Иверская икона, дни памяти:
25 февраля (12 февраля по старому стилю)- в этот день произошло перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. Этот список был написан Афонским иконописцем специально для Иверского монастыря, построенного на Валдае по точному подобию Афонского.
6 мая (25 апреля по старому стилю)- второе обретение списка иконы. В 2012 году икона была торжественно передана Русской Православной Церкви и установлена на свое место в Новодевичий монастырь, где она находилась с 1648 года. В годы советской власти, после закрытия монастыря, святыня находилась в фонде Государственного Исторического музея.
26 октября (13 октября по старому стилю) — день торжественной встречи, когда Афонская Иверская икона появилась в Москве в 1648 году
Во вторник Светлой седмицы — по преданиям именно во вторник Светлой седмицы монахи Иверского монастыря увидели, что по воде к ним плывет икона Божьей Матери.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ЧЕРЕЗ ЕЕ ОБРАЗ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ

Второе название этой иконы Божией Матери, Вратарница (Портаитисса). Она, как настоящий страж, стоит на защите Вас и Вашего дома и ограждает от злых действий и разрушительных мыслей.

Богоматерь через Иверский образ настоящей Матери является Заступницей нашего жилища от разных бедствий – от ограбления, потопов, пожаров и т.д.
Иверская икона помогает в исцелении душевных и телесных заболеваний, она показывает грешникам путь к раскаянию.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ

После первого Вселенского собора, на котором, в том числе благодаря и приверженцы арианской ереси получили достойный отпор и в христианском мире наконец-то наступило спокойное время. Но в 9 веке пришла новая беда – появились борцы с православными образами, они просто уничтожали иконы.

В те годы в области Никея (сейчас — это Турция) жила семья православных христиан, вдова и ее сын-подросток. Женщина была не бедной и рядом со своим домом воздвигла храм, в котором была старинная икона Божьей Матери. Однажды смутьяны-иконоборцы пришли в эту церковь и начали требовать у женщины деньги. Она сказала им, что сейчас у нее нет такой суммы, услышав этот ответ, один из нападавших ударил мечом в икону по лику Божьей Матери. Вдруг по иконе, будто из живого тела, потекла кровь.
«Герои » испугались увиденного и ушли из храма, но покидая его, предупредили, что вернутся за деньгами на следующий день.

Ночью вдова с сыном взяли поврежденную икону, пошли на берег моря и прочитав молитву, положили ее на воду. Неожиданно икона встала в вертикальное положение и поплыла от берега в открытое море. Мать и сын, пораженные происходящим, смотрели на это чудо. После всего произошедшего они были вынуждены покинуть свой дом. Сын отправился в Фессалоники, потом – на Афон в Иверский монастырь, где приняв постриг, стал монахом.
Историю о таком необычном спасении образа Божией Матери, икона Которой чудесным образом ушла в море, он рассказал иверским монахам.

Как-то раз, находясь возле монастырских ворот, недалеко от воды, старцы увидели огненный столб, поднимающийся над морем. Это зрелище напугало их. Они начали молиться Господу, но видение не исчезало, а к ночи стало еще ярче.

Наконец, монахи увидели плывущую в море икону Богородицы. Они попробовали достать ее, но когда стали приближаться к ней, икона от них отстранялась.
После нескольких неудачных попыток, монахи собрались вместе и стали молиться Господу о помощи в обретении иконы. Бог услышал их мольбы, а человеком, который доставит святыню в Иверскую обитель, избрал монаха Гавриила, который сейчас известен, как Гавриил Святогорец. Этот монах был настоящим отшельником, все свое время проводил в молитвах Господу. В тот день его не было в монастыре, так как летом он уходил молиться в горы и только с наступлением холодов возвращался в обитель.
Однажды, во время сна, Гавриилу было явление Самой Божией Матери. Богородица повелела ему оставить отшельничество, вернуться в монастырь, пойти к настоятелю и сообщить, что Царица Небесная желает отдать Гавриилу Ее икону, которая пришла к ним по морю. Но для этого он должен, как Иисус Христос, без страха, с верой, пройти по водной поверхности, взять икону, а потом отнести ее в обитель, которую Она теперь будет защищать.

