Храм Артемиды (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Турцию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Утраченное чудо - вот так поэтично назовет гид то, что вы увидите на месте некогда величественного храма Артемиды Эфесской. Зрелище, скорее, жалкое - от развалин почти ничего не осталось, кроме восстановленной из обломков одной колонны. А ведь их было 127! Каждая 18 метров в высоту - подарок одного из 127 царей.

Храм Артемиды - одно из семи чудес античного мира, описанных историками. Находился в греческом городе Эфес, сейчас это турецкий Сельчук. От некогда величественного храма сегодня остался едва просматриваемый фундамент и одна колонна - из 127!

Храм, по красоте и величию которому не было равных, как писали историки, входит в число семи чудес света. Он располагался в греческом Эфесе. Сегодня это город Сельчук, в провинции Измир, в Турции. Первый храм в честь богини охоты Артемиды был построен в середине 6 века до нашей эры. Согласно легенде, в 356 году до нашей эры, ночью произошел пожар - гражданин Эфеса поджёг храм, чтобы прославиться.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным, хотя все старались его забыть. В официальных документах преступник не называется, обозначен как «один безумец».

К началу 3 века до нашей эры храм был полностью восстановлен. Деньги на постройку нового чуда света выделил Александр Македонский. Был сохранен прежний план, только здание было поднято на высокое ступенчатое основание. Одну из колонн сделал известный скульптор того времени Скопас. Предполагается, что алтарь - работа скульптора Праксителя.

В 263 году святилище Артемиды разграбили готы. Во времена императора Феодосия Первого были запрещены все языческие культы, потому храм Артемиды в Эфесе закрыли. Мраморную облицовку с него стали растаскивать местные жители для своих построек, колонны начали падать, а их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. Даже место постепенно забылось. Отыскать следы лучшего храма Ионии сумел английский археолог Вуд в 1869 году. Полностью фундамент святилища был вскрыт только в 20 веке. А под ним были обнаружены следы храма, сожжённого Геростратом. Обломки колонн, украшенных рельефами, сейчас находятся в Британском музее.

Филон Византийский писал, что все чудеса света, которые он видел, меркнут перед одним из них – храмом Артемиды в Эфесе.

К сожалению, не только этот восхитительный храм не дошел до наших времен, но и город, в котором он находился, потерял свое величие.

Что же случилось с этим храмом и что превратило Эфес из оживленного торгового порта в забытую деревушку на болоте?

Святилище богини Артемиды

На месте, где располагалось одно из семи чудес света древнего мира, до этого было построено несколько святынь богини, они разрушались и отстраивались заново.

Первая, вероятно, была сооружена приблизительно в 800 году до нашей эры на болотистой полосе у реки Каистр в Эфесе, в Малой Азии, на территории современной Турции.

Надо сказать, что богиня Эфеса Артемида, называемая также Дианой, мало походила на древнегреческую богиню охоты, храбрости, материнства и целомудрия.

В Эфесе Артемида была богиней плодородия, ее часто изображали драпированной яйцами, с несколькими грудями от талии до плеч – символами плодородия.

Этот образ вырос из культа древней проэллинской богини «великая мать».

Во времена ионийцы пришли в эту местность, заинтересовались этой идеей и видоизменили её, привнеся черты греческой мифологии. Эфес стал одним из центральных мест культа богини.

Примерно в 600 году до нашей эры Эфес стал крупным торговым городом, богатым мегаполисом. В связи с этим архитектор Крепион занялся возведением нового большого храма для поклонения богине Артемиде.

Но это святилище простояло недолго, и в 550 году до н.э было разрушено крупным наводнением и в ходе боевых действий при завоевании Эфеса Лидией.

Завоевавший Эфес царь Крез решил заново отстроить храм, дабы показать себя хорошим правителем. Сооружением занялся архитектор Херсифрон, а продолжил строительство его сын Матаген.

Это здание превышало размеры прежнего в четыре раза. На его постройку ушло более ста лет.

