• Тема 2. Негативные факторы в системе «человек-техносфера»
  • 3. Влияние антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека
  • 4. Негативные последствия антропогенного воздействия на атмосферу
  • Тема 5. Безопасность и гигиена труда при работе на персональных электронно-вычислительных машинах
  • 5.1. Вредные и опасные факторы при работе на персональном компьютере
  • 5.3. Требования к помещениям для эксплуатации компьютеров
  • 5.4. Требования к микроклимату, ионному составу и концентрации вредных химических веществ в воздухе помещений
  • 5.5. Требования к освещению помещений и рабочих мест
  • 5.6. Требования к шуму и вибрации в помещениях
  • 5.7. Требования к организации и оборудованию рабочих мест
  • 5.8. Режим труда и отдыха при работе с компьютером
  • 5.9. Обеспечение электробезопасности и пожарной безопасности на рабочем месте
  • Глава II. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
  • Тема 6. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
  • 6.1. Основные понятия и определения
  • 6.2. Классификация чрезвычайных ситуаций
  • Классификация природных чрезвычайных ситуаций
  • Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций
  • 6.3. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера
  • 6.4. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • Тема 7. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона рф
  • 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона рф
  • 3. Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (мгсчс)
  • 1. Организация оповещения населения
  • 2. Эвакуационные мероприятия
  • 3. Укрытие населения в защитных сооружениях
  • 4. Использование средств индивидуальной защиты
  • 5. Медицинские мероприятия по защите населения
  • Тема 9. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
  • 9.1 Защита населения и территорий при авариях на радиационно опасных объектах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ в окружающую среду
  • 1. Общие сведения об авариях на радиационно опасных объектах
  • 2. Общая характеристика последствий радиационных аварий
  • 2.1. Медицинские последствия радиационных аварий
  • 2.2. Экологические последствия радиационных аварий
  • 3. Особенности радиационной защиты населения
  • 9.2. Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ в окружающую среду
  • 1. Общие сведения об авариях на химически опасных объектах
  • 2. Характер и основные особенности экологических последствий химических аварий
  • 3. Особенности химической защиты населения
  • 9.3.Защита населения при пожарах и взрывах на объектах инфраструктуры
  • Краткая характеристика и классификация пожаро- и взрывоопасных объектов
  • 5.8. Режим труда и отдыха при работе с компьютером

    Режим труда и отдыха предусматривает соблюдение определенной длительности непрерывной работы на ПК и перерывов, регламентированных с учетом продолжительности рабочей смены, видов и категории трудовой деятельности.

    Виды трудовой деятельности на ПК разделяются на 3 группы: группа А – работа по считыванию информации с экрана с предварительным запросом; группа Б – работа по вводу информации; группа В – творческая работа в режиме диалога с ПК.

    Если в течение рабочей смены пользователь выполняет разные виды работ, то его деятельность относят к той группе работ, на выполнение которой тратится не менее 50% времени рабочей смены.

    Количество и длительность регламентированных перерывов, их распределение в течение рабочей смены устанавливается в зависимости от категории работ на ПК и продолжительности рабочей смены.

    При 8-часовой рабочей смене и работе на ПК регламентированные перерывы следует устанавливать:

    – для второй категории работ – через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5–2,0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;

    – для третьей категории работ – через 1,5– 2,0 часа от начала рабочей смены и через 1,5–2,0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

    При 12-часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью

    Продолжительность непрерывной работы на ПК без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часа.

    При работе на ПК в ночную смену продолжительность регламентированных перерывов увеличивается на 60 минут независимо от категории и вида трудовой деятельности.

    Эффективными являются нерегламентированные перерывы (микропаузы) длительностью 1–3 минуты.

    Регламентированные перерывы и микропаузы целесообразно использовать для выполнения комплекса упражнений и гимнастики для глаз, пальцев рук, а также массажа. Комплексы упражнений целесообразно менять через 2–3 недели.

    Пользователям ПК, выполняющим работу с высоким уровнем напряженности, показана психологическая разгрузка во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня в специально оборудованных помещениях (комнатах психологической разгрузки).

    Медико-профилактические и оздоровительные мероприятия. Все профессиональные пользователи ПК должны проходить обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу, периодические медицинские осмотры с обязательным участием терапевта, невропатолога и окулиста, а также проведением общего анализа крови и ЭКГ.

    Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы в ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных настоящими Санитарными правилами. Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять с законодательством Российской Федерации.

    Близорукость, дальнозоркость и другие нарушения рефракции должны быть полностью корригированы очками. Для работы должны использоваться очки, подобранные с учетом рабочего расстояния от глаз до экрана дисплея. При более серьезных нарушениях состояния зрения вопрос о возможности работы на ПК решается врачом-офтальмологом.

    Досуг рекомендуется использовать для пассивного и активного отдыха (занятия на тренажерах, плавание, езда на велосипеде, бег, игра в теннис, футбол, лыжи, аэробика, прогулки по парку, лесу, экскурсии, прослушивание музыки и т.п.). Дважды в год (весной и поздней осенью) рекомендуется проводить курс витаминотерапии в течение месяца. Следует отказаться от курения. Категорически должно быть запрещено курение на рабочих местах и в помещениях с ПК.

    Рабочее место - это система функционально и пространственно организованных технических средств и предмета труда, обеспечивающая условия для успешного решения человеком-оператором поставленной перед ним задачи. Принципы организации рабочего места зависят от характера решаемых задач, конкретного содержания деятельности человека и особенностей предметно-пространственного окружения.

