В соответствии ст. 7 Закона военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Подсудность дел об административных правонарушениях и дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, которые совершили правонарушения в период прохождения военной службы, военных сборов, и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.
Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам.
Военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.
Военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Подсудность уголовных дел военным судам является разновидностью персональной подсудности и регламентируется ч. 5-9 ст. 31 УПК, а также Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (далее - Закон о военных судах).

Военные суды РФ являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему РФ и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Исходя из единства судебной системы, в своей деятельности военные суды руководствуются конституционными принципами и правилами судопроизводства, установленными для всех федеральных судов общей юрисдикции РФ. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, а также вследствие новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Правила о подсудности уголовных дел военным судом установлены ст. 31-36 УПК и ст. 7,14 и 22 Закона о военных судах.

В соответствии с законодательством установлены два критерия отнесения дел к подсудности военным судам, действующим на территории РФ: статус обвиняемого - военнослужащий, либо гражданин, проходящий военные сборы, и время совершения преступления - период прохождения военной службы или военных сборов.

В соответствии со ст. 31 УПК к подсудности военных судов отнесены уголовные дела о всех преступлениях, совершенных только военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы (ч. 5, 6 ст. 31).

Военнослужащими являются лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" к другим войскам, органам и формированиям относятся внутренние войска МВД России, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования МЧС России, СВР России, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ.

Дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, подсудны военным судам во всех без исключения случаях, вне зависимости от того, какое преступление и при каких обстоятельствах ими совершено.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" статус военнослужащего имеют граждане, проходящие военную службу по контракту или по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Иностранные граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы в войсках и воинских формированиях РФ и утрачивают его с окончанием военной службы (ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащего").

Граждане, проходящие военные сборы, в этот период также приобретают статус военнослужащих, и поэтому уголовные дела о преступлениях, совершенных ими, также отнесены к подсудности военных судов.

Уголовные дела по обвинению группы лиц, если дело в отношении хотя бы одного их них подсудно военному суду, подлежат рассмотрению военным судом.

Согласно ст. 7 Закона о военных судах военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Подсудность уголовных дел военным судам разных уровней - гарнизонным и окружным (флотским) -определена, исходя из разграничения их полномочий по тому же принципу, что и подсудность дел районным и вышестоящим над ними судам.

Гарнизонные военные суды являются основным звеном системы военных судов. Мировые суды в условиях воинских формирований не действуют. Поэтому гарнизонные военные суды рассматривают уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК).

В соответствии со ст. 29, 108, 109 УПК гарнизонные военные суды принимают решения о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей. В ходе досудебного производства по подсудным им уголовным делам военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления следователя, руководителя следственного органа и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно решения и действия (бездействия) названных лиц и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ч. 2 и 3 ст. 29, ст. 125 УПК, п. 6 ст. 7 Закона о военных судах). Гарнизонные военные суды принимают также решения об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (п. 2 ст. 29 УПК, п. 3 ст. 22 Закона о военных судах).

Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. Они рассматривают в первой инстанции уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК (уголовные дела, подсудные областным и равным им судам), а также переданные в окружной (флотский) военный суд Верховным Судом РФ в соответствии с ч. 4-7 ст. 35 УПК (дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях).

Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по уголовным делам подсудным гарнизонным военным судам (ч. 1 ст. 14 Закона о военных судах).

Военные окружные (флотские) суды действуют также как суды второй и надзорной инстанции. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу судебные решения гарнизонных военных судов", а в надзорном порядке - на вступившие в законную силу решения гарнизонных военных судов, кроме того окружные (флотские) военные суды рассматривают заключения прокуроров о возобновлении производства по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений гарнизонных военных судов (п. 6 ч. 1 ст. 417 УПК).

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляется Верховным Судом РФ, в котором надзорными полномочиями обладает Президиум Верховного Суда РФ, как высшая надзорная инстанция для всех судов общей юрисдикции, и Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Согласно Закону о военных судах (п. 2 п. 3 ст. 9) Военной коллегии по первой инстанции подсудны уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено ходатайство о рассмотрении дела Военной коллегией, а также дела военнослужащих о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличие ходатайства обвиняемого. Последнее положение соответствует ч. 4 ст. 31 УПК, в соответствии с которой Верховному Суду РФ, кроме дел, названных в ст. 452 УПК (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и судьи федерального суда), могут быть подсудны также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом.