Новый храм был главной достопримечательностью Эфеса до 356 года до нашей эры, пока не случилась трагедия.

Молодой эфесец Герострат, желавший вписать свое имя в анналы истории, поджег деревянную крышу здания. Ему удалось сжечь конструкцию дотла.

Граждане полиса были поражены этим ужасным кощунством.

После мучительной смерти юноши, они издали указ, что любой, кто будет хотя бы упоминать имя Герострата, будет предан смерти. Достичь славы греку все же удалось, от него пошло выражение «слава Герострата».

Одна из легенд говорит, что во время сожжения храма Артемиды, родился Александр Македонский. И что Артемида не могла спасти свое святилище от огненного разрушения, потому что была озабочена безопасным рождением будущего завоевателя мира.

Так метафорически решилась судьба Малой Азии.

Строительство Великого храма

Вскоре после сожжения началось строительство нового храма. Архитектором стал Скопас, один из самых известных ваятелей своего времени.

По другим версиям отстраивал здание после пожара Александр Дейнократ.

К тому времени Эфес был одним из богатейших торговых центров Малой Азии, и проблем с поиском денег на восстановление храма не было. Святилище было построено в том же болотистом месте, что и раньше, но создатели решили поднять его на один уровень.

По мнению архитекторов, это решение должно было уберечь храм от разрушения во время многочисленных в том регионе землетрясений.

Древний историк Плиний писал, что для подготовки земли под зданием были выложены слои древесного угля и слои шерсти.

Этот храм считается первым зданием, целиком сооруженным из мрамора. Как и в его предшественнике, в сооружении было 36 колонн, нижние части которых были украшены фигурными барельефами.

Внутри здания были произведения искусства современных художников и работы ваятеля Праксителя. В том числе и изображения амазонок, которые поклонялись богине Артемиде, и согласно легенде, нашли пристанище в этих местах после победы Геракла.

Центральным объектом поклонения стала скульптура Артемиды.

Плиний писал, что длина здания составляла около 150 метров, а ширина – 55. Колонны окружали здание в несколько рядов, каждая доходила в высоту до восемнадцати метров.

Для сравнения, Парфенон в Афинах почти в два раза меньше.

Когда Александр Великий прибыл в Эфес в 333 году до нашей эры, храм все еще строился. Великий полководец хотел поучаствовать в финансировании строительства храма, чтобы увековечить свое имя в этом великом памятнике.

Однако отцы города этого не хотели и мудро ответили, льстя завоевателю, что один бог не может строить храм для другого.

Христианство приносит конец культу Артемиды

Надо сказать, что храм Артемиды в Эфесе стал не только религиозным святилищем и местом паломничества верующих, вокруг него вырос сувенирный бизнес, благодаря которому процветали многие выдающиеся граждане Эфеса.

В связи с этим известна легенда о пришествии в Эфес Святого Павла, который желал обратить людей в новую христианскую веру, один из граждан, занимавшихся продажей сувениров, в основном уменьшенных копий , Димитрий, испугался, что потеряет свой доход, когда люди отвернутся от Артемиды, и всячески препятствовал проповедям Павла.

В Эфесе в связи с этим даже начались беспорядки, но в конце концов Павел уехал в Македонию, а город успокоился.

А 268 году нашей эры, на город напали готы и разрушили храм, хотя к тому времени уже и храм, и сама религия были в упадке.

Храм восстановили, но в 391 году император Феодосий сделал христианство государственной религией, и святилище было закрыто.

В 401 году храм был разрушен христианской толпой, камни были переработаны в другие здания.

Впоследствии и Эфес потерял свою значимость как центра торговли, порт города залился, корабли перестали приставать к гавани.

Многие жители города покинули болотистую местность, переселились в более холмистые регионы. Те, кто остался, использовали руины храма, как материал для строительства.