Он все в точности исполнил по велению Божией Матери. Ступив на воду, Гавриил пошел по поверхности, и тогда икона сама стала приближаться к монаху, он взял её на руки и вынес на берег. После обретения иконы, образ Богородицы поставили на святой алтарь, три дня перед ним непрерывно шла служба. Но вдруг иконы не стало, она исчезла, ее кинулись искать, и обнаружили над монастырскими воротами. Монахи снова поставили икону на алтарь, а она опять непостижимым образом оказалась над вратами. Несколько раз икона «путешествовала » с места на место.

Пречистая снова во сне явилась к отшельнику Гавриилу и велела, чтобы тот опять пошел в монастырь и сообщил всем, что эта икона была послана не для того, чтобы монахи охраняли ее, а наоборот — теперь сама Богородица, через свою икону, будет хранить Иверон и весь Ее второй удел — Афон.
С тех времен эта икона получила название Портаитисса, что в переводе с греческого языка означает — Вратарница.

Иверская обитель считается домом, где хранится эта икона . На территории монастыря возведен храм во имя Портаитиссы — покровительницы Афона.

Икона освещается неугасимой лампадой, которая называется «Лампада Вратарницы ».
Иногда в часы богослужений, без всякого внешнего воздействия, лампада раскачивается, подобно маятнику, таким образом, предупреждая о близости таких больших бедствий, как землетрясения, эпидемии, нападение врагов.
Жители Афона рассказывали, что перед наступлением на Кипр турок, лампада раскачивалась так сильно, что даже масло выливалось через край, но Защитница, через Свою икону, не допустила захвата Афона.
В современное время, такие непонятные раскачивания лампады, начинались перед приходом американцев в Ирак, перед землетрясением в Спитаке, и перед другими явлениями. Так Иверской иконе случалось информировать людей о грядущих событиях планетарного масштаба.

Хранительница и Защитница Иверона, Иверская икона Божией Матери всегда являла братии свою помощь, когда случился голод, Она отправила в амбар настоятеля монастыря, где он нашел большое количество муки. Враги не нападали на Афон, возникавшие пожары гасли сами, а в закромах всегда были съестные запасы.

Через ворота Иверона не могут пройти нераскаявшиеся грешники.

В 422 году, по преданиям, дочь царя Феодосия хотела посетить монастырь, чтобы увидеть святыни, но по голосу Богоматери ей было запрещено это делать.
С тех пор, по повелению Божией Матери, которая охраняет мир и покой монашествующих, Афон недоступен для посещений женщинами вот уже 1700 лет.

В России существуют два основных списка этой иконы. Один из них находится в храме Патриаршиего подворья в Переделкине. Говорят, что эти списки делались краской, которая растиралась святой водой, взятой с подлинной иконы с Нового Афона.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

ВИДЕО -ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИВЕРСКАЯ

Итальянскому тренеру «Спартака» в последний раз сказали «грацио».

Массимо Каррера навсегда останется в истории «Спартака», как тренер, который впервые после Романцева привел команду к чемпионству. Но в этом сезоне с каждым новым матчем все больше людей понимали, что пути «алленаторе» и красно-белого клуба расходятся. После третьего подряд домашнего поражения (такого не происходило со «Спартаком» с 2004 года) это понял и президент клуба Леонид Федун.

В понедельник утром официальный сайт «Спартака» сообщил, что совет директоров принял решение отправить итальянского специалиста в отставку.

«Совет директоров ФК «Спартак-Москва» принял решение освободить Массимо Карреру от занимаемой должности. Клуб благодарит Массимо за проделанную работу. Итальянец золотыми буквами вписал свое имя в историю красно-белых, став одним из творцов долгожданного чемпионства. Однако итоги прошлого сезона были признаны неудовлетворительными: ни одна из поставленных задач не была выполнена. А результаты и игра команды в нынешнем сезоне показали, что тенденции к улучшению нет. ФК «Спартак-Москва» желает Каррере успехов в дальнейшей карьере. Исполняющим обязанности главного тренера назначен Рауль Рианчо», — говорится в заявлении клуба.

Так Каррере в последний раз сказали «грацио», наверное, по привычке прибавив крепкое русское словцо, и попрощались. Теперь «Спартаку» предстоит найти кандидата на пост главного тренера. Мы попытаемся красно-белым в этом помочь.

