1. Принцип разделения властей на уровне местного самоуправления …
может не соблюдаться
реализуется не в полном объеме
реализуется в случаях, установленных законодательством
не может быть реализован полностью

2. Наименование должности главы муниципального образования
должно быть предусмотрено
может быть любым
может обозначаться только как «глава администрации (мэр)»
определяется законом субъекта Российской Федерации

3. На разнообразие моделей органов местного самоуправления менее всего оказывают влияние …
нормы федерального законодательства
местная история, традиции, обычаи
национальные, географические, политические, экономические факторы
воля отдельных людей или их групп

4. Выборные и другие органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти
территориальное общественное самоуправление
органы местного самоуправления
представительный орган муниципального образования
глава муниципального образования

5. Муниципальная должность – это …
профессиональная деятельность на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными, по обеспечению полномочий органов местного самоуправления
договор, заключаемый органами местного самоуправления, уполномоченной организацией от имени муниципального образования с физическим или юридическим лицом в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета
предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должность, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий
гражданин России, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета

6. Глава муниципального образования – это …

орган местного самоуправления
должностное лицо органов местного самоуправления
руководитель исполнительных органов местного самоуправления

7. Органы местного самоуправления муниципального образования всегда должны взаимодействовать …
с иностранными субъектами
с предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, расположенными на его территории
с органами местного самоуправления других муниципальных образований
между собой

8. Выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения
представительный орган муниципального образования
глава муниципального образования, избираемый непосредственно населением
председатель представительного органа местного самоуправления
все выборные органы и выборные должностные лица местного самоуправления

9. По способу принятия решений органы местного самоуправления можно подразделить на …
коллегиальные, единоначальные и с совещательными полномочиями
выборные и невыборные
представительные и исполнительные
общей и специальной компетенции

10. Срок полномочий депутата или иного члена выборного органа местного самоуправления не может быть менее …
трех лет
двух лет
одного года
пяти лет

11. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются …
в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации
после выдачи мандатов вновь избранным депутатам представительного органа местного самоуправления
с момента начала работы нового состава депутатов представительного органа местного самоуправления
с момента избрания нового состава депутатов

12. Установленный минимум необходимого числа присутствующих членов представительного органа муниципального образования, при наличии которого решения могут быть приняты
регулярное заседание (сессия) представительного органа муниципального образования
кворум представительного органа муниципального образования
регламент работы представительного органа муниципального образования
запрос представительного органа муниципального образования

13. Полномочия представительного органа муниципального образования по изданию правовых актов определяются …
уставом муниципального образования
законами субъектов Российской Федерации
представительным органом муниципального образования
федеральными законами

14. Срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления не может быть более …
четырех лет
срока, указанного в уставе муниципального образования
трех лет
пяти лет

15. Основная задача муниципальной службы
организация исполнения нормативных правовых актов
защита интересов и прав муниципального образования
обеспечение эффективности работы органов местного самоуправления
обеспечение прав и свобод человека и гражданина

16. Срок полномочий главы муниципального образования определяется …
законодательством субъектов Российской Федерации
представительными органами местного самоуправления
уставом муниципального образования

17. Самостоятельность органов местного самоуправления ограничена …
волеизъявлением местного населения
подконтрольностью за исполнением ими делегированных полномочий со стороны органов государственной власти
пределами собственной компетенции органов местного самоуправления
возможностью отмены нормативных правовых актов органов местного самоуправления в судебном порядке

18. Муниципальный служащий вправе …
принимать участие в забастовках
заниматься творческой деятельностью
получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего
заниматься предпринимательской деятельностью

19. Модель органов местного самоуправления – это …
совокупность нормативных правовых актов, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их организации и деятельности, регламентирующие муниципальную службу
выборные и иные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования
системная связь организационных структур местного самоуправления
совокупность организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, посредством которых население решает вопросы местного значения

20. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются …
с момента вручения вновь избранному должностному лицу мандата об избрании
с момента избрания на эту должность нового должностного лица
в день вступления в должность вновь избранного должностного лица
по решению представительного органа местного самоуправления

