Слово форма говорит о внешнем устройстве. Когда говорим о форме государства это внешняя организация, внешнее строение гос власти, которая нам показывает, как организованна власть в государстве, кому и на каких началах она принадлежит, как распределяется гос власть по вертикали (центральные и местные органы власти) и горизонтали.
Также форма гос-ва нам показывает, какими способами и чьих интересах осущ гос власть, какова степень участия народа в формировании и осущ гос власти.
С точки зрения системного подхода форма государства представляет собой совокупность способов, организации, распределения и осущ гос власти, которые определяют степень участие народа в формировании органов гос власти и ее реализации.
Исходя из этого определения можно выделить три элемента формы государства: Форма правления. Форма гос устройства. Политко- правовой режим.
Нужно отметить что форма государства это древняя политическая категория, о форме гос-ва говорили и писали еще античные философы, такие как Платон, Аристотель, Цицерон и др. В то время форма гос сводилось к форме правления, в дальнейшем с усложнение соц структуры добавили и другие элементы.
Форма государства зависит – на форму государства множество различных факторов, как социальных, так и экономических и политических и территориально- географических.
Все эти факторы можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние факторы:
Внутренние территориальные факторы – размеры территории государства в первую очередь будет оказывать на форму гос устройства. Если территория государства относительно не большая по площади, то вероятно что государство будет унитарным.
Если гос занимает большую площадь – вероятно что оно будет федеративным и конфедеративным.
Наличие на территории государства крупных географических объектов (например крупных горных хребтов) вероятно это государство будет – сложной формой гос устройства (Швейцария).
В свое время на это обращал внимание Н. Макиавелли – Северные гос-ва холодный климат спокойный характер – здесь монархия и Южный климат – горячая кровь – республика.
Еще важно расположено государство на континенте или островное, если островное – то самобытность и независимость форм.
Если говорить о внутриэкономических факторах, то можно выделить.
Уровень развития экономики, чем выше экономика, тем более демократическое государство.
Тип экономики – либо это экономика обменного типа или распределительного типа.
Обменный тип располагает большую степень экономической свободы, т.е. более либеральным будет государство.
Распределительный тип – жестким и возможно тоталитарный режим.
Можно говорить о степени складности экономики:
Либо одноукладная – одна форма собственности.
Многоукладная экономика.
Если говорить о социальных факторах
Национальный состав населения – либо мононациональная или полинациональная.
Полинациональное государство – возможно сложное и федеративным.
Мононациональное – унитарное возможно и простое
Исторические условия развития общества.
Традиции, обычаи, культура общества (ментальность народа).
Во многих современных монархических гос-вах сохранение монархии это дань традиции.
Внутриполитические факторы
Расстановка политических сил внутри страны.
Какие в данном обществе политические силы.
Как они организованы.
Как они представлены в системе гос власти.
Это в первую очередь будет влиять на форму правления.
Уровень политического сознания и политической культуры общества.
Степень политической активности населения – в первую очередь на форму правления и на режим государства.
Внешние факторы:
Территориально- географические факторы:
Где в каком окружении находится государство, в каком оно отношении с соседями. Союзные государства или враждебные.
Внешнее политическое заимствование и внешнеполитическое давление.
Заимствование полагает – государства взаимодействуют и воспринимают у друг друга элементы и формы наиболее рациональные и удобные для него. Пример. Россия Конституция РФ заимствована у французов – модель пятой французской республики, а принцип разделения властей позаимствовано у американцев.
Внешнеполитич давление или навязывание – здесь речь о том, что одни государства на данный момент более сильные в политич отношении – навязывают более слабым государствам выгодные для себя элементы форм. Пример после второй мировой войны – государства восточной Европы отошли к СССР. До войны они были монархическими, а после стали республиками с народной демократией. Еще пример в современном мире Америка – Иран, АФГАНИСТАН, т.е. происходит экспорт американских ценностей.
Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.
Социальный фактор. Здесь речь идет о социальной структуре общества, степени ее развитости, характере и содержании отношений между составляющими структуры. Например, структура рабовладельческого общества, упрощенно говоря, проста. Она сводится в целом к двум социальным классам (рабовладельцы и рабы), отношения между которыми, как свидетельствует история, напряженны. Разумеется, велика роль личности, межличностных отношений, индивидуальных и групповых интересов.