Рауль Рианчо

Первым кандидатом на должность, оставленную Каррерой, логичнее всего назвать тренера «Спартака» по физподготовке - Рауля Рианчо, тем более что он и так занял пост главного тренера, пусть и на временной основе. Но мы знаем, что не бывает ничего более постоянного, чем что-то временное.

Все же помнят, что с самим Каррерой было так же. Сначала он стал временно исполняющим обязанности, сменив на посту главного тренера Дмитрия Аленичева, а потом получил постоянный статус, приведя команду к чемпионским званиям. Прокатит ли такой же трюк во второй раз?

Утверждать ничего не будем. Вместо этого просто обозначим, что между Каррерой и Рианчо существуют определенные различия. Если первый на протяжении всей своей карьеры занимался тактикой, то второй на трудился в роли тренера по физической подготовке. Он вполне мог набраться каких-то знаний и перенять опыт, работая бок о бок с тем же Курбаном Бердыевым , но доказательств тому пока нет. Вот Рианчо и воспринимается многими, как классический «физрук», лишь в киевском «Динамо» взваливший на себя обязанности полноценного ассистента.

Леонарду Жардим

Главным кандидатом на пост наставника «Спартака» извне сейчас является экс-наставник «Монако» Леонарду Жардим, уволенный за неудовлетворительные результаты клуба в сезоне. А ведь за пару лет до этого он сделал для монегасков примерно то же самое, что сделал Каррера для «Спартака» — впервые за 17 лет выиграл чемпионат.

Невозможное он творил и до «Монако», выводя скромную португальскую «Брагу» в Лигу чемпионов и обеспечивая рекордную беспроигрышную серию греческому «Олимпиакосу». Правда, из обоих клубов Жардим уходил со скандалами, что говорит о тяжелом характере португальца. А такие в «Спартаке» обычно надолго не задерживаются.

В остальном же Жардим для красно-белых - практически идеальная кандидатура - специалист с блестящей тактической подготовкой, великолепными умениями психолога и индивидуальным подходом к каждому отдельно взятому футболисту. Важный момент: если Жардима назначат тренером «Спартака», в красно-белом клубе впервые появится наставник без серьезного игрового прошлого.

Андрей Тихонов

Еще несколько лет назад фанаты и ветераны уже на руках несли бы Андрея Тихонова, недавно отправленного в отставку самарскими «Крыльями Советов», к кабинету Леонида Федуна, требуя назначить его главным тренером. Кандидат - лучше не придумаешь: славный капитан, гвардеец, герой, легенда, да еще и с тренерским опытом…

Проблема в том, что «Спартак» уже один раз наступил на подобные грабли, назначив молодого тренера «со спартаковским прошлым». Речь о Дмитрии Аленичеве . Та история заставила многих сторонников подобных назначений поумерить свой пыл. Вот мы и не слышим призывов брать в команду Андрея Валерьевича.

Правда, проблема «Спартака» заключается не в том, кто руководит клубом на тренерском мостике, а в том, кто руководит им из кресла владельца и президента. В «Краснодаре», например, молодого тренера уважают, к нему прислушиваются и вроде у него все в порядке. Да тот же «Зенит» с Сергеем Семаком уверенно идет на первом месте с огромным отрывом от конкурентов. В ЦСКА тоже ничего не слышно о заговорах против тренера. А в «Спартаке» — постоянная «ромашка».

Антонио Конте

Кто из водителей «Жигулей» не мечтает ездить на «Феррари»? Вопрос риторический. Наверняка и владелец «Спартака» хочет, чтобы его клуб возглавлял топ-тренер по мировым меркам. Сейчас «в рынке» находится Антонио Конте, отстраненный от исполнения своих обязанностей лондонским «Челси».

Проблем с этой кандидатурой сразу несколько. Во-первых, чтобы забрать Конте, необходимо серьезно потратиться. Контракт тренера с клубом Романа Абрамовича все еще не расторгнут. «Челси» не хочет увольнять тренера, чтобы не платить ему 10 млн евро, а Конте не разрывает контракт, чтобы, ничего не делая, эти деньги получить в качестве зарплаты. В итоге новому клубу Конте придется кому-то заплатить эти «отступные».

