Святую великомученицу Варвару Илиопольскую почитают как православные, так и католики. Ее лик изображен на гербах многих городов. В ее честь назван известный во всем мире курортный город Санта-Барбара, во всяком случае, так утверждают его жители.

За что почитают святую Варвару?

Святая великомученица Варвара Илиопольская была причислена к лику святых после того, как она за веру в Христа приняла мучительную смерть. Это произошло в 306 году. С тех пор день памяти Варвары Илиопольской отмечается православными семнадцатого декабря, а католиками — четвертого декабря. Что известно об этой святой? Об этом мы сегодня расскажем в этой статье.

Варвара Илиопольская, великомученица: житие (кратко)

Родилась Варвара в III веке в городке Илиополе, в годы правления императора Максимиана, в семье знатного и богатого аристократа Диоскора, который исповедал язычество. Чтобы оградить свою горячо любимую единственную дочь от христианского влияния, он построил для нее очень высокую башню, которую ей не разрешалось покидать без разрешения отца.

Познание мира

Шли годы, и девушка к шестнадцати годам превратилась в необыкновенную красавицу. Многочисленные богатые и знатные женихи мечтали жениться на ней, но ко всем претендентам на ее руку и сердце девушка была совершенно равнодушна. Ее гораздо больше интересовали другие вопросы: ей хотелось постичь тайну возникновения мира, гармонию и красоту которого она могла наблюдать лишь из окна своей башни.

Ее не удовлетворяли ответы отца и многочисленных воспитательниц, которые утверждали, что все это создали многие боги, которым весь ее род поклоняется. Она много размышляла в уединении и пришла к мысли, что воду и землю, воздух и солнце создал единый творец, а не те боги, которых люди создали в своем воображении и поклоняются им.

Варвара категорически заявила отцу, что она отказывается от замужества. Ее ответ озадачил Диоскора, но не слишком огорчил: он решил позволить девушке общаться с молодыми представительницами ее круга. Он не терял надежды, что со временем непокорная дочь изменит свое решение. Однако затея отца имела обратный эффект: Варвара познакомилась с девушками, которые рассказали ей историю Христа и объяснили суть его учения.

Крещение

Втайне от отца Варвара приняла крещение, наполнившее ее и любовью к Богу и благодатью такой силы, что она приняла обет посвятить всю свою жизнь служению ему. Это известие привело отца в бешенство, и он хотел зарубить дочь своим мечом, но не стал этого делать. Он избил несчастную девушку и отвел ее к правителю Максимиану, заявив, что отрекается от нее и требует для отступницы самой страшного наказания, которого она заслуживает за свое решение. Император был поражен красотой девушки и пытался ее облагоразумить, но в ответ услышал, что Варвара не отречется от принятой веры.

Мученическая смерть

Девушку истязали в течение суток, ее тело покрылось страшными кровоточащими ранами. Но мужественная Варвара не отреклась от веры. Узнав о ее стойкости, еще одна горожанка призналась в принятии христианства. После страшных пыток обе девушки были обезглавлены. Палачом Варвары стал ее отец, который, по преданию, был наказан высшими силами: в него попала молния, оставив лишь кучку пепла.

История мощей

Мощи великомученицы Варвары в VI веке были перевезены в Константинополь. По православному преданию, царевна Варвара Комнина, которая была дочерью Алексея Комнина — византийского императора, в 1108 году перед отъездом на Русь обратилась к отцу с просьбой подарить ей целебные мощи великомученицы.

Ее муж, князь Святополк Изяславич, нареченный в крещении Михаилом, за год до этого построил в Киеве церковь из камня, в которую с почестями уложили мощи святой. Там же был основан мужской Михайловский Златоверхий монастырь. Во время вторжения Батыя мощи были надежно укрыты, а потом вновь возвращены на свое место.

