Финансовые правоотношения являются одним из постоянных объектов правовых исследований финансового механизма. Их природа, особенности возникновения и существования предопределяют во многом диапазоны возможностей использования финансового права в деле управления как экономической, так и социально-политической жизнью общества.

Его можно сформулировать следующим образом: Финансовые правоотношения -- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.Финансовоеправо: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- Ф59 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004. -- 68 с.

Правовое регулирование данных отношений необходимо для того, чтобы государство, его органы, а также органы местного самоуправления могли достичь определенных целей в области финансовой деятельности.

За счет того, что отношения в области финансовой деятельности, регулируются нормами права, они становятся финансово-правовыми отношениями.

Также следует учесть, что не все отношения в области финансовой деятельности нуждаются в правовой регламентации, к таким относятся: организационная, подготовительная и информационная и иная деятельность государства, его органов и органов местного самоуправления. Но именно финансовые правоотношения определяют основное содержание этой деятельности, привносят ей целенаправленность и структурированную организованность.

Вне рамок правовых отношений финансовая деятельность осуществляться не может, поскольку получение государственными органами и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам было бы невозможным. Это возможно лишь в том случае, если данные отношения находятся под полным контролем государства, если юридические права и обязанности субъектов данного правоотношения четко прописаны в законодательстве, если законодательством предусмотрена их взаимосвязь, а их реализация гарантируется мерами государственного принуждения

Однако Крохина Ю.А., основываясь на учениях Ровинского Е.А., выделяет несколько иное понятие финансовых правоотношений, делая акцент на том, что финансовые отношения является определенной формой экономических отношений.

Исходя из этого, Крохина Ю.А. указывает следующее понятие финансовых правоотношений: Финансовые правоотношения -- это являющиеся по сути экономико-правовыми общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно- имущественный характер и выражающие публичные интересы.Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. -- 3е изд., перераб. и доп. -- М. : Норма, 2008. -- 109 с.

Финансовые правоотношения определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений. К этим отношениям, прежде всего, относятся отношения, связанные с уплатой налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды, а также отношения, связанные с получением бюджетных кредитов и отношения по контролю за использованием финансовых ресурсов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что все финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и его органов являются не только правовыми отношениями, но и также по своей сущности являются экономическими.

Финансовые правоотношения являются разновидностью правовых отношений, в связи с чем, они обладают общими признаками любого правоотношения. К этим признакам относятся:

  • 1. правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм;
  • 2. участники каждого конкретного отношения индивидуально определены;
  • 3. эти отношения осуществляются через субъективные права и субъективные обязанности
  • 4. правоотношения носят волевой характер, в этих отношениях требуется сознательная волевая деятельность людей.
  • 5. отношения охраняются государством.

Однако у финансовых правоотношений есть ряд специфических особенностей. К отличительным признакам финансового правоотношения относятся:

  • 1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства, его органов и органов местного самоуправления. К финансовой деятельности относятся: выпуск денежных средств, организация денежного обращения, плановое собирание денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды, распределение и использование государственных денежных фондов с целью реализации задач, поставленных перед государством и т.д.
  • 2. Финансовых правоотношения относятся к числу публично-правовых отношений, поскольку эти отношения складываются в сфере публичных интересов и регулируются нормами публичного права. Помимо финансовых правоотношений, к таким отношения также относятся: административные, уголовные, конституционные и др.
  • 3. Эти отношения носят государственно-властный, императивный характер. Императивный характер финансово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу?команда -- исполнение?, где команды издает государство (или муниципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллективные и другие субъекты финансового права. Финансовое право Российской Федерации: Учебник/Отв. ред. М.В. Карасева -- М.: Юристъ, 2004. -- 124 с.В этих отношениях стороны не являются юридически равноправными, одной из таких сторон всегда выступает государство или его органы (напр. Правительство РФ, Централый банк, Министерство финансов и др), должностные лица, а также органы местного самоуправления, которые наделены властными полномочиями.

Второй стороной этих отношений выступают любые субъекты: граждане, организации, общественные объединения и т.д.

В рамках такого правоотношения властный субъект, используя полномочия и государственное принуждение, может устранять возникающие противоречия между публичными и частными интересами в пользу первых в процессе осуществления финансовой деятельности государства.Финансовое право: учебник/отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юридическая фирма «Контракт»:ВолтерсКлувер, 2011.- 64 с.