21. Гласность как принцип деятельности органов местного самоуправления проявляется …
в возможности получения гражданами достоверной информации об этой деятельности
в наличии часов для работы с населением руководителей этих органов
при опубликовании наиболее важных нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления
когда жители знают местонахождение этих органов

22. Муниципальные должности по порядку их замещения подразделяются на …
занимаемые на определенный срок и на неопределенный срок
выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы
высшие, главные, ведущие, старшие, младшие
глав местного самоуправления, депутатов представительных органов местного самоуправления, иных выборных должностных лиц

23. Право предъявления гражданами исков о признании недействительными актов органов местного самоуправления характеризует принцип …
ответственности органов местного самоуправления перед населением
законности в деятельности органов местного самоуправления
демократизма в деятельности органов местного самоуправления
гласности в деятельности органов местного самоуправления

24. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются …
со дня избрания
через десять дней после избрания
с момента вручения избирательной комиссией мандата об избрании
со дня его вступления в должность

25. Муниципальным служащим не может быть …
лицо, не имеющее высшего образования
депутат Государственной Думы России
житель соседнего муниципального образования
темнокожий человек

26. Работа представительного органа муниципального образования организуется …
членами постоянных и временных комиссий и комитетов
председателем представительного органа муниципального образования
исполнительными органами муниципального образования
аппаратом представительного органа муниципального образования

27. Должность главы муниципального образования …
должна быть установлена в городах численностью более 5 000 жителей
должна быть установлена в поселениях с числом жителей более 10 000
может быть предусмотрена уставом муниципального образования
должна быть предусмотрена уставом муниципального образования в обязательном порядке

28. Все депутаты представительного органа муниципального образования могут работать на постоянной основе.
могут, при наличии средств в местном бюджете
могут, если это предусмотрено Уставом муниципального образования
не могут
могут

29. Глава муниципального образования может быть избран …
гражданами непосредственно или представительным органом местного самоуправления
гражданами, проживающими на территории муниципального образования
представительным органом местного самоуправления из своего состава
жителями данного муниципального образования

30. Численный состав представительного органа муниципального образования определяется …
избирательной комиссией
федеральным законодательством
уставом муниципального образования
законодательством субъекта Российской Федерации

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей. Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей. Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа. Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений. К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Согласно существующим нормам, депутат Совета депутатов муниципального округа имеет определённые права на законотворчество. Оно выражается в предоставленной ему возможности вносить проекты создания новых нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в уже существующие законы, но имеющие юридическую силу лишь на территории данного МО. Это «локальное законотворчество», осуществляемое с учётом особенностей, традиций и проблем, способно сыграть важную роль в улучшении жизни населения округа.

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

В силу характерных особенностей самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов. В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа. Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо. Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно. Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты. Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек. В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Как стать муниципальным депутатом?

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы. В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората. Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% голосов избирателей.

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской. Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Депутатом представительного органа считаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не имеющие оснований для ограничения в полномочиях и действующие на определенной территории муниципального образования в интересах населения

Депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей.

По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

В этой статье:

Правовой статус депутатов местного уровня

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет.

Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Продолжительность полномочий депутата законом установлено в рамках от двух лет до пяти лет. Конкретный срок полномочий закрепляется уставом города или района.

Депутат это выборная должность, однако, на постоянной основе могут находиться не больше, чем десять процентов членов от общего состава депутатов.

Гарантии депутатов

С момента избрания на должность, депутаты обладают неприкосновенностью. Неприкосновенность имеет свое распространение только на той территории, где депутат был выбран, то есть на территории конкретного муниципалитета.

Выезжая за его пределы, депутат несет ответственность на равных основаниях вместе с гражданами.

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета.

Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Член представительного органа не несет ответственности за свои высказывания, суждения, политику, за исключением случаев клеветы или оскорблений высказываемых публично в отношении граждан.

Действующие ограничения для депутатов местного уровня

Приступая к депутатским полномочиям, гражданин ограничивается в следующих правах:

  1. Осуществлять предпринимательство как лично, так и через третьих лиц.
  2. Состоять в иных трудовых отношениях и получать заработок, за исключением в должности преподавателей, научных или творческих сотрудников.
  3. Находиться в органах управления, попечительства и иных организациях иностранного типа, действующих на территории России.

