ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ 10 класс 01.03.16

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической .

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания oграничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный. часто поверхностный xaрактер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в yмeнии гpaмoтнo при менять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научногo правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля)? выпускника неюридического вуза?)

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы цeннocтей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и oxранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные цeннocти: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, ее правовая и социальная защищенность, а также ценности пу6лuчного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества. В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает цeннocти, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные eгo социальные группы и классы.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определенных целей и в утверждении определенных ценностей.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это, прежде вceгo, уровень знания права каждым из нас, уважительное oтнoшение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на нeгo. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от нeвepнoгo и недопустимого.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и дoстижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для тoгo, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция право вой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры oxвaтывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

Определяющее значение прав и свобод человека и гражданина вправовой организации общества;
- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
- правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
- активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего). Для нeгo х

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
- правомерное поведение полезно для общества, не противоречит eгo интересам и целям. В связи с этим выдeляют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее coциально допустимые явления, как неучастие граждан в гoлосовании или супружеские разводы;

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, нeдееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
- правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (мaccoвoгo нарушения правовых норм) общество перестало бы нopмально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для тoгo чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от г лавного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно eгo поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно гoворить о eгo сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их г лубокого и вcecтopoннeгo осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с нeдостаточно развитыми право вой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления тaкогo поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже cooтвeтcтвует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано стpaхом перед наказанием. (Вспомните, кoгo называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие при меры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде вceгo, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, , нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психоло?ических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальnых предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и coзнанием людей. Требования общественной жизни, выpaженные в качестве юридических норм, сами по себе не стaнут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие caмoгo права на общественные oтнoшения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая гpaмoтность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Выcoкий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру вceгo общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

В начале урока проводится беседа, в ходе которой выясняется, что такое правонарушение и вчем отличие проступка от преступления. Проводится работа с учебником. Учащиеся находят элементы правосознания. Затем проводится работа в тетрадях. Далее учащиеся работают с заданиями по учебнику. Приводятся примеры из жизни и кинофильмов. После рассмотрения каждого пункта плана делается вывод, который записывается в тетрадь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Квашенковская СОШ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10 класс

ТЕМА:

« ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Учитель: Куцеволова Ольга Борисовна

2015 – 2016 учебный год.

Цель урока: раскрыть сущность правовой культуры личности, признаки правомерного поведения, способствовать воспитанию осознанного отношения к праву.

ХОД УРОКА

Вводная часть. (слайд 2)

Ответы на вопросы:

В чем причины отклоняющегося поведения?

В чем особенности правонарушения?

В чем различие между проступком и правонарушением?

В чем социальная опасность преступности?

Вывод: правовые нормы сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не будут осознаны каждым.

План изучения нового материала. (слайд 3)

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Вопрос: Вспомните, что такое самосознание?

(Определение себя как личности, быть готовым нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые поступки)

1. Разбор задания №1 с. 327 в учебнике.

2. Учитель:

Давайте на одном примере посмотрим, что правосознание не только знание права, но и одобрение или неодобрение вновь принятых законов.

(учитель сообщает о Федеральном законе « О ветеранах» - из учебника)

3. Работа в тетрадях. (слайд 4)

Дается задание выписать элементы правосознания.

Вывод: Уровень правосознания общества определяется знанием права и его положительной оценкой. (слайд 5)

4. Учитель:

Переходим к рассмотрению второго пункта нашего плана.

Предлагаются 2 ситуации (мет. с.. 224 и вывод на с. 225)

Учитель сообщает о причинах правового нигилизма у молодежи. –

с. 225(мет). (слайды 6,7,8)

Вывод: Не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком: знание юридических норм обязательно должно сочетаться с их соблюдением. (слайд 9)

5. Учитель:

Переходим к рассмотрению третьего пункта плана.

Вопросы:

Какое поведение называют правомерным?

(это поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их)

(слайд 10)

Учитель рассказывает о Деточкине из фильма « Берегись автомобиля»

Вывод: Он борется с нарушителями, сам совершая неправомерное поведение. Но он вроде бы и прав. Но даже ради высокой цели законы нарушать нельзя. (слайд 11)

Итог урока.

Д.З. пар. 29, задание № 2, с. 327

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предпосылки правомерного поведения

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые бы не противоречили нормам права и общественной пользе, как воплотить эти образцы в повседневную жизнь. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы наше поведение стало правомерным.