При митрополите киевском Петре Могиле (1644) часть перста Варвары была передана в дар польскому канцлеру Георгию Осолинскому. Примерно в то же время левая рука великомученицы, которая долгое время находилась в Греции, была передана монастырской церкви города Луцк.

Спустя шесть лет (1650) литовский гетман Януш Радзивилл, захвативший приступом Киев, похитил две частицы мощей от ребра и перстов. Часть из них была передана его жене, а позднее митрополиту киевскому Иосифу Тукальскому, который завещал их монастырю Николая Чудотворца в городе Батурин.

Киевский митрополит Сильвестр в 1656 году передал в дар часть мощей патриарху Макарию (Великобритания). В тридцатых годах прошлого века мужской Михайловский монастырь был разрушен, а мощи святой Варвары переданы в музей. Сейчас они хранятся во Владимирском соборе Киева.

Святая Варвара в католицизме

Самые ранние Жития великомученицы относятся к VII веку. Этот факт послужил основанием для решения Папы Римского Павла IV исключить ее из списка католических святых, которые имеют общецерковное почитание. Он усомнился в реальности существования Варвары Илиопольской. На его решение, вероятно, повлияло и то, что личность святой не была подтверждена документально. Поэтому с 1969 года она не входит в список католических святых.

Тем не менее это не повлияло на отдельные общины, пожелавшие почитать великомученицу Варвару Илиопольскую как местночтимую. По этой причине и сегодня во многих католических странах святую Варвару почитают как покровительницу небесную.

К примеру, в Чехии в декабре традиционно отмечали праздник этой святой, который был накануне приближающегося Сочельника (Щедрого дня). Поскольку этот день отмечали за два дня перед Сочельником, со временем во многих районах Чехии два праздника были объединены.

В Польше Варвара Илиопольская — покровительница шахтеров. Ее статуи, изображения можно увидеть не только в шахтерских часовнях, но и в костелах, и в домах горняков.

Они избрали ее своей покровительницей на основании чуда, описанного в Житии. Спасавшаяся бегством от обезумевшего отца, Варвара Илиопольская подбежала к горе, которая расступилась и укрыла несчастную в своих недрах. Правда, там ничего не сказано о том, как все-таки отцу удалось схватить беглянку. Для всех работников горной промышленности семнадцатое декабря является нерабочим днем.

Покровительница артиллеристов

Святая Варвара Илиопольская является заступницей всех воинов, людей, так или иначе, связанных с оружием. Поэтому ее лик нередко можно увидеть на воинских флагах и полковых знаменах. Артиллеристы почитают Варвару благодаря еще одному чуду из Жития — ее мучители, включая и родного отца, были поражены ударом молнии. День памяти Варвары отмечают в армиях Австралии, Великобритании, Норвегии, Канады, США.

Обычаи в день памяти Варвары Илиопольской

В этот день в XIX веке в деревнях ходили по домам «варварки» - девушки и женщины, укутанные в белые ткани. Лица они закрывали фатой или вуалью. Белый цвет являлся символом чистоты и непорочности Варвары. Две-три девушки вместе отправлялись по домам. Одна несла корзину с яблоками, сладостями и орехами. Это были подарки для детей. Другая в руках несла метлу, чтобы наказывать непослушных сорванцов.

Они стучали в дверь, очень тихо входили и пели красивую песню у иконы Варвары Илиопольской, угощали малышей. Иногда дети постарше молились, пели или рассказывали стихи, чтобы получить подарок. Несколько позже появился другой обычай: девушки перестали закрывать лица, осталась лишь традиция дарить детям подарки. С вечера ребятишки оставляли за окном тарелочку, а утром 17 декабря на ней появлялись подарки от святой Варвары.

Интересные факты о Варваре Илиопольской

Глядя на икону великомученицы Варвары, можно увидеть в ее руках святой потир (специальная чаша для Причастия). По канону Церкви, этого сосуда не может касаться ни один из мирян - только священники. В православной церкви с потиром в руке, кроме Варвары, изображен лишь Иоанн Кронштадтский.