Что же касается уголовных дел в отношении членов Совета Федерации и депутатов государственной Думы, то они не могут быть подсудны Военной коллегии, поскольку эти лица на время исполнения депутатских обязанностей приостанавливают военную службу и исключаются из воинских правоотношений.

Кроме того, Военная коллегия вправе рассматривать дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по уголовным делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Военная коллегия действует также как суд второй инстанции в отношении решений по уголовным делам, рассмотренным окружными (флотскими) военными судами, и как суд надзорной инстанции по отношению ко всем военным судам.

Порядок определения подсудности

Определение подсудности уголовного дела осуществляется прокурором при направлении дела в суд. При этом необходимо отметить, что подсудность гражданского иска, вытекающего из уголовного дела, определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен (ч. 10 ст. 31 УПК).

Если при изучении материалов поступившего уголовного дела судьей будет установлено, что оно не относится к компетенции данного суда, он выносит постановление о направлении уголовного дела по подсудности (ч. 1 ст. 34 УПК).

Вместе с тем решение вопроса о подсудности уголовного дела может происходить не только в стадии подготовки дела к судебному заседанию, но и непосредственно в стадии судебного разбирательства. Если имеются основания для передачи дела по подсудности в суд того же уровня, то при согласии подсудимого уголовное дело может быть оставлено в производстве данного суда. Вместе с тем уголовное дело, подлежащее рассмотрению вышестоящим или военным судом, во всех случаях подлежит передаче по подсудности (ч. 3 ст. 34УПК).

Обеспечение быстроты и объективности рассмотрения уголовных дел предопределило невозможность споров между судами о подсудности. Уголовное дело, переданное из одного суда в другой, подлежит безусловному принятию его к производству тем судом, которому оно передано (ст. 36 УПК).

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т.е. подведом­ственных этим судам, предопределяется преимущественно персо­нальными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или администра­тивной) по приговорам (постановлениям) этих судов. Свойством (при­знаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица

к военнослужащим,

к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие воен­ные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы),

либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими струк­турами (при определенных правовыми актами условиях - члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воин­ских частях или учреждениях).

К первой из них (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

Вторую категорию дел, подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Эти дела составляют основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода. Но это не значит, что в них подсудимыми могут быть только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. В качестве подсудимых перед военными суда­ми довольно часто предстают и не военнослужащие. Такое считает­ся законным в случаях, когда речь идет:

О групповых преступлениях, если хотя бы один из подсуди­мых является военнослужащим,

О нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них под­судно военному суду;

О преступлениях, совершенных во время прохождения воен­ной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с во­енными сборами;

О всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причи­ненного преступлением. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Они входят в судебную систему Российской Федерации Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»/Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2003., являются федеральными судами общей юрисдикции и наряду с делами о преступлениях и административных правонарушениях в пределах своей компетенции рассматривают также гражданские дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Военные суды отличаются определенной спецификой:

  • а) военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (например, в ФСБ, в Федеральной пограничной службе) (ч. 1 ст. 1 Закона о военных судах);
  • б) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений, других войск и воинских формирований (ч. 2 ст. 1 Закона о военных судах);
  • в) военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела (они указаны в ст. 25) в порядке гражданского судопроизводства (ст. 3 Закона о военных судах);
  • г) в систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные суды (ст. 8 Закона о военных судах);
  • д) упомянутые в ст. 25 специализированные суды могут создаваться в соответствии со ст. 26 Закона о судебной системе.

Правила о подсудности военным судам гражданских дел в первой инстанции сформулированы Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации". Они предусматривают разграничение компетенции по рассмотрению гражданских дел между военными судами и другими судами общей юрисдикции, а также между самими военными судами Гражданское право. Учебник в двух томах. Том 2.-М.: Проспект, 2001..

