В Древнем Риме применяли весьма широкий спектр казней для нарушителей закона. Причем на на вид казни и строгость приговора оказывало сильное влияние принадлежность человека к определенному сословию.

Казни для аристократов

В качестве смертной казни в Древнем Риме для знатного человека прибегали к удушению веревкой. Причем эта процедура зачастую производилась тайно в темнице при ограниченной публике. Таким способом были наказаны участники известного заговора Катилины, приговоренные к смерти . Знаменитый философ занимал в то время должность консула, а за раскрытие заговора удостоился особого почета. Позже в Римской империи перестали применять удушение веревкой. Иногда знатным гражданам Рима предоставляли возможность избирать тип казни самостоятельно или убить себя самому.

Виды казней в Древнем Риме

В Древнем Риме в качестве казни применяли утопление. Такое наказание избиралось для убийцы собственных родителей или родственников. Преступников топили в мешке из кожи, туда же обычно зашивались животные (собака, петух, обезьяна или змея). Эти представители животного мира считались у римлян не чтящими своих родителей.
Самым позорным и мучительным наказанием у древних римлян было распятие. Его использовали для рабов, пленных, бунтовщиков, предателей и убийц. Крест вкапывался в землю, а преступник фиксировался на нем веревками и гвоздями. Такая смерть причиняла много страданий: люди погибали от обезвоживания, и потери крови.
В Риме широко применялось отсечение головы. Как правило, такая казнь была публичной, ее производили перед городскими воротами. Перед собравшимися людьми объявляли причину лишения жизни преступника. Затем его голову покрывали тканью и отсекали ее топором.

Рима происходят под влиянием политических перемен - кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров. Уголовное право непосредственно отразило обострение политической борьбы и стремление рабовладельческой верхушки во главе с императором любой ценой, в том числе путем усиления уголовной репрессии, спасти пошатнувшиеся социальные и политические порядки. Римское уголовное право к этому времени было распространено на всю территорию империи и на все категории населения, включая перегринов.

Всякое обяза­тельство возникает либо из договора, либо из деликта (из правонарушения, связанного с причинением вреда). Деликты (от delinquere - отклоняться) подразделялись на частные и публичные.

Деликт частный возникал вследствие:

  1. кра­жи ;
  2. личной обиды (включая членовредительные действия);
  3. причинения вреда (порубка чужого леса, неосторожный поджог строения, скирды около дома) (Законы XII таблиц, VIII, 10-11).

Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то, что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми, включаются в категорию преступлений. Так, кражи по-прежнему считаются частным деликтом, но в ряде случаев (кражи со взломом или с насилием, кражи на больших дорогах и т.п.) к традиционным штрафным мерам добавляются и государственные наказания.

Деликт публичный возникал как преступление, которое нака­зывалось от имени римского народа, а взыскания и конфискации шли в казну. Подобные преступления совершали лица, которые обвинялись:

  1. в подстрекательстве "врагов римского народа" к напа­дению на Рим;
  2. как предавшие "врагу римского граж­данина" (X, 5);
  3. в лжесвидетельстве;
  4. в умышленном поджоге;
  5. в тайном истреблении чу­жого урожая или потраве, или жатве в ночное время и др.

Такие преступления именовались термином "crimina", от которого произошли современные выражения типа "криминальный кодекс", "криминалистика" и др. Сюда же были отнесены убийцы, сочинители песен с клеветой (или просто позо­рящие других лиц) и их исполнители.

Появляется большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматриваются как опасное посягательство на устои государства . Но если в республиканский период "оскорбление величия" охватывало преступления, направленные против республиканских институтов (сопротивление магистратам и т.д.), то уже с эпохи принципата это понятие сводится к преступлениям против императорской власти. В числе этих преступлений - заговор с целью свержения императора, на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д.

К числу преступлений, непосредственно затрагивавших интересы римского государства, относились:

  1. присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств;
  2. взяточничество;
  3. подлог;
  4. фальшивомонетничество;
  5. участие в запрещенных сборищах и объединениях;
  6. спекуляция зерном и другими продуктами;
  7. неуплата налогов и т.п.