    На рабочем месте программиста должны быть созданы условия для высокопроизводительного труда. В настоящее время всё большее применение находят автоматизированные рабочие места, которые оснащаются персональными ЭВМ с графическими дисплеями, клавиатурами и принтерами.

    Общие требования безопасности

    • 1. К работе на персональном компьютере допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам труда, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте.
    • 2. При эксплуатации персонального компьютера на работника могут оказывать действие следующие опасные и вредные производственные факторы:
      • - повышенный уровень электромагнитных излучений;
      • - повышенный уровень статического электричества;
      • - пониженная ионизация воздуха;
      • - статические физические перегрузки;
      • - перенапряжение зрительных анализаторов.
    • 3. Работник обязан:
    • 3.1) Выполнять только ту работу, которая определена его должностной инструкцией.
    • 3.2) Содержать в чистоте рабочее место.
    • 3.3) Соблюдать режим труда и отдыха в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности
    • 3.4) Соблюдать меры пожарной безопасности.
    • 4. Рабочие места с компьютерами должны размещаться таким образом, чтобы расстояние от экрана одного видеомонитора до тыла другого было не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
    • 5. Рабочие места с персональными компьютерами по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
    • 6. Оконные проемы в помещениях, где используются персональные компьютеры, должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
    • 7. Рабочая мебель для пользователей компьютерной техникой должна отвечать следующим требованиям:
      • - высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм;
      • - рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, глубиной на уровне колен не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног не менее 650 мм;
      • - рабочий стул (кресло) должен быть подъемно - поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также - расстоянию спинки от переднего края сиденья;
      • - рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов; поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм;
      • - рабочее место с персональным компьютером должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.
    • 8. Для нормализации аэроионного фактора помещений с компьютерами необходимо использовать устройства автоматического регулирования ионного режима воздушной среды.
    • 9. Женщины со времени установления беременности и в период кормления грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием компьютеров, не допускаются.
    • 10. За невыполнение данной Инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка или взысканиям, определенным Кодексом законов о труде Республики Беларусь.

    Требования безопасности перед началом работы

    • 1. Подготовить рабочее место.
    • 2. Отрегулировать освещение на рабочем месте, убедиться в отсутствии бликов на экране.
    • 3. Проверить правильность подключения оборудования к электросети.
    • 4. Проверить исправность проводов питания и отсутствие оголенных участков проводов.
    • 5. Убедиться в наличии заземления системного блока, монитора и защитного экрана.
    • 6. Протереть антистатической салфеткой поверхность экрана монитора и защитного экрана.
    • 7. Проверить правильность установки стола, стула, подставки для ног, пюпитра, угла наклона экрана, положение клавиатуры, положение "мыши" на специальном коврике, при необходимости произвести регулировку рабочего стола и кресла, а также расположение элементов компьютера в соответствии с требованиями эргономики и в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.

    Требования безопасности во время работы

    • 1. Работнику при работе на ПК запрещается:
      • - прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании;
      • - переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;
      • - допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств;
      • - производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования;
      • - работать на компьютере при снятых кожухах;
      • - отключать оборудование от электросети и выдергивать электровилку, держась за шнур.
    • 2. Продолжительность непрерывной работы с компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать 2-х часов.
    • 3. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно - эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления выполнять комплексы упражнений.

    Требования безопасности в аварийных ситуациях

    • 1. Во всех случаях обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений, появления гари, немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю.
    • 2. Не приступать к работе до устранения неисправностей.
    • 3. При получении травм или внезапном заболевании немедленно известить своего руководителя, организовать первую доврачебную помощь или вызвать скорую медицинскую помощь.

    Требования безопасности по окончании работы

    • 1. Отключить питание компьютера.
    • 2. Привести в порядок рабочее место.
    • 3. Выполнить упражнения для глаз и пальцев рук на расслабление.

    Спецификой работы за компьютером является длительное пребывание работника в одной позе - сидя у монитора. Этот фактор, наряду с иными (излучение, напряжение, усталость глаз), влечет неблагоприятное воздействие на здоровье работника. Поэтому работнику необходимо в обязательном порядке делать перерывы при работе за компьютером. Трудовой кодекс РФ данную проблему напрямую не регулирует, но работодателей, возможно, заинтересует вопрос: установлена ли для них обязанность предоставлять работникам подобные перерывы. Ответ: да, установлена.

    Время отдыха при работе за компьютером

    На основании статьи 107 ТК РФ одним из видов времени отдыха признаются перерывы в процессе рабочего дня.

    Согласно статье 109 ТК РФ некоторые виды труда подразумевают необходимость предоставления работникам возможности отдохнуть в течение рабочего дня, что вызвано спецификой технологии, производства и условий работы. Конкретный перечень таких работ и порядок предоставления соответствующих перерывов должны предусматриваться правилами внутреннего распорядка.

    В статье 27 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии от 30 марта 1999 года отмечается, что работа с машинами и различными устройствами не должна вредно влиять на здоровье.

    Порядок организации работы для лиц, труд которых связан с компьютерной техникой, регулируют, в частности, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (утверждены 30 мая 2003 года).

    В зависимости от вида работ и степени нагрузки Приложение 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 устанавливает, что время отдыха при рассматриваемом виде работ должно составлять в течение рабочего дня от 50 до 140 минут. И это с учетом того, что данные перерывы длительность работы увеличивать не должны.

    За нарушение действующих санитарных правил статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

    Время регламентированных перерывов при работе на компьютере

    В силу статьи 22 ТК РФ работодатель должен обеспечивать безопасность и соответствие условий труда всем необходимым требованиям (в т.ч. при работе за компьютером).