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

Ответственность депутатов местного созыва

Выборное лицо несет ответственность перед населением конкретного города или района, в котором баллотировался на депутатскую должность. Однако в зависимости от депутатского мандата, выборное лицо не всегда может следовать предвыборной программе.

Различают свободный и обязательный мандат. Только при обязательном мандате депутат должен воплотить в жизнь все положения программы. К сожалению, в большинстве случаев депутатский мандат является свободным, когда выборное лицо действует по своему усмотрению.

Депутат отвечает перед государством за нарушение требований законодательства. Однако, обладая депутатской неприкосновенностью, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.

Выборное лицо не может подвергаться уголовно-процессуальным и административным мерам по общему правилу вместе с гражданами. Это означает, что он не подвергается обыску, досмотру, осмотру документов, автомобилей, не досматривается переписка, не прослушиваются средства связи.

Исключением будет только непосредственное обнаружение депутата на месте совершения противоправного деяния. При этом ставятся в известность в обязательном порядке прокурор и председатель выборного органа.

Документ утратил силу

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и иными законами города Москвы определяет права, обязанности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им своих полномочий.

Статья 1. Выборное должностное лицо местного самоуправления

1. Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или из состава органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

2. К выборным должностным лицам местного самоуправления относятся:

1) Руководитель муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и представляющее муниципальное образование во взаимоотношениях с органами местного самоуправления иных муниципальных образований, государственными органами, организациями и гражданами;

2) Председатель муниципального Собрания - выборное должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее муниципальное Собрание, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией;

3) иное выборное должностное лицо местного самоуправления - выборное должностное лицо местного самоуправления с определенными уставом муниципального образования полномочиями, а также член выборного органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах, за исключением депутатов муниципального Собрания.

3. Выборное должностное лицо местного самоуправления руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Законом, иными законами города Москвы, уставом муниципального образования и иными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования в городе Москве.

4. Выборное должностное лицо местного самоуправления может осуществлять свои полномочия на постоянной либо на непостоянной основе в соответствии с уставом муниципального образования.

Статья 2. Статус выборного должностного лица местного самоуправления

1. Для целей настоящего Закона под статусом выборного должностного лица местного самоуправления понимается совокупность прав, обязанностей и гарантий при осуществлении деятельности выборного должностного лица местного самоуправления.

2. Статус выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается федеральным законодательством, настоящим Законом, уставом муниципального образования.

3. На выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, распространяется действие федерального законодательства о труде с особенностями, предусмотренными федеральными законами, настоящим Законом и иными законами города Москвы.

4. Выборное должностное лицо местного самоуправления не является муниципальным служащим муниципальной службы.

Статья 3. Срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

1. Срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

2. Решение об изменении срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборному должностному лицу местного самоуправления, избранному после вступления в силу соответствующего решения.

Статья 4. Осуществление полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

1. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы.

2. Полномочия Руководителя муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Руководителя муниципального образования.

3. Полномочия Председателя муниципального Собрания начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы муниципального Собрания нового созыва.

4. Полномочия иных выборных должностных лиц местного самоуправления начинаются со дня их избрания и прекращаются со дня начала работы соответствующего выборного органа местного самоуправления нового состава.

5. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на период его отсутствия в случаях отпуска, командировки, болезни, досрочного прекращения полномочий могут быть возложены решением муниципального Собрания на депутата муниципального Собрания.

Статья 5. Основания для досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

1. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления досрочно прекращаются в случаях:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями, если такая возможность предусмотрена уставом муниципального образования;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

10) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

2. Полномочия Руководителя муниципального образования, кроме случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, прекращаются досрочно в случаях:

1) отрешения от должности в соответствии с федеральным законодательством;

2) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Руководителя муниципального образования.

3. Досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица оформляется решением муниципального Собрания.

Статья 6. Права выборного должностного лица местного самоуправления

1. Выборное должностное лицо местного самоуправления при осуществлении своих полномочий имеет право на:

1) организационно-техническое обеспечение его деятельности;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, использование нормативной базы по городу Москве;

3) посещение в установленном порядке расположенных на территории муниципального образования организаций независимо от форм их собственности;

4) выезды в служебные командировки в установленном законодательством порядке в соответствии с предоставленными полномочиями;

5) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство, связанных с исполнением им полномочий;

6) подготовку и внесение проектов нормативных правовых актов в представительный орган местного самоуправления.