Основные вопросы для изучения 1.Правосознание 2.Правовая культура 3.Правомерное поведение

Уровни правосознания научное профессиональное обыденное

Определите, к какому уровню правосознания можно отнести каждое из высказываний? «Депутаты ГД используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований» Чтобы навести порядок в стране, надо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь» «Основной ценностью правового государства признаются права человека и его свободы»

Правовая культура и её функции Правовая культура личности- часть общей культуры, уровень знания права и уважительное отношение к нему. Правовая культура общества- уровень развития правосознания и правовой активности

Черты современной Правовой культуры Определяющее значение прав и свобод в правовом обществе Утверждение в сознании чувства уважения к закону и правопорядку Правовая активность граждан Правозащитная и правоприменительная деятельность государства

Правовой нигилизм Правовой нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

Пути преодоления правового нигилизма: повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов;

Правомерное поведение- это поведение, соответствующее правовым нормам. Работа с текстом на стр.323. Выпишите основные признаки правомерного поведения.

Предпосылки формирования правомерного поведения Психологические: осознание необходимости правомерного поведения Социальные: влияние определённой социальной среды Личностные: правовое воспитание

Домашнее задание Пар. 29, с. 326. Документ и задания к нему.


Поведение людей чрезвычайно многообразно. Оно имеет разные формы выражения, интенсивность, мотивы, цели, результаты. Но в конечном итоге любое человеческое поведение заключается в воздействии индивида на внешнюю среду, опосредованное его двигательной (физической) и психической активностью и выражающееся в его поступках.

Поступок - это акт поведения, при котором лицо осознает его социальное значение. По характеру действий, их последствиям поступки в ряде случаев существенно различаются. Так, все человеческие поступки можно условно подразделить на две группы: поступки общественно полезные и поступки общественно вредные. Именно поэтому всякое поведение выступает объектом моральной и правовой оценки. Давая правовую характеристику человеческих поступков, среди актов поведения из первой группы можно найти правомерные поступки, а среди второй группы - неправомерные, противоправные. Определенная часть поведения из первой и второй групп поступков может признаваться нейтральной по отношению к праву и законности.

Поведение, осуществляемое в правовой сфере, в том числе и правомерное, может выражаться как в действии личности, так и в ее бездействии. Обе формы поведения отражают определенную активность личности, поскольку в случае пассивного поведения - бездействия - она выражает свое отношение к норме, требующей не совершать социально вредные действия. Позитивное бездействие представляет собой активность, минимально необходимую для нормального функционирования общества. В этом ее коренное отличие от преступного бездействия, которое рассматривается как воздержание лица от обязательного действия, предписываемого нормой права, и потому наказуемое в установленном правовом порядке.

Правомерные поступки людей - это такое поведение, которое соответствует предписаниям правовых норм и (или) не нарушает их. Для режима законности очень важно, чтобы как можно более широко распространенным видом поведения в обществе было правомерное. Это является основой режима законности, правопорядка, наиболее благоприятных условий для осуществления прав и свобод человека.

Правомерное поведение является важным условием нормальной жизнедеятельности всего общества, обеспечивая организованность социальных отношений, их подчиненность правовому порядку. Большинство поступков, совершаемых людьми и их объединениями в правовой сфере, соответствуют требованиям правовых норм. Добросовестный труд, активная политическая деятельность, занятие предпринимательством в рамках закона, отдых на природе, не посягающий на охраняемые правом ценности, успешная учеба в вузе, занятия физической культурой в спортивных залах, т.е. практически все самые важные проявления жизненной активности человека в обществе одновременно могут рассматриваться как примеры правомерных действий.

Правомерное поведение является связующим звеном между правовой нормой и тем социальным эффектом, на достижение которого рассчитана данная норма. Социальная ценность правомерного поведения проявляется и в том, что оно составляет органическую часть цивилизованного поведения. Цивилизованность - общепринятое понятие, включающее в себя многие внешние проявления культуры человека и общества. Цивилизованное правомерное поведение - это следование субъекта права нормативным требованиям на основе убежденности в нравственно-этическом приоритете общечеловеческих догм - не укради, не убий, не обмани. Его содержание зависит и от того, в какой мере человек следует существующим писаным и не писаным правилам, насколько является активным носителем понимания гражданских обязанностей, разделяет и подчеркивает общественные представления о добре и зле, справедливости и долге.

Правомерное поведение в жизни проявляется весьма многообразно. Действия, соответствующие правовым предписаниям, могут быть классифицированы по многим признакам и критериям.