    В Типовой инструкции ТОИ Р-45-084-01 (утверждена 2 февраля 2001 года, далее — Инструкция) содержится более детальная регламентация рассматриваемого вопроса.

    Согласно Инструкции длительность работы с компьютером без перерыва может быть не более двух часов.

    Целью перерывов является уменьшение напряжения, усталости глаз и т.д.

    Инструкция устанавливает зависимость времени перерывов от вида и времени осуществляемой работы путем деления на группы:

    • А - чтение информации с монитора по сделанному запросу;
    • Б - печатание на клавиатуре с целью ввода информации;
    • В — творческая работа.

    Кроме этого предусмотрено деление на категории сложности работ:

    • для группы А (не свыше 60000 считываемых знаков за смену) перерыв составляет 15 минут, предоставляется два раза - через два часа после начала работы и перерыва на обед;
    • для группы Б (не свыше 40000 напечатанных знаков за смену) перерыв составляет 10 минут через каждый трудовой час;
    • для группы В (не свыше шести 6 часов за смену) перерыв составляет 15 минут через каждый трудовой час.

    Если смена длится двенадцать часов, время регламентированных перерывов при работе на компьютере за восемь часов работы предоставляется в вышеуказанном порядке, а за оставшиеся четыре часа - пятнадцать минут за каждый час (вне зависимости от категории).

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
    1.1. К работе с персональными компьютерами (ПК) допускаются лица не имеющие медицинских противопоказаний.
    1.2. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по охране труда, проходит стажировку в течение 2-6 смен, проверку теоретических знаний в объеме пользователя, проверку знаний правил электробезопасности в объеме I квалификационной группы.
    1.3. Повторный инструктаж пользователь ПК проходит один раз в 6 месяцев.
    1.4. При работе с ПК на человека оказывают действие следующие опасные и вредные производственные факторы:
    – повышенные уровни электромагнитного, рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений;
    – повышенный уровень статического электричества;
    – повышенное содержание положительных аэроионов в воздухе рабочей зоны;
    – пониженное содержание отрицательных аэроионов в воздухе рабочей зоны;
    – повышенный уровень пульсации светового потока;
    – повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
    – напряжение зрения, внимания;
    – интеллектуальные, эмоциональные нагрузки;
    – монотонность труда, длительные статические нагрузки;
    – большой объем информации, обрабатываемой в единицу времени.
    1.5. Не допускаются к работе на ПК женщины со времени установления беременности и в период кормления грудью.
    1.3. О любом происшествии и (или) несчастном случае на рабочем месте необходимо сообщить своему непосредственному руководителю.
    1.4. О неисправностях ПК, программного обеспечения, периферийных устройств (монитора, принтера, сканера и т.п.) пользователь должен сообщить электронику поликлиники.

    2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
    2.1. Перед включением персонального компьютера осмотреть и привести в порядок рабочее место:
    – убедиться в достаточности освещенности, отсутствии отражений на экране, отсутствии встречного светового потока;
    – убедиться в целостности корпуса устройств и изоляции проводов;
    – проверить правильность подключения оборудования в электросеть;
    – протереть специальной салфеткой поверхность экрана и защитного фильтра (при его наличии).
    2.2. При обнаружении каких-либо неисправностей сообщить электронику и не приступать к работе до их устранения.
    2.3. При включении компьютера необходимо соблюдать следующую последовательность включения оборудования:
    – включить блок питания (при наличии);
    – включить периферийные устройства (монитор, принтер, сканер и т.п.);
    – включить системный блок (процессор).

    3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
    3.1. При работе с ПК необходимо:
    – соблюдать требования, изложенные в инструкциях по эксплуатации устройств;
    – держать открытыми все вентиляционные отверстия устройств;
    – при работе с текстовой информацией выбирать наиболее физиологичный режим представления черных символов на белом фоне;
    – соблюдать расстояние от глаз до экрана в пределах 60-80 см;
    – при печати на принтере использовать только предназначенную для этого бумагу.
    3.2. Продолжительность непрерывной работы на ПК не должна превышать 1 часа, после чего необходим 15-ти минутный перерыв.
    В перерывах рекомендуется выполнять упражнения (см. приложение) для глаз, шеи, рук, туловища и ног.
    3.3. Запрещается:
    – производить частые переключения питания;
    – касаться одновременно экрана монитора и клавиатуры;
    – прикасаться к задней панели процессора и других устройств, а также очищать их от пыли и загрязнений при включенном питании;
    – переключать разъемы интерфейсных кабелей и периферийных устройств при включенном питании;
    – натягивать или перегибать провода компьютерной техники, а также располагать их в непосредственной близости от нагревательных приборов, батарей системы отопления;
    – выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур (усилие должно быть приложено к корпусу вилки);
    – производить отключение питания во время выполнения активной задачи;
    – сдвигать с места включенную компьютерную технику, подвергать ее ударам и вибрации;
    – самостоятельно производить вскрытие и ремонт оборудования;
    – самостоятельно вытаскивать «зажеванную» бумагу из принтера;
    – пользоваться клавишами, кнопками, тумблерами и т.д. неизвестного назначения;
    – загромождать верхние панели устройств бумагами и другими предметами;
    – допускать захламленность рабочего места бумагой, в целях предотвращения накапливания органической пыли;
    – допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств, в т.ч. работать мокрыми руками;
    – включать сильно охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование.

