого служит разъяснением неясных моментов председательствующему с целью более точного описания произошедшего.

Подсудимый может выразить отказ от дачи показаний, это не будет рассматриваться, как нежелание сотрудничать с судом и никак не повлияет на его виновность или невиновность, а также на процесс доказывания его вины или невиновности. Отказ от дачи показаний в обязательном порядке должен быть зафиксирован в протоколе, чтобы в дальнейшем вышестоящая инстанция была уверена в соблюдении всех прав обвиняемого. При этом обвиняемый участвует в разбирательстве, чтобы пояснять или уточнять некоторые детали преступления.

Пояснения, полученные от обвиняемого в процессе предварительного следствия, могут быть озвучены при одном из следующих условий:

  • имеются значительные различия между сведениями, полученными на предварительном следствии и в ходе разбирательства;
  • подсудимый отказался давать показания;
  • обвиняемый отсутствует на судебном заседании.

Если рассматривается дело, в котором несколько подсудимых, то председательствующий вправе допросить любого из них в момент отсутствия другого или других обвиняемых. Но условием такого допроса является обязательное ознакомление других обвиняемых с полученными во время их отсутствия сведениями.

Как правило, потерпевший допрашивается после обвиняемого и перед свидетелями. Перед тем как начать допрос, председательствующий выясняет, в каких отношениях находятся подсудимый и потерпевшая сторона. Эта информация является очень важной: от нее зависит объективность показаний потерпевшего. Эти данные в обязательном порядке вносятся в протокол дела.

Допрашиваемый так же, как обвиняемый, свидетель и другие участники разбирательства, извещается об ответственности при даче ложных показаний или при отказе от нее. Потерпевший должен присутствовать во время заседания, если у него нет возможности или есть причины, по которым он не может присутствовать в суде, то за него выступает его представитель, когда иное не предусмотрено УПК. Вопрос присутствия представителя потерпевшего на слушании регулируется ст. 249 УПК РФ.

Если потерпевший не является на заседание, заранее не предупредив об этом, то разбирательство считается оконченным. Обязательность присутствия потерпевшей стороны устанавливается самим судом. Присутствие обязательно в случае отличающихся показателей подсудимого и потерпевшего. Уклониться от дачи показаний потерпевший не имеет права, так как это будет невыполнением его процессуальной обязанности и повлечет уголовную ответственность согласно ст. 308 Уголовного кодекса РФ. Допрос потерпевшего иногда является решающим фактором при вынесении приговора обвиняемому.

При получении показаний от потерпевшего на предварительном следствии используются только законные методы. Вопросы, задаваемые стороне обвинения, должны быть сформулированы максимально четко, чтобы не было двоякого смысла. Четкая постановка вопроса поможет потерпевшему дать исчерпывающий ответ.

Согласно принципам всесторонности, полноты и объективности сведения, полученные путем угроз жизни и здоровью потерпевшего и/ или его родственникам, считаются ложными и судом не рассматриваются. Должностные лица, применяющие незаконные способы получения информации, подлежат привлечению к ответственности.

Процесс допроса потерпевшего осуществляется согласно Уголовно-процессуальному кодексу. Сначала выслушиваются показания потерпевшего в свободной форме.

После этого потерпевший может быть допрошен:

Потерпевшего первыми допрашивают стороны и председательствующий, а потом и другие участники заседания.

По разрешению председательствующего потерпевшая сторона допрашивается другими сторонами на протяжении всего процесса. Потерпевший до окончания слушанияостается в зале заседания, он присутствует при исследовании других улик.После допроса потерпевшего каждой из сторон в протоколе делается запись о том, что допрос потерпевшего закончен и указывается, какая именно сторона допрашивала.

Этот вид доказательств очень важен для осуществления производства по делу: он выявляет наличие или отсутствие новых улик в уголовном деле. На суде могут быть допрошены очевидцы происшествия, которые допрашивались ранее на предварительном следствии, а также любой человек, владеющий какой-либо информацией относительно рассматриваемого дела. Когда в качестве очевидца происшествия выступает несовершеннолетнее лицо, то его допрос осуществляется в присутствии педагога. Если очевидцу происшествия менее четырнадцати лет, то при необходимости в суд могут быть приглашены законные представители свидетеля.

Педагог и законные представители нужны для того, чтобы очевидец происшествия чувствовал себя свободно и без опасения мог рассказать все, что ему известно о рассматриваемом деле. Несовершеннолетнему и малолетнему очевидцам происшествия разъясняется важность дачи правдивых показаний, ответственность за дачу ложных показаний или отказ от их дачи.

Свидетель, не достигший совершеннолетия, может рассказывать о произошедшем событии и отвечать на вопросы при отсутствии обвиняемого на заседании. После возвращения обвиняемого судья озвучивает показания очевидца, и подсудимый задает ему вопросы. Малолетним свидетелям разрешается покинуть зал заседания после допроса в том случае, если входе слушания их участие больше не требуется.