В некоторых случаях финансовые правоотношения могут возникать между органами государственной власти и местного самоуправления.

  • 4. По своей сущности финансовые правоотношения являются экономическими.
  • 5. Финансовые правоотношения носят имущественный характер. В роли имущественных благ выступают денежные средства.

Подчеркивая имущественный характер финансового правоотношения, стоит учитывать, что эти отношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процедурные (процессуальные) отношения. К материальным стоит отнести те отношения, в которых происходит непосредственная передача денежных средств (финансовых ресурсов) от одних субъектов в распоряжение других. К процедурным (процессуальным), отношениям относятся те, которые направлены на организацию, планирование; которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованиемФинансовое право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. М.В. Карасева -- М.: Юристъ, 2004. -- с. 124. Процедурные отношения не обслуживают движение денежных средств, однако это не означает, что процедурные отношения не могут характеризоваться как имущественные, поскольку конечной целью этих отношения является движение денежных средства. Учитывая вышесказанное можно утверждать, что финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств.

В науке финансового права признак властности финансового отношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим, финансовые отношения принято характеризовать как властно-имущественные.

Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско-правового отношения. Гражданско-правовые отношения часто возникают в сфере финансовой деятельности государства и носят имущественный, но не властно-имущественный характер, что и отличает его от финансового правоотношения.

Некоторые административно-правовые отношения также имеют властно-имущественный характер (например, наложение и взыскание административных штрафов). Однако эти отношения отличаются от финансовых тем, что административные отношения возникают в сфере деятельности исполнительных органов государства, когда как финансовые возникают в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Структура финансовых правоотношений.

В структуру финансовых правоотношений входят следующие элементы: субъект, объект, содержание, а также основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Обязательным субъектом финансовых отношений всегда является государство и муниципальные органы, вторым участником таких отношений может выступать любой субъект: физические лица, организации, предприятия и т.д.

Объектом данных отношений выступают денежные фонды государства (муниципальных образований), а также юридических и физических лиц, под которыми понимаются специально выделенная обособленная часть денежных средств, которая имеет свое предназначение для определенных целей.

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, такими условиями выступают юридические факты.

Под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие у субъектов финансовых правоотношений возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей.

Традиционно юридические факты подразделяются на события и действия, последние в свою очередь делятся на правомерные и неправомерные действия. К правомерным действиям относят юридические акты и поступки.

Основное место в системе правомерных юридических действий в финансовом праве занимают юридические акты, именуемые финансовыми правовыми актами.

Под финансовыми правовыми актами понимаются принятые в определенной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, которые входят в их компетенцию. Финансовые правовые акты бывают двух видов: акты, носящие индивидуальный характер и акты, носящие нормативный характер. Как пример индивидуального финансово-правового акта можно указать выдачу лицензии юридическому лицу на право осуществления какой-либо деятельности. Примером нормативного акта в области финансовой деятельности выступает закон о федеральном бюджете.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права специфические общественные отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использо-вания денежных фондов и направлены на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.? 1) Финансовые правоотношения направлены в первую очередь на процесс создания фондов денежных средств, следовательно, являются денежными отношениями, которые представляют собой отношения материального, имущественного характера. Однако деятельность по формированию денежных фондов и сферы денежного обращения в целом подлежит жесткому государственному регулированию, поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественные отношения свойственны и административным правоотношениям (денежные штрафы, конфискация и др.), но они возникают и действуют в процессе управленческой функции государства.

При осуществлении управленческой функции государства в определенной степени обеспечивается поступление денежных фондов в доход государства, однако эта деятельность непосредственно не связана с финансовой деятельностью, поскольку ставит целью не формирование денежных фондов, а наказание правонару-шителей.

Финансовые правоотношения тесно связанны также с граж-данско-правовыми отношениями, поскольку приобретение имущества, выполнение работ или оказание услуг в большинстве своем сопровождается обязанностью по уплате определенного вида налога.

Таким образом, первая отличительная особенность финансовых правоотношений состоит в том, что эти отношения возникают только в процессе осуществления финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Второй особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из участников всегда будет выступать высший или местный орган власти, а также уполномоченный государством орган (финансовый орган, кредитная организация).