2. Выборное должностное лицо местного самоуправления может иметь другие права, предусмотренные уставом муниципального образования, в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

Статья 7. Обязанности выборного должностного лица местного самоуправления

Выборное должностное лицо местного самоуправления в пределах своих полномочий обязано:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, законы города Москвы и устав муниципального образования;

2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3) исполнять решения органов местного самоуправления;

4) своевременно рассматривать обращения граждан, руководителей общественных объединений, организаций, государственных органов и их должностных лиц, принимать по ним решения;

5) соблюдать трудовую дисциплину и установленный порядок работы со служебной информацией и документами;

6) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Статья 8. Ограничения, связанные с исполнением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

Выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской городской Думы, депутатом законодательного (представительного) органа иного субъекта Российской Федерации, депутатом, выборным должностным лицом органа местного самоуправления в ином муниципальном образовании, а также замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Статья 9. Ограничения, связанные с исполнением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе

1. Выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, помимо ограничений, установленных статьей 8 настоящего Закона, не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

2) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если ему не поручено в порядке, установленном уставом муниципального образования, участие (на безвозмездной основе) в органе управления коммерческой организации, имеющей в уставном капитале долю средств, находящихся в собственности муниципального образования;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, а также информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

5) получать гонорары за публикации и выступления в качестве выборного должностного лица;

6) выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности с органами местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации и иностранных государств, а также органов государственной власти города Москвы с государственными органами иностранных государств, международными и некоммерческими иностранными организациями;

7) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) за действия, связанные с исполнением им должностных обязанностей;

8) принимать награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций без соблюдения порядка, установленного федеральным законодательством.

9) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Иные ограничения, связанные с осуществлением выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий, могут устанавливаться федеральными законами, законами города Москвы и уставом муниципального образования.

Статья 10. Гарантии и компенсации выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе

1. Выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, гарантируется:

1) предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней и дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 15 календарных дней. По желанию выборного должностного лица оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск могут предоставляться по частям, при этом продолжительность одной из частей предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней;

2) предоставление ежегодно бесплатной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующей компенсации при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

4) медицинское обслуживание выборного должностного лица местного самоуправления и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию при наличии стажа, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии по старости или инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III или II степени;

5) страхование на случай причинения вреда жизни, здоровью и имуществу в связи с исполнением им полномочий;

6) выплата в размере десяти ежемесячных денежных вознаграждений при прекращении исполнения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в связи с выходом на пенсию, в том числе по инвалидности независимо от возраста. Данная выплата производится один раз, независимо от избрания его вновь выборным должностным лицом местного самоуправления, от поступления на муниципальную службу, а также на государственную службу или замещения государственной должности города Москвы;

7) выплата одного ежемесячного денежного вознаграждения при достижении 50 лет и далее каждые 5 лет;

8) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период осуществления им своих полномочий;

10) пенсионное обеспечение, а также в случае смерти выборного должностного лица местного самоуправления, наступившей в связи с осуществлением этим лицом своих полномочий, пенсионное обеспечение членов его семьи в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством;

11) ежемесячная доплата к пенсии по старости или инвалидности III или II степени, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Доплата к пенсии устанавливается при условии увольнения в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления при наличии стажа муниципальной (государственной) службы не менее 12,5 года у мужчин и не менее 10 лет у женщин. При осуществлении полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления от 1 года до 4 лет включительно доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма пенсии и доплаты к ней составляла 80 процентов от 0,22 суммы денежного вознаграждения на день прекращения полномочий и размера соответствующей надбавки при наличии почетного звания Российской Федерации. При осуществлении полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления свыше 4 лет доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма пенсии и доплаты к ней составляла 80 процентов от 0,27 суммы денежного вознаграждения на день прекращения полномочий и размера соответствующей надбавки при наличии почетного звания Российской Федерации. В случае установления пенсии по инвалидности III или II степени в период исполнения полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления в городе Москве доплата к пенсии устанавливается в максимальном размере независимо от продолжительности исполнения им полномочий. Ежемесячная доплата к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке денежного вознаграждения или изменении размера назначенной пенсии. Максимальный размер суммы пенсии и доплаты выборного должностного лица не может превышать максимально возможного размера суммы пенсии и доплаты главы управы района, на территории которого создано муниципальное образование.

