Общение составляет необходимое и специальное условие присвоения ребёнком достижений исторического развития человечества. Взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации.

Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова.

Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие, как учителя, так и ученика.

Средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Кроме того, жест обладает свойством «тайное делать явным», о чём учитель всегда должен помнить.

Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Общение школьников с учителем начинается с момента его появления в классе. Важно всё: как он вошёл, как двигается, как перелистывает страницы журнала, как держит книгу. Учитель ещё не сказал ни слова, но уже сообщил детям об отношении к ним, о своём настроении, самочувствии. Ведь в класс можно войти резко и с размаху бросить на стол журнал, а можно то же самое сделать спокойно и уважительно. Если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряжённого ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты подчёркивания и т.д.

Не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста учитель часто «включает» её (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает её интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения оценки и контроля деятельности учащихся.

Таким образом, нельзя не обращать внимания на значимость жестов в педагогическом общении. С их помощью можно передать информацию, обратить внимание детей на какой либо важный момент, активизировать психические процессы, «включить» обратную связь, обеспечить эмоциональный комфорт на уроке. Но чтобы педагогу правильно «читать» и применять выразительные движения, ему необходимо знать классификацию основных элементов невербального поведения.

На какие же компоненты следует обращать внимание во время общения?

В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к проблеме классификации невербальных средств общения. Рассмотрим некоторые из них.

Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным каналам. Одна из таких классификаций представлена в статье М. Битяновой. Она, в частности, среди наиболее популярных в общении современных людей коммуникативных систем выделяет оптическую и акустическую. К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т.д. Анализ соответствующей литературы позволяет отнести к оптической системе и такую специфическую форму невербального человеческого общения, как контакт глаз. Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. Не меньшее значение, как отмечает М. Битянова, имеют и разнообразные вкрапления в речь - паузы, покашливание, смех и прочее. Помимо указанных двух наиболее важных систем, человек, по мнению М. Битяновой, использует в общении и такую систему, как кинестетическая система - прикосновения, информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами, как сила, давление.

А.А. Леонтьев предлагает классифицировать неречевые компоненты общения на несколько типов в зависимости от их роли в процессе общения: «поисковые» компоненты, учитываемые говорящим и слушателем при ориентировке, предшествующей общению; сигналы, используемые для коррекции уже установившегося общения; регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, идущие от коммуникатора (говорящего) и «запрашивающие» слушателей о понимании; модуляции общения, то есть реакции говорящего и слушателей на изменение условий общения.

Аллан Пиз различает указательные, подчёркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчёркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнёра. Они используются также для ослабления значения высказываний.

А. Пиз различает также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Е. Петрова предлагает классификацию невербальных компонентов обыденного общения:

1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процесс; модальные (выражают оценку субъектом кого-либо).

2. Жесты-регуляторы выполняют регуляторно-коммуникативную функцию воздействия на партнёра.

3. Жесты-информаторы выполняют информативно-коммуникативную функцию./18; 25/

Более подробно мы рассмотрим классификацию, предложенную В.А. Мижериковым и Т.А. Юзефавичусем так как в ней классифицированы невербальные средства общения, используемые учителями, и показана роль отдельных компонентов в педагогическом общении:

1. Экспрессивно-выразительные движения - зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, визуальное взаимодействие:

Поза - положение тела, которое подразделяют на позы открытого и закрытого типа. Установлено, что закрытые позы учителя (когда он пытается закрыть переднюю часть своего тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещённые на груди, - и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытая же поза (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимается как поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Всё это учащимися воспринимается бессознательно.

Мимика - сокращение лицевых мышц, которые изменяют выражение лица и сигнализируют о состояниях человека. Сюда входят улыбка, движения губ, бровей и носа(!). Мимическая сторона общения крайне важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут помочь в установлении контактов. Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний даёт возможность педагогу выразить своё эмоциональное состояние и отношение к определённому ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д. Ряд исследований показывают, что учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким (но не завышенным) уровнем внешней эмоциональности. Кроме того, при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10-15% информации.

Жест (в узком смысле) - движения рук, которые могут уточнять мысль, оживлять её, в сочетании со словами усиливать её эмоциональное значение, способствовать лучшему восприятию. Жесты в свою очередь делятся на:

Указывающие жесты (пальцем или указкой) часто рассматриваются как жесты агрессивности и превосходства, хотя они боле всего употребляются как жесты, подкрепляющие информацию, или ориентирующие учащегося в образовательном пространстве.

Сцепленные пальцы - жест напряжённости, который считается нежелательным в ходе педагогического общения.

