Многие граждане пользуются советами юристов, чтобы избежать проблем законом. Но предостережение прокурора – не просто очередная рекомендация, а официальный документ, который нельзя игнорировать. В чём же заключается его особенность и как стоит реагировать получателю на подобное оповещение?

Предостережение прокурора: что это такое?

Письменное предостережение прокурора – специальный акт реагирования на предстоящее (или запланированное) нарушение закона.

Данная бумага оформляется и идёт на подпись прокурором или его заместителем в целях предупреждения будущих правонарушений или при наличии аргументов о предстоящих незаконных деяниях.

Данные мысли обычно выражаются: публично в форме высказывании, в подготовительных операциях (выдача распоряжения работникам низшего звена) или в виде бездействия.

Согласно ст. 25.1 закона “О прокуратуре РФ” рассматриваемый документ направляют при наличии определённых сведений предостережение в адрес:

  • должностных лиц;
  • руководителя общественных (религиозных) группировок;
  • иных лиц (аналогичных объединений);
  • предостережение о предстоящих нарушениях.

В теле письма обычно просят отказаться от совершения задуманных действий и разъясняют возможные последствия. В ситуации намеренного неисполнения требований, указанных в высланном предостережении, особа, которой оно объявлено, велик риск быть привлечённым к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности, а также таких форм наказания, как отстранение от должности в установленном законом порядке.

Как происходит объявление прокуратурой о недопустимости нарушения закона?

Предостережение прокурора считается независимым правовым методом реагирования ответственной особы на попытку нарушения закона, используемого при совершении контроля над соблюдением законов. Как важный способ индивидуального воздействия на граждан, которые совершают или пытаются сделать любой противоправный поступок (или нарочно умалчивать о выполнении такового), причинивший вред другим людям, или которые идут в разрез государственным интересам или интересам любой части общественности.

Предупреждение о недопустимости правонарушения оформляется на стандартном бланке. Оно обязано применяться только на базе тщательно проверенных фактов, которые исключают любые сомнительные предположения и неясности. Предостережение считается официальным документов, поэтому должно опираться на задокументированные показания свидетелей и прочие аргументы. А от должностных лиц, нарушивших закон или планирующих сделать противоправный поступок, обязательно должны дополнительно потребовать развёрнутые объяснения.

Параллельно органами собираются и прочие неоспоримые доказательства их неоспоримой виновности (комментарии, справки, жалобные обращения, заявления и прочее). Совершение гражданином какого-либо проступка или преступления уже после факта применения к нему предостережения, стоит рассматривать как дополнительные отягчающие обстоятельства при назначении наказания.

Что делать, если получили извещение?

Начиная с зимы 2017 года, в силу вступило правило, согласно которому юридические лица и ИП будут отчитываться перед соответствующими органами об исполнении предупреждения о недопустимости нарушения выдвигаемых требований. Если нет возражений, то в течение 60 дней необходимо уведомить о выполнении предостережения и указать в тексте письма следующие данные:

  1. полное наименование организации или инициалы;
  2. ИНН юридического лица или ИП;
  3. полные сведения о принятых мерах по обеспечению соблюдения указанных требований.

Компания имеет право направить уведомление в органы госконтроля не только классическим методом (по почте), но и онлайн, в электронном формате (обязательно заверить его электронной подписью квалифицированного сотрудника).

Иногда компания может и принять противоположную позицию: не согласиться с выводами о том, что её деятельность приводит к нарушению требований. Тогда организация должна аргументированно обосновать свою позицию в возражении. Стандартной формы такого ответного письма нет, но предусмотрен обязательный список сведений, которые непременно должны в нём содержаться:

  • полное наименование фирмы или Ф. И. О. руководителя;
  • ИНН юридического лица или ИП;
  • дата и номер полученного предостережения;
  • обоснование позиции в отношении указанных действий, которые чреваты нарушением требований.

Его стоит направить контролирующему органу по аналогичному с уведомлением принципу в течение 20 рабочих дней, начиная с даты получения предупреждения.