В связи с ростом постоянной армии увеличилось число воинских преступлений , среди которых выделялись измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т.п.

Существовал также целый ряд религиозных преступлений , число которых значительно возросло в постклассический период после официального признания христианства.

Расширился также (особенно под влиянием христианской религии) круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности :

  1. кровосмешение;
  2. супружеская измена;
  3. полигамия;
  4. сожительство с незамужней женщиной;
  5. мужеложство и т.д.

В связи с углублением имущественного и сословного неравенства в период империи ответственность за телесные повреждения стала дифференцироваться в зависимости от того, какое место занимал потерпевший в социальной иерархии.

Наказания за преступления и уголовный процесс в Древнем Риме

В императорском Риме происходит также резкое увеличение видов наказания, усиление их карательной направленности. Если первоначальное наказание строилось еще на принципе возмездия, то в период домината оно все более преследует цели устрашения. При императорах вновь восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским , причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление.

За тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках ( при этом рассматривался как вечный раб государства), принудительные работы на установленный срок (на строительстве дорог и т.п.), отдача в гладиаторы.

Наказания в Древнем Риме назначались в виде смертной казни (для небольшо­го числа преступлений):

  1. отсечение головы;
  2. утопление;
  3. распятие;
  4. сбрасывание с Тарпейской скалы.

Казнь заменялась иногда изгнанием с утратой ("лишение огня и воды"), а также членовредительными наказаниями, бить­ем кнутом, штрафом и конфискациями, ограничением гражданс­кого статуса (запрещение быть магистратом, лишение права на погребение).

Несовершеннолетним смягчали наказание - за жатву на чужом поле, за кражу с поличным и др.

В римском правоведении существовала конструкция под назва­нием талион (от "талис" - возмездие, частное мщение), которым обозначалось причинение обидчику того же зла, какое он причи­нил потерпевшему. Это была древнейшая разновидность признания права потерпевшего на возмещение вреда, занимающая промежу­точное положение между практикой убийства причинителя вреда (обидчика, убийцы) и практикой принятия от него денежного штра­фа.

В обязательственных отношениях получили хождение термины компенсация (от лат. уравновешивание) для обозначения зачета взаимных требований, компромисс (взаимное соглашение), компо­зиция (от лат. composition - денежное вознаграждение) и др.

Широко применялись различные виды ссылок:

  1. изгнание из Рима с потерей гражданства;
  2. ссылка на острова с полной изоляцией;
  3. временная ссылка.

Осужденный, самовольно покидавший место ссылки, предавался смерти. По некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания, часто практиковалась конфискация имущества осужденных (лишь некоторая часть имущества сохранялась за детьми).

Характернейшей чертой уголовного права императорского периода (особенно при доминате) становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности .

Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы. Были предусмотрены и новые репрессивные меры.

Представители высших сословий (сенаторы, всадники, декурионы и др.) освобождались от таких наказаний, как каторга и принудительные работы, порки и т.п., которые заменялись ссылкой. В ранней империи привилегированные лица могли наказываться смертной казнью только в случае убийства родственников, а в период домината в 4 случаях: убийство, поджог, магия и оскорбление величества. Некоторые привилегии в области наказаний имели солдаты: они не приговаривались к повешению, к ссылкам на рудники, хотя по ряду преступлений их ответственность была более строгой. В большей степени выбор наказания и его тяжесть зависели от судей, которые в императорский период в связи с перестройкой всей системы уголовного суда и процесса получили широкую свободу усмотрения.

Уголовный процесс (особенно при доминате) приобретает четко выраженный инквизиционный характер. Судья (императорский чиновник) сосредоточивает в своих руках и обвинительные, и судебные функции. Суд происходит при закрытых дверях, обвиняемый лишается права на юридическую помощь и утрачивает другие процессуальные , существовавшие в республиканскую эпоху. В ходе судебного процесса к лицам низших сословий, как ранее к рабам, стали применяться пытки. Судебный приговор можно было обжаловать в порядке в вышестоящий императорский суд (сначала допускались две инстанции, после Диоклетиана - три). Новой и единственной гарантией для обвиняемого стало право убежища в императорских храмах и около статуй императоров, что временно могло спасти его от .

Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме Гуревич Даниэль

Наказания

Наказания

Крайне серьезны были и наказания, которым они подлежали. Весталки находились под началом великого понтифика, который, если по их вине угасал огонь, мог подвергать их телесным наказаниям (бичеванию, порке). Преступление же, называвшееся «инцестом» (incestum) - несоблюдение обета девственности, - наказывалось смертью: это преступление нарушало или грозило нарушить согласие с богами, Город осквернялся, сама весталка для него становилась социально мертва, а потому ее следовало зарыть заживо. По крайней мере именно так толкуют ритуальную церемонию, описанную Плутархом: виновную весталку зарывали в землю в городе, у Коллинских ворот. В принципе его рассказ абстрактен и теоретичен, но подробность описания заставляет задуматься, не было ли у него личного опыта присутствия при такой церемонии: «В склоне холма устраивают подземное помещение небольших размеров с входом сверху; в нем ставят ложе с постелью, горящий светильник и скудный запас продуктов <…>: римляне как бы желают снять с себя обвинение в том, что уморили голодом причастницу величайших таинств <…>. Осужденную сажают на носилки, снаружи так тщательно закрытые и забранные ременными переплетами, что даже голос ее невозможно услышать, и несут через форум. <…> Наконец носилки у цели. <…> Глава жрецов, тайно сотворив какие-то молитвы и простерши перед страшным деянием руки к богам, выводит закутанную с головой женщину и ставит ее на лестницу, ведущую в подземный покой, а сам вместе с остальными жрецами обращается вспять. Когда осужденная сойдет вниз, лестницу поднимают и вход заваливают, засыпая яму землею до тех пор, пока поверхность земли окончательно не выровняется» (Нума, 10). Соучастник преступления наказывался изгнанием или также смертью. Римская история всех времен убеждает, что эта жестокая казнь - не легенда и несколько женщин действительно так погибли. Имена некоторых императоров связаны с особой суровостью к согрешившим весталкам: Домициан (впрочем, он позволил сестрам Окулатам умертвить себя добровольно) {515} ; Каракалла, обвинявшийся в изнасиловании весталки Клодии Леты, которую он затем сам осудил за «инцест» {516} .

Из книги Добрая Старая Англия автора Коути Кэтрин

Старинные Наказания Почти каждый город в старой Англии и в колониальной Америке был оснащен колодками, а так же стулом для окунаний в воду и позорным столбом. Как же можно претендовать на цивилизацию, если таких насущных инструментов нет под рукой!Первым пунктом в нашем

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Преступление без наказания? Возникнет логичный вопрос: почему же всем этим людям так и не удалось раскрыть преступления и найти убийцу, точнее, убийц? Как дико это ни прозвучит, но такая ситуация обычна для тех времен. В викторианской Англии полиция крайне редко

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

«Discretio» и наказания Вот каким должен быть душевный настрой настоятеля, когда он намеревался осудить виновного. «Сперва войди в положение того, кого ты собираешься судить и воспитывать, – пишет Гиг, – а затем поступи с ним так, как ты поступил бы сам с собой, если бы

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

3. НАКАЗАНИЯ И РЕСТИТУЦИИ В первобытном обществе наказание отождествляется с возмездием, а «гражданские» преступления не отличаются от «уголовных». Потерпевший мстит обидчику сам, насколько это в его силах, а если погибает, то долг отмщения ложится на его родственников.