12) выплата одного ежемесячного денежного вознаграждения при наличии общего трудового стажа 20 лет и далее каждые пять лет.

2. Членам семьи или лицам, осуществляющим похороны выборного должностного лица местного самоуправления, возмещаются расходы на ритуальные услуги в порядке и на условиях, установленных для государственных служащих города Москвы.

3. Время работы выборного должностного лица местного самоуправления в органе местного самоуправления на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж муниципальной или государственной службы в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

4. Социальные гарантии, предусмотренные пунктами 5-7 части 1 настоящей статьи, предоставляются в порядке и на условиях, установленных для муниципальных служащих муниципальной службы в городе Москве.

5. За выборным должностным лицом местного самоуправления, вышедшим на пенсию в период исполнения им своих полномочий, сохраняются социальные гарантии, предусмотренные пунктами 2, 4 части 1 настоящей статьи, при наличии права на ежемесячную доплату к пенсии.

6. Под членами семьи выборного должностного лица местного самоуправления в настоящей статье понимаются супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

7. Привлечение выборного должностного лица местного самоуправления к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, производится в соответствии с федеральным законодательством. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении выборного должностного лица местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Прокурором города Москвы.

8. Гарантии прав выборного должностного лица местного самоуправления при задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении его иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении выборного должностного лица местного самоуправления, занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливаются федеральным законодательством.

Статья 11. Поощрение выборного должностного лица местного самоуправления

1. Поощрение выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, законами города Москвы, уставом муниципального образования.

2. Виды поощрений, установленные для муниципальных служащих муниципальной службы в городе Москве, применяются в отношении выборного должностного лица местного самоуправления.

3. Решение о поощрении выборного должностного лица местного самоуправления принимает муниципальное Собрание.

Статья 12. Оплата труда выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе

1. Размеры и условия оплаты труда выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются муниципальным Собранием самостоятельно.

2. В случае если в муниципальном образовании уровень расчетной бюджетной обеспеченности является основанием для предоставления дотаций, оплата труда выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в виде ежемесячного денежного вознаграждения, не превышающего 1/12 годового фонда оплаты труда главы управы района с учетом группы по оплате труда в зависимости от численности населения (по нормативам образования фонда оплаты труда, установленным нормативными правовыми актами города Москвы для государственных гражданских служащих государственной гражданской службы города Москвы).

3. Иному выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере, не превышающем 70 процентов ежемесячного денежного вознаграждения Руководителя муниципального образования.

4. Выборному должностному лицу местного самоуправления, которому присвоено почетное звание Российской Федерации, выплачивается надбавка в размере 20 процентов денежного вознаграждения.

Статья 13. Личное дело выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе

1. Сведения о выборном должностном лице местного самоуправления отражаются в его личном деле.

2. Личное дело выборного должностного лица местного самоуправления ведется в порядке, предусмотренном для ведения личных дел государственных гражданских служащих государственной гражданской службы города Москвы.

3. Личное дело по требованию выборного должностного лица местного самоуправления предоставляется ему для ознакомления.

Статья 14. Ответственность выборного должностного лица местного самоуправления

Выборное должностное лицо местного самоуправления несет ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы.

Статья 15. Финансирование расходов, связанных с исполнением полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления

Финансирование расходов, связанных с исполнением полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления, производится за счет средств, предусмотренных на содержание органов местного самоуправления в бюджете муниципального образования.