Критериями выделяемых типологий правомерного поведения избираются: различия по субъектам права, степень выработки уважительного отношения к праву, добровольность, зависимость от характера и содержания правосознания, характер мотивации, степень реализации права в поступках, в зависимости от правоустановки и т.д.

Правомерное поведение может быть активным и пассивным. Активное поведение имеет место в случае реализации управомочивающих либо обязывающих юридических норм. Пассивное поведение связано с воздержанием от запрещенных действий.

По объективной стороне правомерное поведение подразделяют на необходимое (желательное) и социально допустимое. Примером последнего может служить такое правомерное, социально допустимое, но нежелательное поведение, как развод супругов.

Поведение людей в правовой сфере может быть не только законопослушным, но и не соответствующим праву, т.е. неправомерным. Неправомерное поведение выражается прежде всего в правонарушениях как (это следует из самого термина) актах, нарушающих право, противоречащих ему.

Правомерное поведение и правонарушения - это антиподы. Первое совершается на основе предписаний правовых норм, реализуется в правоотношениях, тогда как второе всегда является поведением, нарушающим требования юридических норм.

Правонарушение представляет собой разновидность противоправного, антисоциального поведения. Главное в противоправном поведении - то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинить вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом, препятствует поступательному развитию общества.

Возможность нарушений норм права заложена в существе самой человеческой жизни и в несовершенстве самого человека. Причиной многих правонарушений является стремление отдельных лиц удовлетворить свои потребности способом, противоречащим требованиям правовых норм. Среди условий, порождающих правонарушения, называют противоречия в экономических, политических, социальных и духовных отношениях, которые являются питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищений, посягательств на жизнь и здоровье людей и т.д. На уровень неправомерного поведения и на состояние преступности определенное влияние оказывают психологические и биологические особенности правонарушителя.

С преступностью, правонарушениями можно и нужно бороться, предотвращать их, снижая тем самым их уровень (может быть даже до минимума), но полностью искоренить эти негативные явления, к сожалению, невозможно. Условия, формирующие причину, усиливающие или ослабляющие ее действие, очень разнообразны. Их устранение - это и есть основные пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними.

Объективные законы не знают исключений в отличие от законов юридических, которые предусматривают возможность нарушения их предписаний. Нарушение норм права заложено в существе самой человеческой жизни, поэтому государство своей принудительной силой вынуждено обеспечивать охрану и реализацию юридических норм. В арсенале государства имеются нормы, предусматривающие юридическую ответственность в отношении лиц, поведение которых не сообразуется с его обязательными предписаниями.

Правонарушение имеет строго определенные признаки, отличающие его от нарушений норм морали, обычаев традиций и т.д.

1. Это всегда деяние человека или организации, выраженное

в действии или бездействии.

Как уже отмечалось ранее, человеческое поведение (деяние) заключается в его воздействии на окружающий мир, которое выражается в действии или бездействии. Правовое значение имеет только то поведение человека или коллектива, которое выражено вовне, во внешней физической среде - в форме телодвижений, действий, операций, деятельности, совершаемых в объективной действительности. В связи с этим не могут признаваться правонарушением мысли человека, его политические, религиозные и иные убеждения, если они не нашли своего внешнего выражения в объективной действительности в той или иной конкретной форме. Не могут регулироваться правом мысли людей или какие-либо личные качества, не выразившиеся в том или ином их поступке (действии или бездействии). Значит, правонарушение - это прежде всего определенное деяние, а не помыслы, переживания или чувства. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т.д. К. Маркс подчеркивал и то, что законы, которые делают главным критерием не действия человека, а его образ мыслей, представляют собой не что иное, как позитивные санкции беззакония.

Противоправное действие представляет собой активное поведение лица, причиняющее вред общественным отношениям, которые охраняются правом (например, угон автомобиля). Бездействие в данном случае состоит в несовершении лицом таких действий, которые оно по определенным основаниям должно было и могло совершить в данных конкретных условиях (неоказание помощи терпящим бедствие).

2. Общественная опасность (вредность) противоправного деяния. Правонарушением является деяние (действие или бездействие), которое причиняет вред гражданам, государству, обществу. Вред может быть физическим и духовным, материальным и моральным, измеримым и неизмеримым и т.д.

Он может выражаться в утрате предмета посягательства (например, уничтожение вещи), в ущемлении законных прав и интересов, нарушении нормального функционирования государственных, общественных учреждений и т.д. Деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под его угрозу (например, нетрезвое состояние водителя). Поскольку правонарушения вредны для общества, государство посредством правовых предписаний запрещает их совершение.