Срок и порядок обжалования

Если ориентироваться на ч. 2 ст. 46 конституции, решения и неправомерные действия (или бездействие) органов государственной власти и вышестоящих лиц (включая прокуратуру), могут быть сразу при получении обжалованы через судебные организации.

Однако современное законодательство не учитывает специального алгоритма оспаривания представлений (или протестов), которые были отправлены прокурором.

Исходя из ст. 3 и ст. 245 ГПК РФ следует, что любое заинтересованное лицо имеет право обратиться в правоохранительные органы за защитой нарушенных либо обжалуемых прав. Подать подобную жалобу допускается сроком в 3 месяца с момента получения официального предостережения.

Подготовленные противоправные действия в большей мере уже совершенные или совершаемые на момент обращения, даже если на данный момент не предоставляют значительной общественной опасности правонарушения, нередко перерастают в опасные проступки, включая и серьёзные преступления. В итоге главная цель применения рассматриваемого предостережения о недопустимости нарушения закона сводится как раз к своевременному пресечению такого антиобщественного поведения и исключения риска возникновения предпосылок для более серьёзных правонарушений.

Это средство влияния не заменяет, а лишь дополняет остальные средства реагирования. Но как официальный документ, данное извещение нельзя игнорировать, и стоит обязательно отвечать на него (в форме согласия и отчёта о проделанной работе или в виде оспаривания и возражений).

Согласно законодательству, предостережение о недопустимости нарушения закона является, своего рода, правовым актом, который прокурор направляет должностному лицу при наличии информации о готовящемся акте правонарушения. Если это должностное лицо проигнорировало предостережение, то допускается привлечение к ответственности. Стоит рассмотреть более подробно, в чем заключается подобное предостережение, когда его отправляют и какая у него цель.

Закон о предостережении о недопустимости нарушения закона

Подобное предостережение считается профилактикой нарушения закона. Если у сотрудников правоохранительных органов есть информация, что готовится террористический акт или иное правонарушение, то прокурор может передать постановление с предупреждением о недопустимости его совершения. Передача документа осуществляется должностному лицу – руководителю организации, сотрудниками которой являются потенциальные нарушители закона.

Если изложенные в предостережении требования не исполняются, должностное лицо привлекается к уголовной ответственности. Стоит отметить, что необходимо доказать вину. Не всегда руководитель организации знает, что задумали его подчиненные. Он может озвучить информацию на общем собрании, чтобы ни у кого не было желания нарушать закон.

Выписка из статьи 25.1 ФЗ-2202-1 от 17.01.1992 года

Как показывает практика, подобные предостережения работают не всегда. Некоторые преступные группировки понимают, что их разоблачили, поэтому прекращают подготовку. Другие начинают работать более скрытно. Таким образом, представителям правоохранительных органов приходится следить за потенциальными нарушителями еще какое-то время, чтобы понять: собираются ли они продолжить начатое.

Вот основные нюансы законодательства, о которых важно помнить:

  • только прокурор может выписывать предостережение;
  • получателем могут быть только должностные лица;
  • передается документ, если есть сведения о готовящемся правонарушении, он всегда должен быть составлен в письменном виде;
  • целью подобного предупреждения считается профилактика совершения преступлений.

Таким образом, положения статьи 25.1 ФЗ-2202-1 от 17.01.1992 года не подлежат расширенном толкованию.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Когда отправляют предостережение

Существует несколько случаев, когда работник прокуратуры отправляет постановление должностному лицу:

  1. Юридическое лицо, ИП или должностное лицо ранее не привлекалось к уголовной ответственности.
  2. Есть сведения о готовящемся правонарушении.

Информация о подготовке противозаконного акта может появиться у работников правоохранительных органов благодаря «кроту», который передает им информацию. Но чаще это происходит за счет проведения ряда мероприятий, которые не связаны с взаимодействием с должностным лицом или преступной группировкой.