Святую Варвару молят об избавлении от тяжелых болезней и ограждении от скоропостижной смерти. Кроме того, матери просят ее о защите детей, о помощи в грусти и унынии.

Святую Варвару чтут как избавительницу от смерти без покаяния. Она молила Бога перед своей кончиной защищать всех, кто прибегнет к ее помощи, от скоропостижной смерти, и Господь внял ее молитвам. Поэтому и сегодня святой Варваре посылают свои мольбы о том, чтобы не скончаться без Святого причастия и исповеди. А тех, кто покидает наш мир в день памяти святой, по преданию, Варвара сама причащает.

В 1883 году был открыт астероид, который получил свое название в честь этой святой (номер 234).

Ее именем названо множество городов и районов по всему миру. Великомученица Варвара изображена на гербе города Форст (Германия), поселка Власиха (Московская область), города Струмень (Польша).

В честь великомученицы Варвары возведено немало христианских храмов по всему миру. Наверное, самый уникальный, поражающий своим расположением, находится на отвесных скалах на высоте шестьсот метров в Метеорах. Это крупнейший женский монастырский комплекс Греции. Монастырь Русану был основан в тринадцатом веке. Самым красивым готическим храмом по праву считается костел Святой Барбары в чешском городке Кутна Гора, напоминающий резную изящную шкатулку.

Икона святой Варвары, которая сейчас хранится в Самаре, в 2000 году побывала в космосе, на орбитальной станции «Мир».

Святая Варвара в 1995 году была объявлена покровительницей Ракетных войск нашей страны.

Великомученица Варвара, икона которой находится в большинстве православных храмов, соборов, церквей является одной из самых почитаемых святынь христиан. На протяжении многих веков к ней идут нескончаемым потоком люди, которые поверяют ей свои сокровенные тайны и открывают ей душу в надежде на помощь и поддержку. Считается, что Варвара имеет благословение от Иисуса Христа в защите всех молящихся пред ней от жестокой насильственной смерти.

На фото: Икона святой великомученицы Варвары работы (конец XV века).

Великомученица Варвара Илиопольская пребывает в пантеоне и православных и католических святых. Ее лик украшает гербы многих городов и населенных пунктов. Великомученица Варвара изображена справа от Пресвятой Богородицы на знаменитом полотне Рафаэля в Сикстинской капелле.

День Великомученицы Варвары

Варвара Илиопольская приняла смерть за христианскую веру. Православные христиане вспоминают святую Варвару ежегодно 17 декабря. Дата рождения великомученицы теряется в пучине лет, известен лишь предполагаемый год ее смерти - 306-й.

Житие великомученицы Варвары

Родилась великомученица Варвара в городе Илиополе, ныне находящемся в Сирии, при жестоком гонителе христиан римском императоре Максимине II, правившем в начале IV века, в семье богатого вельможи и аристократа Диоскора.

После смерти жены Диоскор, будучи убежденным язычником и противником христианства, окончательно решил воспитать дочь Варвару отъявленной идолопоклонницей. Он стремился оградить ее от истинной веры и для этого даже воздвиг высокую башню, он заключил святую в замок, который стал для Варвары домашней тюрьмой.

В 16 лет девушка расцвела, став красавицей, проявляя при этом удивительную ясность и твердость суждений. Множество женихов, претендентов на ее руку и богатства Диоскора, было ею отвергнуто, поскольку она не видела в них бескорыстия и духовной чистоты. Ее больше волновали тайны бытия, ведь окружающий мир она могла видеть только из маленького башенного окна.

Пришло время, и к Диоскору зачастили женихи с предложениями руки и сердца, на которые Варвара отвечала решительным отказом. Тогда Диоскор разрешил Варваре покидать ее невольное убежище в башне, рассудительно решив, что, разговаривая с подругами, та рано или поздно захочет создать семью. Он ошибся.

Во время его длительного отсутствия в городе Варвара встретила местных христиан и крестилась, обещав Богу посвятить свою жизнь только Ему.