Экономический фактор. У общества есть и экономического свойства потребности в государстве как властвующего и управляющего института власти. Характер и содержание, мотивация индивидуального и общественного труда, формы собственности, степень научно-технической оснащенности общественного производства.
Политический фактор. Включает также политическое сознание, партии, политические процессы и ценности, нормы, политические идеологии, политические отношения.
Культурный фактор. Государство можно рассматривать и понимать как явление культуры в целом, а не только политической. При всей многозначности понятия культуры, ее деления на материальную и духовную она не может быть сведена к книгам, музеям, театрам и т.д. Одной из центральных идей культуры является идея достоинства личности, понимания человека как высшей ценности. Именно в этой своей части культура ориентирует государство в его формах, деятельности, принципах властвования и управления, организации государственного аппарата на человека, его материальное благополучие, безопасность, духовное развитие. Помимо названных факторов, естественно, существуют и другие. Например, моральный, национальный, религиозный.
Среди факторов, влияющих на форму государства дозволительно отметить: 1. особенности исторического развития государства; 2. исторические традиции; 3. различные политико-правовые идеи; 4. национальный состав населения; 5. внешние факторы (международное положение и т. д.). Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая соперничество и её результаты.
12) Функции государства: понятие и классификация. Формы и методы осуществления функций государства.
Функции гос-ва – основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение гос-ва, причем постоянные. От функций следует отличать задачи гос-ва – конкретные цели, которые стоят перед гос-вом. Признаки функций гос-ва (они конкретизируют цели гос-ного управления на каждом историческом этапе развития общества): 1.В функциях проявляется деятельность гос-ва, его управленческая природа.
2. Функции гос-ва – основные направления деятельности, без которых на данном историческом этапе развития не обойтись (например, функция охраны природы раньше не была основной).
3. Функция гос-ва – обобщенная хар-ка деятельности его органов. Функции гос-ва следует отличать от функций гос-ных органов. Гос-во – система органов, т.е. его деятельность осуществляется через гос-ные органы.
4. Функции выражают его сущность, его связь с обществом. Гос-во – аппарат органов, взаимодействующих с обществом. Цель состоит в стабилизации и оптимальности связей с населением, обществом.
5. Реализуются функции в определенных преимущественно правовых формах и особыми характерными для гос-ной власти методами.
Классификация функций гос-ва : по изменению сущности гос-ва, по причинам их возникновения (функции, вытекающие из классовых противоречий, и функции, вытекающие из потребности общества в целом – функция обороны), по времени действия (постоянные – экономическая функция, функция обороны; временные – функции периода неразвитого гос-ва), по направленности деятельности (внутренние, внешние). Внутренние функции гос-ва: функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан, экономическая (гос-во ведет денежное хоз-во, осуществляет бюджетную политику, кредитование, должно бороться с монополизмом, налоговая политика, охрана различных форм собственности), социальная (поддержание отдельных сфер жизнедеятельности: здравоохранение, образование, соц. обеспечение, сферы культуры, науки; поддержание отдельных соц. групп населения: пенсионеры, инвалиды, пострадавшие от техногенных катастроф), экологическая, информационно-идеологическая, функция сохранения и укрепления гос.власти. Внешние функции гос-ва: функция сотрудничества, мирного сосуществования с другими гос-вами, внешняя экономическая функция, функция обороны (организация военной промышленности и организация обучения армии, подготовка сил), функция захвата чужих территорий (у современных гос-в нет, есть у неразвитых), функция расширения сфер влияния (расширение экономического, культурного влияния).
Формы и методы осуществления функций гос-ва
Под формами осуществления понимаются специфические виды гос.деят-ти и деят-ть, посредством, которого реализуются функции гос-ва
По отраслевой специфике относят:
Законодательную(нормотворческая деят-ть)
Исполнительная(управленческая деят-ть)
Судебная(правосудие)
Контрольно-надзорная деят-ть за состоянием законности
По критерию однородности выделяют правовые и организационные формы
Правовые: 1. правотворческая деят-ть – это форма осуществления функций гос-ва путем издания нормативных актов, принятия новых юридических норм, изменений или отмены устаревших норм;
2. правоприменительная деят-ть – деят-ть органов гос-ва по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей.