Постановление считается серьезным документом, поэтому руководителю структурного подразделения необходимо внимательно изучить, кто может оказаться нарушителем. При этом обо всех подозрительных действиях требуется сообщать прокурору. Таким образом, наличие камер видеонаблюдения в кабинетах и на производстве помогает узнать о готовящемся акте экстремизма и так далее.

Важно! Каждый случай индивидуален. Иногда нарушители имеют косвенное отношение к должностному лицу или руководителю компании. Поэтому необходимо детально все разбирать, чтобы понять, есть ли вина получателя постановления прокурора в совершении правонарушения.

Сущность предостережения

Суть предостережения заключается, чтобы передать должностному лицу документ, где будет указано о возможных последствиях при совершении преступления. Необходимо дать понять, что получатель тоже будет отвечать. Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться несколькими способами.

Таблица 1. Как выражаются противоправные деяния

Способ выражения противоправного деяния Краткое описание
Публичное высказывание Должностное лицо может высказаться о намерении нарушить чьи-то права или осуществить противоправное действие, после которого последуют действия со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Подготовительные действия Непосредственное участие в нарушении закона. Даже издание приказа, который нарушает положения ТК РФ считается противоправным.
бездействие Должностные лица должны применять действия, чтобы не допустить совершения преступления, когда они обладают информацией о его подготовке. Если решить проблему самостоятельно невозможно, требуется передать сведения сотрудникам правоохранительных органов.

Таким образом, предостережение позволяет пресечь нарушения, которые уже были совершены или будут, но еще не представляют опасности для общества. Если вовремя не предпринять меры, то наступит основание для применения положений Уголовного кодекса РФ.

Предостережение прокурора

Необходимо понимать, как выглядит постановление прокурора. Оно составляется по образцу и должно иметь следующее:

  • дату и место составления;
  • краткую информацию о готовящихся правонарушениях;
  • предостережение должностного лица с указанием ФИО, места жительства и должности;
  • разъяснения о последствиях нарушения закона;
  • ФИО прокурора, классный чин и должность, а также его подпись и печать.

Предоставляется два экземпляра документа, на одном из них должностное лицо должно расписаться в получении. Стоит отметить, что передача информации происходит несколькими способами:

  • должностное лицо вызывается в прокуратуру;
  • предоставление бумаги через работников муниципалитета;
  • отправление по электронной почте или обычной почте;
  • передача лично работником прокуратуры на территории получателя.

Важно! Форма постановления отличается, но на ней всегда есть ФИО и подпись прокурора, а также печать.

Получение предостережения – пошаговая инструкция

Необходимо понимать, как происходит весь процесс предоставления предостережения должностным лицам. Невозможно рассылать эти документы массово по принципу, что где-то действительно готовится противоправное деяние, поэтому не будет лишним напомнить об ответственности.

Шаг 1

Проведение проверки, во время которой обнаруживается факт правонарушение или намерение его совершить. Ее осуществляют работники прокуратуры, следственного комитета ли других государственных структур, у которых есть соответствующие полномочия. Они могут работать непосредственно на объекте или вести скрытые следственные мероприятия. На последние необходима санкция суда.

Шаг 2

Прокурор пишет предостережение. Он должен оформить его, согласно условиям действующих законов. При этом требуется сослаться на нормы права, которые нарушаются. Это позволит должностному лицу подробнее прочитать соответствующую статью и понять, что его ожидает.

Шаг 3

Передача постановления одним из доступных способов.

Шаг 4

Изучение документа и принятие необходимых мер для пресечения правонарушения на объекте. После этого требуется предпринять необходимые меры и отчитаться о проделанной работе.

Если получатель не предпримет никаких действий, чтобы пресечь правонарушение, его привлекают к ответственности.

Что делать при получении предостережения

Требуется понимать, что нужно делать при получении постановления прокурора. С 22 февраля 2017 года действуют правила, при которых не только работники бюджетных структур, но и предприниматели и директора юридических лиц обязаны уведомлять работников контрольно-надзорных структур о принятых мерах.