Если очевидец происшествия недееспособный, то его допрос производится только в присутствии его законного представителя. Но пока в судебной практике недееспособный гражданин не привлекался в качестве свидетеля по уголовному делу.

Перед началом допроса очевидца происшествия ему озвучиваются его права, а также он предупреждается о наказании за дачу ложных показаний или за отказ от дачи показаний. А также в обязанности председательствующего входит выяснение до начала допроса, в каких отношениях состоят очевидец происшествия и обвиняемый,а также свидетель и потерпевший.

Свидетель дает показания в свободной форме, главное, чтобы рассказ был упорядочен и шел в хронологическом порядке относительно происшествия. Допрашиваемому разрешено пользоваться собственноручно сделанными письменными заметками, если в его рассказе есть необходимость озвучивания точных цифр, дат или времени. Впоследствии эти заметки председательствующий может приобщить к делу или внести в протокол. Процесс допроса очевидца происшествия такой же, как и потерпевшего, ведь они едины по правовой природе.


Свидетели вызываются в зал по одному, а после допроса остаются. Очередность их вызова устанавливается председательствующим, в случае необходимости очередность подлежит изменению по ходатайству сторон. Допрашиваются они тоже по одному, т.е у свидетелей, находящихся вне зала, нет возможности услышать, что рассказывал предыдущий свидетель, и какие вопросы ему задавались. Этот принцип проведения допроса нацелен на выяснение истины.

Ввиду принципа непосредственности рассматриваются показания свидетеля, полученные во время слушания, а полученные сведения в процессе предварительного следствия не озвучиваются.

Но они могут быть оглашены в следующих случаях:

  • имеются существенные различия в показаниях, данныхво время слушания и на предварительном следствии;
  • свидетель не может присутствовать на слушании по ряду причин, признанных председательствующим уважительными и не дающими возможность присутствовать в суде.

Свидетели могут оставаться в зале заседания до окончания слушания, если иное не решит суд. Так, свидетели присутствуют при исследовании имеющихся улик. Как обвиняемый и потерпевший, они могут быть допрошены повторно в любой момент производства по расследуемому делу. Если дело рассматривается судом присяжных, свидетеля первыми допрашивают стороны защиты и обвинения, а потом присяжные.


Мнение эксперта, приглашенного на разбирательство тоже является доказательством, используемым для выяснения истины. Эксперта могут пригласить уже непосредственно на заседание для проведения исследования доказательств. Если эксперт не участвовал в предварительном следствии, то его назначение регулируется Уголовно-процессуальным кодексом.Председательствующий,в свою очередь, выносит определение о назначении эксперта.

После того как обстоятельства, относящиеся к даче экспертного заключения, были выяснены, председательствующий выносит предложение сторонам составить письменный перечень вопросов эксперту. После составления списка вопросы озвучиваются и обсуждаются сторонами на предмет актуальности и значимости для процесса. Вопросы, не относящиеся к делу, по мнению суда или какой-либо из сторон, подлежат отклонению с указанием причины их отклонения, но в списке остаются.

Список вопросов, переданных эксперту, содержит:

  • актуальные для разбирательства вопросы;
  • отклоненные вопросы с указанием причин, по которым были отклонены.

Указание в списке всех вопросов нужно для того, чтобы все интересующие суд нюансы были выяснены. Ведь в ходе экспертной проверки могут появиться ответы на вопросы, которые, на первый взгляд, к делу не относились. При необходимости эксперту передаются образцы, необходимые для проведения сравнительного анализа.

После осуществления исследования полученных экспертом материалов и освещения всех вопросов, эксперт составляет заключение проведенного исследования в письменном виде. Если в процессе исследования принимало участие несколько экспертов, то заключение составляется на основе результатов их совещания. Если мнения экспертов расходятся, то заслушиваются все эксперты по очереди.

После выступления экспертов председательствующий может задать им вопросы или предложить это сделать сторонам. Если председательствующий посчитает, что проведенная экспертиза неполная или неясная, то ее проведение назначается повторно. При повторном проведении экспертизы исследователь следует указанным выше правилам.

Для осуществления более объективного производства по делу предъявляются вещественные доказательства. Их представляют стороны обвинения и защиты. Улики показываются каждой стороне. Если возникает необходимость осмотра доказательств свидетелями, экспертами или другими специалистами, председательствующий не препятствует этому.

Перед рассмотрением предъявляемых доказательств председательствующий рассказывает:

  • каким образом добыты доказательства;
  • где были найдены;
  • каким способом приобщены к рассматриваемому делу.

Эти сведения очень важны для установления правильного хода событий и выяснения истины.


Если в процессе исследования вещественного доказательства у экспертов, свидетелей или специалиста, осматривавших предмет, имеются сведения относительно предмета, то они обращают внимание суда на эти сведения. Полученные от сторон сведения обязательно фиксируются в протоколе заседания. Лица, принимающие участие в процессе разбирательства, могут быть допрошены относительно рассматриваемого вещественного доказательства. Любая из сторон может вносить комментарии относительно исследования улик.