Правоприменит.деят-ть включает в себя:
1. исполнительно-распорядительную функцию – управленческая деят-ть органов гос-ва, осуществляемая путем принятии правоприменит.актов распорядит.хар-ра;
2. правоохранит.деят-ть – деят-ть правоохранит.органов, осуществляемая путем принятия правоприменит.актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридич.лиц и общества в целом.
Организационные формы: 1. организационно-регламентирующая деят-ть – текущая работа организационно-технич.хар-ра,направленная на обеспечение деят-ть органов гос-ва(подготовка документов,организация различных мероприятий, подбр и растоновка кадров); 2. организационно-хозяйственная деят-ть – текущая работа хоз. хар-ра, направленная на материальное обеспечение выполнения функций гос-ва(сбыт,учет,статистика); 3. организационно-идеологическая деят-ть – повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения ф-ий гос-ва(разъяснение законов,формирование обществ.мнения и т.д.)
Наиболее нормальным способом прекращения обязательств является его исполнение (ст. 408 ГК).
Исполнение обязательств - это совершение должником правомерных действий (или воздержание от них), обусловленных содержанием обязательств и направленных на его прекращение.
Любое обязательство подразумевает его исполнение. Если стороны не имеют такого намерения, налицо мнимая сделка.
Исполняет любое обязательство должник, так как именно он является обязанной стороной. У кредитора также есть обязанности, названные в литературе «общекредиторскими». К ним относятся принятие надлежащего исполнения и совершение действий по свидетельствованию такого принятия (выдача расписки, возврат долгового документа и т.п.). Но такие обязанности не превращают его в должника, и на них не распространяются нормы об исполнении обязательств. Правовые последствия несовершения действий, составляющих общекредиторские обязанности, сводятся к закрепленным законом неблагоприятным последствиям на стороне кредитора (ст. 406 ГК). В ряде случаев принятие исполнения в силу договора приобретает характер обязательства. Например, одной из основных обязанностей покупателя по договору купли-продажи является принятие товара (п. 1 ст. 454, ст. 484 ГК).
Действующее законодательство позволяет выделить следующие принципы исполнения обязательств.
1. Принцип надлежащего исполнения обязательств, в соответствии с которым обязательства должны исполняться в отношении надлежащего предмета, в надлежащем месте, в надлежащее время, надлежащим способом, надлежащим субъектом - надлежащему субъекту. Названные условия исполнения могут вытекать из правовых актов или содержания договора. Если условия обязательства законом, иными правовыми актами и договором не определены, исполнение предпринимательских договоров должно осуществляться в соответствии с обычаями делового оборота, а иных - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК).
2. Принцип реального исполнения требует исполнения обязательства в натуре, т.е. должник обязан совершить именно действие, составляющее содержание обязательства, без замены его денежным эквивалентом в виде возмещения убытков и (или) уплаты неустойки.
Нарушение любого элемента принципов исполнения обязательств должно влечь гражданско-правовую ответственность . В данном случае возникает такой вид гражданско-правовой ответственности, как обязательственно-правовая, нормативную базу которой составляет глава 25 ГК. При этом различаются два основных правонарушения , совершение которых составляет основание такой ответственности: ненадлежащее исполнение обязательства (нарушение принципа надлежащего исполнения) и неисполнение обязательства (нарушение принципа реального исполнения). При разработке проектов договоров названные нарушения должны получать максимально подробную регламентацию. Изменить общие правила о последствиях таких нарушений вправе лишь нормы федерального закона или условия договора, согласованные контрагентами. При отсутствии таких специальных правил вступают в силу общие правила, закрепленные в ст. 396 ГК:
- при ненадлежащем исполнении уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре;
- при неисполнении, напротив, возмещение убытков и уплата неустойки освобождают должника от исполнения обязательства в натуре.
3. Принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннего изменения его условий (ст. 310 ГК). Это общее правило, имеющее исключения, разнящиеся в зависимости от субъектов обязательства.
Если хотя бы одна из сторон в обязательстве - лицо, не занимающееся предпринимательской деятельностью, односторонний отказ от исполнения допустим лишь в случаях, предусмотренных законом (ст. 310 ГК).
В отношениях между предпринимателями односторонний отказ возможен по основаниям, предусмотренным как законом, так и договором. При этом важно закрепить в договоре порядок отказа и процедуру взаиморасчетов при таком прекращении обязательства.
Правовые последствия допустимого отказа от исполнения состоят в прекращении обязательства, а изменения условий - в сохранении обязательства в измененном виде.