Закон дает 60 дней для принятия мер и составления отчета. Последний содержит следующее:

  • полное наименование организации;
  • ИНН и юридический адрес;
  • дату и номер предостережения;
  • меры, которые приняты для обеспечения законности.

Допускается отправить отчет по электронной почте, если работники надзорного органа не возражают. При этом документ обязательно должен иметь электронную подпись. Сегодня многие организации ее заказывают, так как это требуется для ускорения делопроизводства. Так, можно отправлять финансовые и другие отчеты без необходимости личного присутствия в этих структурах. Однако надо понимать, что ЭЦП платная, а время ее изготовления варьируется, исходя из ее вида. Для получения подписи нужно обращаться в специализированные удостоверяющие центры.

Таким образом, если должностное лицо согласно с доводами прокурора, оно принимает соответствующие действия:

  • отменяет действие приказа;
  • уведомляет работников о недопустимости совершения преступления;
  • предпринимает иные действия для обеспечения законности.

Но не всегда доводы прокурора аргументированы, поэтому его постановление допускается обжаловать.

Срок и порядок обжалования предостережения

Не всегда должностное лицо или руководитель частного предприятия согласен с доводами прокурора. Поэтому есть возможность обжаловать постановление. Согласно положениям ч.2 ст. 46 Конституции РФ, действия государственной власти, в том числе органов прокуратуры, можно обжаловать в суде. Однако закон не указывает на специальный порядок обжалования представлений прокурора. При этом статьи 3 и 245 ГПК РФ позволяют подать иск в суд, если права и свободы физического или юридического лица нарушаются. Согласно положениям статьи 246 ГПК РФ и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 года, подать жалобу допускается в течение 3 месяцев с момента получения постановления. Но для этого необходимы весомые аргументы.

Требуется подготовить иск и собрать доказательную базу. Так как оппонентом выступает прокуратура, рекомендуется обратиться к практикующему юристу. Он изучит материалы дела и скажет, насколько вероятен благоприятный исход. Сегодня юристы не берутся за дела, где нет шанса на выигрыш. Таким образом, если есть вероятность желаемого результата, юрист согласится помочь вам. Он должен выполнить следующее:

  • собрать доказательную базу об отсутствии риска совершения преступления, указанного в предостережении;
  • подготовить иск;
  • уведомить работника прокуратуры о передаче дела в суд;
  • представлять интересы клиента во время заседания.

Стоит понимать, что суды в России носят состязательный характер. Это значит, что нужно подготовит неопровержимые доказательства. Например, если должностное лицо обвиняют, что он издал приказ, противоречащий закону, можно предоставить журнал регистрации внутренних или исходящих документов. Он должен присутствовать в любой компании, чтобы делопроизводство велось согласно требованиям закона. Его отсутствие осложнит работу юриста, так как это считается основной доказательной базой в рамках подобного разбирательства.

Однако каждое дела индивидуально, поэтому доказательная база будет отличаться. Допускается привлечение других государственных структур для проведения проверки. Их акт тоже считается доказательством о безосновательности предостережения.

Цель решения вопроса через суд заключается в невозможности принять меры против преступления, которое не совершалось и не планируется. То есть, должностное лицо не сможет своевременно отчитаться о проделанной работе, из-за чего может лишиться работы. Стоит отметить, что допускается взыскание моральной компенсации с работников прокуратуры, так как пришлось тратить время и деньги, чтобы заняться оспариванием предостережения вместо того, чтобы сосредоточиться на решении текущих вопросов развития структурного подразделения или компании.

Ответственность за игнорирование постановления

Требуется понимать, что бездействие или неправильные действия приводят к тому, что преступление совершается. Тогда работники прокуратуры и следственного комитета начинают вести расследование, чтобы изучить все обстоятельства дела. Работа фирмы практически парализуется из-за того, что все действия требуется дополнительно согласовывать с представителями контрольно-надзорных структур. Стоит рассмотреть подробнее, какая ответственность предусмотрена для должностного лица:

  • штраф, размер которого зависит от инкриминируемой статьи;
  • арест или тюремное заключение, срок которого назначается судом;
  • увольнение и лишение права занимать определенные должности;
  • предупреждение.