    4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
    4.1. Во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления несвойственных звуков (шума), запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации системному администратору.
    4.2. При обнаружении человека, попавшего под напряжение: освободить его от действия тока путем отключения электропитания, оказать потерпевшему первую доврачебную помощь, следуя указаниям « » (И 01-2014), при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по телефону – 03.
    4.3. В случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости – невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем руководителю и обратиться к врачу.
    4.4. При возгорании оборудования отключить питание и принять меры к тушению очага пожара имеющимися средствами пожаротушения, при необходимости вызвать пожарную команду по телефону – 01, сообщить о происшествии руководителю.

    5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
    5.1. По окончании работы отключить ПК, соблюдая следующую последовательность:
    – произвести закрытие всех активных задач;
    – выключить питание системного блока (процессора);
    – выключить питание всех периферийных устройств;
    – отключить блок питания.
    5.2. Привести в порядок рабочее место.

    Приложение к инструкции (необязательное)

    КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
    Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
    Вариант 1
    1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    3. Не поворачивал головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
    4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх-налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх-направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    Вариант 2
    1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    3. Не поворачивал головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо: после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую сторону с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
    Вариант 3
    1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
    2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

    КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК
    Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
    Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности.

    1. ФМ общего воздействия
    1. Исходное положение (и.п. ) – основная стойка (о.с. ) 1-2 – встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками, 3-4 – дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
    2. И. п. – стойка ноги врозь, руки вперед, 1 — поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
    3. И.п. 1 – согнуть правую ногу вперед, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу, 2 – приставить ногу. Руки вверх-наружу 3-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    2. ФМ общего воздействия
    1. И.п. – о.с. 1-2 – дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости, 3-4 – то же, но круги наружу. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    2. И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1-3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо, 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    3. И.п. – о.с. 1-е шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс, 4 – и.п. 1-4 — то же влево. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний.
    3. ФМ общего воздействия
    1. И.п. – стойка ноги врозь, 1 – руки назад, 2-3 – руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    2. И.п. – стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 – с поворотом туловища налево «удар» правой рукой вперед. 2 — и.п. 3-4 — то же в сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.
    4. ФМ общего воздействия
    1. И.п. – руки в стороны. 1-4 – восьмеркообразные движения руками. 5-8 – то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
    2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-3 – три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и.п. плечевого пояса, 4 – и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.
    3. И.п. – о.с. 1 – руки в стороны, туловище и голову повернуть налево, 2 – руки вверх, 3 – руки за голову, 4 – и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
    — наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность;
    — раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
    1. ФМ для улучшения мозгового кровообращения
    1. И.п. – о.с. 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад, 2 – локти вперед, 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    2. И. п. стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 – мах левой рукой назад, правой вверх-назад, 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    3. И.п. – сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    2. ФМ для улучшения мозгового кровообращения
    1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо, 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    2. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше, 2 – и.п. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
    3. И.п. – сидя на стуле, руки на пояс. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
    3. ФМ для улучшения мозгового кровообращения
    1. И.п. стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 – и.п. 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    2. И.п. – о.с. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше, 2 – движение рук через стороны хлопок в ладоши вперед на уровне головы. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
    3. И.п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо, 2 – и.п. 3 – голову наклонить влево, 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    4. ФМ для улучшения мозгового кровообращения
    1. И. п. – стоя или сидя. 1 – руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад, 2 – повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    2. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны. 1-3 – три рывка согнутыми рука ми внутрь: правой перед телом, левой за телом, 4 -и.п. 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый
    3. И.п. – сидя. 1 – голову наклонить вправо, 2 – и.п. 3 – голову наклонить влево, 4 – и.п. 5 – голову повернуть направо, 6 – и.п. 7 – голову повернуть налево, 8 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ
    С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

    — динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления от дельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

    1. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
    1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
    2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1-2 – два пружинящих рынка назад согнутыми руками, 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-4 четыре последовательных круга руками назад, 5-8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.
    2. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
    1. И.п. – о.с. кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    2. И.п. – о.с. 1-4 – дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими, небольшие воронкообразные движения, 5-8 – дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    3. И.п. – тыльной стороной кисти на пояс. 1-2 – свести вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки и потрясти расслабленно. Темп медленный.
    3. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
    1. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1 – дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево, 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    2. И.п. – о.с. 1 – руки вперед, ладони книзу, 2-4 – зигзагообразными движениями руки в стороны, 5-6 – руки вперед, 7-8 – руки расслабленно вниз. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    3. И.п. – о.с. 1 – руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться, 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    4. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
    1. И.п. – о.с. 1 – дугами внутрь, руки вверх – в стороны, прогнуться, голову назад, 2 – руки за голову, голову наклонить вперед, 3 – «уронить» руки, 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    2. И.п. – руки к плечам, кисти в кулаках. 1-2 – напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 – руки расслабленно вниз. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.
    3. И.п. – о.с. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА И НОГ
    физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.
    1. ФМ для снятия утомления с туловища и ног
    1. И.п. – о.с. 1 – шаг влево, руки к плечам, прогнуться, 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
    2. И.п. – стойка ноги врозь, 1 – упор присев, 2 – и.п. 3 – наклон вперед, руки впереди, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову, 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    2.ФМ для снятия утомления с туловища и ног
    1. И.п. – о. с. 1 – выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны, 2 – толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз, 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    2. И.п. – о.с. 1-2 – присел на носках, колени врозь, руки вперед – в стороны, 3 – встать на правую, мах левой назад, руки вверх, 4 – приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками, 5-8 – то же махом правой ногой назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    3. И.п. – стойка ноги врозь, 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    3. ФМ для снятия утомления с туловища и ног
    1. И.п. – руки скрестно перед грудью. 1 – взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    2. И.п. – стойка ноги врозь пошире, руки вверх – в стороны. 1 – полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    3. И.п. – выпад левой вперед. 1 – мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 – мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    4. ФМ для снятия утомления с туловища и ног
    1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вправо. 1 – полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавал тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2 – то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4-6 раза. Темп средний.
    2. И.п. – руки в стороны. 1-2 – присед, колени вместе, руки за спину. 3 – выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

    КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ
    Физкультурная пауза (ФП) – повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
    Физкультурная пауза 1
    Ходьба на месте 20-30 секунд. Темп средний.
    1. И.п. – о.с. 1 – руки вперед, ладони книзу. 2 – руки в стороны, ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 – и.п. повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    2. И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 наклон назад, руки за спину. 3-4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    3. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 2 – туловище в и.п. руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 – выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
    4. И.п. – руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2 – и.п. 3 – присесть, руки вверх. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
    Физкультурная пауза 2

    1. И.п. – о.с. Руки за голову. 1-2 — встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3-4 – опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
    2. И.п. – о.с. 1 – шаг вправо, руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями вверх. 3 – приставить левую ногу, руки вверх. 4 – руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5-8 – то же влево. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    3. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон вперед к правой ноге, хлопок в ладони. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    4. И.п. – стойка ноги врозь, левая впереди, руки в стороны или на поясе. 1-3 – три пружинистых подуприседа на левой ноге. 4 – переменить положение ног. 5-7 – то же, но правая нога впереди левой. Повторить 4-6 раз. Перейти на ходьбу 20-25 с. Темп средний.
    5. И.п. – стойка ноги врозь пошире. 1 – с поворотом туловища влево, наклон назад, руки назад. 2-3 – сохраняя положение туловища в повороте, пружинистый наклон вперед, руки вперед. 4 – и.п. 5-8 – то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
    6. И.п. – придерживаясь за опору, согнуть правую ногу, захватив рукой за голень. 1 – вставая на левый носок, мах правой ногой назад, правую руку в сторону – назад. 2 – и.п. 3-4 – то же, но согнуть левую ногу. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    7. И.п. – о.с. 1 – руки назад в стороны, ладони наружу, голову наклонить назад. 2 – руки вниз, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

    Физкультурная пауза 3
    Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний.
    1. И.п. – о.с. Правой рукой дугой внутрь. 2 – то же левой и руки вверх, встать на носки. 3-4 – руки дугами в стороны. И.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    2. И. п. – о.с. 1-е шагом вправо руки в стороны, ладони кверху, 2-е поворотом туловища направо дугой кверху левую руку вправо с хлопком в ладони. 3 – выпрямиться. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-3 – руки в стороны, наклон вперед и три размашистых поворота туловища в стороны. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    4. И.п. – о.с. 1-2 – присед, колени врозь, руки вперед. 3-4 – встать, правую руку вверх, левую за голову. 5-8 – то же, но правую за голову. Повторить 6-10 раз. Темп медленный.
    5. И.п. – о.с. 1 – выпад влево, руки в стороны. 2-3 – руки вверх, два пружинистых наклона вправо. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    6. И.п. – правую руку на пояс, левой поддерживаться за опору. 1 – мах правой ногой вперед. 2 – мах правой ногой назад, захлестывая голень. То же проделать левой ногой. Повторить по 6-8 махов каждой ногой. Темп средний.
    7. И.п. – о.с. 1-2 – правую ногу назад на носок, руки слегка назад с поворотом ладоней наружу, голову наклонить назад. 3-4 – ногу приставить, руки расслабленно опустить, голову наклонить вперед. 5-8 то же, отставляя другую ногу назад. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

    Глобальная компьютеризация – неоспоримый технический прогресс. Сегодня работать за компьютером могут как пожилые люди, так и двухлетние дети, чем родители особо гордятся. И дети, и подростки могут проводить за монитором сутки напролет.

    При этом мало кто задумывается о том, откуда именно берут начало детские истерики и почему у подростков возникают головные боли или проблемы со сном, у, казалось бы, здоровых и необремененных детей.

    Отказаться от компьютера полностью нереально, поскольку в современном мире это устройство стало ключевым элементом. Но так же, как и любой другой технический гаджет, компьютер нужно использовать с умом, строго соблюдая условия, время и перерывы в работе.

    Вред здоровью, который наносит компьютер, иногда преувеличен. Негативное влияние создается вследствие ненормированного времени работы за компьютером, получается, что человек сам повышает риск негативного влияния.

    Электромагнитное излучение

    Любой бытовой прибор является источником электромагнитного излучения, но человек не спит рядом с работающим холодильником или микроволновой печью, также он не смотрит телевизор на расстоянии 25-40 см, тогда как при работе с компьютером все источники влияния на организм сосредоточены в одном месте: клавиатура, мышь, системный блок, монитор.

    Независимое исследование персональных компьютеров, распространенных на рынке, которое проводилось сотрудниками Центра ЭМ безопасности, позволило сделать неутешительное заключение, а именно присутствии биологически опасного уровня электромагнитного излучения в зоне нахождения пользователя.

    Персональный компьютер повышает общий электромагнитный фон, который создается бытовыми приборами и способен облучать не только пользователя, который непосредственно находится перед компьютером, но и окружающих. Опасной считается зона в радиусе около 1,5 м вокруг компьютера.