После рассмотрения какой-либо улики суд, а также любая из сторон вправе задать обвиняемому любые вопросы, касающиеся рассматриваемого предмета или выяснения новых обстоятельств дела в связи с этим вещественным доказательством.

В качестве доказательств могут быть представлены документы, имеющие отношение к разбирательству. Улики в обязательном порядке приобщаются к делу и могут быть представлены в любой момент. Представление документов бывает полным или частичным – это зависит от того, какая часть информации, зафиксированная в документе, имеет отношение к разбирательству.


Ходатайствовать о представлении документов может любая из сторон.В том числе и сам суд. Могут быть представлены документы, которые ранее не были предъявлены на предварительном расследовании. В таком случае суд вправе назначить экспертизу относительно подлинности документов. Любая из сторон после предъявления документа вправе допросить обвиняемого или потерпевшего, а также любую другую сторону, связанную с документом.

Все документы, предъявленные в ходе процесса, приобщаются к делу, если будет вынесено решение о приобщении. Если эксперту было поручено исследовать документ, то и его заключение подлежит приобщению к делу.

К документам, предъявляемым в суде, относятся:

  • протоколы следственных и судебных действий;
  • акты;
  • отчеты;
  • письма;
  • приказы;
  • распоряжения;
  • фотографии;
  • схемы;
  • планы;
  • графики;
  • заключения и другие документы;
  • аудио и видеозаписи.


Участники следствия в обязательном порядке должны быть ознакомлены с этими документами. Одна из сторон вправе ходатайствовать, чтобы аудио или видеозаписи были воспроизведены прямо во время разбирательства, как правило, это ходатайство не отклоняется.

Документы подлежат оглашению в случае, если в них содержится информация, являющаяся важной для расследуемого дела. Если документ большого объема, то зачитывают только ту часть, которая непосредственно связана с делом. В качестве улик могут быть представлены и заверенные копии документов, но только в том случае, если нет других доказательств, позволяющих выяснить содержание подлинного документа. Документы, приобщаемые к делу в ходе разбирательства, могут быть приобщены в качестве вещественных доказательств.

Председательствующим в качестве исследования улик может быть произведен осмотр места происшествия. Для проведения осмотра подготавливается и выносится определение. Проведение осмотра может запросить любая из сторон, участвующих в судебном разбирательстве. Обязанность суда — удовлетворить ходатайство.

Как только суд прибыл на место происшествия, разбирательство продолжается. На исследуемом месте суд присутствует полным составом, на месте могут быть повторно допрошены обвиняемый, потерпевший, свидетели, эксперты и другие участники процесса.

Ввиду того что уже имеются сведения, относительно произошедшего на осматриваемой территории, то осмотр производится более детально, информативно и целенаправленно.

Все новые сведения, полученные в ходе исследования места происшествия,регистрируются в протоколе следствия. При осмотре места происшествия привлекаются понятые.Однако если председательствующий сам осуществляет осмотр места происшествия, то в присутствии понятых нет необходимости.Исследование места происшествия – это объективное доказательство, которым суд не может пренебречь.

Для того чтобы в процессе следствия у сторон была возможность вернуться к месту происшествия в качестве доказательства, стороны могут подать прошение о проведении фото и видеосъемки осмотра, а также о привлечении специалиста, который будет составлять:

  1. Схемы.
  2. Планы.
  3. Чертежи осматриваемого места.

Собранные данные помогут при необходимости лучше изучить место преступления, не возвращаясь к нему.


При исследовании местности у сторон могут возникнуть вопросы к участникам процесса, которые стороны вправе задать любому участнику согласно очередности, указанной председательствующим. Присутствующие при осуществлении проверке местности лица могут указать осматривающему лицу на все те предметы, обнаруженные при осмотре, которые, по мнению этих лиц, имеют прямое или косвенное отношение к расследуемому делу.

Обычно изучение места происшествия проводится уже после того, как следователь и его команда поработали, поэтому привлекаются очевидцы с целью выяснить, как много изменилось с первого осмотра и изменилось ли что-то вообще. Присутствующие участники производства могут указать председательствующему на следы, которые не были описаны в деле, но на данный момент являются значимыми для расследования. После проведения осмотра иногда обнаруживаются новые улики, которые приобщаются к делу и исследуются экспертами либо подтверждаются (опровергаются) показаниями обвиняемого, потерпевшего или свидетелей.

Если требуется проведение экспертизы какого-либо предмета, найденного на исследуемом месте, его отдают экспертам. Те, в свою очередь, делают заключение и представляют его на слушании согласно изложенным выше правилам.

В настоящее время в судебной практике не было прецедентов выезда на место происшествия. Обычно в ходатайстве исследовать данное доказательство отказывают, и отказ ничем не подтверждается. Если суд выражает отказ удовлетворить ходатайство сторон с просьбой произвести исследование места происшествия, то он нарушает ряд статей УПК РФ, что несет за собой ответственность перед судом высшей инстанции.