Во-вторых, к Конте сейчас присматриваются такие гранды, как мадридский «Реал». Хоть королевский клуб сейчас и проигрывает российским клубам в Лиге чемпионов, если на одной чаше весов будет лежать контракт с «Реалом», а на другой - со «Спартаком», выбор будет очевиден.

Да и не пойдет Конте в клуб, который увольняет его бывшего помощника и действующего друга, за спиной тренера, поддерживая опальных футболистов, сосланных в дубль по дисциплинарным причинам.

Станислав Черчесов

Про этого кандидата мы писать не хотели, но его имя сейчас звучит в привязке к «Спартаку» из каждой микроволновки. Не написать про него просто нельзя. Итак, почему мы думаем, что Черчесова в «Спартаке» не будет?

Во-первых, это не надо Черчесову. Сейчас в сборной он - тренер-герой, он - девятый тренер планеты, он - герой и гений! В сборной он получает высокую зарплату без необходимости работать на каждодневной основе. Не жизнь а сказка. Мы же все помним, как Черчесов расставался со «Спартаком» в прошлый раз?

Во-вторых, не факт, что его вообще будут приглашать в «Спартак». Еще свежа в памяти история, когда с ним вели переговоры и даже достигли договоренности. Все сорвалось в тот момент, когда из офиса Леонида Федуна Черчесов отправился на переговоры к Гураму Аджоеву , тогда руководившему богатым московским «Динамо». В итоге Черчесов оказался в бело-голубом клубе, а Федун вполне мог затаить на тренера обиду.

В-третьих, Черчесова вряд ли отпустят из сборной. да, у нас были прецеденты, когда наставник национальной команды России совмещал должности, работая еще и в российском клубе. Правда, каждый раз такое совмещение образовывалась, когда сборная приглашала наставника клуба. Ни разу в российской истории не было такого, чтобы клуб переманил себе тренера из сборной. Был эпизод, когда Гус Хиддинк на время брал под свою опеку лондонский «Челси», но мы сейчас говорим о российских командах, а не о мировых грандах.

В общем, руководству «Спартака» предстоит очень интересное время. Да и болельщики с таким клубом не соскучатся. Правильно говорят: если бы «Спартака» не было», его стоило бы придумать».

  • 25 февраля - перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае в 1656 году.
  • Вторник после Пасхи (переходящее празднование) — обретение первообраза в море у горы Афон.
  • 6 мая - второе обретение древнейшего московского образа (списка) иконы в 2012 году, когда произошла его передача Историческим музеем Русской Православной Церкви.
  • 26 октября - торжественная встреча и перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона.

Иверская икона Божией Матери сейчас хранится на Афоне. В 9 веке она находилась у одной благе честивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829-842) иконоборцы, уничтожавшие святые реликвии, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, что в переводе означает Вратарница.

В Украине есть как минимум два списка с Иверской иконы, написанных афонскими мастерами. Один из них хранится в Донецке в женской обители в честь Иверской иконы Божией Матери. (В прошлом году, на время проведения военных действий в районе аэропорта, икону эвакуировали из монастыря в более безопасное место - в Свято-Николаевский архиерейский собор Донецка), Написал этот образ монах Янис из русского Пантелеймонова монастыря. Список привезли в Донецк в 1999 году. До этого икона в течение полугода передвигалась крестным ходом по разным храмам Донецкой епархии, причем были отмечены случаи чудесных исцелений по молитвам перед ней.

Еще один список хранится в Одессе - в мужской Свято-Иверской обители. Здешний образ, написанный афонским старцем Арсением, ни в чем не отличается от оригинала: ни длиной, ни шириной. Разве что выражением глаз Богородицы: на древнем лике они строгие: а на списке полны доброты, проникающей до глубины души, и скорби за весь мир.

Молитвы перед иконой Иверской Божией Матери

Перед Иверской иконой Богогородицы молятся об исцелении любых, даже самых тяжелых, болезней. О ниспослании помощи против нечистой силы. Об избавлении и обхождении разных бед и тяжких обстояний. А также при разных жизненных обстоятельствах.

Тропарь, глас 1

"От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая."

Молитва Иверской Божьей Матери

"О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь."

Молитва читаемая в часовне Иверской иконы Божией Матери, пред Ее образом на молебне

"О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь. Пресвятая Богородице, помоги нам в нашей земной жизни! Исцели нас от разных недугов и защити от нечистой силы! Сохрани нас от всяких грехов и страстей!"