В определенных случаях финансовые отношения могут возникать и между органами государственной власти и местного самоуправления.

Финансовые правоотношения также отличаются тем, что объектом этих отношений является денежное обязательство (денежный платеж) перед государством, которое необходимо исполнить (например, уплата налога).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются:

Юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у субъектов финансовых прав и обязанностей;

Финансовые правовые акты (финансово-плановые акты) нормативного или индивидуального характера.

Нормативным актом в области финансовой деятельности го-сударства является федеральный закон о федеральном бюджете, а индивидуальным - выдача лицензии юридическому или физическому лицу на право осуществления какой-либо деятельности.

Финансовые правоотношения можно классифицировать по их материальному содержанию (что в свою очередь зависит от определенной сферы общественных отношений) на следующие виды:

бюджетные правоотношения;

Налоговые правоотношения;

финансовые правоотношения в области государственного и муниципального кредита;

Финансовые правоотношения в области страхования;

финансовые правоотношения в области банковского кредитования;

финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;

валютные правоотношения и др.

Субъектов финансовых правоотношений можно объединить в три группы.

Первая группа субъектов финансовых правоотношений включает в себя государство, государственные и административно- территориальные образования. Государство вступает в финансовые отношения с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, а также через специальные уполномоченные финансовые органы, которые представляют интересы государства.

Вторую группу субъектов финансовых правоотношений составляют хозяйствующие субъекты, т.е. предприятия, организации и учреждения различных организационно-правовых форм собственности. К хозяйствующим субъектам относятся и крестьянские (фермерские) хозяйства, а также индивидуальные предприниматели.

Субъектами финансовых правоотношений третьей группы являются отдельные граждане (в том числе иностранные и лица без гражданства), проживающие на территории Российской Федерации.

В отдельную группу субъектов финансовых правоотношений входят межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства в Российской Федерации; постоянные представительства иностранных юридических лиц и само-стоятельные структурные подразделения иностранных организаций, не являющиеся юридическими лицами и находящиеся на территории Российской Федерации.

Субъекты данной группы являются участниками отдельных видов финансовых правоотношений (например, налоговых и валютных).

Контрольные вопросы и задания

Раскройте понятие «финансово-правовая норма».

Какова структура финансово-правовой нормы?

По каким основаниям классифицируются нормы финансового права?

Дайте определение финансового правоотношения.

Каковы особенности финансовых правоотношений?

Назовите виды финансовых правоотношений.

Перечислите субъектный состав финансовых правоотношений.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации. Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

  • 1) бюджетные;
  • 2) налоговые;
  • 3) в области страхования;
  • 4) кредита (государственного и банковского);
  • 5) расчетов, регулируемых финансовым правом:
  • 6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;
  • 7) контрольные.

По способу реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные - основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования госу­дарственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные - возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонаруше­ния, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

По характеру финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания». Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности. финансовое правоотношение бюджет субъект

Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены:

по структуре их юридического содержания -- простые и сложные;

по объекту -- имущественные и неимущественные;

по юридическому характеру взаимоотношений участников -- на вертикальные и горизонтальные;

по форме проявления -- двусторонние и многосторонние и т.д.

В процессе воздействия государства с помощью правовых норм на отношения в сфере финансовой деятельности возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения. Участники этих отношений выступают как конкретные носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами. Финансово-правовые отношения являются юридической формой проявления и закрепления финансовых отношений.

В финансовых правоотношениях оказываются субъективные права их участников, то есть происходит непосредственное влияние права на финансы, поскольку предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования денежных средств централизованных или децентрализованных фондов реализуются в поведении людей, участвующих в этой деятельности.

Таким образом, общественные отношения, которые возникают в связи с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, будучи урегулированными нормами права, приобретают форму финансовых правоотношений (финансово-правовых отношений). Эти правоотношения возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимосвязи через субъективные юридические права и обязанности, и такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства. За пределами правовых отношений финансовая деятельность осуществляться не может. Финансовые отношения существуют только в форме правоотношений.