Статья 16. Вступление настоящего Закона в силу
  • Закон Московской области от 30.05.2001 N 98/2001-ОЗ О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Московской области"
  • Закон Московской области от 06.10.1999 N 69/99-ОЗ
  • Закон Московской области от 11.05.1999 N 23/99-ОЗ О внесении изменения в Закон Московской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Московской области"
  • Закон Московской области от 28.04.1999 N 22/99-ОЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Московской области"
  • Решение Мособлдумы от 02.06.2004 N 5/100 О признании утратившим силу решения Московской областной Думы от 24.05.2000 N 7/99 "О проекте закона Московской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Московской области"
  • Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ и иными федеральными законами, Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 и иными законами города Москвы определяет права, обязанности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им своих полномочий. Статья 1. Выборное должностное лицо местного самоуправления 1. Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или муниципальным Собранием из своего состава, наделенное уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. 2. К выборным должностным лицам местного самоуправления относятся: 1) Руководитель муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и представляющее муниципальное образование во взаимоотношениях с органами местного самоуправления иных муниципальных образований, государственными органами, организациями и гражданами; 2) Председатель муниципального Собрания - выборное должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее муниципальное Собрание, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией; 3) иное выборное должностное лицо местного самоуправления - выборное должностное лицо местного самоуправления с определенными уставом муниципального образования полномочиями, а также член выборного органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах, за исключением депутатов муниципального Собрания. 3. Выборное должностное лицо местного самоуправления руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Законом, иными законами города Москвы, уставом муниципального образования и иными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования в городе Москве. 4. Выборное должностное лицо местного самоуправления может осуществлять свои полномочия на постоянной либо на непостоянной основе в соответствии с уставом муниципального образования. Статья 2. Статус выборного должностного лица местного самоуправления 1. Для целей настоящего Закона под статусом выборного должностного лица местного самоуправления понимается совокупность прав, обязанностей и гарантий при осуществлении деятельности выборного должностного лица местного самоуправления. 2. Статус выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается федеральным законодательством, настоящим Законом, уставом муниципального образования. 3. На выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, распространяется действие федерального законодательства о труде с особенностями, предусмотренными федеральными законами, настоящим Законом и иными законами города Москвы. 4. Выборное должностное лицо местного самоуправления не является муниципальным служащим муниципальной службы. Статья 3. Срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления 1. Срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. 2. Решение об изменении срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборному должностному лицу местного самоуправления, избранному после вступления в силу соответствующего решения. Статья 4. Осуществление полномочий выборного должностного лица местного самоуправления 1. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы. 2. Полномочия Руководителя муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Руководителя муниципального образования. 3. Полномочия Председателя муниципального Собрания начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы муниципального Собрания нового созыва. 4. Полномочия иных выборных должностных лиц местного самоуправления начинаются со дня их избрания и прекращаются со дня начала работы соответствующего выборного органа местного самоуправления нового состава. 5. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на период его отсутствия в случаях отпуска, командировки, болезни, досрочного прекращения полномочий могут быть возложены решением муниципального Собрания на депутата муниципального Собрания. Статья 5. Основания для досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления 1. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления досрочно прекращаются в случаях: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 8) отзыва избирателями, если такая возможность предусмотрена уставом муниципального образования; 9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; 10) в иных случаях, установленных федеральным законодательством. 2. Полномочия Руководителя муниципального образования, кроме случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, прекращаются досрочно в случаях: 1) отрешения от должности в соответствии с федеральным законодательством; 2) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Руководителя муниципального образования. 3. Досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица оформляется решением муниципального Собрания. Статья 6. Права выборного должностного лица местного самоуправления 1. Выборное должностное лицо местного самоуправления при осуществлении своих полномочий имеет право на: 1) организационно-техническое обеспечение его деятельности; 2) получение в установленном порядке информации и материалов, использование нормативной базы по городу Москве; 3) посещение в установленном порядке расположенных на территории муниципального образования организаций независимо от форм их собственности; 4) выезды в служебные командировки в установленном законодательством порядке в соответствии с предоставленными полномочиями; 5) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство, связанных с исполнением им полномочий; 6) подготовку и внесение проектов нормативных правовых актов в представительный орган местного самоуправления. 