Праздник во имя иконы Б.М. Иверская является переходящим - отмечается на Вторник Светлой седмицы . В этом году он отмечался 18 апреля.

Праздник чтимой иконы Б.М. Иверской в Константино-Еленинском монастыре был очень красивым, теплым и радостным! Эта икона считается чудотворящей: по молитвам сестер монастыря Матерь Божия, именуемая Иверская, многим людям принесла просимое. Икона Б.М. Иверская, находящаяся в Константино-Еленинском монастыре, написана на Святой Горе Афон по заказу ктитора монастыря, Константина Вениаминовича Голощапова. Она была привезена игуменом Виталием (Гришиным) , когда он возвращался в Россию с Афона. Вот,что вспоминает Матушка Илариона: " Иверскую икону отец Виталий сопровождал с Афона в Москву. Год точно не помню, кажется, 2002. Тогда ещё нашего монастыря не было, в Ленинском был приход. Икону из Москвы доставили в Петербург, сначала в Александровна-Невскую лавру, потом в Новодевичий монастырь на полгода, там я ее впервые увидела. Еженедельно служили перед Иверской акафист соответствующий. Затем уже привезли в Ленинское, в Константино-Еленинский храм. Мы с сёстрами приехали в Ленинское в мае 2006 года, а отец Виталий служит у нас с 2011 года." Игумен Виталий регулярно приезжает из Москвы и принимает исповедь у прихожан и сестер.

История иконы Б.М. Иверская необычайна!

По древнему церковному преданию Иверский образ Божией Матери был написан святым апостолом Лукой в первом веке, еще при жизни Пресвятой Богородицы. Долгое время он пребывал близ малазийской Никеи. В IX веке икона эта находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829-842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Более двухсот лет странствовал святой образ по морю, пока однажды не появился у берегов Иверского монастыря на Афоне. Явление Б.М. в Иверском образе относится к 1004 году.Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.

Божия Матерь считается покровительницей Грузии, т.к. по преданию Ей достался жребий проповедовать учение Христа в Грузии, которая называлась в древности Иверия.

Иверская икона Божией Матери на Афоне прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников дошел и до России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию, который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями.

18 апреля Литургию в Константино-Еленинском монастыре возглавил протоиерей Ипполит Ковальский, Благочинный Приморского района Санкт-Петербургской епархии, в сослужении иерея Алексия Лебедева, настоятеля храма святителя Алексия Московского в Лахте, главного врача епархиальной больницы Ксении Петербургской, и духовенства монастыря, всего 8 священников и два диакона.

После службы состоялся Крестный ход с Иверской иконой Божией Матери вокруг храмового комплекса монастыря. Потом в храме молились иконе Иверской Б.М. Два хора участвовали в праздничной службе: первый - монастырский хор, смешанного состава: певчие монастыря и подворья пели на хорах. Второй хор: мужской квартет с городского подворья монастыря, пели внизу, у солеи. Храм был очень красиво и празднично украшен. Среди молящихся был и ктитор монастыря, Константин Вениаминович Голощапов. После службы всем желающим было разрешено звонить в колокола, по правилам Светлой Пасхальной седмицы.

Почитание Богоматери на Руси всегда было исключительным и является важнейшей особенностью нашей цивилизационной идентичности. Самая первая русская церковь, киевская Десятинная - построенная князем Владимиром Красное Солнышко - являлась храмом Успения Пресвятой Богородицы.

Андрей Боголюбский, великий предтеча будущей Московской Руси положил начало новому празднику Покрова Богоматери , подчеркнув тем самым идею покровительства Царицы Небесной, Ее защиты и заступничества Русской земле.

В 14 веке миссию Москвы, тогда невзрачного пограничного городка, как будущего «святого града» пророчествует Митрополит Киевский и всея Руси Петр, обращаясь к Ивану Калите заложить на кремлевском холме «Дом Богородицы». Так Калитой спешно возводится Успенский собор Кремля - самое первое каменное строение Москвы, где Митрополит Петр, - будущий первый московский митрополит, святой и чудотворец, - у алтаря собственноручно строит себе гроб. А именно икона Богородицы письма Митрополита Петра становится первой московской чудотворной святыней.