    Повышенный ЭМИ фон приводит к развитию:

      нервозности, усталости;

      головной боли;

      снижения сопротивляемости организма к инфекциям, начиная от патологий кожи и до патологий внутренних органов;

      также электромагнитный фон вносит существенный вклад в рост количества онкологических заболеваний.

    Мониторы персональных компьютеров, которые изготовлены на основании электронно-лучевой трубки

    Являются научно доказанным источником ультрафиолетового рентгеновского (мягкого), низко-и сверхчастотного, радиочастотного, инфракрасного, видимого ЭМИ. Больше всего излучения дают боковая и задняя стенки монитора. Ежегодно принимаются все более жесткие меры и нормы относительно мощности излучения монитора. При этом производители идут на хитрости, они не уменьшают мощность излучения, а лишь повышают уровень защитного покрытия, которое наносится на лицевую часть самого экрана. При этом излучение со стороны боковых и задних стенок не уменьшается.

    Системный блок

    Системный блок также является источником серьезного излучения. Организм человека более чувствителен к излучению в диапазоне 40-70 ГГц. Длина волн на такой частоте соизмерима с размерами клеток, поэтому излучение беспрепятственно проникает глубоко в ткани. Особенностью современных компьютеров является:

      повышение рабочей мощности до 400-600 Вт;

      увеличение рабочих частот процессора и периферических устройств.

    Это приводит к тому, что в течение последних нескольких лет излучение в диапазоне 40-70 ГГц увеличилось в тысячи раз.

    ЖК мониторы и ноутбуки

    Ноутбуки и ЖК мониторы, которые выполнены на основе жидких кристаллов, считаются безопасными, поскольку не генерируют такого количества излучения, которое характерно для электронно-лучевых трубок. Однако не только трубка является источником излучения – генерировать вредное поле также способен и преобразователь питания, схема управления и прочие элементы аппаратуры.

    При этом ноутбуки всегда располагаются близко к пользователю, а некоторые и вовсе привыкли пользоваться устройством, просто поставив его на колени.

    Исследование: Центры испытаний «ЭЛИТА» и «Циклон-тест» выполнили исследование 5 типов ноутбуков от известнейших производителей. Измерения уровня электромагнитного излучения производилось в 8 направлениях от устройства, включая клавиатуру, поскольку она соединена с компьютером. При этом расстояния измерений брались немного меньше, чем нормируемые стандартом MPR II.

    Результаты исследования показали, что в случае питания устройства от сети и от аккумулятора нормы MPR II не выполнялись у большинства образцов по всем направлениям. Особенно высокие показатели регистрировались справа и спереди от ПК.

    Влияние электромагнитного излучения на беременных и детей

    Мозговое вещество у ребенка отличается повышенной проводимостью, при этом кости черепа тоньше, соответственно, это провоцирует большее поглощение излучения мозгом. Таким образом, вредное для организма излучение проникает в более глубокие отделы мозга.

    ЭМИ является активным фактором по отношению к эмбрионам. Известно, что чувствительность эмбриона к любого рода повреждающим факторам в несколько раз выше, по сравнению со взрослыми. Внутриутробное повреждение во время работы за компьютером возникает чаще на ранних стадиях развития, провоцируя пороки развития и выкидыши.

    Зрение

    Современные мониторы лишены характерной в прошлом проблемы мерцания, однако это не значит, что компьютер перестал оказывать нагрузку на глаза, которую можно сравнить с нагрузкой при просмотре телевизора.

      Снижение зрения – слабость мышц глаза при перенапряжении становится причиной падения зрения. Дети, которые увлечены картинкой на мониторе, забывают моргать, соответственно роговица пересушивается, что провоцирует ухудшение зрения.

      Стресс – бесконтрольное пользование компьютера в детском возрасте провоцирует перенапряжение зрительного аппарата, что можно приравнять к сильнейшему стрессу. Последствия стресса могут быть различными.

    На итоговое напряжение глаз сразу влияют четыре фактора:

      организация рабочего места;

      длительность работы;

      интенсивность работы;

      качество монитора.

    Экранное изображение отличается от естественного. В отличие от отраженного естественного света, оно светится самостоятельно и имеет небольшой контраст, который уменьшается при внешнем освещении. Изображение на мониторе выполнено из отдельных точек, которые постоянно мерцают. Четких границ у компьютерного изображения нет, как, к примеру, у картинки на бумаге.

    Повышению зрительной нагрузки сопутствует необходимость постоянного смещения взгляда с бумажного листа на экран. Ситуация усугубляется некачественным программным обеспечением, неудачно расположен монитор, неудобочитаемый шрифт, несочетаемые соединения цвета, плохо организованное рабочее место (несоблюдения расстояния глаз до экрана, отсвечивание и блики с экрана).

    В сумме это приводит к развитию зрительного компьютерного синдрома:

      изменение концентрации;

      появляется усталость;

      изображение начинает двоиться и становится нечетким;

      глаза начинают слезиться.

    Обследование людей, которые долго работают за компьютером, привело к определению таких симптомов:

      двоение и потемнение в глазах 2-0,16%;

      слабость – 3%;

      головная боль – 9%;

      дискомфорт – 5-10%;

      мушки в глазах – 36%;

      зуд окологлазной области – 41%;

      боль в глазах – 9%;

      покраснение глаз – 48%.

    Кроме субъективных ощущений, у группы людей также наблюдались и физиологические отличия в зрительной системе:

      снижение остроты зрения в 34% случаев;

      изменение стереозрения – в 47%, бинокулярного зрения в – 49%;

      нарушение аккомодации – у 45% случаев, конвергенции – у 52%.