Из книги Повседневная жизнь Тайной канцелярии автора Курукин Игорь Владимирович

Членовредительские наказания Экзекуции совершались, как правило, на рыночной площади: при отсутствии средств массовой информации позор преступников и возмездие должны были быть публичными для вящего вразумления подданных. Они часто сопровождались «урезанием» языка

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

3. Наказания В основу соблюдения партизанами дисциплины было положено применение смертной казни. В условиях партизанской войны, резко снижающих эффективность применения менее суровых мер, даже не столь серьезные проступки, такие как, например, пьянство и

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Наказания при демократии Мы привыкли к тому, что преступление и наказание неотвратимо связаны между собой (по крайней мере, так должно быть в идеале): если некто признан виновным, то ему грозит определенное, четко установленное законом возмездие. Однако в Древних Афинах

Из книги Пираты под знаменем ислама. Морской разбой на Средиземном море в XVI - начале XIX века автора Рагунштейн Арсений Григорьевич

Побеги и наказания Помимо выкупа был только один способ обретения свободы - побег. Начиная с XVI столетия случаи побегов рабов-христиан не были единичными. На побережье Испании и Италии даже процветали люди, специализировавшиеся на помощи в побегах. Богатые семьи, не

Из книги Охота на императора автора Баландин Рудольф Константинович

ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ Покушения на крупных государственных чиновников как метод революционной борьбы начался в России с выстрела в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Но это объяснялось не кровожадностью террористов Нечаеве кого типа и даже не желанием

Из книги Захватить Англию! [Таблицы fb2] автора Махов Сергей Петрович

Из книги Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Преступления и наказания Раскрыть личные истории незнатных и незнаменитых петербуржцев помогает неожиданный

Телесные наказания в России, назначаемые по приговорам судебных мест как наказания самостоятельное, дополнительное и, наконец, заменяющее лишение свободы сохранялись в значительном объеме до 17 апреля 1863 г. Отмена их была вызвана ближайшим образом уничтожением крепостного права и общими преобразованиями 60-х годов, с которыми прежняя карательная система оказывалась в полном противоречии. Такая мера наказания определялись как "зло в христианском, нравственном и общественном отношениях"; указывалось на их бесполезность, жестокость и несовместимость с сколько-нибудь развитым чувством чести.

В XX веке телесные наказания использовались в воспитательныъ учреждениях и законом никак не регламентировались (Хоть и были отменены как форма воспитания школьников 1864 году, когда вышел «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений»).

4.3. Заключение в тюрьму.

Заключение в тюрьму (лат. career), как вид наказа­ния допускался только в отношении рабов - за маловажные преступле­ния, за ослушание господ, за отказ от свидетельских показаний и т.п. Тюрьмы в основном были или храмовые, или используемые не в точном своем назначении подземные помещения при цирках, школах гладиато­ров, других общественных учреждениях. Какого-либо регулирования сро­ков заключения не было и, по-видимому, все зависело от административ­ной практики по каждому случаю.

Тюремное заключение не считалось наказанием. «Тюрьма должна даваться не для того, чтобы карать людей, а для того, чтобы содержать их под стражей» («Career ad hominess custodiendos, non ad puniendos dari debet»).

Если ответчик был присужден к выдаче определенной вещи и в течение двух месяцев не передавал ее добровольно, то она изымалась у него принудительно, если у должника не было имущества для выполнения судебного решения, он заключался в тюрьму.

Однако основное предназначение тюрем в Древнем Риме – это содержать заключенных до вынесения приговора или в ожидании готовящейся смертной казни: по древнему обычаю, после вынесения обвинительного при­говора отцеубийце надевали на голову волчью шкуру, на ноги деревянные башмаки и отводили в тюрьму, где он ждал изго­товления кожаного мешка.

Условия в римских тюрьмах были подобающими духу того времени. Гай Калигула, «когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, велел бро­сить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, не смотрел, кто в чем виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех, "от лысого до лысого"».

В Древнем Римес легендарных временСервия Туллиясуществовала подземная тюрьмаТуллианум, в которой от заразных болезней погибло огромное количествохристиан, государственных преступников, военнопленных правителей, которые здесь ожидали проведения по улицам города во времятриумфа, а затем умерщвлялись петлёй и голодом.

На данный момент в заключение в тюрьму на пожизненный срок в России и в ряде других стран является самой жесткой мерой наказания.

4.4. Лишение гражданского статуса.

«Однажды Гай Калигула изгнанника, лишенного прав, и возвращенного из дав­ней ссылки, спрашивал, чем он там занимался; тот льстиво ответил: «Неустанно молил богов, чтобы Тиберий умер и ты стал императором, как и сбылось». Тогда он подумал, что и ему ссыльные молят смерти, и послал по островам солдат,

чтобы их всех перебить».