По завету Московского Первосвятителя Петра все Московское Государство становится «Домом Богородицы» и почитание Божьей Матери, упование на Ее спасительное заступничество и помощь стают серцевиной русской духовной жизни. Проявляется это живое чувство и в исключительном народном почитании Ее икон - выразительниц Духовного Первообраза. И среди множества иконографических типов, вместе с главной Богородичной иконой Руси - Владимирской - выделяются еще четыре Ее чудотворных Образа, особенно прославляемые народом именно как Защитницы русских рубежей: «Тихвинская» - на севере, «Смоленская» - на западе, «Казанская» - на востоке и «Иверская» - на юге.

По летописям мы знаем, как все эти великие иконы чудесно обретались, какие с ними связаны возвышенные предания и поразительные исторические факты. Но это было давно. А вот удивительное по символизму и необычности явление с Иверской иконой Божией Матери произошло сейчас, в наше материалистическое время .

Праздник Иверской иконы Божией Матери 26 октября - действительно знаменательнейшая дата в русской истории. Это годовщина прошедшего при огромном стечении народа, бояр, царя принесения с Афона на Москву 26 октября 1648 года списка Иверской иконы Божией Матери, положившая начало почитания этого чудотворного образа на Руси.

Первая Иверская икона (по преданию написана самим евангелистом Лукой, сподвижником апостола Павла) была обретена монахами Иверона на Афоне в Огненном явлении и, что характерно, также приплыла к ним морским путем. Она имеет еще название Вратарница - так как по преданию Божья Матерь, пожелала пребывать на вратах избранной Ею обители для ее охраны. Иверская много прославлена и в нашей истории: «За все время существования ни от одной из чтимых икон Божией Матери не было в России столько чудес, сколько совершалось их от Иверской. Она всегда стояла на страже, как скорая помощница людям в бедах, напастях и болезнях».

В частности, в Великую Отечественную при взятии Вязьмы и Смоленска пред ней молились наши полководцы и воины.

Иверская икона Божией Матери в Свято-Троицком соборе г. Вязьмы ()

Икона эта веками была местом паломничества и москвичей, и тоже часовня с Нею (теперь восстановленная), находится у Воскресенских ворот.

«А вон за тою дверцей, Куда народ валит, Там Иверское сердце, Червонное, горит. И льется «Аллилуйя» На смуглые поля. Я в грудь тебя целую, Московская земля» - писала Марина Цветаева.

Список Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в Иверской часовне в Москве

Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники» .

Ведь Иверская - это Грузинская, ибо Иверия - это древнейшее название Восточной Грузии. Причем той настоящей подлинной Грузии, которая нам особо близка в глубинном духовном родстве. Ведь Иверский монастырь святого Афона, где впервые была обретена Святыня, основан грузинскими насельниками. Также характерно то, это одна из очень немногих икон Богородицы с кровавой раной, нанесенной духовными вандалами.

Иверская икона. 1648 г. Иеромонах Ямвлих. ГИМ, Москва ()

Ниже мы представляем текст Александра Моисеенкова из православного журнала "Фома" об истории Иверской иконы Богородицы.

ЯВИВШАЯСЯ В ОГНЕННОМ СТОЛПЕ

Гражданская война может разгореться не только на политической, но и на религиозной почве. Эту простую истину очень трудно осознать в наш толерантный век, зато в старину она была очевидной.

Примеров тому - много, взять хотя бы печально известный старообрядческий раскол, когда государство официально преследовало сторонников протопопа Аввакума.

Однако самым затяжным богословским конфликтом, который перерос в гражданское противостояние, стало иконоборчество, сотрясавшее восток Византийской Империи с VII по середину IX века. Свидетельницей этого страшного периода в истории Церкви является Иверская икона Божьей Матери. Незадолго до окончания иконоборческого лихолетья в дом одной никейской вдовы ворвался отряд солдат. Они искали священные изображения и уничтожали их. Увидев на стене в одной из комнат икону Божьей Матери, воины сбили ее и стали ругаться над ней. Их не остановили ни крики, ни просьбы, ни слезы хозяйки. В конце своего кощунственного действа кто-то из солдат взял копье и пронзил им пречистый лик Богородицы. И тут случилось то, чего никто не ожидал - на глазах у изумленных вандалов из доски полилась настоящая человеческая кровь.