Однако каждое дело внимательно изучается судьей. Случается, что руководитель не предполагал о том, что совершают его подчиненные. Тогда допускается освобождение от ответственности. Если получатель предостережения знал о подготовке преступления, то его ждет несколько уголовных статей. Надо понимать, что на территории России также действует наказание за несообщение о готовящемся правонарушении. Если кто-то не заявил об этом, то считается соучастником. При этом наказание определяется уровнем участия в подготовке.

Таким образом, предостережение прокурора считается правовым актом, который позволяет предотвратить совершения правонарушения на предприятии. По закону требуется отчитаться о проделанной работе в установленные сроки. Бездействие или неправильные действия считаются поводом для наказания по закону. Если должностное лицо уверено, что оснований для получения предостережения нет, то его стоит обжаловать через суд.

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ №294), касающиеся в том числе организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Одним из таких мероприятий является вынесение предостережения хозяйствующему субъекту о недопустимости нарушения обязательных требований.

  • Необходимость использования этого подобного акта обусловлена функциями Трудовой инспекции, ФСБ и прокуратуры РФ, к которым относится как пресечение нарушений закона, так и воспитание должностных лиц, юридических и физических лиц в духе добросовестного исполнения законодательства и своих конституционных обязанностей.

В 2019 году данное право получили сотрудники полиции в отношении физических лиц. Предостережения касаются недопустимости действий, которые создают условия для административных нарушений и преступлений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Как будет применяться данная право нет ясно, видимо будут сложности.

Что такое предостережение

Предостережение – это акт государственного надзора, направленный на предупреждение о недопустимости нарушения закона и на профилактику правонарушений, в ряде случае это первоначальная мера контроля соблюдения законодательства.

Предупреждение структурами надзора, в т.ч. трудовой инспекции

С 2017 года Федеральный закон №294-ФЗ предусматривает проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований. Для этого контролирующие органы на федеральном и местном уровне обязаны составлять ежегодные программы профилактики нарушений. В ряде ведомств планируется разработать и утвердить типовые программы профилактики нарушений обязательных требований, и трудовая инспекция не исключение.

Как выглядит предупреждение трудовой инспекции

Кто и в каких случаях может вынести предостережение?

Согласно п. 5 ст. 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее — предостережение) объявляется органом контроля юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в следующем случае: при наличии у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти или местного самоуправления, из средств массовой информации.

Но при наличии указанных сведений контролирующий орган вынесет предостережение только при выполнении следующих условий:

  • если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий;
  • если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

Предостережение выносится при наличии сведений о возможности (угрозе) нарушения требований законодательства или непосредственно о нарушениях, не причинивших какого-либо вреда и не создавших угрозу причинения данного вреда, а также если хозяйствующий субъект ранее не был привлечен к ответственности.

Если контролирующий орган получил соответствующие сведения о нарушениях, но не выполняются условия для направления предостережения, то в отношении данного субъекта будет проведена внеплановая проверка.

Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166, которое вступило в силу 22 февраля 2017 года.

Начнем с того, что вынести решение о направлении предостережения вправе следующие должностные лица контролирующего органа:

  • руководитель;
  • заместитель руководителя;
  • иное уполномоченное приказом должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Для вынесения и направления предостережения у контролирующего органа есть 30 дней на получение приведенных выше сведений, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению названных требований. При объявлении указанного предостережения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля.

Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

Предостережение может быть направлено в адрес хозяйствующего субъекта двумя способами:

  • в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом.

В данном случае под иным способом понимается направление предостережения в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием Интернета, в том числе по адресу электронной почты юридического лица (индивидуального предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), либо опубликованному на официальном сайте юридического лица (индивидуального предпринимателя) в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством РФ, либо размещенному через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Что делать при получении предостережения?