2. Выборное должностное лицо местного самоуправления может иметь другие права, предусмотренные уставом муниципального образования, в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы. Статья 7. Обязанности выборного должностного лица местного самоуправления Выборное должностное лицо местного самоуправления в пределах своих полномочий обязано: 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, законы города Москвы и устав муниципального образования; 2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; 3) исполнять решения органов местного самоуправления; 4) своевременно рассматривать обращения граждан, руководителей общественных объединений, организаций, государственных органов и их должностных лиц, принимать по ним решения; 5) соблюдать трудовую дисциплину и установленный порядок работы со служебной информацией и документами; 6) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Статья 8. Ограничения, связанные с исполнением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления Выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской городской Думы, депутатом законодательного (представительного) органа иного субъекта Российской Федерации, депутатом, выборным должностным лицом органа местного самоуправления в ином муниципальном образовании, а также замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы. Статья 9. Ограничения, связанные с исполнением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе 1. Выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, помимо ограничений, установленных статьей 8 настоящего Закона, не вправе: 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; 2) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если ему не поручено в порядке, установленном уставом муниципального образования, участие (на безвозмездной основе) в органе управления коммерческой организации, имеющей в уставном капитале долю средств, находящихся в собственности муниципального образования; 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4) использовать в неслужебных целях средства материально-техничес- кого, финансового, а также информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию; 5) получать гонорары за публикации и выступления в качестве выборного должностного лица; 6) выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности с органами местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации и иностранных государств, а также органов государственной с государственными органами иностранных государств, международными и некоммерческими иностранными организациями; 7) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) за действия, связанные с исполнением им должностных обязанностей; 8) принимать награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций без соблюдения порядка, установленного федеральным законодательством. 2. Иные ограничения, связанные с осуществлением выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий, могут устанавливаться федеральными законами, законами города Москвы и уставом муниципального образования. Статья 10. Гарантии и компенсации выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе 1. Выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, гарантируется: 1) предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней и дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 15 календарных дней. По желанию выборного должностного лица оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск могут предоставляться по частям, при этом продолжительность одной из частей предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней; 2) предоставление ежегодно бесплатной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующей компенсации при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 3) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), в том числе проезд автобусом от города Москвы до города Зеленограда или от города Зеленограда до города Москвы; 4) медицинское обслуживание выборного должностного лица местного самоуправления и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию при наличии стажа, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии по старости или инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III или II степени; 5) страхование на случай причинения вреда жизни, здоровью и имуществу в связи с исполнением им полномочий; 6) выплата в размере десяти ежемесячных денежных вознаграждений при прекращении исполнения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в связи с выходом на государственную пенсию, в том числе по инвалидности независимо от возраста. Данная выплата производится один раз, независимо от избрания его вновь выборным должностным лицом местного самоуправления, от поступления на муниципальную службу, а также на государственную службу или замещения государственной должности города Москвы; 7) выплата одного ежемесячного денежного вознаграждения в связи с юбилеями при достижении 50 лет и далее каждые 5 лет; 8) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период осуществления им своих полномочий; 9) 50-процентная скидка в оплате жилищных услуг занимаемой им и проживающими совместно с ним членами его семьи общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), плате за наем или оплате жилья по договору найма или плате за техническое обслуживание дома, а также по оплате коммунальных услуг независимо от вида занимаемой площади в пределах нормативов потребления коммунальных услуг; 10) пенсионное обеспечение, а также в случае смерти выборного должностного лица местного самоуправления, наступившей в связи с осуществлением этим лицом своих полномочий, пенсионное обеспечение членов его семьи в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством; 11) ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости или инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III или II степени, назначенной в соответствии с федеральным законодательством. Доплата к государственной пенсии устанавливается при условии увольнения в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления при наличии стажа муниципальной (государственной) службы не менее 12,5 лет у мужчин и не менее 10 лет у женщин. При осуществлении полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления от 1 года до 4 лет включительно ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма пенсии и доплаты к ней составляла 80 процентов от 0,4 суммы денежного вознаграждения на день прекращения полномочий и размера соответствующей надбавки при наличии почетного звания Российской Федерации. При осуществлении полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления свыше 4 лет ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма пенсии и доплаты к ней составляла 80 процентов от 0,45 суммы денежного вознаграждения на день прекращения полномочий и размера соответствующей надбавки при наличии почетного звания Российской Федерации. В случае установления пенсии по инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III или II степени в период исполнения полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления в городе Москве ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается в максимальном размере независимо от продолжительности исполнения им полномочий. 