Понятно, что фактические (материальные) отношения в сфере финансов могут отклоняться от предписаний (правовых норм), установленных государством (например, сокрытие дохода от налогообложения), является правонарушением, а не финансовыми отношениями вне правоотношений.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют определенную присущую только им специфику. Основными особенностями финансово-правовых отношений являются:

1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

2. Объект финансовых отношений - деньги (денежные обязательства), точнее фонды средств, которые формируются, распределяются и используются в результате реализации субъективных прав и юридических обязательств.

3. Одной из сторон в финансовых правоотношениях всегда выступает государство или его уполномоченный орган.

4. В финансовых правоотношениях не бывает равенства сторон.

5. Финансовые правоотношения выражают организующую роль государства в распределении и перераспределении национального дохода страны;

6. Финансовые отношения носят государственно-властный имущественный (денежный) характер, поэтому эти общественные отношения можно определить как властно-имущественные.

7. Права и обязанности сторон финансовых правоотношений определяются непосредственно законом или нормативно-правовым актом. Поэтому возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений всегда связано с законом или иным нормативно-правовым актом.

Совокупность указанных рис определяют специфику финансовых правоотношений. Ни одна из них в отдельности не может охарактеризовать финансово-правовые отношения в полной мере.

Финансовые правоотношения в механизме влияния на финансы государства и органов местного самоуправления выполняют три функции: 1) указывают круг, на которых в конкретный период действует финансово-правовая норма лиц; 2) закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств; 3) является условием для возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и правовых обязанностей участников финансовых правоотношений. Например, модель поведения участников правоотношений при уплате налога на добавленную стоимость сформулирована Законом Украины об этом налоге. В Законе установлены права и обязанности участников финансовых отношений при внесении налога на добавленную стоимость, который является одним из основных доходов Государственного бюджета. Конкретизируются эти предписания государства в финансовых правоотношениях, возникающих между органом государственной налоговой службы, уполномоченным банком и плательщиком налога. В случае невнесения налогового платежа в срок, непредставления необходимых документов в действие будут приведены юридические средства обеспечения прав органов налоговой службы, представляющие интересы государства в целом и обязанности плательщика. Одновременно с обеспечением юридических прав органов налоговой службы в правоотношениях обеспечивается и право другой стороны - налогоплательщика (например, право обжаловать действия налоговой инспекции).

В финансовых правоотношениях реализуются все финансово-правовые нормы. Предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования фондов денежных средств, содержащихся в нормативно-правовых актах, является юридической формой, которая наполнена материальными средствами при осуществлении позитивных действий (внесении обязательных платежей, использовании средств внебюджетных целевых фондов и др.), этим и достигается цель финансово-правового регулирования.

Материальным содержанием финансовых правоотношений является поведение сторон (например, внесение суммы налога), а юридическим - субъективные права и обязанности, установленные финансово-правовой нормой. Признаки субъективного права и юридической обязанности приведены на рис. 3.1.

Субъективные права - это мера разрешенной (возможной) поведения, принадлежит финансовому или кредитном органа для удовлетворения финансового интереса государства или органа местного самоуправления, от имени которого он выступает, и обеспечена юридическими обязанностями другой стороны отношений (например, плательщиком налога) .

Рис. 3.1. Признаки субъективного права и юридической обязанности

Именно обязанности другой стороны финансовых правоотношений, содержащиеся в финансово-правовой норме, и является гарантией соблюдения прав уполномоченного государством органа. Обязанность другой стороны финансовых правоотношений может заключаться в сдержанности от действий (использование бюджетных средств не по бюджетным назначениям), или, наоборот, выполнении долга (уплатить налог). Юридическая обязанность в финансовых правоотношениях - это приписана обязанному субъекту (например, получателю бюджетных ассигнований) и обеспечена возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой должен придерживаться этот субъект. Им может быть и финансовый орган, который должен выполнить предписание, например Верховной Рады Украины, содержащийся в законе о Государственном бюджете Украины.

Для возникновения финансовых правоотношений недостаточно издания только нормативно-правового акта, поскольку в нем содержатся только типичные признаки для возникновения таких правоотношений.

Так, ст. 67 Конституции Украины содержит норму, которая возлагает обязанность на всех, кто доход, платить налог. Все об этом знают, но пока гражданин или юридическое лицо, опираясь на налоговое законодательство, не подаст налоговую декларацию - индивидуальный юридический акт, является юридическим фактом, с которым будет связано возникновение налоговых правоотношений, они не возникнут.