Варвара поверила в Единого Творца и отвергла греховное многобожие, к которому ее всячески склоняли. Неизбежно должен был настать тот день, когда ей откроется истина. Сердца ее коснулась благодать Божия, Варвара почувствовала незримое присутствие Господа.

Ему она решила посвятить свою жизнь и известила отца, что отказывается от замужества.

Мучения святой Варвары

Раздосадованный Диоскор, чтобы отвратить дочь от истинной веры, пошел на все, даже разрешив ей общаться с другими девушками. Но это только привело к дальнейшему крушению его замыслов: среди подруг Варвары тотчас появились девы, поведавшие ей об Иисусе Христе.

Великим событием для Варвары стало Таинство Крещения, которое она приняла тайком от отца. Обряд совершил александрийский священник, приезжавший в Илиополь под видом торговца. Он же изложил девушке главные постулаты христианского вероучения.

Разъяренный Диоскор отрекся от дочери и отвел ее к городскому правителю, предложив ему предать святую Варвару мучительным пыткам и смерти, если та не отречется от Христа. Варвара между тем громко исповедовала веру в Господа и обличала язычников.

Отец потребовал для дочери самого жестокого наказания, что весьма удивило правителя, никогда прежде не видевшего столь совершенной женской красоты. Но и ему не удалось отвратить Варвару от принятой ею истинной веры, и тогда было решено добиться ее отречения жестокими пытками.

Великомученица Варвара стойко перенесла мучительные истязания, тело ее покрылось кровоточащими ранами, но она стояла на своем. После учиненных над нею жестоких побоев мученицу бросили в темницу, где в ту же ночь ей явился Господь со словами:

«Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем».

Он вылечил ее раны, следы истязаний после этого на теле великомученицы Варвары мгновенно исчезли, и наутро палачи и изумленная толпа зевак увидели девушку в полном здравии. Вдохновленная ее примером, еще одна христианка по имени Иулания призналась во всеуслышание в своей вере и также была подвергнута пыткам.

На другой день Варвару вместе с Иулианией водили городу и истязали, в какой-то момент с обеих христианок были сорваны одежды, но по молитве Варвары они тотчас были одеты светящимися покровами, дарованными явившимся к месту казни Ангелом, потом, повесив на суке дерева, предали пыткам: жгли кожу огнем, рвали крючьями. Очевидцы страстей Варвары были убеждены, что сам Господь поддерживал душевные и физические силы мучениц, укрепляя их дух и стойкость.

В конце концов обе мученицы были обезглавлены, причем Варвару собственноручно казнил ее отец, Диоскор.

Однако преступления Диоскора не сошли ему с рук: убийца собственной дочери был буквально испепелен угодившей в него молнией, что даже закоренелыми язычниками было воспринято как Божия кара.

Мощи Святой Великомученицы Варвары

Мощи великомученицы Варвары с VI века пребывали в Константинополе, а в XII столетии, согласно отечественной версии (у Западной Церкви на сей счет иное мнение), были принесены в Киев дочерью византийского императора Алексея I Комнина, вышедшей замуж за киевского князя Святополка II (Михаила) Изяславича. С тех пор и до самого большевистского погрома они хранились в Михайловском Златоверхом монастыре. Ныне мощи обретаются в киевском Владимирском соборе.

В 1651 году литовский гетман Януш Радзивилл, захвативший Киев, взял две частицы от мощей великомученицы Варвары. Одну из них, от персей ее, Радзивилл передал своей жене Марии; по ее кончине эта частица, по благословению митрополита Киевского Иосифа (Тукальского), попала в Канев, а уже оттуда была передана в Батуринскую казенную палату.

В 1691 году, по ходатайству святителя Димитрия Ростовского, бывшего тогда настоятелем Батуринского Николаевского монастыря, повелел передать эту частицу в Николаевскю обитель.