В качестве критериев разграничения компетенции между военными судами и другими судами общей юрисдикции выступают субъектный состав и характер спорных материальных правоотношений. По общему правилу, в соответствии с этими критериями военным судам подсудны гражданские дела лишь по заявлениям военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, проходящих или прошедших военные сборы, о нарушении их прав, свобод и охраняемых законом интересов в период прохождения ими военной службы или военных сборов действиями (бездействием) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятыми ими решениями (ч. 1 и 2 ст. 7 названного Закона). Все иные гражданские дела подсудны другим судам общей юрисдикции.

В частности, военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела поискам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).

Исключение из общего правила разграничения компетенции между военными и другими судами общей юрисдикции предусмотрено ч. 4 ст. 7 названного Закона, согласно которому военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Между самими военными судами разного уровня гражданские дела распределяются в зависимости от родовых признаков, позволяющих отнести то или иное дело к определенной группе дел.

Говоря о подсудности гражданских дел военному суду, нужно иметь в виду, что:

  • а) в гарнизонном военном суде дела в первой инстанции рассматриваются либо в составе коллегии (состоящей из трех судей), либо судьей единолично. Гражданские и административные дела рассматриваются гарнизонным военным судом коллегиально, лишь, если какая-либо из сторон, заявит соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 23 Закона о военных судах). Этот же суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении иных судебных актов, принятых им и вступивших в законную силу (ст. 22 Закона о военных судах);
  • б) окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов России. В нем образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы (ст. 13 Закона о военных судах). Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, а также по жалобам и представлениям на решения и иные судебные акты гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. В случаях, установленных Законом о военных судах, окружной (флотский) военный суд рассматривает также дела по представлениям и жалобам на решения (иные судебные акты) гарнизонных военных судов, вступившие в силу, и, кроме того, на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции. Окружной (флотский) военный суд рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам дела в отношении судебных актов, принятых им и вступивших в законную силу Осокина Г.Л. Гражданский процесс: Общая часть. - М. Юрист. 2003..

В окружном (флотском) военном суде дела рассматриваются либо судьей единолично, либо в составе коллегии из трех судей. Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда рассматривают:

  • 1) в первой инстанции - дела, отнесенные к их подсудности;
  • 2) дела по жалобам на решения и иные судебные акты, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
  • 3) дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении судебных актов, принятых соответствующей судебной коллегией (судебным составом) и вступивших в силу (ст. 13-15, 18 Закона о военных судах);
  • в) Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела:

в первой инстанции - об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (п. 3 ст. 9 Закона о военных судах);

по жалобам и представлениям на судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;

по жалобам на судебные акты военных судов, вступившие в законную силу;

по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ею и вступивших в силу.

Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела:

  • 1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает либо судья единолично, либо коллегия, состоящая из трех судей;
  • 2) все остальные категории дел (упомянутые выше) - в составе коллегии из трех судей (ст. 9, 10 Закона о военных судах).

Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских дел к настоящему времени не учреждены.

Согласно ФКЗ от 23.06.1999 г. ФКЗ от 23. 06.1999 г. N 1-ФКЗ (ред. от 08. 03.2015 г.)"О военных судах Российской Федерации" Военным судам подсудны:

1. Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов;

2. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;

3. Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции.

Военные суды рассматривают жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, жалобы на действия или бездействие военных прокуроров по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Они также рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

Следует иметь в виду, что к лицам, состоящим на военной службе, относятся не только военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, но также и лица, состоящие на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности, внутренних войсках МВД, железнодорожных войсках, военнослужащие Министерства по чрезвычайным ситуациям и некоторых других ведомств, где предусмотрена военная служба. Военнослужащими признаются и граждане, призванные на военные сборы в период их прохождения.

Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента. Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими. В противном случае в отношении них дело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п.7 ст.31 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18. 12.2001 г. N 174-ФЗ (ред. От 13. 07.2015 г.)). Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.

Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других.

К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и на неприкосновенность жилища. Чувилев А.А. «Правоохранительные органы»; М: Юриспруденция, 2000