За должностные преступления и нарушения нравственных ус­тоев общества законы предполагали лишение гражданина его ста­туса.

Оно могло быть:

    максимальным - в виде полного и окончательного лишения прав римского гражданина (путем изгнания из общины навсег­да, путем продажи в рабство вовне римской территории) и могло быть частичным;

    частичным – прав гражданства следовало либо после осуждения на лишение прав по римской семье (преступления против род­ственников, бесчестные поступки), либо после специального лишений прав гражданства через осуждение на изгнание (deportatio).

«Exilium est patriae privatio, natalis solo mutatio, legum nativarum amissio» («Изгнание или высылка означает лише­ние родины, изменение места жительства и утрату покровительства закона места рождения»).

Депортация обычно заключалась в принудительном выселении на какой-либо остров; эпизодически в практике были случаи депорта­ции в отдаленные римские поселения на новозавоеванных территори­ях. Режим ссылки мог быть также различным и предусматривать раз­ные последствия: осужденный мог быть сослан вообще из Рима без обозначения конкретного места его жительства - и тогда мог жить там, где не будет возражений местных властей; мог быть сослан в какое-то строго определенное место - и тогда местные власти следили, чтобы он не покидал определенного ему места поселения. Приговор мог пре­дусматривать возможность возвращения по истечении некоторого сро­ка; если такого не было, то сосланный безусловно не мог возвратиться из ссылки без дополнительных правовых решений. Единственной причиной, по которой самовольное возвращение из ссылки не было нака­зуемым, признавалось обоснованное желание видеть государя или хо­датайствовать перед ним (если, конечно, государь ранее не выразил запрета на такое ходатайство).

При этом у осужденного к лишению изымали все имущество и лиша­ли прав гражданства.

Во времена СССР такая мера наказания, как лишение гражданского статуса (буквально – лишение гражданства) применялась нередко. Лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо «совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР» (ст. 18 Закона «О гражданстве СССР»). При этом лишение лица гражданства СССР, как и в Древнем Риме, не влекло изменения гражданства его супруга и детей. В судебной системе современной России нет такой меры наказания, как лишение гражданства и гражданских прав (лишь 28 ноября 1991 г. впервые в отечественной

истории была введена норма о том, что гражданина РФ нельзя лишить

гражданства.

4.5. Принудительные работы

К этому виду наказания могли при­говариваться как неримские граждане, так и римские, но для последних было предварительное условие в виде лишения прав гражданства, и по­этому они как бы карались рабскими, недостойными занятиями. Основ­ных видов принудительных работ было два:

    приговаривание к работе на рудниках (за преступления против римского народа, за военные преступ­ления), которые считались по тяжести следующим наказанием после смертной казни,

    приговаривание к использованию в школе гладиаторов (инструктором, бойцом, «куклой» для тренировок);

Второй вид принудительных работ был несколько более благоприятным, поскольку давал потенциальную возможность при ремесленном успехе получить освобождение от рабства на удачно проведенном бою.

Применение этой меры наказания часто имело прагматический характер – так в III веке, выявив банду фальшивомонетчиков, половина из них были казнены, но самых искусных в своем деле мошенников сослали на принудительные работы, только не на рудники, а на монетный двор – так, где из умения нашли себе применение.

В Северной Корее за неудачную игры сборной по какому-либо виду спорта тренеров приговаривают к принудительным работам.

В США практика такого наказания так же широко применяется – например за огромные долги за кредиты перед государственными банками должника могут приговорить к таким работам с полной конфискацией заработной платы. В некоторых штатах такая мера может применятся за употребление (реже за хранение) легких наркотических веществ.

4.5. Смертная казнь

«Ultimum supplicium esse mortem solam interpretamur» («Мы рассматриваем одну лишь смерт­ную казнь как крайнее средство»).

Цельс - римский философ-платоник

Смертная казнь – на лат. poena capitis.