В 1764 году от этой частицы отделили еще частицу, которая, стараниями ходивших в Киев на богомолье нерехтчан, была перенесена в Нерехту, в Воскресенский храм, в котором в первом этаже была освящена Варваринская церковь. Богоборческой эпохи частица мощей великомученицы Варвары не пережила, исчезнув в водовороте тех страшных лет.

О глубоком почитании здесь великомученицы Варвары ныне напоминает лишь открытая в 1990-х годах реставраторами на своде трапезной верхней церкви фреска с образом святой Варвары, изображенной в окружении ангелов.

Житие святой великомученицы Варвары.

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца.

Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Икона Святой великомученицы Варвары.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

Икона св. вмц. Варвары с частицей святых мощей. Храм великомученицы Екатерины на Всполье. Москва.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира.

Святая великомученица Варвара родилась в г.Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей дочери и берег, как зеницу ока, ибо, кроме неё не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте. Желая скрыть Варвару от простых и незнатных людей, которые, как он полагал, недостойны любоваться ею, отец построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с его разрешения.

Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает её отец, то она не могла поверить в это. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю.

Среди людей, бывших около нее, Варвара не могла найти себе наставника, который открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения. Но Сам Дух Святой невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму её познание истины. И жила девица в своей башне, “как одинокая птица на кровле” (Пс. 101, 8) и вся мысль ее была обращена к Единому Богу, а сердце наполнено любовью к Нему.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Но Варвара давала решительный отказ. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни и общаться с подругами.

После этого Диоскор замыслил отправиться по делам в далекий путь, а перед отъездом приказал построить при находившейся в саду купальне роскошную баню, и в бане сделать два окна, обращенные на юг.

По отъезде Диоскора Варвара, пользуясь разрешением отца свободно выходить из дома, познакомилась с христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа пожелала принять святое Крещение. В то время по воле Божией пришел из Александрии в Илиополь некий пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него вере и познанию Единого Бога. Пресвитер крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, преподав наставления, удалился в свою страну. Варвара дала обет сохранять в непорочности свое девство — бесценный бисер и украшение христианки.

Великомученица Варвара. Сер. 1890-х

Пользуясь предоставленной отцом свободой, Варвара однажды вышла из своего замка в роскошный сад, где в то время, по приказанию отца, строилась баня. Увидев два окна Варвара настоятельно потребовала от рабочих сделать в бане три окна (в честь Святой Троицы). А, придя однажды к купальне при бане, воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечаталось на камне, словно высечено было железом. Кроме того, на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой.

Между тем отец ее возвратился из путешествия и, увидев в бане три окна, в гневе потребовал объяснения от дочери. Она отвечала: «Три лучше, чем два; ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствии, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне, чтобы они освещали баню: а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, Света неприступного, неизреченного «. Затем, указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала: «Я начертала знамение Сына Божия для того, чтобы здесь сила крестная отгоняла всю силу бесовскую «.

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел ударить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, неожиданно путь их загородила каменная гора. По молитве святой гора чудом расступилась и образовала проход, по которому Варвара скрылась, после чего гора вновь сомкнулась. Обходя гору и разыскивая дочь, Диоскор спросил о ней двух пастухов, пасущих стада овец на горе. Один из пастухов выдал местонахождение святой и тотчас же на месте постигла его казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его – в саранчу.

Найдя свою дочь Диоскор безжалостно избил ее и заключил в темном помещении, заперев двери и окна, моря ее голодом и жаждой. Затем сам заявил на нее правителю той страны Мартиану, просив склонить Варвару к вере отца, под угрозой любых мучений.