  • 3. Противоправность деяния. Правонарушение, безусловно, связано с правом, поскольку оно возникает как деяние, противоречащее образцу поведения, установленному в правовой норме. Противоправность деяния может проявляться в различных формах:
    • - в прямом нарушении правового запрета;
    • - неисполнении возложенных обязанностей;
    • - превышении должностных полномочий и т.д.
  • 4. Виновность поведения субъектов права. Определяя правонарушение как противоправное деяние, мы рассмотрели его только с внешней, видимой, т.е. с объективной, стороны. Но правонарушение имеет еще и субъективную сторону, которая показывает, кто совершил противоправное деяние, какова была направленность его воли, и каково было его психическое отношение к содеянному. Противоправное деяние только тогда рассматривается как правонарушение, когда в этом деянии проявилась воля лица, его совершившего. Субъект права проявляет индивидуальную волю путем выбора и осуществления того или иного варианта поведения в конкретных отношениях. Противоправное деяние, совершенное лицом, которое в силу объективных обстоятельств было лишено выбора того или иного варианта поведения, не может быть правонарушением. В таких случаях содеянное не зависит от воли лица. Вот почему само по себе противоправное деяние еще не свидетельствует об отрицательном отношении лица к охраняемым законом отношениям, общественным интересам. Для правильной юридической оценки противоправного деяния как правонарушения необходимо определить состояние и направленность воли правонарушителя, т.е. его вину.

Вина - это психическое отношение субъекта права к совершенному им противоправному деянию, вредному для общества, государства, других лиц. Вина представляет собой одно из важнейших юридических понятий. Различают две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел предполагает, что лицо, совершающее противоправное деяние, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего поведения, т.е. сознательно причиняет вред.

Неосторожность может проявляться как легкомыслие (когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но самонадеянно рассчитывает на возможность избежать их, например, вождение неисправного автомобиля) и как небрежность (когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но может и должно их предвидеть, например, медицинская сестра, не проверив содержимого ампулы, делает укол, от которого наступает смерть пациента).

5. Наказуемость противоправного деяния. Это свойство правонарушения характеризуется применением к правонарушителю мер государственного воздействия. Наказуемость деяния как угроза и возможность наказания, предусмотренная в санкции правовой нормы, не должна смешиваться с наказанностью, которая является следствием совершения преступления. Наказуемость противоправного деяния, словно Дамоклов меч, будет висеть над правонарушителем, даже если реального наказания не последовало.

Во все времена члены общества старались создать модель поведения человека, которое бы не противоречила основным нормам права.

Предпосылки правомерного поведения

Однако такие идеи не всегда воплощались в реальности, так как воспитать в человеке образцы правомерного поведения было весьма сложным. Правомерное поведение индивида и общества в целом может быть достигнуто благодаря двум составляющим элементам – правовой культуре и правовому сознанию.

Правовосознание

Правосознание представляет собой отношение человеку к праву, к юридической практике, а также к действующему законодательству. Правосознание предполагает, что каждый человек обязан знать суть действующего права, понимать необходимость принятия и выполнения законов.

Также высокий уровень правового сознания предусматривает возможную критику проектов нормативно - правовых актов, неодобрение принятых законов.

Правосознание включает в себя такие структурные элементы: правовую идеологию, знание права, правовую психологию, а также анализ поведенческих установок.

Знание права представляет собой необходимость человека знать основные положения Конституции, конституционных законов и отраслевых кодексов. Правосознание человека может быть ограничено его житейскими представлениями либо личным жизненным опытом.

Правовая культура

Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры. В современном обществознании различают два вида правовой культуры: правовая культура личности и общества.

Правовая культура личности – это уровень знания правовой системы определенным индивидом, а также его уважительное отношение к институту права. Правовая культура личности очень тесно связана с понятием правосознания.

Это понятие включает в себя не только систему правовых знаний, но и личные предпочтения и убеждения индивида, которые позволяют сделать правильный вывод о том, какое поведение является допустимым, а какое недопустимым.

В основе понятия «правовая культура» лежит три обязательства человека: знание юридических норм, соблюдение свобод и прав других людей, выполнение обязательств, предусмотренных нормами права.

Правовая культура общества – это реально достигнутый уровень правосознания общественности, а также ее правовая активность.

Правовая культура общества проявляется в деятельности судебных и правоохранительных органов, а также должностных лиц. Именно по уровню эффективности их работы можно судить о том, настолько в обществе развита правовая культура.