Этот вид наказаний назна­чался либо ввиду особой общественной опасности, особой дерзости пре­ступлений, либо при посягательстве на священные устои римского обще­ства. Обычным способом смертной казни эпохи классического Рима было обезглавливание топором; для военных или в военных условиях - ме­чом. Специальными видами смертной казни (по квалифицированным, обычно со специальным субъектом, преступлениям) были: распятие на кресте (в дохристианскую эпоху для свободных, нарушавших религиозные предписания и осуждаемых жреческой юстицией; в христианскую эпоху - для рабов), утопление в мешке, брошенном в воду (за убийство своих родственников), сожжение, отдание диким зверям во время цирко­вых представлений (равнозначное распятию и с тем же религиозным смыс­лом отвергающего осуждения), замуровывание в стене (в отношении женщин - жриц богини Весты, либо позднее монахинь за нарушения религиозных предписаний или общественной морали), сбрасывание со скалы. В обиходе были и так называемые домашние виды смертной казни, выражавшиеся в приговаривании к самоубийству (принуждение выпить яд, вскрытие вен в теплой ванне и т.п.).

В классическое время вынесение приговора о смертной казни влекло ее немедленное применение. В период монархии традицией стала отсрочка приговора: от 30 дней до 1 года. Менялось и место осуществле­ния смертной казни: вначале обязательным было ее осуществление под открытым небом, позднее более распространенным стало закрытое применение, в тюрьмах или других местах заключения. Тело преступника в эпоху язычества обязательно выдавалось родственникам для погребения. В средневековье, особенно когда смертная казнь была связана с религи­озным осуждением приговоренного, тело казненного, как правило, не хо­ронилось и придавалось поруганию.

Самое широкое распространение в Древнем Римеимело распятие на кресте, будучи основным видом жестокой, позорной и мучительной смертной казни. "В республиканском Риме в первом веке до н.э., это было стандартной и позорной формой казни, - подчеркивает Бирд, специалист по истории древнего мира. - Если вы были гражданином Рима, вас не могли казнить таким образом.".

Так казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов). После подавления восстания Спартакавсе взятые в плен рабы, около 6 тысяч человек, были распяты на крестах вдольАппиевой дорогиотКапуидоРима.Марк Лициний Красстак и не отдал приказа снять тела. Это пример является самым известной в истории римской смертной казней.

Иногда в центре креста прикреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться ногами. Латинское слово crux, которое обычно переводят как "крест", на самом деле изначально имело более широкий смысл, обозначая любой столб, на котором вешали приговоренных, например, Т-образный крест.

Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которойосуждённый на смертьдолжен был нести patibulum (патибулум), деревянный брус (весящий порой до 30-50 кг), который клали на плечи и привязывали к рукам, и который потом служил горизонтальной перекладиной креста.

По прибытии на место с осуждённого снимали одежду, укладывали на землю, широко растягивали руки и гвоздями (реже деревянными кольями) приколачивали их к концам перекладины, которую затем с помощью верёвокподтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба (в другом случае распинали уже на кресте, который потом поднимали вертикально). Осуждённому прибивали руки и ноги к концам крестагвоздямиили деревянными кольями, либо фиксировали конечности при помощи верёвок. Если гвозди и забивали в ладони, то, чтобы казнимый не спрыгнул с креста, пожертвовав при этом своими ладонями, его запястья привязывали веревками к перекладине.

В некоторых случаях, чтобы продлить агониюказнимых, на ночь снимали patibulum (и только его) с телом осуждённого, а с наступлением утра снова водружали его на вертикальный столб. Последнее, как правило, делалось до тех пор, пока жертва не умирала от болевого шока.

В наши дни теоретически распятие по-прежнему является одним из наказаний в Исламской Республике Иран(Иранский исламский уголовный закон, статья 195), хотя примеры его использования не известны. По закону, если казнимый выдержал три дня распятия, ему позволяется жить. Казнь описывается следующим образом: «Приговорённый подвешивается на балках в форме креста, спиной к кресту, лицом к Мекке, ноги вертикальны и далеки от земли».