Использование скрытых барьеров (с помощью предметов, стола и пр.) - жесты защиты педагога от нежелательных воздействий со стороны окружения, поиска опоры в случае неуверенности в себе.

Руки в бока (упираются в талию) - жест, давления на детей, доминирования и агрессивности.

При слушании ответов указательный палец (ладонь) подпирает щеку - жест критичного, негативного отношения к собеседнику, информации, которую он сообщает.

Стучит по столу - выражение недовольства, ярости, гнева.

Опирается на стол, стул руками - жесты, выражающие определённую степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе.

Описательно-изобразительный жест (руками) - жесты, помогающие описывать тот или иной предмет, процесс, феномен, то есть жесты, дополняющие вербальную информацию.

Прикрытие рта, подтирание уха, глаза - жесты неуверенности в себе.

Визуальное взаимодействие - контакт глаз, взгляд. Глаза выступают важнейшим выразительным элементом лица, да и всего внешнего облика человека. Направленные на нас глаза свидетельствуют, по крайней мере, о проявленном к нам внимании и интересе, пускай порой кратковременном и незначительном. Дети же очень чувствительны к взгляду учителя. Сопровождение учителем замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребёнка, мешает поддержанию контакта. Учитель, взглядывая на отвечающего, даёт понять, что слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему.

Согласно исследованиям, с помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии человека, и всё дело в зрачках. Их сужение и расширение не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние учителя заставляет зрачки сужаться, лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствую дискомфорт, эффективность работы снижается.

2. Такесические средства общения - поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Наукой доказано, что данный компонент является биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог заменяет недостающего родителя. Но право на это имеет только тот педагог, кто пользуется доверием воспитанников. В цивилизованном обществе прикосновение к другому человеку обусловлено целым рядом социальных норм и ограничений и поэтому является достаточно редким элементом общения, хотя и очень выразительным. Общая функция прикосновений - усиление контакта, акцентирование внимания на эмоциональной личной стороне.

3. Проксемические средства общения - ориентация педагога и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогической целесообразности дистанции определена следующими расстояниями:

персональное общение учителя с учащимися - от 45 до 120 см;

официальное общение в классе - от 120 до 400 см;

публичное выступление перед аудиторией - от 400 до 750 см.

Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей. Он может применять пространственную близость для укрепления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Итак, в данном параграфе были рассмотрены значимость невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя и несколько подходов к классификации невербальных средств общения, которые необходимо знать педагогу для эффективного использования языка жестов в педагогическом процессе. Особое внимание уделено классификации В.А. Мижерикова и Т.А. Юзефавичуса, в которой за основу взяты невербальные компоненты, используемые именно учителями в их педагогической деятельности.

Никакая деятельность людей не может быть осуществлена без их взаимодействия. Оно представляет собой важнейшее условие успешности совместной работы. В воспитании и обучении, как важных видах деятельности человека, общение играет неоценимую роль, так как весь процесс передачи накопленного опыта от поколения поколению без него невозможен. В наши дни все больше психолого-педагогической литературы обращается к проблеме общения в педагогической деятельности, где высокий уровень развитости коммуникативных способностей учителя является одним из основных профессиональных требований. Просто знаний учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы для успешного взаимодействия с детьми не достаточно. Здесь необходимы умения учителя общаться и осуществлять педагогическое взаимодействие, ведь только через систему живого и непосредственного общения все знания и практические умения могут передаваться учащимся.

Особое внимание здесь уделяется невербальным средствам общения, серьёзным исследованием которых учёные подробно и систематически начали заниматься лишь с 60-70-х гг. ХХ века. Их роль в педагогическом процессе, по мнению современных учёных-педагогов, невозможно переоценить. Всё чаще говорят о том, что от степени развитости невербальных средств общения учителя зависит эффективность педагогического общения и всего процесса обучения в целом.

Жестовый рисунок урока: указательные жесты - рукой на доску; запрещающие - кивком головы; жесты поддержки - ладонью касается рукой головы или спины учащегося; жестикуляция неактивная, функции - чаще всего привычка, чтобы снять напряжение, позволить немного расслабиться, отвлечься.

Мимика. Когда учитель слушает - голова слегка наклонена набок, что говорит о доверии, что учитель с большим вниманием и желанием выслушивает ответы учащихся.

Выражаются эмоции: радость - уголки губ приподни­аются, глаза улыбаются; сожаление - хмурит брови.

Поза. При объяснении новой темы учитель ходит вдоль доски, стоит вполоборота или лицом к классу. При закреплении материала учитель ходит по рядам, доходя до последних парт, что говорит о взаимодействии учителя со всем клас­сом. Походка медленная, бесшумная, плавная, движения учителя сдержаны, контролируемы.