    Сидячее положение

      Продолжительное сидение перед компьютером в вынужденной (фактически) позе провоцирует застой крови в области малого таза, что провоцирует развития варикозной болезни.

      Нагрузка на опорно-двигательный аппарат провоцирует нарушение осанки и развитие сколиоза в детском возрасте, также сопутствует отложению солей и развитию остеохондроза у взрослых.

      Гиподинамия провоцирует слабость мышц и ожирение. Малоподвижный образ жизни становится причиной повышенного уровня холестерина уже в 35/40-летнем возрасте, что грозит инсультами и инфарктами.

    Относительно детей, то проблема более чем серьезная. Когда родители сталкиваются с проблемой нарушения осанки у ребенка, им известно, насколько трудно исправить такую ситуацию в будущем. Компьютер настолько захватывает внимание ребенка, что малыш даже не ощущает, что сидит ссутулившись. В растущем детском организме патологический процесс запускается настолько быстро, что:

      сначала появляется едва заметная сутулость;

      ребенку становится все сложнее удерживать спину в нормальном положении;

      при нахождении в сидячем положении спина приобретает круглую форму;

      неправильная поза и слабость мышечного аппарата приводят к искривлению позвоночника, прогресс процесса можно заметить даже невооруженным глазом.

    Нагрузка на суставы кистей рук

    Многие отмечают, что после продолжительной работы за компьютером кисти начинают неметь, что особенно ощущается в области подушечек пальцев. Хочется все время потереть руки, поскольку кажется, что они затекли. Это является следствием нарушения работы мелких суставов, иннервации и кровоснабжения.

    Воздействие химических веществ, грязи и пыли

    ПК в процессе работы притягивает пыль и различную грязь, которая аккумулируется в системном блоке, оседает на мышке и клавиатуре. Система охлаждения компьютера обеспечивает циркуляцию пыли внутри помещения.

      Доказано, что клавиатура содержит намного больше микробов, чем крышка унитаза.

      Пыль является одним из активных аллергенов, который может стать причиной гиперчувствительности, аллергического бронхита или насморка. В свою очередь такие патогенные микроорганизмы проникают с немытыми руками в организм и становятся причиной развития тяжелых инфекций.

    Шведские зоологи обнаружили, что на протяжении двух лет после изготовления монитор выделяет в воздух специфическое химическое соединение трифенилфосфат, которое считается сильным аллергеном. Данное вещество входит в состав пластмассы, и в процессе работы и нагревания начинает выделяться в воздух. Во время работы за ПК уровень трифенилфосфата превышает в десять раз.

    Влияние на психику и нервную систему

    Этот фактор считается наиболее опасным и в некоторых случаях приводит к необратимым последствиям и формированию полной психической зависимости от ПК.

    Влияние на детей

    Неустойчивая подростковая и детская психика страдает от компьютерной зависимости. Возникают проблемы, которые связаны с категорическим нежеланием оставлять компьютер и заниматься привычными делами (есть, гулять на свежем воздухе). После этого ребенок начинает отказываться от сна.

    В дальнейшем начинает появляться раздражительность и частые истерики. Наблюдается нарушение памяти, депрессивное, а в некоторых случаях и агрессивное поведение.

    Настроение и вкус к жизни возвращаются только в процессе игры за компьютером. При этом происходящее вокруг абсолютно не интересует ребенка, обращение к малышу во время игры агрессивное или игнорируется. В буквальном смысле слова дети превращаются в настоящих зомби, которым не интересна реальная жизнь.

    Влияние на взрослых

    Взрослые довольно часто убегают от реальных проблем путем погружения в виртуальный мир, в котором они являются победителями. При этом события, происходящие в игре, воспринимаются в качестве реальных с настоящими эмоциями и переживаниями. Адреналин, который вырабатывается в процессе игры, не разрушается, как в процессе тренировки или езды на велосипеде. Накопление гормона приводит к разрушению нервной системы, развитию психоза и неврастении.

    Компьютерная зависимость по силе сравнима с наркоманией и алкоголизмом. Однако в случае последних двух принимаются радикальные методы борьбы, тогда как игромания остается в тени.

    Вредно ли излучение от Wi-Fi роутера?

    Наличие беспроводной точки доступа к интернету сегодня есть практически в каждой квартире. Это экономично и удобно, при этом те, кто перешел «на сторону вай-фай», вряд ли вернутся к проводному интернету.

      Частота излучения роутера чуть выше, чем у микроволновой печи – 2,4 ГГц.

      Мощность излучения составляет около 18 мВт (мобильный телефон излучает 1Вт).

      В случае если устройство находится в постоянно включенном состоянии, воздействие на человека также является постоянным. Большинство людей не выключают роутер даже на ночь, при этом спят в комнате, где и размещается точка доступа, а это совершенно недопустимо.

      Переизбыток радиоволн может стать причиной утомляемости, раздражительности, развития других симптомов

    Работая на высоких частотах, роутер имеет довольно небольшую мощность. Таким образом, рациональное использование прибора на безопасных расстояниях, вне спальных помещений, является допустимым и по воздействию приравнивается к электромагнитному излучению холодильника, телевизора. Чем ближе от человека располагается источник излучения и чем дольше он работает, тем более негативное влияние оказывает он на человека.

    В местах публичного доступа к беспроводному интернету роутер находится вдали от пользователей, поэтому и не оказывает пагубного влияния на здоровье. В таких случаях больше электромагнитного излучения оказывает средство, которое служит для выхода в интернет (планшет, телефон).