В некоторых трактовках Корана в пятой суре есть слова: Воистину, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них - позор в ближайшей жизни, а в последней для них - великое наказание…" Именно эта трактовка позволяет группировкам террористов использовать пришедшее и Рима распятие для устрашения христиан и в современную эпоху.

Смертная казнь

Правда, закон оговаривал такое убийство обязательным присутствием свидетелей, для чего схвативший вора должен был криком созвать народ. Если кража совершалась днем, то убивать преступника на месте преступления закон запрещал, его в таких случаях подвергали телесному наказанию,

При Константине пойманный раб лишался ноги, а в лучшем случае его ссылали на рудник

    Моммзен Т. Римская история Т. 1 Стр. 566

    Кризис республики. Великое восстание рабов под руководством Спартака // Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т / Ред. А. М. Белявский, Л. Лазаревич, А. Л. Монгайт. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - Т. 2. - 900 с.

    Крест, орудие казни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Статья «Распятие: как римская казнь возродилась в нынешней Сирии», BBC, апрель 2014

В рабовладельческом Риме человека знатного происхождения можно было приговорить к смертной казни за четыре преступления: убийство, поджог, магию и покушение на величие римского народа. Во времена республики высшую меру назначали за противодействие органам власти. Когда республику сменила монархия, то смертельно опасными обвинениями стали заговор против императора, отрицание его религиозного культа и угроза жизни имперского чиновника. Рабов же казнили за 30 преступлений, перечислять которые мы здесь не будем.

Сословное правосудие

За более чем тысячелетнюю историю Древнего Рима (753 год до нашей эры — 476 год нашей эры) было изобретено множество казней. Историки выделяют обычные и особо жестокие (выражаясь юридическим языком, квалифицированные). Казнь выбирали с учетом тяжести содеянного и статуса преступника.

К обычным казням относились обезглавливание, закалывание мечом или кинжалом, перерезание горла, удушение петлей, утопление, отравление ядом, сбрасывание с Тарпейской скалы, что находилась с западной стороны Капитолийского холма. По одной из версий, название происходит от имени первого казненного здесь римлянина Луция Тарпея. Его столкнули со скалы за непокорность первому римскому царю Ромулу.

Для казни знатных граждан применялись удушение в тюрьме при нескольких свидетелях, самоубийство под надзором или обезглавливание. Последнее совершалось публично и происходило на центральной площади или перед городскими воротами. Зрителей на действо собирали сигналами труб. Глашатай объявлял толпе, за какие преступления человек осужден. Палачи укладывали его на землю, закрепляя шею деревянными клиньями, или привязывали к столбу. Покрытую тканью голову отсекали топором или мечом. В Риме местами казни были Эсквилинский холм, Форум и Марсово поле. Головы казненных выставлялись на всеобщее обозрение.

В 43 году до нашей эры политические противники объявили врагом народа римского политика, философа и знаменитого оратора Цицерона. Он был внесен в проскрипционный список (список лиц, объявленных вне закона. — Прим. ред.), и его имел право убить любой человек. Цицерон пытался бежать в Грецию, но палачи настигли его и убили прямо в паланкине. После этого великому оратору отсекли руки, в которых он держал изобличительные речи — филиппики, когда выступал в сенате, — и голову, выставив их затем на ораторской трибуне Форума.

В римской армии применялось массовое обезглавливание — децимация, когда казнили каждого десятого по жребию солдата из подразделения, проявившего
малодушие в бою.

Без суда и закона

В Древнем Риме существовали законы, но не было судов. При республиканском строе судебные функции выполняли государственные органы власти, хотя на закате республики в I веке до нашей эры при сенате появились большие, до 450 человек, постоянные комиссии. Они, как cуды присяжных, рассматривали уголовные преступления против государства и граждан. В них входили только римляне высших сословий — сенаторы и всадники. Приговоры исполнялись немедленно, хотя смертную казнь иногда откладывали на 10 дней. Так комиссия давала осужденному возможность покончить жизнь самоубийством, чтобы уйти из жизни с меньшим позором.

Комиссии не переросли в систему исключительно судебных органов. Постепенно они теряли свое значение. При монархии вся судебная власть перешла к императору. В провинциях она принадлежала наместникам и высшим чиновникам.