Юридический факт - это жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В финансовых правоотношениях, как и во всех видах правоотношений, юридические факты подразделяются на действия и события.

Юридические факты - действия в финансовых правоотношениях, которые можно подразделить на правомерные и неправомерные.

Правомерны ли действия как волевое поведение, предполагается финансово-правовой нормой, делятся на: 1) индивидуальные акты; 2) юридические поступки; 3) правомерные действия, направленные на поддержку финансовых интересов государства.

Индивидуальный акт - это правомерное действие стороны финансовых правоотношений, с которой связаны юридические последствия. Например, подача налоговой декларации в налоговую инспекцию.

Юридический поступок - это правомерное действие, с которой финансово-правовая норма связывает юридические последствия за сам факт волевого действия. Например, налогоплательщик заявляет об обнаружении неполного подсчета доходов, подлежащих налогообложению.

К активным действиям как юридическим фактам могут относиться не только правомерные действия (например, благотворительные взносы в Государственный или местные бюджеты), но и неправомерные действия, то есть поведение лиц, не соответствует требованиям финансово-правовых норм, приводит к правонарушениям (нецелевое использование субвенции местным органом) и вызывает защиту государством или органом местного самоуправления своих финансовых интересов.

И наконец, юридические факты в виде юридических событий - это обстоятельство, не зависящее от воли людей, но несет за собой возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение ребенка дает право одному из родителей, если его месячный доход не превышает 10 минимальных заработных плат, на ежемесячное уменьшение налогооблагаемого дохода на один необлагаемый минимум доходов граждан.

Изменение финансовых правоотношений, следовательно, происходит на основании нормативно-правового акта, в котором предусматриваются различные юридические факты.

Прекращение финансовых правоотношений осуществляется также в строго предусмотренных нормативно-правовыми актами случаях, например выход на пенсию, погашение финансовых обязательств и др.

Государство и органы местного самоуправления должна постоянно управлять финансовой деятельностью; мобилизовать, распределять и использовать денежные ресурсы, концентрированные в фондах. В связи с этим государство и органы местного самоуправления в финансовых правоотношениях участвуют как властные субъекты, которые на основании нормативно-правовых актов распоряжаются денежными средствами (денежные средства - имущество), а отношения, возникающие при этом, носят властно имущественный характер.

Финансовые отношения могут иметь и организационный характер (финансовый контроль, составление, рассмотрение и утверждение финансовых планов в виде бюджета, сметы и др.). Но на основе этих организационных отношений неизбежно возникают и денежные отношения. Финансовый контроль осуществляется для проверки правильности расходования средств из денежных фондов, то есть на основе организационных финансовых правоотношений возникают конкретные финансовые правоотношения, по материальному содержанию и по финансово-правовых институтов классифицируются на: бюджетные; отношения по формированию и использованию целевых государственных и муниципальных внебюджетных фондов; по обязательным платежам (налоговым и неналоговым) по государственному долгу; государственного кредита; сметно-бюджетного финансирования; государственного кредитования; государственного страхования; денежного обращения; валютного контроля. Через эти отношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права.

Итак, финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие распоряжение этих норм по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, необходимых для функционирования государства, органов местного самоуправления и органов, разрешенных государством.

Финансовые правоотношения весьма многочисленны и многообразны. их можно классифицировать по кругу участников, по способу государственной защиты, по продолжительности действия и другим основаниям. Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация в зависимости от структуры финансовой системы государства.

В связи с наличием материальных и процессуальных норм финансового права финансовые отношения можно разделить на материальные и процессуальные.

Из-за материальных финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов, которые выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, перераспределения, изъятия и др. этих конкретно определенных финансовых средств.

Процессуальные финансовые правоотношения возникают в ходе установления форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, порядка их распределения, форм и методов контроля за их использованием. Государственно-властный элемент проявляется в данном случае в определении и регламентации форм, методов, порядка и сроков поступлений средств, определении целей и мероприятий, на которые они могут быть использованы.