Третее классическое чудо света древнего мира. Древнегреческий город Эфис располагался в Карии, на Западном побережье Малой Азии. Согласно легенде, он был основан Амазонками – бесстрашными воительницами – в конце 12 века до н. э. Покровительницей своего города они избрали богиню Артемиду. В древнегреческой мифологии – это богиня плодородия, покровительница лесов, животных и охоты.

Дочь верховного Бога Зевса и Богини Лето (дочери титана Кея). Согласно одному предположению, она родилась на острове Гелос, другому – в Ортигии, в роще, расположенной вблизи города Эяиса. Одновременно с ней на свет появился и ее брат – златокудрый Аполлон – самый красивый из всех богов – Бог света и солнца, прекрасный стрелок, покровитель муз.

К 6 в. д. н. э. Эфес стал одним из самых богатых городов Малой Азии. Эфесцы вели крупные финансовые операции, давали взаймы под большие проценты деньги другим городам, что значительно обогащало город. И они решили построить храм покровительнице своего города – Артемиде, считая, что подобное сооружение увеличит их прибыль.

Проектирование и строительство храма было поручено выполнить известному архитектору их Кносса – Харсифрону. Он предложил возвести ионийский диптер-храм из мрамора, вокруг которого располагался бы двойной ряд мраморных колонн. Эфесцы были озадачены (писал Витрувий) – откуда привозить мрамор: с Пароса или Приконнеса, из Гераклеи или с Фасоса?

А тем временем пастух Пиксадор пас стада овец в 12 км от Эфеса. два барана подрались, один из них рогами ударился о скалу, от которой откололся кусок белого красивого камня. Пксадор бросил свое стадо и побежал в Эфес показать свою находку.

Так, случайно было найдено месторождение мрамора вблизи Эфеса. Благодарные Эфесцы щедро вознаградили пастуха. Они подарили ему дорогие одежды и изменили его имя. Теперь его стали называть Евангелом, что означало «добрый вестник».

Расположение и общий вид храма

Известно, что в Эфесе, как и по всему побережью Малой Азии, часто случались землетрясения. Поэтому, Харсифрон решил построить храм Артемиды в 7 км восточнее Эфеса, вблизи устья реки Каистры, на болотистой почве. Именно болотистая почва способна пружинить и смягчать колебания земли во время землетрясений. И они менее разрушительны. По предложению Харсифрона, котлован под фундаментом храма был заполнен толстым слоем хорошо утрамбованной смеси древесного угля с шерстью.

Храм располагался на ступенчатом возвышении и представлял собой прямоугольник длиной 110 м, шириной в 55 м. Со всех сторон он был окружен двойным рядом стройных мраморных колонн. Они были украшены волютами и каменными цветами. Высота их достигала 18 м, а диаметр – от 1 до 1,6 м. Причем диаметр колонн внутреннего ряда был приблизительно в 1,2 раза меньше диаметра колонн наружного ряда.

Фасады храма украшали два ряда по 8 колонн в каждом. Боковую коллонаду образовывали два ряда по 20 колонн в каждом. Храм был построен из кирпича и облицован полированными мраморными плитами. Он состоял из трех частей:

  • переднюю часть – пронаос – поддерживали 8 колонн;
  • главный зал – наос или целлу – 16 колонн;
  • заднее помещение – опистодом – 4 колонны.

В главном зале, за статуей Богини, богато украшенной драгоценностями, стояла еще одна колонна. Как утверждал Плиний Старший, всего было 127 колонн. Базы 26 колонн (из 127) украшали двухметровые барельефы, созданные известными скульпторами. Фронтон же храма украшала скульптурная композиция.

А над его вершиной, которая находилась на высоте 25 м от земли, возвышалась выполненная из мрамора, скульптурная группа. В ней Артемида была изображена с луком и ланью в окружении нимф (кстати, голова Артемиды из этой скульптурной группы сейчас храниться в Стамбульском музее).

Храм заканчивался двускатной крышей, покрытой мраморными плитами. По ее углам стояли четыре огромных, мраморных быка.