Увидев девицу и подивившись ее красоте, правитель стал лестью склонять ее принести жертву языческим богам. Но святая обличила их ложность и исповедала веру во Единого Бога. Разгневанный такими словами святой Варвары правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою, перед глазами многих мужей, без стыда разглядывающих обнаженное тело девственницы, было для чистой и целомудренной девицы страданием более тяжким, чем сами раны. Затем мучитель велел бить ее воловьими жилами и тереть раны святой девы власяницей и острыми черепками. Однако все эти мучения не поколебали крепкой в вере мученицы и ее заключили в темницу. В полночь внезапно озарил ее великий свет и Сам Царь Небесный явился ей в неизреченной славе. Христос утешил возлюбленную невесту Свою и исцелил от ран.

На следующий день, увидев святую Варвару совершенно здоровой и еще более красивой, чем прежде, правитель приписал это чудо языческим богам и вновь предложил почтить их жертвами. Но святая с гневом отказалась обличив его духовную слепоту, его нежелание поверить в то, что лишь Единому Живому Богу под силу исцелить ее. В ярости правитель приказал повесить ее на дереве, строгать тело святой железными когтями, опалять свечами ребра и бить по голове молотом.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла некая Иулиания, верующая во Христа. Исполнившись ревности, она возвысила голос и начала открыто хулить языческих богов и объявила себя христианкой. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Ее повесили вместе с Варварой и строгали железными гребнями, а затем, для большего посрамления, их велели водить нагими по городу, с издевательствами и побоями. Наконец, Мартиан, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу осудил обеих на усечение мечом.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, был так ожесточен дьяволом, что не только не скорбел при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился быть ее палачом. Обратившись ко Христу в предсмертной молитве, святая испросила у Него благодать избавления от внезапной болезни и внезапной смерти всякого человека, который будет вспоминать ее страдания.

Варвара была усечена руками немилосердного своего отца, святую же Иулианию обезглавил воин. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла кара Божия. Тотчас по совершении казни разразилась страшная гроза и ударами молний были убиты оба мучителя и самого праха от них не осталось на земле.

Честные мощи святых мучениц перенес в город один благочестивый человек по имени Галентиан, и похоронил с подобающей честью, устроив над ними церковь, в которой происходило много исцелений молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Мощи святой великомученицы Варвары

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, выходя замуж за князя Святополка II, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира .


Рака с мощами св. Варвары во Владимирском соборе Киева

Мощи святой Варвары

В христианской традиции св. вмч. Варваре молятся о том, чтобы не умереть без покаяния и причастия Божественных Тайн.

Тропарь, глас 8:
Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак, глас 4:
В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.

Великомученица Варвара

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА(†306)

Святая великомученица Варвара родилась в г.Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей дочери и берег, как зеницу ока, ибо, кроме неё не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте. Желая скрыть Варвару от простых и незнатных людей, которые, как он полагал, недостойны любоваться ею, отец построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с его разрешения.

Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает её отец, то она не могла поверить в это. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю.

Среди людей, бывших около нее, Варвара не могла найти себе наставника, который открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения. Но Сам Дух Святой невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму её познание истины. И жила девица в своей башне, “как одинокая птица на кровле” (Пс. 101, 8) и вся мысль ее была обращена к Единому Богу, а сердце наполнено любовью к Нему.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Но Варвара давала решительный отказ. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни и общаться с подругами.

После этого Диоскор замыслил отправиться по делам в далекий путь, а перед отъездом приказал построить при находившейся в саду купальне роскошную баню, и в бане сделать два окна, обращенные на юг.

По отъезде Диоскора Варвара, пользуясь разрешением отца свободно выходить из дома, познакомилась с христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа пожелала принять святое Крещение. В то время по воле Божией пришел из Александрии в Илиополь некий пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него вере и познанию Единого Бога. Пресвитер крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, преподав наставления, удалился в свою страну. Варвара дала обет сохранять в непорочности свое девство - бесценный бисер и украшение христианки.

Великомученица Варвара. Сер. 1890-х

Пользуясь предоставленной отцом свободой, Варвара однажды вышла из своего замка в роскошный сад, где в то время, по приказанию отца, строилась баня. Увидев два окна Варвара настоятельно потребовала от рабочих сделать в бане три окна (в честь Святой Троицы). А, придя однажды к купальне при бане, воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечаталось на камне, словно высечено было железом. Кроме того, на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой.