2. Членам семьи или лицам, осуществляющим похороны выборного должностного лица местного самоуправления, возмещаются расходы на ритуальные услуги в порядке и на условиях, установленных для государственных служащих города Москвы. 3. Время работы выборного должностного лица местного самоуправления в органе местного самоуправления на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж муниципальной или государственной службы в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы. 4. Социальные гарантии, предусмотренные пунктами 5-7, 9 части 1 настоящей статьи, предоставляются в порядке и на условиях, установленных для муниципальных служащих муниципальной службы в городе Москве. 5. За выборным должностным лицом местного самоуправления, вышедшим на пенсию в период исполнения им своих полномочий, сохраняются социальные гарантии, предусмотренные пунктами 2, 4 и 9 части 1 настоящей статьи, при наличии права на ежемесячную доплату к пенсии. 6. Под членами семьи выборного должностного лица местного самоуправления в настоящей статье понимаются супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения. 7. Привлечение выборного должностного лица местного самоуправления к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, производится в соответствии с федеральным законодательством. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении выборного должностного лица местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Прокурором города Москвы. 8. Гарантии прав выборного должностного лица местного самоуправления при задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении его иных уголовно-процессуальных и административно- процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении выборного должностного лица местного самоуправления, занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливаются федеральным законодательством. Статья 11. Поощрение выборного должностного лица местного самоуправления 1. Поощрение выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, законами города Москвы, уставом муниципального образования. 2. Виды поощрений, установленные для муниципальных служащих муниципальной службы в городе Москве, применяются в отношении выборного должностного лица местного самоуправления. 3. Решение о поощрении выборного должностного лица местного самоуправления принимает муниципальное Собрание. Статья 12. Оплата труда выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе 1. Размеры и условия оплаты труда выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются муниципальным Собранием самостоятельно. 2. В случае если в муниципальных образованиях уровень расчетной бюджетной обеспеченности является основанием для предоставления дотаций, оплата труда выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в виде ежемесячного денежного вознаграждения, устанавливаемого в кратности к должностному окладу государственного служащего государственной службы города Москвы категории в аппарате управы района в соответствии с предельными нормативами: 1) Руководителю муниципального образования - ежемесячное денежное вознаграждение в размере 19,5 должностного оклада государственного служащего государственной службы города Москвы категории в аппарате управы района, при численности населения муниципального образования свыше 100 тысяч человек; 2) Руководителю муниципального образования - ежемесячное денежное вознаграждение в размере 18,7 должностного оклада государственного служащего государственной службы города Москвы категории в аппарате управы района, при численности населения муниципального образования от 50 до 100 тысяч человек; 3) Руководителю муниципального образования - ежемесячное денежное вознаграждение в размере 17,8 должностного оклада государственного служащего государственной службы города Москвы категории в аппарате управы района, при численности населения муниципального образования до 50 тысяч человек. 3. Иному выборному должностному лицу местного самоуправления выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение в размере 70 процентов ежемесячного денежного вознаграждения Руководителя муниципального образования. 4. Выборному должностному лицу местного самоуправления, которому присвоено почетное звание Российской Федерации, выплачивается надбавка в размере 20 процентов денежного вознаграждения. Статья 13. Личное дело выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе 1. Сведения о выборном должностном лице местного самоуправления отражаются в его личном деле. 2. Личное дело выборного должностного лица местного самоуправления ведется в порядке, предусмотренном для ведения личных дел государственных служащих государственной службы города Москвы. 3. Личное дело по требованию выборного должностного лица местного самоуправления предоставляется ему для ознакомления. Статья 14. Ответственность выборного должностного лица местного самоуправления Выборное должностное лицо местного самоуправления несет ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы. Статья 15. Финансирование расходов, связанных с исполнением полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления Финансирование расходов, связанных с исполнением полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления, производится за счет средств, предусмотренных на содержание органов местного самоуправления в бюджете муниципального образования. Статья 16. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 25 февраля 2004 года № 10