Но если свободный римский гражданин мог надеяться хотя бы на такое рассмотрение дела, то рабу приговор выносил хозяин. Римское право приравнивало раба к вещи или «говорящему орудию производства». По закону господин мог его не только продать, заложить, сдать внаем, но и убить. Штрафом каралось только убийство чужого раба.

Расцвет рабовладения приходится на II-I века до нашей эры. Тогда Рим захватил все побережье Средиземного моря, а в Западной Европе начал завоевание Британии. Каждая война приносила «живой товар». За римскими легионами следовали караваны работорговцев. Они на месте закупали людей на походных аукционах. Цезарь во время войны в Галлии (примерно нынешняя Франция) только на одном аукционе продал 63 тысячи пленных. Историки предполагают, что количество рабов на территории нынешней Италии доходило до 2-3 миллионов. Средний рабовладелец мог позволить себе 20-30 невольников. Почти все они раньше были свободными людьми из дальних стран. Их следовало держать в подчинении и страхе. Законы защищали исключительно рабовладельца. Если он погибал от руки раба, то казнили не только самого убийцу, но и всех рабов в доме.

Рабов обычно предавали мучительной смерти. К ним, в отличие от свободных граждан, обычно применяли дополненные жестокой фантазией хозяина квалифицированные казни, чаще всего распятие на кресте. В арсенале рабовладельцев были также сожжение в печи или просто в просмоленной одежде, виселица, подвешивание на крюке, растерзание зверями, утопление в колодце, закапывание живьем в землю, забивание до смерти плетьми и палками, казнь в мешке с ядовитыми змеями… Всего не перечислить.

Только во II веке император Адриан запретил самовольное убийство рабов. Казней стало меньше, но не столько из-за запретов, сколько по экономическим причинам. Эпоха успешных завоевательных войн завершалась. Легионы захватывали все меньше пленных. Они дорожали, и рачительные хозяева старались беречь говорящее имущество.

Смерть на арене

В 264 году до нашей эры в Риме состоялся первый гладиаторский бой. В нем насмерть сошлись три пары. После премьеры римляне полюбили кровавые развлечения и предавались им в течение семи веков. В разных городах для таких зрелищ были построены 250 амфитеатров. В I веке в огромном Риме с миллионным населением императоры Веспасиан и Тит за 10 лет возвели грандиозный Колизей на 55 тысяч зрителей.

В сражениях на большой арене сходились отряды из нескольких десятков или даже сотен гладиаторов. Это были не только самые сильные и дополнительно обученные военнопленные, специально закупленные владельцами гладиаторских школ. Вместе с ними на бой выходили рабы, отправленные хозяевами на смерть за провинность, и «приговоренные к арене» преступники.

В моду надолго вошли схватки с хищниками. Смертники сражались со львами, тиграми, леопардами, медведями, пантерами. Однажды зрители увидели на арене даже белых медведей. Гладиаторы-бестиарии выходили на поединок без доспехов, только с копьем. Иногда зрителям предлагали схватку нескольких человек со звериной стаей. Было в зрелищном репертуаре и растерзание хищниками приговоренных к смерти безоружных людей.

Морской бой

Остались в истории и совмещенные с общенародными развлечениями массовые казни под видом гладиаторских морских боев. Они получили название «наумахия» (или «навмахия»). Решив провести такое сражение, Юлий Цезарь повелел вырыть на Марсовом поле в Риме озеро с трибунами по периметру. На водной арене разыгралось настоящее сражение. Зрители увидели 16 галер. На них находились четыре тысячи гребцов и две тысячи бойцов. Метательные машины запускали зажигательные снаряды, корабли шли на таран, гладиаторы бросались на абордаж. После сражения публика славила Цезаря.

Первый римский император Октавиан Август показал римлянам морской спектакль «Саламинское сражение» (480 год до нашей эры) между греками и персами. Для него рабы вырыли озеро примерно 400 на 500 метров. Три тысячи гладиаторов на 24 кораблях дали на водной сцене спектакль, для многих
ставший последним.