Доставка и установка колонн

Мраморные колонны, весом около 20 т, нужно было привозить к месту возведения храма из каменоломни, расположенной в 12 км от Эфеса, по топкой, болотистой земле. Тогда Харсифрон (как отмечал Витрувий), гениально решил эту задачу. По его предложению, сколотили четыре балки, причем, длина двух была равна длине колонны.

В конце колонны вделывали железные сердечники и залили их свинцом. В балки же вставили железные втулки, которые надели на сердечники. Таким образом, получилась конструкция, которая представляла собой каток, подобный тому, которым выравнивают беговые дорожки на стадионах.

В прикрепленные длинные жерди впрягли быков. Они тащили брусья по выравниваемой топкой земле и колонны легко котились к месту строительства храма. Затем появились новые трудности, ведь колонны были очень высоки. Тогда применили лебедки, запрягли на них быков. Лебедки подняли и поставили колонны в необходимом месте.

Существовала и легенда, о которой писали античные авторы. Якобы, сама Богиня Артемида ночью появилась на месте строительства храма и установила колонны. Точно так же (далее говорит легенда) ее брат Аполлон помогал возводить свой храм в Дельфах.

Завершение строительства храма

Храм Артемиды строили в течении 120 лет. При жизни Харсифрона были выполнены работы по возведению храма и установке колоннады. Далее, строительство продолжил архитектор Метаген (сын Харсифрона). Ему предстояло закончить именно верхнюю часть храма. На высоту храма нужно было поднять балки (архитрав). Для этого, по наклонной плоскости насыпи (описание приведено в статье « »), канатами тащили эти балки.

Далее, самым трудным оказалась установка балок на высоту колонны. Ведь их нужно было установить так, чтобы не повредить капитель колонны. И Метаген (как и в прошлом его отец Харсифрон) решил гениально и просто эту задачу. На вершину колонны укладывали мешки с песком. На них осторожно опускали балки. Песок под их тяжестью медленно высыпался, и балки плавно опускались на место.

Но и Метаген не успел закончить строительство этого храма. Отделку храма закончили архитекторы Деметрий и Пеоний Эфесский. И в 550 г д. н. э., перед изумленными современниками, предстал беломраморный, изящный храм Артемиды.

Архитектурные особенности храма Артемиды в Эфесе

Форма колонн и оформление капителей этого храма имели свои особенности. При его возведении архитектор Харсифрон отошел от строгого по формам и порой даже сурового, Дорического ордера в архитектуре, и перешел к Ионическому ордеру. В нем были наиболее выразительные и изящество форм и пропорции, и гармоничность и легкость архитектурных элементов.

Поэтому, античный мир считал, что именно храм Артемиды в Эфесе является родоначальником нового в архитектуре, ионического ордера. Не смотря на то, что некоторые элементы его уже были известны в Эолии. Краткое различие ионического и дорического ордера, приведено в статье « ».

Архитектурные элементы Дорический ордер Ионический ордер
Колонна массивнее стройнее
имеет неглубокие каннелюры, которые соединены острыми гранями имеет более глубокие каннелюры, которые отделяются тонкими полосками друг от друга, сохраняется первоначальная поверхность колонны
в ней отсутствует пьедестал и она заканчивается круглой подушкой и плитой (эхином и абакой) есть база; колонна заканчивается капителью с двумя завитками (волютами)
Архитрав – поперечная балка над капителями колонн гладкий; над ним расположен фриз с метопами – квадратными плитами, которые украшены рельефами и триглифами разделен на три части; фриз украшен барельефом

Различие в архитектурных элементах дорического и ионического ордеров, приведено в таблице выше. Кратко говоря, ионический ордер более стройный и декоративнее, имеет лучшее лепное/скульптурное оформление.

Возрождение храма

Храм простоял почти два столетия. Но житель Эфеса – безумный честолюбец, который во что бы то ни стало, хотел прославиться, сжег Храм Артемиды. Это случилось ночью, 21 июля, 356 г д. н. э., когда родился великий полководец Александр Македонский. Согласно легенде, Богиня Артемида единственный раз в жизни покинула свое святилище, чтобы пойти поклониться великому полководцу. Ее отсутствием и воспользовался Герострат.