Внешний вид полностью соответствует поведению учи­теля. Одежда неброская, не вызывающая, подобрана со вкусом и в соответствии с возрастом. Макияж аккуратный, не заметный, соответствует всему тону одежды.

4. Педагогический этикет и такт учителя. Приветствие - здравствуйте!; прощание - всего доброго, до завтра!; просьбы: пожалуйста (4 раза), будь добр (2 раза); благодарности - спасибо (3 раза); извинение - извините, это я виновата (2 раза).

Учитель не считает унизительным извиниться перед учащимися. Он осознает, что тоже человек, которому свойственно ошибаться, и отвечает за свои ошибки. Учитель как воспитанный человек очень часто пользуется «волшебными» словами, тем самым высказывая свое уважение к учащимся.

5. Способы воздействия на учащихся. В начале урока учитель здоровается с классом и сразу же вовлекает их в совместную деятельность (несколько учащихся работают у доски, остальные отвечают на вопросы учителя). Затем, при объяснении новой темы, делаются записи в тетрадях (ребята очень активно участвуют в рассмотрении новой темы, отвечая на наводящие вопросы учи­еля). Такой способ организации дисциплины на уроке очень эффективен в данном классе. На уроках используются разные виды групповой и фронтальной работы.

6. Оценка: молодец (10 раз), умничка (4 раза), прекрасно (2 раза), похвально (1 раз). Либо учитель подходит к ученику и легко касается спины учащегося.

Отметки выставляются объективно. На оценку не влияет успеваемость учащихся по другим предметам. По моим наблюдениям, у учителя нет класса-любимчика. Она ко всем ученикам относится одинаково, с должным вниманием и уважением.

Вывод: я считаю, что при таком учителе обучение в этом классе будет продуктивным.

Пример 2. Студент: Сафронов А.

Учитель географии: Воробьев Виктор Егорович

Стиль общения. У учителя географии демократический стиль общения. В его речи постоянно присутствует местоимения «мы». Ведет с ребятами диалог, побуждает к совместной деятельности: «Давайте вместе подумаем...» и т.д. Все время спрашивает своих учеников: «Как вы считаете?», «Как вы думаете?». По темпераменту учитель холерик. Это проявляется в ее поведении. Ее настроение меняется каждые 5 минут. Может кричать на ученика, а через 5 минут шутить вместе с ним. Учитель на одном месте не сидит: он то ходит по классу, то сидит за своим столом.

Невербальное поведение. Для учителя наиболее предпочтительны указательные жесты и вспомогательные. В основном это проявляется при объяснении нового материала. На уроках учитель постоянно двигается. Жестикуляция активная. Когда ученик не­правильно отвечает на вопрос или балуется, то учитель стоит нахмурившись. Вообще, на уроке учитель мало улы­бается. Внешний вид соответствует поведению учителя. Он одевается как деловой человек и создает деловую обстановку в классе.

Педагогический такт и этикет. У учителя на уроке мало используется этикетных формул. Иногда учитель бывает нетактичен по отношению к ученикам. Он их оскорбляет в шутку, но ребята могут не так понять. Учитель может предупредить и разрешить конфликт.

Способы воздействия. Учитель добивается дисциплины на уроке. Он старается так делать, чтобы у ребят не было времени на разговоры. Если кто-то разговаривает, то учитель «ставит» его на место, говоря громким голосом. Учитель привлекает внимание к уроку путем интересных заданий.

Способы оценивания. Учитель соблюдает главное требование к оценке - объективность. На уроке двоечник может получить «5», и наоборот. Учитель оценивает учащихся и качественно: «так, хорошо», и хвалит учеников, если они правильно выполняют задание. Сразу после ответа ученика учитель не ставит оценку, а ставит только тогда, когда просит одного ученика выполнить несколько заданий.

Индивидуальной особенностью стиля общения учителя с учащимися является частая смена настроения и «крайности» в речевом поведении.


Приложение 12

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.

Обращения граждан могут быть трех видов.

Предложение - обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление - обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.

Жалоба - устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

12.Общее право жалобы , которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:

Нарушены права и свободы гражданина;

Созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;

Действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

В судебном порядке;

В порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.

В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

13.Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами - КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом железных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.

Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или юрисдикционных отношений. Особенности и отличия от общей жалобы: 1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом ст. 250, 256 КоАП. 2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена. 3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг общей жалобы значительно шире. 4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания. 5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Ст. 270 КоАП. 6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности. ч2 ст. 267. 7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок. Для общей - иные сроки. Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель состоит в том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы постановлений о наложении административного взыскания, чтобы усилить контроль за правами граждан.