Между тем отец ее возвратился из путешествия и, увидев в бане три окна, в гневе потребовал объяснения от дочери. Она отвечала: "Три лучше, чем два; ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствии, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне, чтобы они освещали баню: а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, Света неприступного, неизреченного". Затем, указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала: "Я начертала знамение Сына Божия для того, чтобы здесь сила крестная отгоняла всю силу бесовскую".

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел ударить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, неожиданно путь их загородила каменная гора. По молитве святой гора чудом расступилась и образовала проход, по которому Варвара скрылась, после чего гора вновь сомкнулась. Обходя гору и разыскивая дочь, Диоскор спросил о ней двух пастухов, пасущих стада овец на горе. Один из пастухов выдал местонахождение святой и тотчас же на месте постигла его казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его - в саранчу.

Найдя свою дочь Диоскор безжалостно избил ее и заключил в темном помещении, заперев двери и окна, моря ее голодом и жаждой. Затем сам заявил на нее правителю той страны Мартиану, просив склонить Варвару к вере отца, под угрозой любых мучений.

Увидев девицу и подивившись ее красоте, правитель стал лестью склонять ее принести жертву языческим богам. Но святая обличила их ложность и исповедала веру во Единого Бога. Разгневанный такими словами святой Варвары правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение - стоять нагою, перед глазами многих мужей, без стыда разглядывающих обнаженное тело девственницы, было для чистой и целомудренной девицы страданием более тяжким, чем сами раны. Затем мучитель велел бить ее воловьими жилами и тереть раны святой девы власяницей и острыми черепками. Однако все эти мучения не поколебали крепкой в вере мученицы и ее заключили в темницу. В полночь внезапно озарил ее великий свет и Сам Царь Небесный явился ей в неизреченной славе. Христос утешил возлюбленную невесту Свою и исцелил от ран.

На следующий день, увидев святую Варвару совершенно здоровой и еще более красивой, чем прежде, правитель приписал это чудо языческим богам и вновь предложил почтить их жертвами. Но святая с гневом отказалась обличив его духовную слепоту, его нежелание поверить в то, что лишь Единому Живому Богу под силу исцелить ее. В ярости правитель приказал повесить ее на дереве, строгать тело святой железными когтями, опалять свечами ребра и бить по голове молотом.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла некая Иулиания, верующая во Христа. Исполнившись ревности, она возвысила голос и начала открыто хулить языческих богов и объявила себя христианкой. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Ее повесили вместе с Варварой и строгали железными гребнями, а затем, для большего посрамления, их велели водить нагими по городу, с издевательствами и побоями. Наконец, Мартиан, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу осудил обеих на усечение мечом.


Диоскор, жестокосердый отец Варвары, был так ожесточен дьяволом, что не только не скорбел при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился быть ее палачом. Обратившись ко Христу в предсмертной молитве, святая испросила у Него благодать избавления от внезапной болезни и внезапной смерти всякого человека, который будет вспоминать ее страдания.


Варвара была усечена руками немилосердного своего отца, святую же Иулианию обезглавил воин. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла кара Божия. Тотчас по совершении казни разразилась страшная гроза и ударами молний были убиты оба мучителя и самого праха от них не осталось на земле.

Честные мощи святых мучениц перенес в город один благочестивый человек по имени Галентиан, и похоронил с подобающей честью, устроив над ними церковь, в которой происходило много исцелений молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Мощи святой великомученицы Варвары

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, выходя замуж за князя Святополка II, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира .



В христианской традиции св. вмч. Варваре молятся о том, чтобы не умреть без покаяния и причастия Божественных Тайн.

Матермал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва великомученице Варваре:
Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них Самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8:
Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак, глас 4:
В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.