Получив такое предостережение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны его рассмотреть, игнорировать его не рекомендуется. Каких-либо правил рассмотрения предостережения не установлено.
Рассмотрев предостережение, хозяйствующий субъект вправе направить в орган контроля возражения или уведомление об исполнении данных требований.

Заметим, что результаты рассмотрения возражений и уведомления будут использоваться контролирующими органами для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Если есть возражения

В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя с вынесением предостережения в орган контроля, направивший предостережение, представляются возражения. Формы возражения не устанавливаются, но предусмотрен перечень сведений, которые должны в нем содержаться:

  • обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Способ представления возражений может быть различным:

  • в бумажном виде почтовым отправлением;
  • в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа контроля;
  • иными указанными в предостережении способами.

Данные возражения будут рассмотрены органом контроля, который даст ответ в течение 20 рабочих дней со дня их получения. Порядок направления ответа аналогичен порядку направления предостережения. Дальнейшие действия субъекта будут зависеть от полученного ответа.

Если возражений нет

При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в отраженный в предостережении срок должны направить в орган контроля уведомление о его исполнении. Формы уведомления также не устанавливается, но предусмотрен обязательный перечень сведений, которые надо указать:

  • наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Обратите внимание! В предостережении должен быть приведен срок для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о его исполнении — не менее 60 дней со дня направления предостережения.

Уведомление можно направить приведенными выше способами: в бумажном или электронном виде.

Прокурорское предупреждение — особенности

Предостережение о недопустимости нарушения закона на современном этапе развития прокурорского надзора в Российской Федерации является одним из основных актов прокурорского реагирования, широко используемых в правоприменительной практике.

Так, за январь — май 2018 г. органами прокуратуры предостережено 43 978 лиц о недопустимости нарушения закона -, в 2017 г. — 86 036 лиц, в 2016 г. — 92 359 , в 2015 г. — 100 697 и в 2014 г. — 99 101.

Когда выносится

В соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» предостережение о недопустимости нарушения закона направляется прокурором в письменной форме должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Таким образом, в отличие от остальных актов прокурорского реагирования, которые прокурор использует после установления факта нарушения закона в целях его устранения, предостережение прокурора имеет ярко выраженную профилактическую (предупредительную) направленность.

Каким законом регулируется

Порядок применения предостережения урегулирован ст. 25.1 Закона о прокуратуре, ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также указанием Генерального прокурора РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», которыми определены основания применения, правовые последствия, а также соответствующая процедура.

Предостережения объявляются при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях, в нем должна содержаться ссылка на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого предостерегает прокурор.

Доведение предупреждения

Закон о прокуратуре предусматривает возможность как направления предостережения, так и объявления его должностному лицу. В ст. 6 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» указывается лишь на его направление. То есть этот акт реагирования может доводиться прокурором до сведения предостерегаемого лица как путем личного объявления его содержания прокурором с последующим вручением, так и опосредованно — путем направления почтой, курьерской связью и т.п.
Опосредованное доведение предостережения путем его направления используется при отсутствии возможности личного вручения прокурором предостерегаемому лицу. Например, по причине сложных метеоусловий при удаленности места постоянного пребывания предостерегаемого, нахождения его в командировке и пр.

Кроме того, наиболее эффективным будет являться способ направления, предполагающий подтверждение факта получения адресатом. Указанное обстоятельство связано со следующим аспектом применения предостережения — его последствиями.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность (п. 1.2 указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 №39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»).

Предостережение прокурора как ненормативный правовой акт не затрагивает права, свободы и законные интересы указанных в ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» лиц, его применение связано с отсутствием нарушений закона и имеет своей целью только предупредить их совершение в будущем.

Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (п. 2 указания Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 №39/7).