Храм был уничтожен пожаром почти дотла. Рухнула его крыша, обгорели стены храма, треснули и обгорели колонны и балки перекрытий. Желание Герострата исполнилось, нарицательные выражения «Геростратова слава», сохранилось в веках. Так говорят о людях, совершивших тяжкое преступление.

С такой потерей в своем городе жители Эфеса не могли смириться. Они решили восстановить святилище Артемиды. Все свои сбережения и драгоценности, как и жители других городов Малой Азии, они пожертвовали на восстановление храма. Восстановить Храм было поручено известному градостроителю и архитектору того времени Хирократу.

Он решил поднять ступенчатое основание храма так, чтобы он возвышался над теми постройками, которые были возведены вокруг за прошедшее время. Кроме того, архитектор увеличил число ступеней, ведущих к храму.

Внутренние стены храма были облицованы отшлифованными мраморными плитами. Потолочные перекрытия храма и двери были выполнены из кедра (дерево привезли из острова Крит). В центре главного зала (целле) возвышалась 15-и метровая статуя Богини Артемиды. Основа статуи была выполнена из дерева. Лицо, кисти рук, ступени ног Богини покрывали тончайшие пластинки из золота. Одежда ее была украшена драгоценностями.

Особый интерес и удивление у посетителей храма вызывала стрела, висящая в воздухе без каких-либо нитей. Это объясняется тем, что в потолке храма был встроен магнит – камень, привезенный из малоазиатского древнего города Магнессии. Кстати, о применении магнита в различных сооружениях сообщалось еще в найденных китайских летописях.

К концу строительства храма (приблизительно спустя 25 лет) в Эфес приехал Александр Македонский. Он предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по возведению храма. Но, при условии, чтобы в храме хранилась надпись о его заслугах. Однако, жители Эфеса тактично ему ответили: «не приличествует, чтобы один из Богов делал дар другому Богу».

После завершения строительства храма, его художественное оформление выполнили известные Эллинские скульпторы Пракситель и Скопос. Рельефы для алтаря, который находился в крытой каменной ограде храма, выполнил Прокситель. На одной из колонн храма рельефные украшения вырезал Скопос. Кстати, фрагмент этой колонны с рельефом сейчас хранится в Британском музее в Лондоне.

Следует отметить, что в оформлении восстановленного храма в Эфесе архитектор Хейрократ сохранил основные черты ионийского диптера. Однако, как считали его современники, в оформлении колонн храма он уже использовал и элементы более нарядного и изящного, роскошного коринфского ордера в архитектуре.

Богатства, хранящиеся в храме

В святилище Артемиды были собраны огромные богатства. Прежде всего, это были сбережения и драгоценности как граждан Эфеса, так и граждан других малоазиатских городов. Богатые дары преподносили богине посетители храма. Это были картины известных мастеров античного мира.

Они хранились в специальном здании, которое располагалось вблизи храма. Надо отметить, что эта картинная галерея славилась в античные времена не меньше чем известное собрание картин, находящееся в Афинских Пропилеях.

Известно, что во втором веке нашей эры, римский всадник Вибий Салютарий преподнес храму щедрый подарок – большую сумму денег. А также золотое изображение Артемиды с серебряными оленями. И еще две серебряные статуи Артемиды с факелами. Эфесцы очень дорожили этими подарками.

В те дни, когда проходили заседания народного собрания и гимнастические состязания, эти статуи под усиленной охраной привозили в театр. Там устанавливали их на высоком постаменте, чтобы все присутствующие могли видеть, восхищаться и гордиться богатствами своего знаменитого святилища. Таким образом, «Храм Артемиды в Эфесе» представлял собой и знаменитый музей Древнего Мира.