Пользуясь растерянностью солдат, хозяйка достала все деньги, которые у нее были, и попросила отложить расправу над иконой до следующего дня. Золото подействовало на вояк, да и связываться с окровавленным ликом им не очень хотелось. Они ушли, но пообещали вернуться завтра, и довершить начатое поругание.

Иверская икона Божьей Матери. Афон, Иверский монастырь

Между тем у женщины уже созрел план спасения иконы. Она была очень дорога ей, так как, по преданию, была не то копией, не то оригиналом работы самого апостола Луки, который прославился собственноручными изображениями Богородицы. Едва солдаты покинули ее дом, женщина с сыном-подростком взяли икону и направились к Мраморному морю. Шли они всю ночь - от города до побережья было несколько десятков километров. Когда уставшие путники достигли воды, уже серело. Святой образ извлекли из ткани и положили на воду, моля Бога, чтобы дальше Он Сам решил судьбу семейной реликвии. Едва доска коснулась воды, неведомая сила начала приподнимать икону, и через мгновение она уже стояла на глади моря. Взошло солнце. Его золотистые лучи коснулись лика Пречистой, которая словно смотрела на женщину и ее сына своими грустными любящими глазами. Спустя несколько секунд стоявшие на берегу увидели, как течение подхватило икону, и она, продолжая стоять вертикально, поплыла на юго-запад.

А женщина села на прибрежный песок заплакала. Когда сын спросил, отчего она печалится, вдова ответила, что теперь ее, скорее всего, убьют, поскольку воины, обнаружив отсутствие иконы, вряд ли простят ей обман.

Стара я стала, сынок, куда мне бежать… А ты - спасайся, иди на запад, на гору Афон. И так, как я вручила Богородице Ее святой образ, так вручаю и тебя Ее святому заступничеству. Беги, я чувствую, что мои часы сочтены, и мне хотелось бы умереть здесь. А у тебя будет долгая жизнь. Да благословит тебя Бог…

Долго еще не мог расстаться сын с матерью. Но она настояла, и мальчик, обливаясь слезами, скрылся за дальним холмом. А вдова вернулась домой, и погибла в тот же день от рук разъяренных солдат, искавших ее по всему городу.

Спустя несколько лет, повидав многое на своем пути и успев повзрослеть, юноша пришел на гору Афон. Там он пристал к монахам и через некоторое время принял постриг. Поведал он братии и о том, как когда-то вместе с матерью они спасли икону, и как чудесным образом святой лик поплыл на запад. Монахи, услышав нехитрый рассказ брата, отреагировали по-разному. Кто-то не поверил, кто-то отнесся равнодушно, но были и те, кому слова юноши впали в сердце, и после смерти никейского беглеца среди монастырских преданий стала ходить и история об иконе-путешественнице. История с годами стала легендой, легенда - сказкой, и так продолжалось около двухсот лет, пока сказка однажды не стала реальностью.

Как-то за беседой на морском берегу собралось несколько монахов Иверона - Иверского монастыря, который был основан грузинами-иверами в конце X века.

Афон. Иверский монастырь

Вдруг один из черноризцев, сидевший лицом к воде, вскричал: «Господи помилуй». Не в силах произнести ни слова от ужаса, он показал рукой в сторону пролива. Остальные посмотрели в указанном направлении и застыли в изумлении - в нескольких сотнях шагов от линии прилива на воде стояла икона, от которой в небо шел яркий сноп света, который озарял все вокруг так, что солнце казалось луной. Явление не было миражом, оно длилось минуту, вторую, третью и не исчезало. Спустя некоторое время на берег сбежалась братия со всей горы - они видели столп света и спешили выяснить, что это. Самые зоркие иноки разглядели на иконе лик Пречистой, и после долгих обсуждений было решено взять икону. Сначала монахи пошли по мелководью, но святой образ ни на метр не приблизился к ним. Потом решили плыть в лодке, но, сколько ни гребли, икона продолжала оставаться на прежнем расстоянии от монахов. Она словно специально отступала от них, не желая даваться им в руки.