Финансовое право регулирует отношения, включаются в его предмет, определяет права и обязанности их участников, то есть органов государства, местного самоуправления, юридических и физических лиц, участвующих в финансовой деятельности. Эти участники и являются субъектами финансового права, и, как правило, становятся субъектами финансовых правоотношений. Но не всегда субъекты финансового права являются субъектами конкретных финансовых правоотношений.

Субъекты финансовых правоотношений - юридические лица и граждане, которые на основании правовых норм могут быть участниками финансовых отношений. К ним можно отнести все три основные группы, на которые делятся субъекты права:

а) общественно-территориальные образования;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

Но при этом следует обратить внимание на то, что одной из сторон в финансовых правоотношениях всегда будет выступать государство или его уполномоченный орган.

Субъект финансового права - это участник финансовых отношений, который по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных прав и обязанностей. Свойство юридического или физического лица быть носителем юридических прав и обязанностей через юридические нормы называется правосубъектностью. Правосубъектность в финансовом праве включает два элемента: возможность иметь права и нести обязанности (правоспособность) и возможность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности (дееспособность). Так, граждане Украины знают, что ст. 67 Конституции Украины возлагает обязанность на каждого, что доход, подавать ежегодно декларацию об имущественном положении и своих доходах за прошлый год и платить налог. Гражданин, имеющий заработанный доход, является субъектом финансового права и потенциальным субъектом финансовых правоотношений. После подачи декларации о доходах гражданин вступает в конкретные финансовые правоотношения с органом налоговой службы. Правосубъектность в финансовом праве - понятие более широкое, чем субъекты финансовых отношений. Субъекты финансового права - это юридические и физические лица, которые наделены правосубъектностью и могут стать участниками финансовых правоотношений.

Субъектами финансового права является государство, административно-территориальные образования; юридические лица - предприятия всех форм собственности, учреждения, общественные организации, то есть коллективные субъекты, и граждане - индивидуальные субъекты.

Государство выступает, как правило, в лице Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров, Министерства финансов и Национального банка Украины. Например, в отношениях по государственному кредиту Украине выступает в лице Кабинета Министров, а ответственность за государственным долгом Украины несет как государство, являющееся субъектом финансового права.

Финансовые правоотношения - это урегулирован­ные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и исполь­зованию государственных денежных фондов и доходов.

Особенности финансовых правоотношений :

1) Финансовые правоотношения возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) де­нежных фондов и доходов.

2) финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства.

3) Следующая особенность финансовых правоотношений состо­ит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государ­ство или его уполномоченный орган, органы местного самоуп­равления.

Виды финансовых правоотношений:

1) По материальному содержанию : бюджетные, налоговые, страховые, кредитные и т.д.

2) Мате­риальные финансовые правоотношения возникают непосредственно по поводу денежных средств.

3) В процессуальные финансовые правоотношения есть форма реализации материальных правоотношений, они непосредственно предшествуют или следуют за материальными правоотношениями.

8.Субъекты финансовых правоотношений.

Субъекты финансовых правоотношений – это лица непосредственно участвующие в финансовых правоотношениях.

Основным признаком правосубъектности юридических и физических лиц в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода.

Виды субъектов финансовых правоотношений:

1) Государство и его территориальные подразделения: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, административно-территориальные образования закрытого режима.

2) Коллективные субъекты: уполномоченные органы государственной власти и муниципальные образования; организации и коммерческие банки;

3) Индивидуальные субъекты: физические лица, т.е. граждане, лица без гражданства и иностранцы.

9.Финансовый контроль, понятие, значение.

Финансовый контроль – это регламентированные нормами права деятельность государственных, муниципальных и хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Значение финансового контроля заключается в том, что он выступает как необходимый инструмент поддержания финансово-хозяйственного порядка в стране. Финансовый контроль направлен не только на соблюдение законности и правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности, но на проверку и обеспечение эффективного использование денежных фондов.

10.Государственный и муниципальный контроль; государственные и муниципальные органы, осуществляющие финансовый контроль.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за:

1) За исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов.

2) За организацией денежного обращения.

3) За использованием кредитных ресурсов.

4) За состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.

5) За государственными резервами.

6) За предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Органы:

а) Счётная палата – осуществляет контроль за образованием, распределением и использованием федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

б) Счётная палата субъектов РФ.

б) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в системе Министерства финансов РФ. Служба непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ и др. осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.