Заключение

«Храм Артемиды в Эфесе» простоял в своем величии и красоте более пяти веков. В нем проводили Богослужения жрецы. Паломники со всех греческих городов приносили дорогие подарки Богиням. Римские наместники, начиная свое правление, приходили поклониться Артемиде и преподнести ей дорогие подарки. В 263 г д. н. э. готы, узнавшиеся о хранившихся в храме богатствах, захватили Эфес и разграбили святилище Артемиды.

В Византийское время мраморная облицовка храма и колонны, были вывезены в Византию. И как строительный материал, их использовали для различных строений. Но это необыкновенное создание древнего миро полностью уничтожила и поглотила болотистая почва, ил и песок реки Каистры.

И в середине 19-го века, археологи решили отыскать храм, но на том месте, где он когда-то стоял, простиралось болото. В 1863-1871 г, английский археолог Дж. Вуд, начал проводить здесь раскопки. В результате он обнаружил мраморные ступени храма. А на 6 м глубине болота – фрагмент храма, обломки мраморных колонн и статуй.

Но еще несколько десятилетий потребовалось археологам и архитекторам, чтобы восстановить план и общий вид этого знаменитого святилища. Святилища, красоту которого древние поэты воспевали в стихах. Во 2-1 в д. н. э. поэт Антипатр Сидонский, который считал «Храм Артемиды Эфесской» самым прекрасным из семи чудес древнего мира, писал:

«Кто перенес Парфенон твой, Богиня, с

Олимпа, где прежде

Он находился в ряду прочих

небесных жилищ.

В город Андрокла, столицу ртивых

в бою ионийцев,

Музами, как и копьем, славный

повсюду Эфес.

Видно сама ты, сразившая Тития

больше олимпа

Город родной возлюбя в нем свой

воздвигла чертог.»

Когда-то греческий приморский город Эфес являлся крупной торговой точкой. Знаменит он тем, что здесь располагался храм Артемиды – одно из семи чудес древнего мира.

Строительство храма

Храм Артемиды в Эфесе был такой большой, что сразу же попал в список семи чудес света. Предприятие в плане финансов взял под свое крыло царь Лидии Крез, строительный процесс был дан на откуп архитектору из Кносса Харсифрону. Под его руководством были возведены стены и колонны. Пост главного архитектора после его принял его сын Метаген. На завершающем этапе строительством руководили Пеонит и Деметрий.

Когда в 550 году до нашей эры строительство было завершено, перед местным открылись двери храма. Пусть сегодня и не удалось воссоздать прежнего великолепного убранства храма, сомнительно, чтобы архитекторы не постарались на славу. Известно, что статуя самой богини была из золота и слоновой кости.

Длительные археологические раскопки позволяют представить храм Артемиды Эфесской. Это огромное здание, размерами 105 на 51 метр. Это восемнадцатиметровые колонны, в количестве ста двадцати семи, поддерживающие потолок. Согласно легендам и слухам, число колонн соответствовало числу греческих властителей, ведь каждый из них по одной подарил храму.

Греческое поселение Эфес было основано в XI веке на побережье Эгейского моря, как колония, и названо по преданию в честь амазонки Эфесии, в которую влюбился сын афинского правителя Андрокл. Артемида, дочь Зевса и сестра Аполлона, считалась покровительницей амазонок, поэтому она являлась для поселенцев главным почитаемым божеством, для которого был возведен первый небольшой храм.

В греческой мифологии она была защитницей всего живого на земле, олицетворением плодородия, охраняла брак и жен во время родов — не удивительно, что ее культ был очень популярен в античности.

Чаще всего ее изображали юной красавицей в короткой тунике с луком и колчаном, в окружении нимф и ланей. Как и амазонки, богиня была девственницей, с обетом безбрачия и жестоко наказывала представительниц из своей свиты за его нарушение.

В V в. до н.э. Эфес был завоеван лидийским царем Крезом. Вера эфесян в свою патронессу была так велика, что они не возвели оборонительные укрепления. Умиленный такой наивностью завоеватель не решился разрушать город, наоборот, при нем он достиг наивысшего расцвета.