    Правила работы на персональном компьютере

    Все перечисленные выше проблемы могут быть устранены, если придерживаться правил работы за компьютером и не давать поблажек собственным детям в виде «еще 5 минуточек».

    Время работы за персональным компьютером – сколько времени можно сидеть перед ПК?

    Совокупное время пользования компьютером для взрослого человека составляет 6 часов в сутки (максимум 8 часов в сутки, в случае профессиональной необходимости). Это не значит, что если сесть за компьютер в восемь часов утра, то можно сидеть беспрерывно до двух часов дня. Нет, нужно делать перерывы, которые оговорены ниже.

      Детям до 5 лет вообще запрещено сидеть за компьютером.

      Ребенку в возрасте 5-7 лет позволяется поиграть не более 30 минут.

      Детям от 7 до 10 лет можно поработать за компьютером около 1 часа.

      Подросткам от 12 до 16 в день позволяется проводить за компьютером не больше 2 часов.

    Регламентированные перерывы в работе

    Для предупреждения перегрузки систем и органов, а также возникновения психического дискомфорта нужно прерываться на активный отдых. Недостаточно просто отвернуться от экрана и посмотреть в окно.

      В течение каждого часа работы нужно выполнять 2-3-минутные перерывы каждые 15-20 минут, отводить глаза от монитора или закрывать их, обеспечивая мини-разгрузку зрительного органа.

      Каждые 45 минут работы нужно сделать 10-15 минутный перерыв: походить, размяться. При наличии возможности – полежать с закрытыми глазами.

      Через 3 часа работы нужно сделать получасовой отдых, прогуляться и подышать свежим воздухом, перекусить.

      Также полезно выполнять гимнастику для глаз – вращения глазными яблоками, частые моргания, переведения взгляда с ближнего на удаленный предмет.

    Организация рабочего места – как правильно сидеть за компьютером

    Для работы за компьютером необходимо иметь соответствующую мебель – компьютерный стул и стол. В продаже доступна как детская, так и взрослая мебель, которую можно отрегулировать, отталкиваясь от роста. При этом высота стула должна соответствовать высоте стола.

      Освещение должно быть ровным, не должно быть контрастных источников света рядом с монитором.

      Лучший вариант для размещения монитора – угол комнаты, это позволяет стенам поглощать электромагнитное излучение. Расстояние до монитора должно составлять 40-50 сантиметров, при этом он должен находиться на несколько сантиметров ниже глаз, таким образом, человек смотрит сверху вниз. Частота обновлений экрана монитора должна составлять не менее 85 Гц.

      Системный блок должен находиться максимально удаленно от пользователя.

    Для работы за персональным компьютером можно пользоваться специальными очками, которые не влияют на качество картинки, однако защищают зрительный орган от перенапряжения.

    Уход за компьютером

    Хотя бы раз в течение месяца нужно снимать заднюю крышку системного блока и аккуратно пропылесосить корпус. Монитор и клавиатуру нужно протирать специальными средствами ежедневно.

    Для того чтобы компьютер, который не используется, не генерировал излучения, нужно отключать его от сети. Это правило распространяется также и на роутеры.

    Микроклимат в помещении

    Во время перерывов в работе нужно производить сквозное проветривание помещения, во время работы нужно держать окно на проветривании. Работа ПК провоцирует повышение уровня заряженных позитивно ионов и уменьшение отрицательно заряженных.

    Пятнадцатиминутное проветривание приводит показатель в норму. В процессе проветривания помещение покидают также и прочие химические вещества, которые попадают в воздух в процессе работы компьютера.

    Как избавить ребенка от зависимости и не позволить ей сформироваться в будущем

      Сегодня сложно полностью оградить школьника от компьютера, но здоровье должно быть в приоритете. Компьютер необходимо использовать только для выполнения домашних заданий и только под контролем взрослых. Дав слабину однажды и позволив поиграть после «домашки», в дальнейшем о продуктивности учебы можно забыть. Задания, которые предполагают работу за компьютером, должны выполняться в первую очередь.

      Персональный компьютер не должен позиционироваться в качестве бонуса за что-либо. Нельзя также превращать компьютер в суперзапретное, также как не стоит делать из компьютера поощрительный приз. Ребенок должен осознавать, что компьютер является прибором для взрослых.

      Необходимо постараться занять свободное время ребенка полезными делами: подойдут различные кружки – хоккей, гимнастика, танцы, бассейн. Отдавая свободное время и энергию более полезным и активным занятиям, у ребенка не останется времени на компьютерные игры.

      Также не стоит подавать на негативный пример, слишком усердно сражаясь с виртуальными монстрами и противниками у детей на глазах. Пусть лучше гаджет ассоциируется у ребенка с рабочей необходимостью.

      Проводите с детьми больше времени и старайтесь исключать время, которое взрослые выделяют для собственных нужд, позволяя ребенку тихонько сесть и не мешать за компьютером. Ребенок должен активно развиваться, соответственно он должен играть в настольные и уличные игры, и лучше, если в них будут участвовать и родители.

      Начинать знакомство ребенка с персональным компьютером не стоит сразу с настоящего ноутбука или ПК, если ребенок так хочет такой гаджет – можно купить игрушечное устройство для развития, которое внешне походит на ноутбук.

    Здоровье человека и компьютер – это противоречащие друг другу понятия, которые при разумной организации работы можно соединить таким образом, чтобы негативное воздействие ПК оказывало минимально влияло на здоровье.