Направляется прокурором или его заместителем должностным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам с целью предостережения о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Ст. 25.1, ФЗ N2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 25 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Таким образом, законодатель совершенно определенно высказался в том, что:

  • -во-первых, правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
  • -во-вторых, предостережение объявляется только должностным лицам;
  • -оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
  • -предостережение объявляется только в письменной форме;
  • -предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений. Иными словами, положения ст. 25 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопущению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причинением вреда публичному и личному (частному) интересу.

Основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений.

Предостережение о недопустимости нарушения закона следует оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления).

В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении прокурора, и при условии, что должностное лицо одновременно допустило правонарушение (административное, уголовное или иное), оно может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Из вышеизложенного следует, что акты прокурорского реагирования это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестование противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к административной ответственности путем возбуждения производства об административном правонарушении, предупреждение нарушений закона.

Так же следует отметить, что на прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

Этот акт прокурорского надзора, как форма реализации полномочия прокурора, установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется в виде специального акта (документа), в котором указываются наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной), к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому. Предостережение подписывается прокурором или его заместителем и лицом, получившим предостережение.

Закон о прокуратуре (ст. 25) не дает четкого определения правовой основы применения этого акта прокурорского реагирования. В ст. 251 указывается, что предостережение применяется «при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях». Эти сведения могут иметь самый различный характер: заявления граждан, сообщения средств массовой информации, материалы контрольных органов и т.п. Однако очевидно, что эти сведения в любом случае должны быть реальными, объективными и достоверно установленными. По смыслу закона содержанием этих сведений является информация о «готовящихся» противоправных деяниях. Очевидно, эта информация должна содержать характеристику каких-то действий (бездействия), поведения соответствующего должностного лица, продолжение которых повлечет нарушение закона. В такой ситуации сложным представляется определение момента предостережения. Если в деянии должностного лица уже есть признаки, пусть менее опасного правонарушения, то прокурор может для их пресечения применить другие средства прокурорского реагирования, а именно принести протест, внести представление, возбудить производство о привлечении виновного к дисциплинарной или административной ответственности. Если же очевидных признаков правонарушений в деянии должностных лиц нет, то обоснованность предостережения может вызывать сомнение.

Согласно тексту закона (ст. 25) предостережение может быть вынесено должностному лицу, то есть физическому лицу, являющемуся представителем власти или исполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах федеральной государственной власти или представительной или исполнительной государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Перечень таких лиц должен соответствовать пределам и компетенции прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов.

На основании определенных Законом о прокуратуре (ст. 21) предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, а также п. 1 ст. 27 того же закона, можно сделать вывод, что предостережение может быть вынесено не только указанным в ст. 25 Закона должностным лицам, но и руководителям коммерческих и некоммерческих организаций, если их деяния могут повлечь существенные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Форма реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, с нарочным или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований.

После объявления предостережения и подписания его предостереженным один экземпляр предостережения должен быть передан предостереженному лицу, а второй экземпляр должен храниться в прокуратуре. Объявление предостережения должно быть соответствующим образом зарегистрировано в нарядах (компьютерной базе данных) прокуратуры. Невыполнение изложенных в нем требований о недопущении правонарушения будет важным поводом и одним из оснований для привлечения предостереженного должностного лица к ответственности.

Информация прокурора. Закон о прокуратуре предусматривает помимо рассмотренных еще один акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения - информацию.

Пункт 3 ст. 24 названного закона гласит, что в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации. Как видно из текста п. 3 ст. 24, Закон не определяет конкретную форму, обязательные атрибуты, порядок принесения информации. Однако из смысла закона можно сделать вывод о том, что такая форма реагирования на незаконность постановлений Правительства РФ должна представляться в письменном виде, быть адресованной Президенту РФ и подписанной Генеральным прокурором РФ. В ней должно быть указано, какое постановление Правительства, в чем и какой статье Конституции РФ или какому закону Российской Федерации не соответствует. Там же должны быть указаны предложения Генерального прокурора РФ относительно средств и порядка приведения постановления Правительства РФ в соответствие с действующим законодательством.