Горожане были убеждены, что своим благоденствием они обязаны дочери Громовержца, и решили построить в ее честь храм.

В скором времени произошло событие, которое было признано знамением. Стадо овец паслось на холмах недалеко от поселка. Один из баранов, не желая уступить тропу другому такому же строптивцу, нацелился в противника, но промахнулся и ударился о скалу. Кусок камня, отлетевший от удара рогов, оказался белейшим мрамором.

Трудный вопрос о доставке мрамора для строительства решился сам собой. В 12 километрах были разбиты каменоломни.

Начался сбор средств. Львиную долю от необходимого пожертвовал Крез, в благодарность за что, его имя было увековечено в основании комплекса.

Возведение грандиозного сооружения продолжалось более ста лет. Три поколения строителей трудились над его созданием.

Такая трудоемкость была определена поставленной сверхзадачей: сотворить храм Артемиды в Эфесе сейсмоустойчивым. Это решение было принято первым зодчим Херисфроном, потому что на побережье Эгейского моря часто случались землетрясения.

Для достижения этой цели было выбрано ближайшее болото.

По мнению конструктора, рыхлая заболоченная почва должна уменьшить воздействие землетрясений и сохранить его творение. Во избежание его провала в топь, под фундамент храма Артемиды в Эфесе был выкопан глубокий котлован и заполнен специальной забутовкой из дерева и шерсти.

Следующая проблема, возникшая перед создателями, — как по бездорожью доставить тяжелые каменные столбы? Херисфрон превратил колонны в гигантские оси, на которые были насажены колеса и благополучно доставлены упряжками быков к месту стройки.

Святилище было построено в 450 году до нашей эры.

Недолго услаждал взоры обывателей и гостей полиса красавец-дворец. В 356 году до н.э. один человек возмечтал прославиться на все времена, совершив поджог, уничтоживший этот шедевр зодчества. Под пыткой он сознался в содеянном. Имя казненного было проклято и предано забвению, но осталось в истории. С тех пор «слава Герострата» имеет значение «позорная слава».



Возрождение храма Артемиды в Эфесе

Пепелище храма Артемиды было как нож в сердце почитателям, очень его любившим. Они задумали реконструировать его и начали собирать пожертвования.

Щедрейшим дарителем захотел быть Александр Македонский, под чьей властью теперь находился Эфес.

По преданию дочь Громовержца не смогла защитить свое капище, потому что в эту ночь была в Македонии, присутствуя при рождении будущего величайшего полководца.

Памятуя об этой легенде, Александр Великий сделал крупный взнос на новый дворец бессмертной воительницы.

Архитектор А. Дейнократ за несколько лет отстроил здание заново по прежнему плану и на старом фундаменте, подняв еще выше ступенчатую основу. Возродившийся как птица Феникс из пепла, мемориал был великолепнее прежнего и был отнесен к Чудесам света.

Огромный белоснежный комплекс, казалось, парил в воздухе. Такое впечатление создавалось из-за высокого основания и колонн, восемью рядами опоясывавших его. 127 восемнадцатиметровых мраморных столбов покоились на прямоугольном возвышении со сторонами 52 на 105 метров.

В центре находилась15-метровая статуя божественной девы из слоновой кости, золота и драгоценных камней, изображенная в необычном виде: женщины со множеством грудей.
Скульптуры, полотна лучших мастеров Греции украшали помещения изнутри.

Одна из картин, изображавшая Александра Македонского с молнией в руке, подобно Зевсу, была настолько реалистичной, что пораженные мастерством художника Аппелеса эфесцы заплатили ему неслыханную по тем временам сумму: 25 талантов (более 400 кг) золота.

Слава о красоте храма Артемиды в Эфесе распространилась далеко за его пределами. Сотни, тысячи людей приезжали туда, чтобы полюбоваться архитектурным шедевром и статуей «многогрудой» богини.

Жрецы не подчинялись никому. Там было не только место поклонения, но и центр деловых встреч. На его территории обвиняемый в преступлении мог укрыться от наказания.