Иноки поникли. Они поняли, что Богородица чего-то ждет, но чего - понять не могли. Вместе с настоятелем они пришли в храм и стали молить Бога и Пресвятую Деву о том, чтоб Они указали, как поступать дальше. Так прошло несколько дней. Огненный столп по-прежнему стоял над морем, монахи с изумлением смотрели на это необычное явление. Спустя некоторое время к настоятелю Иверона пришел отшельник Гавриил, живший в самом труднодоступном уголке Афона. По нему было видно, что он спешил, вид его был взволнованным. - Сегодня, когда я творил обычное молитвенное правило, было мне видение. Явилась Пречистая и повелела прийти к вам, выйти на берег и, ступая по воде, взять Ее икону. Отче, что бы это могло значить?

А ты не видел чего-либо необычного по пути сюда? - спросил настоятель.

Нет, я спустился сюда южной тропой. А до этого не выходил из кельи неделю…

Так смотри же! - воскликнул настоятель, и подвел Гавриила к окну, за которым простиралась морская гладь, и неземным светом озарял воду огненный столп . Отшельник понял, почему к нему являлась Богородица.

И вот, процессия из иноков с факелами в руках спустилась к берегу. Впереди шел Гавриил, смутно представляя, что станет делать дальше. Он был в молитве. Когда крестный ход поравнялся с местом, где стояла икона, отшельник сделал первый шаг. Сначала он шел по мокрому берегу, чувствовал, как вода обнимает его стопы. Дальше мель кончалась, но он продолжал идти, веря, что Богородица не оставит его. И вдруг инок ощутил под ногами опору - а ведь здесь уже была глубина! Гавриил шел по воде! Окрыленный радостью и верой, он благополучно добрался до иконы, трепетно взял ее и пошел обратно к берегу. Как и прежде - по воде!

Монахи встретили святыню и торжественно отнесли ее в главный храм обители, благодаря Бога за такую великую милость. Но на следующий день икона исчезла. Трудно представить печаль, которая охватила иноков: вчера они обрели великую святыню, а сегодня она пропала. Но горевали недолго - обходчик обнаружил пропажу над въездными воротами монастыря. Удивленные насельники подумали, что это - чья-то злая шутка, сняли икону со стены, и опять поставили в храме. На следующее утро история повторилась, и снова обходчик обнаружил святой образ на стене ворот. Монахи задумались, но, не зная, как поступать, вернули икону в храм. Через день ее опять нашли над въездом в Иверон.

Так продолжалось много раз, пока Гавриилу не явилась сама Богородица и сказала: - Ступай в монастырь, скажи монахам, чтобы не искушали Меня. Не для того явилась Я им, чтобы Меня охраняли, а для того, чтобы Мне самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. В подтверждение же этих Моих слов да будет им Моя икона: пока они будут видеть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога» . После этого монахи уже не пытались снимать икону со стены. Они построили над воротами храм, в котором до настоящего времени и хранится эта великая святыня. В России об Иверской иконе знали давно, но до XVII века это были лишь смутные сказания. Как она выглядит на самом деле - не знал никто.

При патриархе Никоне, когда наладилась тесная связь между Москвой и другими Православными Церквами, появилась возможность заказать у афонских мастеров ее точную копию. В 1648 году новая икона, практически ничем не отличающаяся от оригинала, торжественно прибыла в Москву. Случилось это 13 (26) октября. Великую святыню встречал сам русский царь Алексей Михайлович в сопровождении десятков тысяч москвичей.

В России с привезенного образа сразу же сделали список-копию. Ту икону, что привезли с Греции, отправили на Валдай - в специально для нее устроенный патриархом Никоном Иверский монастырь.

Иверский Валдайский монастырь

Эта икона утеряна, последняя информация о ней датируется 1913 годом. Судьба второго списка также неизвестна. Он находился в часовне у Воскресенских ворот на Красной площади.

Перед сносом часовни в 1929 году активисты атеистической агитбригады устроили показательное сожжение всех святынь, которые хранились там. Возможно, икона погибла в этом огне. Впрочем, другие источники говорят, что образ удалось спасти, и теперь он находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Относительно же оригинала, который ныне хранится на Афоне, существует старинное предание, что Иверская икона окажется знамением конца истории человечества. Перед вторым пришествием Христовым она снова уйдет по воде - на Восток, навстречу Спасителю.